Дом с ромбовидными окнами

Обновлено: 05.05.2024

Архитектор, имевший власть над пространством

Глядя на загадочный круглый дом с ромбовидными окнами в Кривоарбатском переулке, можно понять, почему Мельникова называют русским Гауди. Та же безудержная фантазия, та же вера в собственный замысел, та же настойчивость в воплощении. И та же преданность родному городу. Гауди прославил на весь мир свою Барселону, а Мельников — Москву. Недаром же он едва ли не самый известный на планете русский архитектор.

— А еще у Мельникова было феноменальное чувство пространства, которое и выделило его среди сотен других архитекторов, — рассказывает наш экскурсовод Елизавета Лихачева, заместитель директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. — В его домах очень удобно жить и работать. В них много света, который, кстати, для мастера означал не только визуальное расширение залов, но и небывалую экономию электроэнергии.

Архитектору, выросшему в бедной пролетарской семье, страстно хотелось иметь свое жилье в центре Москвы. И в 1927 году Мельников вложил в строительство все свои гонорары и даже влез в долги, которые отдавал долгие годы. И странная, кажущаяся даже нелепой форма окон на заднем фасаде дома обусловлена банальной экономией денег, а не уникальным мышлением автора.

— Это была стройка, с которой не увезли ни одного кирпича. Все материалы, которые были привезены, пошли в ход, — говорит Елизавета Лихачева.

Экскурсанты обращают внимание на трещины во многих местах.

— Дело в том, что ненужные окна Мельников заложил обломками кирпичей, руководствуясь все той же экономией. На месте исчезнувших окон и появляются эти трещины, — объяснила экскурсовод.

Сейчас дом Мельникова принадлежит Музею архитектуры имени Щусева, который поддерживает в нем порядок. Наследники пытаются заявить свои права на владение имуществом, и регулярные судебные разбирательства не дают возможности выполнить капитальную реставрацию здания.

А вот и другой шедевр Мельникова — клуб завода «Каучук». Тут полным ходом идет реставрация. Узнав, что в культурном объекте расположится очередной банкетный зал, собравшиеся грустно вздохнули, но Елизавета Лихачева поспешила всех успокоить:

— Это не самый худший вариант, — заметила она. — Подобным советским объектам сложно найти применение в нынешнее время. Для театров они слишком малы, а выжигать дощечки после работы сейчас никто не пойдет. Лучше отдать здания бизнесменам, которые приведут их в порядок, нежели оставить на дальнейшее обветшание.


Завешанные полиэтиленом окна, пыль, запах краски и извести не помешали гостям по достоинству оценить внутренние помещения. Благодаря огромным окнам и обтекаемой форме крыши они также визуально кажутся больше, чем есть на самом деле. Не менее впечатлил и концертный зал. Студенты Университета культуры Елена и Сергей долго не могли поверить, что в столь компактном помещении снимался фильм «Берегись автомобиля». Оказывается, впечатление большого пространства появляется благодаря треугольной форме сцены и отсутствию сидячих мест в партере.

Следующий пункт экскурсии — Дом культуры имени Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех огромных зубцах-выступах. Оценить все величие постройки можно, только перейдя на другую сторону Стромынки. Сам архитектор в своих мемуарах называл клуб «Белым кристаллом».

— Мельников всегда любил выражаться красиво, и его речь отличалась особой витиеватостью, — объяснила экскурсовод.

Судьба этого ДК сложилась счастливее, чем других рабочих клубов, — сейчас в нем разместилась труппа Романа Виктюка. Мне захотелось попасть внутрь через главную лестницу, ведущую с улицы сразу на второй этаж (отличительная деталь работ Мельникова). Но выяснилось, что это невозможно — прямо в этом месте Виктюк оборудовал себе рабочий кабинет, руководствуясь все тем же преимуществом — большим количеством света, визуально расширяющим размеры комнаты.

— Можно не любить авангард, но не принимать гениальные произведения искусства попросту глупо. Творчество Мельникова лишь кажется очень сложным. Если в него погрузиться, то вы найдете логическое объяснение всем его решениям. Его работы заставляют думать, анализировать увиденное. Не нужно забывать, что архитектура — это не колонны, стены или купола. В первую очередь это пространство, с которым Мельников мог сделать все, что хотел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елизавета Минакова, научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева:

- Необычное видение, нестандартный подход к проектированию, созданию чертежей сделало Мельникова знаменитым. Для него всегда была важна работа с объемом, внутренним пространством. Только после этого он задумывался о том, что делать с оболочкой. Его архитектура отличается тем, что, находясь внутри, мы никогда не представим, как выглядит здание снаружи, и наоборот. Мельников интересен тем, что непредсказуем.

СПРАВКА

Константин Степанович Мельников родился 3 августа 1890 г. Отец служил старшим рабочим при Петровской лесной и земледельческой академии, а мать-крестьянка вела хозяйство. В 1917 г. окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Основные архитектурные объекты и проекты: павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина, Дом-мастерская, ДК завода «Каучук», ДК им. И. В. Русакова, Клуб фабрики «Буревестник», Клуб фабрики «Свобода», Клуб им. М. В. Фрунзе, Бахметьевский гараж, гараж на Новорязанской улице.

Дом Мельникова — уникальный особняк в центре Москвы

Особняк Мельникова уникален не только своей архитектурой, но и обстоятельствами, при которых он был построен. В двадцатые годы архитектору удалось добиться невозможного: правительство само выделило ему участок земли в центре Москвы.

Во время строительства своего трёхэтажного дома Константин Мельников задействовал множество новаторских решений. И, к тому же, он доказал, что в круглых домах можно жить с большим комфортом, чем в квадратных.

Экспериментальный дом в Кривоарбатском переулке

В начале двадцатых годов Константин Степанович Мельников был одним из самых уважаемых архитекторов России. Большую славу ему принесло строительство невероятного павильона СССР для Международной выставки в Париже. Кроме того, Мельников работал над первым саркофагом для тела Владимира Ленина. За свои заслуги он в 1927 году получил участок в Кривоарбатском переулке, где собрался возвести свой экспериментальный дом.

Участок архитектору выдали с большой охотой. По задумке Мельникова, его дом-студия стал бы одним из первых круглых домов в столице. А позднее план этого же дома, но с некоторыми доработками, использовали бы для возведения домов-коммун. Однако особняк Мельникова так и остался единственным домом, имеющим округлую форму.

Особенности особняка Мельникова

Константин Мельников продумал не только план дома и его внутренних помещений, но и технологию строительства. Стены дома выложили ажурной кладкой. Причём кладка осуществлялась так, что строителям не пришлось «половинить» кирпич. Такая структура стен позволила расположить окна там, где они больше всего были необходимы. Кстати, окна у дома Мельникова очень интересной формы — ромбовидной. Некоторые окна впоследствии замуровали, а в одном из них оборудовали холодильные шкафы, наподобие холодильников в хрущёвках . Это, пожалуй, единственное сходство особняка Мельникова с другими домами, построенными в СССР.

Примечательна и сама форма дома Мельникова. Он выполнен из двух разновысоких цилиндров, один из которых на треть вписан в другой. Внутри каждого цилиндра шло интересное деление на зоны. Так, на первом этаже располагалась кухня со столовой, рабочие кабинеты для детей и туалет. В кухне имелась одна необычная деталь — переговорная труба. С её помощью, находясь в этом помещении, можно было связаться со всеми остальными. А ещё в кухне сделали мусоропровод, соединённый с печью в подвале. Весь мусор, что можно было сжечь, попадал сразу в топку.

На втором этаже особняка Мельникова находилась общая спальная комната, где Мельников разместил вмурованные в пол кровати для всех домочадцев. Родительская кровать от детских была отгорожена ширмами. Рядом со спальней располагалась гостиная. А на третьем этаже Константин Мельников, архитектор и новатор, оборудовал собственную мастерскую. Из неё можно было попасть на открытую террасу на крыше. Интересно, что в качестве перекрытий во всех комнатах не использовали железобетонные конструкции. Вместо них Мельников установил сетчатую конструкцию из поставленного на ребро тёса. Таким образом он добился облегчения конструкции и её высокой прочности.

Что происходит с домом Мельникова сегодня

Долгих 20 лет особняк Мельникова в центре Москвы простоял практически без изменений. Только в 1941 снесли одну перегородку, разделяющую детские рабочие кабинеты. И, к сожалению, во время Великой Отечественной куда-то пропали уникальные кровати. Также в тот период возле дома Мельникова произошёл взрыв, в результате пострадало оригинальное остекление. В остальном же фасад и интерьер памятника советского авангарда остался практически таким же, как и при жизни архитектора.

После смерти Константина Степановича в доме проживал его сын, бывший известным художником. В дальнейшем за право обладания домом между родственниками развернулась настоящая борьба. Однако в начале двухтысячных все распри закончились. А в 2014 году дом-музей Мельникова распахнул свои двери для первых посетителей. Посмотреть на этот уникальный дом Москвы приходят десятки туристов и жителей столицы.

8 самых необычных домов в Москве, которые стоит увидеть

Вы уверены, что хорошо знаете Москву? Столица никогда не перестаёт удивлять. Можно прожить в этом городе всю жизнь, но свернув однажды за угол, открыть для себя абсолютно новые места. Предлагаем посмотреть на этот город под другим углом и начать с самых красивых, необычных и смелых проектов архитекторов.

«Плоский» дом на Таганке

Плоским этот дом стал благодаря архитектурному решению и оптической иллюзии. На самом деле его ширина ничуть не отличается от обычных зданий, но благодаря скошенным углам создается впечатление, что это просто стена.

История плоского дома начинается в 1914 году, когда он был спроектирован архитектором В. М. Пиотровичем для купца Зуева. Уже тогда здание сильно выделялось на общем фоне. Соседние дома были построены намного раньше и имеют меньшее количество этаже. На таком контрасте сложно не заметить архитектурный шедевр.

Интересно, что такое решение Пиотрович принял не из-за желания создать что-то оригинальное, а из-за формы участка, на котором стоял дом. В XIX веке в Москве резко уплотнилась застройка. Каждый домовладелец хотел использовать свои владения с максимальной пользой, поэтому возводившиеся дома повторяли неправильную форму земельных участков. В данном случае угловая форма участка возникла из-за соединения двух улиц.

Если вы никогда не видели это здание, не удивляйтесь. Долгое время оно было заброшенным, а с начала 2000-х скрывалось за строительной сеткой. На сегодняшний день реконструкция завершена, а в квартирах уже обустроились жильцы.

Адрес: ул. Таганская, ½, стр. 2.

«Дом на ножках» на Беговой

«Дом на ножках», «Дом-осьминог», «Дом авиаторов», «Избушка на курьих ножках» – так называют 13-этажный жилой панельный дом в стиле брутализм на улице Беговая. Он был построен в 1978 году по проекту архитектора Андрея Меерсона как экспериментальный. Изначально в здании должна была располагаться гостиница для участников Летних Олимпийских игр в 1980 году, однако квартиры получили работниками авиационного завода «Знамя Труда».

Главная особенность постройки — 40 железобетонных опора-«ног» эффектной формы и первый этаж, начинающийся на уровне четвёртого. Каждая из них сужается к низу, за счет чего дом выглядит на первый взгляд ненадежно. В голове с трудом укладывается, как вся эта конструкция держится.

Еще одним интересным архитектурным решение, используемым Андреем Меерсоном, является наложение обычных серийных панелей внахлест одна на другую. В то время архитекторам было достаточно сложно выделиться, а такое решение сделало из панельного дома настоящее произведение искусства. Кто-то сравнивает получившийся эффект с рыбьей чешуей, кому-то это больше напоминает панцирь броненосца. В любом случае, стоит увидеть это здание своими глазами и узнать, с чем же оно будет у вас ассоциироваться.

Откроем небольшой секрет — «домов на ножках» в Москве несколько. Похожие можно увидеть на проспекте Мира и Смоленском бульваре. Идея использовать опоры появилась в 20-х годах. Такие здания проектировали и зарубежные архитекторы, и наши конструктивисты. По одной из версий первый этаж стали поднимать для комфорта и безопасности: там сыро, холодно и могут забраться воры. Но многие уверены, что архитекторы руководствовались исключительно эстетическими соображениями.

Адрес: ул. Беговая, 34, проспект Мира, 184/2, Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

Дом-улей в Москве: Эпатажный проект советского архитектора Мельникова, признанный в мире гениальным

Отписаться можно в любой момент.

Дом-улей. /probauhaus.ru


Это цилиндрическое здание с окнами, похожими то ли на ромбы, то ли на соты, и даже напоминающее углеродные нанотрубки, считается классикой авангарда, и несмотря на внешнюю простоту, с архитектурной точки зрения создано гениально. Название «Дом-улей» творению талантливого архитектора Мельникова дали не только из-за того, что проект чем-то напоминает соты. При всей своей простоте здание очень крепкое, экономичное и удобное. И вот что удивительно: построено оно почти сто лет назад.

Мельников жил здесь с семьей и работал. /Фото:Saldonin.ru

Интересно, что столь лаконичный одноквартирный дом в духе авангарда появился в Кривоарбатском переулке не в наши дни и даже не в конце прошлого века, а в 1929-м, когда Москва еще помнила, как строились красивые, пышно декорированные купеческие особняки, возводимые буквально 20-30 годами ранее. И вдруг – такое странное здание, похожее на короткую трубу, с множеством шестиугольных одинаковых окон. И жил в нем сам архитектор.

Судьбоносная встреча

Тут стоит сказать несколько слов об авторе данного проекта – Константине Степановиче Мельникове. Он родился в 1890 году в многодетной и не очень богатой семье. Родители записали его в церковно-приходскую школу, а после ее окончания – увидев у мальчика способности к рисованию – учеником в иконописную мастерскую. Однако проучился он там недолго – бросил.

Знаковым событием в жизни Константина стало знакомство его родителей с одной московской молочницей, которая обслуживала богатые семьи. Женщина представила мальчика видному ученому и педагогу тех лет Владимиру Чаплину.

Юный Константин (второй справа) с семьей Чаплина - своими благодетелями. /Фото:wikipedia.org

Будучи совладельцем крупного торгового дома, мужчина взял Константина на работу и, разглядев у подростка большой талант, стал его покровителем. Он нанял ему педагога по живописи, попросил позаниматься с ним учительницу своих детей, и вскоре его подопечный успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, выдержав просто бешеный конкурс – примерно 24 человека на место. Он обучался у известных академиков архитектуры и таких величайших мастеров, как Коровин, Иванов, Коненков, впитывая их знания, как губка.

К. Мельников в студенческие годы. /Фото:studfiles.net

Поначалу талантливый парень не интересовался архитектурой и пошел на это отделение лишь потому, что этого хотел Чаплин, по-отечески рекомендуя юноше профессию, которая принесет материальный достаток. Но в процессе знакомства с этим видом искусства у него проснулась истинная любовь к зодчеству.

Любимец властей

Окончание обучения пришлось на ранние советские годы. Мельникова высоко ценили власти как молодого архитектора, ему поручали крупные задания – например, проекты планировки Бутырского района, Ходынского поля, поселка для работников психиатрической больницы им. Алексеева.

Но уже несколько лет спустя архитектор решил отказаться от неоклассики, конструктивизма и от принадлежности к какому-либо общепринятому стилю и создать что-то свое. Его называли архитектором-авангардистом и, помимо жесткой критики со стороны некоторых коллег, он в то же время получал похвалу от таких мэтров, как, например, Щусев.

В 1924 году при строительстве Мавзолея проект саркофага, придуманный Мельниковым, был признан лучшим из представленных работ, что считалось огромной честью и ключом к блистательной карьере для советского архитектора. Этот саркофаг простоял в московском Мавзолее вплоть до начала Великой отечественной и эвакуации тела вождя в Тюмень.

За свою жизнь Мельников создал немало странных, но очень известных проектов. Это и здание Ново-Сухаревского рынка с удобно и оригинально расположенными торговыми павильончиками-киосками, и советский павильон на международной выставке в Париже (здание необычной формы со стеклянными стенами) и, конечно же, его знаменитые московские гаражи (например, построенные для «Интуриста» и «Госплана»). Кстати, именно Мельников разработал план проектировки ЦПКиО имени Горького.

Знаменитый гараж Госплана в Лефортове. /Фото:4sqi.net

Особенности «улья»

При всей многогранности и плодовитости Мельникова именно Дом-улей многие эксперты считают вершиной его творчества. Изначально, еще при строительстве, он позиционировал свое творение как экспериментальный дом, который, например, может быть прообразом жилого здания-коммуны. А возводил он его на собственные средства. И, возможно, именно поэтому советское правительство разрешило ему отстроить в центре Москвы персональный дом и в нем поселиться.

Улей на фоне московских домов. /Фото: probauhaus.ru, Д. Лазарев

Несмотря на то, что, на первый взгляд, здание кажется очень примитивным, в его конструкции архитекторы усматривают много удачных новаторских идей. Дом-улей оценили даже на Западе.

Вид сверху. / Фото:faces-russia.ru, Денис Есаков

Кстати, здание представляет собой не один цилиндр, как может показаться, а два. Они врезаны друг в друга на одну треть, по форме образуя что-то вроде восьмерки. Одна из окружностей как бы срезана – с этой стороны у здания вход. Дом выстроен без несущих опор, колонн, стропил и балок, но, тем не менее, очень устойчив.

Проект в виде восьмерки/ Фото:alyoshin.ru

Кстати, каркас его таков, что расположение и количество оконных проемов можно менять, как вздумается – часть окон «замуровать», а в других местах сделать новые «соты».

Строительство здания. /Фото:wikiarquitectura.com

Долгое время москвичи и гости столицы могли удивляться этому дому и любоваться его завораживающей простотой лишь с улицы, ведь здание было частным владением. Перед смертью сын архитектора Виктор Мельников завещал, чтобы дом принадлежал государству и чтобы в нем обязательно был музей, однако в силу долгих судебных тяжб и конфликтов родственников-наследников, в подробности которых совсем не хочется углубляться, долгое время здание оставалось закрытым для посетителей и при этом все более ветшало. Но, к счастью, решить все вопросы и открыть, наконец, музей все-таки удалось. И теперь каждый может посмотреть «улей» изнутри.

Внутренняя планировка очень интересна и словно символизирует восхождение от низменных желаний к творчеству. На первом этаже расположены кухня, столовая и другие подобные помещения, на втором – жилые комнаты, а на третьем – мастерская.

Мастерская архитекторов Мельниковых. / Фото:strana.ru

Гости музея могут осмотреть мастерскую, где работали Константин Мельников и его сын Виктор (тоже архитектор), гостиную, спальню, столовую.

Вопреки расхожему мнению о том, что в круглых пространствах жить дискомфортно (например, такие помещения у многих древних культур считались неправильными с точки зрения энергетики), потомки архитектора утверждают обратное.

В круглых комнатах, как оказалось, очень комфортно.. / Фото:strana.ru

Например, Елена Мельникова, внучка Константина Степановича, не раз говорила, что здесь очень уютно. Комнаты спроектированы так, что в них легко расставить мебель, и зрительно помещения кажутся просторными. Кроме того, не нужно выметать пыль из углов.

И в продолжение темы не менее знаменитый и очень дорогой одноквартирный жилой Дом-яйцо

«Ажурный дом» на Ленинградке: Почему проект типовых «кружевных» многоэтажек так и не реализовали в Москве

Отписаться можно в любой момент.

За столь интересный декор дом называют ажурным. /Фото:archsovet.msk.ru

Этот уникальный жилой дом на Ленинградском проспекте знаменит своей «ажурностью» – он словно покрыт замысловатым кружевом. Причем масштаб этих украшательств впечатляет, ведь здание шестиэтажное, величественное. А еще это один из самых первых блочных домов в Москве. Только жаль, что после его строительства в городе больше не делали таких интересных «блочно-кружевных» зданий.

Почему дом сделали «кружевным»

«Ажурный дом» П-образной формы появился здесь в 1940 году в рамках строительства серии крупноблочных зданий, возводимых в те годы в разных концах Москвы (например, на Большой Полянке). Дом проектировали в рамках генплана реконструкции города, его главный фасад должен был выходить на площадь и смотреться величественно и эффектно. Проект поручили архитекторам А. Бурову и Б. Блохину.

Есть предположение, что Андрей Буров как ученик знаменитого московского зодчего Ивана Жолтовского при создании проекта брал за ориентир работу своего учителя – Дом скакового общества, расположенный неподалеку, на Беговой улице. Кстати, рядом «Ажурным домом» красуются статуи лошадей.

Дом на Ленинградке сразу приковывает внимание. /Фото:esosedi.org

Стилистика шестиэтажного «кружевного» дома, декоративные элементы которого отсылают нас в эпоху модерна, очень хорошо сочетается и со зданием знаменитого «дореволюционного ресторана Яръ» , которое также расположено рядом.

Архитектор Андрей Буров был человеком многогранным (он пробовал себя не только в строительной сфере) и очень творческим, так что здание ну просто не могло получиться стандартным.

Из-за того, что блочные фасады нового здания оказались очень замысловаты (одни сделаны под мрамор и имеют вид пилястр, другие закрывают лоджии декоративными решетками в виде растений и так далее), дом сразу окрестили в народе «ажурным» или «кружевным».

А еще за этой шестиэтажкой закрепилось прозвище «Дом-аккордеон». Ведь декоративные блоки лицевого фасада (автор эскизов – художник В. А. Фаворский), сгруппированные попарно, а также само по себе чередование окон и лоджий действительно делают здание похожим на этот музыкальный инструмент, который обычно тоже украшен ажурными решеточками и так же, как и фасады этого дома, часто имеет красивые разводы. Особенно это сходство заметно, если смотреть на дом с большого расстояния.

Интересны и оконные проемы: они закрыты коваными витыми ограждениями, которые тоже сморятся декоративно и оригинально и чем-то напоминают французские балконы.

Вид из кухни в одной из квартир при современных хозяевах. Обзор закрывает интересная витая конструкция. /Фото:the-village.ru

Идею внутренней планировки многоэтажного здания, которая спроектирована по принципу апартаментов, архитектор Буров подсмотрел во время своей командировки в Соединенные Штаты. Компактные квартиры с совмещенными санузлами, мини-кухнями и крохотными прихожими (как известно, в советские времена делать их большими было не принято) расположены по бокам длинного широкого коридора. Подъезд в доме всего один, зато на каждом этаже аж по 18 квартир. И лифтов – два.

Из своей поездки в Америку архитектор почерпнул и идею относительно первого этажа: его спроектировали нежилым, разместив внутри магазины, столовую и другие подобные организации, которые должны были облегчить быт советским гражданам.

Непростые жильцы и видимость скромности

С первых дней дом стал считаться номенклатурным. Его заселили в основном крупными чиновниками, среди которых большую часть составляли высокопоставленные военные. Жили в нем и представители советской культурной элиты – например, актриса Серова и писатель Симонов. И пусть квартиры в здании были не столь шикарными, все-таки жить здесь было удобнее и престижнее, чем в скромных типовых многоэтажках. Иными словами, хотя строителями и были соблюдены внешние «правила приличия» (мол, все квартиры – «советские», одинаковые, без излишеств), в то же время было сразу понятно, что жилье это – как у всех, да не совсем.

Дом в наши дни с вечерней подсветкой. /Фото:riverpilgrim.livejournal.com

После Великой Отечественной войны многие квартиры в доме превратились в коммуналки да и контингент постепенно стал меняться: появилось много обычных, не привилегированных жильцов.

Ну а современное поколение, вселяясь в этот памятник советской архитектуры, делает в квартирах новомодный дизайн и мало кто из жильцов пытается сохранить первоначальный, колоритный интерьер. «Бабушкины» квартиры XX столетия с их трогательным очарованием постепенно и безвозвратно уходят в прошлое.

Комфортно ли жить в «аккордеоне»

Витые решетки, украшающие лоджии с «лицевой» стороны здания, выгодно закрывают тот хлам, который так любят складывать на балконах граждане. А «завитушки», прикрывающие снаружи кухонные окна квартир, прячут от посторонних глаз «экзотику» советского быта.

Окно снаружи. Декор скрывает от посторонних глаз все, что происходит внутри. /Фото:etovidel.net

Наличие этого необычного декора, которым хозяева квартир могут гордиться, компенсируют (в плохом смысле) грязный воздух и пыль, которая поднимается с проезжей части. Жильцам, чьи окна выходят во двор, повезло чуть больше – на подоконниках меньше копоти и не так слышен шум машин. Зато до центра рукой подать, нет проблем с общественным транспортом да и район престижный.

Квартиры в доме действительно скромные (особенно по современным меркам), а вот подъезд, коридоры и лестничные клетки выглядят просто по-царски – они очень просторные.

В былые времена дети здесь катались на велосипедах. /Фото:the-village.ru

В парадном три лестницы. Помещение подъезда больше подходит для какого-нибудь учреждения, нежели для жилого дома. Тем более что здесь нет внутренних архитектурных украшений типа лепнин – просто голые стены.

В подъезде кружевного дома. /Фото:the-village.ru

Лестница чем-то похожа на школьную /Фото:the-village.ru

Само здание постепенно разрушается. Старожилы говорят, что при его возведении якобы использовали материалы не очень хорошего качества. Но все-таки дом до сих пор смотрится с улицы очень красиво, и его часто навещают фотографы и съемочные группы.

Декор, похожий на кружева, привлекает фотографов. /Фото:2gis.ru

Их должны были построить много

Кстати, «аккордеон» на Ленинградке должен был быть не единственным «ажурным» жилым домом. Изначально планировалось построить в Москве много подобных богато украшенных блочных домов, с большим числом квартир.

Однако вскоре после строительства первого здания началась Великая Отечественная, ну а после войны было уже не до подобного «барства». Более актуальными власти посчитали дешевые и простые в возведении хрущевки. На смену крупноблочным жилым домам пришли безликие панельные.

Также был заброшен и другой (правда, не такой красивый и вычурный) проект типового жилья, оставив лишь один пример такого дома, который за его мрачность прозвали «Слеза социализма»

Дом-яйцо и дом-улей: где искать архитектурные редкости Москвы

Дом-яйцо и дом-улей: где искать архитектурные редкости Москвы

Для кого был построен дом-шкатулка, жил ли кто-нибудь в доме-улье и какое здание в конце XIX века называли образцом безвкусия, а потом признали памятником архитектуры? Об этом и многом другом можно узнать, познакомившись с новой подборкой на портале «Узнай Москву».

Портал вместе с профессиональными фотографами Сергеем Ремизовым, Еленой Крижевской и Дмитрием Якубовым отобрал 15 зданий экзотической архитектурной формы. Они не только имеют интересную историю, но и могут быть объектами для съемки. В обзор попали как дореволюционные и советские постройки, так и современные дома.

Старейшее здание в этой подборке — дом Арсения Морозова — располагается неподалеку от Кремля, у станции метро «Арбатская».


Он был построен в 1899 году по проекту архитектора Виктора Мазырина в неомавританском стиле. Архитектор сочетал элементы модерна и эклектики и создал яркий экзотический дом. По легенде, Виктора Мазырина вдохновил на строительство дворец Пена (Palacio Nacional da Pena) в Португалии. Витые колонны, причудливый орнамент поражали воображение. Но в то время дом был принят московской публикой в штыки, его называли образцом безвкусия. Несмотря на это, он притягивает взгляды до сих пор. В 2006 году особняк открылся после реставрации, сегодня в нем располагается Дом приемов Правительства Российской Федерации. Это признанный памятник архитектуры и объект культурного наследия.

«Москва — очень разнообразный город с точки зрения архитектуры. Обратите внимание, как соседствуют между собой эпохи, стили и формы в каждом районе столицы. Благодаря этому контрасту Москва притягивает не только туристов, но и художников, фотографов, позволяя реализовать любою творческую задумку», — отметила Ксения Виноградова, руководитель проекта «Узнай Москву» в столичном Департаменте информационных технологий.


Еще одна точка для интересной съемки — отреставрированные Дом Наркомфина и прачечная. Этот комплекс зданий является памятником авангарда мирового значения, примером смелого архитектурного эксперимента в стиле конструктивизма и воплощением идеи коллективизма.


Жилой дом и первая в столице механическая прачечная были построены в 1930 и 1932 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). В зданиях нет случайных деталей, соблюден принцип функциональной архитектуры, все составные части продуманы досконально. За лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию, а также за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ объекты стали лауреатами конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в 2019 и 2020 годах.

Один из самых причудливых домов Москвы спрятан в зелени Кривоарбатского переулка. Это мастерская архитектора Константина Мельникова, построенная в 1929 году. Здание представляет собой цилиндр с небольшими ромбовидными окнами-сотами по всему периметру, из-за которых его прозвали домом-ульем. Такая форма строения обеспечивает хорошее естественное освещение и сокращает до минимума поверхность стен без прямых углов.

Константин Мельников прожил здесь до 1974 года. После смерти архитектора в доме до 2006 года жил его сын, художник Виктор Мельников. Сейчас там проживет внучка Константина Мельникова.


Необычное здание находится и на улице Машкова. Дом-яйцо был создан архитектурным бюро Сергея Ткаченко. Здание, напоминающее яйцо Фаберже, появилось в столице в 2002 году и стало символом московской архитектуры начала XXI века. Основу дома составляет металлический каркас, заполненный кирпичом. Крыша покрыта медью. Высота потолков на каждом этаже составляет 3,2 метра, а мансарды — пять метров. В доме есть четыре комнаты, две кухни, сауна. На верхний этаж можно добраться по винтовой лестнице или на небольшом лифте. Сейчас это жилой объект.

Самым современным объектом этой подборки можно назвать бизнес-центр Dominion Tower. Он известен благодаря своей уникальной архитектуре. Офисное здание было построено в 2015 году Захой Хадид, женщиной-архитектором, известной во всем мире своими новаторскими проектами. Фасад семиэтажного дома словно уложен неровными слоями, один этаж выступает вперед, в то время как следующий смещен ближе к центру. Именно эта структура создает иллюзию бесконечного движения, перетекания одного уровня в другой, подобную ленте Мебиуса. В зависимости от времени суток и угла зрения цвет панелей фасада меняется.
Внутреннее пространство здания с его устремленными вверх многочисленными диагональными лестницами вызывает ассоциации с непрерывным водным потоком.


«Узнай Москву» — совместный проект департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Интерактивный городской гид содержит фотографии и описания более двух тысяч зданий, 660 памятников и 330 музеев, 83 квеста и свыше 160 тематических маршрутов по разным районам города. Все объекты можно посмотреть как на портале «Узнай Москву», так и в мобильном приложении, которое доступно в App Store и Google Play.

Читайте также: