Состав механизма для выемки щебня

Обновлено: 03.05.2024

Как дробят горную породу на щебень и каким образом сортируют измельченное сырье

Ранее мы уже писали о том, какими способами добывают горную породу , из которой в дальнейшем получают щебень. В этой же статье мы расскажем о таких этапах производства щебня как дробление и сортировка.

Производство щебня из горных пород – технологии и методы Производство щебня из горных пород – технологии и методы Дробить и сортировать горную породу могут прямо на месте добычи Дробить и сортировать горную породу могут прямо на месте добычи

Дробление

Итак, после того, как горную породу добыли, ее загружают в карьерные самосвалы, которые подвозят ее к приемочному бункеру завода. Оттуда камни поступают на питатели – специальные устройства, обеспечивающие равномерную подачу сырья на заводские установки (о них – чуть ниже). При производстве щебня обычно используют пластинчатые и вибрационные питатели.

Исходные куски породы имеют размеры от 500 до 1200 мм, тогда как размер зерен в готовой партии щебня варьируется от 5 до 120 мм. Это значит, что камни в ходе дробления уменьшаются порой в сотни раз. Такого результата не достигнуть за один подход. Поэтому дробление обычно осуществляется в 2-4 этапа.

В зависимости от размера камней на выходе различают следующие виды дробления:

  • Крупное (до 300 мм)
  • Среднее (до 100 мм)
  • Мелкое (до 40 мм)

На современных производствах дробление совмещается с грохочением – то есть сортировкой.

Таким образом, каждый этап дробления включает:

  1. Предварительное грохочение. В ходе него крупные куски породы отделяются от более мелких, которые не подвергаются дроблению. Более подробно о грохочении речь пойдет ниже.
  2. Собственно дробление.

Так в дробилку попадают только те куски породы, которые действительно требуют измельчения на определенном этапе. Ведь прогонять через дробилку материал, который уже соответствует заданным размерам, – нерационально.

После взрыва образуются каменные глыбы разных размеров После взрыва образуются каменные глыбы разных размеров Породу грузят в машины, чтобы увезти её к дробилкам Породу грузят в машины, чтобы увезти её к дробилкам

В качестве наглядного примера приведем получение щебня фракции 5-20:

  1. Питатели подают породу на грохот – устройство для сортировки. В нем отделяются крупные куски, размеры которых превышают 200 мм. Эти куски измельчаются в дробилке. После измельчения они вместе с остальной партией поступают на следующий этап дробления.
  2. Во втором грохоте отделяются куски, размеры которых превышают 100 мм. Они также дробятся и вместе с остальными камнями поступают на третий этап дробления.
  3. На этом этапе отделяются куски, размеры которых превышают 40 мм. Они дробятся и вместе с остальной партией поступают на последний этап дробления.
  4. Наконец, отделяются зерна, превышающие в размерах 20 мм. После их измельчения готовая смесь идет на товарную сортировку.
  5. От щебеночной смеси отделяется отсев (0-5), и партия щебня фракции 5-20 готова к продаже.

Этот щебень может также дополнительно рассеиваться на фракции 5-10, 10-15, 10-20 и 15-20.

При производстве щебня используются следующие виды дробилок:

  • Щековые
    Работают по принципу безударного раздавливания. Они состоят из двух плит – «щек», – в пространство между которыми и поступают камни. Затем «щеки» сближаются и тем самым крошат породу. Полученный продукт крайне неоднороден по зерновому составу. Щековые дробилки используются на первой стадии дробления.
  • Валковые
    Они работают по такому же принципу. В их основе – два вала, расположенных горизонтально и параллельно друг другу. Валы вращаются в противоположных направлениях и раздавливают сырье, которое подается между ними. Сами валы при этом могут иметь гладкую, рифленую или зубчатую поверхность.
  • Конусные
    Имеют более сложное устройство. Они представляют собой неподвижную коническую чашу, в которой расположен подвижный конус, направленный острием вверх. Измельчаемая порода подается в чашу через воронку. Подвижный конус совершает сложные возвратно-поступательные движения, в результате чего он то и дело сближается с неподвижной частью и раздавливает попавшую между ними породу. Такой механизм весьма производителен и обычно используется для среднего и мелкого дробления.
  • Роторные
    Эти дробилки работают по принципу ударного воздействия. Они представляют собой камеру, выложенную отбойными плитами, в центре которой расположен вращающийся ротор. На ротор крепятся специальные сменные лопатки – била. Камни поступают в дробилку и многократно ударяются о била, отбойные плиты и друг о друга. Роторные дробилки производительны и отличаются высокой избирательностью дробления. Это значит, что большинство получаемых зерен (80-85%) имеют кубовидную форму.
  • Молотковые
    Они имеют в целом такую же конструкцию, что и роторные. Только вместо бил используются молоточки на шарнирах. Такие дробилки используются для измельчения мягких пород – например, известняка.
  • Центробежные
    Это центрифуга, в которой камни на высокой скорости сталкиваются со стенками и друг с другом. За счет таких ударов порода раскалывается на более мелкие куски. Такие дробилки используются для работы с небольшими кусками породы – до 100 мм.

Чаще всего используются щековые (крупное дробление) и конусные (среднее и мелкое дробление) устройства. Однако иногда необходимо произвести щебень с пониженной лещадностью – так называемый кубовидный щебень. В таком случае используются дробилки ударного действия – роторные, молотковые и центробежные.

Если дробильная установка большая, машина с камнями подъезжает прямо к ней Если дробильная установка большая, машина с камнями подъезжает прямо к ней Все камни сваливаются в одно место и уже там дробятся на фракции Все камни сваливаются в одно место и уже там дробятся на фракции Существуют и маленькие дробилки, ориентированные на небольшие объемы Существуют и маленькие дробилки, ориентированные на небольшие объемы

Сортировка

Измельченная в дробилках порода поступает на грохоты – сортировочные вибрационные сита. Свое название они получили за характерный шум, сопровождающий их работу. Сам процесс сортировки щебня, в свою очередь, называется грохочением.

По своим функциям сортировка бывает:

  • Предварительной
    Она проводится перед дроблением для отделения материала, не требующего измельчения, а также некондиции.
  • Контрольной
    Эта сортировка выполняется после дробления. В ходе нее отделяются камни, требующие повторного измельчения.
  • Товарной
    Здесь щебень делится на фракции для продажи.

Каждый грохот представляет собой систему сит с отверстиями различного диаметра. Чем выше расположено сито, тем больше диаметр. Например, при производстве щебня фракции 5-20 будет использоваться грохот, у которого нижнее сито имеет отверстия диаметром 5 мм, а верхнее – 20 мм.

Важно отметить, что не все фракции могут производиться на одном и том же оборудовании. Например, на грохоте, предназначенном для фракции 5-20, нельзя получить фракцию 5-10, ведь для ее сортировки нужно сито с диаметром ячеек 10 мм. Именно поэтому большинство производителей предлагают либо одну, либо вторую фракцию, но не обе вместе.

Такие мобильные сортировочные установки удобно использовать на небольшом производстве Такие мобильные сортировочные установки удобно использовать на небольшом производстве На больших заводах щебень перемещается при помощи специальных лент На больших заводах щебень перемещается при помощи специальных лент

Существующие фракции щебня делятся на стандартные и нестандартные. Первые востребованы и производятся крупными партиями, вторые – специфичны и производятся только на заказ.

В соответствии с ГОСТ 8267-93 (Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ), выделяются следующие стандартные фракции щебня:

Фракция определяет сферу применения щебня. Еврощебень 3-8 используется при производстве асфальтовых покрытий повышенной гладкости. Фракции 5-10 и 5-20 применяются в качестве наполнителя различных асфальтовых и бетонных смесей. Фракции 20-40 и 40-70 пользуются большой популярностью и применяются при строительстве дорог и фундаментов.

Самой специфичной из этого списка является фракция 25-60, которая применяется только в сфере железнодорожного строительства. Щебень 25-60 используется для укладки балластного слоя на железнодорожных путях.

Нестандартными считаются следующие фракции:

Мелкие фракции 10-15 и 15-20 используются для изготовления строительных смесей. Фракция 70-120 часто представляет из себя закрупненный щебень 40-70. Это значит, что основная масса зерен имеет диаметр от 40 до 70 мм, но среди них встречаются и крупные зерна диаметром вплоть до 120 мм. Щебень этой фракции используется в строительстве и дизайнерских работах. Он применяется для отделки заборов, бассейнов, водоемов, а также при возведении фундамента.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при составлении проекта производства работ и организации работ и труда на автодорогах.

Технологическая карта составлена на устройство двухслойных щебеночного и гравийного оснований шириной 7 м, толщиной 18 см в плотном теле.

При применении технологической карты необходима привязка к местным условиям производства работ с учетом типа и конструкции основания.

До распределения щебня или гравия должны быть полностью закончены работы по возведению земляного полотна, которое должно отвечать требованиям СНиП III-Д.5-62, п. 3.

Водоотводные сооружения должны быть в исправном состоянии.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Устройство щебеночных оснований (покрытий)

При устройстве щебеночных оснований выполняют следующие работы (рис. 1):

вывозка и распределение щебня для нижнего слоя;

укатка нижнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;

вывозка и распределение щебня для верхнего слоя;

укатка верхнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;

вывозка и распределение щебня-клинца, разметание его автощеткой и уплотнение с поливкой водой;

вывозка, распределение и уплотнение каменной мелочи (при устройстве покрытий).


Рис. 1 . Технологическая схема устройства двухслойного щебеночного основания (покрытия):

1; 5 - автосамосвалы ЗИЛ-555; 2; 6 - самоходные распределители щебня Д-337; 3; 4; 8; 9; 10 - тяжелые катки Д-400; 7 - поливо-моечная машина ПМ-10, оборудованная щеткой; 11 - навесной распределитель щебня Д-336

Кружками обозначена расстановка рабочих и их разряды

При устройстве основания на земляном полотне с присыпными обочинами, до распределения щебня обочины должны быть отсыпаны и полностью уплотнены. В любом случае борта образованного корыта должны быть выправлены по шнуру. Если основание подстилают глинистые и суглинистые грунты, устраивают песчаный подстилающий слой.

Для устройства оснований (покрытий) применяют щебень, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-64. Количество щебня назначают с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения 1,25 - 1,3.

В зависимости от проектной толщины основания щебень укладывают в один или два слоя. Толщина каждого слоя должна быть не менее 8 см и не более 18 см в плотном теле.

Для устройства нижнего слоя применяют щебень фракции 40 - 70, 70 - 120 мм, для верхнего слоя - 40 - 70, 20 - 40, 10 - 20 мм.

Устройство нижнего слоя основания

Щебень вывозят автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 или МАЗ-205 и распределяют самоходным распределителем Д-337. Распределитель Д-337 обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя, а также предварительное уплотнение щебня с помощью виброплит.

Перед началом работ распределитель Д-337 устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Разравнивающий брус распределителя устанавливают на толщину укладываемого слоя плюс 25 - 30 % толщины на уплотнение. Разравнивающий брус поднимают вместе с его рамой с помощью тросовой подвески и двух червячных редукторов. Для обеспечения поперечного уклона основания положение бруса регулируют вручную винтами, соединяющими раму разравнивающего бруса с балками гусениц. Ширину полосы распределения щебня регулируют боковыми ограничителями. При укладке щебня на ширину 3,5 м с двух сторон распределителя устанавливают уширители.

После настройки рабочих органов машины на толщину и ширину укладываемого слоя загружают бункер щебнем и передвигают машину вперед так, чтобы вибраторы оказались на распределенном слое щебня, после чего их включают.

Щебень загружают со стороны уложенного слоя при неподвижном распределителе или с основания (впереди, по ходу укладчика). При загрузке щебня с уложенного слоя для заезда автосамосвалов устанавливают дополнительные въездные трапы, которые присоединяют к крюкам распределителя.

Щебень распределяют ровным слоем при движении щебнеукладчика вперед полосами шириной 3,5 м на первой передаче (0,15 км/ч) с предварительным уплотнением уложенного слоя вибрационными плитами распределителя.

Как исключение (при отсутствии Д-337) распределение щебня можно производить автогрейдером. При этом щебень разравнивают автогрейдером на второй передаче (3,9 км/ч) за 5 - 6 круговых проходов, после чего щебеночное основание профилируют за 8 - 10 проходов по профилю.

Во избежание загрязнения рассыпанный щебень должен быть уплотнен в течение суток.

Уплотнение щебня производят моторными катками с гладкими вальцами массой (весом) 10 - 12 т типа Д-400, для щебня слабых пород - катками меньшего веса (6 - 10 т).

Укатку щебня начинают от обочины к оси дороги с перекрытием предыдущей прикатанной полосы на 1 /3 ширины вальца. Первые проходы каток делает со скоростью 1,5 - 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть повышена до максимальной, при которой не наблюдается перегрузки мотора.

При уплотнении щебня двумя катками они работают параллельно: каждый каток укатывает одну полосу, начиная от обочины и одинаково приближаясь к оси дороги.

Количество проходов по одному следу по каждой полосе должно быть 3 - 4 и по мере приближения к оси дороги уменьшается до одного. Достигнув оси дороги, каток возвращают к обочине и повторяют уплотнение в том же порядке.

В случае укатки одним катком важно, чтобы в первую очередь были уплотнены края слоя.

Для уплотнения щебня необходимо 10 - 35 проходов катка по одному следу (меньшее количество проходов для щебня слабых пород). Окончательное число проходов устанавливают пробной укаткой.

Поливку щебня поливо-моечной машиной ПМ-10 начинают после трех проходов катка и производят ее равномерно, периодически непосредственно перед катком. Норма розлива воды 15 - 25 л/м 2 (бó льшие величины для жаркого времени и щебня слабых пород). Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня и земляного полотна. Признаком достаточного увлажнения служит влажное состояние нижних граней щебня, лежащих на поверхности основания. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить.

Признаками законченной укатки является отсутствие волны перед катком и следа от катка, раздавливание щебенки, положенной на щебеночный слой (при недостаточном уплотнении такая щебенка вдавливается в слой).

Если щебень укатывается плохо, то производят расклинцовку мелким щебнем или песком, обработанным битумом в установке.

Устройство верхнего слоя

При устройстве верхнего слоя щебеночного основания по уложенному нижнему слою распределяют щебень, укатывают его, а затем расклинцовывают.

Распределение и уплотнение щебня производят в том же порядке, что и при устройстве нижнего слоя. Однако при первых 3 - 4 проходах задний валец катка должен наполовину своей ширины покрывать обочину. Если по окончании укатки не достигнута требуемая плотность основания и щебень остается подвижным, то перед распределением щебня-клинца поверхность щебеночного основания обрабатывают битумом при норме розлива 2 - 3 кг/м 2 или распределяют влажную смесь цемента с песком в соотношении 1:4 из расчета 10 кг цемента на 1 м 2 .

Щебень-клинец распределяют на всю ширину проезжей части навесным распределителем Д-336, оборудованным на автомобиле ЗИЛ-555, в количестве 1,16 м 3 на 100 м 2 поверхности. До начала россыпи клинца распределитель должен быть настроен на распределение заданной нормы россыпи посредством регулирования величины щели (между барабаном питателя и заслонкой) винтовым механизмом и подбором рабочей скорости движения автомобиля.

Рассыпанный клинец разметают автощетками, заполняя пустоты между щебенками верхнего слоя; отдельные дефектные места исправляют вручную.

Клинец уплотняют от краев к середине тяжелым катком типа Д-400 за 10 - 15 проходов по одному следу при скорости движения катка 5,5 км/ч. При уплотнении клинец увлажняют непосредственно перед катком (10 - 12 л/м 2 ).

В случае образования на поверхности отдельных окатанных щебенок их необходимо удалить.

При устройстве щебеночного покрытия после распределения и уплотнения первой россыпи клинца распределяют каменную мелочь фракции 5 - 10 мм навесным распределителем Д-336. Каменную мелочь уплотняют так же, как клинец, катками Д-400 за 4 - 5 проходов по одному следу с поливкой водой.

После окончания укатки клинца и каменной мелочи на поверхности слоя должна образоваться плотная кора.

Устройство гравийного основания

Устройство двухслойного гравийного основания включает следующие работы (рис. 2):

вывозка и распределение гравийного материала для нижнего слоя;

укатка нижнего слоя с поливкой водой;

вывозка и распределение гравийного материала для верхнего слоя;

укатка верхнего слоя с поливкой водой.

Для устройства гравийных оснований применяют гравийные материалы, удовлетворяющие требованиям к оптимальной смеси. Оптимальную гравийную смесь приготовляют в карьере, вывозят автомобилями-самосвалами к месту производства работ, распределяют слоем заданной толщины и уплотняют. Необходимое количество гравийного материала определяют расчетом с учетом коэффициента уплотнения (ориентировочно 1,25 - 1,3).

До распределения гравийного материала должны быть созданы надежные упоры. Для этого необходимо отсыпать и уплотнить обочины или отсыпать валики из грунта шириной не менее 1 м.

Укладку гравийного материала в нижний слой производят так же, как и при устройстве щебеночных оснований (самоходным распределителем Д-337 или автогрейдером за 9 - 11 проходов).

В последнем случае гравийный материал должен быть завезен и уложен на полотне дороги двумя валиками по краям проезжей части либо одним валиком по середине так, чтобы был обеспечен проезд для автомобилей.

После исправления краев уложенного слоя, проверки поперечного профиля и ровности приступают к уплотнению уложенного слоя. Укатку производят тяжелыми катками на пневматических шинах типа Д-365 от краев уложенного слоя к середине с перекрытием предыдущих полос на 30 - 40 см за 10 - 25 проходов катка по одному следу. Необходимое количество проходов устанавливают пробной укаткой.

Скорость движения катка в начале укатки не должна превышать 1,5 - 2 км/ч, а затем может достигать 6 км/ч.

В процессе уплотнения гравийный материал увлажняют поливо-моечной машиной ПМ-10 (6-12 л/м 2 ).


Рис. 2 . Технологическая схема устройства двухслойного гравийного основания (покрытия):

1; 7 - самоходные распределители Д-337; 2; 8 - автомобили-самосвалы ЗИЛ-555; 5; 9 - тяжелые катки на пневматических шипах Д-365; 3; 4 - автогрейдеры Д-144; 6 - поливо-моечная машина ПМ-10

Кружками обозначены расстановка рабочих и их разряды

При устройстве верхнего слоя гравийный материал распределяют также машиной Д-337.

Укатку производят катками на пневматических шинах типа Д-365 так же, как и при устройстве нижнего слоя.

При устройстве покрытия из гравийной оптимальной смеси необходимо по верхнему слою распределить мелкие фракции гравийного материала (5 - 10 мм) при норме россыпи: 1,5 - 2 м 3 /100 м 2 и укатать катком за 3 - 4 прохода по одному следу.

При производстве работ по устройству щебеночных и гравийных оснований следует руководствоваться следующей технической литературой:

1 . Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. СНиП III -Д.5-62 (часть III, раздел Д, п. 6). М., Госстройиздат, 1963.

2 . Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. «Транспорт», М., 1969.


3 . Правила приемки работ при строительстве автомобильных дорог и мостов М., Автотрансиздат, 1957.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

а) При устройстве щебеночного основания (покрытия)

Для выполнения работ по устройству двухслойного щебеночного основания (покрытия) намечают следующие сменные захватки:

1 - вывоз и распределение щебня для нижнего слоя;

2 - укатка тяжелыми катками щебня нижнего слоя;

3 - вывоз и распределение щебня для верхнего слоя;

4 - укатка щебня верхнего слоя с россыпью и укаткой клинца.

Длина сменной захватки определяется производительностью ведущей машины-распределителя Д-337 и для условий, принятых в настоящей карте, составляет 230 м.

До начала работ должна быть проверена исправность и готовность машин, рабочие должны быть обеспечены необходимыми инструментами.

Работа организуется в две смены и выполняется комплексной бригадой, включающей звено по устройству нижнего слоя и звено по устройству верхнего.

Звено по устройству нижнего слоя

Машинист распределителя Д-337. 5 разр. - 1

Машинисты катка Д-400. 5 » - 2

Дорожные рабочие. 3 » - 1

Звено работает на захватках 1 и 2.

Дорожный рабочий 2 разр. до начала работ помогает машинисту при настройке рабочих органов машины, устанавливает въездные трапы для автомобилей со щебнем.

При работе распределителя дорожный рабочий 2 разр., находясь у приемного бункера, подает сигнал на подход автосамосвалов со щебнем, очищает кузов, ведет учет поступившего щебня, следит за тем, чтобы в бункер не попадали крупные камни и другие предметы, могущие вызвать поломку машины.

При укладке щебня машинист наблюдает за тем, чтобы щебень поступал равномерно. Во избежание пропусков при распределении щебня в бункере должно находиться некоторое, количество щебня к моменту очередной загрузки.

Двое дорожных рабочих 2 разр. и один 3 разр. после прохода щебнеукладчика исправляют края уложенного слоя, добавляют щебень между кромкой покрытия и обочиной, исправляют место сопряжения двух полос, проверяют поперечный профиль и ровность поверхности уложенного слоя, устраняют обнаруженные дефекты.

На захватке 2 машинисты катков уплотняют нижний слой.

Звено по устройству верхнего слоя

Машинист распределителя Д-337. 5 разр. - 1

Машинисты катка Д-400. 5 » - 3

Дорожные рабочие. 3 » - 1

Звено работает на захватках 3 и 4.

В звено добавляется один дорожный рабочий 2 разр. В начале смены он работает на захватке 3 по проверке профиля и устранению неровностей после распределения щебня, а затем переходит на захватку 4, где он при распределении клинца прижимает приводной ролик прижимного устройства к колесу автомобиля-самосвала, подает сигнал водителю на движение, после россыпи клинца метлой поправляет отдельные места.

Распределение обязанностей между остальными членами звена то же, что и при устройстве нижнего слоя.

Поливо-моечная машина используется в течение смены на устройстве нижнего и верхнего слоев на захватках 2 и 4.

Распределитель Д-336 используется при необходимости.

б) При устройстве гравийного основания

При устройстве гравийного основания состав звеньев тот же, что и при щебеночном, за исключением катка Д-400, который заменяют катком Д-365.

В состав звеньев не входит и оплачивается особо машинист автогрейдера, занятый на окончательной планировке основания.

Машинист катка Д-365 на уплотнении гравийного основания занят 5,6 ч, остальные 2,4 ч он работает на подкатке земляного полотна и уплотнении обочин.

Обязанности остальных членов звена те же, что и при устройстве щебеночного основания.

IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ (ПОКРЫТИЯ) ТОЛЩИНОЙ 18 см НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 230 м (1610 м 2 )


V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 18 см НА ЗАХВАТКУ ДЛИНОЙ 230 м (1610 м 2 )

Состав механизма для выемки щебня

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ВЫРЕЗАНИЕ КОРЫТА ПОД ДОРОЖНУЮ ОДЕЖДУ В НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, для обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение сроков строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.

Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

- ширина корыта - =8,0 м;

- глубина корыта - =0,50 м;

- длина корыта - =100 м.

Рис.1. Схема корыта под дорожную одежду в земляном полотне

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна.

2.2. Дорожно-строительные работы по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

2.3. В состав дорожно-строительных работ, последовательно выполняемых при вырезании корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, входят следующие производственные операции:

- геодезическая разбивка корыта на местности;

- вырезание корыта бульдозером;

- погрузка грунта фронтальным погрузчиком на автомобили-самосвалы;

- уплотнение дна корыта самоходным виброкатком;

- планировка дна корыта автогрейдером.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, механизированной бригадой, имеющий в своем составе следующие машины и механизмы: бульдозер Б170М1.03ВР (=19,44 т; =180 л.с., =4,28 м; =1,31 м; рабочие скорости =2,58 км/ч; =3,57 км/ч; =5,20 км/ч); каток самоходный, грунтовый, вибрационный ДУ-85 (=13,0 т, =1600 мм, =2000 мм, от 150 до 700 мм, =148 л.с., 6,0 км/час; 8,0 км/час); средний автогрейдер ДЗ-180А (размеры отвалов , мм: грейдерный 3740620 мм, бульдозерный 2475840 мм, =13,5 т, рабочие скорости =1,90 км/час; =3,50 км/час; =6,40 км/час; =11,70 км/час); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (=13,0 т, =6,6 м); колесный, фронтальный погрузчик Volvo L45В (=8,33 т; =1,5 м).

Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.4. Колесный погрузчик Volvo L45В

А - полная длина 6000 мм; L - max. высота подъема 4690 мм; Т - глубина выемки 200 мм; Н - высота выгрузки ковша, 45° 2810 мм; М - вылет ковша на max. высоте 830 мм; N - вылет ковша 1650 мм; В - 5030 мм; С - 2450 мм; D - 410 мм; F - 2930 мм; J - 3395 мм; К - 3650 мм.

Рис.5. Грунтовый виброкаток ДУ-85

Рис.6. Автогрейдер ДЗ-180А

2.5. Корыто вырезают в насыпи земляного полотна отсыпанной из карьерного грунта суглинки легкие, N 35, классификация грунта принята по Таблице 1-1, Технической части ГЭСН-2001-01, Сборник N 1, Земляные работы (грунт III категории с расчётной плотностью в естественном залегании =1750 кг/м, 1,0 м/сутки).

2.6. При проектировании технологии дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:

Состав механизма для выемки щебня

РАЗРАБОТКА ВЫЕМКИ БУЛЬДОЗЕРОМ С ОТСЫПКОЙ КАВАЛЬЕРОВ

1 Область применения

1.1 Настоящую типовую технологическую карту рекомендуется применять при разработке проектов производства работ и при производстве строительно-монтажных работ.

1.2 Данная типовая технологическая карта устанавливает порядок разработки выемки под земляное полотно железной или автомобильной дороги и устройства двух кавальеров из разработанного в выемке грунта. Работы производятся в теплое время года.

1.3 Особенности производства работ в зимнее время, а также необходимые дополнительные мероприятия разрабатываются в проекте производства работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящей технологической карте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Примечание - При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим документом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Определения

В настоящей технологической карте применены следующие термины с соответствующими определениями по:

3.1 документ: Информация и носитель, на котором эта информация представлена.

3.2 процесс: Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующая входы для получения намеченного результата.

3.3 грунт: Горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека.

3.4 грунт дисперсный: Грунт, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного размера, слабосвязанных друг с другом; образуется в результате выветривания скальных грунтов с последующей транспортировкой продуктов выветривания водным или эоловым путем и их отложения.

3.5 почва (растительный грунт): Поверхностный плодородный слой дисперсного грунта, образованный под влиянием биогенного и атмосферного факторов.

3.6 земляное полотно: Комплекс земляных сооружений в виде насыпей, выемок, водоотводов, обеспечивающих отвод поверхностных и грунтовых вод от земляного полотна, сооружения инженерной защиты от природных геофизических процессов (согласно требованиям СП 116.13330.2012) и специальных мероприятий по повышению устойчивости основания.

3.7 кавальер: Насыпь из грунта, находящаяся в резерве.

А также следующие:

3.8 технологический документ: Результат технического документирования процесса труда, содержащий информацию о способах изготовления, сборки, строительства, эксплуатации и ремонта изделий, а также об организации производственного процесса.

3.9 технологическая карта: Технологический документ, содержащий описание операций технологического процесса, применяемого оборудования и инструмента.

4 Обозначения и сокращения

В настоящей технологической карте применены следующие обозначения и сокращения:

ВЛ: высоковольтная линия.

ЛЭП: линия электропередачи.

ППР: проект производства работ.

СИЗ: средства индивидуальной защиты.

ТК: технологическая карта.

5 Организация и технология выполнения работ

5.1 Общие положения

5.1.1 Работы должны выполняться по рабочим чертежам проекта и ППР.

5.1.2 Настоящая типовая технологическая карта рассматривает разработку грунта в выемке под устройство прямого, горизонтального участка насыпи полотна двухпутной железной дороги первой категории со следующими параметрами:

- длина участка - 380 м;

- ширина по дну - 30 м;

- ширина по верху - 32…60 м;

Применяются следующие машины и механизмы:

- автосамосвал КАМАЗ 5511 (10 т) - 12 шт.;

- автопогрузчик Амкодор 352 - 4 шт.;

- бульдозер Б-10.0111-1Е - 2 шт.;

- экскаватор ЕТ-25 - 1 шт.

Выполняется устройство двух кавальеров с параметрами:

- ширина по низу - 40 м;

- ширина по верху - 20 м;

- уклон откосов - 1:1.

Грунт представляет собой супеси и суглинки с примесью песка, гравия и дресвы, плотностью в природном залегании 1950 кг/м. Грунт относится к третьей группе для разработки механизированным способом. Общий объем разрабатываемого грунта в плотном теле 96432 м.

Уклоны откосов соответствуют требованиям СП 45.13330.2017. Работы выполняются в теплое время года.

Ситуационный план участка показан на рисунке 1.

Подсчет объемов работ и обоснование применяемых механизмов приведены в Приложении А.

Рисунок 1 - Ситуационный план участка

5.1.3 Выполнение работ должны осуществлять специализированные организации, имеющие допуск на данный вид работ, под техническим руководством и контролем ответственного производителя работ. Лабораторные испытания грунта проводятся специализированной лабораторией, имеющей соответствующую лицензию.

5.1.4 Запрещается производство работ по техническим решениям (проектам) организаций, не имеющих допуска на выполнение данного вида проектных работ.

5.2 Требования к готовности предшествующих работ

До начала устройства земляного полотна должны быть выполнены следующие работы:

5.2.1 Выполнена и принята геодезическая разбивочная основа с оформлением акта приемки геодезической разбивочной основы для строительства.

5.2.2 Решены вопросы по переносу подземных и надземных коммуникаций.

- площадки для стоянки и ремонта техники и подъездные автодороги;

- временное электроосвещение зоны производства работ;

- временное защитное ограждение зоны производства работ.

5.2.4 Проведена линия временного электроснабжения (или установлена электростанция).

5.2.5 Выполнены мероприятия по временному отводу поверхностных и грунтовых вод (при необходимости).

5.2.6 Срезан растительный слой грунта (Рисунки 1, 2).

Рисунок 2 - План будущей выемки после срезки растительного слоя

5.3 Требования к организации рабочей зоны

Организация рабочей зоны при разработке грунта в выемке показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Рабочая зона объекта

5.4 Технологическая последовательность разработки грунта выемки с отсыпкой его в кавальеры

5.4.1 Разработать грунт в выемке с помощью бульдозеров шириной захватки 3,0 м, толщиной слоя 0,25 м за четыре проходки на всю длину участка на глубину 1,0 м (Рисунок 4) с перемещением его в отвал (Рисунки 5, 6, 8).

5.4.2 Погрузить с помощью фронтальных автопогрузчиков разработанный грунт в автосамосвалы для перевозки в кавальеры в пределах участка до 300 м (Рисунок 7).

5.4.3 Разработать грунт в выемке на глубину 5 м включительно в соответствии с п.5.4.1, 5.4.2, рисунками 8, 9а, б, в.

СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 (с Изменениями N 1, 2)

7.1 В проектах насыпей (рабочем и производства работ), включая: насыпи подъездных путей, автомобильных и железных дорог, дамб, планировочных насыпей, внутрихозяйственных сетей и т.п., а также обратных засыпок котлованов, траншей должны быть указаны:

- размеры в плане и по высоте насыпей и обратных засыпок в целом и отдельных их участков с различными размерами по высоте (через 2-4 м), нагрузками на поверхность уплотненного грунта, видами отсыпаемых грунтов;

- требуемая степень уплотнения грунтов для однородных по виду и составу грунтов - плотность в сухом состоянии , а разнородных - коэффициент уплотнения ;

- рекомендуемые технологические схемы, типы и виды оборудования для отсыпки и уплотнения отсыпаемых грунтов;

- толщина отсыпаемых слоев грунтов для каждого вида грунтоуплотняющего оборудования и заданной степени уплотнения грунтов;

- требования по подготовке поверхности (основания) насыпи и обратной засыпки;

- рекомендации по выполнению опытного уплотнения грунтов в лабораторных и полевых условиях (приложение Г);

- требования по проведению геотехнического мониторинга.

7.2 Для выполнения насыпей и обратных засыпок, как правило, следует использовать местные крупнообломочные, песчаные, глинистые грунты, а также экологически чистые отходы промышленных производств, аналогичные по виду и составу грунтам природного происхождения, отвечающие требованиям приложения М.

При возведении насыпи на водонасыщенных органоминеральных грунтах необходимо учитывать их осадку при определении объема насыпи.

По согласованию с заказчиком и представителями проектной организации принятые в проекте грунты для выполнения насыпей и обратных засыпок при необходимости могут быть заменены.

7.3 При использовании в одной насыпи грунтов разных типов необходимо выполнять следующие требования:

- не допускается отсыпать в одном слое грунты разных типов, если это не предусмотрено проектом;

- поверхность слоев из менее дренирующих грунтов, располагаемых под слоями из более дренирующих, должна иметь уклон в пределах 0,04-0,1 от оси насыпи к краям.

7.4 Для засыпки на расстоянии менее 10 м от существующих или проектируемых неизолированных металлических либо железобетонных конструкций применение грунтов с концентрацией растворимых солей в грунтовой воде более 10% не допускается.

7.5 При использовании для насыпей и засыпок грунтов, содержащих в допускаемых приложением М пределах твердые включения, последние должны быть равномерно распределены в отсыпаемом грунте и расположены не более 0,2 м от изолированных конструкций, а мерзлые комья, кроме того, не более 1,0 м от откоса насыпи.


7.6 При укладке грунта "насухо", за исключением дорожных насыпей, уплотнение следует производить, как правило, при влажности , которая должна быть в пределах , где - оптимальная влажность, определяемая в приборе стандартного уплотнения по ГОСТ 22733. Коэффициенты и следует принимать по таблице 7.1 с последующим уточнением по результатам выполнения опытного уплотнения по приложению Г.

При применении крупнообломочных грунтов с глинистым заполнителем влажность на границе раскатывания и текучести определяют по мелкозернистому (менее 2 мм) заполнителю и пересчитывают на грунтовую смесь.

Читайте также: