Урок технологии 5 класс древесина пиломатериалы и древесные материалы

Обновлено: 18.05.2024

§ 3. Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Древесина — это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода — это вид многолетнего древесного растения. Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья (дуб, берёза, липа, осина, бук и др.), и хвойные, имеющие листья в виде иголок (ель, сосна, кедр, лиственница и др.).

Строение древесины хорошо видно на разрезах ствола дерева (рис. 2). Снаружи ствол покрыт корой 1. Под ней находится молодой слой древесины заболонь 7, а в середине ствола, по всей его длине — мягкая сердцевина 2. Пригодная для применения древесина находится между корой и сердцевиной. Луб 3 — это внутренний слой коры, который проводит по стволу от корней до листьев питательные вещества.

Если разрезать ствол поперёк, то можно на срезе увидеть годичные кольца (годовые слои) 4, которые образуются ежегодно при росте дерева. Подсчитав их, можно определить возраст дерева. На поперечном разрезе некоторых лиственных пород (например, дуба) отчётливо видны светлые, направленные от сердцевины к коре линии — сердцевинные лучи 5.


Рис. 2. Строение ствола: 1 — кора; 2 — сердцевина; 3 — луб; 4 — годичные кольца; 5 — сердцевинные лучи; 6 — ядро; 7 — заболонь

Древесина некоторых пород не одинаково окрашена (дуб, рябина, сосна, лиственница и др.) — вокруг сердцевины она более тёмная, чем у коры. Такую тёмную часть называют ядром 6.

Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др.

Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон (рис. 3, 4). Породы древесины различают по цвету, текстуре, запаху, твёрдости.

Лиственные породы (рис. 3). Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве.


Рис. 3. Текстура лиственных пород древесины

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов.

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой.

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др.

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это — твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков.

Хвойные породы (см. рис. 4). Ель имеет древесину бело-жёл- -того цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др.


Рис. 4. Текстура хвойных пород древесины

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели.

Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на тексгуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении.

Пиломатериалы

Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль (рис. 5, а, 6) и получают пиломатериалы, доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины. Пиломатериалы имеют следующие элементы (рис. 6): пласть, ребро, торец, кромка.


Рис. 5. Виды пиломатериалов: а — бревно с разметкой; б — виды пиломатериалов: 1 — горбыль; 2 — бруски; 3 — доска необрезная; 4 — брус; 5 — доска обрезная


Рис. 6. Элементы пиломатериалов: 1 — пласть; 2 — ребро; 3 — торец; 4 — кромка

Древесные материалы

Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.

Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из измельчённой древесины. ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон — это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7). Фанера — это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны.


Рис. 7. Получение лущёного шпона: 1 - бревно; 2 — лущильный нож; 3 — лента шпона; 4 — прижимная линейка

Для изготовления фанеры (рис. 8) подготовленные и нарезанные листы шпона намазывают клеем. Затем накладывают друг на друга, чтобы направление волокон в листах было взаимно перпендикулярным, и сжимают под прессом до полного склеивания. Такое перекрёстное расположение волокон делает фанеру прочным материалом. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении.


Рис. 8. Изготовление фанеры из листов шпона: а — расположение волокон на соединяемых клеем листах шпона; б — клеёная фанера

Лабораторно-практическая работа № 1

Распознавание древесины и древесных материалов

  1. Получи у учителя образцы древесины, изучи их текстуру, определи цвет, запах, твёрдость. Запиши в таблицу в рабочей тетради изученные свойства древесины.
  2. Проведи такой опыт: вдавливая в поверхность каждого образца шило (не вращая его), определи, какие породы твёрдые, а какие — мягкие.
  1. Рассмотри имеющиеся в учебных мастерских пиломатериалы, определи их название, найди их основные элементы.
  2. Изучи образцы древесных материалов: ДСП, ДВП, шпона, фанеры. Определи количество слоёв в образце фанеры и измерь линейкой его толщину.

Новые слова и понятия

Древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).

План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Жуматаева Галина Леонидовна

Ознакомление учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением. Презентация к материалу.

ВложениеРазмер
plan_uroka.docx 19.19 КБ
презентация к уроку 1.93 МБ

Предварительный просмотр:

по технологии 5 класс

Составитель: учитель технологии ГБОУ СОШ №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга им. С. Дудко

Жуматаева Галина Леонидовна

Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.

I. Вводная часть.

1. Закрепление пройденного материала.

Вопросы для повторения

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (Заготовки)

2.Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)

II. Изложение нового программного материала.

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок для изготовления различных изделий необходимо учитывать породу древесины и ее строение. Из уроков природоведения вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными породами, а имеющие хвою- хвойными. К лиственным породам относятся: береза, осина, липа, ольха и др. Хвойными породами являются: сосна, ель, кедр, пихта и др..

Растущее дерево состоит из кроны (сучьев, ветвей, листьев или хвои), ствола и корней.

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца.

Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи. Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. " Камбий " - от латинского " обмен " (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным . Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате распила годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели. Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке Австралии породы красного дерева, дающие древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.

При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья , бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро .

В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.

Как ее получают?

Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона . Шпон в переводе с немецкого - " щепка ". Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м. При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается .

Где ее применяют?

В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.

Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.

Что из них изготавливают?

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях

А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.

В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?

Они боятся сырости.

Ш. Практическая часть

1.Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.

Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).

IV. Заключительная часть.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.

Прочитать учебный материал стр.40-45

Подобрать древесину и охарактеризовать принадлежность ее к определенной породе, данные записать в тетрадь.

Конспект урока "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы "
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Бадмаев Замбулан Заятович

Цели урока: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_drevesina_pilomaterialy.docx 35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии в 5 классе

Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Цели урока : ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи урока : научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия.

УМК : Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.

Оборудование : образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, фанера, шпон).

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по теме «Природные материалы».

Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).

2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).

3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).

4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).

5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).

6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: Древесина – это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода – это вид многолетнего древесного растения.

Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья, и хвойные, имеющие листья в виде иголок. [Л3]

Учитель: Ребята, а какие лиственные породы вы знаете? (Ответ: дуб, берёза, липа, осина, бук и др.).

Учитель: Приведите примеры известных вам хвойных пород. (Ответ: ель, сосна, кедр, лиственница).

Учитель: А почему лиственница так называется, хотя относится к хвойной породе? (Ответ: так как у неё на зиму опадает хвоя, как листья у лиственных пород).

Учитель: Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: ствол, корень, ветки (сучья), листья или хвоя).

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Учитель: Рассмотрим строение ствола дерева.

Далее обучающиеся самостоятельно читают материал на страницах 10-11 [Л3] от слов «Строение древесины хорошо видно…» до слов «…такую тёмную часть называют ядром».

Затем можно обсудить этот материал, уточнить непонятные моменты.

При демонстрации строения ствола дерева (на отрезке древесины) можно предложить школьникам определить (посчитать по годичным кольцам) возраст дерева. [Л1]

Учитель: Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др. [Л3]

Учитель: Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон. [Л3]

Далее учителю необходимо подготовить и показать ученикам образцы древесины лиственных пород: дуба, берёзы, осины, липы, клёна и др., а также хвойных пород: ели, сосны, лиственницы и др. Эти образцы желательно покрыть бесцветным лаком для сохранения на длительное время их цвета и текстуры. [Л1]

Одновременно с этим целесообразно продемонстрировать изделия из различных пород древесины, например из древесины берёзы – ручки столярных инструментов, клёна – колодка для рубанка, осины – спички и т.п. [Л1]

Учитель: Рассмотрим подробнее лиственные породы.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве. [Л3]

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов. [Л3]

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой. [Л3]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это – твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков. [Л3]

Учитель: Рассмотрим теперь хвойные породы.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Ель имеет древесину бело-жёлтого цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели. [Л3]

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Лиственница – единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на текстуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении. [Л3]

Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.

Учитель: Что же такое пиломатериалы?

При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, кромка, торец, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины. [Л1]

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Учитель: Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль и получают пиломатериалы:

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

а) доски обрезные,

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

б) доски необрезные,

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда (Слайд 20).

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка. [Л3]

Учитель: Выясним теперь особенности древесных материалов.

Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом. [Л1]

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда (Слайд 21).

Учитель: Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда (Слайд 22).

Древесноволокнистые плиты ДВП прессуют в виде листов из измельчённой древесины. [Л3]

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда (Слайд 23).

Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7, страница 14 [Л3]).

Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда (Слайд 24).

Фанера – это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны. [Л3]

Далее обучающиеся самостоятельно читают последний абзац на странице 14 [Л3] об изготовлении фанеры.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: сформировать навыки распознавания древесины и древесных материалов, обоснованного выбора необходимого материала для изделий.

Задачи: научить обучающихся распознавать древесину и древесные материалы.

Методы обучения: лабораторно-практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 1 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Для проведения лабораторно-практической работы № 1 из учебника учителю необходимо подготовить 15-30 образцов древесины различных пород, для того чтобы каждый ученик изучил образцы двух лиственных (твёрдую и мягкую) пород и одной хвойной породы. Размеры образцов примерно 6 х 4 х 1 см 3 .

В ходе практической работы ученики выполняют п. 1-4 задания 1 в рабочей тетради. В завершении – п. 5 «Проверь себя». [Л1]

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л2] на странице 4-5 и выполняют задание 1 (1, 2, 3, 4, 5).

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по технологии. Пиломатериалы и древесные материалы 5 класс.

Цели урока : ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи урока : научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия.

УМК : В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальная технология 5 кл. – М.: Вентана - Граф, 2013г.

Оборудование : образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, фанера, шпон).

1.Организационный момент.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник (их нет), рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по теме «Древесина как природный материал».

Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист, в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).

2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).

3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).

4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).

5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).

6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с пиломатериалами и их областью применения, формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Пиломатериалы и древесные материалы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: ствол, корень, ветки (сучья), листья или хвоя).

Учитель: Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др.

Учитель: Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон.

Учитель: Что же такое пиломатериалы?

При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, кромка, торец, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины.

Учитель: Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль и получают пиломатериалы:

а) доски обрезные,

б) доски необрезные,

Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины.

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка.

Учитель: Выясним теперь особенности древесных материалов.

Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом.

Учитель: Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.

Древесноволокнистые плиты ДВП прессуют в виде листов из измельчённой древесины.

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением).

Фанера – это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: сформировать навыки распознавания древесины и древесных материалов, обоснованного выбора необходимого материала для изделий.

Задачи: научить обучающихся распознавать древесину и древесные материалы.

Методы обучения: лабораторно-практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

В ходе практической работы ученики выполняют задания в рабочей тетради.

Отметь стрелками, какие материалы относятся к пиломатериалам, а какие – к древесным.

Пиломатериалы Древесные материалы

Древесноволокнистая плита (ДВП)

Получи у учителя образцы древесных материалов, изучи их. Определи количество слоёв в образце фанеры и измерь линейкой его толщину. Результаты занеси в таблицу.

Проверьте себя. Верны ли следующие утверждения?

В рабочих тетрадях заполните таблицу 2 (если утверждение верное, то ставьте «+» в колонке «Да»; если утверждение неверное, то ставьте «+» в колонке «Нет»).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.

При выставлении оценки за урок нужно учитывать также правильность выполнения заданий из рабочей тетради.

5.Задание на дом.

Выучить конспект (записи в тетрадях). Используя сеть интернет прочитать тему в учебнике В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальная технология 5 кл. – М.: Вентана - Граф, 2013г.

Занятие№2 «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» (5 класс) с технологической картой урока

Цель урока : ознакомить обучающихся с природным конструкционным материалом — древесиной, строением древесины и областью её применения, пиломатериалами и древесными материалами; научить различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия; воспитывать бережное отношение к природе; формировать и развивать экологическое мышление.

• Образовательная: ознакомить обучающихся с природным конструкционным материалом — древесиной, строением древесины и областью её применения, пиломатериалами и древесными материалами;

• Развивающая: научить различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия;

• Воспитательная: формировать и развивать экологическое мышление.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: Личностные, Регулятивные, Познавательные.

Опорные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, годичные кольца), текстура, пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка), древесные материалы (фанера, шпон).

Планируемые результаты обучения.

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету

Понимание и определение понятий древесина, строение

древесины, пиломатериалы, древесные материалы.

Уметь различать древесину.

Участвовать в индивидуальной и коллективной

творческой деятельности при выполнении практической работы.

- Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

- планирование собственной деятельности, оценка

качества и уровня усвоения.

- извлечение необходимой информации из беседы,

- учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Структура урока (технологическая карта урока) 80мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап 2 мин.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения о уроке:

- основные сведения о древесине как природном конструкционном материале;

- виды древесных материалов: шпон, пиломатериал, фанера. Области применения древесных материалов.

Отходы и их использование.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Планируют варианты выполнения творческого проектного задания.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

3. Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания и умения по предмету в начальной школе о значении древесины и применении древесины в окружающей обстановке. Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные : умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения о строении древесины, породах древесины; видах пиломатериалов и элементах (пласть, ребро, торец, кромка), и древесных материалах.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи у доски и в рабочей тетради.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 7 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

- объясните, как вы считаете, в чем назначение древесины;

- строение древесины и породы древесины;

- пиломатериалы и элементы;

- древесные материалы их применение;

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 40 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Выполнение лабораторно-практической работы№1«Распознавание древесины и древесных материалов». Раздача образцов пород древесины.

Текущий инструктаж : во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

Использование презентации рабочей тетради..

Ученики выполняют п. 1-4 задания №1 в рабочей тетради. В завершение — п. 5 «Проверь себя».

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные : организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Конспект урока технологии в 5 классе на тему: "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы"

Оборудование : Учебник по технологии Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, индустриальные технологии, 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс. Образцы материалов и пиломатериалов. Мультимедийное оборудование. Презентация « Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».

Планируемые результаты :

Предметные: освоение новых знаний о древесине, пиломатериалах и древесных материалах; приобретение умения распознавать породы по текстуре, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду.

Метапредметные:

регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;

познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия : древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы.

Методы и формы обучения : Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения; формы: групповая, , индивидуальная.

Читайте также: