Укажите причину возникновения излома железобетонной шпалы в средней части с разрушением бетона

Обновлено: 01.05.2024

Учебник монтера пути - Дефекты в шпалах и их выбраковка

Негодными, требующими замены считаются деревянные шпалы, имеющие следующие дефекты:
смятие и загнивание древесины под подкладками, после удаления которой толщина шпалы будет менее 11,5 см — для главных и приемо-отправочных путей и менее 10 см — для остальных станционных путей;
разработку костыльных или шурупных отверстий, при которой после высверливания разрушенной древесины диаметр отверстия будет более 40 мм;
выколы древесины между трещинами, поперечные изломы;
сквозные с торца по толщине трещины длиной 1 м в кривых участках пути и сквозные по длине и толщине трещины в прямых;
загнивание с торца, если после обрезки загнивших концов длина шпалы будет меньше 2,5 м, а также с гнилостью в других частях шпалы, при которой шпала не может работать в пути.
Шпалы и брусья, подлежащие ремонту, отмечаются на шейке левого рельса меловым кольцом, а замене — зарубкой топором у правого торца.
Железобетонные шпалы с дефектами делятся на негодные, требующие замены, и дефектные, подлежащие ремонту. К негодным шпалам относятся шпалы:
с трещинами шириной более 5 мм, проходящими через оба отверстия для втулок или закладных болтов;
имеющие сколы у отверстия под втулки или закладные болты И захватывающие более 30% площади подрельсовой площадки;
с разрушением бетона в подрельсовой части, доходящими до втулок;
имеющие разрывы арматуры.

Инструкция по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами, утверждённая распоряжением ОАО "РЖД" № 380р от 12.02.2014

С целью реализации современных требований к устройству, ремонту и содержанию железнодорожного пути с железобетонными шпалами:

1. Утвердить и ввести в действие с 17 февраля 2014 г. прилагаемую Инструкцию по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами.

2. Начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н., начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Пименову И.Я., руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить изучение и выполнение Инструкции, утвержденной настоящим распоряжением, причастными работниками.

3. Признать утратившими силу в системе ОАО "РЖД" с 10 февраля 2014 г. Технические указания по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами, утвержденные Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 17 декабря 2004 г.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 12.02.2014 г. N 380р

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ВЕДЕНИЮ ШПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ШПАЛАМИ

1. Общие положения

Настоящая "Инструкция по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами" (далее - Инструкция) разработана взамен "Технических указаний по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами", утвержденных Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 17 декабря 2004 г.

В Инструкции отражены изменения в ведении шпального хозяйства, разделение железобетонных шпал по типам, новые конструкции железобетонных шпал (далее - шпал) с различными типами рельсовых скреплений (ЖБР-65, АРС-4, КБ-65 и др.).

2. Типы и конструкции железобетонных шпал

2.1. Шпалы в зависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:

- тип I - для раздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса и подкладки к шпале;

- тип II - для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале;

- тип III - для нераздельного рельсового скрепления с резьбовым и шурупно-дюбельным прикреплением рельса к шпале.

Схемы шпал типов I, II и III представлены на рисунках 1-3.


Рисунок 1 - схема шпал типа I


Рисунок 2 - схема шпал типа II


Рисунок 3 - схема шпал типа III

2.2. Конструкция и основные размеры типовых шпал, подрельсовых площадок и расположение в них закладных деталей, используемых для крепления рельсов приведены на чертежах 1-3 приложения N 1 к настоящей Инструкции. На чертежах указаны размеры шпал, подлежащие контролю при их приемке.

3. Указания по применению железобетонных шпал

3.1. Железобетонные шпалы предназначены для применения на железнодорожных путях всех классов, установленных Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации (далее - Положением).

3.2. Порядок применения новых железобетонных шпал первого и второго сорта, старогодных шпал, повторно используемых в пути того или иного класса, группы и категории определяются " Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 г. N 75р.

3.3. Для применения на участках железнодорожного пути, требующих установки охранных приспособлений (контруголков), для всех типов шпал должны быть предусмотрены специальные конструкции, именуемые "мостовыми" и "челноковыми".

На мостах с ездой на балласте следует применять специальные железобетонные шпалы с индексом Ч (челноковые) или М (мостовые), конструкция которых позволяет крепить контруголки с постоянным или переменным расстоянием между ними.

3.4. По применимости в прямых и кривых участках железнодорожного пути разного радиуса шпалы всех типов относят к двум видам:

- для прямых и кривых участков железнодорожного пути радиусом 350 м и более;

- для кривых малого радиуса (349 м и менее) и переходных кривых.

3.5. Для подтипов шпал, предназначенных к укладке в кривых малого радиуса и в переходных кривых, ширина рельсовой колеи включает поправку Дельта А, учитывающую нормируемое уширение рельсовой колеи на участках железнодорожного пути в зависимости от их радиуса. Величину поправки Дельта А необходимо принимать по таблице 1. Для разных подтипов шпал величину поправки Дельта А устанавливают в технической документации.

Значения поправки (Дельта А) к расстоянию А для шпал,
укладываемых в кривых участках железнодорожного пути

Участок железнодорожного пути

Ширина рельсовой колеи 1520 мм

Круговые кривые радиусом 350 м и более

Круговые кривые радиусом 349 м и менее

Примечание - В таблице используют следующие условные обозначения:

S - номинальная ширина рельсовой колеи, мм;

К - обозначение поправки на шпале;

А - расстояние между двумя фиксированными точками на подрельсовых площадках разных концов шпалы, которое измеряют по продольной оси шпалы, мм;

Дельта А - поправка к расстоянию А, мм.

3.6. Для шпал типа II подтипа ШС-АРС-К установлен один типоразмер шпал, отвод ширины колеи в переходной кривой выполняют регулировочными изоляторами в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией.

3.7. Конструкция железобетонных шпал предусматривает установку на них рельсовых скреплений, допущенных к применению на путях соответствующих классов и категорий, включающих упругие прижимные элементы (клеммы, шайбы), амортизирующие нашпальные и подрельсовые прокладки, электроизолирующие втулки или уголки, и другие детали.

3.8. Железобетонные шпалы следует укладывать на щебеночном или гравийно-песчаном балласте.

Конструкция балластной призмы и толщина балластного слоя на путях с железобетонными шпалами должна соответствовать типовым поперечным профилям балластной призмы.

3.9. Земляное полотно перед укладкой железобетонных шпал необходимо обследовать и обнаруженные больные места (пучины, просадки и др.) оздоровить.

3.10. Система ведения хозяйства с железобетонными шпалами должна предусматривать наиболее полное использование их ресурса за счет многократного повторного применения в главных и станционных путях.

4. Технические требования к железобетонным шпалам

4.1. Форма и размеры шпал должны соответствовать утвержденным чертежам.

4.2. Действительные отклонения в размерах не должны превышать предельных значений, указанных в чертежах и в таблице 2.

Допустимые отклонения размеров шпалы

Обозначения размеров шпал

Допустимые отклонения размеров для шпал, мм

Шпалы в зависимости от величины отклонений в размерах подразделяют на два сорта: первый и второй.

4.3. Подуклонка подрельсовых площадок шпал первого сорта должна быть в пределах от 1/18 до 1/22, для шпал второго сорта - от 1/16 до 1/24.

4.4. Пропеллерность расположения подрельсовых площадок по длине шпалы не должна превышать 1/80.

4.5. Отклонения от прямолинейности в плоскости подрельсовых площадок шпалы по всей длине и ширине не должны превышать 1 мм для шпал первого сорта и 2 мм - для шпал второго сорта.

4.6. Угол наклона Бетта упорных плоскостей углублений к плоскости подрельсовых площадок должен составлять:

- для шпал типа I - 55°;

- для шпал типа III - 60°.

4.7. Толщина защитного слоя бетона от верхней поверхности шпалы до крайнего ряда рабочей арматуры должна быть не менее 25 мм и от нижней поверхности - не менее 30 мм.

4.8. На бетонной поверхности шпал не допускаются:

- трещины, за исключением усадочных, с раскрытием не более 0,1 мм по ГОСТ Р 54747-2011;

- местные наплывы бетона на подрельсовых площадках, вокруг головок анкеров, в каналах для закладных болтов и в отверстиях дюбелей;

- раковины (на бетонных поверхностях и вокруг головок анкеров) и околы кромок бетона с размерами и глубиной, превышающими указанные в таблице 3.

Предельные размеры раковин и околов бетона
для шпал первого сорта

Вид поверхности шпалы

Предельный размер, мм

длина по кромке

Кромки упорных плоскостей подрельсовых площадок

Подрельсовые площадки и верхняя поверхность шпалы между подрельсовыми площадками

Прочие участки верхней, боковой и торцевой поверхностей

Для шпал второго сорта размеры раковин и околов бетона допускаются в два раза больше указанных в таблице 3.

Допускается заделка раковин и околов бетона на шпалах с целью перевода их в первый сорт.

4.9. В каналах для закладных болтов шпал типа 1 должны быть установлены вкладыши из полимерного материала, обеспечивающие геометрические размеры канала и электрическое сопротивление шпал. Для шпал типа III должны быть установлены пластмассовые дюбели.

4.10. В каналах для болтов и шурупов не допускаются наплывы бетона, препятствующие установке закладных болтов и путевых шурупов в рабочее положение.

4.11. Электрическое сопротивление шпалы типа III, измеренное между парами прикрепителей, установленных на разных концах шпалы в сухом состоянии, в зависимости от температуры воздуха должно быть не менее указанного в таблице 4.

Нормативные значения электрического сопротивления шпал

Температура воздуха при измерении,

Минимальное электрическое сопротивление, кОм

4.12. Глубина заложения дюбеля в шпале относительно уровня подрельсовой площадки не должна превышать 3 мм.

4.13. Нижняя поверхность шпал должна быть шероховатой, образованной выступающими из бетона частицами заполнителя.

4.14. Маркировка шпал должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ 54747-2011. Допускается маркировка шпал, применяемая ранее (до ввода ГОСТ 54747-2011), до полного износа формооснастки.


Штампование: 1 - тип шпалы; 2 - товарный знак предприятия-изготовителя; 3 - год изготовления; 4 - обозначение кривой.
Маркировка краской: 5 - штамп OTK и номер партии; 6 - обозначение шпалы второго сорта; 7 - обозначение некондиционной шпалы; 8 - временная маркировка шпал, подлежащих ремонту; 9 - знак обращения на рынке.

Рисунок 4 - Схема маркировки шпал

4.14.1. На скосе верхней поверхности одного конца шпалы всех типов штампованием в бетоне при формировании должно быть нанесено обозначение типа шпалы:

- цифрой I - для шпал типа I;

- цифрой II - для шпал типа II;

- цифрой III - для шпал типа III.

Рекомендуется дополнительно наносить номер шпальной формы и ячейки.

4.14.2. В необходимых случаях к обозначению типа шпалы может быть добавлена характеристика подтипа шпалы одной - тремя буквами. Допускается в дополнение к обозначению типа шпалы или вместо него наносить условное обозначение подтипа шпалы.

4.14.3. На скосе одного конца шпалы, предназначенной для кривых малых радиусов и для переходных кривых, штампованием в бетоне при формовании должны быть нанесены буква К и две последние цифры ширины рельсовой колеи на этой шпале в соответствии с таблицей 1 или маркировка в соответствии с утвержденными техническими условиями.

4.14.4. На скосах верхней поверхности в средней части шпалы штампованием в бетоне наносят:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- год изготовления, две последние цифры, не менее чем у 20% шпал каждой партии.

4.14.5. На верхней поверхности в средней части шпалы штампованием в бетоне наносят единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Допускается единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносить несмываемой краской.

4.14.6. В концевой части каждой шпалы на верхней или боковой поверхности несмываемой краской наносят штамп ОТК и номер партии.

4.14.7. Маркировочные надписи наносят шрифтом высотой не менее 50 мм.

4.14.8. На обоих концах шпал второго сорта несмываемой краской наносят поперечную полосу шириной от 15 до 20 мм.

4.14.9. На обоих концах шпал, признанных несоответствующими требованиям ГОСТ Р 54547-2011, наносят несмываемой краской две поперечные полосы шириной от 15 до 20 мм.

5. Правила транспортирования и складирования шпал

5.1. Каждую партию шпал должен сопровождать документ (паспорт) установленной формы о качестве шпал и соответствии их требованиям стандарта или технических условий.

В паспорте качества на шпалу указывают:

- его номер и дату;

- предприятие-изготовитель шпал и его адрес;

- станцию назначения, железную дорогу;

- нормативную документацию (ГОСТ, ТУ);

- класс бетона по прочности;

- число изделий, шт.;

- данные по сертификации (номер сертификата, срок действия).

При комплектовании шпал скреплениями дополнительно выдается паспорт на сборочную продукцию (приложением), в котором указывают:

- наименование элементов рельсовых скреплений;

- техническую документацию на них (ГОСТ, ТУ, номер чертежа и т.д.);

- данные по сертификации (номер сертификата, срок действия).

Документ (паспорт) подписывают ответственный представитель предприятия-изготовителя или инспектор-приемщик ОАО "РЖД" (при наличии инспекции на предприятии).

5.2. Транспортирование и хранение шпал следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 13015-2012 (п. п. с 8.1 по 8.5).

5.3. Шпалы при складировании должны быть уложены в рабочем положении (подошвой вниз).

5.4. Штабели шпал для хранения следует укладывать на деревянных брусьях сечением 150x200 мм или на некондиционных шпалах, или на других подштабельных основаниях. Между рядами шпал типов I и III должны быть уложены деревянные прокладки толщиной не менее 40 мм, для шпал типа И - не менее 90 мм.

5.5. При хранении одних шпал, а также укомплектованных узлами скрепления, в штабелях по высоте должно быть не более 16 рядов. Расстояния между штабелями должны быть не менее одного метра.

5.6. Шпалы разных типов и подтипов, а также первого и второго сорта, транспортируют и складируют отдельно.

5.7. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с железобетонными шпалами следует выполнять требования ГОСТ 12.3.009.

5.8. Шпалы транспортируют в полувагонах или грузовых автомобилях. Транспортирование шпал разных типов и сортов в одном полувагоне или автомобиле не допускается.

5.9. Для шпал, укомплектованных узлами скреплений, которые должны быть закреплены в монтажном положении, необходимо применять деревянные прокладки сечением, обеспечивающим транспортирование и сохранность узлов этих скреплений на шпале без повреждений, располагая их в зоне подрельсовых площадок.

6.1. Каждая партия железобетонных шпал, поставляемая грузополучателю, например - на производственную базу ПМС, сопровождается документом (паспортом) установленной формы (см. п. 4.1 ).

6.2. При выгрузке и штабелировании поступивших шпал необходимо визуально обследовать их качество по внешним показателям (п. 4.8) , а также элементы скреплений, которыми они укомплектованы. Шпалы и элементы скреплений с дефектами отбраковать.

6.4. До выполнения операций по сборке звеньев путевой решетки проводят выборочную проверку качества полученных шпал внешнему виду и по геометрическим параметрам, влияющим на ширину колеи:

- внешний вид шпал для всех типов должен соответствовать п. 4.8 настоящей инструкции;

- для шпал I типа: размеры А, а1;.

- для шпал II типа: размеры A, hг,

- для шпал III типа: размеры А, а1.

6.5. Основные параметры шпал измеряют способами и инструментами, указанными в ГОСТ 54747-2011 и утвержденных технических условиях на шпалы, или аттестованными автоматизированными приборами.

6.6. Из партии шпал в количестве до 240 шт. (1 вагон) вначале берется первая выборка в количестве 3 шпал.

Партию шпал принимают, если в первой выборке нет шпал с отступлениями, превышающими допуски.

6.7. При наличии в выборке шпал с отступлениями, превышающими допуски хотя бы по одному параметру, берется вторая выборка в удвоенном количестве - шесть шпал.

Партию шпал принимают, если во второй выборке не обнаружено шпал с отступлениями, превышающими допуск.

6.8. При неудовлетворительном результате двухступенчатого контроля принимают решение о дальнейшем использовании этой партии, например, путем поштучного контроля их, сортировки на шпалы для прямых участков пути, переходных и круговых кривых.

6.9. На шпалы, не прошедшие входной контроль, составляется акт, а поставщику этих шпал предъявляется претензия в установленном порядке.

7. Особенности сборки, укладки и текущего содержания пути с железобетонными шпалами

7.1. Особенности сборки, укладки и текущего содержания пути в зависимости от типа железобетонных шпал и скреплений приведены в " Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2788р, " Инструкции на сборку, укладку и эксплуатацию пути с различными модификациями рельсового скрепления ЖБР", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23.08.2013 г. N 1815р, " Инструкции на сборку, укладку, эксплуатацию и ремонт пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС на железобетонных шпалах", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2013 г. N 2986р, " Инструкции на сборку, укладку и эксплуатацию пути с промежуточным рельсовым скреплением типа W30 на железобетонных шпалах", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2014 г. N 225р, " Инструкции на сборку, укладку и эксплуатацию пути с анкерным рельсовым скреплением Пандрол-350 на железобетонных шпалах", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 12.11.2012 г. N 2270р.

7.2. При применении железобетонных шпал на мостах с ездой на балласте следует выполнять требования, предусмотренные Указаниями по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах (утвержденными МПС 28.07.87 г.), а также Инструкцией по содержанию искусственных сооружений (№ ЦП-628 ).

7.3. При сборке рельсовых звеньев должна быть измерена ширина рельсовой колеи и при наличии отступлений, выходящих за пределы допусков, проведена ее корректировка путем замены отдельных деталей рельсовых скреплений или шпал.

7.4. В целях контроля правильности сборки и качества электроизолирующих деталей следует периодически проводить выборочную (у 5% звеньев) проверку электрического сопротивления собранных звеньев путевой решетки прибором, прошедшим поверку в установленном порядке. Электрическое сопротивление между двумя рельсами одного звена длиной 25 м должно быть не менее значений, указанных в таблице 5.

Электрическое сопротивление каждого звена измеряют дважды. Второе измерение производят сразу после первого. При втором измерении проводник, подключавшийся ранее к правому рельсу, подключают к левому. Результаты первого и второго измерений складывают и делят пополам.

Если у собранного звена электрическое сопротивление меньше значения, указанного в таблице 5 для данных погодных условий, то на этом звене следует снять один из рельсов и измерить на каждой шпале электрическое сопротивление между двумя подкладками или прикрепителями (закладные болты, шурупы). На тех шпалах, у которых электрическое сопротивление меньше нормативного для одной шпалы (таблица 4), необходимо тщательно обследовать состояние всех электроизолирующих деталей (втулок, прокладок), проверить правильность сборки скреплений и устранить причины пониженного сопротивления (заменить негодные шпалы или изолирующие детали скрепления).

Нормативные значения электрического сопротивления
собранного звена путевой решетки

Температура воздуха, °С

Минимальное электрическое сопротивление звена, Ом

7.5. Звенья путевой решетки с железобетонными шпалами следует укладывать на спланированную поверхность балластного слоя.

7.5.1. При укладке шпал между их подошвой в средней части и спланированной поверхностью балластного слоя следует обеспечивать зазор высотой до 4-5 см и длиной не более чем по 25-30 см в обе стороны от оси колеи.

7.6. Выправку пути с железобетонными шпалами по высоте производят подбивкой или укладкой регулировочных прокладок между рельсом и подрельсовой прокладкой.

8. Дефекты и повреждения железобетонных шпал

8.1. В приложении N 2 к настоящей Инструкции дана классификация дефектов и повреждений, встречающихся в железобетонных шпалах. В этом приложении каждому дефекту присвоен определенный код и схематическое его изображение при двух степенях развития, указаны основные причины возникновения дефекта.

8.1.1. Цифровое обозначение (код) дефекта включает номер группы дефектов и, после точки, степень развития дефекта (первая или вторая). Установлены следующие группы дефектов: 1 - поперечные трещины и изломы, 2 - продольные трещины и расколы, 3 - околы и износ бетона, 4 -разрушение структуры бетона, 5 - износ и повреждения закладных деталей в шпале.

8.2. Причиной дефектов могут быть как скрытые недостатки изготовления шпал, не обнаруженные при их приемке, так и действие на шпалы в пути эксплуатационных и климатических факторов.

8.2.1. При установлении причин возникновения других дефектов шпал принимают во внимание возможные недостатки эксплуатации шпал, указанные в приложении N 2 к настоящей Инструкции.

8.3. Оценку состояния шпал следует производить визуально после удаления с поверхности шпал загрязнений или балласта.

8.3.1. При оценке состояния шпал по трещинам принимают во внимание только видимые невооруженным глазом трещины в бетоне с раскрытием до 1-2 мм, ориентированные поперек и вдоль шпалы.

Беспорядочно расположенные усадочные трещины в бетоне не учитывают.

8.3.2. Глубину выработки бетона на подрельсовой площадке шпалы определяют измерением наибольшего зазора между поверхностью площадки и ребром приложенной к ней линейки.

8.3.3. При оценке шпалы следует отличать разрушение бетона от его окола. При околе бетон плотный, края окола резко очерчены. При разрушении бетона в начальной стадии его поверхность покрыта сеткой мелких беспорядочных трещин или множеством раковин. В дальнейшем бетон рассыпается на отдельные его составляющие - щебень, куски цементного камня. Края зоны разрушения бетона резко не очерчены.

8.3.4. Смятие дюбеля оценивают визуально после снятия элементов скрепления и вывинчивания шурупа из дюбеля. О разрушении материала и резьбы дюбеля судят также по проворачиванию шурупа при его завинчивании в дюбель.

8.4. В главных путях шпалы с дефектами первой степени допускается оставлять до очередного капитального ремонта пути. В станционных и подъездных путях шпалы с дефектами первой степени замене не подлежат.

8.4.1. Шпалы с дефектами второй степени, лежащие по две и более подряд, следует заменять при текущем содержании пути в возможно короткие сроки. Допускается одиночно лежащие шпалы с дефектами второй степени оставлять в пути до очередного среднего ремонта пути, при котором такие шпалы подлежат замене.

9. Повторное применение железобетонных шпал

9.1. Железобетонные шпалы, лежащие в пути по дефектности, подразделяют на две группы: первая и вторая. К шпалам первой группы относят шпалы, не имеющие дефектов и повреждений. К шпалам второй группы относят шпалы с дефектами первой степени развития, указанными в приложении N 2 к настоящей Инструкции.

9.2. К негодным шпалам относят все шпалы с дефектами второй степени развития.

9.3. Железобетонные шпалы первой группы дополнительной маркировке не подлежат. Железобетонные шпалы второй группы обозначают поперечной полосой, наносимой красной краской в средней части шпалы. Негодные шпалы обозначают двумя поперечными полосами, наносимыми черной краской в средней части шпалы.

9.4. Негодные шпалы изымаются из пути в первоочередном порядке и определяется причина появления дефекта.

9.5. При выявлении причины возникновения дефекта из-за отступления при производстве шпал составляется акт и поставщику направляется претензия.

При спорных вопросах возникновения дефектов причины определяются комиссионно с участием производителя, эксплуатирующей организации, ОАО "ВНИИЖТ" и ПТКБ ЦП.

9.6. Все железобетонные шпалы, снимаемые с пути при его капитальном или других видах ремонта, необходимо обследовать и в зависимости от их состояния относить либо к годным для повторного применения, либо к негодным согласно " Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути" (таблица 3.1), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 10.02.2012 г. N 272р.

9.7. Оценка технического состояния и сортировка старогодных железобетонных шпал и брусьев на годные и негодные для повторного использования производится после удаления с поверхности шпал загрязнений согласно п. 3.1.3.1 . "Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути" визуально и с применением измерительных инструментов - штангенциркуля, металлической линейки.

9.8. Годные для применения старогодные железобетонные шпалы и брусья могут быть использованы для укладки в пути 3-5 классов при капитальном ремонте на старогодных материалах, а также всех классов пути при усиленном среднем и среднем ремонте, планово-предупредительной выправке и при текущем содержании пути.

9.9. Для выполнения капитального ремонта пути 3 класса ранее снятая с пути рельсошпальная решетка с железобетонными шпалами на базе ПМС должна быть полностью разобрана, проведена оценка технического состояния и сортировка шпал по годности и только после этого производится сборка новой решетки со шпалами годными для повторного использования.

9.10. Негодные для повторного использования шпалы (брусья) укладке в действующие пути не подлежат, а могут использоваться для железнодорожных обустройств, реализовываться по ценам, установленным на дороге, для нужд дистанций пути, ПМС и других организаций или направляться на утилизацию.

Конструкции и основные размеры
подрельсовых частей типовых железобетонных шпал


Чертеж 1 - Подрельсовая часть шпал типа I с болтовым скреплением



Чертеж 2 - Подрельсовая часть шпал типа III


Чертеж 3 - Подрельсовая часть шпал типа II

Дефекты железобетонных шпал и причины их возникновения


*) при спорных вопросах возникновения дефектов причины определяются комиссионно с участием производителя, эксплуатирующей оргнизации, ОАО "ВНИИЖТ" и ПТКБ ЦП.


*) при спорных вопросах возникновения дефектов причины определяются комиссионно с участием производителя, эксплуатирующей оргнизации, ОАО "ВНИИЖТ" и ПТКБ ЦП.

Укажите причину возникновения излома железобетонной шпалы в средней части с разрушением бетона

На главную СДО Все професии. Набери нужный вопрос в поле поиска КАСКОР Все професии. Набери нужный вопрос в поле поиска АСПТ Все вопросы. Набери нужный вопрос в поле поиска АОС-Д Все вопросы. Набери нужный вопрос в поле поиска ТЕСТЫ Все вопросы. Набери нужный вопрос в поле поиска

С этой клавиатурой вы сможете в 3 раза быстрее вводить текст в поле поиска

Поделится с коллегами:

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ИЛИ НАЖМИТЕ "ВХОД" И ВВЕДИТЕ ПОЧТУ И ПАРОЛЬ ПОВТОРНО! Тесты для обучающихся по профессии монтер пути

Ответ на вопрос находится ниже.

2. Что является элементом верхнего строения пути:
1) закладной болт;
2) балластный слой;
3) основная площадка земляного полотна.

3. Высота рельса Р-65?
1) 180мм;
2) 192мм;
3) 152мм.

4.Что такое берма?
1) полоса между подошвой откоса насыпи и водоотводным сооружением;
2) линия пересечения откоса с основной площадкой земполотна
3) полоса между бровкой и баластным слоем

5. Какое необходимо сверло для отверстия под шурупы?
1) 19 мм;
2) 21 мм;
3) 16 мм.

6. Сколько клемных болтов в скреплении ЖБР-65?
1) 2;
2) 4;
3) 0.

7. Какая максимальная высота насыпи?
1) не более 6 метров;
2) не более 12 метров;
3) более 12метров.

8. Как называется первый мостовой брус?
1) флюгарочный;
2) мауэрлатный;
3) фундаментальный.

9. Для чего служат рельсы?
1)для удержания шаблона
2)для направления движения колёс и передачи напряжений на подрельсовое основание
3) передачи напряжений на подрельсовое основание

10. Длина костыля:
1) 150 мм;
2) 165 мм;
3) 170 мм.

11. Шпалы которые применяются в конструкции бесстыкового пути?
1) деревянные;
2) железобетонные;
3) деревянные и железобетонные

12. Величины укорочений для рельсов длиной 12.5м
1)8см,16см
2)4см,8см,12см
3)4см,8см.12см,16см

13. Минимальная ширина обочины земляного полотна:
1) 20 см;
2) 40см;
3) 60см.

14. Высота деревянной шпалы 1типа?
1) 190см;
2) 180см;
3) 160см.

15. Для чего нужна обочина?
1) для отвода воды от основной площадки земполотна;
2) для складирования материалов ВСП и прохода работников;
3) для обеспечения устойчивости рельсошпальной решётки.

16. Что такое резерв?
1) вспомогательная выемка, которая нарезалась для отвода воды;
2) вспомогательная выемка, из которой брался грунт для отсыпки насыпи из местного грунта;
3) дополнительный грунт для отсыпки насыпи.

17. Сколько болтов находиться на одном конце шпалы при скреплении КБ?
1) 2;
2) 4;
3) 6.

18. К какому виду скреплений относится скрепление КБ?
1) смешанное;
2) раздельное;
3) нераздельное.

19. К какому виду скреплений относиться скрепление ЖБР-Ш?
1) бесподкладочное болтовое
2) бесподкладочное шурупно-дюбельное
3) бесподкладочное раздельное.

20. Что такое продольный профиль пути?
1) проекция оси пути на вертикальную плоскость;
2) проекция оси пути на горизонтальную плоскость;
3) вид на путь сверху.

21. Какое расстояние от торца рельса до 1-го болтового отверстия на рельсах Р65?
1) 96 мм;
2) 84 мм;
3) 112 мм.

22. Что обозначает Р65?
1) площадь поперечного сечения рельса
2) масса погонного метра;
3) маркировка рельса.

23. Вредные примеси при производстве рельсов?
1) кремний, ванадий;
2) сера, марганец,
3) сера, фосфор.

24. Название рельсового стыка с электротяговыми перемычками:
1) изолированный;
2) токопроводящий;
3) объемлющий.

25.Что такое виадук?
1) мост в горной местности ;
2) сооружение, пропускающее одну дорогу над другой ;
3) сооружение выше уровня земли с целью обхода занятой территории.

26. Выберите эпюру шпал на 1 км в кривом участке радиусом менее 1200 м
1) 2000шп
2) 1840 шп
3) 1600 шп

27. Деформации земляного полотна «Балластные корыта» это-
1) отдельно возникающие под шпалами углубления
2) общие под несколькими шпалами углубления вытянутые вдоль пути
3) изолированные значительные углубления
4) широкие углубления вдоль пути

28. Укажите наиболее современный тип верхнего строения на мостах (укажите один вариант ответа).
1) на металлических поперечинах
2) на деревянных брусьях
3) на железобетонных плитах

29. Укажите причину возникновения излома железобетонной шпалы в средней части с разрушением бетона.
1) неправильное опирание шпалы на балласт
2) удары по шпалам при их подбивке
3) чрезмерная затяжка элементов скреплений

30. Ширина подошвы рельса типа Р50
1) 140мм
2) 135мм
3) 132мм

31.Укажите ширину колеи для кривого участка пути с радиусом 1000м ?
1) 1530мм
2) 1520мм;
3) 1535мм

32. Поверхность балластной призмы должна быть-
1)в одном уровне с верхом деревянных и ж.б. шпал
2)на 3 см ниже средней части ж.б. шпал и в одном уровне с верхом деревянных шпал
3)на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части ж.б. шпал

33. При какой величине стыкового зазора при диаметре отверстий в рельсах 36 мм закрывается движение поездов?
1) 30 мм
2) 35 мм
3) более 35 мм

34. Укажите, при какой ширине колеи движение поездов закрывается
1) более 1548 мм и менее 1512 мм
2) более 1546 мм и менее 1512 мм
3) более 1548 мм и менее 1516 мм

35. Выберите меры, принимаемые при выявлении четвёртой степени отступлений
1) ограничить скорость
2) устранить немедленно
3) запланировать устранение в течение 3-х суток

36.Укажитемаксимальную величину возвышения наружного рельса в кривом участке
1) 60 мм
2) 85 мм
3) 150 мм

37. Какой измерительный инструмент, применяется для измерения ширины желобов
1) шаблон КОР
2) штангенциркуль ПШВ
3) рулетка.

38. Укажите нормальную величину подуклонки рельса
1) 1/12
2) 1/22
3) 1/20

39. При каком значении величины отвода ширины колеи движение закрывается
а) более1мм на 1м
б) более 5 мм на 1 м
в) более 3мм на 1м

40. Назовите допускаемый забег рельсовых стыков на прямых участках железнодорожного пути
1) 3 см
2) 8 см
3) 10 см:

41. Укажите величины отклонений, которые не должны превышать от номинальных размеров ширины колеи на прямых и кривых участках железнодорожного пути
1) по сужению - 4 мм, по уширению +8 мм
2) по сужению - 4 мм, по уширению +6 мм
3) по сужению - 2 мм, по уширению +6 мм

42. Назовите, как должен содержаться стрелочный перевод по уровню
1) в одном уровне
2) левая нить по счету километров должна быть выше
3) правая нить по счету километров должна быть выше

43. Перечислите инструмент, относящийся к инструменту строгого учёта .
1) костыльный молоток
2) лом остроконечный
3) ключ торцевой

44. Укажите нормативные допуски для колеи 1520мм в кривых участках пути радиусом 349м и менее.
1) +8 -4
2)+12 -4
3) +8 -2

45. Нормальная величина стыкового зазора для рельсов длиной 25 м
1) от 0 до 22 мм
2) от 10 до 20 мм
3) от 6 до 16 мм

46. Неисправность стрелочного перевода: понижение остряка относительно рамного рельса на 2 мм и более имеряемое в сечении остряка:
1) 40мм и более
2) 50мм
3) 50мм и более
4) 40мм

47. Стандартная величина укорочения рельса длиной 25м
1) 25мм и 20мм
2) 80мм и 40мм
3) 160мм и 80мм

48. При наличии одного стыкового болта на конце рельса при шестидырных накладках-
1) скорость не ограничивается
2) движение закрывается
3) скорость 25км/час

49. Движение закрывается при горизонтальной ступеньке в стыке
1) более 1мм
2) более 3мм
3) более 5мм

50. Назовите, что необходимо сделать перед началом производства работ с использованием гидравлического домкрата
1) протереть домкрат от грязи
2) проверить исправность инструмента
3) проверить вес гидравлического домкрата

51. Укажите допускаемый забег на прямых участках одного изолирующего стыка относительно другого
1) не более 50 мм
2) не более 80 мм
3) более 50 мм

52.Назовите, что обозначает первая цифра кода дефекта рельсов
1).место расположения дефекта по сечению рельса
2).место расположения дефекта по длине рельса
3).причины образования дефекта

53. Что такое эпюра шпал?
1).количество шпал на километре;
2) количество шпал на одном звене
3) расстояние между осями смежных шпал.

54. Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть
1). 1:1,5
2). 1:2
3). 1:1

55.Укажите, для чего предназначены гидравлические домкраты
1) для рихтовки пути
2) для замены отдельных элементов промежуточных скреплений
3) для перешивки пути

56. Корпус передвижной электростанции должен быть заземлен специальным заземлителем, забиваемым в грунт на глубину не менее
1) 1,5 м
2) 1 м
3) 0,5 м

57. Сколько проводов в проводке электрошпалоподбойки?
1) 2;
2) 3;
3) 4

58. Ширина колеи в кривых участках R от 299м и менее
1) 1520мм
2) 1530мм
3) 1535мм

59. Марка крестовины это:
1) отношение ширины сердечника к его длине
2) отношение длины сердечника к его ширине
3) отношение усовика к сердечнику

Евгений Шахов

Загружай к нам на сайт свои ТЕСТЫ Чтобы не париться при сдаче ТЕСТОВ какой верный ответ. Просто загрузи ТЕСТЫ с ответами в личку во ВК. И мы добавим их на сайт. Решайте тесты быстро и правильно. 100% Правильный ответ выделен зеленым цветом.
Если выделено несколько вариантов, то все они являются правильными.

ДЛЯ ПРОСМОТРА ОТВЕТА НЕОБХОДИМО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА САЙТЕ ИЛИ ВОЙТИ НА САЙТ ПОВТОРНО !


Если вдруг найдете неправильный ответ - напишите об этом в комментариях, обязательно исправим!

ПОМОЩЬ (КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ СМОТРИТЕ ВИДЕО)

Наш онлайн-проект "ПроКонспект" является Вашим индивидуальным интернет-помощником.

5. Дефекты и повреждения железобетонных шпал.

5.1. Все новые железобетонные шпалы, поступающие на звеносборочную базу, должны быть осмотрены. При обнаружении в полученных шпалах отклонений от требований стандарта, такие шпалы должны быть забракованы. Руководство ПМС или дистанции пути должно поставить об этом в известность службу пути дороги и предъявить претензию изготовителю шпал.

5.2. В табл. 5 даны перечень и классификация дефектов и повреждений железобетонных шпал, встречающихся при их эксплуатации в пути. В таблице каждому дефекту присвоен определенный номер, дано схематическое изображение дефекта и его краткое описание при двух степенях развития, указаны основные причины возникновения дефекта и мероприятия по эксплуатации пути со шпалами, имеющими этот дефект.

Цифровое обозначение номера дефекта включает: номер группы дефектов (1-поперечные трещины и изломы, 2-продольные трещины, 3-околы бетона, 4- разрушение и износ бетона, 5- повреждения закладных деталей), порядковый номер дефекта в группе и, после точки, степень развития дефекта.

5.3. Причинами возникновения дефектов шпал в эксплуатации могут быть проявление скрытых дефектов изготовления шпал, не обнаруженных при приемке шпал, а также изменение рабочих свойств шпал под действием поездных нагрузок, эксплуатационных и климатических факторов.

5.3.1. Дефекты № 22 и 41 всегда являются прямым следствием недостатков изготовления шпал. При обнаружении таких дефектов в период действия гарантийного срока на шпалы руководству дистанции пути или службы пути дороги следует предъявить претензию изготовителю шпал.

5.3.2. Дефекты № 11, 12, 21, 31, 32, 42, 51, 52, 53, если они не были обнаружены до сборки звеньев и шпалы с ними не были своевременно забракованы, следует относить к эксплуатационным дефектам, включая в эксплуатационный период также транспортирование шпал, сборку и укладку звеньев, хотя на появление этих дефектов могут влиять также недостатки изготовления шпал.

5.4. Оценку состояния шпал следует производить визуально и лишь в необходимых случаях измерять дефекты шпал методами, указанными ниже, после удаления с поверхности шпал загрязнителей или слоя балласта.

5.4.1. При оценке состояния шпал по трещинам во внимание принимают только такие трещины, которые видны в бетоне невооруженным глазом (обычно их раскрытие более 0,2 мм) и направлены либо поперек, либо вдоль шпалы. Беспорядочно расположенные тонкие усадочные трещины в бетоне во внимание не принимают. При необходимости ширину раскрытия трещин определяют с помощью измерительной лупы, щупа или пластинки, имеющей толщину, равную предельной ширине раскрытия трещины.

5.4.2. Длину окола бетона измеряют линейкой по ребру шпалы, поврежденному околом. За глубину окола принимают наибольшее расстояние от ребра линейки, приложенной к ребру шпалы, до края окола на примыкающих поверхностях шпалы.

5.4.3. Глубину выработки бетона на подрельсовой площадке шпалы определяют после снятия сломанной подкладки и изношенной нашпальной прокладки измерением наибольшего зазора между поверхностью площадки и ребром приложенной к ней линейки.

5.4.4. При оценке разрушения бетона шпалы (дефект № 41) следует отличать его от окола бетона (дефект № 32). При околе бетон плотный, края окола резко очерчены. При разрушении бетона в начальной стадии его поверхность покрыта сеткой мелких беспорядочных трещин или множеством раковин. В дальнейшем бетон рассыпается на отдельные его составляющие - щебень, куски цементного камня и раствора. Края зоны разрушения бетона резко не очерчены.

5.4.5. Смятие материала (древесины) дюбеля определяют после снятия подкладки, нашпальной прокладки и вывинчивания шурупа. При необходимости величину смятия определяют как разность между наибольшим (d1) и наименьшим (d2) размерами шурупного отверстия, измеренными по диаметру у самого верха дюбеля. О разрушении материала дюбеля судят по провертыванию шурупа при завинчивании его в дюбель. Наличие обломка нижней части шурупа в дюбеле определяют погружением щупа в отверстие дюбеля.

5.4.6. Провертывание закладного болта в шпале может быть следствием окола кромок бетонных выступов ниже закладной шайбы или износа отверстия в закладной шайбе. В первом случае можно завинтить гайку болта, если приподнять его вверх так, чтобы квадратный подголовок болта вошел в отверстие в шайбе, и поддержать его в этом положении. Во втором случае, при износе отверстия в шайбе до размера в поперечном направлении более 30 мм, что превышает размер по диагонали квадратного подголовка, подтягивание болта вверх не дает результата и затянуть гайку болта нельзя.

5.5. В главных путях шпалы с дефектами первой степени допускается оставлять до очередного капитального ремонта пути, при котором такие шпалы следует заменить. В станционных и подъездных путях шпалы с дефектами первой степени замене не подлежат.

5.5.1. Шпалы с дефектами, превышающими первую степень, но меньшими второй степени, в главных и станционных путях следует заменять при очередном подъемочном или среднем ремонтах пути в зависимости от состояния шпал.

5.5.2. Шпалы с дефектами второй степени, лежащие во всех видах путей по две и более подряд, должны заменяться при текущем содержании пути в возможно короткие сроки. Допускается одиночно лежащие шпалы с дефектами второй степени оставлять в пути до очередного подъемочного или среднего ремонта пути, при котором такие шпалы должны быть заменены.

Читайте также: