Устройство откосов из щебня

Обновлено: 17.05.2024

Технологическая карта. Укрепление откосов подтопляемых насыпей бетонными плитами с устройством обратного фильтра из геотекстильного материала

Технологическая карта разработана отделом проектирования и внедрения технологии строительства автомобильных дорог и аэродромов на основании технического задания, утвержденного главным инженером Главзапсибдорстроя от 6 февраля 1984 г. при участии отделов земляного полотна и дорожных одежд Союздорнии и предназначена для применения при разработке проектов производства работ, а также для организации труда на объектах строительства.

Технологическая карта рекомендована к применению техническим советом ВПТИтрансстроя 26 марта 1986 года, протокол № 7.

Главный инженер института В.И. ШТЕЙН

Зав. отделом автодорог и аэродромов Э.М. АСТРАХАН

Инженер отдела автодорог и аэродромов Е.Н. НИКОЛАЕВА.

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление откосов подтопляемых насыпей бетонными плитами размером 1,0 ´ 1,0 ´ 0,16 м массой 0,38 т с устройством обратного фильтра из геотекстильного материала.

В качестве обратного фильтра используют геотекстильные материалы типа «Дорнит». Полотна геотекстиля укладывают на поверхность откоса под плиты, исключая тем самым возможность вымывания грунта через швы. Плиты допускается укладывать на откосах не круче 1:2. Назначение укрепления: защита периодически подтопляемых откосов насыпей от размывающего воздействия текущей воды при скоростях течения до 3 м/с. В нижней части откоса у подошвы насыпи устраивают упор (упорную призму) из бетонных блоков размером 0,4 ´ 0,6 ´ 2,4 м.

1.2 . Конструкция земляного полотна принята по экспериментальному альбому «Дорожные одежды и земляное полотно автомобильных дорог с применением нетканых синтетических материалов», Минтрансстрой, 1985.

Конструкция укрепления откосов земляного полотна принята по «Альбому конструкций укреплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети Союза ССР», Минтрансстрой, 1970.

1.3 . В состав работ, предусмотренных технологической картой, входят: планировка откоса насыпи; отрывка траншеи под упорную призму; устройство щебеночной подготовки; устройство упора (упорной призмы); устройство обратного фильтра из геотекстильного материала; засыпка пазух упора; укладка бетонных плит по откосу насыпи; досыпка обочин.

1.4 . Работы по укреплению откосов насыпи производят в летнее время в две смены. Длина сменной захватки 46 м (184 м 2 при длине откоса 4 м) принята исходя из производительности ведущего звена по укладке плит.

Раскатку полотен геотекстиля производят сверху вниз по откосу. При сильном ветре, затрудняющем раскатку, работы не производятся.

Укладку бетонных плит производят снизу вверх после раскатки полотен геотекстильного материала.

1.5 . При привязке технологической карты к местным условиям необходимо уточнить инженерно-геологические услови я участка строительства, уровень поверхностных вод на участках подтопления, наличие и потребность строительных материалов и механизмов, объемы работ и калькуляцию затрат труда.

2 . ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . Указания по подготовке объекта и требования к готовности предшествующих работ

2.1.1 . До начала работ по укреплению откосов бетонными плитами на участке работ должны быть произведены геодезические работы, обеспечен водоотвод, устроены временные подъездные дороги и площадки для маневра автотранспорта и размещения материалов и конструкций.

2.1.2 . Материалы и конструкции должны быть заблаговременно доставлены на место производства работ. Бетонные блоки для упора доставляют к месту работ на бортовых машинах и раскладывают вдоль будущей траншеи автокраном. Щебень для устройства щебеночной подготовки доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают вдоль траншеи через каждые 12 - 13 м.

Пакеты с бетонными плитами доставляют к месту укладки и разгружают на обочине насыпи вдоль фронта работ в штабели на расстоянии 1,5 - 2,0 м от бровки земляного полотна с помощью автокрана. Между штабелями устраивают проезды, ширина которых определяется габаритными размерами транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов.

Каждая плита должна опираться на две деревянные прокладки. Ширина и высота прокладок должны соответственно составлять не менее 6 и 5 см, высота прокладок должна обеспечивать свободное расположение монтажных петель между плитами с зазором не менее 1 см.

Нижние плиты штабелей должны опираться на подкладки, уложенные на выровненное горизонтальное основание.

Подкладки и прокладки располагают на расстоянии 0,2 - 0,3 м от края плиты вплотную к монтажной петле. Прокладки во всех рядах и подкладки должны быть расположены одна над другой. Высота штабеля плит не должна превышать 2,5 м. Количество рядов в штабеле - не более 10.

В строительной организации партии геотекстиля должны пройти приемочный контроль в соответствии с ТУ 21-29-81-81. Геотекстильный материал доставляют в рулонах автомобилями-самосвалами. Длина полотен в рулоне 50 - 100 м, ширина - 1,6; 2,5 м.

2.2 . Технологическая схема работ по укреплению откосов насыпей приведена на рис. 1

Рис. 1 . Технологическая схема выполнения работ по укреплению откоса насыпи бетонными плитами:

1 - экскаватор ЭО-2623; 2 - экскаватор-планировщик ЭО-3332А; 3 - полотна геотекстиля; 4 - штабеля плит; 5 - автокран КТС-3Г; 6 - емкости для цементно-песчаного раствора; 7 - автогрейдер ДЗ-48А; 8 - каток на пневмошинах ДУ-16Г; 9 - переносный трап; 10 - щебеночная подготовка; 11 - разложенные блоки упорной призмы; 12 - щебень для устройства щебеночной подготовки; 13 - траншея под упорную призму

2.3 . Указания по технологии работ

2.3.1 . Работы по укреплению откосов бетонными плитами с устройством обратного фильтра из геотекстильного материала ведут в такой последовательности:

планируют откос насыпи;

отрывают траншею под упор с устройством щебеночной подготовки;

устанавливают блоки упора;

устраивают обратный фильтр из геотекстильного материала;

засыпают щебнем пазухи упора;

укладывают бетонные плиты по откосу насыпи;

заполняют швы цементно-песчаным раствором;

2.3.2 . Планировка откоса насыпи

Откосы насыпи планируют в соответствии с технологической картой «Применение комплексной механизации при планировке откосов земляного полотна», М., ВПТИтрансстрой, 1980.

Перед началом планировки восстанавливают положение бровок земляного полотна в плане и продольном профиле. Колышками через 20 м обозначают подошву насыпи и устанавливают откосники-шаблоны, фиксирующие проектный профиль откоса. По обочине насыпи или вдоль подошвы откоса колышками намечают линию движения машины, применяемой для планировки.

2.3.3 . Отрывка траншеи под упор с устройством щебеночной подготовки

Отрывку траншеи под упор осуществляют экскаватором ЭО-2623 или ЭТЦ252А.

Вдоль бровки траншеи на расстоянии 0,5 - 0,7 м от ее края через 10 - 20 м забивают колышки так, чтобы верх колышков соответствовал проектной отметке верхних граней блоков. Отметки промежуточных точек определяют по нивелировочным отметкам, применяя переносные визирки. По нивелировочным отметкам делают зачистку траншеи.

Щебень для устройства щебеночной подготовки под упор поставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на расстоянии 1,0 - 1,5 м от бровки траншеи.

С целью уменьшения дальности подноски щебня заранее намечают места выгрузки щебня из автомобилей-самосвалов.

Щебень распределяют в траншее вручную слоем толщиной 11 - 12 см.

Толщину слоя щебня контролируют с помощью визирок, ориентируясь по верху колышков разбивки.

Щебеночную подготовку уплотняют послойно электротрамбовками типа ИЭ-4502А.

2.3 .4. Установка блоков упора

После уплотнения щебеночной подготовки устанавливают бетонные блоки упоров, которые должны быть завезены и разложены вдоль захватки заранее.

Каждый блок упора автокраном подают к месту установки. Удерживая блок в подвешенном состоянии так, чтобы его подошва была на 10 - 15 см выше поверхности щебеночного слоя, ориентируют его по линии разбивки. Для обеспечения в стыках блоков одинаковых зазоров (6 - 8 мм) используют фиксатор зазоров - Г-образный стальной шаблон, который накладывают на торец установленного блока.

Последующий блок устанавливают так, чтобы его торец уперся в торец уже установленного блока с фиксаторами, затем блок опускают на щебеночную подготовку, после чего проверяют его высотное положение.

При наличии на стыке уступа блок поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают щебень или срезают его излишки, а затем ориентируют блок по линии разбивки и устанавливают на место.

С одной стоянки автокрана устанавливают 8 - 10 блоков, после чего автокран перемещают на следующую стоянку.

После установки блоков на участке длиной 10 - 15 м окончательно выверяют их положение в плане и профиле. Положение блоков в плане проверяют по шнуру, в случае необходимости сдвигают блоки при помощи ломов. Контроль положения блоков в профиле осуществляют нивелированием.

Зазоры в стыках между блоками заполняют цементно-песчаным раствором состава 1:2. Раствор доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами или автобетоносмесителями СБ-92А и выгружают на обочине в пределах захватки в расходную емкость, из которой его подают к месту производства работ в ведрах или специальных небольших емкостях.

Зазоры в стыках заполняют цементно-песчаным раствором в такой последовательности: стенки швов смачивают водой, затем раствор равномерно распределяют в зазоре шва с помощью кельмы и уплотняют его металлической шуровкой. После уплотнения цементно-песчаного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью блоков. Излишки раствора убирают с поверхности блоков лопатами и сметают метлами.

После того как цементно-песчаный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой.

Через каждые 10 - 15 м устраивают швы расширения, в которые устанавливают строганные, обрезанные по профилю блока, доски толщиной 15 - 20 мм.

Монтажные петли отгибают кувалдой или срезают.

2.3.5 . Устройство обратного фильтра из геотекстильного материала

После отрывки траншеи под упор и устройства упора приступают к устройству обратного фильтра из геотекстильного материала.

По торцам захватки, где раскладывают геотекстильный материал, выставляют маячные вешки. Раскатку ведут вручную звеном из 2 - 4 человек в зависимости от условий раскатки и веса рулона.

Для удобства раскатки геотекстиля рулон разрезают на полотна необходимой длины. Полученные полотна укладывают сверху вниз по всей поверхности откоса с соединением полотен внахлестку или путем сшивки портативной электрической швейной машинкой, выводя верхний конец полотна на 0,5 м на обочину насыпи, а нижний - заводят в пазухи между стенкой траншеи и упора.

При соединении внахлестку величина нахлеста должна быть не менее 20 см; при сшивке - величина нахлеста составляет 5 - 7 см.

Раскатанные полотна необходимо закреплять на месте, чтобы их не сдувало ветром. Для этого края полотен пришпиливают к основанию либо вручную деревянными колышками, либо металлическими П-образными скобами с помощью приспособления, разработанного ВПТИтрансстроем.

Приспособление состоит из подающей кассеты, по которой скобы пружиной выталкиваются в направляющую щель ударного механизма, с корпусом которого соединена кассета. Кассеты сменные с набором скоб 90 - 100 штук.

Ударный механизм представляет собой ударник с жалом, которое сопровождает скобу по щели и производит забивание ее в материал при нажиме на рукоятку. Рукоятка опирается на шток с пружиной и крепится к кронштейну с расчетом регулируемого величиной плеча необходимого усилия. В нижней части приспособления имеется площадка для более плотной установки на материал.

Закрепление полотен геотекстиля осуществляется следующим образом: приспособление устанавливается на материал и нажатием рычага производится забивание скобы через материал в грунт. Скобы забивают через каждые 1,5 - 2,0 м в продольном направлении.

Перед укладкой бетонных плит проверяют качество уложенного материала, точность раскладки полотен, величину перекрытия, качество стыковки полотен, общую ширину полотен.

По результатам осмотра составляют акт на скрытые работы, в котором приводятся все отмеченные выше сведения, а также данные о поставщике, виде и характеристиках материала, указанные на этикетке рулона.

2.3.6 . Засыпка пазух упора щебнем

После установки бетонных блоков упора пазухи между стенками траншеи и упорной призмы засыпают щебнем фракции 40 - 70 мм, доставляемым автомобилями-самосвалами и сгружаемым рядом с упорной призмой. Количество и расположение мест выгрузки зависит от грузоподъемности автомобилей-самосвалов.

Щебень распределяют в пазухах вручную и уплотняют электротрамбовками типа ИЭ-4505 послойно слоями толщиной 10 см.

2.3.7 . Укладка бетонных плит

Работы по укладке бетонных плит выполняют рядами снизу вверх, начиная от подошвы насыпи и перемещаясь к ее бровке, строго соблюдая прямолинейность укладки.

Краном плиту при помощи строп снимают с автомобиля или берут из штабеля. Приподняв плиту на 0,5 - 1,0 м, стрелу крана поворачивают на 85 - 95°, затем плиту опускают на уложенный геотекстильный материал таким образом, чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой без перекосов, и расстроповывают. С одной стоянки автокрана укладывают до 40 плит, после чего автокран перемещают на новую стоянку, находящуюся на расстоянии 10 - 12 м от предыдущей.

Место стоянки автокрана ограждают дорожными знаками.

Уложенные плиты выравнивают в плане и по высоте при помощи монтажных ломиков.

После укладки плит зазоры в стыках и швах между плитами заполняют цементно-песчаным раствором.

Заполнение зазоров в стыках и швах между плитами производится следующим образом: стенки швов смачивают водой, затем раствор равномерно распределяют в зазоре шва с помощью кельмы и уплотняют его металлической шуровкой. После уплотнения цементно-песчаного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит. Излишки раствора убирают с поверхности плит лопатами и сметают метлами.

2.3.8 . Досыпка обочин

После укладки бетонных плит на поверхности откоса приступают к досыпке обочин грунтом на ширину 2,5 м, толщиной 0,14 м. Грунт на обочины завозят автомобилями-самосвалами КрАЗ-256В или МАЗ-503. Завезенный на обочины грунт разравнивают и планируют автогрейдером ДЗ-98А за несколько проходов по одному следу. После планировки контролируют шаблоном поперечный уклон обочины.

Сразу после планировки грунта приступают к уплотнению его катками на пневмошинах типа ДУ-16Г.

Грунт уплотняют за семь-восемь проходов катка по одному следу. Первые проходы начинают от кромки, затем послед ующими проходами, смещаясь за каждым проход на 1/3 ширины катка, уплотняют обочины до откосов насыпи. После этого уплотнение грунта обочины продолжают с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части. Уплотнение заканчивают, когда достигают коэффициента уплотнения, равного 0,98 от максимальной стандартной плотности.

2.3.9 . Перечень нормативно-технической литературы

При производстве работ по укреплению откосов насыпей бетонными плитами следует руководствоваться следующей нормативно-технической литературой:

СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». М., Стройиздат, 1986;

«Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог». М., Транспорт, 1982;

Дополнение № 1 к «Инструкции по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районе вечной мерзлоты», ВСН 84-75. М., 1985;

Методические рекомендации по применению нетканых синтетических материалов при строительстве дорог на слабых грунтах. М., Союздорнии, 1981.

2.4 . Указания по организации труда

2.4.1 . Работы по укреплению откосов насыпей бетонными плитами выполняют по методу бригадного подряда сквозной комплексно-механизированной бригадой. Бригада состоит из четырех звеньев:

Устройство откосов из щебня

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Типовые конструкции укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог общего пользования*

* См. ярлык Примечания. - Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") (канд. техн. наук Щукин С.Н., Фомин А.П., вед. инж. Никанычева Е.В., Косарев Ю.И., Труфанова О.В.)

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВЗАМЕН Типовых строительных конструкций, изделий и узлов серии 3.503.9-78 "Конструкции укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог общего пользования". Альбом выпуска 0 "Материалы для проектирования"

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) устанавливает типовые конструкции укрепления откосов земляного полотна, предназначенные для обеспечения местной устойчивости поверхностной зоны откосов насыпей и выемок при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования.

1.2 ОДМ содержит конструктивные решения, увязанные с конкретными условиями применения (грунтовыми, гидрологическими, климатическими), включает данные, необходимые для выполнения проектных и строительных работ по их применению, в том числе требования к материалам для укрепления откосов, методы проектирования конструкций укрепления, особенности технологии производства работ.

1.3 Положения настоящего ОДМ предназначены для применения организациями, выполняющими работы по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог.

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50276-92 Материалы геотекстильные. Метод определения толщины при определенных давлениях

ГОСТ Р 50277-92 Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности

ГОСТ Р 50575-93 Проволока стальная. Требования к цинковому покрытию и методы испытания покрытия

ГОСТ Р 51285-99 Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия

ГОСТ Р 51520-99 Удобрения минеральные. Общие технические условия

ГОСТ Р 52132-2003 Изделия из сетки для габионных конструкций. Технические условия

ГОСТ Р 52325-2005 Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия

ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении

ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению

ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию

ГОСТ Р 55033-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах

ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам

ГОСТ 17.4.2.01-81 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния

ГОСТ 17.4.2.02-83 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания

ГОСТ 17.4.2.03-86 Охрана природы. Почвы. Паспорт почв

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 5802-86 Растворы строительные. Методы испытаний

ГОСТ 5960-72 Пластикат поливинилхлоридный для изоляции и защитных оболочек проводов и кабелей. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 10564-75 Латекс синтетический СКС-65 ГП. Технические условия

ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 10950-2013 Пиломатериалы хвойных пород. Антисептическая обработка способом нанесения на поверхность

ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23279-2012 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия

ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 26712-94 Удобрения органические. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия

ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 28622-2012 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости

ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

СП 2.2.3.1327-03* Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 2.2.2.1327-03, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства

СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Части I-VI

СП 11-114-2004 Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений

СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах (актуализированная редакция СНиП II-7-81*)

СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*)

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений

СП 23.13330.2011 Основания гидротехнических сооружений (актуализированная редакция СНиП 2.02.02-85*)

Устройство откосов из щебня

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Укреплений откосов и склонов объемной георешёткой ГЕО ОР

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на укрепление откосов и склонов объемной георешёткой ГЕО ОР.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель укрепления откосов - образование на их поверхности усиленного слоя (покрытия), существенно повышающего целостность и устойчивость откосов к эрозии, а, следовательно, их эксплуатационную надёжность.

Объемная георешётка ГЕО ОР - это геосинтетический материал который изготавливается из полиэтиленовых лент, соединенных между собой сварными швами, и в растянутом состоянии представляет собой прямоугольный модуль с ячейками (сотами) предназначенных для заполнителя (рис.1). Эффективно защищает поверхности от размыва.

Рис.1. Объемная георешётка ГЕО ОР

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

1) Подготовительные работы. Перед началом укрепительных работ необходимо выполнить подготовку поверхности укрепляемого сооружения (планировка, уборка крупных посторонних предметов). Проверка соответствию геометрических характеристик откоса рабочим чертежам. При необходимости выполняется уплотнение откоса.

2) Устройство анкерной канавы (при необходимости). Вдоль бровки откоса выкапывают канаву для закрепления в ней объемной георешётки. Анкерная канава должна иметь размеры, показанные на (рис.2).

Рис.2. Размеры анкерной канавы

3) Устройство упора (при необходимости). Упор из щебня или упорный бетонный блок служит для опоры георешётки, в целях предотвратить ее сползание. Как правило упор против сползания объемной георешётки применяют для откосов большой крутизны и протяженности или откосов где есть вероятность скольжения объемной георешётки по укрепляемой поверхности. Вдоль подошвы укрепляемого откоса выкапывается канава, в которой можно выполнить устройство опалубки для заливки бетонного упорного блока, либо разместить в канаве уже готовый бетонный блок, или просто заполнить канаву щебнем (рис.3).


Рис.3. Варианты устройства упора

4) Устройство прослойки из нетканого геотекстиля. При укреплении откосов и склонов объемной георешёткой, применение нетканого геотекстиля в качестве прослойки обязательно, т.к. он будет нести в себе функции разделения, уменьшать скорость течения водяного потока и обеспечивать его равномерный сток, препятствуя вымыванию частиц грунта из-под конструкции укрепления (обратный фильтр). Рекомендуемая поверхностная плотность нетканого геотекстиля должна составлять 200-350 г/м. Прослойка нетканого текстиля укладывается между укрепляемой поверхностью и растянутым модулем объемной георешётки (рис.4).


Рис.4. Расположение нетканого геотекстиля при укреплении объемной георешёткой ГЕО ОР

Устройство откосов из щебня


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

Устройство щебеночного основания и покрытий

Общие положения

1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

- завоз и послойное распределение применяемых материалов;

- предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

- для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более - 25-30%;

- для щебня марок по прочности 300-600 и шлака - 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см - при укладке на прочное основание и не менее 15 см - при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа

Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.

Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

При втором способе земляное полотно возводят до отметки H, показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).

Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами

При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).

Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа

При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта

Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения - влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить "предел прочности" грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2. 0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35. 50 см. Масса таких катков различна - от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.

Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а - гладкий каток; б - кулачковый каток; в - тандемный шарнирно-сочлененный каток

Главный параметр грунтоуплотняющих машин - масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков - полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.

Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L - длина захватки, 1-10 - последовательность проходок

Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м, масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты - 1-2 м.

Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов

Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые - 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.

Устройство откосов из щебня

Чертежи и проекты


Разделы АС, АР, КЖ, КМ, КМД и т.д.


Разделы ЭМ, ЭС, ЭО, ЭОМ и т.д.


Разделы ОВ, ОВиК, ТМ, ТС и т.д.


Разделы ПС, ПТ, АПС, ОС, АУПТ и т.д.


Разделы ТХ и т.д.


Разделы ВК, НВК и т.д.


Разделы СС, ВОЛС, СКС и т.д.


Разделы АВТ, АВК, АОВ, КИПиА, АТХ, т.д.


Разделы АД, ГП, ОДД т.д.


Чертежи станков, механизмов, узлов


Базы чертежей, блоки

Подразделы


для студентов всех специальностей


Котлы и котельное оборудование

Формат dwg pdf

Для нужд пожарного водопровода проектом предусматривается устройство двух резервуаров по 200 м3 каждый, а также насосная станция.

В архмиве 3d модель насоса HYDRO MX-A

Системы электрооборудования жилых и общественных зданий

1. Программа "Мост_Х" предназначена для определения грузоподъёмности балочных разрезных пролётных строений автодорожных мостов и путепроводов, находящихся на прямом в плане участке автодороги.

Формат Exel

Программа в свободном доступе, скачать можно после регистрации

Формат dwg

г. Караганда. Казахстан

Блочно-модульная котельная для здания пришахтинского овд

Формат dwg

Исходный текст на китайском

Чертежи и узлы сложной деревянной крыши для частного дома в dwg

Чертежи гирлянд в dwg, удлиненная и стандартная

ППР разработан на производство работ по расширению просек ВЛ-220кВ и утилизации порубочных остатков

IP-видеорегистратор CMD-NVR5109 V2 поддерживает подключение до 9 IP-камер с разрешением 1920x1080 и скоростью записи 25 к/с на каждый канал.

Глубина архива видеорегистратора составляет один месяц при постоянной круглосуточной записи с 8 IP-видеокамер за счет установки жесткого диска объемом 6 ТБ.

Читайте также: