Всн 127 84 инструкция по получению бетонов с эффективными

Обновлено: 15.05.2024

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические рекомендации распространяются на бетоны с химическими добавками, предназначенные для изготовления сборных бетонных и железобетонных конструкций подземных сооружений метрополитенов открытого и закрытого способов работ в соответствии с ТУ 35-775-84 Минтрансстроя " Железобетонные изделия подземных сооружений метрополитена " .

1.2. Применение химических добавок позволяет:

улучшить физико-механические свойства бетонной смеси и бетона и обеспечить проектные характеристики по прочности, водонепроницаемости, морозостойкости при минимальных расходах цемента;

сократить расход цемента;

сократить сроки тепловлажностной обработки;

придать бетонным смесям высокую подвижность (без снижения прочностных характеристик бетона);

снизить трудо- и энергозатраты при формовании изделий.

1.3. Для производства сборных бетонных и железобетонных тоннельных конструкций должен применяться бетон, достигающий проектных марок по прочности и водонепроницаемости в возрасте 28 суток, по морозостойкости в возрасте 7 суток.

1.4. Для бетонов, имеющих марки по водонепроницаемости В4 и выше, по морозостойкости МРз 150 и выше, применение химических добавок обязательно.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ БЕТОНА

2.2. В зависимости от требуемой марки бетона по прочности марку цемента следует назначать по табл. 1 .

Наибольшая крупность зерен щебня (гравия) должна приниматься в соответствии с СНиП III -15-76 и быть по возможности максимальной в зависимости от размера конструктивных элементов и густоты армирования.

2.5. Вода для затворения бетонной смеси должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-79.

2.6. Характеристики применяемых пластифицирующих, воздухововлекающих и уплотняющих добавок приведены в табл. 2 .

Стандарт или ТУ

Содержание сухого вещества, %

Основной характер воздействия на бетонную смесь

Примерная стоимость в пересчете на сухое вещество, руб./т

Сульфитно-дрож жевая бражка

ОСТ 81-79-74 Минбумпрома

В бумажных меш ках

Улучшение удобоукладываемо сти, снижение расхода цемен та, повышение прочности, сокращение цикла формования

Лигносульфонат технический марки В

ОСТ 13-183-83 Минлесбумпрома

В железнодорожных цистернах

Суперпластифи катор (СП)

ТУ 6-14-625-80 Минхимпрома

ТУ 44-3-505-81 Минхимпрома

В металлических бочках

В бумажных мешках

В железнодорожных цистернах или металлических бочках

Пластификация, умеренное воздухововлечение

Улучшение удобоукладывае мости, снижение расхода цемента, повышение прочности, морозостойкости

Мелассная упаренная последрожжевая барда

РСН 279-77 Госстроя УССР (на применение бетона с УПБ)

В железнодорожных цистернах или металлических бочках

Улучшение удобоукладываемости, снижение расхода цемента, повышение прочности, морозостойкости, сокращение цикла формования бетонной смеси

Смола нейтрализованная воздухововлекающая

ТУ 81-05-7-74 Минбумпрома

В деревянных бочках

Синтетическая поверхностно-активная добавка

В железнодорожных цистернах

Смола древесная омыленная

В бумажных мешках или деревянных бочках

В железнодорожных цистернах или металлических бочках

МРТУ 6-05-1224-76 Минхимпрома

В стеклянных бутылях

Примечание . Особенности применения бетонов с СП С-3 и 10-03 приведены в приложениях 1 и 2 .

3. ВЫБОР ВИДА ХИМИЧЕСКИХ ДОБАВОК

3.1. На одном бетонном заводе рекомендуется использовать только один вид однокомпонентной или комплексной добавки. Выбор конкретной добавки осуществляется с учетом возможности ее применения в большинстве выпускаемых заводом видах бетонов, включая товарные бетонные смеси.

3.2. В качестве индивидуальных компонентов комплексных добавок могут применяться вещества, характеристики которых приведены в табл. 2 . Рекомендуемые составы и дозировки добавок даны в табл. 3 .

Количество компонентов добавок, в пересчете на сухое вещество, % от массы цемента

(0,003 - 0,01) + (0,1 - 0,2)

(0,01 - 0,05) + (0,1 - 0,2)

С № 89 + ТПФН (авт.св. № 700489)

3.3. Рекомендуемые для применения на различных заводах ЖБК химические добавки в зависимости от номенклатуры выпускаемых изделий приведены в. табл. 4 .

При организации производства на новых заводах ЖБК или при изготовлении новых изделий на действующих предприятиях химические добавки назначаются в соответствии с табл. 5 .

4. ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА СОСТАВА БЕТОНА С ХИМИЧЕСКИМИ ДОБАВКАМИ

4.1. При подборе состава бетона устанавливается оптимальное соотношение между компонентами (включая добавки), обеспечивающее необходимые требования к бетонной смеси (подвижность, связность, воздухосодержание) и к затвердевшему бетону (прочность, морозостойкость, водонепроницаемость), при минимальном расходе цемента.

Основная номенклатура выпускаемых изделий

Наиболее массовые виды конструкций

Добавки к бетону

Блоки круговой обделки, блоки открытых перегонов и тупиков, блоки станций, вестибюлей, сваи, перекрытия, дорожные плиты

Блоки круговой обделки закрытого способа работ, перегоны открытого типа, в том числе ЦСО

УПБ, С-3, 10-03, С № 89, ЩСПК

С-3, 10-03, КГ + СДБ

Элементы станций мелкого заложения внутренних подземных коммуникаций, вестибюли и СТП, перегоны открытого способа, конструкции пешеходных переходов, вентиляционные каналы, тупики, пристанционные сооружения

Элементы станций мелкого заложения, внутренние конструкции открытого способа работ

СДБ + СНВ, СДБ + СНВК, С № 89, С-2, 10-03, ЩСПК

Блоки тоннельных и станционных обделок разных диаметров, дорожные плиты

Блоки тоннельных и станционных обделок, дорожные плиты, тюбинги односводчатых станций

СДБ, СДБ + СДО, С № 89, ЩСПК, ЛСТ

С № 89 , сдб + снв , ЩСПК

С № 89 + ТПФН С-3, 10-03

Блоки круговой обделки, блоки ЦСО, фундаментные плиты, колонны, балки, стеновые блоки, плиты перекрытий, элементы лестниц

Блоки круговой обделки, ЦСО, стеновые блоки

СДБ, УПБ, СДБ + СНВ, ЩСПК, ЛСТ

С-3, 10-03, КГ + СДБ

Блоки тоннельных и станционных обделок разных диаметров, конструкции подземных переходов, фундаментные блоки, дорожные плиты

Блоки тоннельных и станционных обделок

УПБ, СДБ + СНВ, СДБ + СПД, ЩСПК

С-3, 10-03, С № 89 + ТПФН

Блоки круговой тоннельной обделки разных диаметров

Блоки круговой тоннельной обделки разных диаметров

УПБ. СДБ + СНВ, С-3 10-03, СДБ + СПД

Блоки круговой обделки, колонны, фундаментные плиты

Блоки круговой обделки

СДБ + СНВ, СДБ + СПД, СДБ + СДО, ЩСПК

СДБ + СНВ, СДБ + СПД

Колонны, стеновые блоки, гладкие перекрытия, замки, вкладыши, плиты наклонного хода, пешеходные переходы, платформенные плиты, фундаментные блоки, пустотные настилы

Пешеходные переходы, стеновые блоки, плиты перекрытий

СДБ + СНВ, СДБ + СПД, СДБ + СДО, ЩСПК

Добавки к бетону

Блоки (тюбинги) круговой обделки закрытого способа работ, блоки ЦСО, лотковые плиты, фундаменты

УПБ, С-3, 10-03, С № 89, ЩСПК

С-3, 10-03, КГ + СДБ

Блоки сборных обделок станционных тоннелей закрытого способа работ

С-3. 10-03, С № 89 + ТПФН

Конструкции открытого способа работ, стеновые блоки сборных обделок, плиты и прогоны перекрытий, колонны

СДБ, СДБ + СНВ, СДБ + СДО, СДБ + СПД, ЩСПК, ЛСТ

С-3. 10-03, с № 89 + ТПФН

Панели и другие элементы внутренних конструкций подземных сооружений

УПБ, СДБ + СНВ, СДБ + СНВК, ЩСПК

С-3, 10-03, КГ + СДБ

Примечание. При решении вопроса о применении дорогостоящих добавок (в частности, суперпластификаторов) необходимо технико-экономическое обоснование.

4.2. Ориентировочная водопотребность и объемная доля песка для бетона с пластифицирующей и воздухововлекающей добавками определяются по табл. 6 (здесь и далее все расходы приводятся на 1 м 3 бетонной смеси).

Водопотребность бетонной смеси, л

Объемная доля песка в смеси заполнителей, % при воздухосодержании, %

Примечания: 1. Водопотребность и объемная доля песка даны для смесей на природном песке с модулем крупности Мкр = 2,5, В/Ц = 0,55, подвижностью 5 см по осадке конуса и на щебне с водопоглощением до 1,5 %.

2. При использовании СП водопотребность должна быть уменьшена на 15 - 20 %.

4.3. Для бетонов, приготовленных на песке с другой крупностью, а также имеющих другие подвижность и В/Ц, следует пользоваться поправками, указанными в табл. 7 .

Изменение содержания песка в смеси заполнителей

Изменение содержания воды, л/м 3

Увеличение МКр на 0,1

Уменьшение МКр на 0,1

Увеличение В/Ц на 0,05

Уменьшение В/Ц на 0,05

Увеличение осадки конуса на 1 см

Уменьшение осадки конуса на 1 см

4.4. Воздухосодержание бетонной смеси для морозостойких бетонов должно составлять 2 - 4 %.

4.5. Расход цемента Ц в зависимости от требуемой прочности бетона R б и активности цемента R ц определяют из соотношения

где М - объем вовлеченного воздуха, %.

4.6. Абсолютный объем заполнителей А, л, рассчитывают по формуле

где ц - удельная масса цемента, г/см 3 .

Расходы песка и щебня определяют по формулам:

где - соответственно плотность песка и щебня, г/см 3 ;

r - объемная доля песка в смеси заполнителей, %.

4.7. Оптимальное количество пластифицирующей добавки выбирается согласно табл. 3 и должно соответствовать возможно меньшему расходу воды на 1 м 3 бетонной смеси по сравнению с обычным расходом воды для смеси одинаковой подвижности, но приготовленной без добавки. При этом прочность бетона с добавкой после пропаривания в возрасте 28 суток должна быть не менее прочности бетона без добавок.

4.8. Путем проведения пробных замесов определяют подвижность и воздухосодержание бетонной смеси и в случае необходимости изменяют расход воды, объемную долю песка и дозировку добавок.

4.9. При определении рабочих составов бетона должны обязательно учитываться влажность песка и крупного заполнителя, а также количество воды, входящей в растворы добавок, путем соответствующего уменьшения воды, вводимой в бетонную смесь.

Пример расчета состава бетона приведен в приложении 3 .

5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВОДНЫХ РАСТВОРОВ ДОБАВОК

5.1. Добавки вводятся в бетонную смесь, как правило, с водой затворения, в виде 5 - 10 %-ных водных растворов. Растворы компонентов комплексных добавок готовятся и дозируются раздельно. Необходимая концентрация достигается путем растворения определенного количества концентрата добавки в воде, подогретой до 50 - 70 °С. Контроль концентрации производится также по плотности приготовленных растворов. Плотность водных растворов различных добавок в зависимости от концентрации приведена в приложении 4 .

Введение необходимых количеств растворов производится, как правило, на БСУ с помощью объемных или весовых дозаторов. Техническая характеристика весового дозатора 6.145 АД-30-2БЖ приведена в приложении 5 .

5.2. Необходимое количество (по массе) дозируемого раствора добавки Рр.д., кг, определяется по формуле

где Д - дозировка добавки, % - по массе цемента;

Ц - расход цемента на 1 м 3 бетона, кг;

С - концентрация раствора добавки, %.

Если раствор добавки дозируется по объему Vp , л, то последний рассчитывается по формуле

где - плотность раствора, г/см.

5.3. Схема установки для приготовления и дозирования в бетонную смесь водных растворов одного из компонентов комплексной добавки приведена на рисунке. Добавка растворяется в приготовительной емкости 2, снабженной нагревательным устройством 11 для подогрева раствора. Раствор перемешивается механической мешалкой, либо путем пропускания сжатого воздуха (барботирования) через перфорированную трубку 10. Подача пара, воздуха и воды регулируется вентилями соответственно 12, 13 и 1. Приготовленный раствор перекачивается насосом 9 в расходную емкость 3, снабженную поплавковым уровнемером 4. Из емкости 3 раствор через гидрораспределитель 7 направляется в объемный дозатор 6. Избыток добавки поступает в трубку 5. Отмеренная доза подается в дозатор воды 8, а оттуда вместе с водой затворения - в бетоносмеситель.

5.4. Время наполнения и опорожнения дозаторов для добавок не должно превышать времени водного дозатора.

6. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ, УКЛАДКА И ФОРМОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

6.1. Приготовление, транспортирование и укладку бетонной смеси с добавками следует производить в соответствии с ГОСТ 7473-76, СНиП III -15-76 и настоящими Методическими рекомендациями.

6.2. Дозирование сыпучих материалов следует производить только по массе, воды и добавок - по массе или объему. Точность дозирования должна быть не менее 2 % для цемента, воды и добавок и не менее ±3 % для заполнителей. Дозаторы следует проверять не реже одного раза в месяц (по ГОСТ 7473-76).


6.3. Продолжительность перемешивания бетонной смеси с добавками должна определяться заводской лабораторией в соответствии с п.4.15 СНиП III -15-76.

6.4. Транспортирование бетонной смеси должно быть организовано таким образом, чтобы на месте укладки она имела заданную консистенцию и не расслаивалась.

6.5. Уплотнение бетонной смеси в формах производится на виброплощадке, при необходимости с применением пригруза.

Продолжительность вибрирования следует устанавливать опытным путем в зависимости от консистенции бетонной смеси и вида применяемой добавки; она должна обеспечивать требуемое уплотнение бетонной смеси, основными признаками которого служат прекращение ее оседания и появление цементного молока на поверхности изделия.

Продолжительность вибрирования бетонной смеси, содержащей воздухововлекающую добавку, должна обеспечивать, кроме того, сохранение заданного воздухововлечения, что определяется контрольными измерениями по методике ГОСТ 10181.3-81.

7. НАЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ

7.1. Время предварительной выдержки свежеотформованных изделий до тепловлажностной обработки должно быть 2 - 4 ч для бетонов из смесей с осадкой конуса до 3 см в момент укладки в форму и 3 - 5 ч для бетонов из смесей с осадкой конуса более 3 см. Прочность бетона к началу подъема температуры должна быть не менее 0,5 МПа для предотвращения нарушения структуры свежеуложенного бетона.

7.2. Относительная влажность окружающей среды при тепловлажностной обработке должна составлять 90 - 100 %.

7.3. Скорость подъема температуры должна составлять не более 15 град/ч.

7.4. Температура изотермического прогрева должна быть не выше 80 °С. Более высокая температура допускается после лабораторной и производственной проверки.

7.5. Продолжительность изотермического прогрева определяется опытным путем в зависимости от требуемой прочности, вида цемента и состава бетонной смеси.

7.6. Скорость охлаждения изделий должна быть не более 15 град/ч.

8. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА БЕТОНА

8.1. Инженерно-технические работники завода ЖБК на всех технологических этапах производства работ осуществляют контроль:

качества материалов, применяемых для изготовления конструкций;

правильности приготовления бетонной смеси и ее транспортирования;

подготовки арматурных каркасов;

подвижности и воздухосодержания бетонной смеси;

режимов укладки и тепловой обработки;

прочности, водонепроницаемости и морозостойкости бетона.

8.2. Влажность заполнителей для корректирования состава бетонной смеси определяется не реже одного раза в смену.

8.3. Контроль качества водных растворов добавок состоит в проверке их плотности.

8.4. Контроль воздухосодержания бетонной смеси производится по ГОСТ 10181.3-81 не реже 1 раза в смену.

8.5. Подвижность или жесткость бетонной смеси следует проверять не реже одного раза в смену, а также при каждом изменении состава бетона. Подвижность не должна отличаться от заданной более чем на ± 1 см осадки конуса, а жесткость - не более чем на ± 10 с.

9. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ДОБАВКАМИ

9.1. При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 " Техника безопасности в строительстве " ; ГОСТ 12.4.001-75. ССБТ. " Средства защиты работающих. Классификация " ; ГОСТ 12.1.004-76. ССБТ. " Пожарная безопасность. Общие требования " ; ГОСТ 12.0.004-79. ССБТ. " Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения " .

9.2. При проектировании складских зданий для хранения добавок, а также узлов приготовления их водных растворов и бетонов с добавками необходимо соблюдать требования СНиП II-90-81 и " Единые требования безопасности и производственной санитарии к конструкциям машин, проектируемых и изготовляемых в транспортном строительстве " . (М., Оргтрансстрой, 1970).

9.3. Помещения, где готовятся и хранятся растворы химических добавок, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Принимать пищу в этих помещениях запрещается.

9.4. Рабочие, занятые приготовлением раствора добавок, должны пройти обучение и специальный инструктаж. Рабочих необходимо обеспечить резиновыми сапогами, перчатками, защитными очками.

9.5. Суперпластификатор С-3 является умеренно токсичным веществом (3-го класса по ГОСТ 12.1.007.78). Он обладает раздражающим действием на слизистую оболочку глаз, а также на незащищенные участки кожи.

Жидкий концентрат С-3 пожаробезопасен. Образующийся при высыхании С-3 продукт является трудногорючим веществом. Пылевидный остаток после высыхания суперпластификатора 10-03 при смешивании с воздухом может образовывать взрывоопасные аэрозоли. Последние раздражающе действуют на органы дыхания и слизистые оболочки. При проливах суперпластификатора 10-03 его следует сразу же смывать водой.

9.6. Добавка СПД относится к числу слабогорючих продуктов. Для тушения горящего продукта следует применять химическую или воздушно-механическую пену, распыленную воду. СПД по степени воздействия на организм человека относится к 3-му классу умеренно опасных веществ. Предельно допустимая концентрация паров 0,01 г/м 3 .

9.7. Добавка ЩСПК относится по токсичности к веществам 4-го класса по ГОСТ 12.1.007-76. В цехах, где производится работа с ЩСПК, должна быть оборудована приточно-вытяжная вентиляция. При работе с ЩСПК необходимо соблюдать правила безопасности, как при работе со слабыми растворами щелочей. При попадании ЩСПК на кожу следует смыть его водой или слабым раствором борной кислоты.

Приложение 1

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕТОНА С СУПЕРПЛАСТИФИКАТОРОМ С-3 ДЛЯ СБОРНЫХ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТОННЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

1. Суперпластификатор С-3 вводят в бетонную смесь для повышения плотности и водонепроницаемости бетона при снижении расхода воды и водоцементного отношения.

2. Перед применением бетонов с добавкой С-3 предварительно должна быть выбрана оптимальная доза добавки. В пропариваемом бетоне дозировка С-3 выбирается в диапазоне 0,3 - 0,7 % от массы цемента. Оптимальная дозировка С-3 устанавливается по эффекту снижения водопотребности смеси при сохранении ее подвижности и нерасслаиваемости, по прочности бетона после пропаривания и через 28 суток.

3. Расход воды в смесях с добавкой С-3 может быть уменьшен на 20 - 30 % при сохранении подвижности смеси.

4. Для предупреждения расслоения бетонных смесей с добавкой С-3 и снижения возможного водоотделения рекомендуется повышать объемную долю песка в смеси заполнителей на 8 - 10 %.

5. При использовании бетонных смесей с добавкой С-3 следует строго соблюдать технологическую дисциплину. Необходимо регулярно корректировать расход воды для бетона с учетом влажности заполнителей.

6. Добавку С-3 можно вводить в бетонную смесь вместе с водой затворения или после предварительного перемешивания всех компонентов бетона, включая воду. Введение добавки С-3 в предварительно перемешанную в течение 0,5 - 1 мин смесь повышает эффективность ее пластифицирующего действия и снижает расход добавки.

7. Перемешивание бетонной смеси с добавкой С-3 рекомендуется производить не менее 2 мин.

8. Твердение бетонов с добавкой С-3 происходит так же, как и бетонов без добавок, при соответствующем значении В/Ц. Изменение состава бетона (снижение В/Ц) ведет к росту прочности, что позволяет сократить длительность тепловой обработки или понизить температуру изотермического прогрева на 20 - 30 °С.

Количественное изменение параметров тепловой обработки бетона уточняется экспериментально в зависимости от вида и марки применяемого цемента, его расхода, изменения величины В/Ц и от исходного режима тепловой обработки.

Продолжительность предварительного выдерживания бетона с добавкой С-3 в случае использования состава с пониженным В/Ц может быть сокращена по сравнению с бетоном без добавок. Уточнение продолжительности предварительной выдержки и параметров тепловой обработки производят опытным путем для достижения необходимой прочности, водонепроницаемости и морозостойкости бетона и во избежание дефектов на изделиях.

9. Поставляемую в виде жидкого концентрата добавку С-3 следует хранить в закрытой стальной емкости при температуре не ниже 5 °С. Для предотвращения выпадения осадка емкость должна быть оборудована механической мешалкой или перфорированными трубками для барботажа воздуха.

Гарантийный срок хранения добавки С-3 составляет 6 месяцев. В случае хранения добавки С-3 свыше гарантийного срока, а также после оттаивания замерзшего раствора необходимо после тщательного перемешивания проверить свойства добавки в пробных замесах (по подвижности смеси и прочности).

10. Добавку С-3 дозируют в бетонную смесь, как правило, в виде раствора концентрацией 30 - 35 %. Для дозирования добавки С-3 на заводах ЖБК рекомендуется применять установку, включающую дозатор с расходной емкостью.

Со склада добавка по мере необходимости закачивается насосом в расходную емкость, установленную на БСУ выше дозатора воды. Объем этой емкости определяется из расчета запаса добавки для работы не менее 1 - 2 смен. Расходная емкость должна быть оборудована указателем уровня, переливной трубкой для обратного слива избыточного раствора добавки, а при необходимости устройством для подогрева.

Все трубопроводы для С-3, находящиеся вне помещений, должны иметь теплоизоляцию. Рекомендуется монтировать рядом с такими трубопроводами паропроводы для подогрева С-3 в зимнее время и предупреждения замерзания и выпадения осадка из раствора добавки.

Приложение 2

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕТОНА С СУПЕРПЛАСТИФИКАТОРОМ 10-03 ДЛЯ СБОРНЫХ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТОННЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ*

* По материалам ВНИИЖелезобетона и ЦСЛ Мосметростроя.

1. Суперпластификатор 10-03 является эффективным разжижителем бетонных и растворных смесей и применяется для придания им высокой подвижности или снижения количества воды в их составе. Он представляет собой олигомерный продукт поликонденсации меламина, формальдегида и пиросульфита натрия.

2. Введение суперпластификатора 10-03 в состав бетонной смеси в оптимальных количествах позволяет сократить продолжительность тепловлажностной обработки, улучшить удобоукладываемость бетонной смеси, повысить водонепроницаемость, прочность бетона или снизить расход цемента, получить комплексный технический эффект.

3. Продолжительность тепловлажностной обработки железобетонных изделий может быть сокращена на 30 - 45 % без увеличения расхода цемента.

4. При равной подвижности бетонные смеси, содержащие добавку 10-03, имеют жесткость на 30 - 50 % меньшую, чем смеси без добавки.

5. Пластифицирующий эффект добавки 10-03 при температуре наружного воздуха и смеси 15 - 25 °С сохраняется в течение 45 - 60 мин, а затем подвижность быстро снижается и смесь приобретает такую же подвижность, как и смесь без добавки. С повышением температуры продолжительность пластифицирующего эффекта сокращается.

Применение бетонных смесей повышенной подвижности с добавкой 10-03 позволяет снизить продолжительность виброуплотнения бетонной смеси на 25 - 30 %, повысить качество изделий, уменьшить износ бортоснастки, снизить энерго- и трудозатраты.

6. Допускается совместное применение добавки 10-03 с воздухововлекающими и газовыделяюшими добавками, а также с ускорителями и замедлителями схватывания и твердения.

7. Добавка 10-03 не вызывает коррозии арматуры в бетоне.

8. В бетонных смесях с добавкой 10-03 величина воздухосодержания несколько снижается по сравнению с бетонными смесями без добавок.

9. Добавка 10-03 не изменяет своих свойств при хранении в атмосферных условиях и замерзании водного раствора. Следует избегать воздействия на емкости с добавкой 10-03 прямых солнечных лучей в жаркий период года. При длительном хранении в жарких условиях следует периодически, не реже одного раза в месяц, проверять эффект воздействия добавки на бетон.

10. Добавка 10-03 вводится в бетонную смесь, как правило, в количестве 0,3 - 1,0 % от массы цемента в пересчете на сухое вещество. Ориентировочная дозировка в зависимости от содержания в клинкере цемента минерала СзА принимается согласно таблице.

Всн 127 84 инструкция по получению бетонов с эффективными

Методы определения водонепроницаемости

Concretes. Methods for determination of watertightness

___________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ12730.5-84 с ГОСТ 12730.5-2018 см. по ссылке;
- Примечание изготовителя базы данных.
___________________________________________________________________

Дата введения 1985-07-01

1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР, Донецким ПромстройНИИпроектом Госстроя СССР, Министерством транспортного строительства СССР

ВНЕСЕН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР

2. УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН в ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 18.06.84 N 87

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

1.1, Приложение 4

5. ИЗДАНИЕ (июнь 2007 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1989 г. (ИУС 11-89)

Настоящий стандарт распространяется на все виды бетонов на гидравлических вяжущих и устанавливает методы определения водонепроницаемости бетона испытанием образцов.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Общие требования - по ГОСТ 12730.0 и в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

1.2. Высоту контрольных образцов бетона в зависимости от наибольшей крупности зерен заполнителя допускается назначать в соответствии с табл.1.

Наибольшая крупность зерен заполнителя

Наименьшая высота образца

1.3. Схемы крепления и герметизации образцов бетона в обоймах приведены в приложении 1.

1.4. Торцевые поверхности образцов перед испытанием очищают от поверхностной пленки цементного камня и следов уплотняющего состава металлической щеткой или другим инструментом.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ ПО "МОКРОМУ ПЯТНУ"

2.1. Оборудование и материалы

Для проведения испытаний применяют:

- установку любой конструкции, которая имеет не менее шести гнезд для крепления образцов и обеспечивает возможность подачи воды к нижней торцевой поверхности образцов при возрастающем ее давлении, а также возможность наблюдения за состоянием верхней торцевой поверхности образцов;

- цилиндрические формы (для изготовления образцов бетона) внутренним диаметром 150 мм и высотой 150, 100, 50 и 30 мм;

2.2. Подготовка к испытанию

2.2.1. Изготовленные образцы хранят в камере нормального твердения при температуре (20±2) °С и относительной влажности воздуха не менее 95%.

2.2.2. Перед испытанием образцы выдерживают в помещении лаборатории в течение суток.

2.2.3. Диаметр открытых торцевых поверхностей бетонных образцов - не менее 130 мм.

2.3. Проведение испытания

2.3.1. Образцы в обойме устанавливают в гнезда установки для испытания и надежно закрепляют.

2.3.2. Давление воды повышают ступенями по 0,2 МПа в течение 1-5 мин и выдерживают на каждой ступени в течение времени, указанного в табл.2. Испытание проводят до тех пор, пока на верхней торцевой поверхности образца появятся признаки фильтрации воды в виде капель или мокрого пятна.

Высота образца, мм

Время выдерживания на каждой ступени, ч

2.3.3. Допускается оценивать водонепроницаемость бетона ускоренным методом, приведенным в приложении 4.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

2.4. Обработка результатов

2.4.1. Водонепроницаемость каждого образца оценивают максимальным давлением воды, при котором еще не наблюдалось ее просачивание через образец.

2.4.2. Водонепроницаемость серии образцов оценивают максимальным давлением воды, при котором на четырех из шести образцах не наблюдалось просачивание воды.

2.4.3. Марку бетона по водонепроницаемости принимают по табл.3.

Водонепроницаемость серии образцов, МПа

Марка бетона по водонепроницаемости

* Вероятно, ошибка оригинала. Обозначение марки бетона по водонепроницаемости следует читать: W2, W4, W6, W8, W10, W12 соответственно (письмо Росстандарта от 16.03.2017 N 3849-ОМ/03). - Примечание изготовителя базы данных.

2.4.4. Результаты испытаний заносят в журнал, в котором должны быть предусмотрены следующие графы:

- возраст бетона и дата испытаний;

- значение водонепроницаемости отдельных образцов и серии образцов.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ ФИЛЬТРАЦИИ

3.1. Оборудование и материалы

Для проведения испытаний применяют:

- установку для определения коэффициента фильтрации с максимальным испытательным давлением не менее 1,3 МПа по приложению 2;

- цилиндрические формы (для изготовления образцов бетона) внутренним диаметром 150 мм и высотой 150, 100, 50 и 30 мм;

- технические весы по ГОСТ 24104;

3.2. Подготовка к испытанию

3.2.1. Изготовленные образцы хранят в камере нормального твердения при температуре (20±2) °С и относительной влажности воздуха не менее 95%.

3.2.2. Перед испытанием образцы бетона выдерживают в помещении лаборатории до момента, пока изменение массы образца за сутки будет менее 0,1%.

3.2.3. Перед началом испытания образцы должны быть проверены на герметизацию и дефектность путем оценки характера фильтрации инертного газа, подаваемого при избыточном давлении 0,1-0,3 МПа к нижнему торцу образца, на верхний торец которого налит слой воды.

При удовлетворительной герметизации боковой поверхности образца в обойме и отсутствии в нем дефектов фильтрацию газа наблюдают в виде равномерно распределенных пузырьков, проходящих через слой воды.

При неудовлетворительной герметизации боковой поверхности образцов в обойме или при наличии в образцах крупных дефектов фильтрацию газа наблюдают в виде обильного местного выделения в дефектных местах.

Дефекты герметизации боковой поверхности устраняют повторной герметизацией образцов. При наличии в образце отдельных крупных фильтрующих каналов образцы бетона заменяют.

3.2.4. Образцы, выбуренные из конструкции диаметром не менее 50 мм, после герметизации их боковых поверхностей подвергают испытаниям независимо от наличия в них дефектов.

3.2.5. Вода по ГОСТ 23732, применяемая для испытаний, должна быть предварительно дезаэрирована путем кипячения не менее 1 ч. Температура воды в период испытаний (20±5) °С.

3.3. Проведение испытаний

3.3.1. В установке одновременно испытывают шесть образцов.

3.3.2. Подъем давления дезаэрированной воды производят ступенями по 0,2 МПа в течение 1-5 мин с выдержкой в течение 1 ч на каждой ступени до давления, при котором появляются признаки фильтрации в виде отдельных капель.

3.3.3. Воду (фильтрат), прошедшую через образец, собирают в приемный сосуд.

3.3.4. Измерение веса фильтрата проводят через каждые 30 мин и не менее шести раз на каждом образце.

Требования к бетону и бетонной смеси

Требования к бетону и бетонной смеси

1. В соответствии с указанными в рабочих чертежах требованиями материальный состав бетонной смеси должен обеспечивать приобретение бетоном установленных проектом показателей качества по прочности, соответствующей классу, по водонепроницаемости, по марке, по морозостойкости.

2. Предприятием-поставщиком бетонной смеси для бетонирования конструкций должны быть обязательно соблюдены установленные нормативные требования к вяжущему, крупному и мелкому заполнителям, воде и используемым химическим добавкам согласно ГОСТ 26633-91. Бетонная смесь должна поставляться в соответствии с карточкой подбора состава бетонной смеси поставщика, согласованной с потребителем.

3. Бетонная смесь должна иметь на месте укладки подвижность для всех конструктивных элементов - ПЗ по ГОСТ 7473-94.

4. Температура бетонной смеси, поступающей на стройплощадку, может быть равной 5 . 20°С. Однако для уменьшения температуры максимального разогрева бетона в зимний период времени рекомендуется применять бетонную смесь, имеющую температуру не выше плюс 10°С, а в теплый период года - не более плюс 15°С.

5. Не допускается повышать подвижность бетонной смеси добавлением в нее воды. В случае потери подвижности бетонной смеси на объекте разрешается ее восстановление путем введения дополнительного количества 20 . 30% раствора суперпластификатора С-3 в автобетоносмеситель в количестве до 0,3% от массы цемента по сухому веществу и при времени перемешивания не менее трех минут.
Точное количество вводимой добавки определяется строительной лабораторией с учетом требований ВСН 127-84 «Инструкция по получению бетонов с эффективными химическими добавками для монолитных конструкций».

Всн 127 84 инструкция по получению бетонов с эффективными

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2021 г. № 217/пр/124 “О признании утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР в сфере строительства”


Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2021 г. № 217/пр/124 “О признании утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР в сфере строительства”

10 июня 2021

В целях реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 25 апреля 2020 г. N ДГ-П36-4064 приказываем:

1. Признать утратившими силу:

1) "ВСН 5-81. Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 8 октября 1981 г.

2) "ВСН 16-73. Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 28 мая 1973 г.

3) "ВСН 19-89. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 14 июля 1989 г. N НА-18/266.

4) "ВСН 21-83. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 18 мая 1983 г.

5) "ВСН 30-84. Инструкция по применению фотограмметрических методов при ландшафтном проектировании автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23 февраля 1984 г.

6) "ВСН 202-85-АД. Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования", утвержденные распоряжением Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 5 мая 1985 г. N БВ-680.

7) "РСН 62-86. Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР", утвержденные постановлением Госстроя РСФСР от 15 декабря 1986 г. N 128.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) "ВСН 7-83. Ведомственные строительные нормы. Сметные нормы на морские подводно-строительные (водолазные) работы", утвержденные Министерством морского флота СССР 10 января 1983 г.

2) "ВСН 9-85. Ведомственные сметные нормы. Сборник единичных расценок на морские подводно-строительные (водолазные) работы", утвержденные Министерством морского флота СССР 17 июля 1985 г.

3) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть I", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

4) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть II", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

5) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть III", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

6) "ВСН 42-87. Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 10 июля 1987 г. N 271-р.

7) "ВСН 77-89, Нормы проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях", утвержденные письмом Главного научно-технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 ноября 1989 г. N АВ-483.

8) "ВСН 84-89. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты", утвержденные письмом Министерства транспортного строительства СССР от 13 марта 1989 г. N АВ-110.

9) "ВСН 85-68. Технические указания по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 4 ноября 1968 г. N 47.

10) "ВСН 146-68. Технические указания по возведению монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей при щитовой проходке", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 28 августа 1968 г. N 35.

11) "ВСН 155-69. Указания по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций автодорожных и городских мостов и труб, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур (северное исполнение)", утвержденные распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 19 марта 1969 г. N Л-475.

12) "ВСН 156-88. Инженерно-геологические изыскания железнодорожных, автодорожных и городских мостовых переходов", утвержденные распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 1 июля 1988 г. N МО-463.

14) "ВСН 160-69. Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам при строительстве транспортных тоннелей", утвержденные заместителем Министра транспортного строительства СССР 8 сентября 1969 г.

15) "ВСН 165-85. Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай)", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 14 августа 1985 г. N 243.

16) "ВСН 167-70. Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 июня 1970 г. N 44.

17) "ВСН 181-74. Технические указания по применению сборных решетчатых конструкций для укрепления конусов и откосов земляного полотна", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 5 февраля 1974 г. № 5.

18) "ВСН 182-91. Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 16 мая 1991 г. № МО-72.

19) "ВСН 186-75. Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 10 июня 1975 г. N 19.

20) "ВСН 189-78. Инструкция по проектированию и производству работ по искусственному замораживанию грунтов при строительстве метрополитенов и тоннелей", утвержденные приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 10 мая 1978 г. N 21.

21) "ВСН 190-78. Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 11 мая 1978 г.

22) "ВСН 193-81. Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектирований горных транспортных тоннелей", утвержденные приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 октября 1981 г. N 54.

23) "ВСН 195-83. Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильных дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 12 мая 1983 г. № ЛН-580.

24) "ВСН 196-83. Отраслевые нормы проектирования искусственного освещения основных цехов промышленных предприятий Минтрансстроя", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 20 апреля 1983 г.

26) "ВСН 199-84. Проектирование и строительство временных поселков транспортных строителей", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 13 ноября 1984 г. N БВ-1518.

29) "ВСН 210-91. Проектирование, строительство и эксплуатация противоналедных сооружений и устройств", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 15 апреля 1991 г. N МО49.

32) "РСН-88. Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146.

Министр строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
И.Э. Файзуллин
Министр транспорта
Российской Федерации
В.Г. Савельев

Обзор документа

Утратили силу 6 ведомственных и 1 республиканские строительные нормы, утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР и Госстроем РСФСР.

Не действующими на территории России признаны 32 документа, изданных органами госуправления СССР в сфере строительства.

Читайте также: