Тамбур шлюз перед лифтом в цокольном этаже

Обновлено: 29.09.2022

Тамбур шлюз перед лифтом в цокольном этаже

(см. текст в предыдущей редакции )

1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

4. Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.

5. Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6. Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

7. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

8. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.

10. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.

11. При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.

13. Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.

14. Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.

15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

17. В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

(часть 17 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

18. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции )

19. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.

Тамбур шлюз перед лифтом в цокольном этаже

СП 7.13130.2013, п.7.14, д):
Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать. в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок;. .

1. Предъявляет ли этот пункт требования к объёмно-планировочным решениям, а именно к необходимости предусматривать два тамбур-шлюза, парно-последовательно расположенных при выходе из лифтов (любых, в т.ч. для перевозки пожарных подразделений) в помещение хранения автомобилей подземной автостоянки?

2. Необходимо ли предусматривать подпор в единственный тамбур-шлюз, расположенный при выходе из лифта (любого) в помещение хранения автомобилей подземной автостоянки?

По существу изложенных в письме вопросов сообщаем:

1. В соответствии с п. 7.14д) СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» при выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок, следует предусматривать через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы с подачей наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции. Параметры систем, обеспечивающих подачу наружного воздуха в объемы тамбур-шлюзов, должны соответствовать требованиям п. 7.15в) и 7.166) СП 7.13130.2013.

2. При выходе из лифта в помещение для хранения автомобилей подземной автостоянки следует предусматривать два парно-последовательно расположенных тамбур-шлюза, с подачей наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции.

Может ли лифтовый хол являться тамбур-шлюзом в лестнице типа Н3?

Всем доброго дня!
Ситуация такая:
1. Объемно-планировочными решениями проекта жилого здания предусмотрена незадымляемая лестница типа Н3.
2. Роль тамбур-шлюза на этажах выполняет лифтовый холл через который осуществляется доступ к самой лестнице из коридоров.
3. По спец. тех. условиям в здании предусматривается лифт с режимом перевозки пожарных подразделений.
4. Подпор воздуха осуществляется в лифтовый холл и шахту лифта.

Вопросы:
1. Можно ли в данном случае рассматривать лифтовый холл как тамбур-шлюз. (желательно ссылку на нормативную литературу)
2. Как расчитать подпор воздуха в данном случае.

6.24 Эвакуационные пути следует предусматривать с учетом 6.9; они не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие:
через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
СНиП 21-01-97

1. Можно. Так как иное оговаривается только в вышепреведенном СНиПе. То есть, с устройством противопожарной двери лифта - можно.
Примеры из собственной практики - имеются. Проект здания прошел экспертизу, построено, сдано в эксплуатацию.

2. Не знаю. Это к ОВ.

Solney,
Спасибо за ответ!
Скажите, а были ли у вас по этому поводу разночтения с экспертизой, если да то как вы доказали свою правоту? Наша экспертиза ни в какую не пропускает такое решение, хотя МЧС это решение согласовала при выдаче спец. тех. условий. У нас вопросов от экспертизы по этому поводу не было. Но дело в том, что здание - архив, девятиэтажный, с количеством людей на этаже - от одного до пяти. Что Вам делать с вашими экспертами - не знаю. Если им даже СТУ не указ. Чего они хотят и каким пунктом снипа обосновывают? Наши нам цивилизованно присылают заключения с указаниями нарушенных пунктов СНиП Solney, Повезло вам с экспертами!
Позиция наших экспертов: "раз мы не можем доказать, что вы не правы, то вы должны доказать свою правоту. ".
Просят указать "где в нормах разрешено использовать лифтовый холл в качестве тамбур-шлюза", и их вообще не колышет, что это нигде не запрещено и что тамбур-шлюзом, в принципе, может быть любое помещение, отвечающее определенным требованиям. В пункте 6.24 оговорено почему НЕЛЬЗЯ. Что само по себе означает, что если эти "почему" убрать - то можно. То есть противопожарная дверь лифта исключает попадание огня в тамбур-шлюз при его наличии в шахте лифта на требуемое время эвакуации.
Почему в нормах не прописаны все случаи? Наверное потому, что снипы расчитаны на умных экспертов и проектировщиков. Эксперт, однако, не дурак. Но прикидывается, когда ему выгодно ))) Ищите привинтивные методы разрешения ситуации если планировочные невозможны или абсурдны.
И удачи! ) Новосибирск В похожей ситуации пожарные обосновывали претензии тем, что в тамбур-шлюзе получаются встречные потоки: эвакуируемые в одну сторону а пожарные в полном снаряжении и с оборудованием - в другую. casemsot, в нашем случае пожарные согласовали такое решение без вопросов при разработке СТУ, вопросы в принципе возникли у эксперта ОВ. Причем сначала эксперт попросил предоставить расчет, а когда расчет был выполнен и предоставлен, заявил, что так как нет стандартной методики расчета данного решения, то он проверить его правильность не может и, следовательно, наше решение не правильное и лестница не соответствует типу Н3. Архангельск расчет был выполнен и предоставлен можно посмотреть? __________________
(.)(.) Позиция наших экспертов: "раз мы не можем доказать, что вы не правы, то вы должны доказать свою правоту. ". А помоему Ваше решение полный отстой. Бежать в противопожарную лестницу через лифтовой холл с подпопром воздуха это и опасно и невозможно. Если вы создаете подпор в лифтовом холле то двери в нем прото не открыть будет, а если открыть их никакого подпора уже не хватит будет просто сквозняк. Лифтовой холл сам по себе жудко опасен.
Я сейчас живу в доме в точности вашим решением. Вода протекшая на нашем этаже спокойно протекла через шахту до первого. Значит и огонь с дымом тоже пройдут и все эти противопожарные лифтовые двери обман самих себя пока нет пожара. Снипам лучше следовать, а не воевать с ними. То что архитекторов нынче не сажают так это только от необразованности тех кто сажать должен.

9161728639, Необходимо иметь огромную уверенность в собственной правоте и огромную наглость, чтобы так высказываться по поводу вопроса, в котором даже не разобрались!

Бежать в противопожарную лестницу через лифтовой холл с подпопром воздуха это и опасно и невозможно
Абсолютно голословное ничем не обоснованное утверждение.

Если вы создаете подпор в лифтовом холле то двери в нем прото не открыть будет, а если открыть их никакого подпора уже не хватит будет просто сквозняк

Да будет вам известно, что максимальное давление на дверное полотно обозначено нормами и расчет самого подпора производится из многих условий, в том числе и ограничении давления на дверь, и потери давления при их открывании.

Лифтовой холл сам по себе жудко опасен.

И чем же опасен лифтовый холл, если он полностью отвечает требованиям, предъявляемым к путям эвакуации и тамбур-шлюзам? Или вы знаете о каких-либо других опасностях, которые не учитывались при разработке указанных требований?

Вода протекшая на нашем этаже спокойно протекла через шахту до первого. Значит и огонь с дымом тоже пройдут и все эти противопожарные лифтовые двери обман самих себя пока нет пожара

Вода, огонь, дым - вам не кажется, что эти факторы по своей природе не имеют ничего общего между собой и, соответсвенно борьба с ними осуществляется по совершенно различным направлениям?! Для защиты от огня применяются конструкции с определенной степенью огнестойкости, для защиты от дыма проектируется система дымоудоления из коридоров и организовывается подпор воздуха в тамбур-шлюзы и лифтовые шахты.
А насчет обмана самих себя с противопожарными дверьми, вообще мысль бредовая! Все противопожарные заполнения оконных и дверных проемов подлежат обязательной сертификации, которая проводится на основании натурных испытаний на огнестойкость и дымо-, газо- проницаемость.

Снипам лучше следовать, а не воевать с ними

А кто здесь "воюет" со СНиПами? Если бы вы внимательно изучили содержание данного топика, то смогли бы понять, что нет расхождения со СНиПами, есть расхождение с мнением эксперта! А это совершенно разные вещи.

То что архитекторов нынче не сажают так это только от необразованности тех кто сажать должен.

Тамбур шлюз перед лифтом в цокольном этаже

При проектировании кафе в фитнес-центре возник вопрос. Производственные помещения кафе находятся в цокольном этаже, и для доставки горячих блюд в обеденный зал, расположенный на первом этаже (надземном), необходимо предусмотреть грузовой подъёмник.

В ст.88 п. 20 ФЗ 123 сказано, что у лифтов, расположенных на подземных этажах, вход должен осуществляться через тамбур-шлюз 1-го типа, вместе с этим в п. 7.26 СНиП 21-01-97 оговаривается, что также и перед лифтами в цокольном этаже необходимо предусматривать тамбур-шлюз 1-го типа.

Можно ли ограничиться при проектировании грузового подъемника устройством шахты лифта, обеспечивающей предел огнестойкости противопожарной преграды EI45 в соответствии с п.15 ст.88, табл. 23 ФЗ 123, без устройства тамбур-шлюза 1-го типа?

1. До 10.07.2012 часть 20 статьи 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности была представлена в следующем виде:

«20. В цокольных и подземных этажах зданий, сооружений и строений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре».

Федеральным законом от 10 июля 2012г. № 117-ФЗ в вышеуказанное положение внесены изменения с исключением «цокольных этажей», то есть, в настоящее время это положение на цокольные этажи не распространяется и гласит:

«20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре».

2. Для принятия решения о необходимости устройства тамбур-шлюза перед шахтой грузового подъёмника, необходимо достоверно определить, на каком этаже находятся производственные помещения кафе (подземном или цокольном) с учётом определений терминов, приведённых в своде правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты», а именно:

«3.52 этаж подземный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли на всю высоту помещений.

3.54 этаж цокольный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения».

3. Разъяснения о статусе и возможности применения при проектировании положений СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» даны в Письме Минстроя России от 04 декабря 2017г. № 53435-ОГ/08.

4. При разработке конкретных объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара в проектируемом здании, кроме положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты», а также другими сводами правил, разработанными в целях соблюдения данного технического регламента (в том числе СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» и СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Тамбур шлюз перед лифтом в цокольном этаже

Нужен ли тамбур-шлюз на выходе из лестничной клетки в вестибюль, в соответствии с пунктом 4.4.11 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", если лестничная клетка еще имеет выход непосредственно наружу?

Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выход только непосредственно наружу, в том числе через тепловой тамбур.

Таким образом, при устройстве выхода из лестничной клетки наружу на прилегающую к зданию территорию через вестибюль указанный выход должен оборудоваться тамбуром с конструктивным исполнением, аналогичным тамбур-шлюзу 1-го типа (в том числе при наличии второго выхода из указанной лестничной клетки наружу непосредственно на прилегающую к зданию территорию).

Однако, по мнению специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России (письмо № ИГ-117-175-13-4 от 12.02.2021 г.), при наличии выхода из лестничной клетки непосредственно наружу вместо указанного тамбура между лестничной клеткой и вестибюлем допускается предусматривать противопожарную дверь 1-го типа (перед применением данного решения в проектной документации рекомендуем согласовать его в организации, проводящей экспертизу проектной документации).

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России «О разъяснении требований нормативных документов» №874-1-29-13-2 от 12.10.2017г.

По существу изложенных в письме вопросов сообщаю следующее.

1. При размещении в здании шахтного подъемника, считаем необходимым выполнить требования пожарной безопасности, установленные для шахт лифтов, в т.ч. по пределам огнестойкости, предъявляемым к ограждениям, к заполнениям проемов и пр., к устройству систем противопожарной защиты, в частности к тамбур-шлюзам, к приточно-вытяжной противодымной вентиляции и пр.

При размещении в здании иных типов подъемников, в т.ч. консольных, ножничных и т.д., обеспечивающих перемещение подъемной платформы между двумя и более этажами, при отсутствии технической возможности их размещения в описанных выше шахтах, считаем необходимым выполнять разработку специальных технических условий на проектирование противопожарной защиты, учитывающих специфику размещения в здании указанных подъемных механизмов.

Устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов при выходе из лифта на этаже подземной автостоянкой

Прошу сообщить отсутствие необходимости выполнения в проектируемом здании многоквартирного жилого дома со встроенной 1-этажной подземной автостоянкой при выходе из лифта для перевозки пожарных подразделений в помещение хранения автомобилей устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов.

На наличие в проекте данного объемно-планировочного элемента настаивает эксперт по ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования республики Татарстан по строительству и архитектуре», обосновывая п.п. 8.7, 7.14д СП 7.13130.2013. Возможность невыполнения парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов представитель органа экспертизы допускает обосновать расчетами пожарного риска. Им, также, сообщается: «При наличии дублирующих требований в разных нормативных документах принимаются более высокие требования».

Считаю данное замечание органа экспертизы, в нашем случае, не обоснованным и формальным.

Принятое проектом инженерное решение является нормативно обоснованным, хоть и не содержащимся именно в СП 7.13130.2013, имеющим одинаковое назначение (ограничение распространения ОФП на вышележащие этажи) с двойным тамбур-шлюзованием, но оно позволяет более рационально использовать площадь этажа, избегая устройство «квест-румов».

Считаю, что ссылка на п.7.14д СП 7.13130.2013 представителем экспертизы приведена некорректно, т.к. она устанавливает необходимость подачи наружного воздуха при пожаре в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок при наличии таких тамбур-шлюзов. В нашем проекте парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы при выходах из лифтов отсутствуют, т.к. они не требуются, см. выше.

Считаю, что замечание эксперта обосновать невыполнение п.8.7, п.7.14д СП 7.13130 расчетами пожарного риска перестраховочно и влечет дополнительные затраты, см. письмо Минстроя России от 05.09.2016 N 31617-ОГ/08 «О порядке применения национальных стандартов и СП при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений». Необходимость в проведении расчетов пожарного риска не наступает, т.к. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности п. 5.2.10 СП 154.13130.2013; п. 6.11.9 СП 4.13130.2013; п. 5.2.6 ГОСТ Р 53296-2009.

Реплика представителя экспертизы «При наличии дублирующих требований в разных нормативных документах принимаются более высокие требования» противоречит основным принципам технического регулирования, в т.ч. принципам гибкого нормирования, применения единых требований при проектировании, см. ст. 3; 5.1 № 184-ФЗ от 27.12.2002.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В актуализированной редакции СП 113.13330.2016, вступающей в действие с 08.05.2017, требование по двойному тамбур-шлюзованию отсутствует. Согласно п. 4 постановления правительства РФ №1521 от 26.12.2014, МЧС РФ обязано привести нормативные документы по пожарной безопасности в соответствие с перечнем, утвержденным настоящим постановлением, что означает необходимость исключения двойного тамбур-шлюзования из текста СП 7.13130.2013, при его актуализации.

В проекте СП «АВТОСТОЯНКИ. Требования пожарной безопасности», разработанным ФГБУ ВНИИПО МЧС России, двойное тамбур-шлюзование не применяется.

Письмо от ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» № 01-01-17/2490-НБ от 27.04.2017г.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее - Учреждение) рассмотрело обращение по вопросам о противоречиях в сводах правил по пожарной безопасности в части необходимости проектирования парно-­последовательно расположенных тамбур шлюзов или тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, оценки деятельности ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан», применения правовых обычаев при проведении экспертизы и сообщает в рамках своей компетенции следующее.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее - Положение), на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) предметом проводимой в Учреждении государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о пожарной безопасности) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о пожарной безопасности;

- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии Законом о техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 2 Закона о техническом регулировании установлено, что техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Пункты сводов правил, указанных в обращении, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (далее - Перечень), утвержденный приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 г. № 474.

Согласно части 4 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный Перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Частью 1 статьи 7 Закона о техническом регулировании установлено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, пожарную безопасность.

Согласно части 12 статьи 49 Кодекса в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном приказом Минрегиона России от 23 марта 2012 г. № 126.

Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.

Законодательством не предусмотрен иной порядок административно-­правовых отношений при рассмотрении отрицательного заключения экспертной комиссией.

С учетом изложенного, а также пункта 4 Положения организация по проведению государственной экспертизы не вправе разъяснять вопросы, связанные с применением нормативных правовых актов и нормативных документов, устанавливающих конкретные требования к архитектурно-строительному проектированию. В компетенцию Учреждения также не входят контрольные и надзорные функции в отношении учреждений субъектов Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации.






Письмо от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФАУ «ФЦС» Г.А. Лохтину б/н от 14.04.2017г.

Уважаемый Григорий Александрович!

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» рассмотрело Ваше обращение от 14.04.2017 г. по поводу необходимости выполнения парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов и сообщает.

Предусмотренное в представленном Вами проекте инженерное решение приточной противодымной вентиляции, решающее задачу обеспечения безопасности перевозки пожарных подразделений посредством лифта, одновременно обеспечивает выполнение требований п.п. 8.7 и 7.14д СП 7.13130.2013 к лифтовому хозяйству проектируемого здания.

В связи с этим специалисты ФАУ ФЦС подтверждают избыточность требования по устройству в проектируемом здании парно-последовательно расположенных тамбур- шлюзов.

Тамбур шлюз перед лифтом в цокольном этаже

пожарный отсек - часть здания, сооружения и строения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара
Я только не знаю как у вас там на отсеки всё поделено.


msi



Просмотр профиля 8.9.2011, 17:38 Я извинясь, что влезаю в чужую тему со своим вопросом, но вопрос тоже про зоны безопасности. Как вы подаете воздух во время пожара: во ВСЕ зоны (для одного пож.отсека) сразу или только на этаж, где пожар? Раньше делала торговый центр - там подпор предуматривала только на один этаж с пожаром. Правда этот проект до рабочки не дошел. Сейчас подобный случай - пожарный советует подавать весь воздух во все помещения на все этажи сразу (а это 220 000 м3/ч). Говорит, долго инвалидам придется сидеть и ждать спасения.

А Вы подпор куда организуете? В зоны безопасности, лифтовые шахты и незадымляемые лестничные клетки?
Так по определению надо везде делать. Там никогда деления на этажи и не было.
.
Прав пожарный.
Так ведь есть и пути перемещения пожарных подразделений. Там тоже подпор нужен.

Недавно столкнулись с похожей ситуацией при проектировании 4 этажной школы на 1000 учащихся с лифтом для инвалидов. Перед лифтом на каждом этаже был предусмотрен такой же лифтовой холл, который в "Противопожарных мероприятиях" значился, как помещение зоны безопасности с обязательным подпором воздуха..

"Значиться" недостаточно. Противопожарные двери еще нужны с нормированной огнестойкостью.

Здравствуйте.
Имеется лифт для инвалидов, обслуживает 1,2,3 этажи. Подвал не обслуживает. Перед лифтом на каждом этаже есть тамбур-шлюз (внизу в центре помещение 110).. Посмотрел нормы – тамбур-шлюз не нужен, но на интуиции чувствую, что без подпора как-то не так… Как Вы считаете – нужен подпор или нет?

Михаил, сделайте тамбур-шлюзы. Не ориентируйтесь на "думаю, что", ориентируйтесь на "инвалидов".


Зольников Михаил



Просмотр профиля 9.9.2011, 4:34

Спасибо за ответ.
Повторюсь, лифт появился на днях, в понедельник проект опять уходит в экспертизу. Интересно, что скажут пожарные.
Почему ПОКА не хочу делать подпор? Лифт - прозрачный, тамбура - прозрачные. Торговый центр на центральной улице, этот лифт появился как бельмо на глазу. Здание уже готово. Был бы с противоположной стороны - даже не спрашивал бы и сделал, просто подпор эстетики не добавит. Скажут пожарные "сделай" - сделаю С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ и радостью.
Пока - подожду две недели, до получения замечаний. Интересно, что они скажут, приведут ли какой пункт. Сам этот пункт не нашел.

P.S. Пожарная часть - в 150 метрах от здания.


OlegG



Просмотр профиля 9.9.2011, 8:45 Сам этот пункт не нашел.
В СНиП 35-01-2001 есть про лифты для инвалидов..


Елена БВ.



Просмотр профиля 9.9.2011, 13:03


PRINCO



Просмотр профиля 9.9.2011, 14:15 Сдается мне, что необходимые данные для размышления можно почерпнуть из расчёта эвакуации. Если на вашем этапе проектирования его кто то делал.
8 ЛК обычных - это каких таких обычных?
У вас наверное какое никакое СТУ есть?


Елена БВ.



Просмотр профиля 12.9.2011, 12:17 Обычные лестницы это типа Л1. СТУ есть простенькое. Пару фраз для меня: "Все делаем по СП + мех. дымоудаление из атриума". А кто обычно делает расчет времени эвакуации?


Зольников Михаил



Просмотр профиля 13.9.2011, 18:34

По СНиП - 35-01-2001 -

В шахтах лифтов, имеющих выходы в пожаробезопасную зону, должен быть создан подпор воздуха, соответствующий требованиям СНиП 2.04.05.

СНиП 2.05.05 на территории РФ вроде не действует.


Зольников Михаил



Просмотр профиля 14.9.2011, 3:40

Читайте также: