Устройство тротуара с покрытием из бетонной плитки

Обновлено: 18.05.2024

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l / h £ 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1 , 2 , 3 ). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ³ 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ³ 8 - 10 см.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. 1 .


Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры мощностью 80 - 250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл. 1 ).

2.5. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. 2 ).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Коэффициент запаса на уплотнение

Песок крупный и гравелистый

Песок средней крупности

Песок мелкий и пылеватый

Машины для уплотнения грунтов

Глубина уплотнения, м

Самоходный, на пневматических шинах

Самоходный, комбинированный, с самоходными вальками

Примечание: Связный грунт - грунт, содержащий глинистых частиц ³ 12 %.

Несвязный грунт - грунт, содержащий глинистых частиц ³ 3 %.

Ориентировочно необходимое число проходов уплотняющей техники по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 12, для несвязных - 8.

2.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующий ровность поверхности, не превышал 1 см.

2.7. Для осушения верхней части земляного полотна и дорожной одежды устраивают дренаж мелкого заложения. Работы по устройству дренажа выполняются непосредственно перед распределением песчаного подстилающего слоя.

2.8. В качестве дренажа мелкого заложения могут быть использованы керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы, стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве последних могут быть использованы каменные, нетканые синтетические материалы.

2.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращены против уклона.

2.10. Выпуск воды из дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы должен выступать на 5 см относительно стенки колодца.

2.11. Зазоры между трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть тщательно заделаны цементно-песчаным раствором 1 : 3 или герметикой.

3. УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ

3.1. Устройство песчаного подстилающего слоя должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85* «Автомобильные дороги» и проектом производства работ.

3.2. Толщина песчаного подстилающего слоя должна соответствовать проекту или назначаться в зависимости от вида грунта земляного полотна и гидрогеологических условий согласно альбому СК 6101-91, разработанному институтами ГУП «Мосинжпроект» и ГУП «НИИМосстрой», и составлять 10 - 30 см (±1 см).

3.3. Для устройства подстилающего слоя должны применяться пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут.

3.4. В зимнее время к устройству подстилающего слоя приступают после предварительной очистки земляного полотна от снега и наледи.

3.5. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время его транспортировку необходимо осуществлять в большегрузных автосамосвалах.

3.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками с навесным оборудованием.

3.7. В летнее время песчаный подстилающий слой в увлажненном состоянии уплотняют катками, применяемыми для уплотнения земляного полотна (табл. 2 ).

3.8. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция (СаС l 2 ). Необходимое количество хлористого кальция на 1 м 2 поверхности подстилающего слоя при объемной массе песка 1700 кг/м 3 приведено в табл. 3 .

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

Глубина пропитки, см

Количество СаС12, кг/м 2

3.9. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания. Допустимые промежутки времени с момента начала распределения песка по земляному полотну до требуемой нормами степени уплотнения приведены в табл. 4 .

Допустимое время устройства песчаного слоя в зависимости от температуры воздуха

Допустимое время, час

без добавки СаС l 2

с добавкой 2 % СаС l 2

Примечание: В ветреную погоду указанное время должно быть сокращено в 1,5 - 2,0 раза

3.10. Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя доложен быть не менее 0,98. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ±5 мм.

3.11. Движение транспорта по готовому песчаному подстилающему слою запрещено.

3.12. В зимнее время после устройства подстилающего слоя последующие работы по строительству основания и покрытия следует производить без значительного разрыва во времени.

4. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ

4.1. При устройстве тротуаров, дорожек, различных площадок и площадей и т.п. можно применять бортовые камни из горных пород (ГОСТ 6666-81*), бетона (ГОСТ 6665-91), а также из пластбетона и бетонов, модифицированных продуктами переработки бетонных и железобетонных изделий, изношенных автопокрышек и армированных металлическими и базальтовыми фибрами, конструкции и технология изготовления которых разработаны НИИМосстроем.

Для улучшения эстетического вида покрытий из сборных элементов и повышения их долговечности в условиях эксплуатации в дополнение к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные бортовые» НИИМосстроем разработаны прямолинейные и криволинейные бортовые камни различных размеров и конструкций.

4.2. Номенклатура криволинейных бортовых камней и общий вид криволинейных бортовых камней приведены в приложении 3 и на рис. 2 .

4.3. Бортовой камень должен быть установлен до начала работ по устройству сборного покрытия.

4.4. Бетонные бортовые камни, в т.ч. криволинейные, устанавливаются, как правило, вручную с помощью клещевых или П-образных приспособлений (рис. 3 ). Бортовые камни всех типоразмеров устанавливаются на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный подстилающий слой. После его установки устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см. В зимнее время бетонную обойму необходимо предохранять от промерзания. Обеспечение проектного положения камней в плане и профиле достигается установкой их по шнуру и осадкой деревянной трамбовкой.

Рис. 2. Общий вид криволинейных бортовых камней

Примечание. Криволинейные бортовые камни для тротуаров, пешеходных улиц могут изготавливаться также со скосами только с внутренней стороны или без них.


Рис. 3. Ручное оборудование для установки бортовых камней.

4.5. Ширина швов между бортовыми камнями, в т.ч. и на закруглениях, не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементно-песчаным раствором состава 3 : 1, после чего расшивают раствором состава 1 : 2.

4.6. Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за три дня до начала работ по строительству сборного покрытия с тем, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную прочность.

5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ

5.1. Основания под покрытия из сборных изделий устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона толщиной в зависимости от проектных решений или ориентировочно в соответствии с табл. 5 .

Основные виды оснований и рекомендуемая их толщина для сборных покрытий тротуаров

Толщина основания, см

Песчаные и цементно-песчаные

Щебень из известняков фракций до 8 мм

Малоцементный укатываемый бетон В7,5

Примечание. Песок для устройства основания под плиты рекомендуется применять с Мкр ³ 1,8.

5.2. При укладке плит непосредственно на песчаный подстилающий слой или песчаное основание верхний слой толщиной 3 см должен устраиваться из рыхлого песка или сухой песчано-цементной смеси для окончательной посадки плит до заданной отметки.

5.3. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см - из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже «50» и приготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки «50»: портландцемент марки «400» До - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухая песчано-цементная смесь приготавливается также, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.

5.4. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже -15 °С.

Не допускается разрыв во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

5.5. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

5.6. Основания из уплотняемых щебеночных смесей выполняют из приготовленных в заводских условиях путем смешения требуемого количества различных фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного материала с добавлением оптимального количества воды.

Марка щебня по дробимости в цилиндре не должна быть ниже 400, по морозостойкости не ниже 25.

5.7. Для оснований под сборные покрытия тротуаров, площадок и др. следует использовать среднезернистый тип щебеночных смесей (табл. 6 ).

Для тротуарных плит может быть использован I и II типы смесей, для мелкоразмерных элементов II тип.

Зерновой состав щебеночных смесей для оснований тротуаров

Содержание в смеси частиц, % массы, проходящих через сито с размером отверстий, мм

5.8. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на подготовленный песчаный подстилающий слой, специальную площадку или в приемный бункер щебнеукладчика, используемого при значительных объемах работ.

При площади основания менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

5.9. Смесь после приготовления укладывают в дорогу не позднее 3 ч.

Основания следует устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 0 °С. При отрицательных температурах разрешается укладывать смеси специального состава с противоморозными добавками.

5.10. Уплотнение щебеночного основания производится самоходными катками с металлическими вальцами массой 5 - 10 т или вибрационными массой 1,5 - 3 т.

5.11. Основания из щебеночных смесей уплотняют самоходными катками не менее чем за 10 проходов. Во всех случаях проверка качества уплотнения основания производится тяжелым катком, после прохода которого не должен оставаться след.

5.12. Не допускаются отклонения в щебеночном основании более: по высоте - 50 мм; по толщине укатанного слоя - ±10 %; по поперечным уклонам - ±10 %. Величина просвета под рейкой длиной 3 м, характеризующая ровность поверхности основания, не должна превышать 5 мм.

5.13. Устройство покрытия по щебеночному основанию, выполненному в зимний период, производится, как правило, весной после его оттаивания и дополнительного уплотнения.

5.14. При устройстве основания из укатываемого малоцементного бетона применяют класс бетона В7,5 (М100) с маркой по морозостойкости не ниже F 100.

5.16. Приготовленная в заводских условиях малоцементная смесь должна доставляться на строительный объект в автосамосвалах с кузовами с задней разгрузкой и снабженных специальными защитными средствами от влияния погодных условий.

5.17. Время транспортирования малоцементной смеси не должно превышать 30 мин при температуре воздуха от +20 °С до +30 °С и 60 мин - при температуре воздуха ниже +20 °С. Время после приготовления смеси и до её окончательного уплотнения в зависимости от погодных условий не должно превышать также 120 - 180 мин.

5.18. При отрицательных температурах воздуха в малоцементную бетонную смесь следует вводить противоморозные добавки: хлористые соли натрия и калия (ХН, ХК), нитрита натрия (НН), нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК) и формиат натрия (ФН) (табл. 7 ).

Рекомендуемый расход противоморозных добавок в зависимости от температуры воздуха

Содержание безводных солей, % от массы цемента

5.19. Раскладка малоцементной смеси может осуществляться различными бетоноукладчиками, щебнеукладчиком, погрузчиками с навесным оборудованием.

5.20. Толщина распределенного слоя должна быть ориентировочно на 10 - 15 % больше требуемой толщины уплотненного слоя и уточняться в процесс работы.

5.21. Уплотнение смеси производят 5-тонными моторными катками ориентировочно 8 - 10 проходами по одному следу.

Уплотнение считается достаточным, если при проходе тяжелого катка на поверхности основания из малоцементного бетона не остается следа. Поверхность основания из укатываемой смеси должна быть ровной, без бугров, волн, впадин. При контроле поверхности основания трехметровой рейкой просвет не должен превышать 5 мм.

5.22. В основаниях из малоцементных укатываемых смесей устраивают только швы сжатия и рабочие в конце смены. Швы сжатия устраивают в свежеуложенном или отвердевшем бетоне через каждые 30 - 40 м в зависимости от температуры воздуха во время бетонирования от +5 °С до +20 ° С соответственно.

5.23. В конце рабочей смены и при бетонировании более 2-х часов в бетонных основаниях устраивают рабочие швы с обмазкой их битумом.

5.24. После нарезки швов в отвердевшем бетоне производят их очистку сжатым воздухом и заполнение герметиком. Заполнение швов осуществляют в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 ° С. Для заполнения швов могут быть использованы: резино-битумные мастики (РБВ-25, 35, 50); полимерно-битумные мастики (ПБМ-1, ПБМ-2); полимерный герметик; гидром.

5.25. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия из расчета 0,7 кг/м 2 или его закрывают пленочными материалами. В зимнее время рекомендуется укрывать геосинтетическим материалом типа дорнит.

5.26. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре наружного воздуха до -15 °С.

6. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ ПЛИТ И МЕЛКОРАЗМЕРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

6.1. Выбор конструкции из сборных изделий определяется видом и интенсивностью ожидаемой нагрузки, эстетическими концепциями проекта, технологией укладки и принимается в соответствии с технической документацией и требованиями пунктов 1.7 - 1.9 и рис. 1 настоящих рекомендаций.

6.2. На городских пешеходных зонах или больших площадках, где визуально привлекательно чередование укладки плит различных размеров и мелкоразмерных элементов, толщину конструктивных слоев назначают, исходя из принятой для изделий с меньшей толщиной.

6.3. При устройстве сборных покрытий, на которые возможен заезд транспорта, следует уделять внимание характеру укладки плит, принимая во внимание, что устройство их под углом 45° к направлению движения или в шахматном порядке максимально уменьшит сдвиг плит. Мелкоразмерные элементы в таких случаях должны иметь толщину не менее 10 см.

6.4. На объект плиты и мелкоразмерные элементы доставляются автотранспортом в специальных контейнерах.

Для механизированной укладки плиты могут доставляться на поддонах или в пакетах с прокладками между изделиями.

6.5. Раскладка плит и мелкоразмерных элементов мощения может осуществляться по различным схемам (приложения 4 - 6 ).

6.6. Укладку плит и мелкоразмерных изделий следует осуществлять от какой-либо условной линии: кромки бортового камня, параллельно которой расположены швы, или верстового ряда, уложенного перпендикулярно к бортовому камню, в обе стороны или в одну от него, но всегда навстречу уклону.

6.7. Укладка изделий ведется с уложенного покрытия. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.

6.8. Укладку изделий можно осуществлять механизированным способом или вручную.

6.9. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть 8 - 12 мм, с размером сторон до 50 см - 5 - 8 мм. Ширина шва между мелкоразмерными элементами должна составлять 3 - 5 мм.

Швы заполняются песчано-цементной смесью в соотношении 3 : 1.

6.10. При устройстве декоративных покрытий ширина швов должна быть увеличена до 50 мм. Швы в данном случае заполняются дерном или растительным грунтом и засеиваются газонной травой (приложение 7 ).

6.11. В случае, если изделие имеет шпунтовое соединение, то через 7 - 10 м в покрытии следует устраивать температурные швы.

6.12. Швы расширения устраивают шириной 10 мм через 50 м. Расположение швов расширения в покрытии из фигурных элементов представлено в приложении 8 .

Швы расширения заделываются мастиками.

6.13. Мелкоразмерные элементы мощения укладывают в покрытие плитоукладочными машинами (приложение 9 ) или вручную, а тротуарные плиты с помощью автомобильных и пневмоколесных кранов, автопогрузчиков с навесным оборудованием.

При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 - 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Недопустимы перекосы плиты и обламывание кромок плит.

6.14. Выравнивание уложенных плит осуществляется легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

6.15. Сборные покрытия, особенно при больших площадях, после предварительной осадки изделий и выравнивания их деревянными молотками рекомендуется уплотнять при помощи виброплит, разработанных «СДМ Запчасть-Сервис» и ЗАО «СДМ Гидропривод». На рис. 3 показаны 2 типа виброплит для уплотнения сборных покрытий, одна из которых оснащена рамой с тремя катками, поверхность которых обернута специальным резиновым материалом. Ширина уплотняющей поверхности такой плиты составляет 700 мм. Характеристика базовой виброплиты приведена в табл. 8 .

6.16. При устройстве сборных покрытий в зимнее время целесообразно до наступления устойчивой отрицательной температуры подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

6.17. При укладке плит на основание из малоцементного укатываемого бетона в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его при помощи раствора СаС l 2 наносимого на поверхность в количестве 1 л/м 2 . Можно оттаивать при помощи нагретого до 180 - 200 °С горячего песка толщиной 5 - 7 см с последующим его удалением.

6.18. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают нагретый до температуры не более 35 °С цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм.

6.19. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжений плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.

6.20. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовительные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, материалом типа «дорнит» с пленочным укрытием или специальными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 °С не рекомендуется.

Характеристика виброплиты ВП-070, изготовленной «СДМ Запчасть-Сервис» и ЗАО «СДМ Гидропривод»

Устройство тротуара с покрытием из бетонной плитки


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- покрытием из бетонных плит

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.


Рис.1. Виброплита TSS-VP90T


Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM


Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Устройство тротуара с покрытием из бетонной плитки

Технические рекомендации
по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей

Дата введения 2004-05-03

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 30 декабря 2003 г.

"Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей разработаны кандидатами технических наук Л.В.Городецким, Р.И.Бега, научным сотрудником А.М.Балашовым, инженером В.Ф.Деминым, (лаборатория дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой")

В технических рекомендациях обобщены научно-технические разработки ГУП "НИИМосстрой", НИИЖБ, СоюздорНИИ, ВНИИжелезобетона, зарубежных фирм, а также учтен опыт дорожно-строительных организаций. Технические рекомендации разработаны на основе научно-исследовательских и экспериментально-производственных работ лаборатории дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также опыта строительства и эксплуатации дорожно-строительных организаций Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города по строительству и эксплуатации городских дорожных одежд, построенных с применением литых бетонных смесей.

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Гордорстрой", ОАО "Инждорстрой", ОАО "АБЗ-1".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие технические рекомендации распространяются на строительство монолитных бетонных покрытий и оснований из литых бетонных смесей, в том числе с продуктами переработки бетона, железобетона, асфальтобетона, изношенных автопокрышек частично взамен природных заполнителей при строительстве магистральных улиц районного значения, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения, внутриквартальных дорог как при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки, так и одностадийном при благоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений.

На участках дорог с затяжными подъемами и спусками с продольным уклоном более 40‰, на остановках общественного транспорта и в зонах интенсивного торможения подвижного состава, местах сопряжений с дождеприемными смотровыми колодцами и бортовыми камнями, а также в условиях сжатых сроков строительства и во всех случаях при повышенных требованиях к эксплуатационным показателям улиц и дорог рекомендуется использовать в конструкциях бетонные смеси, армированные металлическими фибрами.

1.2. Технические рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбомов типовых проектов "Конструкции дорожных одежд для г.Москвы часть I и II СК 6101-97 "Конструкции дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов" СК 6117-00".

1.3. Литую бетонную смесь получают из жесткой или малоподвижной смеси путем введения добавки-суперпластификатора. Суперпластификатор вводится в бетонную смесь полностью или частично в заводских условиях, на строительном объекте, непосредственно перед ее укладкой в конструкцию.

1.4. Доставка бетонной смеси к месту укладки должна осуществляться автобетоносмесителями.

1.5. Технология строительства конструкций из литых бетонных смесей отличается от технологии строительства из пластичных смесей необходимостью предварительной установки опалубки или бортовых камней, отсутствием распределяющих механизмов, особенностями в устройстве температурных швов и в некоторых других конструктивных и технологических деталях.

1.6. Литьевая технология устройства дорожных конструкций может применяться при положительной и отрицательной (до -15 °С) температуре наружного воздуха.

При отрицательных температурах строительство конструкций выполняется из бетонной смеси, модифицированной комплексными добавками на основе противоморозных и суперпластификаторов.

2. КОНСТРУКЦИИ УЛИЦ И ДОРОГ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

2.1. Дорожные конструкции различного назначения с цементно-бетонными покрытиями и основаниями из литой смеси, в том числе с использованием продуктов переработки, цементно- и асфальтобетонных конструкций, изношенных автопокрышек, металлических фибр, а также известняков слабых пород, должны устраиваться с учетом требований проектов, альбомов СК 6107-97, СК 6117-00 и настоящих технических рекомендаций.

2.2. Конструкции улиц и дорог различного назначения (Приложение 1) с использованием литых бетонных смесей включают следующие элементы:

- песчаный подстилающий слой;

- технологический слой (в случае необходимости);

- основание из литой смеси, в том числе модифицированной продуктами промышленных отходов или с использованием известняков местных слабых пород;

- полиэтиленовую пленку, пергамин в случае укладки литой смеси по песку или щебню;

- покрытие из литой смеси, в том числе, дисперсно-армированной или с использованием резиновой муки.

2.3. Вариант совмещенной конструкции дороги, тротуара и отмостки с покрытием из литой бетонной смеси представлен на рис.2.1.

Рис.2.1. Дорожные конструкции с покрытием из литых бетонных смесей:

1 - бетонное покрытие тротуара; 2 - бортовой камень; 3 - бетонное покрытие дороги;
4 - пергамин, полиэтиленовая пленка; 5 - песок; 6 - бетонная отмостка

Примечание: В случае устройства основания под бетонное покрытие из щебня, укатываемого бетона или литой бетонной смеси, в т.ч. с использованием продуктов отходов промышленности или известняков, пергамин или полиэтиленовая пленка не укладывается.

2.4. Варианты конструктивных слоев дорог различных категорий, выполненных из литых бетонных смесей, в том числе модифицированных продуктами промышленных отходов, металлическими фибрами, а также с использованием известняков местных слабых пород приведены в приложениях 2 и 3.

2.5. Конструкции, предназначенные для движения построечного транспорта, а также магистральные районного значения и внутриквартальные дороги рассчитывают на автомобильную нагрузку Н-30; конструкции, устраиваемые при благоустроительных работах у жилых зданий и учреждений соцкультбыта, а также тротуаров и отмосток, рассчитывают на Н-10.

Толщина конструктивных слоев в зависимости от категории дороги принимается по проекту или в соответствии с требованиями альбомов СК 6101-97, СК 6117-00.

2.6. Основные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей, в том числе с использованием продуктов промышленных отходов и известняков слабых пород, металлических фибр должны быть не ниже приведенных в табл.2.1.

Нормативные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей

1. Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2. Технология строительного процесса

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь». Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 - 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 - 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Читайте также: