Во дворе дома были свалены пиленые двориком бревна плетеные кресла

Обновлено: 23.04.2024

Ковер-самолет, стр. 24

Дом был не похож на деревенскую избу. У него были широкие окна, точеные перильца у крыльца, двери с деревянными украшениями. Они были приоткрыты, эти двери. И мы осторожно шагнули через порог.

В дощатых сенях было пусто, лишь на рассохшейся кадушке сидела коричневая бабочка. Когда мы вошли, она вылетела в солнечную щель. Мы шагнули в кухню. Здесь разевала темную пасть русская печь, выложенная поверху зелеными изразцами. В углу валялись некрашеные табуретки. На широком столе сидел серый зверек. Мы не успели его разглядеть – он стрелой вылетел в разбитое окно. На столе осталась шелуха каких-то семечек.

Мы на цыпочках обошли комнаты, их было две. Половицы мягко прогибались под ногами. На них желтели под солнцем остатки краски. В комнатах сохранилась кое-какая мебель: ржавая кровать, облезлые стулья, книжный шкаф с побитыми стеклами. Шкаф был на полметра отодвинут от стены, будто его пытались унести из дома, а потом бросили.

Я хотел заглянуть за шкаф, но в это время за окном прокатился железный гул. Нервы у нас были слегка натянуты, и мы вздрогнули. Гул донесся опять, и в окнах потемнело. В углах на паутине погасли золотые точки.

Мы выскочили на крыльцо. Из-за деревьев накатывала синяя туча. Она проглотила солнце, и только узкие прямые лучи его вылетали из-за облачного гребня. Гребень золотился. Он был косматый и быстро двигался.

– Ковер! – крикнул я.

Мы стремительно скатали ковер-самолет и втащили в дом. И правильно сделали. По верхушкам травы, по крыльцу и стеклам защелкали крупнокалиберные капли, а затем ударил ливень. Он грянул о крышу, и в доме загудело, как в барабане. Потом сквозь темноту ливня пробилась розовая вспышка и грохнуло так, что мы схватились за уши и тихо присели у стены.

– Вот это попались, – прошептал Виталька.

– Может, скоро кончится? – неуверенно сказал я. И присел еще ниже, потому что грохнуло сильнее прежнего.

Было неуютно и зябко. В разбитые окна летели колючие брызги, а в двери прорывался сырой ветер. Закрыть двери было нельзя: они давно осели на петлях и заклинились. Да и жутковато было отрываться от стены и подходить к дверям, за которыми такая буря.

Гроза бесновалась долго. Нам казалось, что сто часов прошло. Можно было подумать, что не одна гроза, а все на свете грозы собрались над старым домом, чтобы залить дождями, ослепить, оглушить двух мальчишек…

Наконец раскаты стали глуше, а шум дождя ровнее.

– Уходит, – облегченно вздохнул Виталька.

Но напрасно он обрадовался. Дождь стал монотонным, спокойным и не хотел кончаться.

– Вот черт, – уныло сказал Виталька. – А если он на несколько дней зарядит?

Что тогда будет, можно и не говорить. Пешком нам и за неделю не добраться до дома. Да и где дорога? Бедная мама, бедная тетя Валя, которые будут искать нас и мучиться от страшных предположений! И бедные мы, конечно! Потому что влетит нам, как никогда еще в жизни не влетало. И бедный ковер-самолет, который у нас наверняка отберут…

– А может, и не зарядит на несколько дней. Он, по-моему, не затяжной, голос у него не такой, – более бодрым тоном сказал Виталька. – Чего раньше времени страдать?

Я не хотел при нем раскисать и заметил, что сами мечтали о приключениях, вот и заработали.

– В конце концов, нам повезло что дом нашли, – сказал Виталька. – Если бы нас в лесу прижало, что тогда?

В самом деле! Старый неуютный дом сразу показался мне добрым. Я с благодарностью посмотрел на облезший потолок, за которым слышался плеск дождя.

– Можно и заночевать, – предложил я. – Домой и завтра успеем. Хлеб еще есть…

За окнами темнело. В углах что-то стонало и поскрипывало. Делалось страшновато. И продрогли мы. Но все-таки мы были вдвоем и с нами – наш ковер-самолет.

Мы расстелили его напротив шкафа у стены, легли на одну половину, а другой накрылись. С головой. Ковер окутал нас шелковистой теплотой, мы прижались друг к другу. Правда, в ноги поддувало, но это – пустяк. Все равно было хорошо. И даже шум дождя, который отдавался в пустом доме, был теперь нестрашным и уютным.

Интересный дом. Кто в нем жил? Лесники, или охотники, или геологи? Или просто человек, который любил тишину и одиночество?

Почему люди ушли? И давно ли? Непонятно. Может, год назад, а может, давным-давно, когда нас на свете не было…

Мы с Виталькой немного пошептались об этом и заснули.

Я не знаю, почему проснулся. Виталька тепло дышал мне в щеку. Дождь кончился, и за окном, над черными деревьями, быстро летели клочковатые облака. Иногда из них мячиком выпрыгивала яркая луна, и в комнате делалось светло.

Стояла странная тишина. Неполная. Сквозь нее пробивалось тиканье – ровное и звонкое.

Я толкнул Витальку. Он поворчал, почмокал губами и проснулся.

– Слушай, – велел я.

Тик-так, тик-так… – доносилось откуда-то из-за шкафа.

Капли? Сверчок? Нет…

Мне стало страшно. Не знаю почему, но здорово страшно. Витальке, кажется, тоже. Но еще страшнее – лежать и не знать, что там: или тихие шаги, или чье-то сердце стукает…

Виталька медленно откинул ковер. Встал. Я тоже встал. Пробежали мурашки – ночной воздух был сырой и зябкий.

Мы крепко взялись за руки и на цыпочках двинулись к шкафу. Луна выкатилась опять и добросовестно светила в окно. А половицы, как и полагается в таинственном доме, поскрипывали. Мы заглянули за шкаф.

Там была еще одна дверь.

Дверь в третью комнату, которую мы раньше не заметили.

Тикало в той комнате.

Мы вместе, плечом к плечу, протиснулись в дверь. Комната была маленькая, с одним окном. Окно было темным, потому что луна светила с другой стороны. Виталька включил фонарик. Желтый круг пополз по стене, и в этом круге мы увидели ходики.

Это они бросали в тишину свое тик-так. Ровно качался маятник.

Мы прижались друг к другу. Если бы мы увидели привидение или разбойника, то и тогда испугались бы не больше.

Дом был пуст, давно заброшен, а они тикали так же мирно и обыкновенно, как у нас на кухне!

Кто здесь живет? Что за невидимка подтягивает гирю? Кто подвесил к гире для дополнительного веса большой старинный ключ? (У нас дома тоже была подвешена к такой же гире добавочная тяжесть – сломанные плоскогубцы. Старые ходики часто в этом нуждаются.)

ЛитЛайф

Книга "«Я понял жизни цель» (проза, стихотворения, поэмы, переводы)"

Оглавление

Читать

Войти через Гугл Войти через Фейсбук Войти через Яндекс Войти через Вконтакте

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Выбрать главу (249) Изменить стиль страницы

Приблизительно с 1907 года стали расти как грибы издательства, часто давали концерты новой музыки, одна за другою открывались выставки картин «Мира искусства», «Золотого руна», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Голубой розы». Вместе с русскими именами Сомова, Сапунова, Судейкина, Крымова, Ларионова, Гончаровой мелькали французские имена Боннара и Вюйара. На выставках «Золотого руна», в затененных занавесями залах, где пахло землей, как в теплицах, от наставленных кругом горшков с гиацинтами, можно было видеть присланные на выставку работы Матисса и Родена. Молодежь примыкала к этим направлениям.

На территории одного из новых домов Разгуляя во дворе сохранялось старое деревянное жилье домовладельца-генерала. В мезонине сын хозяина, поэт и художник Юлиан Павлович Анисимов, собирал молодых людей своего толка. У него были слабые легкие. Зимы он проводил за границей. Знакомые собирались у него в хорошую погоду весной и осенью. Читали, музицировали, рисовали, рассуждали, закусывали и пили чай с ромом. Здесь я познакомился со множеством народа.

Хозяин, талантливейшее существо и человек большого вкуса, начитанный и образованный, говоривший на нескольких иностранных языках свободно, как по-русски, сам воплощал собою поэзию в той степени, которая составляет очарование любительства и при которой трудно быть еще вдобавок творчески сильною личностью, характером, из которого вырабатывается мастер. У нас были сходные интересы, общие любимцы. Он мне очень нравился.

Здесь бывал ныне умерший Сергей Николаевич Дурылин, тогда писавший под псевдонимом Сергей Раевский. Это он переманил меня из музыки в литературу, по доброте своей сумев найти что-то достойное внимания в моих первых опытах. Он жил бедно, содержа мать и тетку уроками и своей восторженной прямотой и неистовой убежденностью напоминал образ Белинского, как его рисуют предания.

Здесь университетский мой товарищ К.Г. Локс, которого я знал раньше, впервые показал мне стихотворения Иннокентия Анненского, по признакам родства, которое он установил между моими писаниями и блужданиями и замечательным поэтом, мне тогда еще неведомым.

У кружка было свое название. Его окрестили «Сердардой», именем, значения которого никто не знал. Это слово будто бы слышал член кружка, поэт и бас Аркадий Гурьев однажды на Волге. Он его слышал в ночной суматохе двух сошедшихся у пристани пароходов, когда один пришвартовывают к другому и публика с нового парохода проходит с багажом на пристань через внутренность ранее причаленного, смешиваясь с его пассажирами и вещами.

Гурьев был из Саратова. Он обладал могучим и мягким голосом и артистически передавал драматические и вокальные тонкости того, что он пел. Как все самородки, он одинаково поражал беспрерывным скоморошничаньем и задатками глубокой подлинности, проглядывавшими сквозь его ломанье. Незаурядные стихи его предвосхищали будущую необузданную искренность Маяковского и живо передающиеся читателю отчетливые образы Есенина. Это был готовый артист, оперный и драматический, в исконной актерской своей сути, неоднократно изображенной Островским.

Закрыть Как отключить рекламу?

У него была лобастая, круглая, как луковица, голова с едва заметным носом и признаками будущей лысины во весь череп, от лба до затылка. Весь он был движение, выразительность. Он не жестикулировал, не размахивал руками, но верх туловища, когда он стоя рассуждал или декламировал, ходил, играл, говорил у него. Он склонял голову, откидывался назад корпусом и ноги ставил врозь, как бы застигнутый в плясовой с притопыванием. Он немного зашибал и в запое начинал верить в свои выдумки. К концу своих номеров он делал вид, что пятка пристала у него к полу и ее не оторвать, и уверял, будто черт ловит его за ногу.

В «Сердарде» бывали поэты, художники, Б.Б. Красин, положивший на музыку блоковские «Вербочки», будущий сотоварищ ранних моих дебютов Сергей Бобров, появлению которого на Разгуляе предшествовали слухи, будто это новонародившийся русский Рембо, издатель «Мусагета» А.М. Кожебаткин, наезжавший в Москву издатель «Аполлона» Сергей Маковский.

Сам я вступил в «Сердарду» на старых правах музыканта, импровизациями на фортепиано изображая каждого входящего в начале вечера, пока собирались.

Быстро проходила короткая весенняя ночь. В раскрытое окошко веяло утренним холодом. Его дыхание подымало полы занавесей, шевелило пламя догоравших свечей, шелестело лежавшими на столе листами бумаги. И все зевали, гости, хозяин, пустые дали, серое небо, комнаты, лестницы. Мы расходились, обгоняя по широким и удлинившимся от безлюдья улицам громыхающие бочки нескончаемого ассенизационного обоза. «Кентавры», – говорил кто-нибудь на языке времени.

Вокруг издательства «Мусагет» образовалось нечто вроде академии. Андрей Белый, Степун, Рачинский, Борис Садовский, Эмилий Метнер, Шенрок, Петровский, Эллис, Нилендер занимались с сочувственной молодежью вопросами ритмики, историей немецкой романтики, русской лирикой, эстетикой Гёте и Рихарда Вагнера, Бодлером и французскими символистами, древнегреческой досократовской философией.

Душой всех этих начинаний был Андрей Белый, неотразимый авторитет этого круга тех дней, первостепенный поэт и еще более поразительный автор «Симфоний» в прозе и романов «Серебряный голубь» и «Петербург», совершивших переворот в дореволюционных вкусах современников и от которых пошла первая советская проза.

Андрей Белый обладал всеми признаками гениальности, не введенной в русло житейскими помехами, семьей, непониманием близких, разгулявшейся вхолостую и из силы производительной превратившейся в бесплодную и разрушительную силу. Этот изъян излишнего одухотворения не ронял его, а вызывал участие и прибавлял страдальческую черту к его обаянию.

Он вел курс практического изучения русского классического ямба и методом статистического подсчета разбирал вместе со слушателями его ритмические фигуры и разновидности. Я не посещал работ кружка, потому что, как и сейчас, всегда считал, что музыка слова – явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи и ее звучания.

Иногда молодежь при «Мусагете» собиралась не в конторе издательства, а в других местах. Таким сборным местом была мастерская скульптора Крахта на Пресне.

В мастерской был жилой верх в виде неогороженных, свешивавшихся над ней полатей, а внизу, задрапированные плющом и другой декоративной зеленью, белели слепки с античных обломков, гипсовые маски и собственные работы хозяина.

Однажды поздней осенью я читал в мастерской доклад под названием «Символизм и бессмертие». Часть общества сидела внизу, часть слушала сверху, разлегшись на полу антресолей и выставив за их край головы.

Доклад основывался на соображении о субъективности наших восприятий, на том, что ощущаемым нами звукам и краскам в природе соответствует нечто иное, объективное колебание звуковых и световых волн. В докладе проводилась мысль, что эта субъективность не является свойством отдельного человека, но есть качество родовое, сверхличное, что это субъективность человеческого мира, человеческого рода. Я предполагал в докладе, что от каждой умирающей личности остается доля этой неумирающей, родовой субъективности, которая содержалась в человеке при жизни и которою он участвовал в истории человеческого существования. Главною целью доклада было выставить допущение, что, может быть, этот предельно субъективный и всечеловеческий угол или выдел души есть извечный круг действия и главное содержание искусства. Что, кроме того, хотя художник, конечно, смертен, как все, счастье существования, которое он испытал, бессмертно и в некотором приближении к личной и кровной форме его первоначальных ощущений может быть испытано другими спустя века после него по его произведениям.

Доклад назывался «Символизм и бессмертие» потому, что в нем утверждалась символическая, условная сущность всякого искусства в том самом общем смысле, как можно говорить о символике алгебры.

ПРОБНЫЙ ЕГЭ (апрель 2017) Вариант 1 с ответами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).


Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1—24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1 ) Считалось, что нотную грамоту придумал знаменитый греческий математик Пифагор. (2). известная нам нотная грамота зародилась на территории современной Сирии за тысячу лет до того, как Пифагор разработал систему нотного письма, включающую в себя семь нотных знаков. (3)Эти выводы сделаны по итогам исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. (4)Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры.

(5)В ходе завершившегося исследования эксперты подтвердили, что угаритская находка является первой записью музыкального произведения в истории человечества. (6)Отсутствие других сведений об истории музыки и пения в Сирии учёные объясняют влиянием катастроф, землетрясений и войн, которые долгое время не давали возможности получить необходимые доказательства.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Катастрофы, землетрясения и войны долгое время не давали возможности получить необходимые доказательства о существовании музыкальной грамоты в середине второго тысячелетия до нашей эры.

2)В 50-е годы прошлого века в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии археологам удалось найти первые в истории записанные музыкальные символы, и это опровергло сведения о том, что нотную грамоту придумал Пифагор.

3)Угаритская находка является первой записью музыкального произведения в истории человечества.

4)До находки в 50-е годы прошлого века на территории Сирии записей музыкальных символов, относящейся к середине второго тысячелетия до нашей эры, считалось, что нотную грамоту придумал Пифагор.

5)Не так давно сирийские учёные выступили с утверждением, что известная нам нотная грамота зародилась на территории современной Сирии за тысячу лет до того, как Пифагор разработал систему нотного письма, включающую в себя семь нотных знаков.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Даже Только Ведь Однако Причём

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

2)Умение писать. Учиться чтению и письму.

3)Система графических знаков для передачи информации. Словесно-слоговое письмо.

4)Манера художественного изображения. Икона старинного письма.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

МусоропровОд понялА укрепИт ненадОлго загнУтый

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В романе показана жизнь как столичного, так и ПОМЕСТНОГО дворянства. Человеку с БЕДНОЙ фантазией сложно писать творческие работы.

В БЫВШИЕ годы одноклассники часто собирались в старом парке. ВЫГОДНОСТЬ местоположения лагеря была в том, что справа простиралось озеро, а слева пролегала грунтовая дорога.

Внуки могут ОТПЛАТИТЬ за гостеприимство деда помощью на пасеке.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

спелых АБРИКОСОВ РАЗОЖГЁТ огонь свыше ТРЁХСОТ тысяч

вопреки ПРЕДСКАЗАНИЮ БОЛЕЕ ЧЕСТНОЕ решение

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

A)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1)Наша память склонна все цветовые оттенки сводить к нескольким цветам, которые мы по каким-то причинам сделали для себя основными.

2)Забытые воспоминания можно вернуть, если активировать клетки, отвечающие за доступ к хранящейся информации в мозге.

3)В состав рассказа «Старухи Изергиль» М. Горький включил две легенды.

4)В офисных центрах редко встретишь человека без тревожных нарушений.

5)В мае 1820 года Пушкин с семьей генерала Раевского направляется на Кавказские Минеральные Воды и заночевал в Таганроге в доме градоначальника Папкова.

6)Стрекающими этих животных называют потому, что у них есть специальные стрекательные капсулы, при помощи которых они охотятся на рачков и круглых червей.

7)Женщины же по сравнению с мужчинами очень мало изменчивы генетически, и именно с этим связана их высокая адаптивность.

8)Помимо недосыпа, хронического стресса и депрессии к снижению памяти может приводить и другие расстройства.

9)Каждый год в конце лета на Землю обрушивается звездопад, несмотря на это что на самом деле мы видим вовсе не звёзды.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. нудительный, пр…градить

без. скусственный, воз.меть

пре. чувствовать, о. гадать

ни. вергаться, ни. падать

от. явленный, в…юнок

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О. завербов…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

мерещ. тся (фигура)

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В России в 30-ых годах люди (НЕ) ДОЕДАЛИ.

Глаза его были мутными, (НЕ)ВЫРАЖАЮЩИМИ радости от встречи.

Этот населённый пункт (НЕ)ВКЛЮЧЁН в список самых посещаемых туристами.

Профессию Дерюгин выбрал отнюдь (НЕ)ЛЁГКУЮ.

Есть очень много опечаток, (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫХ автором рукописи.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)КУДА ни возьмись показался всадник, который торопился (И)ТАК погонял лошадь, что она выдохлась.

ТАК(ЖЕ), как и мы, эта группа туристов побывала (В)БЛИЗИ Провала в Пятигорске.

ЧТО(БЫ) понравиться родителям жениха, девушка была приветливой, (ПРИ)ЧЁМ вела себя естественно.

Авдонин ТО(ЖЕ) налёг на математику, ПОТОМУ(ЧТО) собирался участвовать в предметной олимпиаде.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ балета прозвучала музыка (НА)ПОДОБИЕ адажио.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Во дворе дома были свале(1)ы пилё(2)ые двориком брёвна, плетё(3)ые кресла, кухо(4)ый стол, краше(5) ый серебря(6)ой краской, заготовле(7)ой ещё старыми хозяевами.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Было охотнику и кормильцу в ту пору четырнадцать лет и долго тащить на себе такой возище у него не хватило сил.

2)Рельсы не выдерживали пробы на прогиб и излом и по предположениям Антипова должны были лопаться на морозе.

3)Пароход хотя действительно уже и отвалил от пристани но всё же шёл ещё не по прямому курсу а только разворачивался.

4)Каждую минуту дребезжали звонки и вылетали номерки в длинном стеклянном ящике на стене.

5)В середине августа Смоковниковы вместе с Дашей переехали в Петербург в свою большую квартиру на Пантелеймоновской.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старухи (1) неся впереди себя (2) в обеих руках жестяные мисочки с кашей (3) осторожно выходили из кухни и садились обедать за общий стол (4) стараясь не глядеть (5) на развешанные в столовой (6) лозунги (7) сочинённые лично Александром Яковлевичем (8) и художественно выполненные Александрой Яковлевной.

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Живым сочувствием привета (1)

С недостижимой высоты (2)

О (3) не смущай (4) молю (5) поэта!

Не искушай его мечты!

Всю жизнь (6) в толпе людей затерян,

Порой (7) доступен их страстям,

Поэт (8) я знаю (9) суеверен,

Но редко служит он властям.

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он рассказал сыну (1) что такое камера-обскура (2) что тёмной коробки с маленьким отверстием (3) и пластинки (4) покрытой светочувствительным веществом (5) достаточно (6) чтобы сделать снимок (7) остановить мгновение жизни.

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За ночь навалило много нового снегу (1) деревья оделись в белое (2) и воздух был необыкновенно светел (3) прозрачен и нежен (4) так (5) что (6) когда Анна Акимовна поглядела в окно (7) то ей, прежде всего, захотелось вздохнуть глубоко-глубоко.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (2)Внешняя красота — это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. (3)Это внутренняя одухотворенность — богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе. (4)Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (5)Это свечение души, по выражению Гегеля, всё больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. (6)Внутренняя красота отражается на внешнем облике.

(7)Единство внутренней и внешней красоты — это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. (8)Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. (9)Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. (10)Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека.

(11) Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. (12)При этом его внешний облик озарён внутренним вдохновением. (13)Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании — апофеоз красоте.

(14)Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. (15)Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица — делает их тонкими, выразительными.

(16)Красоту создаёт и тревога, забота — то, что обычно называют «муками творчества». (17)Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. (18)И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия.

(19) Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губят.

(20) Безнравственная деятельность уродует. (21)Привычка лгать, лицемерить, пустословить создаёт блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её. (22)Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не оценят», — все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. (23)Быть самим собой,дорожить своим достоинством — это живая кровь подлинной человеческой красоты.

24)Идеал человеческой красоты — это вместе с тем и идеал нравственности.

(25)Единство физического, нравственного, эстетического совершенства — это и есть та гармония, о которой так много говорится. (В. А. Сухомлинский*)

1)Человек, совершенствующийся духовно, не придаёт значения внешности.

2)Переживший тревогу человек становится добрее, а значит, красивее.

3)Внешняя красота есть проявление внутренней душевной силы человека.

4)Человек красив в минуты творческого подъёма.

5)У человека, который боится быть недооценённым и завидует другим, появляется угрюмое выражение лица.

1)Предложения 3, 4 дополняют и поясняют мысль, выраженную в предложении 2.

2)В предложениях16-18 представлено рассуждение.

3)Предложения 20, 21 включают описание.

4)Предложения 20-22 содержат повествование.

5)В предложении 25 содержится общий вывод из рассуждений автора.

22.Из предложений 7-10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23.Среди предложений 14-18 найдите такое (-ие), которое (-ые) соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Известный педагог В.А. Сухомлинский, говоря о подлинной красоте человека,применяет (А)__________(одухотворённость, озарённость, апофеоз и др.), что придаёт тексту возвышенное звучание и выражает собственную позицию ярко и образно, применяя такое выразительное средство, как (Б)_______ (свечение души,нравственные истоки, живая кровь красоты). Структурировать текст автору помогает приём (В)_________(предложения 10, 11 и 20-22). Из синтаксических средств выразительности стоит отметить (Г) _____(предложения 5, 21)».

Список терминов:

25.Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Во дворе дома были свалены пиленые двориком бревна плетеные кресла

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

П..ляна была похожа на круглый стол покрытый травотканой золотой скатерт..ю. Ч..рные чайники пыхтевшие(2) и булькавшие от (не)терпения были ра(с/сс)тавле(н/нн)ы (по)середине(3). Тут зат..валось грандиозное ча..питие!(4)

Чайники булькали и клок..тали. Из ч..рных носиков с ш..пением вырывался пар. Их так изнутри расп..рало что они даже по(д/т)скакивали! И дребе..жали.

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на ш..пящие чайники! На ш..пящие, булькающие, закопчё(н/нн)ые до блеска охотнич..и чайники. Шейки-носики задра(н/нн)ы вверх, и косицы хвоста изогнуты руч. кой. Вспыхивают раск..лё(н/нн)ые угли красных бровей. И из носика вырыва..тся пар! И так друг на друга накид..ваются что только брызги л..тят!

Вы, любящие поспать, когда стан..те утром разл..вать чай, присмотритесь к своим ч..рным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей который вы так беспеч..но пр..спали.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

Пыхтевшие (2)

Пыхт е вш ие ← пыхт еть (суффиксальный)

Морфологический разбор слова

Посередине (3) — наречие (где?)

1.Неизменяемое, наречие места.

2. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Тут затевалось грандиозное чаепитие!(4)

Предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено. Грамматическая основа: чаепитие (подлежащее, выражено существительное) затевалось (сказуемое, выражено глаголом)

тут — обстоятельство, выражено наречием;

грандиозное — определение, выражено прилагательным.

Приведём верное написание.

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посередине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали.

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали.

Во дворе дома были свалены пиленые двориком бревна плетеные кресла

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)распиленное на части бревно, (не)зная горя, дверь (не)открыта

3) совсем (не)вежливо, (не)используемый в тексте, (не)широкая дорога

4) (не)разбавленная ничем пауза, (не)суразный вопрос, обошлось (не)дёшево

1. Не распиленное на части бревно, не зная горя, дверь не открыта.

2. Не распиленное (причастие, есть зависимое слово) на части бревно, не зная (деепричастие) горя, дверь не открыта (краткое причастие).

Во дворе дома были свалены пиленые двориком бревна плетеные кресла

«Какая крупная девочка! Правда, Марья Григорьевна?»

«Да, да, — закивала полосатой чалмой Марья Григорьевна. — А цвет лица, вы обратили внимание, какой у неё чудесный цвет лица? Ничего не поделаешь — дети растут по-разному!»

Это верно. Крупная, с чудесным цветом лица и вообще самая замечательная девочка… Тот ловкий Ванюша… А вот он, Лёшка, — ничего не поделаешь — он такой… бледненький и к тому же «мелкий», как говорит, вздыхая, мама.

— Осторожно, тут сколзанка, — предупреждает Оля.

Вовремя предупреждает, потому что Лёшка и в самом деле чуть было не брякнулся, зазевавшись.

— Экой ты какой растяпушка! — Оля уже не смеётся, а смотрит серьёзно и заботливо.

— А я… я один раз промокашку съел, — вдруг выпаливает Лёшка.

— Промокашку? Ты что-о? — удивляется Оля.

— А так. Очень смешно было. Я сунул в рот промокашку, а тут меня Анна Сергеевна вызвала. Очень смешно. Весь класс смеялся, — неуверенно добавляет Лёшка. Но Оля почему-то не смеётся. Она берёт Лёшку за руку, потому что теперь им надо взбираться наверх. Так, держа Лёшку за руку, Оля доводит его до самого двора.

Во дворе прямо на снегу свалены дрова. Возле дров — мама в наброшенном на плечи пальто и двое дядек в ватниках.

— Ну так как же? — спрашивает мама, снизу вверх заглядывая дядькам в лицо. — Ну как? Договорились?

Возле крыльца, выгнув спину, стоит длинная сверкающая пила. Лёшка потрогал огромные острые зубья. «Как у акулы!» — и отдёрнул руку.

— Ну так как же? — снова спрашивает мама, зябко стукая туфелькой о туфельку. — Договорились?

Наверно, дядьки считают, что договорились. Пила начинает жужжать, а Лёшка идёт домой и садится за уроки.

Учится Лёшка неплохо. Мог бы, конечно, лучше, но так уж получается. Мама, рассматривая кляксы в Лёшкиных тетрадях, вздыхает, а Марья Григорьевна — своё: «Конечно, с мальчиком без твёрдой мужской руки…»

Выходит так, что папина твёрдая рука должна была выводить буквы, чтобы в Лёшкиных тетрадях не было клякс.

Когда Лёшка решил наконец задачку и написал в тетрадке упражнения, пильщики уже закончили работу. Брёвна они распилили, получили деньги и ушли. А дрова остались — лежат посреди двора, и снег потихоньку заносит их.

Мама очень расстроилась.

— Как же я одна их перетаскаю? — жаловалась она Марье Григорьевне. — Вот и ужин надо готовить. Я тесто на блинчики развела. Лёшенька блинчики с творогом хорошо ест. А тут ещё с управдомом этим! — вспомнила мама и стала рассказывать: — Который раз к нему хожу, и всё без толку. Ещё и нагрубил в ответ. А у нас дверь совсем отошла. Дует. А там как раз Лёшенькина кроватка стоит…

Марья Григорьевна слушала маму и кивала головой:

— Да, да, милая. Конечно, с мужчиной этот грубиян так не посмел бы.

Большая, с чёрными усиками над губой, она громко топала по кухне и сама была похожа на мужчину. Наверно, она жалела их, маму и Лёшку, — ведь они теперь остались одни. Мама рядом с Марьей Григорьевной была такая маленькая, худенькая. Лёшка вдруг словно впервые увидел её: стоит грустная в своей белой кофточке и волосы в муке испачканы. Наверно, отбрасывала волосы рукой — это у мамы такая привычка: когда волнуется, всегда волосы отбрасывает со лба, будто они ей мешают. И Лёшка представил себе, как мама стояла там, у этого управдома. Лёшка ни разу не видел управдома, но думал про него: наверно, злой, усы, как у таракана, и на маму кричал. И всё потому, что мама одна. Вот если бы Лёшка там был, он бы не позволил обижать маму. Он бы так прямо и сказал этому управдому:

«Как вы смеете?! И не кричите!» Пусть он тогда топорщит свои усы. Лёшка представил себе, как бы удивился управдом и испугался.

«Хорошо, — сказал бы он покорно. — Я отремонтирую вашу дверь».

А мама обрадовалась бы и засмеялась тихонько. Мама всегда смеётся тихо, но очень весело. И от этой мысли самому Лёшке стало так радостно, и почувствовал он себя таким сильным! Разгорячённый и взволнованный, он прошёлся по комнате, глянул в окно и вдруг увидел дрова, сваленные во дворе. Он быстро натянул на голову шапку и схватил пальто.

— Ты гулять? — спросила мама, выглядывая из кухни. — Погуляй, погуляй, скоро и ужин будет готов. Только платок надень, не забудь. Ветер!

Лёшка покорно повязал голову платком, застегнул пальто и выбежал во двор. Он достал из сарая свои старенькие санки и отправился к дровам, возвышавшимся грудой посреди двора. Брал одно за другим шершавые, запорошённые снегом поленья и укладывал их на сани.

Во дворе дома были свалены пиленые двориком бревна плетеные кресла

Род хорошо видел и понимал, что Кист ползет вниз. «Отпусти!» — сказал Род так страшно и холодно, что Кист с отчаянием крикнул о помощи, сам не зная кому. «Ты свалишься, говорю тебе, — продолжал Род, — отпусти меня и не забывай, что именно на тебя посмотрела она особенно».

Так выдал он горькое, тайное свое убеждение. Кист не ответил. Он молча искупал свою мысль — мысль о прыжке Рода вниз. Тогда Род вынул свободной рукой из кармана складной нож, открыл его зубами и вонзил в руку Киста.

Кист взглянул вниз, затем, еле удержавшись от падения сам, отполз и перетянул руку платком. Некоторое время он сидел тихо, держась за сердце, в котором стоял гром, наконец лег и начал тихо трястись всем телом, прижимая руку к лицу.

Зимой следующего года во двор фермы Карроля вошел прилично одетый человек и не успел оглянуться, как, хлопнув внутри дома несколькими дверями, к нему, распугав кур, стремительно выбежала молодая девушка с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом.

— А где Род? — поспешно спросила она, едва подала руку. — Или вы один, Кист?!

«Если ты сделала выбор, то не ошиблась», — подумал вошедший.

— Род… — повторила Кэт. — Ведь вы были всегда вместе…

Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все.

Мы ждали это 14 марта, но 12-го вечером появились признаки, что событие совершится, может быть, в эту же ночь, и потому я побежал в аптеку за сулемой и карболкой, а жена пошла в сарай за соломой. Когда я вернулся, солома была уже в кухне, я опрыскал ее сулемой, уложил в углу, и весь этот угол отгородил бревном и, чтобы не откатывалось, прибил к стене гвоздями. Наша Кэт знала цель этих приготовлений по прошлому разу, дожидалась спокойно и, как только я кончил работу, шагнула через бревно и свернулась в углу на соломе.

Мы не ошиблись: в эту ночь Кэт родила нам шесть щенков: три сучки и три кобелька. Все три сучки были поменьше кобельков и вышли совершенно в мать, в немецкую легавую с большими кофейными пятнами на белом и по белому чистый крап. У одной на макушке, на белой лысинке, была одна копейка, у другой — две копейки, третья сучка была без копейки, просто с белой полоской на темени, и заметно была поменьше и послабее сестер. А кобельки вышли в отца, Тома; пятна были несколько потемнее, у двух почему-то на белом пока не было крапу, а третий был значительно крупнее других, весь в пятнах, крапе, таком частом, что казался весь темный, и вообще был тяжел и дубоват. Дубец — мелькнуло слово у меня в голове, я поймал его и вспомнил охоты свои по выводкам на речке Дубец. Слово мелькнуло недаром, я очень удачно охотился на Дубце, и мне показалось — неплохо будет в память этих охот назвать новую собаку Дубцом. Да и пора вообще бросить трафаретные клички и давать свои собственные, местные, ведь каждый ручеек, каждый пригорок на земле получил свое название без помощи греческой мифологии.

Из этого помета я решил себе оставить кобелька и сучку. Название для сучки мне сейчас же пришло в голову, как только мелькнул Дубец. Я назову ее Нерлью, потому что на болотистых берегах этой речки прошлый год много нашел гнездовых дупелей.

Нерль. Из цикла «Охотничьи были». — Печатается по изд.: М. Пришвин. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 3. М., Гослитиздат, 1956.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну
запятую. (Знаки препинания внутри предложений не
расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.

Вопрос 1.
1) Выпив чашку какао я сразу мчался во двор спешил на
футбольное поле.
2) В гостиной обставленной с необычайным вкусом часто
проводились приёмы.
3) В зале возвышалась гигантская ёлка касавшаяся звездой потолка.
4) Вдоль заполненных книгами шкафов стояли удобные кресла и
стулья.
Ответ

Вопрос 2.
1) Ярко сверкающее на солнце озеро показалось вдали.
2) Травы покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
3) Сегодняшние газеты они рассматривали с особым вниманием.
4) Скоро из города пришло письмо написанное в стихах.
Ответ

Вопрос 4.
1) Ветер дующий из степей гнал по лужам сухие листья.
2) Кое-где на берёзках висели уже слегка пожелтевшие листочки.
3) Внезапно показавшуюся тень он принял за силуэт своего друга.
4) Друзья смотрели на окна закрытые резными ставнями.
Ответ

Вопрос 5.
1) Дача стоявшая в берёзовом лесочке казалась необитаемой.
2) С грустью глядели они на поросшие мхом остатки водосточных
труб.
3) Висевшая боком ставня на окне была сорвана.
4) Друзьям хотелось узнать тайну связанную с этим домом.
Ответ

Вопрос 6.
1) Отец притворил дверь в прорезанную полосками света комнату.
2) Два солдата выскочившие из грузовичка остановились у старой
дачи.
3) Вечером мы проезжали мимо полей засеянных пшеницей.
4) Раскинувшиеся за селом луга они объезжали каждое утро.
Ответ

Вопрос 7
1) Вслед за первым прыгнувшим в реку пловцом последовали
остальные.
2) Солнце поднявшееся над облаками сияло во всю свою мощь.
3) На горизонте появились облака окаймлённые розовой пеленой.
4) Возвышаясь над полем показалась берёзовая рощица опушённая
весенней зеленью.

Читайте также: