У обоих концов бревна как правильно

Обновлено: 28.03.2024

Правописание "обоих" и "обеих": зависимость от рода, употребление, склонение

Выражение «с обоих сторон» неверное. Если вы пользуетесь программой проверки орфографии, то «обоих» в нём будет подчёркнуто зелёным или жёлтым, что говорит и синтаксической ошибке: грамматической несогласованности слов, связанных семантически (по смыслу). Поскольку существительное «сторона» женского рода, правильно нужно писать «с обеих сторон» .
В то же время «с обоих концов» пройдёт как правильное, потому что «конец» мужского рода. То же самое касается других падежных форм числительного «оба»:

  • «Обоими сторонами» – неверно; правильно «обеими сторонами».
  • «Обеими концами» тоже ошибочно; надо «обоими концами».

Но, опять же, если вы хотя бы на «смарте» набираете, «не ругается» ведь на примеры? Поставьте спереди то же «с» скорее всего, «заругается, как положено». Штука в том, что и самый «гениальный» искусственный интеллект начисто лишён воображения, смекалки, сообразительности, интуиции, и в принципе не способен её иметь. «Голые» числительное с существительным он «понимает» как просто два слова, а чтобы разобраться, нужна ли между ними в данном случае синтаксическая связь, ему надо «дать прожевать» хотя бы простейшее предложение, осмысленное высказывание с ними. Для чего, в свою очередь, необходим как минимум предлог, соотносящийся с обоими словами . На выделенный курсивом кусочек предложения компьютер (смартфон, планшет) тоже «не заругается», так как «слово» имя существительное среднего рода (в современной лигвистике средний род принято называть общим).

Правила употребления

Уточним правила употребления «оба» и его словоформ:

  1. Слово «оба» собирательное числительное. Означает объединение двух предметов в одно цельное понятие: «Оба они друг друга стоят»; «Оба сапога прохудились». В речи непременно соотносится с существительным или местоимением: нет предметов, так и считать нечего.
  2. В соотношении с мужским и средним родом «оба» пишется с основой, оканчивающейся на «-а» или «-о»: «Уже в среднем течении Янцзы с середины этой великой реки обаеё берега еле маячат на горизонте» («берег» мужского рода); «Защитникам удалось зажать форварда с обоих боков, и атака на ворота противника захлебнулась» («бок» мужского рода).
  3. С женским родом «оба» во всех падежах (см. ниже) пишется с основой на «-е»: «К третьему сету обе соперницыоткровенно выдохлись, и матч закончился вничью» (ясно, что в большой теннис играли женщины); «Заламинируйте эту фотографию с обеих сторон» («сторона», как указано выше, женского рода).

Грамматика

Слово «оба» – порядковое собирательное имя числительное. Состоит из корня «об-» и окончания «-а» (в женском роде «-е»). Постановка ударения о́ба. Употребляется в синтаксическом согласовании с существительными и местоимениями; реже – с прилагательными: «Какие фонарики видите? – Оба красные» (диалог с врачом на проверке цветового зрения). Соответствующее порядковое числительное «два». Склоняется «оба» различно в зависимости от рода слова, с которым согласуется:

У обоих концов бревна как правильно



Главное меню

Соглашение


Английский язык

Астрономия

Белорусский язык

Информатика

Итальянский язык

Краеведение

Литература

Математика

Немецкий язык

Обществознание

Окружающий мир

Русский язык

Технология

Физкультура

Для учителей

Дошкольникам

VIP - доступ

Морфологические ошибки в употреблении форм слов

Исправь ошибку

Русский язык 11 класс | Автор: Саункина Е.В. | ID: 5701 | Дата: 5.10.2015

У обоих концов бревна как правильно

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на коврик

Пояснение (см. также Правило ниже).

Корректно: лопнувшие пружины.

Ответ: лопнувшие Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

Мор­фо­ло­ги­че­ская норма ре­гу­ли­ру­ет сло­во­об­ра­зо­ва­ние и сло­во­из­ме­не­ние. Эти нормы обя­за­тель­но изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка и про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 6 ЕГЭ. В мор­фо­ло­гии (также, как в син­так­си­се и в об­ла­сти про­из­но­ше­ния) есть силь­ные и сла­бые нормы. Силь­ные со­блю­да­ют­ся всеми, кто вла­де­ет рус­ским язы­ком как род­ным. Сла­бые легко под­да­ют­ся воз­дей­ствию со сто­ро­ны, плохо усва­и­ва­ют­ся и часто ис­ка­жа­ют­ся. Их на­ли­чие опре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, в част­но­сти, осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия фо­не­ти­че­ской и грам­ма­ти­че­ской си­стем рус­ско­го языка. Так, су­ще­ство­вав­шие ещё во вре­ме­на Льва Тол­сто­го нормы об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ния при­ча­стий, де­е­при­ча­стий, при­ла­га­тель­ных и дру­гих ча­стей речи, су­ще­ствен­но из­ме­ни­лись в наши дни. Нужно от­ме­тить, что для до­воль­но боль­шо­го спис­ка слов су­ще­ству­ют, с одной сто­ро­ны — раз­го­вор­ные формы , а с дру­гой сто­ро­ны — ли­те­ра­тур­ные, пись­мен­ные . Но на­ря­ду с этим есть и такие формы, ко­то­рые не­до­пу­сти­мы даже в раз­го­вор­ной речи и яв­ля­ют­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем мор­фо­ло­ги­че­ских норм. Тот, кто об­ра­ща­ет­ся к сло­ва­рям, знает, что в тол­ко­вых сло­ва­рях не­пре­мен­но есть по­мет­ки «разг».,что зна­чит раз­го­вор­ное, и дру­гие, ука­зы­ва­ю­щие на нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния формы слова том или ином стиле речи.

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

Правописание суффиксов.+ задание7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДВУМЯСТАМИ бойцами
пить из БЛЮДЦЕВ
в ТРЁХСТАХ экземплярах
ПОЗДНЕЕ барокко
ТРИ подруги
///
без ДЕБАТОВ
ДОКТОРА наук
наиболее ВКУСНЫЙ
до ПОЛТОРЫ сотен
ЛЯГТЕ на спину
///
ДЕШЕВЕЕ сахара
у ОБЕИХ подруг
хорошо ПРОПОВЕДУЕТ
ИХ фирма
ПЕЧЁТ ватрушки
///
в две ТЫСЯЧИ девятнадцатом году
голос более ЗВУЧНЕЕ
ЧЕТЫРЬМЯ способами
много ОБЛАКОВ
ПРОПОЛОЩИ бельё
///
полки для КУХОНЬ
гораздо ЛУЧШЕ
пара САПОГОВ
МОЯ мозоль
ИХ дети
///
молодые БУХГАЛТЕРЫ
перед Первым МАЯ
много АПЕЛЬСИНОВ
более УМНЕЙШИЙ
ветерок КОЛЫШЕТ
///
крыжовник слишком КИСЕЛ
не менее трёхсот ГРАММОВ
НАИВАЖНЕЙШИЙ
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
в ТЫСЯЧУ девятисотом году
///
ВЗГЛЯНИ на море
голосистых ПЕВУНИЙ
в ПОЛУТОРА километрах
ПОЛОЖЬ на место
со СТО первого экземпляра///

Комментарии

У обоих концов бревна как правильно

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.

Ответ: обгрызенное Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Раздел кодификатора ФИПИ: Грамматические нормы (морфологические нормы) Михаил Чжан (Владивосток) 21.05.2012 05:28

Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

Служба поддержки

В нём нет ошибки.

Елисей Макаровский 22.01.2016 21:36

прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

Татьяна Юдина

Тут всё просто: от глагола обгрызть (сов. вид.) образуется причастие при помощи суфиикса енн, а от глагола обгрызать можно образовать (несов. вид) только обгрызаемое (несов. вид).

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ПОЛУТОРА часах

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

Ответ: выздоровеет Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Раздел кодификатора ФИПИ: Грамматические нормы (морфологические нормы) Dmitry 19.01.2016 20:19

А как насчет варианта "оздоровит"?

Татьяна Юдина

Это не может быть вариантом ответа. Никак.

Айна Султыгова (Яндаре) 23.01.2016 16:05

Но говорят "быстро выздоровит,а не выздоровеет".

Татьяна Юдина

Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга. На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

Ответ: шкафу Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Раздел кодификатора ФИПИ: Грамматические нормы (морфологические нормы) Гость 04.01.2015 10:17

"пять кочерёг" никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще.

Татьяна Юдина

Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Ответ: туфель Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Раздел кодификатора ФИПИ: Грамматические нормы (морфологические нормы) Павел Юрьевич (Москва) 10.05.2013 13:40

разве говорить: "старые профессора" правильно?

Татьяна Стаценко

Да, правильно. Во множественном числе именно так и звучит - ПРОФЕССОРА, не ПРОФЕССОРЫ.

Irin Mentor (Нижний Новгород) 15.12.2013 12:07

Выправь текст это как? Разве не правильно будет исправь?

Камо Ованесян 18.06.2018 16:09

Исправьте, пожалуйста, форму ответа в этом задании.

Когда я написал паратуфель, система посчитала ответ неправильным, хотя я выполнил условие для написания корректного ответа.

Татьяна Стаценко

В задании сказано: запишите СЛОВО правильно. Нужно выписать только исправленное слово, а не всё словосочетание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: косвенных падежов. Корректно: косвенных падежей.

Ответ: падежей Актуальность: Текущий учебный год Сложность: обычная Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

У обоих концов бревна как правильно




7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

Приведём исправленный вариант.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Числительное ОБЕ употребляются со словами женского рода: обе подруги, обе семьи.

Эти числительные склоняются, то есть изменяются по падежам:

Родительный падеж: обоих мальчиков, но обеих девочек;

Дательный падеж: обоим мальчикам, но обеим девочкам;

Творительный падеж: обоими мальчиками, но обеими девочками.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре
Простые числительные два, три и четыре в именительном и винительном падежах сочетаются только существительными в единственном числе.
Поэтому грубой грамматической ошибкой будет их употребление с существительными, не имеющими формы единственного числа , например, с такими: брюки, весы, ворота, качели, грабли, клещи, вилы, ножницы, носилки, часы, перила, счёты, шорты, щипцы, плоскогубцы, очки, каникулы, бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; заморозки, сумерки.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым март ом

2. Подготовить презентацию к первому апрел ю

3. Вспоминать о Девятом ма е

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым март А

2. Подготовить презентацию к первому апрел Я

3. Вспоминать о Девятом ма Я

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более по лто ры тысяч рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее по лто ра литра.

3. В митинге приняли участие около по лтор аста жителей.

4. Мы находились в полутораст ах километр ов .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полУтора (род. падеж) литрОВ (мн. число).

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число).

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число).

ОБОИХ или ОБЕИХ? Разбираемся, что когда употреблять!

Склонение имен числительных тяжело дается практически всем. Очень многие допускают ошибки в употреблении падежных форм числительных . Например, не всегда ясно, когда употребляется вариант «обоих», а когда «обеих». Попробуем разобраться в этом вместе.

Правильными могут быть оба эти варианта написания:

и «обоих», и «обеих», нужно только знать, когда и какой из вариантов употреблять.

Напомним, что числительные бывают количественные и порядковые , кроме этого, выделяют собирательные числительные, которые создают с именами существительными цельные словосочетания.

Именно к таковым многие лингвисты относят слова «оба, обе». Уже по написанию можно сказать, что они относятся к разным родам, например, оба мальчика, обе девочки.

Таким образом, в мужском и среднем роде мы всегда употребляем вариант «оба», а в женском роде – «обе».

Слова оба и обе склоняются по падежам. Они образуют такие падежные формы:

Различие всего в одной букве, но как много она значит!

Например: На детский праздник пригласили обеих сестер, а обоих братьев попросили прийти в следующий раз.

А какие формы вы поставите в следующих предложениях? Пишите в комментариях!

  1. Нужно смазать бисквит кремом с … сторон.
  2. А теперь посмотрите … глазами.

Также стоит заметить, что слова оба и обе не употребляются с существительными, которые не имеют формы единственного числа (штаны, ножницы, часы, сутки и пр.). Поэтому следует заменять такие конструкции на синонимичные.

На обоих часах была половина десятого .
На тех и других часах была половина десятого.

На этом все, с вами был Великий Могучий.

А пока для всех желающих подтянуть русский язык курс "Идеальный Русский" от Wikium .

Подписывайтесь на наш канал на YouTube . Будьте грамотными, будьте в тренде!

«ОбОих» или «обЕих», как правильно?

Правильным вари­ан­том напи­са­ния соби­ра­тель­но­го чис­ли­тель­но­го явля­ет­ся сло­во «обо­их», если оно упо­треб­ле­но с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода. Словоформу «обе­их» соче­та­ем с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

В рус­ском язы­ке у соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных суще­ству­ет две фор­мы: «оба» и «обе». Они раз­ли­ча­ют­ся сво­им употреблением.

Когда употребляется слово «оба»?

Согласно мор­фо­ло­ги­че­ским нор­мам рус­ско­го язы­ка сло­во «оба» упо­треб­ля­ют толь­ко в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода, например:

  • друг (м. р.) — оба друга;
  • маль­чик (м. р.) — с обо­и­ми мальчиками;
  • сосед (м. р.) — у обо­их соседей;
  • зер­ка­ло (ср. р.) — перед обо­и­ми зеркалами;
  • зда­ние (ср. р.) — мимо обо­их зданий.

При скло­не­нии чис­ли­тель­ное «оба» в кос­вен­ных паде­жах име­ет в сво­ей осно­ве глас­ный «о»:

  • и. п. оба стола
  • р. п. нет об о их сто­лов
  • д. п. об о им сто­лам
  • в. п. оба стола
  • т. п. об о ими сто­ла­ми
  • п. п. об об о их сто­лах.

Собирательное числительное «обе»

Собирательное чис­ли­тель­ное «обе» соче­та­ет­ся толь­ко с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода, напри­мер:

  • вареж­ка — с обе­и­ми варежками;
  • подру­га — у обе­их подруг;
  • щека — за обе­и­ми щеками;
  • ваза — в обе­их вазах.

При скло­не­нии соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «обе» име­ет в сво­ей осно­ве бук­ву «е»:

  • и. п. обе сандалии
  • р. п. нет об е их сан­да­лий
  • д. п. об е им сан­да­ли­ям
  • в. п. почи­стим об е сандалии
  • т. п. с об е ими сан­да­ли­я­ми
  • п. п. забо­чусь об об е ихсан­да­ли­ях.

оба обе

Как правильно: «с обеих сторон» или «с обоих сторон»?

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во­со­че­та­ние с соби­ра­тель­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми «оба — обе», опре­де­ля­ем род существительного.

Для при­ме­ра про­ана­ли­зи­ру­ем сло­во­со­че­та­ние со сло­вом «сто­ро­на». Это суще­стви­тель­ное име­ет жен­ский род. Следовательно, пра­виль­но напи­шем сло­во «обе­их» с бук­вой «е»:

с обе­их сторон

Если речь идет о мужчине и женщине

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, как писать пра­виль­но, «обо­их» или «обе­их», если речь идет о муж­чине или женщине?

Существительное «муж­чи­на» име­ет муж­ской род (силь­ный, веж­ли­вый муж­чи­на), а сло­во «жен­щи­на» обла­да­ет грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей жен­ско­го рода (весе­лая, сим­па­тич­ная женщина).

Учитывая соче­та­е­мость чис­ли­тель­ных «оба»- «обе», пра­виль­но ска­жем «голо­са обо­их муж­чин», но «пла­тья обе­их жен­щин».

Обеих или обоих, обоим или обеим
Если объекты неодушевленные

Как посту­пить, если речь идёт об неоду­шев­лен­ных объ­ек­тах? Как пра­виль­но ска­зать «обо­их» или «обе­их», если объ­ек­ты неодушевленные?

Точно так­же выбор сло­во­фор­мы соби­ра­тель­но­го чис­ли­тель­но­го бази­ру­ет­ся на родо­вой при­над­леж­но­сти наиме­но­ва­ния неоду­шев­лен­но­го объ­ек­та, например:

  • река (ж. р.) — мимо об е их рек;
  • дом (м. р.) — у об о их домов;
  • кры­ло (ср. р.) — с об о их кры­льев.

При нару­ше­нии согла­со­ва­ния соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных «оба — обе» с суще­стви­тель­ным воз­ни­ка­ют мор­фо­ло­ги­че­ские ошибки:

  • об о ими рука­ми — об е ими рука­ми (рука ж.р.);
  • на об е их окнах — на об о их окнах (окно ср.р.);
  • с об е ими сту­ден­та­ми — с об о ими сту­ден­та­ми (сту­дент м.р.).

Второй вари­ант напи­са­ния сло­во­со­че­та­ний явля­ет­ся пра­виль­ным с точ­ки зре­ния соблю­де­ния мор­фо­ло­ги­че­ских норм рус­ско­го языка.

задание 6 ЕГЭ русский язык 2015
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Демидович Наталья Митрофановна

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

стадо из СЕМИСОТ голов скота

об ОБЕИХ книгах

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами

к десятому АПРЕЛЮ

в СОРОКА регионах

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее ДЕВЯНОСТО одного процента

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для СЕМИСОТ детей

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБЕИХ странах

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пирог с ПОВИДЛОЙ

КЛАДИТЕ на место

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБОИХ государствах

ПОВАРЫ вкусно готовили

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИТЕ на полку

менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

цветок быстро УВЯНУЛ

почти в СТА странах

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свыше СЕМИСОТ страниц

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к первому СЕНТЯБРЯ

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять СОТНЕЙ книг

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

палец с МОЗОЛЕМ

около ПОЛУТОРАСТА книг

бочки без ДОНЬЕВ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ЕГЭ по русскому языку -2015. Задание 1

Материал к заданию 1 (ЕГЭ-2015, русский язык).


Типовые тестовые задания. ЕГЭ по русскому языку 2015

Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса.

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ».

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ».

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ».

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ».

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ».

Читайте также: