Дом окнами в поле краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Дом окнами в поле краткое содержание

АСТАФЬЕВА – заведующая молочной фермой.

АСТАФЬЕВА. Да-да! Пожалуйста!

ТРЕТЬЯКОВ. Добрый вечер, Лидия Васильевна!

АСТАФЬЕВА. Добрый вечер, Владимир Александрович.

ТРЕТЬЯКОВ. Вот… Зашел, так сказать, откланяться…

АСТАФЬЕВА. А я думала, чего доброго, не попрощавшись уедете.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну что вы, как можно! Я с чемоданом с самого обеда. Обошел всю бригаду…

АСТАФЬЕВА. Ко всем, значит, зашли… Устали.

ТРЕТЬЯКОВ. Знаете, устал.

АСТАФЬЕВА. Устали… А тут еще к Астафьевой надо зайти. Вежливый вы, Владимир Александрович, через вежливость и страдаете…

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, всех хотел видеть… Три года – все-таки не шуточки. Три года… И знаете, только сегодня, вдень отъезда, вдруг выясняется, что меня здесь все любят!

АСТАФЬЕВА. А почему бы вас, Владимир Александрович, не любить.

ТРЕТЬЯКОВ. Второгодники, оказывается, и те меня любят! Очень трогательно.

АСТАФЬЕВА. А что, вы хороший были преподаватель…

ТРЕТЬЯКОВ. Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Не обязательно. Можно просто уехать…

АСТАФЬЕВА. Хороший вы были преподаватель… Вот только чуткости вы мало проявляли и активности…

ТРЕТЬЯКОВ. Откуда у меня активность, если я меланхолик?

АСТАФЬЕВА. Самодеятельность бы подняли, раз меланхолик…

ТРЕТЬЯКОВ. Меланхолики ничего не поднимают. Им и так трудно… (Садится.) Через полчаса уходит автобус.

АСТАФЬЕВА. Спасибо, что зашли… Уважили.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, разве я мог уехать, не повидавшись с вами?! К вам – последний визит. Для памяти…

АСТАФЬЕВА. Дом мой последний стоит. По пути…

На улице возникла песня. Она медленно приближается.

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле. И в лес. Уеду и буду вам завидовать.

АСТАФЬЕВА. Спасибо и на этом…

ТРЕТЬЯКОВ. Вы, конечно, замечали, что я был к вам неравнодушен. Да, да! Да и вы, Лидия Васильевна… Скажете – нет? Помните май! Все могло быть по-другому… Ничего не было… Даже грустно. Вам не грустно?

АСТАФЬЕВА. К чему это вы говорите.

ТРЕТЬЯКОВ. Я уезжаю, могу я быть откровенным?

Песня совсем рядом.

АСТАФЬЕВА. Я помню май… Вы веселый были… Никогда я вас таким больше не видела.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, скажите откровенно, на прощание – что было бы, если бы я тогда сел в ваш ходок?

АСТАФЬЕВА. Что ж… ничего. Поехали бы вместе…

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Я так и думал.

АСТАФЬЕВА. Я май хорошо помню… Вы пели, у вас ведь голос хороший, никогда бы не подумала…

ТРЕТЬЯКОВ (засобирался). Нет у меня никакого голоса… Пойду, Лидия Васильевна, я житель городской и не могу петь без аккомпанемента…

АСТАФЬЕВА. А из леса тогда мы за вами следом ехали… Вы видели.

ТРЕТЬЯКОВ. Да, да… Будем вспоминать…

АСТАФЬЕВА. А я думала, вы к нам в ходок сядете…

Хор останавливается под окном. Хорошо слышна мелодия, но слов не разобрать.

ТРЕТЬЯКОВ. Так вот… Прощайте, Лидия Васильевна! Я думаю, мы еще встретимся. Мир тесен…

Александр Вампилов - Дом окнами в поле

Александр Вампилов - Дом окнами в поле

Александр Вампилов - Дом окнами в поле краткое содержание

Одноактная пьеса. Написана в 1963 г. Впервые опубликована в журнале «Театр» (1964). С этой пьесы начинался для читателей Вампилов-драматург. По пьесе поставлен телеспектакль.

Дом окнами в поле - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Дом окнами в поле - читать книгу онлайн бесплатно, автор Александр Вампилов

Дом окнами в поле

Комедия в одном действии

АСТАФЬЕВА – заведующая молочной фермой.

АСТАФЬЕВА. Да-да! Пожалуйста!

ТРЕТЬЯКОВ. Добрый вечер, Лидия Васильевна!

АСТАФЬЕВА. Добрый вечер, Владимир Александрович.

ТРЕТЬЯКОВ. Вот… Зашел, так сказать, откланяться…

АСТАФЬЕВА. А я думала, чего доброго, не попрощавшись уедете.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну что вы, как можно! Я с чемоданом с самого обеда. Обошел всю бригаду…

АСТАФЬЕВА. Ко всем, значит, зашли… Устали.

ТРЕТЬЯКОВ. Знаете, устал.

АСТАФЬЕВА. Устали… А тут еще к Астафьевой надо зайти. Вежливый вы, Владимир Александрович, через вежливость и страдаете…

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, всех хотел видеть… Три года – все-таки не шуточки. Три года… И знаете, только сегодня, вдень отъезда, вдруг выясняется, что меня здесь все любят!

АСТАФЬЕВА. А почему бы вас, Владимир Александрович, не любить.

ТРЕТЬЯКОВ. Второгодники, оказывается, и те меня любят! Очень трогательно.

АСТАФЬЕВА. А что, вы хороший были преподаватель…

ТРЕТЬЯКОВ. Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Не обязательно. Можно просто уехать…

АСТАФЬЕВА. Хороший вы были преподаватель… Вот только чуткости вы мало проявляли и активности…

ТРЕТЬЯКОВ. Откуда у меня активность, если я меланхолик?

АСТАФЬЕВА. Самодеятельность бы подняли, раз меланхолик…

ТРЕТЬЯКОВ. Меланхолики ничего не поднимают. Им и так трудно… (Садится.) Через полчаса уходит автобус.

АСТАФЬЕВА. Спасибо, что зашли… Уважили.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, разве я мог уехать, не повидавшись с вами?! К вам – последний визит. Для памяти…

АСТАФЬЕВА. Дом мой последний стоит. По пути…

На улице возникла песня. Она медленно приближается.

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле. И в лес. Уеду и буду вам завидовать.

АСТАФЬЕВА. Спасибо и на этом…

ТРЕТЬЯКОВ. Вы, конечно, замечали, что я был к вам неравнодушен. Да, да! Да и вы, Лидия Васильевна… Скажете – нет? Помните май! Все могло быть по-другому… Ничего не было… Даже грустно. Вам не грустно?

АСТАФЬЕВА. К чему это вы говорите.

ТРЕТЬЯКОВ. Я уезжаю, могу я быть откровенным?

Песня совсем рядом.

АСТАФЬЕВА. Я помню май… Вы веселый были… Никогда я вас таким больше не видела.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, скажите откровенно, на прощание – что было бы, если бы я тогда сел в ваш ходок?

АСТАФЬЕВА. Что ж… ничего. Поехали бы вместе…

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Я так и думал.

АСТАФЬЕВА. Я май хорошо помню… Вы пели, у вас ведь голос хороший, никогда бы не подумала…

ТРЕТЬЯКОВ (засобирался). Нет у меня никакого голоса… Пойду, Лидия Васильевна, я житель городской и не могу петь без аккомпанемента…

АСТАФЬЕВА. А из леса тогда мы за вами следом ехали… Вы видели.

ТРЕТЬЯКОВ. Да, да… Будем вспоминать…

АСТАФЬЕВА. А я думала, вы к нам в ходок сядете…

Хор останавливается под окном. Хорошо слышна мелодия, но слов не разобрать.

ТРЕТЬЯКОВ. Так вот… Прощайте, Лидия Васильевна! Я думаю, мы еще встретимся. Мир тесен…

Подают друг другу руки.

Где-нибудь, когда-нибудь… Счастливо оставаться… (Отворил дверь.)

ХОР. Несет Галя воду,

Коромысло гнется,
Стоит Ваня подле
Над Галей смеется…

АСТАФЬЕВА (вдруг). Постойте!

ТРЕТЬЯКОВ (прикрыл дверь). Да?

Слышна лишь мелодия.

АСТАФЬЕВА (решительно). Я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ. В чем дело.

АСТАФЬЕВА (лукавит с большим искусством). Сейчас я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ. Почему, Лидия Васильевна?

АСТАФЬЕВА. Они остановились под окном.

АСТАФЬЕВА. Вы что, не слышите?

ТРЕТЬЯКОВ. Поют. Ну и пусть…

АСТАФЬЕВА. Садитесь, Владимир Александрович, послушаем… (Приоткрыла дверь.)

Ой ты, Галя, Галя,
Дай воды напиться
Может быть, я, Галя,
Не буду журиться…

ТРЕТЬЯКОВ. Я опаздываю, Лидия Васильевна.

Я не дам тебе воды,
Вода ключевая,
Ты не любишь меня,
У тебя другая…

АСТАФЬЕВА (закрыла дверь). Славно поют!

ТРЕТЬЯКОВ (мягко). Это не имеет никакого значения. Я должен ехать. Даже если бы за окном был хор Пятницкого. Все равно. Даже тем более.

АСТАФЬЕВА. Сейчас я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ (в недоумении). Мне понятно ваше настроение… Я сам… Я тронут, но… мне некогда.

АСТАФЬЕВА. Вы уйдете…

ТРЕТЬЯКОВ. Откройте же!

АСТАФЬЕВА. Но не сейчас…

ТРЕТЬЯКОВ. Что случилось?

АСТАФЬЕВА. Сейчас десять часов вечера.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну и что?

АСТАФЬЕВА. Я говорила – вы нечуткий…

ТРЕТЬЯКОВ (задумчиво). Так… И неактивный?

АСТАФЬЕВА. Это уж само собой…

Подходит к Астафьевой.

Если я правильно понимаю, вы хотите, чтобы я ушел от вас утром?

Пытается обнять Астафьеву. Попытка, впрочем, довольно робкая.

АСТАФЬЕВА (останавливает его). Вы ничего не поняли!

ТРЕТЬЯКОВ (обескуражен). Объясните! Сейчас мне уйти нельзя, утром – тоже… Когда в таком случае? Ночью? Днем? Завтра? Послезавтра?

АСТАФЬЕВА (с достоинством). Вечером.

ТРЕТЬЯКОВ. Но почему, Лидия Васильевна?! Вы, кажется, издеваетесь?

АСТАФЬЕВА. Десять часов вечера… Подумайте, что они скажут, если вы выйдете в такое время из моего дома?

Дом окнами в поле (1979)

Дом окнами в поле кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме-спектакле

Геннадий Павлов Композитор Вадим Биберган Лариса Мурашко Станислав Любшин , Ирина Купченко Производство Главная редакция литературно-драматический программ ЦТ 27 февраля 1979 (ТВ)

По одноименной пьесе Александра Вампилова.

Нерешительность и застенчивость сельского учителя Третьякова мешает ему объясниться в любви заведующей молочной фермой колхоза Астафьевой. Не понимая, что его любовь взаимна, Третьяков намерен уехать из села. Однако героиня сама приходит ему на помощь.

Дом окнами в поле (1979)

Дом окнами в поле кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

отзывы

Персиков 08.04.2018 - 08:37:55 Первый раз спектакль я услышал по радио , впечатление было невероятное , такое же впечатление было когда увидел спекталь на телевидении. Роберт Грегори Дэвид 06.04.2018 - 19:16:26 amuon 17.04.2017 - 11:10:08 Пронзительно. Для души. Наталия рожкова (Зеленоград) 25.12.2014 - 19:36:48

Одноактную мелодраму «Дом окнами в поле» Александра Вампилова, можно считать комедией, если под эти окна дома пришли петь доярки и пастух с гармонью по команде их заведующей фермой Лидии Васильевны Астафьевой.

Герой Станислава Любшина: «Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Необязательно. Можно просто уехать».

Или сделать вид, что уезжаешь.

И хотя порог и замок были виртуальными, а реквизит бутафорский, чувства были настоящими.

Ирина Купченко и Станислав Любшин прожили в экранизации правдоподобное, поучительное, запоминающее действие. Никогда не забуду их блестящие глаза от слез, от слез радости, от радости. Их большое искусство лукавить.

Талантливый сибиряк, автор пьесы «Дом окнами в поле» Александр Валентинович Вампилов трагически погиб на озере Байкал 17 августа 1972 года, за день до 35-летия.
Я буду всегда помнить его: «Прошлым летом в Чулимске» (1972),
«Старший сын» (1968), по произведению в 1976 году снят одноименный фильм,
«Утиная охота» (1970), по мотивам пьесы в 1979 году снят телефильм «Отпуск в сентябре».

Дом окнами в поле краткое содержание

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Девственны до ноября

Аня Кузина. "Дом окнами в поле" А.Вампилова

Одноактная пьеса Александра Вампилова «Дом окнами в поле» по форме – диалог. По сути – сцена прощания. Визуальный ряд - знакомая читателю картина, выхваченная из идеологического описания сельской жизни советской молодежи 60-х годов. Резиновые сапоги, белая косынка, муха, бьющаяся в оконное стекло, ковер с оленями. Поле и лес, молочная ферма, школа, дом культуры, избы и бесконечно длинная дорога, упирающаяся в горизонт…

Дело в том, что подобных описаний у Вампилова нет, как нет дословной точности быта. Драматург не поэтизирует село, но создает тон, который в сознании читателя самостоятельно рифмуется с таким, или похожим на это, описанием. Вампилов скорее портретист. Ему интересен человек, а не обстоятельства. И потому человека он пишет крупно.

Сцена прощания, кажется, рассмотрена драматургом сквозь увеличительное стекло. Рассмотрена с характерным автору желанием увидеть за бастионами формальных слов искренность переживаний, драматизм, величие, трагедийность и значимость повседневной жизни.

Короткий диалог пьесы заряжен, словно минное поле. От слова к слову, от фразы к фразе частота эмоциональных взрывов нарастает и переходит в откровенную борьбу.

Внешне тихую, но все же борьбу, и борьбу стратегическую, у Вампилова ведет женщина. Более того, 26-летняя заведующая молочной фермой в схватке за личное счастье всерьез претендует на победу.
Однако, Астафьева, во всей своей отчаянной попытке запрыгнуть в уходящий поезд замужества, далеко не Артемида. И все же это попытка, требующая смелости, и заслуживающая уважения. Вампилов не считает нужным объяснять, что такое шаг в неизвестность. Астафьева делает его на лету, не задумываясь. Она отдает мужчине возможность спасти себя или погубить.

Мне вспоминается героиня Клода Лелуша из фильма «Мужчина и Женщина». Анна в спешке диктует телеграмму: «Браво! Видела Вас по телевизору. Анна» и на просьбу телефонистки повторить мгновенно произносит: «Браво! Я люблю Вас. Анна».

Разница в том, что ни понятия, ни самого слова «любовь» в пьесе Вампилова нет. Оно не написано и не подразумевается. Зато есть одиночество, и тихое, словно ноющая боль, отчаяние. Астафьева не была любима, да и сама, кажется, всерьез никогда не любила. Вот уж, действительно, «грустная история». К слову сказать, в героинях последующих пьес Вампилова много общего: они сестры, жены, подруги, любовницы, хорошие знакомые и никогда - «любимые».

Довольно жестоко было, на мой взгляд, со стороны Вампилова-человека столкнуть Астафьеву с таким типом, как Третьяков. И тем больше восхищения вызывает Вампилов-драматург.

Аморфный, пассивный, слабый, колеблющийся Третьяков жалок, а в начале даже мил и вызывает сострадание. Но к финалу его сознательное нежелание принять решение, касающееся собственного счастья, а также попытки Астафьевой его к этому решению подтолкнуть, принимают формы абсурда и становятся своего рода гимном отчаяния, глупости и грусти. Отсутствующий, на первый взгляд, конфликт оборачивается мощным эмоциональным потрясением, фоном которому служит бесконечно-грустная деревенская песня…

Кажется, автора совершенно не интересует тот факт, что Третьяков остался-таки в доме Астафьевой. Для Вампилова трагедия развернулась гораздо раньше. Она – в равнодушии, дряблости, неспособности выкарабкаться даже с «дулом у виска». Вампилов за Третьякова ручаться не может. И потому в финале – многоточие.

Вампилов наблюдает за своими героями. Их речь, ее содержание - своего рода анамнез. На основании этой истории болезни диагноз кажется очевидным («…Ничего не было… даже грустно…») однако, в финале не подтверждается.

В этом, на мой взгляд, очередной эксперимент Вампилова, попытка проверить на подлинность собственное литературное произведение: драматический текст существует и развивается по законам жизни, а потому финал его непредсказуем и автору неизвестен.

Судя по всему, Вампилова всерьез интересует механизм создания драматического в малой форме. Это попытка приравнять слово к действию, во внешне формальном диалоге обозначить конфликт и вскрыть его не явно, а через эмоциональное восприятие читающего. Главный инструмент автора – внешний и внутренний планы. На них драматург делает ставку, оставляя за читателем право «додумать» финал.

«Дом окнами в поле» - подарок режиссерской фантазии. Не нарушая структуры и атмосферы, созданной автором, пространство пьесы, вполне могло бы занять как подоконник в доме Астафьевой, так и бескрайний Марьин лог. В тишине или шуме, на пороге, при свечах, на фоне ковра с оленями, произнесенная шепотом или в суете пьеса Вампилова будет жить, своего простого и проникновенного тембра не утратит.

Дорога современного Третьякова к своей Астафьевой была бы полна приключений. Возможно, он даже не дошел бы к ней. На пути из города в деревню молодой учитель непременно стал бы жертвой СМИ и героем заголовков в стиле «Молодые москвичи бегут из города», «Выпускников педвузов ссылают в деревни» или «Три года без Интернета. Кто он?». Тем интереснее, каким способом современный режиссер приведет зрителя к своему Третьякову, и через что придет Астафьева к фразе: «Я вас не пущу!».

Герои Вампилова в масштабах современности слишком тактичны и воспитаны. Их диалог - перпендикуляр сегодняшнему образу мысли и способам общения. Он – крайне нетипичен, но мог бы состояться, и наверняка вызвал бы в современном зрителе еще больше вопросов, непонимания, размышлений и догадок. Пьеса Вампилова – ситуация.
Ее интересно «примерить на себя». Так, например, герои Вампилова в дне сегодняшнем - ровесники Валерии Гай Германики и Ярославы Пулинович, а также, одновременно, - Марка Захарова, Валентина Гафта и Андрея Кончаловского.

Подозреваю, что Вампилов лукавил, называя свою пьесу комедией. Впрочем, как говорили в свое время французские моралисты: «Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит».

Александр Вампилов - Дом окнами в поле

Александр Вампилов - Дом окнами в поле

Александр Вампилов - Дом окнами в поле краткое содержание

Одноактная пьеса. Написана в 1963 г. Впервые опубликована в журнале «Театр» (1964). С этой пьесы начинался для читателей Вампилов-драматург. По пьесе поставлен телеспектакль.

Дом окнами в поле - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Дом окнами в поле - читать книгу онлайн бесплатно, автор Александр Вампилов

АСТАФЬЕВА. Да! Что скажут…

ТРЕТЬЯКОВ. Они ничего не скажут, просто что-нибудь споют.

АСТАФЬЕВА. Сначала споют, потом начнут сплетничать. Вы что – не знаете?

ТРЕТЬЯКОВ. Какие могут быть сплетни? Я уезжаю, зашел проститься. Разве из этого можно сочинить сплетню?

АСТАФЬЕВА. Вы-то уедете, а они останутся и будут думать…

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, пусть думают, нельзя же им все время петь.

АСТАФЬЕВА. Вам-то что, вы уедете, а я… потом замуж не выйду.

ТРЕТЬЯКОВ. Что?! Выходит, перед отъездом я должен выдать вас замуж?

АСТАФЬЕВА (теперь она иронизирует). Тише, Владимир Александрович! Вы еще не в городе.

ТРЕТЬЯКОВ. В городе мне, помнится, говорили: тише – вы не в лесу!

АСТАФЬЕВА. У нас уж так… Не взыщите!

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, не будем ссориться – откройте двери! (Смотрит на часы.)

АСТАФЬЕВА. Не могу. Мы люди отсталые, с предрассудками…

ТРЕТЬЯКОВ. Это вы-то! Ай-яй! Заведующая фермой, активист, передовая женщина! Вы меня удивляете.

АСТАФЬЕВА. Чему вы удивляетесь? У нас на ферме плохо с культурно-массовой работой. Разве не читали в газете?

ТРЕТЬЯКОВ. Не читал.

АСТАФЬЕВА. Зря. Там и про вас сказано: «Куда смотрит интеллигенция?»

За окном пение смолкло, но заиграли на гармонике. Послышался шум подошедшей машины.

АСТАФЬЕВА. Но полянка-то еще не разошлась. Вот она, рядом.

ТРЕТЬЯКОВ (с нетерпением). Черт возьми! Что же вы предлагаете?

АСТАФЬЕВА (невинно). Хотите – чаем угощу?

ТРЕТЬЯКОВ. Бездельники! Сколько можно петь и плясать!

АСТАФЬЕВА. Почему бы не поплясать? Только что отсеялись. Скоро сенокос.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну знаете, я в вас разочаровался. Мне о вас иначе говорили.

АСТАФЬЕВА (кротко). А вам надо было проверить – так ли все, как говорили. Время у вас было…

ТРЕТЬЯКОВ. Если вы считаете, что мне неприлично выйти в дверь, – выпустите меня в окно!

АСТАФЬЕВА. Ну да! На дворе луна, светло как днем! Не знаю уж, как в городе, а у нас через окно ходить не принято.

ТРЕТЬЯКОВ. Неужели? Что же у вас принято в таком случае? Может быть, вылететь в трубу?

ТРЕТЬЯКОВ. Не понимаю, чем вас смущает окно? Если увидят, скажете – вор. Дескать, учитель украл у вас шерстяную кофту.

ТРЕТЬЯКОВ. Скажите что угодно, только отпустите наконец!

АСТАФЬЕВА (мстительно). Не кричите на меня! Вы мне уже надоели. Как только они уйдут – пожалуйста, скатертью дорожка!

ТРЕТЬЯКОВ. Спасибо. Автобус уйдет – где, интересно, я буду ночевать? Под сосной? Квартиру мою, между прочим, успели уже заколотить.

АСТАФЬЕВА. Если бы вы не кричали, а вели себя деликатно, я бы вам, так уж и быть, на лавке бы постелила.

ТРЕТЬЯКОВ. Да? Вы очень любезны. Только я не желаю больше с вами разговаривать.

Сели в разных концах комнаты. Помолчали. На улице снова пение.

«Деликатно»… Что же все-таки делать? Может, мне жениться на вас? Из деликатности…

АСТАФЬЕВА. Да я за вас никогда и не пошла бы.

ТРЕТЬЯКОВ. Да ну? Вы же ко мне были неравнодушны. Скажете – нет? За вас вся деревня переживала…

АСТАФЬЕВА. Симпатизировала, пока не знала, какой вы есть.

ТРЕТЬЯКОВ. Какой я есть?

АСТАФЬЕВА. Грубый, каких много…

ТРЕТЬЯКОВ. Где ваш муж, сумасшедшая вы женщина?

АСТАФЬЕВА. Нет у меня никакого мужа. И не надо!

ТРЕТЬЯКОВ. Да где тот, что был? Неужели сбежал?

АСТАФЬЕВА. Разве похоже, чтобы от меня муж сбежал?

ТРЕТЬЯКОВ. Нисколечко. Это верно. От вас, пожалуй, не сбежишь…

АСТАФЬЕВА. Сама ушла. Мой муж был грубый человек…

ТРЕТЬЯКОВ. Я понимаю, вроде меня?

АСТАФЬЕВА. Вначале маскировался, стишки писал, потом запил… А других, Владимир Александрович, женихов здесь не было…

ТРЕТЬЯКОВ. Где он сейчас?

АСТАФЬЕВА. Уехал киномехаником.

Песня удаляется от окна.

АСТАФЬЕВА. Пять лет прошло…

ТРЕТЬЯКОВ. А мне говорили – четыре…

АСТАФЬЕВА. Ошиблись… (Подходит к окну.) Ну вот… Плен ваш кончился. Полянка расходится.

АСТАФЬЕВА. Зря горячились – успеете…

ТРЕТЬЯКОВ. Простите меня…

АСТАФЬЕВА. Да нет, это вы меня извините. Все я придумала. Не боюсь я никаких разговоров, никакого мнения! Пошутила я, Владимир Александрович. На прощание. Взяла и пошутила – что мне?

ТРЕТЬЯКОВ. Я же говорил, что вы издеваетесь…

АСТАФЬЕВА (открывает дверь). Извините, что задержала…

ТРЕТЬЯКОВ. Но… они… они, собственно, еще рядом…

АСТАФЬЕВА. Никак теперь вы боитесь, что люди подумают?

ТРЕТЬЯКОВ. Нет… Но все-таки обидно. Ведь напрасно подумают, вот что обидно!

АСТАФЬЕВА. А вы огородом, огородом – незаметно… Идите, а не то в самом деле опоздаете…

ТРЕТЬЯКОВ. Я успею. Шофер знает, что я сегодня уезжаю, подождет…

АСТАФЬЕВА. Уезжайте, что вам здесь делать? Кого вам здесь любить, с кем разговаривать?! Отбыли свое – и уезжайте! Уезжайте в свой чудесный город! Он по вас скучает! Давно! И как только он там, горемычный, без вас? Я даже не знаю…

ТРЕТЬЯКОВ (задумчиво). Действительно… Как он там без меня, горемычный.

АСТАФЬЕВА. Что и говорить! Вы проспали, все три года спали – и проспали! И видели во сне огни ваши голубые и проспекты! Что – я не знаю. Вы ходите там по мокрым улицам, все молодые, все гордые, и никто не знает, о чем вы думаете… А здесь – поле и лес, здесь все понятно, и вы – спите. И сейчас вы спите…

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, не сплю. Выспался. За три года выспался…

АСТАФЬЕВА. Вы шутите, вы всегда шутите, шутите и ждете отъезда… Вот вы его и дождались, отбыли свое, ну и прощайте. Зачем только вы сюда приезжали. Уходите.

ТРЕТЬЯКОВ (растерян). Минутку… Вы загибаете, уверяю вас… Летом в городе душно…

АСТАФЬЕВА. Зато – весело!

ТРЕТЬЯКОВ. Летом город пуст…

АСТАФЬЕВА. В городе много развлечений.

ТРЕТЬЯКОВ. Ничего нового не придумали…

Слышится ворчание автобуса, затем – два сигнала.

АСТАФЬЕВА. На дороге. Вас кличет.

ТРЕТЬЯКОВ. В ваши окна не видно дорог. Поле и лес, поле и лес… У вас зеленые глаза, вы наяда, сирена, от вас надо спасаться бегством…

АСТАФЬЕВА. Перешагнуть порог, чего проще…

На улице снова возникает песня.

ТРЕТЬЯКОВ. «Перешагнуть порог…» Это сложная задача. Дураков полно по ту и по другую сторону порога…

Песня приближается. Теперь это частушки.

Это точно, глупости человек делает перед порогом. И хорошо, когда ты подготовлен заранее. А если нет. Я три года преподавал в вашем селе географию. Спал и преподавал географию. Преподавал географию и спал. Тихо, спокойно. И мне кажется, я не вовремя проснулся. Проснулся я перед порогом. Вы понимаете мои переживания.

Дом окнами в поле (пьеса)

Дом окнами в поле — пьеса Александра Вампилова, написанная в 1963 году, обозначенная автором как комедия. Первое опубликованное драматическое произведение Вампилова. В одноактной пьесе два действующих лица, кроме того, часть реплик и пение хора доносятся из-за сцены.

Сюжет

Пьеса представляет собой диалог одинокой сельской жительницы Астафьевой и неженатого учителя Третьякова, приезжавшего в село, чтобы отработать в местной школе 3 года. Ему пришло время уезжать. И вот, он ходит и прощается со всеми знакомыми людьми и в конце решил зайти к Астафьевой. На протяжении всей пьесы молодые люди выясняют отношения.

Хор, слышимый героями через раскрытую дверь, выводящий то деревенскую песню о диалоге влюблённых, то частушки, служит так называемой «рамкой» (то есть возникает и в начале, и в конце повествования) для действия пьесы.

Тематика

Сама пьеса в некоторых местах сравнивает жизнь в селе и в городе, а также затрагивает тему любви.

Произведение свидетельствует, что уже на раннем этапе творческой биографии Вампилов мог в небольшой по объёму лирической сценке, продолжая чеховскую драматургическую традицию, создать точными деталями цельное представление о персонаже со всей его предысторией, обрисовать серьёзный внутренний нравственный конфликт героя при внешне ироничном, лёгком, достоверном действии. Выбор героев и места действия характерен для писателя с его постоянным интересом к чаяниям и быту жителей российской провинции.

Критика

  • Е.М. Гушанская отмечает излишнюю простоту и наивность исполнения пьесы, однако указывает и на самобытность автора, проявляющуюся даже при разработке банальной, стереотипной для современной ему литературы темы. При том что основную фабулу пьесы составляет любовная игра между женщиной-лидером и охотно подчиняющимся ей мужчиной, социальные конфликты «человек и долг», «горожанин и село» неожиданно легко разрешаются настойчивостью героини, атакующей инерционные представления героя об устройстве личного будущего. Цели и ценности, предлагаемые человеку обществом, оказываются у Вампилова изменчивой, необязательной величиной.
  • В книге «Георгий Товстоногов репетирует и учит» приведена текстовая расшифровка разбора пьесы, выполненного Г.А. Товстоноговым, А.И. Кацманом и их студентами в 1974 году. Чуть выше Кацман даёт пьесе чёткую сравнительную характеристику, предвосхищая её востребованность для учебных спектаклей:

Очень мало доброкачественной одноактной литературы. Пожалуй, только у Вампилова, из советских авторов, хорошая одноактовка «Дом окнами в поле».

Александр Вампилов: Дом окнами в поле

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Александр Вампилов Дом окнами в поле

Дом окнами в поле Александр Валентинович Вампилов Издательство: Драматургия / на русском языке 5-86884-020-8 Рейтинг книги: Добавить книгу в избранное Ваша оценка:

Дом окнами в поле: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Дом окнами в поле»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Одноактная пьеса. Написана в 1963 г. Впервые опубликована в журнале «Театр» (1964). С этой пьесы начинался для читателей Вампилов-драматург. По пьесе поставлен телеспектакль.

Александр Вампилов: другие книги автора

Кто написал Дом окнами в поле? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Александр Вампилов: Старший сын

Старший сын

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Провинциальные анекдоты

Провинциальные анекдоты

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Прошлым летом в Чулимске

Прошлым летом в Чулимске

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Рассказы

Рассказы

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Прощание в июне

Прощание в июне

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Несравненный Наконечников

Несравненный Наконечников

Александр Вампилов

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Прошлым летом в Чулимске

Прошлым летом в Чулимске

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Исповедь начинающего

Исповедь начинающего

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Квартирант

Квартирант

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Процесс

Процесс

Александр Вампилов

Александр Вампилов: Сто рублей новыми деньгами

Сто рублей новыми деньгами

Александр Вампилов

Дом окнами в поле — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Дом окнами в поле», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Дом окнами в поле

Комедия в одном действии

АСТАФЬЕВА – заведующая молочной фермой.

АСТАФЬЕВА. Да-да! Пожалуйста!

ТРЕТЬЯКОВ. Добрый вечер, Лидия Васильевна!

АСТАФЬЕВА. Добрый вечер, Владимир Александрович.

ТРЕТЬЯКОВ. Вот… Зашел, так сказать, откланяться…

АСТАФЬЕВА. А я думала, чего доброго, не попрощавшись уедете.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну что вы, как можно! Я с чемоданом с самого обеда. Обошел всю бригаду…

АСТАФЬЕВА. Ко всем, значит, зашли… Устали.

ТРЕТЬЯКОВ. Знаете, устал.

АСТАФЬЕВА. Устали… А тут еще к Астафьевой надо зайти. Вежливый вы, Владимир Александрович, через вежливость и страдаете…

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, всех хотел видеть… Три года – все-таки не шуточки. Три года… И знаете, только сегодня, вдень отъезда, вдруг выясняется, что меня здесь все любят!

АСТАФЬЕВА. А почему бы вас, Владимир Александрович, не любить.

ТРЕТЬЯКОВ. Второгодники, оказывается, и те меня любят! Очень трогательно.

АСТАФЬЕВА. А что, вы хороший были преподаватель…

ТРЕТЬЯКОВ. Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Не обязательно. Можно просто уехать…

АСТАФЬЕВА. Хороший вы были преподаватель… Вот только чуткости вы мало проявляли и активности…

ТРЕТЬЯКОВ. Откуда у меня активность, если я меланхолик?

АСТАФЬЕВА. Самодеятельность бы подняли, раз меланхолик…

ТРЕТЬЯКОВ. Меланхолики ничего не поднимают. Им и так трудно… (Садится.) Через полчаса уходит автобус.

АСТАФЬЕВА. Спасибо, что зашли… Уважили.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, разве я мог уехать, не повидавшись с вами?! К вам – последний визит. Для памяти…

АСТАФЬЕВА. Дом мой последний стоит. По пути…

На улице возникла песня. Она медленно приближается.

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле. И в лес. Уеду и буду вам завидовать.

АСТАФЬЕВА. Спасибо и на этом…

ТРЕТЬЯКОВ. Вы, конечно, замечали, что я был к вам неравнодушен. Да, да! Да и вы, Лидия Васильевна… Скажете – нет? Помните май! Все могло быть по-другому… Ничего не было… Даже грустно. Вам не грустно?

АСТАФЬЕВА. К чему это вы говорите.

ТРЕТЬЯКОВ. Я уезжаю, могу я быть откровенным?

Песня совсем рядом.

АСТАФЬЕВА. Я помню май… Вы веселый были… Никогда я вас таким больше не видела.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, скажите откровенно, на прощание – что было бы, если бы я тогда сел в ваш ходок?

АСТАФЬЕВА. Что ж… ничего. Поехали бы вместе…

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Я так и думал.

АСТАФЬЕВА. Я май хорошо помню… Вы пели, у вас ведь голос хороший, никогда бы не подумала…

ТРЕТЬЯКОВ (засобирался). Нет у меня никакого голоса… Пойду, Лидия Васильевна, я житель городской и не могу петь без аккомпанемента…

АСТАФЬЕВА. А из леса тогда мы за вами следом ехали… Вы видели.

ТРЕТЬЯКОВ. Да, да… Будем вспоминать…

АСТАФЬЕВА. А я думала, вы к нам в ходок сядете…

Хор останавливается под окном. Хорошо слышна мелодия, но слов не разобрать.

ТРЕТЬЯКОВ. Так вот… Прощайте, Лидия Васильевна! Я думаю, мы еще встретимся. Мир тесен…

Дом окнами в поле краткое содержание

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 704
  • КНИГИ 652 117
  • СЕРИИ 24 903
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 610 038

ЛитМир - Электронная Библиотека > Вампилов Александр Валентинович > Дом окнами в поле

Дом окнами в поле

Добавить похожую книгу

Царица Тамара

Охота на крыс

Дом окнами в поле

Оценка

Оценка: 9.33 ( 3 )

Количество страниц: 3

Язык книги: Русский

Название печатной книги: Александр Вампилов. Избранное

Издатель: Согласие

Год печати: 1999

ISBN: 5-86884-020-8

Выберите формат скачивания:

fb2 QR код Размер: 34,4 Кбайт Добавил Admin 24 мая 2012, 17:54 Скачали: 225

Одноактная пьеса. Написана в 1963 г. Впервые опубликована в журнале «Театр» (1964). С этой пьесы начинался для читателей Вампилов-драматург. По пьесе поставлен телеспектакль.

Читайте также: