Чем закрывали окна в своих домах лауры

Обновлено: 17.05.2024

У окон есть история

Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.

Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.

Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.

В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.

Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X—XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.

В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.

Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.

При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.

В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.

Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.

В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.

Можно сказать, что примерно 150—200 лет назад стекло было так же дорого, как и в первые века нашей эры. Оно все так же было доступно только богачам. Но, несмотря на это, по сохранившимся сведениям, «дутейщик кругов» для окон получал в то время только 1 рубль 50 копеек в месяц.

Что вставляли в окна домов НА РУСИ до того, как начали использовать стекло?

Как это всё выглядело. Что из себя представляло. Когда на Руси для этого начали пользоваться стеклом. .

Подробный красивый ответ c фото ;-)



Дополнен 12 лет назад Спасибо всем за ответы! Лучший ответ

В древнерусских жилищах, как крестьянских, так и городских, окна были крошечными и, естественно, пропускали ничтожно мало света. По престижности на первом месте стояли слюдяные оконницы, а в крестьянских домах использовали и рыбий паюс, и бычий пузырь, и холст, тонкие деревянные пластины, зимой – даже обычный лед. Всего сто лет назад вместо стекла в такие окошки вставляли слюду, налимью кожу, бумагу – вот насколько были сильны традиции. Но, как известно, у нас дни короткие, а зимы долгие. Поэтому и придумали наши предки так называемое волоковое окно, то есть специальная задвижная доска «заволакивала» оконный проем. Света сквозь такое окно проникало еще меньше, однако это компенсировалось специальным расположением оконных проемов. Например, так называемые косящатые окна, которые название свое получили оттого, что состояли они сразу из трех окон – центрального, приподнятого относительно двух боковых, и большего по размеру, и снабжались двумя косяками, рамным переплетом и притолокой.

Со временем жилье стали строить из камня, но окна все равно оставались как и раньше. В истории известны дома как совсем без окон, так и дома с окнами самой разнообразной формы – от средневековых небольших окон-бойниц до, так называемых «французских» окон, занимающих большую часть стены. Со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Для защиты от холода, ветра и посторонних глаз, оконные проёмы прикрывали деревянными ставнями.

Большие и высокие окна загораживали металлическими решётками либо резными пластинами из известняка, терракоты или мрамора. Например, в палатах XVII века оконный проем расширяли внутрь помещения для лучшего освещения, а сами окна были в виде арочных ниш. Оконницы, то есть рамы, делали из железа – белого или красного, сеткой переплетенного трех- и четырехугольниками, кубов, кругов, а слюду стали раскрашивать различными рисунками, отчего светлее и виднее не стало. Окна закрывали ставнями, поскольку слюдяные оконницы от холода почти не защищали. Ставни для пущего тепла стали обивать мехом или сукном. Вторые, зимние, рамы придумали позднее.

На Руси в XI-XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту.

В Европе в эпоху Ренессанса стали делать оконные проемы больших размеров. Подобная новинка прижилась у нас благодаря Петру Первому. Петр решил сделать большие окна в отечественных новостройках. Однако, это нововведение пришлось внедрять силой.

В указе Петра 1714 года говорилось: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини» , т. е. для строительства зданий создавались образцовые проекты. Появились в Петербурге и образцы для подражания, – дворец А. Меньшикова, Летний и Зимний дворцы. Вдоль фасадов зданий протянулись ряды широких оконных проемов, само число их заметно увеличилось. Большие окна, с мелкой расстекловкой, характерной для того времени, исправно освещали комнаты. В оконные переплеты уже начали вставлять стекла.

Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов.

Какие стекла в старину вставляли в окна?

Ян Вермеер, «Девушка с письмом у открытого окна» (фрагмент), 1650-е гг.

Конечно, сами окна были и тогда, но вот посмотреть на улицу удавалось лишь в теплое время года, когда окна распахивали настежь. В другое время их плотно закрывали, чтобы дом не выстуживало холодом.

Потребность в окне появилась еще в старые времена, когда в избах топили «по-черному» — у печей не было труб, и дым выходил через проем в потолке. Но если на улице не было ветра, то он скапливался в избе. Приходилось открывать дверь. Однако это помогало мало, поскольку требовался сквозняк.

С этой целью еще при строительстве избы в стене делалось небольшое квадратное отверстие, называемое «отдушиной». В холодное время года его закрывали рогожей и открывали, лишь когда топилась печь. Небольшой постоянный сквозняк создавался за счет открытой «отдушины» и приоткрытой двери.

Позже придумали закрывать отдушину высушенным бычьим пузырем. Хотя он не был прозрачным, но все же пропускал в избу некоторое количество света, частично решая проблему освещенности.

Зажиточные люди могли позволить себе витражи из плоских камней горного кварца — он давал больше света и красиво смотрелся за счет применения камней кварца с разными оттенками. Да и само окно с ним уже представляло не «отдушину» размером с мужской кулак, а настоящее украшение для дома.

Окно облагораживали наличниками, ставнями, резьбой по дереву. В домах из другого строительного материала применялась лепка из гипса, отделка природным камнем.

В деревнях окна долго оставались небольшими. Они делились на части по размерам бычьего пузыря. Укрупнение окон произошло с открытием месторождений слюды. Ее можно было «щипать» на тонкие и довольно большие пластины (были даже работники, которых называли «щипарями»).

В местностях с теплым климатом в зимнее время окна завешивали выделанными шкурами. Лучше всего годились заячьи. Они мало стоили из-за плохого качества, но зато на окнах не пропускали холод. Если требовалось больше света или нужен был сквозняк — шкурку, закрепленную на веревке, сдвигали в сторону или приподнимали вверх к вбитому гвоздю.

В местности, где развито было рыболовство, для окон использовали высушенный паюс рыб. Паюсом называют довольно крупный орган, в котором у рыб созревает икра. Понятное дело, что в качестве «стекла» на окна шел паюс крупных рыбин.

Ещё в начале ХХ века в реках встречались крупные рыбы

Ещё в начале ХХ века в реках встречались крупные рыбы
Фото: Источник

Применялась и очищенная от чешуи высушенная тонкая кожа жирных пород рыб. В основном карпового семейства. Выделка требовала большой аккуратности и значительного терпения. По этим причинам распространения не получила.

Сейчас с тем, как сделать внутри помещения нужный поток света, проблемы вообще никакой нет. Помимо обычного оконного стекла, можно вставить стекло с приклеенной пленкой. Такое стекло защищает от инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Есть пленки, не пропускающие внутрь тепло. Предлагаются и тонированные стекла для окон. По желанию заказчика тонировка может быть любой по цвету. Есть и так называемые бликующее оконное стекло. Существует и ударопрочное оконное стекло — его трудно или невозможно пробить каким-либо предметом.

За окошком света мало? Из истории окон и оконного стекла

Наши давние-давние предки, спасавшиеся от морозов давних оледенений в одежде из шкур и ночевавшие в пещерах, освещали свой домашний быт огнем костра, или занимались своими делами в светлое время суток у выхода из пещеры. Прошли века, начался бронзовый век, жители древнейшей крито-микенской цивилизации 4000 лет назад придумали окна — теплый климат им это позволял. Но взорвался вулкан, который ныне живущие называют Санторин, под ударами цунами рухнула микенская цивилизация — и об окнах забыли на тысячелетия.

За окошком света мало? Из истории окон и оконного стекла

Древние цивилизации Египта, Греции, Рима окна практически не использовали. Для освещения жилища у них служили двери, выходящие во внутренний дворик. А после захода Солнца — факелы и масляные светильники. В наружных стенах делали узкие щели или небольшие проемы под самой крышей, света от таких отверстий в комнатах почти не было.

Подражание Римскому Пантеону на территории аббатства Святой Женевьевы в Париже

Подражание Римскому Пантеону на территории аббатства Святой Женевьевы в Париже
Фото: Источник

Со временем люди открыли чудесные свойства слюды и стали делать слюдяные окна. В Европе первого тысячелетия и в начале средних веков окна делали весьма разнообразной формы. По большей части — в форме узких щелей-бойниц, но были большие «французские» окна, занимавшие большую часть стены. Для защиты от сквозняков и холода окна прикрывали деревянными ставнями. А для защиты от воров использовали металлические кованые решетки, или резные пластины из известняка, терракоты и мрамора. Рамы делали из железа с мелким переплетом, для размещения листиков слюды. Железные окна из-за теплопроводности металла выходили весьма холодными. Их для тепла обшивали сукном, а для пущего шика, в особо богатых домах — оторочивали мехом.

Слюда

Слюда
Фото: Depositphotos

Как обстояли дела в России? Деревянные дома, срубы из стволов деревьев, часто поставленные прямо в лесу. Слабые, опасные места — на случай нападения дикого зверя или лихих людей — окна и двери. Двери делали обстоятельно из толстых и дорогих тогда досок, окна же тогда были «волоковые», маленькие, размещенные высоко в стене, закрываемые задвижкой — волоком.

Поскольку «климат у нас не хранцузский» ((с) — царь Пётр), окна было совершенно необходимо прикрывать чем-то светопроницаемым, чтобы в доме было хоть сколько-то светло. Вначале использовалась «рыбья кожа». С пойманных рыб породы карповых после снятия чешуи снималась тонкая кожа, ее высушивали — и вставляли в рамы окон. Само собой — и карпы должны были быть очень большими и переплеты окон — весьма в мелкую клеточку. Окна пропускали свет, но были препятствием для сквозняков и летучих насекомых.

Со временем стали использовать более доступный материал — полупрозрачный бычий пузырь. Делали также окна из слюды, стоили они весьма недешево.

Кроме всего перечисленного, для окон употреблялась еще и промасленная бумага. Свет она пропускала неплохо, хотя бумага и не была очень уж дешевой.

Наконец подошло время окон со стеклами. Само стекло было открыто людьми очень давно. В Древнем Египте были в употреблении различные предметы из стекла. Но само стекло было тогда скорее драгоценностью.

Древние римляне открыли способы относительно дешевого производства стекла. У них появились первые стеклянные окна. Их стекло было все еще весьма дорого, технология была весьма сложной, но уже позволяла сделать большое окно с большим количеством небольших стеклянных пластинок, весьма хорошо пропускавших свет. С падением Рима пропала и технология производства оконного стекла.

Много-много времени спустя, уже в Средние Века, люди научились делать стекло много и недорого. В Кёльне научились делать листовое стекло, а мастера из Венецианской республики, жившие на острове Мурано, нашли состав, позволявший получать чистое и прозрачное стекло.

В России, по свидетельству иностранных купцов, уже в 1639 году работал заводик по производству оконного стекла и стеклянных бутылей и кубков, подобных венецианским.

Примерно так выглядел первый «стеклопакет» на Руси

Примерно так выглядел первый «стеклопакет» на Руси
Фото: Источник

В 18−19 веках стекло и изделия из него постоянно дешевели. Оконное стекло, ранее бывшее показателем знатности и богатства, превращалось в вещь, обыденную для горожан. Фабрики производства стекла множились — и с трудом позволяли удовлетворять запросы быстро растущего рынка.

Возникали новые, более экономичные печи, новые способы производства гладкого листового стекла… Наконец, в 1959 году был изобретен флоат-метод, который сегодня используется повсеместно. По этому методу стекло получается гладким, протекая по ванне расплавленного олова. Температура плавления олова чуть больше 200 градусов Цельсия, это более чем достаточно, чтобы стекло, плавящееся при температуре от 750 градусов, остыло, став совершенно гладким, великолепно и неискаженно пропускающим свет.

Люди, получив много дешевого и прозрачного стекла, смогли ставить в домах не просто окна из стекла, но многослойные окна. В России в большинстве городов в ходу двухрамные окна, а в районах Крайнего Севера с их экстремально низкими зимними температурами — трехрамные. Так и свет снаружи поступает, и тепло зимой наружу не уходит.

Вот так прошла история окон — от рыбьей кожи и бычьего пузыря в маленьких волоковых окнах — до трехрамных пакетных окон, отлично пропускающих свет и защищающих от сильного мороза.

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей

Пластиковое окно может быть украшено богатыми классическим шторами, современными роллетами или жалюзи, экзотическими японскими шторами, ненавязчивыми ниточными шторами или комбинацией этих аксессуаров. Однако, современные окна настолько хороши сами по себе, что многие отказываются от каких-либо декораций. Как показывает практика, это не всегда комфортно, особенно если окна выходят на фасад соседнего дома и фактически позволяют его обитателям заглядывать к вам домой. Какие решения для окон доступны на рынке, чтобы отгородиться от любопытных взглядов, расскажет портал ОКНА МЕДИА.

Для оконной «самообороны» от любопытных соседей сегодня есть много интересных решений. Однако, пытаясь защититься от любопытных взглядов, не следует забывать об эстетике, ведь аксессуары для окон представляют собой очень интересный элемент декора интерьера.

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, роллеты, жалюзи, оконные плёнки, смарт окна, витражные окна

Эффект односторонней видимости также реально получить через декоративное ламинирование стекла, метод пескоструйной обработки или использование стеклопакета с изменяемым уровнем прозрачности.

Внутренние системы солнцезащиты

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, жалюзи

Традиционным решением для защиты частной жизни являются роллеты или жалюзи. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы в плане оконной «самообороны» от любопытных соседей.

В случае жалюзи можно свободно регулировать количество естественного света, поступающего в комнату. Тем не менее, если мы хотим, чтобы они надёжно защитили от взглядов извне, ламели должны быть постоянно опущены, поэтому не каждому - по эстетическим причинам – такое решение будет отвечать. Если всё же вы сторонник этих систем «самообороны» от любопытных соседей, то стоит знать, что кроме алюминиевых жалюзи также доступны конструкции из дерева. Деревянные жалюзи позволяют придать комнате более уютный характер.

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, роллеты

Тканевая роллета, изготовленная из плотного материала, создаст эффективный барьер любопытным взглядам, однако очень сильно затемнит комнату. Чем темнее и толще ткань, тем меньше света попадет в интерьер. Выбор тканей теперь огромен и каждый найдет среди них что-то, что будет соответствовать стилю квартиры и выполнять спектр требований относительно декора пластикового окна.

римские шторы

Чтобы защитить окна от любопытного соседа, стоит отметить римские шторы. Это вид роллет из эксклюзивных тканей, которые укладываются горизонтальными складками при подъеме вверх. Римские шторы гораздо дороже, чем традиционные тканевые роллеты, но они дают интересный стилистический эффект, и во многих интерьерах действительно могут создать внутренний настрой.

Роллеты типа «день-ночь»

Роллеты типа «день-ночь» дают возможность контролировать свет – немного напоминают работу горизонтальных жалюзи. Они изготовлены из относительно тонкой ткани, в результате чего сильное солнце рассеивается, а пространство по-прежнему остаётся светлым и ясным, поэтому они как нельзя более могут пригодиться для оконной «самообороны» от любопытных соседей на кухне или в домашнем офисе.

жалюзи плиссе

Одним из решений, которое позволит отгородиться от соседских взглядов, являются жалюзи плиссе. С их помощью можно зашторить окно снизу, создав своего рода мини-шторку, чтобы сохранить поток света, и в то же время исключить возможность подглядывания. Как правило, эффективного экранирования окна в нижней части бывает вполне достаточно, чтобы скрыть свою частную жизнь от нежелательного взгляда со стороны. Как и роллеты, жалюзи плиссе сделаны из полиэстера, что позволяет без проблем поддерживать их в чистоте. Они могут быть изготовлены различных форм, в виде трапеции, треугольника или полукруга, а также подходят для мансардных окон, что делает их незаменимым средством оконной «самообороны» от любопытных соседей в частом доме.

Солнцезащитная оконная пленка

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, оконные плёнки

Солнцезащитная оконная пленка является менее распространенным решением с точки зрения защиты от любопытных соседей. Для ламинирования оконных стекол используется специальная светоотражающая пленка, так называемое «венецианское зеркало», которое обеспечивает одностороннюю видимость.

Помимо эффективной оконной «самообороны» от любопытных соседей, светоотражающие пленки также имеют важное значение для контроля температуры в доме или квартире. Летом такого рода пленки пропускают через стеклянную поверхность меньше солнечного света, защищая помещение от перегрева. Сохраняя конфиденциальность и в зимний период, оконные плёнки также защищают от утечки тепла изнутри через стеклопакет.

Декоративная оконная плёнка

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, оконные плёнки

Декоративные плёнки не только защищают помещение от солнца и любопытных глаз снаружи, но также могут помочь в создании привлекательного и завершённого дизайна интерьера. Декорированные плёнкой стеклопакеты в виде растений, трехмерных изображений, пейзажей, орнаментов украшают пластиковые окна и в то же время уменьшают возможность просмотра со стороны улицы внутренней части квартиры.

Данные плёнки являются идеальным решением для людей, которые не хотят декорировать окна традиционными аксессуарами. Они позволяют защитить от любопытных взглядов извне и одновременно выступают привлекательным элементом в дизайне помещений. Неспроста декоративные плёнки получили название «плёночные шторы».

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, оконные плёнки

Неограниченный спектр узоров позволяет сделать стандартное пластиковое окно поистине индивидуальным и повысить возможность оконной «самообороны» от любопытных соседей.

Стеклопакет с изменяемым уровнем прозрачности

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, смарт окна

Другим решением от любопытных соседей является стеклопакет с изменяемым уровнем прозрачности (смарт окна), который безупречно обеспечивает конфиденциальность. Он включает многослойное, безопасное активное стекло, которое меняется от непрозрачного до прозрачного состояния, не вызывая снижение светопропускания, когда это необходимо. С помощью переключателя без проблем можно изменить прозрачность стеклопакета, отгородившись в требуемый момент от любопытных соседей.

Такое остекление отлично работает в офисах, конференц-залах и в жилых апартаментах. Стекло с изменяемым уровнем прозрачности может использоваться как в одинарном остеклении, так и в стеклопакетах с любой другой стеклянной панелью, например стеклом с низкоэмиссионным покрытием, пуленепробиваемым, огнестойким или триплексом. Благодаря своим свойствам не пропускает 99% УФ-лучей.

Стеклопакет с изменяемым уровнем прозрачности (смарт окна), однако, очень дорогое решение, которое разработчики годами стараются адаптировать под финансовые возможности среднестатистического покупателя. Данная ниша является наиболее перспективной, так как стеклопакет с изменяемым уровнем прозрачности одновременно даёт массу преимуществ пользователю, позволяя наиболее эффективно решить насущные проблемы, и не в последнюю очередь обеспечить неприкосновенность частной жизни

Витражное окно

Средства оконной «самообороны» от любопытных соседей, витражные окна

Эффективным решением оконной «самообороны» от любопытных соседей также могут быть витражные окна. Этот художественный акцент также выступит изысканным декором интерьера. И здесь может быть несколько решений. Можно ограничить просмотр помещения снаружи, но оставить возможность просмотра извне. Все зависит от выбранного остекления.

Можно создать фрагментированный витраж, чередуя полупрозрачные и прозрачные элементы, что позволит видеть, что происходит за окном, препятствуя любопытным взглядам проникать внутрь. Также можно создать витражное остекление до необходимого уровня – до половины окна или выполнить его до уровня глаз человека, стоящего за окном. Витражи могут быть интегрированы в оконной раме, но и выступать в роли накладки для окна.

В любом случае, стараясь обеспечить конфиденциальность, не следует чрезмерно ограничивать доступ естественного света в комнату. Витражное окно лучше устанавливать в помещениях, где не требуется мощный поток естественного света, например ванная. В случае большого количества окон в частном доме можно чередовать витражные и обычные окна. Это придаст необычный шарм интерьеру, красиво защищая от любопытных глаз соседей. Безусловно, витражные окна удовольствие не из дешёвых: затраты зависят от размера и типа используемого стекла.

Как видим методы оконной «самообороны» от любопытных соседей перекликаются с системами солнцезащиты, что позволяет «убить двух зайцев» посредством покупки одного продукте.

Архитектура окон в истории человечества

Окно справедливо называют одним из важнейших конструктивных элементов здания. Но можно ли себе представить, что оно ровесник колеса? Авторы статьи постарались описать, когда создавались отдельные части окна, как видоизменялась их конструкция и чем руководствовались архитекторы, выбирая конкретный тип окон.

С чего началась архитектура окон?

Каждый человек, наверняка, хоть раз в жизни задумывался, как, кем и когда был сделан первый оконный проём? Самое раннее упоминание об окне датируется II тысячелетием до нашей эры.

Связано оно с древнесемитским мифом о подарке, преподнесенном верховным богом одному из непокорных второстепенных богов: Баал Зевул, бог грома, огня и плодородия, (кстати сказать, прообраз Вельзевула – дьявола в библейской традиции) был силён, отважен и ловок. В некоторых умениях он конкурировал с Верховным Богом. За неумеренную гордыню Верховный Бог обязал его жить на Земле среди людей, для чего возвёл для него золотой замок с серебряными орнаментами. Кроме того, Верховный Бог сделал в стене замка окно.

Это был первый в истории цивилизации оконный проём, который получил названия: «око божье» (окно), «глаз ветра» (window). Человечество высоко оценило первое открытие окна, но средство защиты от агрессии внешней среды было найдено не сразу.

image

Фото: изображения Золотого мамка Баала Зевула до наших дней не дошли. Но древние люди вполне могли использовать естественные отверстия в сводах пещер как окна. Например такие «Глаза Бога», как в пещере Проходна в Болгарии

Архитектура окон – от древности до наших дней

С исторической точки зрения, первое окно было дымоходом. Кстати в России до сих пор сохранились свидетельства существования этого периода в истории окна – бани, которые топятся по-чёрному.

Для создания тяги для огня под каменкой в потолке делали отверстие. После того, как баня набирала нужную температуру, и огонь прогорал, его затыкали ветошью. Дым уходил и через это отверстие и через дверь. Назвать это отверстие окном в прямом смысле нельзя, но как средство проветривания – да.

image

Фото: единственным источником естественного освещения в банях, которые топили по-черному, было маленькое глухое оконце У некоторых народов оконный проём был совмещен с входной группой. Этот факт был запечатлён у Геродота в «Истории» в той её части, в которой он описывает Рифейские горы (древнее название Уральских гор).

Кстати сказать, даже сегодня пластиковую оконно-дверную конструкцию можно увидеть у некоторых народов Крайнего Севера – ханты, манси, ненцев и некоторых других. По своим внешним признакам она напоминает лаз, протиснуться в который можно, только встав на четвереньки.

Архитектура окон в истории человечества

Фото: но чаще ненецкий чум не имеет ни двери, ни окна в привычном понимании этих слов. Дверь – это просто полог из шкуры, а окно – отверстие к шкурах, которыми накрывают конструкцию из жердей Он закрыт растянутой шкурой оленя или медведя. Зимой, когда снег засыпает жилище по самую крышу, жители прокапывают ходы, ведущие из дома в дом.

Именно столь необычный способ передвижения под снегом привлёк внимание древнегреческого историка. Интересен тот факт, что даже в столь экзотических конструкциях, как окно-дымоход и окно-дверь, была продумана система ограждения помещения от влияния внешних факторов.

Именно стремление защитить жилище от ветра, холода, солнца, дождя, шума определило всё дальнейшее совершенствование конструкции окна. С развитием цивилизации человек освоил производство стекла и металла, деревопереработку и выделку кожи.

image

Фото: если перешагнуть через тысячелетия, то можно увидеть бани в Помпеях – первое здание в истории мировой архитектуры, в окна которого (размером 0,9 х 1,2 м) было установлено стекло Именно этот тип окна получил название «средиземноморского». Подобного рода окна можно увидеть в Испании, Греции, Болгарии и других странах.

image

Фото: в северных странах вплоть до сего дня можно увидеть такие ограждающие конструкции, которые появились в конце 7 века и получили название «волоковые окна» Такое окно включало: оконницу (оконный переплёт), вправленную в него на зиму окончину (стекло, бычий пузырь или брюшину), волок (задвижной ставень, расположенный со стороны помещения), оконные вставки (откосы) и ставни. Им защищали окнище (оконный проём).

Таким образом, впервые были созданы деревянные окна, конструктивный принцип которого сохраняется неизменным и по сей день.

В средние века появились «венецианские» окна и «французские» окна и балконы.

image

Фото: двойные окна, разделённые колонной или пилястрой на две симметричные части, которые объединены общей аркой или треугольным фронтоном, впервые появилось на домах Венеции в 15 веке Оно получило название «бифорий» от латинского слова biforium (двойной, двусторонний). Позже, в период Ренессанса, когда бифории, богато украшенные витражами, стали популярны во всей Европе, они получили название «венецианские» окна по месту их рождения архитекторов, впервые установивших их.

Накопление строительного опыта позволило архитекторам менять высоту строения и пропорции зданий. Если в конце 15 века самыми высокими были своды собора Санлисе (17 м), то в 16 веке началось строительство собора в Бовэ со сводами в 48 м высотой.

image

Фото: кстати сказать, это здание неоднократно разрушалось именно из-за чрезмерной высоты, но по сей день, французские архитекторы продолжают постоянно поддерживать целостность композиции собора, постоянно реконструируя эти гигантские конструкции Эксперименты шли не только в высоту, но и в ширину. Оконные проёмы занимали все большую поверхность стены. Практически полностью отказавшись от простых прямоугольных форм, французские архитекторы превратили оконные конструкции в настоящие произведения искусств: кружева каменных переплётов – одновременно прочностные элементы окна, гармонировали с огромными витражами.

За основу создания оконных композиций был взят принцип многократного повторения двухчастного венецианского окна, но усовершенствованный и возведённый мастерами в ранг художественного приёма.

image

Фото: архитектурной вершиной стали окна собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция), получившие название «французских» Сегодня французскими называют любые конструкции, чей световой проём больше обычного.

В России большие окна не пользовались спросом вплоть до середины 19 века. Ситуация изменилась с изобретением русским инженером немецкого происхождения Францем Фридрихом Вильгельмом Сан-Галли (1824-1908) системы водяного отопления. Тепло стало доступно.

image

Фото: ради того, чтобы наглядно продемонстрировать это, автор за свой счёт выстроил в 1870-х гг. на Петровском острове «Колонию Сан-Галли» – несколько благоустроенных по его системе домов, предназначенных для сдачи в наем Дома очень быстро стали модными и престижными апартаментами. Таким образом, этим экспериментом было доказано, что даже в северной стране с суровым климатом можно устанавливать окна с большим световым проёмом, если будет продумана система отопления и проветривания.

image

Фото: современные системы отопления и вентиляции в тандеме с инновационными материалами привели к тому, что современное окно вполне может заменять собой стену

Архитектура окон в живописи

Двадцатый век вписал в историю окна самые яркие страницы. Об этом периоде, ведущих разработчиках, важнейших технологиях, инновационных решениях, которые умножили функциональность и эстетичность оконного проёма, читайте в статье: Двадцатый век – время новых прорывов в оконных технологиях.

Художниками всех времён и народов теме окна посвящено немало полотен, отражающих изменение оконных конструкций под веянием времени. Список имён знаменитостей художественного промысла, которые соприкасались с темой исторических типов окон бесконечен: Рембрандт, Рафаэль, Пикассо, Воровский, Тропинин, Каспар Фридрих, Редонто, Салентин, О,брайен, Леди Шалотт, Джефри. Блаас, Средин и многие другие.

image

Фото: знаменитое «Утро» (1954) Татьяны Яблонской хранится в Государственной Третьяковской галерее

Портал ОКНА МЕДИА благодарит создателей художественной галереи на тему: «Окна глазами художника».

Философия окна


Вы когда-нибудь задумывались: что такое окно? Для одних окно – источник света, для других – источник дохода, для третьих – глаза дома… Много избитых истин и интерпретаций на тему окна проходит через человеческое бытиё, проникает в него, пересекает его. При помощи окна мы познаём мир – и мир познает нас, сообщает портал ОКНА МЕДИА.


Окно имеет двойственную натуру, подобно человеку. С наружной стороны оно достаточно стандартно, отличаясь цветом, формой, габаритами. Так и люди друг от друга отличаются цветом волос, кожи, типом фигуры, ростом. То есть, окно снаружи даёт представление о том, что доступно взору каждого. А уже внутри помещения начинается другая, настоящая жизнь окна – то, что доступно немногим. Напрашивается сравнение с невидимым миром человека – его душой, умственной деятельностью, мировоззрением.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Вы, конечно, можете возразить, что от окна не зависит, как оно выглядит изнутри, - это заслуга его хозяина. Но ведь и человеческое нутро формируется под воздействием внешних факторов: воспитания, образования, среды обитания, общественного мнения и так далее.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Даже выражения, которые бытуют в нашем подсознании, выделяют окно в особую категорию. Почему-то говорят «влезть в окно» и «войти в дверь», невзирая на то, что существует французское окно, через которые можно благополучно проникать в помещение. Здесь очевиден элемент вторжения, нарушение конфиденциальности, на страже которых и стоит окно. Иными словами, издавна образовалось в человеческом подсознании иное отношение к окну, чем к другим архитектурным элементам дома. Этот хрупкий мир окна способен, как отгораживать нас от действительности, так и широко открывать свои створки навстречу ей, выстраивая наши гармоничные взаимоотношения с внешним миром и с собой.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


С той поры, как окно прочно вошло в человеческую жизнь, мы привыкли к нему, как к чему-то естественному, даже свет, проникающий сквозь оконное стекло, учёные мужи называют «естественным освещением». Цивилизованный мир воспринимает окно, как данность, как некий символ единения с природой. Ведь окно – единственная строительная конструкция, которая отделяет нас от окружающей природы, позволяя созерцать её красоту.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Тенденция 21 века облекать сооружения в стекло, наверное, выражает осмысление человеком того, сколь далёк он стал от природы, и насколько ему одиноко в искусственном, хоть и искусно созданном, мире. Структурное остекление, большие окна от пола до потолка – это не дань моде, это – дань природе. Это отклик на её зов одичавшей в суматохе будней человеческой души.


Самовыражаясь посредством оконных конструкций, человечество протягивает руку дружбы природе. Понимая, что дороги назад нет, люди наделяют окна уникальными способностями. Они могут регулировать свет, аккумулировать энергию, скрывать и защищать, извлекать пользу и приспосабливаться, при этом не изменяя своей основной функции – пропускать свет.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Возможно, поэтому мы с такой любовью декорируем окна изнутри, придумывая им одежду и украшения, превращая их в своеобразный алтарь, на котором мы на уровне подсознания замаливаем грехи перед природой.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Инновации в производстве стекла довели этот материал практически до совершенства, не за горами внедрение технологий, которые сделают стекло небьющимся, не покушаясь на его визуальную хрупкость, изящество и прозрачность. Это будет ещё один семимильный шаг навстречу природе, которая сможет всё больше проникать в замкнутое пространство нашей зацикленной и стремительной жизни.


Благодаря окнам мы ещё не разучились замечать красоту в бешеной скачке секунд, минут, часов и лет. Шедевры, созданные природой, мы имеем возможность видеть ежедневно, в любое время и совершенно даром, опять же с помощью окна квартиры, окна офиса, окна автомобиля, пусть нестандартных, но тоже окон-иллюминаторов самолётов и пароходов.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Когда встречаешь в новостях, что компания представит в рамках выставки пластиковые окна, декорированные фьюзингом и стразами Swarovski, задаёшься вопросом: для кого эти окна? Вопрос не встаёт о том, какому дому подойдут эти окна, или в какой комнате их место, либо с каким интерьером они будут гармонировать больше всего, а плоскость вопроса автоматически переносится на индивидуума. Пальма первенства остаётся за человеком, что ставит окно в ряд предметов одушевлённых.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Окно - суверенная строительная конструкция со своим чувствительным характером, резонирующим с человеческой душой. То наглухо закрытое, то кокетливо приоткрытое, то дружелюбно распахнутое, окно очень динамично в своей неподвижности. Строгие очертания окна, замкнутый контур рамы, словно очерчивают допустимые границы вторжения в чужую частную жизнь.

окно, пластиковое окно, стекло, производство стекла, окна


Философия окна, как и любая другая философия, бесконечна. Но всё же оно неотделимо от человека и его внутреннего мира. Не погрешив против истины, можно сказать, что бесконечно можно смотреть на небо, на огонь, на воду и …в окно. Ведь оно способно аккумулировать информацию и передавать её нам, способно экономить наше время на получение этой доли информации. Возможно, эти свойства окна и легли в основу названия системы Windows.

Тем не менее, одновременно примитивное и сложнейшее, окно, как и человеческая душа, тянется к свету…

Портал ОКНА МЕДИА благодарит Анатолия Краснопивцева за предоставленную возможность показать своим читателям «Окна глазами художников».

https://www.oknamedia.ru/forum/index.php?topic=694.0

Оконный мир прозрачен и так тесен,
очерчен рамой в угол загнанный удел.
И всё ж под окнами пропето столько песен…
вновь солнца луч мой хрупкий сон задел.

Впущу картины живописные в окно –
от безымянного художника шедевры я узрею,
вновь за моим окном завертится кино,
и для любви вселенской вмиг созрею!

Читайте также: