Зачем пенопласт в бампере

Обновлено: 16.05.2024

Что такое абсорбер бампера и зачем он нужен?

Все современные автомобили обладают составным бампером, к которому постоянно выдвигаются очень серьезные требования.

Абсорбер – это самая важная часть бампера. Самой главной его задачей является поглощение энергии при аварии. Именно о нем и пойдет речь.

Для чего нужен абсорбер?

Все мы знаем то, что все автомобили современности конструируются по определенным стандартам безопасности, которые вырабатываются в результате различных экспериментов. Данные правила говорят о том, что сама конструкция автомобиля обязана поглотить энергию при аварии, а также помочь минимизировать или же вовсе избежать серьезных травм всем участникам дорожного движения. Все это делается с помощью частей машины, которые помогают кинетической энергии преобразиться в деформационную. Такими деталями могут стать, как и части кузова, так и автомобильные бампера.

Прошло то время, когда бампер считался обычной железной палкой спереди и сзади машины. Теперь бамперы, которые устанавливаются практически на все автомобили, будут состоять из следующих компонентов:

  • Балка, которая усиливает бампер.
  • Поглотитель энергии (абсорбер).
  • Облицовка из пластика.

Абсорбер – это именно та часть бампера, которая отвечает за безопасность при столкновении, но частично это делает и облицовка. Работа такого защитного устройства очень проста: сам абсорбер при аварии ломается или же просто мнется, в результате этого он поглощает большую часть кинетической энергии, а это значит то, что он помогает минимизировать последствия. Абсорбер защищает не только водителя, а и пешеходов.

Абсолютно все свойства такого устройства будут достигаться особенностями его строения, а также материалами, из которых он сделан. Об этом мы расскажем дальше.

Виды абсорберов современности

Мы уже говорили о том, что данное устройство помогает кинетической энергии преобразоваться в деформационную энергию (с помощью этого постоянно достигается снижение ущерба). При всем этом к абсорберу постоянно выдвигается очень даже противоречивое условие: абсорбер обязан противостоять столкновениям с маленькой энергией, но обязан деформироваться и поглощать энергию, возникшую при более сильном столкновении.

На сегодняшний день всего выделяется три вида абсорберов:

  • Абсорберы, состоящие из пенопласта.
  • Абсорберы, состоящие из пластика.
  • Абсорберы с рассыпчатым наполнителем, например, шариками.

Самыми простыми, а также эффективными являются абсорберы из пенопласта. Данный вид нашел свое широкое распространение среди автомобилей абсолютно любой стоимости. Этот материал очень просто обработать, а также из него можно сделать поглотитель энергии практически любой формы. Сам пенопласт довольно-таки жесткий для того, чтобы не крошиться при не очень сильных авариях, а также он обладает очень хорошими эластичными свойствами. А при сильных же авариях он будет ломаться и выступать в качестве очень хорошего демпфера. Но стоит обратить внимание на то, что пенопласт является довольно-таки хрупким материалом, поэтому иногда он может сломаться и без ДТП.

Абсорберы из пластика прослужат вам на протяжении долгого времени. Они обладают ячеистой структурой, благодаря которой получаются демпфирующие свойства. Поглотитель энергии из такого материала не будет ломаться при небольших столкновениях, поэтому можно не бояться за него, когда будете ездить по плохой дороге.

Все абсорберы будут обладать одинаковой конструкцией. Поглотители энергии делаются в виде обычной железной балки, которая обладает ребрами жесткости и специальным отверстиями. Крепится такой поглотитель прямиком на усилитель бампера. Стоит заметить, что очень часто между абсорбером и самой облицовкой могут быть специальные зазоры, отвечающие за возможность деформироваться при небольших авариях.

Если на вашем автомобиле не установлен абсорбер бампера, но предполагает его наличие в другой комплектации (например в японской или европейской), то вы можете попробовать установить его на станции технического обслуживания. Вам обязательно помогут заказать абсорбер для вашего автомобиля.

Зачем под бампер иногда засовывают пенопласт?

Пенопласт под бампером

Есть немало автомобилистов, которые стремятся сами обслуживать машины, они любят ковыряться в них, менять расходники. Для таких водителей это занятие — особое удовольствием. И вот такие домашние сервисмены рассказывают одну интересную вещь — в иномарках часто можно встретить пенопласт под бампером, как передним, так и задним. Зачем это используется?

На форумах можно встретить рассказы о пенопласте между бампером и усилителями, например, на «Ниссан Альмера» или «Шкода Рапид». Причем если снять бампер, вы заметите, что такие приспособления есть с обеих сторон и по центру. Вопрос, зачем? Некоторые полагают, что эти элементы поставлены просто так, и при ремонте или замене бампера выбрасывают их. Но делать этого не стоит. Так для чего они нужны?

Главная причина, почему в современных авто кладут пенопласт в бампер

Пенопласт в бампере

Многие автолюбители, кто снимал бампера у своей машины, замечали, что под ними находятся массивные пенопластовые блоки. Этот факт вызывает недоумение, так как хрупкий пенопласт никак не вяжется с безопасностью, особенно при столкновении автомобилей. Разберёмся, для чего автопроизводители набивают бампера пенопластом и насколько это оправдано?

Виды безопасности

Современные машины имеют множество систем безопасности, которые можно условно разделить на две группы. В первой группе будут активные системы – это различные электронные помощники, например, ABS, EST и т.д. Во второй группе - пассивная безопасность, к ней относится конструкция кузова, подушки и ремни. Пенопласт в бампере также можно отнести к пассивной безопасности, при этом это очень полезный и важный элемент машины.

почему в современных авто кладут пенопласт в бампер

Абсорбер бампера

Бампера в современных машинах имеют многосоставную конструкцию. Сначала идёт железная балка, так называемый усилитель бампера, он намертво приварен к кузову. На него одевается абсорбер из пенопласта, он предназначен для поглощения силы удара. А затем всё это закрывается внешней пластиковой облицовкой, что обычно и называют бампером. Массовое внедрение в конструкцию машин абсорберов началось после ужесточения требований к безопасности при столкновении с пешеходами. Пенопласт в бампере значительно снижает количество получаемых пешеходом травм.

Но абсорберы бывают не только пенопластовыми, некоторые автопроизводители используют пластиковые детали или элементы со специальными шариками. Пластиковые абсорберы, в отличие от пенопластовых, могут выдержать большие нагрузки при ударе и не крошатся. Однако пенопласт обладает лучшей способностью к поглощению удара, но при этом ломается даже при небольшом ДТП. Таким образом, пенопласт в бампере – это не экономия при производстве машин, а продуманная технология для повышения безопасности.

Главная причина, почему в современных авто кладут пенопласт в бампер

Главная причина, почему в современных авто кладут пенопласт в бампер

Безопасность в автомобильном бизнесе все больше возводится в конкретные рамки, ниже которых опускаться нельзя. По этой части в автомобиле имеется два направления: системы активной и пассивной безопасности.

Главная причина, почему в современных авто кладут пенопласт в бампер 3

К первым можно отнести системы ABS, EST, а также различные электронные помощники водителя. А во вторую подгруппу входят различные конструктивные элементы, а также защитные ремни и подушки. Какая же роль отведена пенопласту?

Оказывается, данный элемент из довольно хрупкого материала предназначен для защиты пешехода. Т.е. в момент столкновения с человеком, пенопласт смягчает удар.

Некоторые автопроизводители вместо пенопласта используют специальный пластик. Но сути это не меняет.

А какие малоизвестные элементы в конструкции автомобиля знаете вы? Поделитесь своими открытиями в комментариях.

Поглощает энергию удара: почему автопроизводители набивают бамперы своих машин пенопластом


Системы безопасности современного автомобиля все чаще поражают своей технологичностью. Электронные ассистенты, кажется, способны снижать практически весь спектр угроз на дороге. Однако в качестве элемента механической защиты они вовсе не эффективны, чего не скажешь о бампере. Причем не обычном, а набитом пенопластом. Да, именно этот материал можно встретить внутри бампера современного автомобиля. Казалось бы, решение слишком простое и даже кустарное, но это вовсе не исключает факт его положительной роли в деле защиты людей в машине при аварии.

Элемент пассивной безопасности


Наверняка опытные водители наблюдали на дорогах при ДТП куски разбросанного пенопласта. Это и есть следствие применения технологии абсорбирующего бампера с наполнителем. Конструкция бампера с такими внутренностями занимает полноправное место в комплексе пассивной безопасности многих современных автомобилей.

Эксплуатационные свойства бампера с пенопластом

Для понимания практических функций данного компонента в системе защиты автомобиля стоит обратиться к свойствам самого абсорбента. Используется вспененный полистирол средней плотности, за счет которого и происходит поглощение энергии удара. Собственно, бампер - не единственное место применения пенопласта. Его физические качества с амортизационным эффектом также позволяют снижать энергию боковых ударов. В том или ином объеме абсорбент задействуется во всей конструкции кузова многих автомобилей, что позволяет минимизировать негативные последствия от столкновения для водителя и пассажиров.

Виды наполнителей бампера


Пенопласт, используемый в бамперах, тоже разнообразен. Простейшие виды используются в недорогих моделях – они хорошо пружинят и могут выдерживать сильные удары. Цельные пластики также обеспечивают эффект амортизации и не ломаются, но вместе с этим они и не крошатся, в отличие от обычного пенопласта. Самый же качественный вид наполнителя для автомобильных бамперов представляет собой пластиковые шарики высокой прочности, которые рассеивают ударную энергию.

Хотя бампер с наполнителем, абсорбирующим удар при столкновении, может снизить негативные последствия от аварии, возлагать на него слишком большие надежды тоже не стоит. Многое в конечном исходе будет зависеть от каркаса бампера и в целом от конструкции кузова. К тому же бампер с абсорбентом стоит почти вдвое дороже, что многих заставляет задуматься перед таким приобретением.

Почему автопроизводители набивают бамперы своих машин пенопластом


Наверняка тот, кто попадал в неприятности на дороге, замечал, что после аварии среди обломков раскуроченных фар и фонарей, решеток радиатора и бамперов валяется обычный пенопласт. Но разве кусок мягкого пластика может как-то спасти водителя или пешехода? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва, разобраться в том, каких видов бывает эта самая безопасность.

А она бывает двух типов. Активная — к ней можно отнести всю электронику, помогающую избежать аварийной ситуации. И пассивная, которая спасает жизнь людей и минимизирует повреждения автомобиля, когда авария уже неизбежна. Ко второму типу относится и тот самый пенопласт или, если по научному, абсорбер бампера.

Поскольку жёсткие правила безопасности, как и Военный устав, пишутся кровью, автопроизводители изо всех сил стараются соответствовать этим правилам, используя не только различные ноу-хау, но и физические свойства вполне известных и обыденных материалов.


В данном случае, миссия вспененного куска полистирола средней плотности, как и всей конструкции кузова, в том, чтобы поглотить энергию удара. Другими словами, его цель сжаться и даже, в зависимости от силы удара, сломаться, тем самым минимизировав последствия столкновения для водителя, пассажиров и самого транспортного средства.

Кстати, абсорберы бампера бывают трех типов. Самые простые, эффективные и распространенные — из пенопласта. Они хорошо пружинят и имеют достаточно жёсткую структуры, чтобы не ломаться при слабых ударах.

Цельнолитые пластиковые абсорберы также используются в автопромышленности. Их плюс, в отличие от пенопласта, долговечность — они не крошатся, более устойчивы к не сильным ударам и так же хорошо поглощают их.

Бывают абсорберы и с наполнением. Как правило, это стеклянные шарики, которые еще более эффективно рассеивают энергию удара. Они устанавливаются, как правило, на дорогие иномарки. Поэтому, глядя на аварию с участием недорогих авто, сразу становится понятно, кто из какой «фольги» сделан.

Абсорбер бампера: забота о безопасности пешехода и автомобиля


Абсорбер бампера: забота о безопасности пешехода и автомобиля

Современные автомобили комплектуются составными бамперами, которые соответствуют жестким стандартам безопасности. Ключевую роль в бампере играет абсорбер (или поглотитель энергии), принимающий на себя всю тяжесть удара. Об этой детали, ее назначении, типах и особенностях эксплуатации читайте в статье.

Назначение абсорбера бампера

Современные автомобили конструируются в соответствии с жесткими правилами безопасности, выработанными в буквальном смысле слова на крови. Согласно этим правилам конструкция транспортного средства должна быть такой, чтобы при столкновении поглощать энергию удара и минимизировать риски для водителя, пассажиров и пешеходов. Это достигается использованием компонентов, которые преобразуют кинетическую энергию в энергию деформаций, то есть — выступают в роли подушки, смягчающей удар и его последствия. Такими компонентами выступают как части кузова, так и специальные детали — передние и задние бамперы.

Уже давно бамперы перестали быть простыми железными балками, жестко установленными на кузове. Сегодня на легковых автомобилях, внедорожниках и многих микроавтобусах используются составные бамперы, которые в самом простом случае состоят из трех деталей:

- Жесткая стальная балка — усилитель бампера;
- Абсорбер, или поглотитель энергии (название происходит от слова «абсорбция» — поглощение);
- Пластиковая облицовка (собственно, ее мы и называем «бампером», некоторые производители называют ее накладкой бампера).

За безопасность в бампере отвечает абсорбер (поглотитель энергии) частично эту роль на себя берет и облицовка. Функция абсорбера проста: при ударе он деформируется или ломается (в зависимости от силы удара), в результате чего поглощает энергию и уменьшает негативные последствия. Причем абсорбер необходим не столько для безопасности автомобиля, сколько для пешехода — наличие данной детали многократно снижает вероятность переломов и серьезных травм ног.

Свойства абсорбера достигаются особенностями его конструкции и используемыми для его изготовления материалами. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Типы и конструкция современных абсорберов

Как уже было сказано, абсорбер преобразует кинетическую энергию в энергию деформаций, чем и достигается минимизация последствий столкновения. При этом к абсорберу предъявляются довольно противоречивые требования: он должен хорошо противостоять ударам малой энергии, но деформироваться и поглощать энергию при более сильном столкновении. Эти требования удовлетворяются использованием специальных материалов и конструктивных решений.

В настоящее время используется три типа абсорберов:

- Цельные пенопластовые (из вспененного полистирола средней плотности);
- Цельнолитые пластиковые;
- Абсорберы с рассыпчатыми наполнителями (стеклянными шариками).

Наиболее просты и эффективны пенопластовые абсорберы, они сегодня находят самое широкое применение в автомобилях всех ценовых категорий. Данный материал прост в обработке, из него можно изготовить поглотитель энергии сколько угодно сложной формы. Пенопласт обладает достаточной жесткостью для того, чтобы не ломаться при слабых столкновениях, при этом он эластичен и «пружинит». Но при сильных ударах такой абсорбер ломается и выступает в качестве эффективного демпфера. Правда, пенопласт довольно хрупок, поэтому может сломаться и безо всякого ДТП.

Пластиковые абсорберы более долговечны и надежны, они имеют ячеистую структуру, за счет которой достигаются демпфирующие свойства. Пластик более устойчив к слабым ударам, поэтому такой поглотитель энергии не сломается от легкого наезда на препятствие или при поездке по плохой дороге.

Наиболее сложными и дорогими являются абсорберы с наполнителем. Обычно в качестве наполнителя используются стеклянные шарики, которые хорошо поглощают энергию удара. Такие абсорберы сегодня мало распространены, они применяются обычно на дорогих автомобилях.

Абсорберы всех типов имеют принципиально одинаковую конструкцию. Они изготавливаются в виде балки того или иного сечения (чаще всего швеллер или двутавр), имеет ребра жесткости, а также ряд монтажных и технологических отверстий. Поглотитель энергии жестко монтируется на усилитель бампера. Между облицовкой бампера и абсорбером обычно имеется небольшой зазор, обеспечивающий возможность деформации облицовки при слабых ударах.

Вопросы эксплуатации и замены абсорберов

Абсорберы не требуют соблюдения каких-либо специальных правил эксплуатации и не нуждаются в техническом обслуживании. Однако периодически следует проверять данную деталь на предмет ее целостности (особенно если автомобиль имеет пенопластовый поглотитель энергии). Если абсорбер по той или иной причине поврежден (обычно это происходит при столкновении), то необходимо произвести его замену. Данная операция выполняется согласно инструкции по эксплуатации, ремонту и ТО конкретного автомобиля.

В общем случае замена абсорбера довольно проста:

  1. Снять фары (не во всех автомобилях);
  2. Снять бампер (облицовку бампера);
  3. Снять и заменить абсорбер;
  4. Выполнить обратную установку бампера и фар.

Некоторые сложности могут возникнуть при демонтаже бампера, однако замена абсорбера крайне проста — обычно данная деталь монтируется на усилитель бампера с помощью 2-4 болтов, либо просто ставится на защелках. Но в целом эта операция доступна даже автомобилисту с минимальным опытом ремонта.

Зачастую при ремонте бампера владельцы авто просто удаляю абсорбер, что делать категорически запрещено, так как это может иметь самые трагические последствия.

При правильной установке поглотитель энергии будет служить надежной защитой, резко сокращая вероятность травм и повреждений. И это потребует минимальных затрат.

Другие статьи

30.06.2021 | Статьи о запасных частях

Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.

23.06.2021 | Статьи о запасных частях

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

16.06.2021 | Статьи о запасных частях

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

09.06.2021 | Статьи о запасных частях

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

С завода вместо стального усилителя заднего бампера стоял пенопласт, решил поставить стальной сам, рассказываю почему

После снятия бампера, был немного удивлен, но на моей Skoda сзади не оказалось усилителя бампера. Усилитель бампера — это стальная балка со специальными зонами деформации, которая связывает между собой лонжероны.

Вместо стального усилителя стоял непонятный, видимо, заполняющий пустоту кусок пенопласта, как это выглядит со снятым бампером, хорошо видно на фото ниже. Честно сказать, даже не подозревал, но такое положение дел сразу не понравилось. Выглядит всё так, что это явно не происки дилера, который снял нормальный усилитель и подсунул пенопласт, конкретно Skoda Rapid именно так собирают на заводе. Всё-таки автомобиль бюджетный, металлический брус или пенопласт – экономия очевидная.

Что самое интересное, так как автомобиль, продавался когда-то и в Европе, то для него даже не нужно ничего придумывать, искать какой-то универсальный стальной усилитель и подобное – в продаже существует оригинальный стальной усилитель бампера, цена на момент написания заметки около 5000, но удалось забрать с разборки за 2200.

Установка оказалась максимально простым занятием и потребовала примерно полтора часа времени. Снять фонари, бампер, убрать пенопласт. Шпильки для установки стального усилителя уже были, ставим усилитель и прикручиваем (гайки заказал оригинальные, чтобы было как с завода). Чтобы пенопласт не пропадал за зря, решил вырезать в нем углубление под стальной усилитель и надеть его сверху.

Зачем? Тут проще показать, чем объяснять, вот пример, человека догнали в зад, удар был не сильный, перед пешеходным переходом.

На автомобиле, который ударил (Mitsubishi Pajero) лишь небольшие следы в виде потертостей, на Rapid – крышка багажника, бампер, а главное задний фартук. Много арматурных работ на ровном месте, стоял бы усилитель, последствия бы были не такие серьезные, а ремонт куда проще и дешевле.

Многие скажут – ты чего, теперь в случае более сильного ДТП поведет лонжероны. Возможно это и так, но у балки есть сминаемые зоны, а при серьезном ДТП, лично для меня, выход один – автомобиль в утиль.

Многие не знают, для чего автопроизводители ставят под бампер пенопласт

Фото: pixabay.com | Многие не знают, для чего автопроизводители ставят под бампер пенопласт

Очень часто многие автолюбители, сняв бампер, могли обнаружить под ним пенопластовый или пластиковый блок. Чаще всего от него стараются избавиться, однако эта важная часть автомобиля расположена там не просто так.

PRIMPRESS расскажет или напомнит, какую роль автопроизводитель отводит данным элементам конструкции авто.

У автомобилей есть определенная планка устойчивой безопасности, ниже которой производителям нельзя опускаться. Таких направлений два: активная и пассивная безопасность. Активную безопасность знают все – это системы внутри автомобиля ABS, EST, а также различные электронные помощники водителя.

Вторую группу составляют конструктивные элементы, ремни безопасности и подушки. А также та самая пластиковая или пенопластовая часть под бампером, которая предназначена для защиты пешехода. В момент столкновения с человеком пенопласт смягчает удар, тем самым срабатывая по типу подушки безопасности, только с внешней стороны авто. Специальный материал, из которого разработана деталь, поглощает часть силы при столкновении, что позволяет пешеходу обойтись малыми травмами. Стоит отметить, что тестировали защитную способность детали на разрешенной максимальной скорости во время движения по городским улицам (50-60 км/ч), поэтому большую роль играет сознательность самих участников дорожного движения.

Читайте также: