Дом с маленькими окнами на сухаревской

Обновлено: 16.05.2024

Клубный дом Turgenev

Давно мечтали помочь купить детям квартиру. Смотрели проект на Вашем сайте. Впечатлили внутришний сад с бассейном. Удобно и то, что рядом три станции метро: Сретенка, Сухаревская, Тургеневская. Идея с покупкой отличная. Надо бы подумать.

Посмотреть комментарии

Знаток города 2 уровня

24 августа

Мечтаю жить в таком доме. Рассматривaли варианты домов за городом - но решили, что лучше жить в центре и не ездить каждый день по прoбкам. А тут полный сервис, безопасность по максимуму, своя паркoвка. Да, все пока в проекте, но дом строится ударными темпами, скоро можно будет смoтреть квартиры. Жду-не дождусь.

Посмотреть комментарии

Знаток города 2 уровня

Темпы строительства на площадке радуют. Сейчас уже идут работы с этажами и судя по всему ситуация полностью отвечает плановым срокам, хотя на многих объектах по Мск зимой работы заметно тормозились. В общем в следующем году уже планируют сдачу и не думаю, что будут какие-то сдвиги.

Посмотреть комментарии

Знаток города 16 уровня

Картинки и стройка впечатляет. Но менеджер перезвонил не сразу, спросила про стоимость квартир, она сначала начала рассказывать достоинства, уточнила какую хотели бы выбрать и только потом назвала цену самой небольшой однушки- 57 миллионов( это площадь чуть меньше 60м. Осталась последняя -все разобрали ). Уровень даже круче чем VIP. Смотреть на фонтан в малюсенькой квартире за такую цену. Это слишком, а рядом проездные переулки. Живём в этом же районе, не стоит оно таких.

Посмотреть комментарии

Знаток города 14 уровня

Проект интересный. Ценник думал что высокий, однако сравнив с доходными домами без дворов и нынешними постройками. понял что не очень и дорого

Посмотреть комментарии

Знаток города 6 уровня

25 августа

Уже закончили этажи полностью, значит, успевают в срок. Обещали закончить в первом квартале будущего года. Сравнивал другие варианты в плане ипотеки, вариант отличный и подъемный для меня оказался. Смотрел планировки, как по мне, они отличные. Учитывая, что это центр, думал на счет шумоизоляции, менеджер заверил, что по проекту предусмотрен хороший уровень шумоподавления, что радует. И самое роскошество – подземный паркинг, чтобы не мучаться с наземной парковкой. Жду свою студию.

Москва армянская: дом Миансаровой на Сухаревской

На углу Панкратьевского переулка и Садового кольца притягивает внимание красивый дом с изразцами. На этом участке с петровских времен был Полковой артиллерийский двор и Артиллерийская школа — одно из первых учебных заведений в России. Рядом в Сухаревой башне действовала Школа математических и навигацких наук.

Насколько можно судить по картам, в 1812 году Артиллерийский двор сгорел, и после него здесь был склад леса в течение почти ста лет.

Горихвостовский план 1768 года показывает Полковой артиллерийский двор под номером 111. Номер 44 — церковь Троицы в Листах, номер 47 — Панкратьевская церковь Горихвостовский план 1768 года показывает Полковой артиллерийский двор под номером 111. Номер 44 — церковь Троицы в Листах, номер 47 — Панкратьевская церковь Хотевский план 1852 года показывает пустырь Хотевский план 1852 года показывает пустырь

В 1851 году пустырь приобретает армянский банкир Ованес Ананов, один из лидеров банковского дела Российской империи. Участок так и остается не застроенным, разве что в 1887 году через него проложили Анановский (ныне Ананьевский) переулок.

Так выглядел участок до прокладки Ананьевского переулка Так выглядел участок до прокладки Ананьевского переулка

В 1908 году Елена Миансарова, дочь Ананова, приступает к строительству доходного дома в стиле модерн. Миансарова пригласила архитектора Сергея Родионова, известного по прекраснейшему зданию Константинопольского патриаршего подворья в Крапивенском переулке. К 1912 году Родионов закончил свой шедевр, украшенный изразцами из абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова и кикеринской мастерской Петра Ваулина. Мамонтов на тот момент уже лишился особняка на Садовой-Спасской, а то был бы соседом.

Доходный дом М.Н. Миансаровой- шедевр архитектуры России начала XX века, Сухаревская площадь, 12


В XVIII веке на этом месте площадью 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор, где большой пруд окружали несколько деревянных строений, в которых помещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и прочие учреждения. Здесь же находилось одно из первых московских учебных заведений — артиллерийская школа, образованная в 1701 году.

Сквер перед домом Миасаровой. Справа на фото стелла - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы – первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства".



В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части, на котором был выстроен дом, приобрел купец 1-й гильдии, банкир, действительный статский советник Иван Степанович Ананов (1811–1888) - крупнейший московский домовладелец и один из богатейших людей России конца XIX века. В 1887 году его именем был назван расположенный неподалеку Ананьевский переулок. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями.


Земли под строительство перешли дочерям И.С. Ананова. Одна из них, Елена Ивановна, была замужем за адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым. В 1908 году Елена Миансарова, дочь Ананова, приступает к строительству доходного дома в стиле модерн.

Для постройки здания Миансарова пригласила архитектора Сергея Родионова, известного по прекраснейшему зданию Константинопольского патриаршего подворья в Крапивенском переулке.

К 1912 по доходный дом был построен. Чаще его называют "Дом для обувного торговца Гутмана и дочери "банкира" М.Н. Миансаровой". Доподлинно неизвестно происхождение официального названия дома.

Здание сразу прозвали «Домом с изразцами», так как оно было таким нарядным! На нижнем этаже располагались магазины, на верхних – комфортабельные квартиры.

Архитектура

В конце девятнадцатого началеХХ векв в России возникает мода на древнерусский архитектурный стиль. В основном, в новой стилистике строились величественные соборы и государственные здания, но встречались и обычные домовладельцы, стремившиеся следовать современном архитектурным тенденциям. Доходный дом на Сухаревке для дочери банкира Миансарова был построен в 1912 году известным архитектором Сергеем Родионовым. Здание стало прекрасным образцом смешения модерна и древнерусского стиля. Примером для этого направления служил яркий праздничный храм Василия Блаженного.


Использование цветной керамики, оригинальных архитектурных элементов, множества деталей в декоре - вот основные черты русского стиля. Архитектор обращается к русской архитектуре XVI-XVII веков - храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, здание Исторического музея в Москве - вот лишь некоторые примеры подобных построек.





Здание на Сухаревке отличается четко выделенными вертикальными линиями, визуальным делением крыши на отдельные элементы. Все это придает дому стройный легкий и современный облик, при этом сохраняются характерные особенности русского стиля и его яркий колорит .

Фасады отделаны цветной керамикой. Изразцовые вставки в облицовке кокошников, керамическая плитка для фасадов были изготовлены заводом в Абрамцево и мастерской Петра Ваулина «Кикерино».



Панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.



Несколько слов о доме

Пятиэтажный доходный дом Миансаровой стоит на углу Большой Сухаревской площади и Панкратьевского переулка. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, симметричен, насчитывает восемь оконных осей.


Фасад на Панкратьевский переулок — намного длиннее (в шестнадцать просветов) и ассиметричен, визуально разбивается на четыре части — левую, в шесть просветов, с укрупненными окнами первого и второго этажей, центральную, в два просвета, с центральным подъездом и увенчанную «кокошником», правую, в шесть просветов, и угловую, в два просвета, с башенкой.








Крыша представлена двускатным и бочкообразным объёмами, которые характерны для древнерусской архитектуры.



.
Здание привлекает внимание, прежде всего, контрастным сочетанием белого кирпича и густо-зеленой майолики, заполняющей промежутки между пилястрами на третьем и четвертом этажах, а также использованной в наличниках окон первого и второго этажа, в завершении пятого этажа и на угловой башенке.


Вертикальное членение фасада пилястрами визуально подчеркивает его высоту. В оформлении также использовано множество полихромной керамической плитки, что заставляет вспомнить такой выдающийся образец русской архитектуры XVII века, как теремок на Крутицком Патриаршем Подворье.


Первый этаж оформлен достаточно скромно, окна в части, выходящей на Садовое и в левой части фасада на Панкратьевский — витринные, крупного размера и оставляют мало места для архитектурных изысков. Только маленькое прямоугольное окошко в угловой части с башенкой окружено парами пузатых зеленых керамических полуколонн и рядом изразцов с растительными мотивами.



Второй этаж отделан немного пышней, окна в торговой части — сдвоенные. Окна третьего этажа увенчаны кокошниками — снова очень характерная деталь для старой русской архитектуры. Окна четвертого этажа обрамлены тонкими цветными полуколоннами, которые опираются на миниатюрных сфинксов. Между четвертым и пятым этажом проходит полоса фриза из разноцветных плиток. На фасаде под самой крышей со стороны Садового кольца расположено панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.







Насколько можно судить по немногочисленным исторически фотографиям, внешний вид доходного дома Миансаровой со времен постройки не претерпел существенных изменений, можно отметить лишь изменение окошек мансарды в треугольной крыше, ранее их было два, а не одно, как сейчас, и выглядели они несколько иначе.



Москва Сухаревская площадь. 1923 г.



1934-1935 Сухаревская площадь

Сергей Константинович Родионов

Сергей Константинович Родионов (1859–1925) – русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.


Родионов С.К.Талантливый архитектор подаривший нам это чудесное здание
Родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил обучение в Императорской Академии художеств.

Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву.

Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.



Константинопольское патриаршее подворье — комплекс зданий в Москве, расположенных в Крапивенском переулке. Возведены в 1887—1892 годах по проекту архитектора Сергея Родионова для организации подворья Вселенской патриархии

vladimirdar

Доходный дом М.Н. Миансаровой


Всего 10 фото

Одно время я несколько лет работал на Сухаревке и это удивительное произведение архитектурного искусства постоянно оказывалось перед моими глазами. Этот как раз тот самый редкий случай, когда любуешься архитектурой и "глаз не можешь оторвать". Его формы и цветовые оттенки доставляют немыслимое удовольствие от созерцания и в тебя властно проникает Красота и Гармония. Дом Миансаровой находится на Сухаревской площади, почти напротив Странноприимного дома графа Шереметева на Садовом. Наверное, для меня, ни один московский дом не вызывает таких теплых и светлых чувств как этот. Впрочем, давайте, немного погрузимся в историю и узнаем поподробней о его судьбе, хозяевах и о самом зодчем.

В XVIII веке на этом месте площадью почти в 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор с большим прудом, окруженным деревянными строениями. В них размещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и другие службы. Сюда перекочевала образованная еще в 1701 году артиллерийская школа – одно из первых учебных заведений Москвы.
02.

Доходный дом М.Н. Миансаровой. Сухаревская площадь, 12.


Это сквер вдоль Садового кольца - от ст.м. Сухаревская до дома Миенсаровой. Справа на фото стела - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы – первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства". Надпись на обратной стороне стелы: "Установлен в 1996 году в ознаменование 300-летия Российского флота".

В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части приобрел московский купец 1-й гильдии, действительный статский советник и один из крупнейших миллионеров России Иван Степанович Ананов (1811–1888). Иван Степанович (Ованес Степаносович) родился в семье крестьянина из Карабаха, закончил духовную семинарию. В 1850-х годах вместе с женой, Марией Ивановной, переехал на постоянное жительство в Москву, где вступил сразу в 1-ю купеческую гильдию.

Доходный дом М.Н. Миансаровой

Вскоре он стал крупнейшим московским домовладельцем, которому в городе принадлежало девять особняков. И.С. Ананов был не только одним из богатейших людей России конца XIX века, бизнес которого был и в Москве, и в Тифлисе и Кутаиси, но и щедрым благотворителем. Ананову доверили стать казначеем на строительстве памятника императору Александру II Освободителю в Кремле. Похоронен Иван Степанович на армянском Ваганьковском кладбище в Москве. На месте захоронения выстроена часовня.
03.

Садовую-Сухаревскую прямо за домом, о котором идет речь, пересекает переулок, который в 1887 году назвали в его честь – Анановский, теперь – Ананьевский. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями. Он подарил двум своим дочерям по участку под строительство. Одна из них – вот тут у исследователей истории Москвы разночтения! – Елена (возможно Глена), которая была замужем за известным московским адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым, приглашает архитектора С.К. Родионова для постройки доходного дома.

К началу XX века стиль «модерн» уже хорошо был известен в России, и дом Миансаровой представляет собой прекрасный образец проникновения новых мировых идей в оригинальный русский стиль архитектуры, который вполне можно назвать неорусским.

Здание, которое москвичи сразу же прозвали «Домом с изразцами», получилось очень нарядным! Его фасады облицованы цветной керамической плиткой, изготовленной в мамонтовской мастерской «Абрамцево» и в мастерской «Кикерино». «Контраст белых, густо-зеленых и золотых облицовочных плиток в сочетании с полихромным изразцовым фризом, облицовкой кокошника в венчающей части и отдельными полихромными изразцовыми вставками создает необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов…»


На нижнем этаже располагались магазины, на верхних – комфортабельные квартиры. Сейчас на первом этаже этого дома находится один из центральных офисов МТС.
05.

Доходный дом М.Н. Миансаровой

Немного об авторе этого архитектурного шедевра.

Архитектор С.К. Родионов

Сергей Константинович Родионов (1859–1925) – русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.
06.

Сергей родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил он обучение в Императорской Академии художеств.
Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву. Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.

Доходный дом М.Н. Миансаровой

В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены. Читал курсы лекций по реставрации и истории искусств.

С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому был вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде. Скончался в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Им построено около пятидесяти архитектурных объектов в Москве и нынешней Московской области, в частности - «Дома Константинопольского подворья» (1892-1898, Москва, Крапивенский переулок, 4).

Еще пару летних ракурсов.
09.

10.

Людмила Соколова «Московский модерн в лицах и судьбах». 352 стр. Центрполиграф. М. 2016.
Википедия

vladimirdar

Особняк Кекушева на Остоженке


Всего 48 фото

Несомненным украшением улицы Остоженка является Дом Льва Кекушева. Этот готический особняк считается у почитателей Михаила Булгакова «особняком Маргариты», а точнее - одним из наиболее вероятных "претендентов" на эту славную роль… Для себя я решил рассказать обо всех этих претендентах и, надо сказать, что особняк Кекушева на Остоженке является наиболее вероятным с точки зрения его загадочности, романтики и соответствия описанию ряда специфических признаков в романе Мастера. Давайте увидим, как и при каких обстоятельствах появился этот особняк на карте Москвы, и также рассмотрим некоторые детали связанные с именем Маргариты в этом бессмертном романе.

Вообще, как и любое произведение искусства, архитектура всегда несет в себе эманации его автора и творца, особенно если это явно талантливый человек. В образе такого здания вполне возможно уловить также и образ личности, кто его сотворял и его эмоциональный почерк, по которому вполне себе можно представить какие чувства и идеи переполняли зодчего. Пример особняка Кекушева на Остоженке, по моему мнению, является самым классическим - Лев Николаевич находился в момент появления этого особняка-замка на Остоженке на самом пике своего творчества и архитектурные идеи изливались из него в то время как из рога изобилия. И об этом особняке мы и попытаемся узнать много чего любопытного…

Этот особняк, построенный в 1901-1903 годах в стиле московского модерна, вызывает безусловное восхищение работой Льва Кекушева своей самобытностью, возвышенной романтикой, видимым всплеском его радости творчества и глубокого желания наслаждаться жизнью. Это был уже второй особняк Льва Николаевича, который он построил «для себя». Первый – «Особняк Листа», что возвел архитектор в Глазовском переулке опять же «исключительно для себя», - был вскоре, после окончанияего строительства продан фабриканту Отто Листу, который якобы так влюбился в этот дом, что уговорил Кекушева продать особняк и дал за него очень высокую цену, чем и склонил архитектора к продаже его первого детища. Но, как пишет исследователь московского модерна, творчества Льва Кекушева, его биограф – Мария Нащокина, особняк в Глазовском изначально строился на продажу и его среднестатистическая цена для Москвы того времени была заранее озвучена в средствах массовой информации… Так или иначе, вскоре после того как особняк в Глазовском перешел в собственность к Отто Листу, а Лев Кекушев начал строить свой второй особняк, уже на Остоженке и, как своё уютное родовое гнездо.

Архитектор Лев Кекушев

Проект этого дома, который использовал Лев Кекушев, был им разработан (при участии В.С. Кузнецова) еще в 1899 году для одного из заказанных С.И. Мамонтовым особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара его «Северным домостроительным обществом». Тогда из-за банкротства Мамонтова его проект масштабного строительства "элитной" недвижимости в Москве не был реализован, поэтому через два года Кекушев использовал свой наработанный проектный материал в качестве исходного для возведения собственного особняка. Уже зрелый талант Льва Кекушева целиком и полностью проявился в его облике во всем своем великолепии. В этой постройке язык модерна Льва Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до своеобразного совершенства.
03.

Особняк Кекушева на Остоженке

Здание было выполнено в изысканном готическом стиле, популярном в то время - оно напоминало средневековый западноевропейский замок - асимметричная композиция, разная высота объемов, романтическая граненая башенка с высоким шатром. Крупная выразительная пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада, уже демонстрировали глубоко индивидуальную - «кекушевскую» трактовку стиля, в которой трудно было выделить образные или формальные заимствования. Фигура явно льва говорила всем об амбициях и успехе архитектора.
04.

Особняк Кекушева на Остоженке

Недаром это сооружение было восторженно воспринято современниками и собратьями по профессиональному цеху. Так Б. Николаев писал: «К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции. ».
05.

Особняк Кекушева на Остоженке

Архитектор отталкивается здесь от исторических мотивов, стилизуя их в мотивах модерна. Кекушев намеренно утяжелил пропорции своего дома, повторил близкие формы в контрастных масштабах, подчеркнул сочность профилей, глубину ниш и оконных проемов и обогатил стены здания разнообразной изящной лепниной с растительным орнаментом. Лев Николаевич умело использовал пластику материала. Особняк выделяется сочетанием белого и красного цветов в оформлении фасадов, контрастом массивных каменных деталей от гранитного руста основания до скульптурно оформленных вертикалей, определяющих устремленность вверх угловой башни, задающей тон всей композиции.
06.

Интерьеры особняка Кекушева на Остоженке

Не менее стильно было решение интерьеров этого особняка. Великолепная парадная лестница с типичным для модерна Кекушева тонким рисунком ограждающих решеток, характерная прорисовка сохранившихся дверных полотен и рам, перетекающее пространство помещений второго этажа, разделенное стеклянными перегородками хотя и позволяют обнаружить некоторые параллели в работах Виктора Орта, все же, прежде всего, свидетельствуют о сложении собственного почерк мастера в сфере нового стиля.
07.

Интерьер холла в Бюро Военного Аттаже Посольства Египта в особняке Льва Кекушева на Остоженке.

Планировки - Особняк Кекушева на Остоженке

На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки – деревянные филёнчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.
08.

Первый и второй этаж особняка Льва Кекушева на Остоженке.

Особняк Кекушева на Остоженке

Сейчас многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада.
09.

20 апреля 1897 года Лев Николаевич женился на дочери отставного штабс-капитана Анне Ионовне Болотовой, очаровательной русоволосой девятнадцатилетней девушке с пухлыми щечками, родом с берегов Днепра, из города Кременчуга Полтавской губернии. Венчание состоялось в церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине, расположенной рядом с домом генерал-губернатора Москвы на Тверской площади. Хотя жениху - успешному московскому архитектору, было неполных 35 лет, его избранница, родившаяся в 1877 году, была моложе его на 15 лет. Лев Николаевич был совершенно счастлив.


Вскоре у молодых появились дети - сын Николай, родившийся 29 февраля 1898 года и дочь Татьяна - 1900 года рождения. И после рождения в 1901 году младшей дочери Екатерины, Лев Кекушев с семейством, наконец, переехал в этот самый собственный дом на Остоженке, представлявший, как бы сказали сейчас, «эксклюзивное» элитное жилье - просторный, великолепно меблированный по его чертежам особняк с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов.

Лев Кекушев с семьей

10.

Особняк Кекушева на Остоженке

Это роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры Кекушева, достигнутом всего за десять лет работы в Москве. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по авторским проектам, владели единицы. Это была привилегия только наиболее популярных зодчих, активно востребованных в кругах московских толстосумов.
11.

Особняк Кекушева на Остоженке

По редким воспоминаниям родственников Лев Николаевич был веселым, добрым человеком, любил розыгрыши, но главной его страстью была архитектура - он вставал по обыкновению в 6 утра и работал в своем кабинете. Как утверждала жена архитектора - Анна Ионовна, строя здания по своим проектам, он часто увлекался, превышал сметы, отпущенные на постройку, и делал многое за свой счет, чтобы увидеть в натуре более точное и качественное воплощение своих идей (из-за этого впоследствии кроме долгов ничего после себя не оставил). Возможно, именно благодаря этому редкому для профессии авторскому бескорыстию, его лучшие постройки обладают таким необычным для Москвы высоким качеством строительства и архитектурным совершенством.
12.

После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» (1907) - был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей.

Период же семейного благополучия и достатка у Льва Кекушева продлился недолго. В 1906 году он по каким-то причинам переехал на съемную квартиру, оставив особняк на Остоженке семье. Поскольку эта недвижимость была изначально записана на его жену – в истории Старой Москвы
этот дом так и называют – «Особняком Кекушевой». В 1909 году особняк со львом на фронтоне был продан. На фотографии этого здания, сохранившейся в архиве Кекушева, есть надпись, сделанная рукой архитектора – «Дом Смитского». В некоторых источниках особняк называется именно так. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает, исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов довольно невыразительны…
Кстати, через два года после окончания строительства особняка Кекушев построил по соседству доходный дом, записанный, к слову, снова на жену архитектора. Здание на Остоженке, 19, стр.1 выполнено в стиле московского модерна. На фото ниже - оно слева от особняка.
13.

Особняк Кекушева на Остоженке

Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком.
14.

15.

Посольство Хорватии

Кстати, справа от особняка Кекушева, где сейчас находится невыразительное двухэтажное здание Посольства Хорватии, стояло вот это, что на фото ниже. Кому оно принадлежало ранее мне узнать так и не удалось.
16.

Особняк Кекушева на Остоженке

Давайте, немного поразглядываем фасад особняка Маргариты, ведь там есть чего рассмотреть! Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен.
17.

Особняк Кекушева на Остоженке

Начнем с парадного крыльца. Массивный свод над входной дверью поддерживается парой невысоких колонн.
18.

Кстати, на втором плане (фото ниже) - купола Собора Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря.
Некоторые авторы в сети почему-то их называют куполами храма Христа Спасителя. )
19.

Между прочим, шикарный вид на Зачатьевский монастырь со второго этажа особняка у Маргариты явно был, но упомимнания об этом факте в романе нет (это тот самый аргумент из разряда "против").
20.

21.

22.

Особняк Кекушева на Остоженке

Основание цокольного этажа сложено из крупных каменных блоков, контрастирующих с красным кирпичом особняка.
23.

Особняк Кекушева на Остоженке

По центру фасада – забранное решёткой большое окно в полуподвальное помещение, по краям – симметрично от него расположены два узких вертикальных окна.
24.

Окно фронтона, выходящего на Остоженку – сильно заглубленный в фасад проём окна обрамлён белым цветочным орнаментом, с которым резко контрастирует массивная чёрная лепнина.
25.

26.

27.

28.

29.

Мансардное окно, в ыходящее в проход между домами особняка, по форме несколько отличается от такого же окна, смотрящего на Остоженку.
30.

31.

32.

33.

И конечно, же - как тут без знаменитой башенки фонарем. Она великолепна!
34.

35.

Особняк Кекушева на Остоженке

Карниз многоугольной башни украшен изысканным рельефным растительным орнаментом. По-моему это листья каштана!?
36.

Очень красиво!
37.

38.

Еще некоторые архитектурные детали особняка Льва Кекушева на Остоженке.
39.

40.

41.

42.

Особняк Кекушева на Остоженке

Тот самый аттик с рельефом, где гордо стоял символ Мастера - величественный Лев!
43.

Особняк Кекушева на Остоженке

Навершие печной трубы, видавшей виды, также с рельефом с растительным орнаментом.
44.

Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком.

Особняк Кекушева на Остоженке

Неизвестно когда, возможно в советское время, правая часть фасада претерпела изменение – для первого этажа был добавлен дополнительный объем - и еще одно окно первого этажа (можно сравнить со старыми фото). В результате первоначальное изящное композиционное единство образа здания было нарушено.
45.

Не исключено, что отдельные карьерные неудачи, связанные, скажем, с отстранением Кекушева от проектирования «Метрополя», дополнились сугубо личными. Судя по некоторым косвенным сведениям, в 1906–1907 годах у него произошел разрыв с горячо любимой женой, причиной которого, по-видимому, стало её увлечение одним из сотрудников его архитектурного бюро. Попытки наладить семейные отношения, а они, скорее всего, предпринимались (в 1908–1909 годах, а затем, после 1913 года, супруги вновь жили вместе), остались безуспешными.

Лев Кекушев


После 1912 судьба Мастера обрела загадочный и, возможно, трагический оттенок. Складывается впечатление, что он перестал принимать какие-либо заказы, лишь время от времени, помещая в журналах фотографии своих старых работ. Его последние, известные нам проекты датированы 1912 годом.
46.

Есть скудные сведения, что Кекушев лечился в психиатрических лечебницах и много пил. По свидетельству младшей дочери, Лев Николаевич Кекушев умер в больнице в 1917 году и был похоронен на одном из московских кладбищ. Могила его, к сожалению, до сих пор не найдена. По некоторым сведениям, Лев Николаевич умер от психического заболевания в полной нищете и именно в Преображенской больнице, которую сам же некогда и построил.
Вообще, что касается финансовой стороны - Лев Кекушев был очень успешен и, по мнению А.Ф. Крашенинникова, исходя из оценочной стоимости построенных Кекушевым зданий, заработал никак не меньше миллиона рублей. Куда исчезли его деньги? Прокутить, проиграть бы он их не смог: газеты тут же разнесли бы эту весть и мы бы точно знали…

Дом Мастера в Мансуровском переулке 9

Существует версия, что якобы Сергей Топленинов (живший совсем недалеко в деревянном доме в Мансуровском, 9) был женат на дочери архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому в Мансуровский переулок, 9. Только через несколько лет, когда Кекушевы - родители смирились с ситуацией, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку. Все эти истории очень напоминают историю Мастера и Маргариты. Тут есть о чём подумать «булгаковедам»… Именно здесь, в полуподвале этого деревянного дома, Михаил Булгаков будет писать впоследствии свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита»…
48.

О своих ощущениях. Особняк Кекушева на Остоженке впечатляет и искренне восхищает. Он явно подходит на роль «Готического особняка Маргариты». Однако, снимая замок и обрабатывая его фотографии для этого материала, я никак не мог отделаться от мысли, что замок Кекушева олицетворяет собой как апофеоз мечты талантливейшего архитектора, его фантазий, так и его иллюзорные представления о жизни как таковой и как следствие, крушение его надежд. Особняк вызывает в этом смысле тревожные ощущения. Именно здесь произошел психологический надлом Мастера и его мечты дали серьезную отчаянную трещину. Мир, который он представлял лучезарным, светлым, наполненным красотой, добротой и любовью начал рушиться. Недаром Лев Кекушев не долго жил впоследствии в этом особняке, обитая на съемных квартирах. Мастер был мечтателем, свято верил в добро, чудо, в свой талант и безудержный завораживающий полет творчества и в то, что это будет всегда. Именно поэтому Лев Николаевич так пристрастно и трогательно отстаивал и лелеял каждое свое детище, не жалея ни сил, ни своих средств для того, чтобы этот Мир стал лучше и был наполненным истинной Красотой и Любовью. Эта его страсть и сыграла с ним плохую шутку – его жена, по всей видимости, не разделяя его чувств по отношению к Миру, была всего лишь матерью его детей, не более. Кроме того, разница в возрасте сказалась несомненно – очевидно представляя её в своих мечтах как восторженного единомышленника, Мастер вскоре встретил полное непонимание и отторжение всех его ценностей. Анна Ионовна оказалась к тому же властной и жесткой натурой… Однако, не будем дальше развивать эту тему.

Истинное искусство творится по соизволению небес, без условностей, земных удобств и праздного комфорта. Творец живет красотой, отдавая себя ей целиком и без остатка, предпочитая не замечать земных досадных бытовых деталей… По всей видимости все это накапливалось, подавлялось и, наконец, переполнило чашу терпения его жены, которая, наверное, пыталась быть «хорошей женой», "женой как у всех", упрекала его в том, что нельзя быть таким каким он был. Но для Мастера это явилось катастрофой, когда в его глазах, в облике и действиях его жена предстала перед ним чужим человеком, предавшим всё, о чем он мечтал и к чему стремился. Как всегда, чем иллюзорней и выше представления о мире, тем тяжелей падать на грешную землю. Для Мастера это была тяжелейшая психологическая травма. Возможно именно его образ в психушке и вырисовал Михаил Булгаков в своем романе. Но, именно благодаря истовой страсти зодчего мы и можем сейчас видеть восхитительные архитектурные творения Льва Кекушева в бесподобном стиле модерн.

P.S. В общем, по мере знакомства с исходными литературными материалами из романа и наличествующими признаками у кандидатов на жилище Маргариты Николаевны, начинает складываться впечатление, что образ «Особняка Маргариты» все же собирательный. Но, пусть это нас не разочаровывает и не снимает c него вуаль загадочности. Поскольку для городских легенд аналитические выкладки дотошных исследователей не имеют ровно никакого значения. Маргарита вылетала из этого особняк на метле на Бал – и все тут! А почему!? А потому, что все это можно легко и восторженно вообразить именно в приложении к этому бессмертному творению Льва Кекушева и всё это в действительности будет красивым, романтичным и загадочным! Если бы меня спросили, - какой архитектурный объект является символом Городских легенд Старой Москвы, я бы, несомненно, выбрал бы именно этот «Готический особняк Маргариты» на Остоженке - творение Льва Кекушева. Этот особняк, как и другие его шедевры, по моему мнению, являются как памятником таланта Мастера, так и Красоте вообще!

Доходный дом Е.А. Телешовой. Чистопрудный бульвар, 23




Здание по Чистопрудному бульвару, 23 было построено как доходный дом для семьи Телешовых в 1900 году. Автором проекта здания стал архитектор В.В. Барков. Следует заметить, что в некоторых источниках архитектором называют его сына - Семена Васильевича.


Дом Телешовой на Чистых Прудах (на переднем плане - дом Гуськова)

Слегка вогнутый фасад этого семиэтажного дома вторит древней линии проезда вдоль бульвара. Композиция фасадной плоскости строится на сочетании рустованных стен с богатым, разнообразным декором наличников, использующих сочные декоративные формы барокко и рококо, характерные для поздней эклектики.



Чистопрудный бульвар, 23. Дом Телешовой. Библиотека Достоевского




Художница Елена Андреевна Телешова (1869-1943) была владелицей дома Чистопрудный, 23 до 1917 г. Квартиры в доме предназначались для сдачи в аренду, а она с мужем, писателем Н.Д. Телешовым, жила в соседнем доме.



Сочетание слов "владелица" и "художница" необычно. Елена Андреевна, урождённая Карзинкина, принадлежала к одной из старейших московских купеческих династий, известной как своими капиталами, так и увлечённостью музыкой, литературой, театром, живописью. Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где была ученицей В.Д. Поленова.



Училище живописи, ваяния и зодчества. 1912. Басманный район


Дом 23 на Чистопрудном бульваре изначально строился вровень с рядом стоящим строением под номером 21, т.е. был четырехэтажным.

В 1945-1947 годах была проведена реконструкция здания и оно «приросло» дополнительными тремя этажами.

Помимо семьи Телешовых-Карзинкиных, история дома связана и с еще одним знаменитым жильцом - кинорежиссером С.Н. Эйзенштейном, автором кинофильма «Броненосец Потемкин».

Сергей Михайлович проживал в квартире под номером 2 в период с 1920 по 1934 году. В память об этом на доме установлена мемориальная доска.



Библиотека им. Ф.М. Достоевского


Библиотека в доме по Чистопрудному бульвару, 23 появилась на первом этаже здания в 1907 году. Тогда она значилась, как «Современная библиотека». Библиотека была частной, в 1918 г. её национализировали, а в 1921, присвоили имя писателя Ф.М. Достоевского

Из-за проведенной реконструкции, вход в библиотеку им. Ф.М. Достоевского осуществляется через здание под номером 25, которое стоит рядом.

В 1940 году из библиотеки на Чистопрудном бульваре, 23 выделили детское отделение и перевели его в одноэтажное строение по нынешнему Гусятникову переулку.

Еще несколько фото









Библиотека на 1-м этаже





Надстроенные этажи

Дом Миансаровой

В XVIII веке на этих землях находился полковой артиллерийский двор. В 1851 году участок на четной стороне площади приобрел богатый московский купец Иван Ананов, и подарил по кусочку земель двум дочерям. Одна из них, Елена Миансарова, заказала себе постройку доходного дома.

О Москве нескучно

Адрес

Контакты

Телефон не указан

Время работы

График работы не указан

Как добраться

Сухаревская

Метро Сухаревская

Показать парковки

Похожие места рядом

Москва-Сити

Оцените это место

21 отзыв

По умолчанию

современные настроения • 1

первый этаж • 2

красивое здание • 5

прекрасное состояние • 1

выявленный объект • 1

садовое кольцо • 1

элитное жилье • 1

разные точки • 1

живая вода • 1

Знаток города 13 уровня

28 июля 2020

О домах. Доходный дом Миансаровой (Доходный дом Гутмана).

Адрес: Большая Сухаревская площадь, 12/12 / Панкратьевский переулок, 12/12.

Период: La Belle Époque (1871-1914).

Годы постройки: 1912.

Архитектор: Сергей Константинович Родионов.

Назначение: жилой, торговый.

Стиль: нерусский.

Направление: неорусский стиль с чертами модерна.

Охранный статус: выявленный объект культурного наследия.

Насколько можно судить по немногочисленным исторически фотографиям, внешний вид доходного дома Миансаровой со времен постройки не претерпел существенных изменений, можно отметить лишь изменение окошек мансарды в треугольной крыше, ранее их было два, а не одно, как сейчас, и выглядели они несколько иначе. Таким образом, внешнему состоянию дома можно поставить оценку 5-.

Ссылки:

3. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с

Читайте также: