Устройство быстротока из монолитного бетона

Обновлено: 07.05.2024

СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.103-2015 Автомобильные дороги Устройство водоотводных и дренажных систем при строительстве автомобильных дорог и мостовых сооружений стр. 6

8.2.1.1. Кюветы следует устраивать при сооружении дороги в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м.

8.2.1.2. Вдоль участков дорожного полотна, сооруженного полувыемкой-полунасыпью, следует устраивать один кювет с нагорной стороны.

8.2.1.3. При песчаном грунте основания и высоте насыпи более 0,5 м устройства кюветов не требуется.

8.2.1.4. Проектом могут быть назначены треугольные или трапецеидальные кюветы (см. рисунок 6).

8.2.1.5. Глубина кювета задается проектом в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11 м кюветы должны иметь глубину в пределах от 0,5 до 1,2 м, при ширине менее 11 м – от 0,4 до 0,9 м. Нижний предел глубины принимается для супесчаных грунтов, верхний – для суглинистых по ГОСТ 25100.

1 – наружная бровка; 2 – наружный откос; 3 – внутренний откос; 4 – отсыпка; a – ширина кювета поверху; b – ширина дна; h – глубина кювета

Рисунок 6 – Поперечные профили кювета

8.2.1.6. Уклон откосов кюветов назначается проектом. При устройстве кюветов экскаваторами крутизна откосов устанавливается 1:1.5. При устройстве кюветов автогрейдерами допускается назначать уклон внутреннего откоса 1:2 или 1:3.

8.2.1.7. Ширина дна трапецеидальных кюветов должна находиться в пределах от 0,4 до 0,5 м.

8.2.1.8. Продольный уклон кюветов должен находиться в пределах от 0,005 до 0,05.

8.2.1.9. Нагорные и продольные водоотводные канавы должны устраиваться до начала работ по возведению земляного полотна.

8.2.2. Технология устройства кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав включает: подготовительные, основные и завершающие работы.

8.2.2.1. К подготовительным работам при устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав относятся:

расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;

8.2.2.2. При устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав должны выполняться следующие основные работы:

разработка кювета по 8.2.2.4 – 8.2.2.7 или канавы по 8.2.2.8 –8.2.2.11;

  • укрепление стенок и дна кювета по 8.2.2.12 или канавы по 8.2.2.13 – 8.2.2.14;
  • устройство перепадов и энергогасителей по 8.2.2.15.

8.2.2.3. Завершающие работы следует выполнять по 7.1.4.

8.2.2.4. Основная разработка кюветов должна выполняться отвалом автогрейдера, а зачистка откосов и выравнивание дна – откосником, закрепленным на отвале, или вручную.

8.2.2.5. Боковые кюветы глубиной до 0,5 м следует вырезать автогрейдерами легкого и среднего типов, а более глубокие – тяжелыми.

Примечание – Автогрейдеры легкого типа имеют массу до 9 т, среднего типа – от 9 до

14 т, тяжелого типа – более 14 т.

8.2.2.6. Устройство кюветов трапецеидального сечения глубиной до 0,9 м, шириной по дну до 1,0 м, с уклоном откосов 1:1,5 следует производить экскаваторами или плужными канавокопателями с доработкой вручную.

8.2.2.7. Работы по нарезке кюветов следует выполнять в направлении, противоположном направлению течения воды, от устьевого сооружения вверх по трассе.

8.2.2.8. Водоотводные канавы следует разрабатывать, начиная с пониженных мест рельефа. Канавы глубиной до 0,7 м нарезаются автогрейдерами. За первые 2 – 3 прохода вырезанный грунт укладывается на наружную бровку канавы, затем на нож грейдера монтируется откосник требуемого очертания и зачищаются откосы и дно канавы. При этом уплотнение дна канавы производится колесами автогрейдера при движении по дну канавы. Последним проходом разравнивается грунт за наружной бровкой откоса.

8.2.2.9. Канавы глубиной от 0,7 до 1,5 м следует сооружать канавокопателями роторного или цепного типа, а канавы глубиной более 1,5 м, а также продольные водоотводные канавы в слабых грунтах по ГОСТ 25100 – многоковшовыми и одноковшовыми экскаваторами. В случае применения одноковшового экскаватора вынимаемый грунт следует укладывать в виде призмы вдоль канавы с полевой стороны.

8.2.2.10. Уплотнение дна и откосов канавы следует производить с помощью виброплиты.

8.2.2.11. При объемах вынимаемого грунта, превышающих возможности размещения его в пределах полосы отвода, работы следует производить экскаватором с транспортировкой автомобилями-самосвалами. В этом случае необходимо предусмотреть устройство временного подъездного пути путем профилирования грунтовой поверхности. Подъезд автосамосвалов следует организовывать по кольцевой схеме с учетом рельефа. Выгруз грунта следует производить в местах понижения рельефа с последующим профилированием.

8.2.2.12. Укрепление кюветов следует производить:

  • засевом трав после завершения планировки грунта по технологическим картам [5];
  • черноземными смесями по технологическим картам [5];
  • мощением бетонными и железобетонными изделиями в клетку с одерновкой по технологическим картам [5];

георешетками по ОДМ 218.05.003-2010 [2];

  • специальным геотекстилем или геоматами по ОДМ 218.05.003-2010 [2];
  • цементобетонной плиткой по технологическим картам [5];
  • габионными конструкциями по методическим рекомендациям [6];
  • монолитным цементобетоном по технологическим картам [5];
  • цементобетонными сегментами по технологическим картам [5];
  • литой асфальтобетонной смесью по технологическим картам [5]; Конкретный вид укрепления должен быть указан в проекте.

8.2.2.13. На участках с продольными уклонами от 0,002 до 0,003 в легкоразмываемых грунтах нагорные канавы следует укреплять сразу после их устройства.

8.2.2.14. При скоростях течения потока в канаве от 0,1 до 0,8 м/с канавы следует укреплять гидропосевом многолетних трав в соответствии с технологическими картами [5].

При скорости течения потока от 0,8 до 3,0 м/с водоотводные канавы следует укреплять габионными конструкциями в соответствии с методическими рекомендациями [6]. При скоростях потоков свыше 3 м/с канавы следует укреплять сборными железобетонными плитами по ГОСТ 21924.2, монолитным бетоном по ГОСТ 26633, который укладывают на подготовленное песчаное основание в соответствии с тех-

нологическими картами [5].

8.2.2.15. При уклонах местности более 0,005 в канавах следует устраивать перепады и энергогасители в виде колодцев из сборного бетона по ГОСТ 8020. Монтаж на месте выполняется автомобильными кранами. Стыки элементов заделывают цементным раствором или полимерно-битумными герметизирующими материалами (см. 5.1.5).

8.3. Устройство водоотводных быстротоков

8.3.1. На участках с продольным уклоном более 0,03 должны устраиваться быстротоки (см. рисунок 7).

1 – щебеночное основание; 2 – цементобетонные плиты; h – глубина быстротока

Рисунок 7 – Быстроток, укрепленный цементобетонными плитами

8.3.2. Устройство водоотводных быстротоков включает в себя подготовительные, основные и завершающие работы.

8.3.3. К подготовительным работам при устройстве быстротоков относятся:

  • расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;
  • вынос и закрепление оси быстротока, обозначение колышками контуров котлована и кювета в соответствии с ППР;
  • доставка и раскладка вдоль устраиваемого быстротока железобетонных плит по ГОСТ 21924.2 и щебня по ГОСТ 8267 для основания.

8.3.4. При устройстве быстротоков выполняются следующие основные работы:

  • разработка котлована или траншеи по 8.3.6;
  • устройство основания под плиты и блоки по 8.3.7;
  • устройство водобойного сооружения по 8.3.8, 8.3.10.
  • укладка плит по 8.3.11;
  • заделка зазоров между плитами по 8.3.12.

8.3.5. В составе завершающих работ выполняется ликвидация всех временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами.

8.3.6. Котлован следует разрабатывать экскаватором. При наличии в проекте водобойного сооружения на дне котлована следует произвести разбивку положения его блоков. Траншею под блоки следует разработать на 15 – 20 см шире проектной величины для возможности регулирования положения блоков в плане.

Технологическая карта на возведение монолитных конструкций емкостных сооружений с использованием бетононасосов и безвибрационной технологии бетонирования

Рекомендовано к изданию решением секции технологии строительного производства Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Рассмотрена технология возведения монолитных стен цилиндрических силосов в скользящей опалубке с применением бетононасосов и безвибрационного метода бетонирования.

В разработке технологической карты принимали участие сотрудники ЦНИИОМТП: д.т.н. К.И. Башлай, к.т.н. Н.И. Евдокимов, к.т.н. Е.П. Мазов, А.И. Петрушина, к.т.н. Ю.Б. Чирков, В.П. Чураков, Ю.А. Ярымов.

Работа предназначена для научно-исследовательских, учебных и строительных организаций.

1. Область применения . 1

2. Организация и технология строительного процесса . 1

3. Технико-экономические показатели . 5

4. Материально-технические ресурсы .. 5

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта предусматривает возведение монолитных стен цилиндрических силосов в скользящей опалубке с применением бетононасосов и литых бетонных смесей комбинированным (наливно-напорным) методом. Объект - представитель - склад бестарного хранения сахарного песка.

1.2 . Характеристика объекта

Склад состоит из трех отдельно стоящих цилиндрических силосов, один из которых сблокирован с 10-этажной элеваторной башней прямоугольного сечения.

Основные параметры (в мм):

внутренний диаметр силосов - 24500;

высота от пола подсилосного этажа до карниза цилиндрической части - 33000;

толщина стен - 250.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по устройству стен должны быть:

доставлены и уложены на площадках складирования щиты опалубки, арматурные каркасы, сетки и пучки, закладные детали;

подготовлены к работе необходимые приспособления, инвентарь и инструмент;

смонтирован башенный кран КБ-160.2;

смонтированы бетононасосная установка СБ-161 или СБ-165, бетоновод, опора распределительной стрелы и стрела СБ-136.

2.2 . Монтаж и демонтаж опалубки, подачу арматурных каркасов и сеток, арматурных пучков и закладных деталей выполняют при помощи башенного крана.

2.3 . После возведения наружных стен, устройства надсилосной галереи и монтажа покрытия склада производится натяжение пучков арматуры в стенах склада. Натяжение начинают с отметки +3.40 одновременно трех арматурных пучков, расположенных в одном ярусе по контуру стен склада. После натяжения и анкеровки концов пучков инъекцируют каналы и заделывают торцевые поверхности цементным раствором.

2.4 . Бетононасос и стальную опору в центральной части цилиндрического силоса устанавливают на спланированное горизонтальное основание. К опоре крепят вертикальную часть бетоновода. Устойчивость стальной опоры из инвентарных стальных секций обеспечивается при помощи временных стальных креплений.

2.5 . Бетонирование стен силосов литыми бетонными смесями производят бетононасосной установкой СБ-161 (СБ-165) и распределительной стрелой СБ-136.

Литую бетонную смесь транспортируют в автобетоносмесителях, что исключает ее расслоение, нарушение однородности, вытекание цементного молока.

Для сохранения заданной подвижности литой бетонной смеси продолжительность ее подачи в опалубку (считая с момента выгрузки) не должна быть более 20 - 30 мин.

Сначала в неподвижную опалубку в течение 2,5 - 3,5 ч укладывают два - три слоя литой бетонной смеси на половину высоты опалубки. Причем каждый последующий слой укладывают после окончания укладки предыдущего по всему контуру опалубки. Дальнейшее заполнение опалубки бетонной смесью ведется в том случае, если из-под щитов опалубки бетон не вытекает. При бетонировании должны соблюдаться такие условия:

верхний уровень укладываемой смеси не должен быть ниже 50 мм от верха щита опалубки;

каждый последующий слой бетонной смеси укладывают в опалубку до начала схватывания предыдущего слоя;

при вынужденных перерывах в бетонировании более 2 ч перед началом перерыва опалубку следует заполнять бетонной смесью доверху; нельзя также прерывать бетонирование, не закончив укладку начатого слоя по всему периметру блока бетонирования.

Во время перерыва скорость подъема опалубки замедляют до достаточной для предотвращения сцепления бетона с опалубкой. К моменту окончания подъема расстояние между рабочим полом и горизонтом уложенного бетона не должно превышать 500 мм.

Предотвращение сцепления опалубки с бетоном достигается периодическим подъемом и опусканием ее с помощью гидродомкратов на небольшую высоту (несколько сантиметров).

Сквозные отверстия с наружной стороны стен закрывают съемными заглушками для предотвращения вытекания литой бетонной смеси.

2.6 . В соответствии со СНиПом III -15-76 «Правила производства и приемки работ. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» при выдерживании уложенного бетона в начальный период его твердения необходимо поддерживать благоприятный температурно-влажностный режим. Недопустимы значительные температурно-усадочные деформации и механические повреждения.

Поверхность уложенного бетона должна быть защищена от действия прямых солнечных лучей и ветра. Наиболее распространенным видом ухода за бетоном является непрерывный влажностный уход, состоящий из начального и последующего периодов. В начальный период предусматривается предохранение свежеуложенного бетона от прямых солнечных лучей и ветра тщательным укрытием влагонепроницаемыми (для боковых поверхностей) и влагоемкими материалами, устройством завес из мокрого брезента, мешковины или другого подобного материала) в последующем - регулярная поливка уложенного бетона.

Контроль качества бетонной смеси и отбор проб производится в соответствии с ГОСТом 10180-78. Контролю подлежат: точность дозировки материалов при изготовлении бетонной смеси, ее удобоперекачиваемость и удобоукладываемость, а также физико-механические характеристики бетона.

В жаркую погоду бетоновод необходимо предохранять от воздействия солнечных лучей, окрашивая его в белый цвет или обертывая теплоизоляционными оболочками из минеральной ваты со стекловолокном.

Максимальная продолжительность перерывов при подаче бетонной смеси не должна превышать 15 мин. Допускаемая температура бетонной смеси, поступающей в бетононасос - не более +30 °С.

Запрещается восстанавливать подвижность бетонной смеси до заданной консистенции путем добавления воды в бункер бетононасоса.

Непосредственно перед началом бетонирования необходимо опробовать работу бетононасоса на холостом ходу. Перед приемкой бетонной смеси в бункер бетононасоса следует подать 1 м 3 « пускового раствора » состава 1:1 (цемент:песок) подвижностью 15 - 18 см по конусу СтройЦНИЛа.

Включение бетононасоса и подачу литой бетонной смеси вслед за « пусковым раствором » следует вести на первой скорости до получения подтверждающего сигнала от бетонщиков о готовности приемки смеси в опалубку. После этого скорость подачи может быть увеличена в соответствии с требуемой интенсивностью бетонирования. Наиболее благоприятным режимом подачи является работа бетононасоса на первой и второй скоростях.

В процессе перекачивания необходимо следить, чтобы в бункере бетононасоса постоянно находилось не менее 250 л бетонной смеси (уровень бетонной смеси должен быть на 7 - 10 см выше лопастей смесителя).

Вынужденные перерывы в подаче литой бетонной смеси не должны превышать 30 - 40 мин. При этом в бункере насоса также должно оставаться не менее 250 л бетонной смеси для периодического ее подкачивания и реверсирования. При больших перерывах бетонная смесь должна быть выкачена, а трубопровод, бункер и цилиндры насоса промыты водой.

В процессе перекачивания рекомендуется осуществлять постоянное побуждение литой бетонной смеси в бункере насоса с помощью смесителя.

Очистку и промывку транспортной системы бетононасоса выполняют в конце каждой смены, а в случае непрерывного бетонирования - после завершения работ.

Промывки автобетоносмесителей необходима, когда продолжительность периода от окончания разгрузки бетонной смеси в бункер насоса до повторной загрузки автобетоносмесителя на бетонном заводе превышает 45 мин. На объекте должна также находиться постоянно автоцистерна с водой для промывки оборудования.

При появлении пробки в бетоноводе необходимо переключить машину на режим откачки и за 1 - 2 хода поршня откачать бетонную смесь из бетоновода в приемный бункер. Если не удается удалить пробку путем откачки, необходимо отключить насос и, отсоединив соответствующее звено бетоновода, удалить пробку. Пробки, в основном, образуются в зоне выхода корпуса шибера, в переходнике, коленах и конечном распределительном шланге. Перед открыванием бетоновода необходимо свести к минимуму давление в нем путем обратного всасывания.

2.7 . При производстве работ по бетонированию стен в скользящей опалубке, с применением бетононасоса необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, изложенные в действующих нормативных и инструктивных документах и в частности: СНиПа III -4-80 « Техника безопасности в строительстве » ; « Руководства по укладке бетонных смесей бетононасосными установками ».

До начала производства работ необходимо провести инструктаж и обучение рабочих безопасным приемам труда при производстве бетонных работ. Работы с бетононасосом необходимо производить в присутствии инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ на строительном объекте.

Запрещается находиться в опасной зоне около бетононасоса и в радиусе вращения стрелы.

К управлению бетононасосом и распределительной стрелой допускаются только специально обученные машинисты - операторы, имеющие удостоверения.

При работе бетононасосной установки с распределительной стрелой необходимо учитывать следующее:

эксплуатация стрелы не допускается до тех пор, пока бетононасос и распределительная стрела не установлены на устойчивые опоры;

распределительную стрелу можно использовать при силе и скорости ветра не выше указанных в паспорте - инструкции по ее применению;

скорость поворота стрелы не должна превышать 0,5 об/мин;

запрещается применять концевой шланг на распределительной стреле длиной, большей, чем обозначено в паспорте - инструкции по эксплуатации.

При производстве работ в ночное время необходимо оборудовать распределительную стрелу выносным источником света для освещения места укладки бетона.

В системе управления бетононасосной установкой должна быть обеспечена электрическая звуковая связь между оператором стрелы и мотористом бетононасоса.

Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях



Быстротоки

Быстроток представляет собой (рис. 8.36,а; 6.1, а) облицованный лотковый или трубчатый канал постоянной или переменной ширины с вертикальными, откосными или замкнутыми в своде криволинейными стенками и с уклоном дна больше критического. Значительный уклон обусловливает бурный или сверхбурный режим движения потока на быстротоке. Благодаря простой, технологичной и весьма экономичной конструкции быстротоки являются самыми распространенными сопрягающими сооружениями. Размеры поперечного сечения и уклон дна быстротока определяют гидравлическими расчетами в увязке с топографическими и геологическими условиями района их строительства [108, 126]. Вопросы управления бурными потоками, прогноза аэрации и возникновения катящихся волн на быстротоках рассмотрены в главах 4.1, 4.2 и в разделе 6, а оценки кавитационной обстановки и разработки противокавитационных мероприятий на элементах конструкций быстротоков — в главе 4.3.



Транзитный участок (водоскат, лоток) быстротока — наиболее длинная часть сооружения. При его трассировке стремятся к тому, чтобы он имел минимальную длину и уклон, соответствующий естественному уклону местности. Наименьший объем земляных работ бывает в тех случаях, когда ось трассы перпендикулярна горизонталям. Материал, из которого изготовлены дно и борта транзитного участки, должен соответствовать условиям течения потока с весьма большими скоростями (12. 13 м/с и более). При значительных уклонах дна (более 0,15) и большой длине транзитного участка быстротоки выполняют с искусственной шероховатостью дна. Методы гидравлического расчета таких быстротоков обстоятельно рассмотрены в специальной литературе [108, 126 и др.].



Поперечное сечение транзитного участка может быть прямоугольным, трапецеидальным, треугольным, полигональным или другой сложной формы. По гидравлическим условиям работы лучшим считается прямоугольное, так как при других сечениях происходит концентрация струй на осевой части и увеличивается вероятность более интенсивного возникновения стоячих волн, образования боковой раскачки потока. С точки зрения возникновения катящихся волн наихудшими будут прямоугольное и трапецеидальное сечения, а треугольное, полигональное и другие сложных очертаний принадлежат к числу «безволновых» профилей поперечных сечений (гл. 6.2, рис. 6.7,а). По технологии строительства и расходу строительных материалов наиболее целесообразны трапецеидальные сечения. По длине лоток разрезают продольными и поперечными деформационными швами (рис. 8.36,6). Поперечные швы выполняют через 5. 20 м в зависимости от конструкции боковых стенок (подпорных стенок, плит крепления откосов). Продольные швы отделяют плиты дна от подпорных стенок или плит крепления откосов. Основные требования к швам: водонепроницаемость; обеспечение независимой осадки соединяемых элементов и др. Некоторые швы можно выполнять и водопроницаемыми, но с обязательным устройством обратного фильтра под ними. Для снятия давления фильтрационного потока со дна и боковых стенок выполняют застенный дренаж с выводом его в лоток быстротока или в отводящий канал.

Толщина плиты дна быстротока из монолитного бетона составляет 0,3. 0,5 м. Поворот оси быстротока в плане осуществляют так же, как транзитных частей открытых береговых водосбросов (гл. 6.2 и 4.2, рис. 6.7, б и 4.20).

Концевые части быстротоков выполняют аналогично концевым частям открытых береговых водосбросов (гл. 4.4 и 6.2). Их особенность состоит в том, что сопряжение бьефов происходит между высокоскоростным бурным потоком, сходящим с бетонного водоската, и потоком с небольшими скоростями (0,5. 1,5 м/с), движущимся чаще всего в земляном необлицованном русле. Это вызывает необходимость устройства крепления с водобойным колодцем, устроенным по типу воронки, и рисбермой за ним. Во избежание отрыва потока от расширяющихся в плане стенок колодца и образования сбойного течения необходимо ограничивать углы расширения. Рекомендуется принимать угол расширения р одной из стенок таким образом

Верхняя плоскость открылков может быть горизонтальной или наклонной (1:1). Следует избегать устройства открылков, параллельных оси колодца и заканчивающихся по типу ныряющей стенки. Длину колодца можно уменьшить устройством, кроме обратного уступа, концевого порога и водобойной стенки; непосредственно на водобойной нлите размещают 1. 2 ряда шашечных гасителей (рекомендации по их размещению и размерам даны в гл. 4.4). Условия растекания можно улучшить устройством криволинейной в плане водобойной стенки, очерченной по дуге круга, центр которого располагается в точке пересечения лучей, являющихся горизонтальными проекциями вертикальных плоскостей боковых стенок колодца.

На быстротоках, которые могут работать в режиме волнообразования, надо предусматривать гасители энергии специальных конструкций или решетчатые трамплины (гл. 6.2, рис. 6.6,6).

Параметры плит дна, откосов и подпорных стенок следует принимать на основе расчетов их на устойчивость и прочность с учетом всех действующих нагрузок (статических и гидродинамических), а также в увязке с принятой технологией строительства и местными геологическими условиями.

В последнее время широкое распространение получили трубчатые быстротоки с безнапорным режимом течения потока в сборных или монолитных трубах. Применение этих конструкций позволяет практически исключить явления, как разбрызгивание воды из лотка, переувлажнение грунта обратных засыпок, подъем вследствие этого уровня грунтовых вод и т.д.

Быстротоки сборных конструкций строят из унифицированных элементов, число типоразмеров которых увязано с повторяемостью их применения на единицу мелиорируемой площади: чем меньше повторяемость применения, тем меньшее число типоразмеров принято, и наоборот. Сооружения небольшой повторяемости строят сборно-монолитными или монолитными. Проектными организациями системы Минводхоза СССР разработаны альбомы типовых сопрягающих сооружений для мелиоративного строительства [60].

Устройство быстротока из монолитного бетона

(Действующий) СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.103-2015 Автомобильные дороги Устройство.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Действующий

расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;

8.2.2.2. При устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав должны выполняться следующие основные работы:

разработка кювета по 8.2.2.4 – 8.2.2.7 или канавы по 8.2.2.8 –8.2.2.11;

  • укрепление стенок и дна кювета по 8.2.2.12 или канавы по 8.2.2.13 – 8.2.2.14;
  • устройство перепадов и энергогасителей по 8.2.2.15.

8.2.2.3. Завершающие работы следует выполнять по 7.1.4.

8.2.2.4. Основная разработка кюветов должна выполняться отвалом автогрейдера, а зачистка откосов и выравнивание дна – откосником, закрепленным на отвале, или вручную.

8.2.2.5. Боковые кюветы глубиной до 0,5 м следует вырезать автогрейдерами легкого и среднего типов, а более глубокие – тяжелыми.

Примечание – Автогрейдеры легкого типа имеют массу до 9 т, среднего типа – от 9 до

14 т, тяжелого типа – более 14 т.

8.2.2.6. Устройство кюветов трапецеидального сечения глубиной до 0,9 м, шириной по дну до 1,0 м, с уклоном откосов 1:1,5 следует производить экскаваторами или плужными канавокопателями с доработкой вручную.

8.2.2.7. Работы по нарезке кюветов следует выполнять в направлении, противоположном направлению течения воды, от устьевого сооружения вверх по трассе.

8.2.2.8. Водоотводные канавы следует разрабатывать, начиная с пониженных мест рельефа. Канавы глубиной до 0,7 м нарезаются автогрейдерами. За первые 2 – 3 прохода вырезанный грунт укладывается на наружную бровку канавы, затем на нож грейдера монтируется откосник требуемого очертания и зачищаются откосы и дно канавы. При этом уплотнение дна канавы производится колесами автогрейдера при движении по дну канавы. Последним проходом разравнивается грунт за наружной бровкой откоса.

8.2.2.9. Канавы глубиной от 0,7 до 1,5 м следует сооружать канавокопателями роторного или цепного типа, а канавы глубиной более 1,5 м, а также продольные водоотводные канавы в слабых грунтах по ГОСТ 25100 – многоковшовыми и одноковшовыми экскаваторами. В случае применения одноковшового экскаватора вынимаемый грунт следует укладывать в виде призмы вдоль канавы с полевой стороны.

8.2.2.10. Уплотнение дна и откосов канавы следует производить с помощью виброплиты.

8.2.2.11. При объемах вынимаемого грунта, превышающих возможности размещения его в пределах полосы отвода, работы следует производить экскаватором с транспортировкой автомобилями-самосвалами. В этом случае необходимо предусмотреть устройство временного подъездного пути путем профилирования грунтовой поверхности. Подъезд автосамосвалов следует организовывать по кольцевой схеме с учетом рельефа. Выгруз грунта следует производить в местах понижения рельефа с последующим профилированием.

8.2.2.12. Укрепление кюветов следует производить:

  • засевом трав после завершения планировки грунта по технологическим картам [5];
  • черноземными смесями по технологическим картам [5];
  • мощением бетонными и железобетонными изделиями в клетку с одерновкой по технологическим картам [5];

георешетками по ОДМ 218.05.003-2010 [2];

  • специальным геотекстилем или геоматами по ОДМ 218.05.003-2010 [2];
  • цементобетонной плиткой по технологическим картам [5];
  • габионными конструкциями по методическим рекомендациям [6];
  • монолитным цементобетоном по технологическим картам [5];
  • цементобетонными сегментами по технологическим картам [5];
  • литой асфальтобетонной смесью по технологическим картам [5]; Конкретный вид укрепления должен быть указан в проекте.

8.2.2.13. На участках с продольными уклонами от 0,002 до 0,003 в легкоразмываемых грунтах нагорные канавы следует укреплять сразу после их устройства.

8.2.2.14. При скоростях течения потока в канаве от 0,1 до 0,8 м/с канавы следует укреплять гидропосевом многолетних трав в соответствии с технологическими картами [5].

При скорости течения потока от 0,8 до 3,0 м/с водоотводные канавы следует укреплять габионными конструкциями в соответствии с методическими рекомендациями [6]. При скоростях потоков свыше 3 м/с канавы следует укреплять сборными железобетонными плитами по ГОСТ 21924.2, монолитным бетоном по ГОСТ 26633, который укладывают на подготовленное песчаное основание в соответствии с тех-

нологическими картами [5].

8.2.2.15. При уклонах местности более 0,005 в канавах следует устраивать перепады и энергогасители в виде колодцев из сборного бетона по ГОСТ 8020. Монтаж на месте выполняется автомобильными кранами. Стыки элементов заделывают цементным раствором или полимерно-битумными герметизирующими материалами (см. 5.1.5).

8.3. Устройство водоотводных быстротоков

8.3.1. На участках с продольным уклоном более 0,03 должны устраиваться быстротоки (см. рисунок 7).

1 – щебеночное основание; 2 – цементобетонные плиты; h – глубина быстротока

Укрупненные нормы времени и расценки на устройство искусственных сооружений отвода поверхностных вод от земляного полотна. Выпуск 3

Укрупненные нормы на устройство искусственных сооружений отвода поверхностных вод от земляного полотна разработаны Всесоюзным проектно-технологическим институтом транспортного строительства (ВПТИтрансстрой) и согласованы с Главным экономическим управлением Минтрансстроя.

Утверждены распоряжением Минтрансстроя от 05.04.1990 г. № ПИ-396 по согласованию с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог и рекомендованы для применения в системе министерства до 1 января 1995 г.

Замечания и предложения по выпуску направлять по адресу: 119819, Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, корп. 7, ВПТИтрансстрой.

Ведущий исполнитель В.Т. ДУРИКИН

Исполнители: М.Л. ГОРЮНОВА, Л.И. ПИЛИНА

Ответственный за выпуск А.А. ХОЛОДКОВА

Редактор В.Т. ДВОЙНИШЕВА

Введение

Укрупненные нормы времени и расценки разработаны на устройство искусственных сооружений отвода поверхностных вод от земляного полотна (лотки и быстротоки) из монолитного бетона при скорости прохождения воды до 3,5 м/с. Конструкция быстротока принята по проекту «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование конструкций водоотводных устройств и их укрепление». Серия 503-0-11, 1976.

2. Быстротоки устраивают при строительстве автодорог для отвода воды от земляного полотна в целях предохранения его от размыва поверхностными водами. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока устраивают водобойную стенку с отверстием для пропуска воды и колодец-гаситель, пройдя который вода сбрасывается в водоприемную трубу или лог.

3. При разработке укрупненных норм использованы технологические карты ВПТИтрансстроя и калькуляции строительных организаций.

4. Укрупненные нормы времени и расценки рассчитаны по действующим Единым и Ведомственным нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы методом калькулирования на конечный измеритель с включением затрат труда и заработной платы как на основные, так и на подсобно-вспомогательные работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить законченную продукцию.

К укрупненным нормам, в случаях предусмотренных постановлением № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства», применяются доплаты за выполнение тяжелых работ и работ с вредными условиями труда в размере до 12 % тарифной ставки.

5. Расценки в сборнике подсчитаны по часовым тарифным ставкам, утвержденным постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115.

6. Укрупненными нормами учтены все подсобно-вспомогательные и сопутствующие работы, выполняемые в процессе устройства быстротока.

7. В сборнике предусмотрена разработка грунта механизированным и ручным способами. Ручная разработка грунта допускается в исключительных случаях, при невозможности применения механизированного способа разработки грунта и при небольших объемах разработки. Механизированная разработка грунта предусмотрена одноковшовым экскаватором - обратная лопата с ковшом вместимостью 0,3 м 3 .

8. Нормами сборника предусмотрена укладка готовой бетонной смеси. Приготовление бетона на месте нормировать дополнительно.

9. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ с соблюдением правил техники безопасности в строительстве со СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

10. Укрупненными нормами времени и расценками учтены дополнительные затраты, связанные с организацией комплексного процесса, но не учтенные сборниками Единых и Ведомственных норм времени и расценок (дополнительные переходы, технологические перерывы, смены позиций машин и др.) в размере 8 %.

Указания по применению норм

Нормами параграфа предусмотрено устройство монолитных бетонных лотков и быстротоков при толщине бетонного слоя 0,3 м, ширине основания 1 м, высоте стенок 0,6 м, ширине по верху 3,6 м при разработке грунта вручную и экскаватором с ковшом вместимостью 0,3 м 3 на глубину 1 м.

Состав работ

А. Устройство лотков и быстротоков при разработке грунта вручную.

1. Разработка грунта в траншее вручную. 2. Планировка основания и стенок лотка и быстротока. 3. Планировка грунта вдоль водоотводного сооружения. 4. Засыпка пазух. 5. Устройство щебеночной подготовки высотой 10 см с разравниванием, планировкой, трамбованием. 6. Устройство опалубки. 7. Бетонирование основания и стенок вручную при толщине бетонного слоя 30 см с разравниванием и уплотнением. 8. Уход за бетоном с засыпкой его песком толщиной слоя 0,6 м и поливкой поверхности водой. 9. Очистка бетонной поверхности от песка. 10. Разборка опалубки. 11. Устройство деформационных швов.

Профессии рабочих

Землекопы 3, 2 разр. Бетонщики 4, 2 разр.

Дорожные рабочие 4, 3, 1 » Изолировщики на гидроизоляции 4 - 2 »

Нормы времени и расценки на 1 м лотка или быстротока

Средний разряд работ

Устройство лотков и быстротоков из монолитного бетона с разработкой траншей вручную на глубину 1 м при отсутствии креплений

СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.103-2015 Автомобильные дороги Устройство водоотводных и дренажных систем при строительстве автомобильных дорог и мостовых сооружений стр. 6

8.2.1.1. Кюветы следует устраивать при сооружении дороги в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м.

8.2.1.2. Вдоль участков дорожного полотна, сооруженного полувыемкой-полунасыпью, следует устраивать один кювет с нагорной стороны.

8.2.1.3. При песчаном грунте основания и высоте насыпи более 0,5 м устройства кюветов не требуется.

8.2.1.4. Проектом могут быть назначены треугольные или трапецеидальные кюветы (см. рисунок 6).

8.2.1.5. Глубина кювета задается проектом в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11 м кюветы должны иметь глубину в пределах от 0,5 до 1,2 м, при ширине менее 11 м – от 0,4 до 0,9 м. Нижний предел глубины принимается для супесчаных грунтов, верхний – для суглинистых по ГОСТ 25100.

1 – наружная бровка; 2 – наружный откос; 3 – внутренний откос; 4 – отсыпка; a – ширина кювета поверху; b – ширина дна; h – глубина кювета

Рисунок 6 – Поперечные профили кювета

8.2.1.6. Уклон откосов кюветов назначается проектом. При устройстве кюветов экскаваторами крутизна откосов устанавливается 1:1.5. При устройстве кюветов автогрейдерами допускается назначать уклон внутреннего откоса 1:2 или 1:3.

8.2.1.7. Ширина дна трапецеидальных кюветов должна находиться в пределах от 0,4 до 0,5 м.

8.2.1.8. Продольный уклон кюветов должен находиться в пределах от 0,005 до 0,05.

8.2.1.9. Нагорные и продольные водоотводные канавы должны устраиваться до начала работ по возведению земляного полотна.

8.2.2. Технология устройства кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав включает: подготовительные, основные и завершающие работы.

8.2.2.1. К подготовительным работам при устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав относятся:

расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;

8.2.2.2. При устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав должны выполняться следующие основные работы:

разработка кювета по 8.2.2.4 – 8.2.2.7 или канавы по 8.2.2.8 –8.2.2.11;

  • укрепление стенок и дна кювета по 8.2.2.12 или канавы по 8.2.2.13 – 8.2.2.14;
  • устройство перепадов и энергогасителей по 8.2.2.15.

8.2.2.3. Завершающие работы следует выполнять по 7.1.4.

8.2.2.4. Основная разработка кюветов должна выполняться отвалом автогрейдера, а зачистка откосов и выравнивание дна – откосником, закрепленным на отвале, или вручную.

8.2.2.5. Боковые кюветы глубиной до 0,5 м следует вырезать автогрейдерами легкого и среднего типов, а более глубокие – тяжелыми.

Примечание – Автогрейдеры легкого типа имеют массу до 9 т, среднего типа – от 9 до

14 т, тяжелого типа – более 14 т.

8.2.2.6. Устройство кюветов трапецеидального сечения глубиной до 0,9 м, шириной по дну до 1,0 м, с уклоном откосов 1:1,5 следует производить экскаваторами или плужными канавокопателями с доработкой вручную.

8.2.2.7. Работы по нарезке кюветов следует выполнять в направлении, противоположном направлению течения воды, от устьевого сооружения вверх по трассе.

8.2.2.8. Водоотводные канавы следует разрабатывать, начиная с пониженных мест рельефа. Канавы глубиной до 0,7 м нарезаются автогрейдерами. За первые 2 – 3 прохода вырезанный грунт укладывается на наружную бровку канавы, затем на нож грейдера монтируется откосник требуемого очертания и зачищаются откосы и дно канавы. При этом уплотнение дна канавы производится колесами автогрейдера при движении по дну канавы. Последним проходом разравнивается грунт за наружной бровкой откоса.

8.2.2.9. Канавы глубиной от 0,7 до 1,5 м следует сооружать канавокопателями роторного или цепного типа, а канавы глубиной более 1,5 м, а также продольные водоотводные канавы в слабых грунтах по ГОСТ 25100 – многоковшовыми и одноковшовыми экскаваторами. В случае применения одноковшового экскаватора вынимаемый грунт следует укладывать в виде призмы вдоль канавы с полевой стороны.

8.2.2.10. Уплотнение дна и откосов канавы следует производить с помощью виброплиты.

8.2.2.11. При объемах вынимаемого грунта, превышающих возможности размещения его в пределах полосы отвода, работы следует производить экскаватором с транспортировкой автомобилями-самосвалами. В этом случае необходимо предусмотреть устройство временного подъездного пути путем профилирования грунтовой поверхности. Подъезд автосамосвалов следует организовывать по кольцевой схеме с учетом рельефа. Выгруз грунта следует производить в местах понижения рельефа с последующим профилированием.

8.2.2.12. Укрепление кюветов следует производить:

  • засевом трав после завершения планировки грунта по технологическим картам [5];
  • черноземными смесями по технологическим картам [5];
  • мощением бетонными и железобетонными изделиями в клетку с одерновкой по технологическим картам [5];

георешетками по ОДМ 218.05.003-2010 [2];

  • специальным геотекстилем или геоматами по ОДМ 218.05.003-2010 [2];
  • цементобетонной плиткой по технологическим картам [5];
  • габионными конструкциями по методическим рекомендациям [6];
  • монолитным цементобетоном по технологическим картам [5];
  • цементобетонными сегментами по технологическим картам [5];
  • литой асфальтобетонной смесью по технологическим картам [5]; Конкретный вид укрепления должен быть указан в проекте.

8.2.2.13. На участках с продольными уклонами от 0,002 до 0,003 в легкоразмываемых грунтах нагорные канавы следует укреплять сразу после их устройства.

8.2.2.14. При скоростях течения потока в канаве от 0,1 до 0,8 м/с канавы следует укреплять гидропосевом многолетних трав в соответствии с технологическими картами [5].

При скорости течения потока от 0,8 до 3,0 м/с водоотводные канавы следует укреплять габионными конструкциями в соответствии с методическими рекомендациями [6]. При скоростях потоков свыше 3 м/с канавы следует укреплять сборными железобетонными плитами по ГОСТ 21924.2, монолитным бетоном по ГОСТ 26633, который укладывают на подготовленное песчаное основание в соответствии с тех-

нологическими картами [5].

8.2.2.15. При уклонах местности более 0,005 в канавах следует устраивать перепады и энергогасители в виде колодцев из сборного бетона по ГОСТ 8020. Монтаж на месте выполняется автомобильными кранами. Стыки элементов заделывают цементным раствором или полимерно-битумными герметизирующими материалами (см. 5.1.5).

8.3. Устройство водоотводных быстротоков

8.3.1. На участках с продольным уклоном более 0,03 должны устраиваться быстротоки (см. рисунок 7).

1 – щебеночное основание; 2 – цементобетонные плиты; h – глубина быстротока

Рисунок 7 – Быстроток, укрепленный цементобетонными плитами

8.3.2. Устройство водоотводных быстротоков включает в себя подготовительные, основные и завершающие работы.

8.3.3. К подготовительным работам при устройстве быстротоков относятся:

  • расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;
  • вынос и закрепление оси быстротока, обозначение колышками контуров котлована и кювета в соответствии с ППР;
  • доставка и раскладка вдоль устраиваемого быстротока железобетонных плит по ГОСТ 21924.2 и щебня по ГОСТ 8267 для основания.

8.3.4. При устройстве быстротоков выполняются следующие основные работы:

  • разработка котлована или траншеи по 8.3.6;
  • устройство основания под плиты и блоки по 8.3.7;
  • устройство водобойного сооружения по 8.3.8, 8.3.10.
  • укладка плит по 8.3.11;
  • заделка зазоров между плитами по 8.3.12.

8.3.5. В составе завершающих работ выполняется ликвидация всех временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами.

8.3.6. Котлован следует разрабатывать экскаватором. При наличии в проекте водобойного сооружения на дне котлована следует произвести разбивку положения его блоков. Траншею под блоки следует разработать на 15 – 20 см шире проектной величины для возможности регулирования положения блоков в плане.

При каком уклоне дороги необходимо устраивать быстроток?

Добрый день!
Тут возник вопрос:
Запроектирована грунтовая автомобильная дорога, для обслуживания коммуникаций. Дорога распологается под горой, но рельеф довольно спокойный( самый большой уклон 117 промилле, это около 7 градусов). Запроектированы кюветы разных типов (ж.б трапецевидного, ж.б. треугольного, с одерновкой), один из которых(жб трапецевидный) заканчивается водобойным колодцем высота которого 2,5 м, длина 6,5 м.
Генпланисты не могут объяснить необходимость данного сооружения и почему его нельзя заменить на каменную наброску.
Подскажите пожалуйста, какие нормативные документы нужно посмотреть, чтоб самому разобраться?

Точно не помню название типового, но что-то вроде "Водоотводные сооружения на автомобильных дорогах общей сети Союза ССР".
Там написаны предельные уклоны по кюветам. Если мне не изменяет память, в р-не 40 промилле для устройства быстротока.

117 полмилле для дороги - дофига.

Если мне не изменяет память, в р-не 40 промилле для устройства быстротока

Подрядчик просит заменить Тип 4 на Тип 3. Тип 4 заканчивается быстротоком.

Читайте также: