Укладка бетона с помощью бетононасоса

Обновлено: 26.04.2024

Укладка бетона с помощью бетононасоса

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОБЕТОНОНАСОСА

Основные указания по работе автобетононасоса

1. Бетонирование монолитных перекрытий (рис.18) осуществляется автобетононасосом марки "Путцмайстер" или "Штеттер", автобетоносмесителя на базе КАМАЗ-5510 со стоянки, отмеченной на плане. Работы по бетонированию монолитного перекрытия выполняются по захваткам.

Рис.18. Подача бетонной смеси автобетононасосом:

а - общий вид; б - схема возможных положений стрелы автобетононасоса (цифрами в метрах указана дальность подачи); 1 -гибкий рукав; 2 - шарнирно-сочлененная стрела; 3 - бетоновод; 4 - гидроцилиндр; 5 - бетононасос; 6 - приемный бункер насоса; 7- автобетоносмеситель

2. До начала работы автобетононасоса должны быть выполнены следующие работы:

2.1. Подготовлено место для стоянки автобетононасоса.

2.2. Ограждена зона производства работ и установлены предупредительные надписи.

2.3. Подготовлена площадка 10x10 м под автобетононасос (рис.19).

Рис.19. Подача бетонной смеси

2.4. Установлено по ГОСТ 23407-78 сигнальное ограждение вокруг опасной зоны производства работ.

2.5. Устроена площадка для мойки колес автобетоносмесителей.

2.6. Подведен временный водопровод и заготовлен бак емкостью 0,6 м для запаса промывочной воды (на конце бетоновода приготовить емкость для сбора промывочной воды), подведена электроэнергия и обеспечено освещение рабочих мест;

2.7. Подготовлены необходимые инструменты, машины и приспособления для ведения бетонных работ.

2.8. Обеспечены безопасные условия работы по укладке бетонной смеси (выполнены средства подмащивания. обеспечены безопасные проходы, при необходимости разработан график совместного производства работ на стройплощадке нескольких организаций).

2.9. Налажена надежная звуковая связь между машинистом и рабочими.

3. Подача бетонной смеси на междуэтажное перекрытие осуществляется стрелой автобетононасоса (рис.20) с помощью бетоноводов, которые подсоединяются к стреле автобетононасоса и устанавливаются на опоры. Бетонирование осуществляется методом "на себя" с последовательным демонтажом звеньев бетоновода.

Рис.20. Схема организации рабочего места при бетонировании монолитной плиты

4. Автобетононасос допускается к работе только после установки выносных опор (рис.21).

Рис.21. Вид опор под бетоновод:

а - инвентарная телескопическая стойка; б - инвентарные козелки из арматурной стали

Перекачка бетонной смеси автобетононасосом без предварительной прокачки "пусковой" смесью запрещена.

5. Случайные и организационные перерывы в работе автобетононасоса (например, перебазирование на другую стоянку) не должны превышать 15-20 мин.

Подготовка строительной площадки к установке бетононасоса.

За два дня до срока предоставления автобетононасоса, строительная организация обязана передать по акту стройплощадку, выполнить следующие требования по ее подготовке.

1. Обозначить зону производства работ установкой предупредительных знаков и надписей. Опасные зоны оградить согласно ГОСТ 23407-78.

2. Определить фронт работ, обеспечивающий бесперебойную укладку бетонной смеси при двухсменной работе бетононасоса.

3. Подготовить спланированную площадку с покрытием из сборных ж/б плит для размещения автобетононасоса, а также спланировать площадку со щебеночным покрытием для бункера-перегружателя, обеспечивающую свободный подъезд автосамосвалов и стрелового крана для установки бункера-перегружателя.

4. Обеспечить заземление бункера-перегружателя.

5. Подвести и подключить эл. энергию к бункеру-перегружателю и обеспечить электрическое освещение площадки в 25 лк в зоне укладки бетонной смеси. Контроль за состоянием питающего электрокабеля и заземления бункера в период производства работ осуществляется службой энергетика СУ.

6. Подвести временный водопровод или заготовить бак емкостью 1,5 м для запаса промывочной воды (и зимнее время обеспечить горячей водой в том же объеме).

Требование к бетонным смесям.

1. Перед перекачкой бетонной смеси внутреннюю поверхность бетоноводов автобетононасоса необходимо "смазать" песчано-цементным раствором ("пусковая" смесь). Необходимый объем "пусковой" смеси составляет 30-60 л.

2. Бетонные смеси и материалы для их приготовления должны удовлетворять требованиям стандартов, СНиП и специальным требованиям, предъявляемым к бетонным смесям перекачиваемым по трубопроводам. Подвижность бетонной смеси по осадке конуса должна быть не менее 8 см. Размер крупной фракции заполнения должен быть не более 30 мм.

3. В бетонные смеси, перекачиваемые в жаркое летнее время, рекомендуется введение добавок - замедлителей схватывания.

4. В бетонные смеси, перекачиваемые в зимнее время, обязательно введение пластификаторов.

5. Непригодными к перекачке автобетононасосом являются бетонные смеси:

- расслоившиеся при перевозке;

- размытые дождем при перевозке;

- с недопустимыми размерами крупной фракции;

- с отсутствием какого-либо компонента или с нарушенным соотношением компонентов;

- с осадкой конуса менее 8см.;

- охлажденные до температуры ниже +10 °С.

Условия эксплуатации автобетононасосов.

1. Перекачка бетонной смеси автобетононасосом без предварительной прокачки "пусковой" смесью запрещена.

2. Максимальное время перерывов без перекачивания бетонной смеси не должно превышать 15-20 минут. Суммарное время ожидания с перекачиванием бетонной смеси может составлять 2-2,5 часа, после чего обязательна прочистка и промывание всех контактирующих с бетонной смесью частей автобетононасоса и бункера перегружателя.

3. Строительная организация ежедневно выделяет в помощь, при эксплуатации автобетононасоса одного-двух рабочих. После окончания перекачки бетонной смеси эти же рабочие производят очистку и промывку бункера-перегружателя и уборку площадки.

4. Температура укладываемой бетонной смеси в зимний период должна быть не ниже +10 °С. Оставлять бетонную смесь в бетоноводе свыше 15 минут запрещено во избежание ее замерзания.

использование автобетононасосов в зимнее время при температуре воздуха ниже -18 °С без утепления бетоноводов, предварительного подогрева бетонной смеси; при сильном дожде, размывающем бетонную смесь;

при сильном тумане, снижающем видимость.

Организация безопасных условий производства работ.

1. Все работы выполнять в соответствии с требованиями СНиП 12-04-2002 "Техника безопасности в строительстве", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве"; "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ 01-03.

2. При совместной работе на объекте бетононасосов, стреловых и башенных кранов необходимо соблюдать следующие требования:

автобетононасос устанавливать за пределы опасных зон действия монтажных кранов;

зоны действия монтажных кранов и автобетононасоса не должны пересекаться, а расстояние между этими зонами должно быть не менее 5 м плюс максимальных габарит поднимаемого монтажным краном груза;

при необходимости совместной работы автобетононасоса и монтажных кранов, работы производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасную работу по перемещению грузов кранами, назначенного приказом по строительному управлению.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящая технологическая карта предназначена для руководства при укладке бетонной смеси в перекрытия с помощью автобетононасоса при транспортировке бетонной смеси автобетоносмесителями либо автосамосвалами с перегрузкой бетона в приемный бункер автобетононасоса. Основные технические характеристики автобетононасосов представлены в таблице 1.

1.2 Карта разработана в соответствии с Руководством по разработке технологических карт в строительстве (ЦНИИОМТП, 1998 г.) и учетом требований СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

1.3 Материально-технические ресурсы, калькуляция затрат труда и машинного времени приведены на укрупненный измеритель конечной продукции - 100 м 2 монолитного перекрытия.

1.4 Привязка технологической карты к конкретным объектам и условиям производства работ состоит в уточнении объемов работ, калькуляции затрат труда, графика производства работ, данных потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, мероприятий по охране труда.

1.5 Настоящей картой опалубочные и арматурные работы не рассматриваются.

1.6 Форма использования карты предусматривает включение ее в базу данных по технологии и организации строительных процессов автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), проектировщика, подрядчика и заказчика.

Таблица 1 - Основные технические характеристики автобетононасосов

«Швинг» BPL 600 HD

Максимальная подача на выходе из распределительного устройства, м 3 /ч

Высота подачи бетона с помощью бетонораспределительной стрелы, м

Дальность подачи по вертикали, м

Дальность подачи по горизонтали, м

Подвижность перекачиваемой смеси, см

Наибольшая крупность заполнителя, мм

Установленная мощность привода, кВт (л.с.)

Диаметр бетоновода (внутренний), мм

Объем загрузочной воронки, м 3

Высота загрузки, мм

Поворот стрелы, град.

в вертикальной плоскости

в горизонтальной плоскости

Габаритные размеры в транспортном положении, м

Масса снаряженного автобетононасоса, кг

25000 или 22860

MB * 2631/41 или КРАЗ250К

2 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1 До начала укладки бетонной смеси в перекрытия должны быть выполнены подготовительные работы в соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», а также все работы в соответствии с рекомендациями настоящей карты.

Кроме того, необходимо:

- установить опалубку, арматуру, закладные детали перекрытия;

- проверить точность установки, прочность и герметичность опалубки;

- произвести приемку выполненных арматурных и опалубочных работ;

- организовать надежную звуковую связь в рабочей зоне;

- обеспечить строительную площадку средствами пожаротушения и сигнализации;

- устроить освещение рабочей зоны;

- выполнить ограждения проемов, лестничных клеток и по периметру перекрытий здания;

- подготовить горизонтальную площадку для автобетононасоса;

- смонтировать стационарный бетоновод (при необходимости);

- наметить место промывки бетоновода и условия слива отходов;

- подготовить резервные места для приема бетонной смеси из автобетоносмесителей;

- очистить опалубку и арматуру в зоне бетонирования;

- смазать поверхность опалубки.

2.2 В настоящей карте укладка бетонной смеси в перекрытия производится автобетононасосом на примере СБ-170-1 в комплекте с автобетоносмесителями СБ-92-1А.

Выбор автобетононасоса осуществляется с учетом его производительности и объемов выполняемых работ, высоты и площади здания.

Рабочая зона распределительной стрелы в вертикальной плоскости автобетононасоса СБ-170-1 представлена на рисунке 1.

Определение средне-сменной эксплуатационной производительности автобетононасоса СБ-170-1 приводится в приложении 1.

Расчет необходимого количества автобетоносмесителей, способных обеспечить загрузку автобетононасоса, приводится в приложении 2.

2.3 Работы по укладке бетонной смеси в перекрытие производятся в строгом соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.4 Укладка бетонной смеси в перекрытие ведется по захваткам в определенном порядке (рисунок 2). Захватки назначаются из условия сменной (суточной) эксплуатационной производительности автобетононасоса, минимального расстояния подачи бетонной смеси согласно паспорта и от того, ведется ли бетонирование только с помощью стрелы автобетононасоса или с помощью бетоновода.

Привязка автобетононасоса к объекту, представленная на рисунке 3, меняется в зависимости от отметки перекрытия, в которое укладывается бетонная смесь.


Рисунок 1 - Рабочая зона распределительной стрелы в вертикальной плоскости автобетононасоса СБ-170-1


1 - строящееся здание; 2 - автобетононасос СБ-170-1; 3 - автобетоносмеситель СБ-92-1 А; 4 - временное ограждение; 5 - временная автодорога; 6 - стационарный бетоновод d = 125 мм; 7 - распределительный рукав; 8 - опоры бетоновода; 9 - стрела бетононасоса; 10 - опалубка; 11 - забетонированные захватки; 12 - бетонируемая захватка; 13 - рабочий шов; 14 - емкость для слива загрязненной воды; I - VI - номера делянок

Рисунок 2 - Укладка бетонной смеси в перекрытие

6 - стационарный бетоновод d = 125 мм

Рисунок 3 - Привязка автобетононасоса

2.5 Бетонная смесь, предназначенная для перекачки по трубопроводам, подбирается расчетно-экспериментальным путем.

Гранулометрический состав, пластичность и однородность смеси должны обеспечивать проектные характеристики бетона конструкции (прочность, водонепроницаемость, морозостойкость и т.д.).

2.6 В зависимости от вида смеси, загруженной в автобетоносмеситель перед транспортировкой, работа автобетоносмесителя возможна в трех режимах:

- периодическое включение и выключение барабана во время транспортирования смеси до объекта, но при обязательном перемешивании в течение 10 мин. перед разгрузкой (для готовой смеси);

- включение барабана непосредственно после его наполнения (для жестких смесей);

- включение барабана в пути следования или при подъезде к строительному объекту за 10 - 20 мин. до разгрузки (для сухих смесей).

Барабаны автобетоносмесителей промываются водой после каждой перевозки бетонной смеси и после каждой рабочей смены. С этой целью необходимо предусматривать водоразборное устройство с гибким шлангом и место слива отходов.

Объем сливаемых отходов зависит от типа автобетоносмесителя и составляет 200 - 350 л.

По истечении 120 машино-часов работы автобетоносмесителя следует осмотреть внутреннюю полость барабана и, в случае обнаружения налипшего на лопасти или на стенки затвердевшего бетона, очистить его. При необходимости осуществить подварку или наплавку износившихся кромок лопастей смесительного барабана.

2.7 Установка автобетононасоса на строительной площадке организуется таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную работу насоса. Автобетононасос устанавливается на выносные опоры (аутригеры) для устойчивого его положения в работе. Шарнирная трехсекционная полноповоротная стрела переводится в рабочее положение и производится проверка работы бетононасоса на холостом ходу (обкатка).

Эксплуатация бетононасоса производится в ручном и автоматическом режимах. Ручной режим применяется при подготовке насоса к работе, пуске, укладке в дело небольших объемов бетонной смеси, промывке бетоноводов по окончании работы. Автоматический режим эксплуатации бетононасоса является наиболее оптимальным. Он применяется при больших объемах бетонирования.

В случае вынужденных перерывов в работе автобетононасоса в загрузочном бункере должно оставаться 0,1 - 0,2 м бетонной смеси для периодического включения насоса для работы «на себя».

Техническое обслуживание и ремонт автобетононасоса производятся только после остановки двигателя и сброса давления в системе до атмосферного.

При перемещении автобетононасос должен находиться в транспортном положении.

2.8 Звенья трубопровода должны стыковаться на быстроразъемных инвентарных соединениях, обладающих прочностью и герметичностью, при этом особое внимание должно уделяться устранению дефектов (трещин, отверстий и т.д.). Неплотности в соединении повышают опасность возникновения пробок.

Концевые участки бетоноводов должны выполняться только из резинотканевых распределительных шлангов, входящих в комплект автобетононасоса.

Углы поворотов трассы бетоноводов из металлических труб могут выполняться из инвентарных металлических отводов или из гибких резинотканевых шлангов.

Использование резинотканевых шлангов позволяет выполнить поворот трассы на любой угол от 0 до 90° при прохождении трассы по труднодоступным участкам и при пересечении различных преград.

В связи с большой массой труб, заполненных бетонной смесью, горизонтальные участки бетоноводов должны монтироваться на прочных опорах (подкладки, козлы, подмости, леса, выдвижные трубчатые стойки и т.п.), исключающих провисание труб. Расстояние между опорами не должно превышать 2,5 м.

Каждое звено бетоновода на горизонтальных участках крепится хомутами к инвентарным опорам. Во избежание разрыва соединений запрещается закреплять или укладывать на какие-либо опоры верхнее и нижнее колена стояка бетоновода.

2.9 Перед эксплуатацией автобетононасоса проверяется работа всех механизмов, в том числе стрелы. Стрела устанавливается в раскрытом положении или подсоединяется к стационарному бетоноводу.

Для снижения трения бетонной смеси о стенки бетоновода перед запуском автобетононасоса на них наносится смазочный слой из цементного раствора состава 1:2 (1 часть - цемент, 2 части - песок) толщиной слоя 2 - 5 мм в зависимости от состава бетонной смеси и диаметра бетоновода. Кроме того, раствор создает полную герметичность в трубопроводе.

Количество раствора зависит от длины бетоновода и от подвижности бетонной смеси. В среднем на каждый метр бетоновода требуется:

0,006 м 3 - для бетоновода диаметром 150 мм;

0,005 м 3 - для бетоновода диаметром 125 мм;

0,004 м 3 - для бетоновода диаметром 100 мм.

Фактический объем раствора, необходимый для смазки бетоновода, в зависимости от его длины, диаметра и расположения (вертикальное, наклонное, горизонтальное), а также от подвижности бетонной смеси уточняется опытным путем.

2.10 Причинами образования пробок при эксплуатации автобетононасоса являются:

- неправильный подбор состава бетонной смеси, при котором не обеспечивается ее удобоперекачиваемость;

- несоответствие гранулометрического состава заполнителей требуемому;

- избыточное содержание химических добавок в бетонной смеси;

- применение быстросхватывающегося цемента;

- использование частично расслоившейся, плохо перемешанной или начавшей схватываться бетонной смеси;

- недостаточное количество «пусковой смеси», приводящее к отсутствию смазывающей пленки на стенках бетоновода;

- превышение сопротивления движению смеси в трубопроводе давления, развиваемого бетонотранспортными поршнями из-за снижения подвижности смеси;

- утечка цементного молока в местах соединения звеньев бетоновода из-за ослабления замковых соединений или повреждения уплотнений;

- неудовлетворительная очистка и промывка бетоновода;

- сильный нагрев бетоновода в жаркую погоду и значительные перерывы в работе, при которых смесь в трубопроводах находилась длительное время в неподвижном состоянии.

2.11 Обнаружить места образования пробок и устранить их можно следующим образом:

- снижение производительности бетононасоса с одновременным повышением давления в системе указывает на то, что закупорка бетоновода произошла в наиболее удаленном его участке. Пробка удаляется путем отсоединения и очистки конечных звеньев бетоновода;

- при просачивании цементного молока через стыки бетоновода пробка образуется по направлению движения смеси в звене;

- внезапная остановка бетононасоса указывает на образование пробки в поворотной трубе шибера или первом за шибером звене бетоновода. Место образования пробки может быть обнаружено по звуку при простукивании бетоновода деревянным молотком. В местах образования пробок звук более приглушенный.

2.12 После окончания укладки бетонной смеси бетоновод и насос очищаются от остатков бетонной смеси. Очистку бетоноводов допускается производить продувкой сжатым воздухом или водой под давлением, при этом рабочие, не занятые непосредственно выполнением этих операций, должны быть удалены от бетоновода на расстояние не менее 10 м. В конкретных случаях необходимо руководствоваться требованиями инструкции или паспорта завода-изготовителя по эксплуатации автобетононасоса.

Продувка сжатым воздухом применяется преимущественно при длинных бетоноводах. При очистке бетоновода сжатым воздухом необходимо снять концевой распределительный рукав и надеть защитный короб. Очистка бетоновода давлением воды осуществляется с помощью губчатого резинового шара (если не запрещено инструкцией по эксплуатации автобетононасоса).

Снятые звенья должны сразу же очищаться от остатков бетонной смеси при помощи пыжей на шестах и промываться водой.

2.13 Вибраторы и ручной инструмент очищаются от остатков бетонной смеси, промываются водой и вытираются насухо.

2.14 Укладка бетонной смеси на каждой захватке начинается с наиболее удаленной от насоса делянки после обработки рабочего шва и ведется в направлении к месту установки автобетононасоса. Захватки и делянки отделяются друг от друга деревянными брусками, которые крепятся к опалубке перекрытия. Укладка бетонной смеси производится через одну полосу в один слой на полную толщину перекрытия. Бетонирование делянок перекрытия в объеме захватки производится по маячным рейкам. Бетонная смесь, уложенная между ними, разравнивается и уплотняется глубинными вибраторами ИВ-47Б, виброрейками СО-163 и др.

Продолжительность вибрирования в каждой точке должна обеспечивать уплотнение бетонной смеси, основными признаками чего служат прекращение ее оседания и появление цементного молока на поверхности. Вдоль стен и в других недоступных для применения виброрейки местах бетонную смесь уплотняют поверхностным вибратором.

После снятия маячных реек поверхность заглаживается прорезиненной лентой и металлической гладилкой. Перед возобновлением укладки бетонной смеси, по достижении бетоном прочности 1,5 МПа, вертикальная кромка схватившейся бетонной смеси должна быть очищена от цементной пленки, увлажнена и огрунтована цементным молоком.

В жаркую и сухую погоду, после окончания бетонирования, в течение первых дней твердения бетонной смеси производится периодическая поливка его водой. Поливка начинается не позднее чем через 10 - 12 часов, а в жаркую и ветреную погоду через 2 - 3 часа после окончания бетонирования.

Поливка при температуре 15 °С и выше производится в течение первых трех суток днем не реже чем через каждые три часа и не менее одного раза ночью; в последующее время не реже трех раз в сутки.

При температуре воздуха ниже 5 °С поливка не производится. Поверхность перекрытия в жаркую и ветреную погоду укрывается влажной рогожей, опилками или песком на срок не менее 2-х суток. Уход за бетоном прекращается после достижения им 70 % проектной прочности.

При исправлении дефектов больших размеров отбивается весь рыхлый бетон, а поверхность прочного бетона очищается металлической щеткой и промывается водой. Затем раковины заделываются бетонной смесью с мелким щебнем или гравием крупностью до 20 мм. Мелкие раковины после прочистки щеткой и промывки водой затираются цементным раствором.

2.15 Укладка бетонной смеси в перекрытие выполняется комплексной бригадой, состоящей из 3-х звеньев общей численностью 15 человек.

Первое звено, обслуживающее автобетононасос и принимающее бетонную смесь из автобетоносмесителя, состоит из трех человек:

- машинист автобетононасоса 4 разряда - 1 (M1);

- слесарь строительный 4 разряда - 1 (С1);

- бетонщик 2 разряда - 1 (Б1).

Второе звено из четырех человек выполняет работы по монтажу и демонтажу бетоноводов:

- машинист бетоносмесительной установки 4 разряда - 1 (М2);

- слесарь строительный 4 разряда - 1 (С2);

- слесарь строительный 2 разряда - 2 (С3; С4).

Третье звено, производящее укладку бетонной смеси, состоит из 8 человек:

- бетонщики 4 разряда - 4 (Б2; Б3; Б4; Б5);

- бетонщики 2 разряда - 4 (Б6; Б7; Б8; Б9).

2.16 Работа бригады организуется следующим образом:

Бетонщики Б2 и Б3 проверяют исправность вибраторов, инструментов и приспособлений для приемки бетонной смеси.

Машинист автобетононасоса M1 и слесарь строительный С1 устанавливают автобетононасос на ручной тормоз, запускают двигатель и включают коробку отбора мощности при нейтральном положении рычага переключения передач.

Затем они устанавливают автобетононасос на выносные опоры, для него:

- освобождают передние опоры от фиксирующих пальцев;

- включением соответствующих рычагов на пульте управления опускаются обе передние и обе задние опоры на грунт. При недостаточной плотности грунта под башмаки устанавливаются инвентарные подкладки;

- включением соответствующих рычагов на пульте управления автобетононасос устанавливается на выносные опоры, обеспечивается его горизонтальное положение и полная разгрузка колес автомобиля, которые после установки автобетононасоса на выносные опоры должны свободно проворачиваться.

Машинист автобетононасоса M1 и слесарь строительный С1 проверяют исправность механизмов, конструкций, контрольно-измерительных приборов, гидрооборудования и гидроразводки и подключают переносной пульт управления.

К автобетононасосу подъезжает автобетоносмеситель.

Слесари строительные С2, С3 монтируют бетоновод, укладывают его на опоры, устанавливают на стыки резиновые прокладки, закрепляют муфты. Слесарь С4 в процессе работы ликвидирует пробки, очищает бетоновод от остатков бетонной смеси.

Бетонщики Б1 и Б9 готовят в растворном ящике «пусковую смесь» в объеме примерно 0,1 м 3 .

Бетонщик Б2 подает команду машинисту автобетононасоса M1 о начале работ.

Бетонщик Б1 заливает через заливную воронку «пусковую смесь» и систематически очищает решетку загрузочного бункера от сверхразмерных частиц крупного заполнителя.

Машинист автобетононасоса M1 включает автобетононасос на оптимальный режим работы и включает привод мешалки.

Бетонщик Б1 направляет лоток автобетоносмесителя в приемный бункер автобетононасоса и начинается выгрузка бетонной смеси. Приемный бункер загружается бетонной смесью на 5 - 10 см выше лопастей мешалки.

Машинист автобетононасоса M1 включает автобетононасос в режим нагнетания. Включение бетононасоса и подача бетонной смеси должны производиться на медленном ходу при получении подтверждающего сигнала от звена бетонщиков о готовности приемки бетонной смеси в конструкцию. После этого в приемный бункер насоса необходимо подавать бетонную смесь с интенсивностью, равной эксплуатационной производительности автобетононасоса.

До окончания выгрузки первого автобетоносмесителя к бетононасосу подъезжает другой автобетоносмеситель. В связи с интенсивной подачей бетонной смеси бетонщики разделяются на два звена: первое звено Б2; Б3, Б6, Б7 и второе Б4, Б5, Б8, Б9; которые в процессе бетонирования подменяют друг друга в приемке бетонной смеси из бетоновода, разравнивают и уплотняют ее вибраторами.

После окончания укладки бетонной смеси на первой захватке по сигналу бетонщика Б2 машинист автобетононасоса M1 прекращает подачу бетонной смеси, и автобетононасос переезжает на следующую захватку.

При переезде автобетононасоса на новую стоянку машинист автобетононасоса M1 и слесарь строительный С1 переводят его в транспортное положение в порядке, обратном установке.

После окончания смены машинист автобетононасоса M1 и слесарь строительный С1 совместно с бетонщиком Б1 промывают бетоновод распределительной стрелы и бункер.

Бетонщики Б6 и Б8 выполняют уход за готовым бетоном в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

При необходимости уменьшения длины бетоновода слесари строительные отсоединяют часть бетоновода длиной 6 м и снова присоединяют резиновый шланг. Бетонщики продолжают бетонировать последние участки перекрытия, а отсоединенный участок бетоновода разбирают на отдельные звенья, очищают, относят и складывают в штабели.

2.17 Особенностью производства монолитных бетонных работ при отрицательных температурах воздуха является необходимость выполнения мероприятий, обеспечивающих минимальные потери тепла бетонной смеси от момента ее приготовления до укладки в опалубку конструкции, а также обеспечение заданной температуры смеси при ее укладке.

Правила зимнего бетонирования должны соблюдаться в период производства бетонных работ при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С.

Специалистами ОАО ПКТИпромстрой разработаны технологические карты на бетонирование монолитных конструкций при отрицательных температурах воздуха.

2.18 Способы и средства транспортирования должны обеспечивать предотвращение снижения температуры бетонной смеси ниже требуемой по расчету.

При транспортировании смеси допускается не более одной перегрузки - из автобетоносмесителя в бункер бетононасоса.

Место перегрузки смеси должно быть защищено от ветра. Бункер бетононасоса следует защищать от атмосферных осадков.

2.19 При подготовке автобетононасоса к эксплуатации в зимнее время должны быть выполнены мероприятия по обеспечению работы его основных узлов, водяной и масляной систем. Должен быть исключен контакт наиболее уязвимых узлов автобетононасоса (транспортных и масляных цилиндров, баков для воды и масла, трубопроводов маслогидравлической системы и т.д.) с холодным воздухом.

В начальный момент работы автобетононасоса температура пускового раствора и первых порций бетонной смеси в объеме, достаточном для заполнения бетоновода по всей его длине, должна быть, в зависимости от температуры наружного воздуха, не ниже 30 - 40 С ° .

Непосредственно перед началом транспортирования бетонной смеси трубопровод должен быть подогрет горячей водой, паром или теплым воздухом, пропускаемым по трубопроводам.

2.20 Средняя температура бетонной смеси в процессе транспортирования по трубопроводу, включая периоды остановки бетононасоса, не должна опускаться ниже величин, обеспечивающих температуру уложенной в конструкцию бетонной смеси перед началом выдерживания или прогрева:

а) при выдерживании бетона по способу «термоса» - по расчету;

б) при применении различных способов электротермообработки - не ниже 2 °С;

в) при использовании бетона с противоморозными добавками не менее чем на 5 °С выше температуры замерзания раствора затворения.

Возможно транспортирование бетонной смеси с противоморозными добавками нитрата натрия NaNО2. Транспортирование бетонных смесей с добавками хлористых солей не допускается во избежание интенсивной коррозии деталей бетононасоса и трубопроводов. Не допускается также применение поташа, который способствует быстрому загустеванию бетонной смеси.

При транспортировании бетонной смеси по неутепленному трубопроводу остановка автобетононасоса допускается не более 15 мин. При более длительной остановке необходимо принять меры для удаления бетонной смеси из трубопровода. При утепленном трубопроводе допускается остановка автобетононасоса на 20 - 30 мин.

Состояние основания, на которое укладывается бетонная смесь, а также температура основания и способ укладки должны исключать возможность замерзания смеси в зоне контакта с основанием.

Продолжительность вибрирования бетонной смеси должна быть увеличена не менее чем на 25 % по сравнению с летними условиями.

Очистка бункера автобетононасоса и трубопровода производятся подогретой водой. После очистки оставшуюся воду необходимо полностью удалить.

Эксплуатационная производительность автобетононасоса СБ-170-1 составляет 17 м 3 /ч.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ по устройству монолитного перекрытия должен осуществляться специалистами или специальными службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.

3.2 Производственный контроль качества работ включает входной контроль рабочей документации, материалов и оборудования; операционный контроль производства работ по устройству монолитного перекрытия и оценку соответствия выполненных работ.

3.3 Каждая партия бетонной смеси должна иметь документ о качестве, который включает следующие положения:

- наименование вышестоящей организации;

- дата и время отправки бетонной смеси;

- вид бетонной смеси и ее условное обозначение;

- номер состава бетонной смеси;

- класс или марка бетона по прочности на сжатие в возрасте, сут;

- класс или марка бетона по прочности на растяжение при изгибе;

- коэффициент вариации прочности бетона;

- требуемая прочность бетона;

- проектная марка по средней плотности (для легких бетонов);

- наибольшая крупность заполнителя;

- удобоукладываемость бетонной смеси у места укладки, см;

- номер сопроводительного документа.

Требования к составу, приготовлению и транспортированию бетонных смесей приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Требования к составу бетонных смесей

Контроль (метод, объем, вид регистрации)

Наибольшая крупность заполнителей:

Измерительный, журнал работ

- при перекачивании бетононасосом

Не более 0,33 от внутреннего диаметра трубопровода

в том числе зерен наибольшего размера лещадной и игловатой форм

Не более 15 % по массе

- при перекачивании по бетоноводам содержание песка крупностью менее, мм:

3.4 Для лучшего перекачивания бетонной смеси в нее следует вводить пластифицирующие или пластифицирующе-воздухововлекающие добавки в количестве от 0,1 до 0,2 %. Количество добавок принимается в процентах от массы цемента в пересчёте на сухое вещество.

В состав бетонной смеси с крупным заполнителем должно входить такое количество цементного теста, заполнителей и растворной составляющей, при котором не только заполнялись бы пустоты в песке, щебне (гравии) и обволакивались зерна, но и обеспечивалась бы их некоторая раздвижка.

Содержание крупного заполнителя и ориентировочный состав бетонных смесей, пригодных для транспортирования по трубопроводам автобетононасосами, приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Содержание крупного заполнителя бетонных смесей для транспортирования по трубопроводам автобетононасосами

Проект производства работ. Бетонирование железобетонных конструкций здания (сооружения) с применением бетононасосов

В документе содержатся рекомендации и методический пример по составлению проекта производства работ на бетонирование железобетонных конструкций здания (сооружения) с применением бетононасосов (автобетононасосов, стационарных, прицепных). Рассматриваются бетоноукладочные работы традиционным (гравитационным) способом укладки бетонной смеси, а также напорная укладка бетонной смеси методом напорного бетонирования. документ предназначен для строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты производства работ и выполняющих бетонирование железобетонных конструкций.

Методическая документация в строительстве

ЗАО «ЦНИИОМТП»

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ.

БЕТОНИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ)
С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕТОНОНАСОСОВ

МДС 12-65.2014

Москва 2014

В документе содержатся рекомендации и методический пример по составлению проекта производства работ на бетонирование железобетонных конструкций здания (сооружения) с применением бетононасосов (автобетононасосов, стационарных, прицепных).

Рассматриваются бетоноукладочные работы традиционным (гравитационным) способом укладки бетонной смеси, а также напорная укладка бетонной смеси методом напорного бетонирования.

Проект производства работ составлен в соответствии требованиями МДС 12-46.2008 .

Документ предназначен для строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты производства работ и выполняющих бетонирование железобетонных конструкций.

Проект производства работ разработан сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель канд. тех. наук Корытов Ю.А).

Введение

Бетонирование железобетонных конструкций (несущего каркаса) здания (сооружения) включает (в общем случае) приготовление и доставку бетонной смеси, укладку ее в опалубку с вмонтированной арматурой, уплотнение и создание необходимых условий для твердения бетона (уход за бетоном). Бетонирование при этом выполняется с применением бетононасосов (автобетононасосов, стационарных, прицепных), бункеров-бадей и лотков, транспортеров.

Наиболее широко применяются бетононасосы. При этом может осуществляться как традиционное (гравитационное, безнапорное), так и напорное бетонирование. При напорном бетонировании гидродинамическое давление бетонной смеси, создается бетононасосом и высотой слоя бетонной смеси в бетонируемой конструкции. Напорное бетонирование исключает (или сокращает) необходимость вибрационного уплотнения бетонной смеси, сохраняя ее заданное качество. Напорное бетонирование особенно эффективно для сложных пространственных конструкций с насыщенной арматурой.

Бетонирование относится к сложным, ответственным и потенциально опасным строительным работам, поэтому производится по проектам производства работ. От проекта производства работ во многом зависит безопасность эксплуатации бетоноукладочного комплекса машин (автобетоносмесителя, автобетононасоса, бетононасоса с автономной распределительной стрелой).

Проект производства работ содержит полный состав и объем сведений, необходимых для безопасного производства бетонных работ на требуемом уровне качества. Проект производства работ обеспечивает:

- соответствие применяемого бетоноукладочного комплекса машин требованиям и условиям бетонных работ;

- организацию участка производства работ (ограждение и знаки безопасности, места складирования арматуры и опалубки, расстановка временных зданий и сооружений, подъездные пути и т.п.);

- мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации бетоноукладочного комплекса машин;

- качество бетонных работ.

Настоящий проект является типовым проектом производства работ. Проект может быть применен напрямую или откорректирован с учетом местных условий, с внесением в него минимальных изменений и дополнений.

Настоящий проект распространяется на всесезонное бетонирование подземной и надземной частей железобетонной конструкции здания (сооружения) традиционным и напорным методом бетонирования, с применением автобетононасоса (бетононасоса с распределительной стрелой) и автобетоносмесителя. Проект применяется в строительстве, при реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Изложение и оформление проекта производства работ выполнено с учетом требований РД-11-06-2007 и МДС 12-46.2008 .

Проект производства работ согласовывают и утверждают в строительной организации согласно установленном в ней порядке.

Проект предназначен для оказания помощи инженерно-техническим работникам проектных, проектно-технологических и строительных организаций при разработке проекта производства работ на бетонирование с применением бетононасосов.

1 Общие положения

1.1 Бетонирование железобетонной конструкции рассматривается на примере здания средней школы на 450 учащихся (18 классов по 25 учащихся).

Проект производства работ разрабатывается на основании исходных данных, основными из которых являются проектная документация (рабочие чертежи здания) и проект организации строительства . Проект производства работ следует использовать вместе с этими документами.

1.2 Здание расположено в районе плотной городской застройки. Ближайшие здания: жилое 9-ти этажное, нежилое здание переменной этажности (6 - 7 этажей), административное 14-ти этажное здание. Ближайшее к обрезу фундамента школы - нежилое здание, находится на расстоянии 12 м.

За относительную отметку ±0,0 принята отметка пола первого этажа, соответствующая абсолютной отметке 150 м на генплане.

1.5 Бетон плотностью 2500 кг/м 3 , класса по прочности на сжатие В25, марки W4 по водонепроницаемости и F75 по морозоустойчивости. Арматура - стержневая, горячекатаная, периодического профиля класса А500С ( СТО АСЧМ 7-93 ) и гладкая А240 ( ГОСТ 5781-82 ). Устойчивость и прочность каркаса здания на стадиях производства работ обеспечена проектными решениями в соответствии СП 49.13330.2010 и СНиП 12-04-2002 . Часть 2.

1.6 Работы производятся с применением башенного крана типа «Potain MDT98» и бетоноукладочного комплекса машин: автобетононасоса типа СБ-170-1 (СБ-126Б-1, «Штеттер»), бетононасоса стационарного типа СБ-161 (СБ-85, СБ-95) с бетоноводом и автобетоносмесителя типа СБ-159Б (СБ-172А).

В состав бетонных работ входят работы по устройству основных железобетонных элементов здания: фундаментной плиты, колонн и пилонов, стен, перекрытий, лестничных площадок и маршей, лифтовых шахт.

1.7 Работы выполняются непрерывно, как правило, дневными захватками, в последовательности «снизу-вверх», начиная с подземной части (с учетом технологических швов, указанных в рабочих чертежах), то есть с подвального этажа, затем - с первого по четвертый и заканчивая техническим этажом. В связи со сложностью конфигурации здания в плане и относительно большой его протяженностью, работы производятся одновременно в нескольких направлениях, совмещая опалубочные, арматурные и бетонные работы.

Бетонирование производится в основном традиционным (гравитационным) способом, рассматриваются также особенности напорного бетонирования.

1.8 Фундаментная плита сооружается в котловане с естественными откосами с отметки - 3,8 м. Под фундаментную плиту выполняется бетонная подготовка из бетона класса В 7,5 толщиной 100 мм.

1.9 Гидроизоляция стен подвального этажа, соприкасающихся с грунтом, производится с применением гидроизоляционных материалов, например, «Технопласта» ЭПП-4,0, а теплоизоляция - плитами «Пеноплекс-35» толщиной 50 мм.

Обратная засыпка пазух осуществляется после устройства подготовки под пол и устройства перекрытия подвального этажа.

При разработке проекта использованы нормативно-технические документы, основные из которых указаны в разделе 2.

2 Нормативно-технические документы

Свод правил. Решения по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР

Читайте также: