В каком случае правильно дана логическая оценка определению дом это строение из кирпича

Обновлено: 13.05.2024

В каком случае правильно дана логическая оценка определению «Понятие – это форма мышления»?

Г) С одной стороны, слишком широкое, а с другой, – слишком узкое определение.

Что такое тавтология в определении?

А) Определение неизвестного через неизвестное.

Б) Разновидность круга в определении.

В) Отрицательное определение.

Г) Когда объем определяемого выражения совпадает с объемом определяющего.

В каком случае правильно дана оценка определению «Индивидуальное средство защиты – это газовые баллончики»?

А) Соразмерное определение.

Б) Слишком широкое.

В) Слишком узкое.

Г) С одной стороны, слишком широкое, а с другой, – слишком узкое.

Укажите предложение, выражающее суждение.

А) Кто виновен в развале СССР?

Б) Да здравствует солнце, да скроется тьма.

В) Некоторые птицы не умеют летать.

Г) Руки прочь от общенародной собственности!

Каким по качеству и количеству является суждение «Многие люди флегматики»?

28. Определите вид суждения «Большинство из нас не совмещает работу с учебой» по количеству и качеству:

Какова распределенность терминов в общеотрицательном суждении?

А) Субъект и предикат не распределены.

Б) Субъект и предикат распределены.

В) Субъект распределен, а предикат не распределен.

Г) Субъект не распределен, а предикат распределен.

В каком случае неправильно установлен вид суждения?

А) «Некоторые преступники - не рецидивисты» – Частноотрицательное.

Б) «Все непомнящие прошлого осуждены на его повторение» – Частноутвердительное.

В) «Обвиняемый может быть оправдан» – Частноутвердительное.

Г) «Человек не живет два века» – Общеотрицательное

В каком отношении находятся суждения «Данная река – приток Оби» и «Данная река не является притоком Оби»?

А) Могут быть одновременно истинными.

Б) Могут быть одновременно ложными.

В) Находятся в отношении противоречия

Г) Эти суждения вообще не являются сравнимыми

В каком отношении находятся суждения «Все студенты любят решать логические задачи» и «Некоторые студенты не любят решать логические задачи»?

Б) В противоречии.

В) В противоположности.

Г) В подпротивоположности.

Какое из следующих суждений противоречит суждению «Некоторые чиновники скоро не будут иметь работы»?

А) Ни один чиновник скоро не будет иметь работы.

Б) Все чиновники скоро будут иметь работу.

В) Некоторые чиновники скоро будут иметь работу.

Г) Отдельные чиновники скоро не будут иметь работы.

34. Исключите лишний вариант:

А) Простое суждение.

Б) Соединительное суждение.

В) Разделительное суждение.

Г) Условное суждение.

Какое из следующих суждений не является условным?

А) Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

Б) Если ты думающий человек, то обязан оберегать природу и охранять ее богатства.

В) Наша резолюция или соберет большинство, или получит меньшинство, или голоса разделятся поровну.

Г) Дайте мне материю, и я построю из неё мир.

Какое из следующих суждений является отрицанием суждения «Некоторые студенты курят»?

А) Некоторые не студенты курят.

Б) Ни один студент не курит.

В) Все студенты курят.

Г) Некоторые студенты не курят.

В каком случае неправильно установлен вид суждения?

А) «Поверь ему – окажешься обманутым» – Условное.

Б) «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» – Разделительное.

В) «Государства бывают монархическими и республиканскими» – Соединительное.

Г) «Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной» – Условное.

В каком из следующих суждений использован алетический модальный оператор?

А) Безразлично, как ведет себя канарейка.

Б) Прошлое, как правило, предстает перед нами раньше будущего.

В) Возможно, завтра будет в Белгороде мороз.

Г) Все, что разрешено, не запрещено.

В какую группу модальностей входят понятия «обязательно» и «разрешено»?

В каком случае правильно дана логическая оценка определению дом это строение из кирпича

В каком случае правильно дана оценка делению «Университеты бывают государственными, частными или международными»?

  • Это соразмерное деление
  • Деление с лишними членами
  • Скачок в делении
  • Неполное деление

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • Это соразмерное деление
  • Деление с лишними членами
  • Скачок в делении
  • Неполное деление

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

Определите вид отношения между понятиями "каменный дом", "недостроенный дом", "дом", "строение", "гараж".

Вам надо по логике? Кругами Эйлера? Рисовать не буду, но попытаюсь словами объяснить, если надо, нарисуете сами.. .
Самое большое по объему среди названных понятий - строение. Это будет самый большой круг. Все остальные понятия находятся в отношении подчинения у этого понятия и рисуются кругами внутри этого большого круга.

Теперь давайте разберемся, как будут располагаться круги внутри. Понятия каменный дом и недостроенный дом находятся в отношении подчинения не только у понятия "строение", но и у понятия дом. Между собой эти два понятия находятся в отношении пересечения, поэтому рисуем так: два пересекающихся круга внутри понятия "дом".

Осталось понятие гараж. Это понятие связано только с понятием "строение" - также находится в отношении подчинения. Поэтому просто крун внутри понятия "строения", который никаким образом не должен задевать другие круги.

Помогите, пожалуйста. Не могу разобраться с одним вопросом по логике. (((

В каком случае правильно дана логическая оценка определению "Понятие- это форма мышления"?
а) это соразмерное определение
б) это слишком широкое определение
в) это слишком узкое определение
г) нет, это, с одной стороны, слишком широкое, а с другой - слишком узкое определение

Голосование за лучший ответ

по понятиям енто в 90стые

Это слишком узкое определение !

VikusikЗнаток (345) 6 лет назад

вы уверены или по количеству слов определяете?)))

Маруся Профи (759) Понятие- это форма мышления" это какая форма мышления? Что за форма? Ответ узкий ни о чем! От раскрывает сути! Понятие это логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений! Чо вы совсем не имеете ума ?

Понятие-кирпич, суждение-ряд из кирпичей, умозаключение-стена,? -дом. Помогите продолжить классификацию.

Доказанное умозаключение. Обоснованное суждениями. И вычисленными понятиями.

вышка и крышка

Классификация изначально неверна, ибо слова в предложении (понятия в суждении) связаны логической и смысловой системой. Кирпичи же просто лежат рядами, не связанные системно ничем, кроме местоположения. Поэтому ряд из кирпичей - это аналогия вовсе не суждения, а произнесённого друг за другом бессмысленного ряда терминов.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

К какому виду относится указанное понятие: «Потерпевший»?
Конкретное
Соотносительное
Общее
Отрицательное
Единичное

Определите какая ошибка заключена в следующем доказательстве: Обосновывая тезис о том, что Р превысил пределы необходимой обороны, следователь утверждал, что Р вышел за пределы установленной уголовным законом пределы необходимой обороны
Не следует, не вытекает
Довод к человеку
Круг в доказательстве
Подмена тезиса

Какое из перечисленных высказываний получено в результате превращения следующего суждения: Все судьи – юристы?
Некоторые судьи- юристы
Ни один судья не является не юристом
Все судьи не юристы

Какое доказательство называется прямым?
Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса
Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами
Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис
Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения

Как называется совокупность умозаключений, на которых строится гипотеза?
Основание гипотезы
Предположение
Форма гипотезы

Какое из слов связано с законом противоречия?
Парадокс
Паралогизм
Абсурд
Софизм

Определите виды вопросов
Корректные
Открытые
Наводящие
По отношению к познавательной цели вопросы бывают…
Закрытые
Узловые

Каким по качеству и количеству является суждение «Многие люди флегматики»?
Общеотрицательным
Общеутвердительным
Частноотрицательным
Частноутвердительным

Описание какой фигуры категорического силлогизма приведено: «средний член следует за предикатом и за субъектом в обеих посылках»?
Второй
Четвертой
Третьей
Первой

Определите вид отношения между понятиями
«растрата»
отношение подчинения
«взятка»
отношение противоположности
отношение противоречия
отношение пересечения
отношение соподчинения

В каком случае правильно дана логическая оценка определению «Понятие — это форма мышления»?
Это слишком узкое определение
Это слишком широкое определение
Нет, это, с одной стороны, слишком широкое, а с другой, — слишком узкое определение
Выберите один ответ:
Это соразмерное определение

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

… – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений
Доказательство
Тавтология
Аргументация

Укажите правильную последовательность в объеме понятий (от меньшего к большему)
1) Экономист
2) Главный экономист предприятия
3) Главный экономист Московского вагоноремонтного завода
4) Главный экономист

В чем сущность апагогического опровержения тезиса?
Ложность тезиса обосновывается непосредственно аргументами
Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности антитезиса
Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности всех возможных альтернатив тезису

Какая из следующих логических характеристик понятия неправильна?
«Независимость» — общее и отрицательное понятие
«Конституция» — единичное и положительное понятие
«Фашист» — общее и положительное понятие
«Клевета» — общее и положительное понятие

Какое доказательство называется косвенным?
Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис
Доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса
Доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами
Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения

Нарушение последовательности деления называется …
скачок в делении
неполное деление
деление с лишними членами

В каком случае правильно дана оценка делению «Университеты бывают государственными, частными или международными»?
Неполное деление
Скачок в делении
Деление с лишними членами
Это соразмерное деление

Логическое мышление - развитие логики

Логическое мышление - логика

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Оглавление:

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена - это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

Составляющие логического мышления

Составляющие логического мышления

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Урок 1. Логический анализ языка

Урок 1. Логический анализ языка

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Урок 2. Понятие в логике

Урок 2. Понятие в логике

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

Урок 3. Определение в логике

Урок 3. Определение в логике

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Урок 4. Логическое суждение

Урок 4. Логическое суждение

Логическое суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Урок 5. Законы логики

Урок 5. Законы логики

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Урок 6. Умозаключение

Урок 6. Умозаключение

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция - это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Урок 7. Силлогизмы

Урок 7. Силлогизмы

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

Урок 8. Типы рассуждений

Урок 8. Типы рассуждений

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительные материалы

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

Статьи о логическом мышлении

Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:

Тренинги

Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

Цитаты известных людей о логике

О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:

Рене Декарт - цитата о логике

Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).


Рене Декарт

Дейл Карнеги - цитата о логике

Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.


Дейл Карнеги

Анри Пуанкаре - цитата о логике

Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.


Анри Пуанкаре

Джон Локк - цитата о логике

Логика – это анатомия мышления.


Джон Локк

Джон Стюарт Милль - цитата о логике

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.


Джон Стюарт Милль

Аристотель - цитата о логике

Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.


Аристотель

В каком случае правильно дана логическая оценка определению дом это строение из кирпича

МГТА

вернуться к странице

Алексей Кузнецов

.
Алексей Кузнецов запись закреплена

вторая лекция ответы

«Республика - это форма правления, при которой все высшие органы власти избираются непосредственно народом».

«Кража - похищение государственного, общественного или частного имущества».

«Соната — это музыкальное произведение, написанное в сонатной форме»

«Информация — это не материя и не энергия»

«Собака — это друг человека»

«Леса делятся на лиственные и хвойные».

«Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и парламентарные».

«Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные, зубы мудрости, а также зубы, подверженные кариесу»

«Католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм». Укажите понятие, соответствующее ближайшему роду для понятий «протестантство, православие, католичество».

«Католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм». Укажите понятия, соответствующие видовым, для понятия «буддизм».

Читайте также: