Дом окно на площади гагарина

Обновлено: 05.05.2024

Ленинский проспект: как деревенскую глушь превращали в элитные районы?

Правда ли, что в начале 1950-х за площадью Гагарина были деревни? Почему Ленинский проспект решили продолжить на юго-запад? Почему некоторые сталинские дома в районе метро "Университет" красные? И как повлиял указ "Об архитектурных излишествах" на застройку магистрали? Об этом и не только вы узнаете сегодня.

ВАЖНО: это вторая часть про историю Ленинского проспекта. Если вы хотите узнать, как появилась центральная часть магистрали (от Октябрьской площади до площади Гагарина), то прочитайте мою предыдущую статью .

Граница между мирами

Поскольку изначально застроили только северную часть площади Калужской заставы, южная оставалась пустой. Местность больше походила на деревню с извилистым и узким просёлочным шоссе. Хотя уже в 1930-х здесь появилось несколько капитальных сооружений.

Здание ВЦСПС, 1953-1954. Здание ВЦСПС, 1953-1954.

Например, здание ВЦСПС (совет профсоюзов) и несколько институтов Академии Наук. Однако среди сельских пейзажей они смотрелись довольно странно. Так бы всё и осталось, не прими чиновники в 1950 году решение строить огромный жилмассив на юго-западе Москвы. Из-за этого появилась необходимость продлить Ленинский проспект.

Район Калужской площади в 1950-х. Район Калужской площади в 1950-х.

Интересно, что изначально более важную транзитную роль отводили дублёру проспекта. Для того времени это было нетипичное решение. Вторую магистраль планировали расположить между современными улицами Вавилова и Профсоюзной. Но проект так и не реализовали.

"Танцующие" цифры

Если говорить о жилом массиве, то каждый квартал получил свой номер. Причём идут они не по порядку. Например, сначала 25-й, потом 2-й, 13-й и т.п. Путаница в цифрах возникла из-за Главного здания МГУ. Изначально хотели, чтобы дома архитектурно дополняли перспективу Сталинской высотки.

Но позже от идеи отказались, и начали застройку местности там, где сейчас располагается Молодёжная улица. К сожалению, крупной магистралью она так и не стала, превративших в итоге в бульвар. Он не имеет никакого транспортного значения и фактически заканчивается тупиком, упираясь в улицу Коперника.

Дом на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов, 1957. Дом на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов, 1957.

Интересно, что оба квартала, которые находятся вдоль Молодёжной, зеркально отображают друг друга. Однако из-за многочисленных планировочных просчётов, допущенных при строительстве, это заметно лишь на карте. Но есть во всех ошибках и положительный момент. Благодаря своему расположению, Молодёжная улица стала центром очень зелёного квартала. Там действительно приятно находиться.

Почему дома красные?

В 1952 году началось строительство жилых домов за Ломоносовским проспектом. Первыми стали красные сталинские здания на улице Строителей. Своим цветом они обязаны временем возведения. Тогда производство бежевой керамической плитки ещё не наладили. Поэтому первые дома решили отделать красным материалом.

Таких зданий в итоге построили не много. В Москве их ещё можно увидеть на улицах Куусинена, Пудовкина и Бориса Галушкина. Ну, а Ленинский состоит как раз из тех сталинских домов, отделанных бежевой плиткой, такой привычной для нас.

Ленинский проспект в сторону области после пересечения с Ломоносовским, 1959. Ленинский проспект в сторону области после пересечения с Ломоносовским, 1959.

Архитекторы хотели, чтобы проспект выглядел красиво и выразительно. Поэтому предлагали разные варианты зданий. Например, с многоярусными лоджиями и высокими проездными арками. Некоторые задумки зодчим удалось воплотить. Все дома построили по индивидуальным проектам. Однако в 1955 году жизнь строителей в СССР кардинально изменилась.

"Хрущёвская" вишенка на торте

Указ "Об архитектурных излишествах" наложил отпечаток и на планировки зданий Ленинского проспекта. Теперь больше внимания уделялось типовым проектам и более дешёвым технологиям. В итоге разработали дома серии 6 в разных модификациях. К счастью, их трудно назвать типичными "хрущёвками". Например, потолки в квартирах были от 2,7 до 2.8 метров в зависимости от версии.

Пример дома серии 6. Пример дома серии 6.

Благодаря этим домам Ленинский проспект приобрёл небольшую особенность. Многие красивые здания здесь спрятаны в глубине кварталов и не выходят на магистраль. Интересно, что и сам проспект до конца 1950-х так и оставался просёлочной дорогой. За его реконструкцию взялись лишь в 1957. После чего Ленинский стал таким, каким мы его видим до сих пор.

Реконструкция Ленинского проспекта, 1959. Реконструкция Ленинского проспекта, 1959.

На "десерт" строители оставили и южную часть площади Калужской заставы. Только в 1959-1960 годах местность приобрела чёткую планировку. Появилось разветвление на Ленинский, проспект 60-летия Октября (тогда Профсюозная) и улицу Косыгина. Также построили несколько жилых домов. А позже площадь назовут именем космонавта Юрия Гагарина и поставят монумент, без которого сейчас мы её не представляем.

Есть ещё один участок, про который я могу рассказать - от улицы Кравченко до МКАДа. Пишите в комментариях, если вам это интересно, и вы хотите продолжения.

UPD: статья про участок от улицы Кравченко до МКАД уже есть! Она здесь .

А на сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram , где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!

Всем строиться

Через пять-десять лет в столице появится самый высокий в мире небоскреб, крутящаяся башня, хрустальный остров и еще куча всякой всячины. «Афиша» выбрала 13 интересных зданий, которые собираются построить в Москве, и попросила известных архитекторов и арт-критиков прокомментировать их.


Хрустальный остров
Ажурная металлическая конструкция походит на перевернутый цветок или восточный шатер с двенадцатью застекленными лепестками, общим диаметром 400 метров. Здание венчает острый шпиль, который вдвое выше основания, что зрительно уравновешивает композицию.

Проект: Норман Фостер
Место: восточная часть Нагатинской поймы
Год реализации: неизвестен

Николай Лызлов, архитектор
«Обидный проект. Дело в том, что сэр Норман Фостер еще до России предложил его Пекину и Астане — и там проект понравился, его приняли. Так что подобных зданий будет аж три. Обидно, что европейцы так к нам относятся, ставят нас в один ряд со странами третьего мира».


Башня «Россия»
Эта башня будет самым высоким зданием в Европе (612 м, 118 этажей и 101 лифт). На первом этаже магазины и каток, наверху — смотровая площадка, между ними бесконечные офисы и апартаменты. Структура башни предельно проста: три грани-опоры держат всю башню и сходятся под острым углом к завершению.

Проект: Норман Фостер
Место: Москва-Сити, Краснопресненская набережная
Год реализации: 2012

Юрий Аввакумов, архитектор
«В общей панораме Москва-Сити здание ничем не хуже и не лучше других. Зато выше и благодаря архитектурному бренду престижнее. Лондонский «огурец» того же архитектора скромнее в размерах и изящнее, а только что законченное здание Херста на Манхэттене выглядит в натуре грубее, чем на фотографиях. Московская стройка уже началась, а закончится — и оглянуться не успеем».


Проект: «Группа АБВ»
Место: на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Лобачевского
Год реализации: 2010

Юрий Аввакумов, архитектор
«С ленточным остеклением и иллюминаторами здание скорее похоже на круизный лайнер, чем на летающую тарелку. НЛО вообще как-то обходятся без окон или уж изображаются перфорированными в растровую сетку, как это любит делать группа Asymptote. Лайнер, впрочем, тоже неплохой образ. Было бы заманчиво увидеть его сваренным из корабельной стали. Кокетливый хвостик напоминает о сперматозоидах в поиске гигантской яйцеклетки. Найдут — родится дом-монстр и погубит все живое».


Ц ентральное ядро Сити
Вытянутое здание напоминает очертаниями Красную площадь. Вокруг этого невысокого объекта сгруппируются небоскребы. В подземной части — огромный паркинг и пересадочный узел из трех станций метро (пока существует лишь одна — «Деловой центр»). Там же появится торгово-развлекательный комплекс «Четыре сезона», по соседству с которым планируются киноконцертный зал на 5500 мест (в виде крытого атриума) и гостиница. Раздвижные стены и стеклянные потолки придают объекту футуристический вид. С соседними зданиями ядро связано пешеходными зонами.

Проект: «Моспроект-2» им. М.В.Посохина
Место: Москва-Сити, Краснопресненская набережная
Год реализации: неизвестен

Евгений Асс, архитектор
«Удивительно неприятная форма — эта гигантская переваренная лапша на крыше вызывает почти физическое отвращение».


Проект: Дэвид Фишер
Место: в пределах Третьего транспортного кольца
Год реализации: 2011

Юрий Аввакумов, архитектор
«Фишер, конечно, не первый, кто предложил вращающуюся конструкцию. Уместно было бы вспомнить конкурсный проект гениального Константина Мельникова, у которого в 1924 году должно было вращаться всего шесть этажей здания газеты «Ленинградская правда». Может быть, не только вспомнить, но и построить наконец наш прототип, чтобы иностранцы не задавались».


Офис-хамелеон
Комплекс включает 7 надземных и 2 подземных этажа. Здание будет разбито на множество слоев при помощи алюминиевых панелей, покрытых специальным светоотражающим материалом. Стены же будут менять цвет в зависимости от угла зрения и освещенности здания. Это уже третье авангардное здание, спроектированное Захой Хадид для Москвы. В 2004 году она спроектировала для «Капитал Груп» жилой небоскреб «Живописная Тауэр» на Живописной улице. В прошлом году Хадид предложила проект выставочного и гостиничного комплексов рядом с ММДЦ «Москва-Сити».

Проект: Заха Хадид, Николай Лютомский
Место: Шарикоподшипниковская улица
Год реализации: 2009

Александр Змеул, архкритик
«Архитектура «хамелеона» напоминает 70-е годы, вернее то, какой бы она могла быть у нас, если бы архитекторы не стали придатком могущественного Индустриального Домостроения. Теперь не везет иностранным звездам — они как-то не срабатываются с нашими заказчиками, может, на этот раз повезет. По большому счету все равно, кто построит здание в этом районе, — любой хороший в понимании девелоперов комплекс даст импульс развитию нашего Ист-Энда».


Райская жизнь
Кикутаке известен как основоположник архитектурного метаболизма, где самым важным является возможность перестройки объекта и замены его составляющих в соответствии с быстро меняющимся миром. Комплекс «Райская жизнь» должен стать первым подобным зданием в Москве. Выглядит он как группа из трех пирамид в 36, 51 и 36 этажей на общем стилобате. Центральная башня не только выше, но и шире соседних, с которыми она соединена 15-этажными связками. Здание стоит полукругом, образуя внутренний двор, открытый в сторону Москвы-реки. В жилые этажи будут встроены многоуровневые зимние сады.

Проект: Кионори Кикутаке
Место: Кутузовский пр., 16, на территории завода «Филикровля»
Год реализации: 2010

Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры
«Один из отцов-основателей архитектурного метаболизма, предполагающего возможность к росту и изменению пространственных структур, продемонстрировал верность своим идеологическим принципам. Не уверена в актуальности такой архитектуры сегодня, но эксперимент интересный — хотелось бы увидеть реализацию».

Арбатский бульвар
Новый Арбат собираются превратить в пешеходную зону с фонтанами, парками, смотровыми площадками, террасами и специальной иллюминацией. Соответствующий указ уже подписан Лужковым. Заниматься же этим будет Михаил Посохин, сын бывшего главного архитектора Москвы Михаила же Посохина, некогда проложившего Новый Арбат как дорогу к Кремлю. Кстати, автостраду собираются перенести уровнем ниже в подземный тоннель, там же устроят парковку.

Проект: «Моспроект-2» им. М.В.Посохина
Место: Новый Арбат
Год реализации: 2008 (завершение проекта)

Евгений Асс, архитектор
«Это ложная идея, реализованная к тому же ложными архитектурными средствами. Торжество пошлости».

Дом на Нахимовском
Дом состоит из двух секций-башен высотой 21 и 29 этажей. Между собой их соединяют панорамные мосты-консоли. Здание напоминает конструктор и состоит из множества стеклянных пластин-коробок. В прошлом году оно было номинировано на премию ARX Awards как лучший жилой комплекс.

Проект: Александр Асадов
Место: Нахимовский проспект
Год реализации: неизвестен

Николай Лызлов, архитектор
«Хорошая, нормальная современная архитектура. Подобный дом — товар. Инвестор сам выбирает качественные характеристики. Поэтому дом сложен, эти сложности стоят больших денег. Но это не так уж и важно, здание очень убедительно и полностью соответствует своему месту в городе. Если не там, то где?».


Химки Гейт
Офисно-гостиничный комплекс будет состоять из трех автономных зданий разной этажности (4-звездочная гостиница с номерами и апартаментами и два офисных здания) с вертолетными площадками на крыше. Разработана специальная декоративная подсветка зданий светодиодными системами, обеспечивающая как статическое, так и динамическое светоцветовое решение комплекса.

Проект: греческая компания Michaniki Russia
Место: зона пересечения МКАД с Ленинградским шоссе и Молодежной улицей
Год реализации: строительство уже ведется


Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры
«В Россию устремился неудержимый поток никому не известных фирм, которые гонят волну коммерческой архитектуры среднего уровня и ниже. Это тот самый случай. Пора подумать о защите российского проектного рынка от экспансии, а наши города — от появления этих бесконечных безликих клонов».

Вантовый мост
Длина моста будет составлять 300 м. При помощи 16 тросов он будет подвешен к наклоненному на 80 градусов железобетонному пилону (столбу-колонне). В качестве противовеса с другой стороны пилона (над рекой) к нему привесят «летающую тарелку» — смотровую площадку, открывающую обзор на Сити. Это будет второй вантовый мост в Москве (первый построен также «Метрогипротрансом» на Звенигородском проспекте).

Проект: «Метрогипротранс» и «Градинжпроект», архитектор Николай Шумаков
Место: на участке дублера от ММДЦ «Москва-Сити» до Минской улицы
Год реализации: 2011

Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры
«Я верю, что главный архитектор московского метро сделал грамотное и технологически оправданное решение. Судя по картинке, в проекте есть некоторая претензия и на эстетику. Вот это зря».

Третьяковская галерея
Проект расширения и реконструкции галереи задуман много лет назад, однако его воплощение начнется только в 2008 году. Задумано расширение экспозиционных залов общей площадью 9000 м2, в которых разместят постоянную экспозицию древнерусского искусства, коллекцию скульптуры XVIII–XX веков, коллекцию прикладного искусства, выставочные залы и помещения для научно-исследовательской и реставрационной деятельности музея. Для посетителей появятся магазины, кафе, зоны отдыха, обслуживающие также и пешеходную зону Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. Добавится и Центр эстетического воспитания со своим отдельным выставочным залом, компьютерными классами, студиями живописи, графики и скульптуры.

Проект: «Моспроект-4»
Место: комплекс займет квартал в границах Малого Толмачевского и Лаврушинского переулков, а также Кадашевской набережной
Год реализации: 2010

Евгений Асс, архитектор
«Бесконечная эксплуатация безвкусной псевдорусской темы с элементами новаторства в виде раскоряченных арок под каким-то киотом на углу и мелкого портика, повисшего посреди стены. Исторический торт смело украшен банальными аксессуарами из современной коммерческой архитектуры вроде криволинейной стены и ломаной кровли. Расположение остроконечной пирамиды внутри цилиндра привносит в проект легкий эротический символизм».


Дом-окно
На площади Гагарина намечается глобальная реконструкция. «Дом-окно» — главный проект, выглядит как небоскреб (40 этажей), располагаться в котором будет Центр информатики и новых технологий. Стены этой конструкции собираются покрыть зеркальными табло и цветными экранами с информацией о центре и рекламой. В центре дома 100-метровое отверстие — окно. Лифты (20 штук) будут двигаться по линии отверстия.

Проект: Юрий Платонов
Место: площадь Гагарина
Год реализации: 2015

Юрий Аввакумов, архитектор
«Проект 1983 года. Впервые был представлен на конкурсе TРte DОfense в Париже, где победило другое «окно» — квадратное. В качестве неликвида — я не имею в виду ничего дурного — было адаптировано для Москвы. Старомодно и громоздко выглядело уже 25 лет назад. Реализация зависит от амбиций и желания заказчика вкладываться в «дырку от бублика».

Скульптурные композиции на домах по Ленинскому проспекту взяли под охрану государства

Скульптурные композиции на домах по Ленинскому проспекту взяли под охрану государства

Скульптурным композициям на двух домах по Ленинскому проспекту присвоили статус объектов культурного наследия регионального значения. Соответствующий приказ выпустило Мосгорнаследие.

Под охраной государства теперь находится фасадная скульптура из 16 фигур на галерее 14-этажной башни дома 30, а также восемь фигур на галерее 13-этажной башни дома 37. Обе композиции были изготовлены из железобетона в мастерской Александра Громова в середине прошлого века.

«Дома 30 и 37 играют важнейшую роль в формировании облика Ленинского проспекта. Это своеобразные парадные ворота, от внешнего состояния которых зависит общее восприятие ансамбля площади Гагарина. Изюминкой зданий, безусловно, являются скульптурные композиции на их башнях. Летом прошлого года были проведены противоаварийные работы на фигурах и балюстраде дома 30, а осенью очередь дошла до дома 37. Предположительно, работы по обеим композициям будут закончены в следующем году», — отметил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.


Скульптурные композиции

Мужские и женские фигуры на доме 37 символизируют мирный труд советских людей после войны. Здесь расположены парные скульптуры рабочего и колхозницы, шахтера и женщины-инженера. В настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Чтобы избежать обрушения до начала реставрационного сезона, в ноябре прошлого года их аккуратно обернули стальной сеткой. Обтянули сеткой и уникальный ажурный бетонный парапет, который также ожидает реставрация.

«Действовать пришлось оперативно: расслоившийся за долгие годы бетон при скачках температуры через ноль градусов, которые характерны для ноября, грозил обвалиться на головы прохожих. Реставраторы специально разработали методику заключения каждой фигуры в своеобразный кокон из оцинкованной стальной сетки», — рассказал Алексей Емельянов.

Скульптуры на доме 30 устанавливали на галерею не одномоментно. Сначала достроили и украсили лепным декором башню. Далее поставили обелиски среднего яруса и разместили постаменты для 16 парных фигур. Позже установили четыре фигуры воинов и девушек. Все они выглядят мужественно и одеты в военную форму. На юношах — каски, высокие сапоги и штаны-галифе, а в руках они держат автоматы. Девушки — в гимнастерках, перехваченных армейским ремнем, в высоких сапогах и юбках по колено.

На верхнем ярусе открывается другая картина. Здесь расположены шесть девушек в легких летних платьях, с развевающимися на ветру волосами и шесть солдат с заломленными набок пилотками, причем их автоматы стоят уже рядом, в ногах.


Стройка сквозь войну

Дом 30, расположенный на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина, представляет собой комплекс из двух восьмиэтажных симметричных построек с полукруглым центральным ризалитом и башнями-доминантами. Авторами проекта стали архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин.

Дом 37, расположенный на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина, представляет собой комплекс из трех зданий с угловой башней. Архитектура здания выполнена в стиле сталинского ампира: фасады украшены элементами ордерной системы, декоративными барельефами с советской символикой, монументальной скульптурой.

По генеральному плану развития Москвы 1935 года предполагалось значительное расширение Большой Калужской улицы и ее застройка новыми восьмиэтажными домами. Проект нового квартала был подготовлен в Ленинграде, однако его осуществлению помешала война. В 1939–1941 годах успели построить дом 30 и лишь часть дома 37.

Работы возобновились в 1946 году для нового заказчика — завода «Красный пролетарий». После войны проектом зданий занималась мастерская академика архитектуры Ивана Жолтовского, под руководством которого Аркадий Аркин выполнял корректировку проекта зданий.

Строительство дома 37 завершилось в 1950 году, сдали его в 1953 году. Здание передали Совету Министров СССР и частично заселили сотрудниками этого ведомства. Здесь были созданы все условия для комфортной жизни советской номенклатуры: собственный детский сад, прачечная, клуб, парикмахерская и библиотека.

Скульптуры на площади Гагарина подготовили к реставрации

Скульптуры на площади Гагарина подготовили к реставрации

Скульптуры на фасаде дома 37 на Ленинском проспекте подготовили к реставрации. Это восемь фигур, которые расположены на угловой башне здания. Работы планируют начать весной. Об этом рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

«Дома 30 и 37 играют важнейшую роль в формировании облика Ленинского проспекта. Это своеобразные парадные ворота, от внешнего состояния которых зависит общее восприятие ансамбля площади Гагарина. Изюминкой зданий, безусловно, являются скульптурные композиции на их башнях. В прошлом году нам удалось взять их под государственную охрану и сразу приступить к разработке проекта реставрации. Уже летом этого года началась реставрация фигур дома 30: мастера сняли силиконовые формы и бережно демонтировали скульптуры. Следующий этап — воссоздание их в мастерских и установка на историческое место. Теперь очередь дошла и до скульптур дома 37. Сейчас специалисты уже подготовили их к реставрации», — отметил глава ведомства.

Скульптуры на башне признаны выявленными объектами культурного наследия. Они расположены на двух ярусах: парные фигуры рабочего и колхозницы — на верхнем, шахтера и женщины-инженера — на нижнем.

Для безопасности прохожих и сохранения скульптур

Статуи были установлены на фасаде башни в 1950 году. Они отлиты из сборного железобетона. Со временем материал начал расслаиваться. Усугубляли состояние резкие скачки температур. Аварийное состояние скульптур стало угрожать безопасности прохожих. Поэтому было принято решение обернуть статуи стальной сеткой до весны.

«Реставраторы специально разработали методику заключения каждой фигуры в своеобразный кокон из оцинкованной стальной сетки. Такая конструкция позволила надежно зафиксировать скульптуры и, главное, сохранить их в целостности до наступления теплого сезона. После этого мы планируем повторить процедуру снятия силиконовых форм, как это было на доме 30», — пояснил Алексей Емельянов.

Защитной сеткой также обернули и уникальный ажурный бетонный парапет. Его тоже ожидает реставрация.


История уникального дома

В 1935 году было решено расширить Большую Калужскую улицу (ныне — Ленинский проспект) и застроить ее новыми домами. Площадь Калужской Заставы (ныне — площадь Гагарина) выполняла функцию триумфального въезда в город.

План застройки разработали архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин. Его реализации помешала война, до начала которой успели построить дом 30 и лишь часть дома 37. Его строительство продолжили в 1946 году.

Корректировку первоначального проекта выполняли Аркадий Аркин и мастерская академика архитектуры Ивана Жолтовского. Строительство завершилось в 1950 году, а в эксплуатацию здание сдали в 1953-м. В нем жили сотрудники Совета Министров СССР.

Дом построен в стиле сталинского ампира. Фасады украшены барельефами и монументальными скульптурами. Их изготовила мастерская, которой руководил Александр Громов.

Реконструкция площади Гагарина начнется в 2007 году

Проект здания-диафрагмы "Дом-окно" архитектора Юрия Платонова был разработан в начале 1980-х и реализован при строительстве парижского делового квартала Ла Дефанс.

Аналог парижского здания к 2015 году станет центральной темой реконструированной площади Гагарина. В доме будет находиться Центр информатики и новых технологий.

"Дом-окно" будет состоять из двух параллельных стен-мембран (160 на 160 метров) с зеркальными фасадами, на которых разместятся информационные табло и цветные экраны. (Памятник Юрию Гагарину - в три раза ниже - PRO Недвижимость). Между мембранами фасадов - "диски" 40 этажей. В центре здания - круглый проем диаметром 100 метров. Сквозь "кольцо" будут двигаться 20 скоростных лифтов, которые свяжут разные по высоте части здания.

Первый этап застройки предполагает строительство гостиницы "Метро" площадью 29,3 тыс. кв. м, торгового пассажа "Третье кольцо" (18,9 тыс. кв. м), торговой галереи "Мелочи" (11,4 тыс. кв. м), многофункционального выставочно-общественного центра (около 8 тыс. кв. м), двенадцатизального мультиплекса (7,2 тыс. кв. м). Все здания будут снабжены парковками, общая вместимость которых по проекту - 1433 места.

В ходе второго этапа реконструкции будут построены торговая галерея "Ряды", торгово-развлекательный комплекс "Верхний сквер", яхт-клуб и детский выставочный центр. Генеральный инвестор-застройщик территории - ОАО "Семонтек", генеральным директором которого является народный архитектор СССР, академик Юрий Платонов. "Семонтек" получил территории площади Гагарина в аренду на 49 лет.

По прогнозам специалистов, ставки аренды для торговых помещений будут сравнимы со ставками в московских торговых центрах "Европарк", "Аркадия" или "Европейский".

Справка:

Архитектор Юрий Платонов - автор проектов зданий Президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте, Палеонтологического музея у метро "Коньково", "Стеклянной улицы" - пешеходного туристического маршрута от Нескучного сада до ММДЦ "Москва-Сити".

Как хотели реконструировать Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина

В этой статье расскажу о проекте реконструкции Ленинского проспекта с ликвидацией светофоров на основном ходе дороги на участке от МКАД до площади Гагарина (Третьего транспортного кольца).

История проекта

Готовьтесь к лонгриду, ибо нужно прояснить ситуацию, связанную с проектом.

В начале прошлого десятилетия с приходом нового мэра (Собянина С.С) стало очевидно, что необходимо каким-либо образом решать транспортные проблемы в городе . Особенно, пробки на дорогах .

Быстрое и популярное решение в мэрии нашли — реконструкция вылетных автомагистралей со строительством разноуровневых развязок на крупных перекрёстках, расширением полос движения и прочее-прочее.

Ленинский проспект не стал исключением. По нему готовился проект планировки по превращению дороги в полностью бессветофорную автомагистраль от МКАД до ТТК.

По масштабам реконструкции, это второй автодорожный проект в городе после « Большой Ленинградки », где также решили сделать бессветофорное движение. (прим. — Есть ещё Ярославка).

Остальным вылетным магистралям доставалось куда меньше. На них светофоры на перекрёстках и наземные пешеходные переходы всё же оставались.

Институт генплана Москвы разработал проект планировки. Оставалось его утвердить на публичных слушаниях. Для этого тиражировали информационные буклеты для населения, провели автопробег(!) в «поддержку реконструкции» и даже выпустили красивый видеоролик:

Но что-то пошло не так. Постановление об утверждении проекта планировки до сих пор висит на сайте Мэрии в антикоррупционной экспертизе, так и не подписанное мэром.

В те времена часть общественности восприняла проект в штыки и против него развернулись масштабные дебаты, к которым подключились различные рода деятели (урбанисты, блогеры, оппозиционные политики и т.д.)

Сказать, что «бурная» реакция (некоторых) жителей Москвы помешала утвердить проект планировки мэру? Отнюдь. Параллельно велись предпроектные работы по проведению «Коммунарской» линии метро в Новую Москву.

В предварительных вариациях эта линия метро должна была пройти вдоль Ленинского проспекта , чего проект реконструкции проспекта явно не учитывал, т.к. сам проект метро еще не окончательный.

Об этом же Собянин сказал на заседании мэрии города.

Скриншот-цитата фразы мэра Москвы из протокола заседания правительства Москвы. Скриншот-цитата фразы мэра Москвы из протокола заседания правительства Москвы.

И собственно ранний вариант прохождения Коммунарской линии метро на схеме развития метро:

Возвращаемся в наше время. Коммунарская линия стала Троицкой линией и поменяла свою трассировку. Проект планировки этой линии метро частично (об этом ниже расскажу) учитывает реконструкцию Ленинского проспекта.

Эту линию уже строят, предварительные сроки открытия линии метро на участке вдоль Ленинского проспекта — 2024 год .

И тут мы уже приблизимся к тому моменту, когда специалисты мэрии станут анализировать транспортную ситуацию в этом направлении и крайне вероятно будут повторно рекомендовать реконструировать Ленинский проспект.

Из крупных автомобильных проектов (в пределах МКАД) осталось завершить реконструкцию Волоколамского шоссе, достроить хордовое кольцо . Начинается новый крупный автомобильный проект — дублёр Люблинской улицы .
Дублёр вряд ли будет оттягивать на себя весь столичный бюджет на автомобильное развитие. Поэтому, моё предположение, что у руководства города не будет другого более лучшего варианта по «освоению» (не люблю это слово) бюджетных средств чем реконструкция Ленинского проспекта.
Тем более, достаточно будет откорректировать старый проект планировки с учётом линии метро.

Заканчиваем с лонгридом и начинаем изучать проект реконструкции!

Планы по реконструкции Ленинского проспекта

Итак, что же хотели сделать? Объясняю просто и незамысловато.

1) Построить на основном ходе дороги две эстакады и три тоннеля .

2) Оборудовать локальные дублёры для съезда налево, направо или разворота.

3) Построить семь подземных пешеходных переходов . (Некоторые из них уже строятся в рамках Троицкой линии метро)

4) Оставить минимум т ри полосы для движения прямо , выделенные полосы и остановки общественного транспорта переместить на дублёры (но не везде) .

5) По итогу реконструкции, увеличить разрешенный скоростной режим на части Ленинского проспекта от МКАД до ТТК с 60 км/ч до 80 км/ч.

В общем плане по реконструкции Ленинского проспекта можно посмотреть на интерактивной карте :

Схемы и рендеры пойдут ниже. Внимание, схемы указаны без пешеходных "зебр".

Не забывайте прокручивать слайдер для просмотра всей галереи изображений.

1. Тоннель на пересечении с ул. 26-ти Бакинских Комиссаров и ул. Миклухо-Маклая

Схема тоннеля на Ленинском проспекте на пересечении с ул. 26-ти Бакинских Комиссаров и ул. Миклухо-Маклая. Схема с ЖЖ @proboknet.

Здесь Ленинский проспект "нырнёт" под землю. Водители через локальные дублёры смогут развернуться без стоямбы на светофоре.

Поперечная связь ул. 26-ти Бакинских Комиссаров и ул. Миклухо-Маклая станет получше, т.к. общее ожидание своей фазы светофора сократится. Когда сейчас весь приоритет фазы для Ленинского проспекта.

Рендер тоннеля №1. Схема с ЖЖ @proboknet. Рендер тоннеля №2. Схема с ЖЖ @proboknet. Рендер тоннеля №1. Схема с ЖЖ @proboknet.

2. Эстакада на пересечении с ул. Лобачевского и ул. Обручева

Схема эстакады на пересечении с ул. Лобачевского и ул. Обручева. Схема с ЖЖ @proboknet. Схема эстакады на пересечении с ул. Лобачевского и ул. Обручева. Схема с ЖЖ @proboknet. Схема эстакады на пересечении с ул. Лобачевского и ул. Обручева. Схема с ЖЖ @proboknet.

Ленинский "уйдёт" на эстакаду, а для поворота на прилегающие улицы или разворотов построят локальные дублёры. Точнее, оставят существующие проезжие части под дублёры. Эстакада будет посередине на месте разделительного газона.

Ул. Лобачевского и ул. Обручева части Южной рокады (ЮР) и эти улицы хотят расширить до 4-х полос.

Неизвестно, планируют ли сделать задел под третий уровень для ЮР, чтобы обессветофорить Южную рокаду.

Рендер эстакады №1.Оригинал: ЖЖ @proboknet. Рендер эстакады №2. Сама эстакада в далеке =) Приблизите изображение. Оригинал: ЖЖ @proboknet. Рендер эстакады №1.Оригинал: ЖЖ @proboknet.

3. Эстакада на пересечении с ул. Удальцова, ул. Новаторов и ул. Кравченко

Схема эстакады на пересечении с ул. Удальцова, ул. Новаторов и ул. Кравченко. Оригинал: ЖЖ @proboknet. Схема эстакады на пересечении с ул. Удальцова, ул. Новаторов и ул. Кравченко. Оригинал: ЖЖ @proboknet. Схема эстакады на пересечении с ул. Удальцова, ул. Новаторов и ул. Кравченко. Оригинал: ЖЖ @proboknet.

Эта единая и длинная эстакада (порядка

730 метров) над двумя перекрёстками учитывалась при размещении станции метро (!) «Новаторская» Троицкой линии.

Скриншот-цитата проекта планировки Троицкой линии метро от "Улицы Новаторов" до "Севастопольского проспекта". Скриншот-цитата проекта планировки Троицкой линии метро от "Улицы Новаторов" до "Севастопольского проспекта". Рендер эстакады №1. Оригинал: ЖЖ @proboknet. Рендер эстакады №2. Оригинал: ЖЖ @proboknet. Рендер эстакады №3. Оригинал: ЖЖ @proboknet. Рендер эстакады №1. Оригинал: ЖЖ @proboknet.

4. Тоннель на пересечении с Ломоносовским проспектом

Схема тоннеля на пересечении с Ломоносовским проспектом. Взято из ЖЖ @proboknet. Схема тоннеля на пересечении с Ломоносовским проспектом. Взято из ЖЖ @proboknet. Схема тоннеля на пересечении с Ломоносовским проспектом. Взято из ЖЖ @proboknet.

Этот тоннель исчез из упомянутого проекта планировки линии метро. Видимо, строить тоннель над подземкой не вариант.

Внимание на перекрёсток с Ломоносовским проспектом. Схема от Института генплана Москвы. Внимание на перекрёсток с Ломоносовским проспектом. Схема от Института генплана Москвы.

Зато оставили в красных линиях тоннель времён Четвёртого транспортного кольца в створе Ломоносовского проспекта!

Просто забыли скорректировать красные линии или здесь будет проектироваться эстакада? Ответа пока у меня нет. Рендер же ниже.

"Исторический" рендер тоннеля на Ленинском проспекте под Ломоносовским проспектом. Скорее всего, его уже не построят. "Исторический" рендер тоннеля на Ленинском проспекте под Ломоносовским проспектом. Скорее всего, его уже не построят.

5. Тоннель на пересечении с Университетским проспектом и улицей Дмитрия Ульянова

Схема тоннеля на пересечении с Университетским проспектом и улицей Дмитрия Ульянова. Взято из ЖЖ @proboknet. Схема тоннеля на пересечении с Университетским проспектом и улицей Дмитрия Ульянова. Взято из ЖЖ @proboknet. Схема тоннеля на пересечении с Университетским проспектом и улицей Дмитрия Ульянова. Взято из ЖЖ @proboknet.

Последний тоннель на Ленинском проспекте, если считать от МКАД.

Дальше развязка на площади Гагарина и первый светофор на перекрёстке с ул. Стасовой. Но это уже сакральный центр, который трогать никто не собирается.

Хотели бы «пролетать» Ленинский проспект от МКАД до ТТК без остановки движения за?

  • 11 минут при скорости 60 км/ч.
  • 8 минут при скорости 80 км/ч.
  • 6.5 минут при скорости 100 км/ч (нештрафуемый порог скорости)

Без учёта пробок, разумеется. Что вполне достижимо вне час пика или в выходные и праздничные дни. Смотрите на бессветофорные Кутузовский проспект, Ленинградское шоссе, Ярославское шоссе и т.д.

Рендер тоннеля №1. Взято из ЖЖ @proboknet. Рендер тоннеля №2. Взято из ЖЖ @proboknet. Рендер тоннеля №3. Взято из ЖЖ @proboknet. Рендер тоннеля №1. Взято из ЖЖ @proboknet.

Зачем реконструировать шоссе?

1) Повысить пропускную способность Ленинского шоссе на участке от МКАД до ТТК и создать полноценную бессветофорную магистраль, по которой без проблем можно покинуть центральную часть города и добраться до аэропорта Внуково быстрее, к примеру.

2) Улучшить поперечные связи между районами , когда пешеходы и автомобилисты не будут ждать лишние 30-60-90 секунд из-за приоритета фазы светофора Ленинского проспекта.

3) Разгрузить соседние вылетные магистрали (Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу) и забрать транзитный трафик с них, объезжающие пробки на Ленинском.

4) Наземный общественный транспорт поедет быстрее . В проекте реконструкции «Ленинского» есть спорный момент о размещении остановок на основном ходе, а не на дублёре. Для автомобилистов, это конечно не очень хорошо, но для автобусов (электробусов) так будет быстрее. Т.к. автобусам не придётся стоять на некоторых светофорах.

5) В теории, перекрытие Ленинского проспекта , когда приезжает делегация высокопоставленных лиц других государств, не вызовет полный коллапс прилегающих улиц и дорог . Ведь Ленинский проспект выведен в отдельный уровень.

6) Улучшиться экология . Как это не странно звучит, когда транспортное средство с ДВС тормозит и разгоняется на каждом светофоре (их сейчас 16 от МКАД до ТТК), то оно выделяет вредных выхлопов больше, нежели оно бы продолжало движение без промежуточных остановок до конечного пункта Б.

7) Забывать о реновации и застройке Новой Москвы и Подмосковья не стоит. Рабочие места сами по себе не появятся за МКАД, а жильё, пожалуйста. Новосёлы будут ехать на работу в Москву (в пределы МКАД).

И конечно же о местных жителях подумали. В наиболее близких домах к проспекту установили бы шумозащитное остекленение , а в некоторых местах планировалась установка шумозащитных экранов .

Сама дорога не приблизиться к жилым домам, т.к. она уже построена вблизи жилых домов (или жилые дома построили вдоль дороги). Вместо газонов обещают высадить деревья и кустарники.

И на последней ноте стоило бы сказать, что Киевское шоссе (51 км - 65 км) и М-3 «Украина» (65 км - 124 км) будут реконструировать в ближайшие годы (планы на 2021-2024 гг.), что несомненно приведёт бОльший трафик и нагрузку к Ленинскому проспекту внутри МКАД.

На этом всё! Спасибо за прочтение! Если материал был интересен, то буду благодарен за оценку статьи.

Подписывайтесь на мой канал! Я рассказываю о транспортном развитии Москвы и Подмосковья. Про планируемые автодороги, линии метрополитена, центральные диаметры и т.д. Можете предложить тему для разбора, если интересно =)

Читайте также: