Снип укладка тротуарной плитки

Обновлено: 01.05.2024

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.

1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.

Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.

1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.

Внесены Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)

Научно-техническим управлением Департамента строительства

Дата введения в действие

Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плиты, марка плиты

Размеры плиты, мм

на щебеночных и бетонных основаниях А

на песчаных и стабилизированных основаниях Б

в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В

Из табл. 1.1 видно, что толщина плиты покрытия зависит от вида основания.

Примечание . По этому же ГОСТу промышленность изготавливает фигурные плиты и элементы мощения - (Ф) и элементы декоративные дорожные - (ЭДД), общий вид которых представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Общий вид фигурных плит и элементов мощения.

2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ, УСТАНОВКА БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

2.1. Основания под покрытие из бетонных плит устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона.

2.2. Работы по отсыпке и уплотнению земляного полотна, прокладке подземных сетей, устройству дренажей и засыпке траншей выполняют до начала работ по устройству оснований.

2.3. Земляное полотно планируют бульдозерами, автогрейдерами и уплотняют катками, используемыми на строительстве внутриквартальных дорог. Для планировки применяют бульдозеры ДЗ-18 (Д-535А), ДЗ-4 (Д-493А) и автогрейдеры ДЗ-40 (Д-144), ДЗ-40А (Д-598А), ДЗ-51. Для уплотнения используют катки на пневмомашинах ДУ-30 (Д-635), ДУ-31 (Д-627), вибрационные катки ДУ-10 (Д-455), ДУ-10А, ДУ-14 (Д-480), катки статического действия с гладкими вальцами ДУ-1 (Д-211В), ДУ-11А (Д-469А) и др. Тип катка выбирают в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара или пешеходной дорожки.

2.4. Плотность грунта земляного полотна, включая засыпку котлованов и траншей, должна быть не менее 0,98.

2.5. К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Во время приемки необходимо проверить:

соответствие отметок профилей (с точностью до 10 мм);

степень уплотнения грунта (через 25 м в двух точках по поперечному сечению).

Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.

2.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками с навесным оборудованием. Толщина слоя рыхлого песка должна превышать проектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.

2.7. Песчаный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками, применяемыми при уплотнении земляного полотна (см. п. 2.3.). Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.8. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ± 5 мм.

Движение транспорта по готовому подстилающему слою запрещено.

2.9. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция ( CaCl 2). Потребное количество хлористого кальция на 1 м 2 поверхности подстилающего слоя при объемном весе песка 1700 кг/м 3 приведено в табл. 2.1.

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

Содержание безводного CaCl 2 в 1 л раствора, %

Глубина пропитки, см

Количество CaCl 2 , кг/м 2

2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.

2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.

2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).

2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.

2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1 : 4, после чего расшивают раствором состава 1 : 2.

2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.

2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже - 15 °С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

2.19. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.

Смесь укладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом 5 - 10 т или вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должно иметь заметных деформаций.

2.20. При устройстве оснований из тощего бетона применяют марку бетона М100. Ориентировочный расход материалов на 1 м 3 бетонной смеси составляет: цемент марки 400 - 90 - 100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440 - 1400 кг, песок - 650 - 600 кг, вода - 120 - 130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоноукладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками 8 - 10 проходами по одному следу.

2.21. Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройство бетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаному подстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой или площадочным вибратором. Через каждые 30 - 40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.

2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия - из расчета 0,7 кг/м 2 .

2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре, наружного воздуха до - 15 °С. Укладку бетонной смеси следует производить на подготовленный до наступления морозов песчаный подстилающий слой.

3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ

3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощи навесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3- 5-тонному автокрану или автопогрузчику (рис. 3.1).

Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом конструкции ГДС-1 (рис. 3.2) или вручную.

3.2. Раскладка плит может осуществляться по различным схемам (рис. 3.3).

3.3. Укладку плит следует производить поперечными рядами от края и до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит (рис. 3.4).

Рис. 3.1. Захват для укладки плит:

1 - рама из труб прямоугольного сечения (40×60 мм); 2-вал траверсы; 3 - несущая траверса; 4 - полоса с вырезом; 5 - скоба; 6 - палец; 7 - полоса размером 100×80×10 мм; 8 - полоса размером 150×100×10 мм; 9 - рычаг

Рис. 3.2. Вакуум-захват для укладки плит

Рис. 3.3. Схемы раскладки плит в покрытии.

3.4. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.

3.5. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть в пределах 8 - 12 мм и с размером стороны до 50 см - в пределах 5 - 8 мм. Швы заполняют песчано-цементной смесью в соотношении 3 : 1.

3.6. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

3.7. При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 - 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Какие-либо перекосы плиты недопустимы. При употреблении ломов обламывание кромок плит должно исключаться.

3.8. Выравнивание уложенных плит осуществляют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

3.9. Фигурные плиты и элементы мощения укладывают, главным образом, плитоукладчиками отечественного или зарубежного производства. На рис. 3.5 показана укладка покрытия при помощи плитоукладчика. На рис. 3.6 приведены схемы раскладки фигурных элементов.

3.10. При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее, до наступления устойчивых заморозков, подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

Рис. 3.4. Схема укладки тротуарных плит с перевязкой швов:

1 - штырь; 2 - ходовой шнур

Рис. 3.5. Укладка плит при помощи плитоукладчика

Рис. 3.6. Схемы раскладки фигурных элементов мощения

3.11. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его разливом раствора CaCl 2 в количестве 1 л/м 2 . Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем или при помощи установки, применяемой для устройства кровель с наплавляемым рубероидом, а также нагретым до температуры 180 - 200 °С горячим песком, который укладывают толщиной слоя 5 - 7 см, с последующим его удалением.

3.12. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают подогретый цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм, температура которого не должна превышать 35 °С.

3.13. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже - 15 °С не рекомендуется.

3.14. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжении плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.

4. ПРИЕМКА РАБОТ

4.1. Тротуары должны быть выполнены в соответствии с проектом, СНиПом и другими действующими нормативно-техническими документами.

4.2. При приемке тротуаров должны быть проверены:

а) соответствие утвержденному проекту конструкций основания подстилающего слоя, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на «скрытые» работы, журналам производства работ и лабораторным данным;

б) соответствие ширины тротуара проектному размеру;

в) продольный и поперечный профили покрытия и их соответствие проекту (проверяется контрольным нивелированием);

г) ровность поверхности покрытия, которая выполняется путем контрольных замеров 3-метровой рейкой не менее чем через 20 м; просветы под рейкой не должны превышать 3 мм.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве». Ответственность за состояние техники безопасности и промышленной санитарии возлагается на начальника и главных инженеров специализированных управлений и трестов.

5.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в соответствии с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения России.

5.3. К работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний производится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

5.4. За соблюдение правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

5.5. Проверка знаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна производиться ежегодно. При неудовлетворительных знаниях управляющий трестом обязан не допускать инженерно-технический персонал к руководству работами.

5.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с действующими нормами.

5.7. При производстве работ в зимнее время для обогрева рабочих устанавливаются периодические перерывы продолжительностью 10 мин при температуре - 20° и - 30° и полное прекращение работ при температуре ниже - 30 °С.

5.8. Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 - 3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5 - 10 м.

5.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением на основание пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.

Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества.

5.10. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка Управления механизации.

5.11. Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами или ремонтировать их.

6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ

6.1. Работы, связанные с поддержанием в исправном состоянии покрытий тротуаров, подразделяются на следующие основные виды:

6.2. Содержание тротуаров включает работы по регулярному уходу за ними в целях поддержания в надлежащем порядке и чистоте в течение всего года для обеспечения нормальных условий передвижения пешеходов.

6.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению отдельных мелких деформаций, масляных пятен, трещин и разрушений плит.

6.4. Масляные пятна, появившиеся на поверхности плит, удаляются при помощи адсорбционных порошков или сухого цемента, обезжиривающих средств, которые используют для чистки машин, а также бытовых моющих средств.

Пятна от масляных красок удаляют при помощи абразивного порошка и воды. Применение растворителей нецелесообразно, так как раствор краски еще глубже проникает в поры бетона. Аэрозольные краски, нанесенные на плиты методом пульверизации, удаляют при помощи ацетона.

Битум с бетонных плит удаляют механическими средствами или вручную, затем на оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и покрывают ремонтируемый участок полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.

6.5. Трещины устраняют путем заливки их эпоксидными, полимерными и коллоидно-цементными клеями.

6.6. Трещины в бетонных плитах перед склеиванием должны быть очищены от грязи и пыли, а в случае заполнения коллоидно-цементным клеем склеиваемые поверхности следует увлажнить.

6.7. Эпоксидный клей приготовляют из эпоксидной смолы (ЭД-5), наполнителя (песок), пластификатора (лак кукерсоль) и отвердителя (бензосульфокислота и полиэтилен-полиамин-БСК) в соотношении 10 : 11 : 3 : 4,5. Эпоксидный клей приведенного состава должен быть использован в течение 35 мин после приготовления.

6.8. В состав полимерцементного клея входит портландцемент марки 400, песок формовочный, песок строительный, вода, фуриловый спирт, солянокислый анилин, хлористый кальций в соответствии 4,85 : 1,76 : 1,32 : 2,15 : 0,4 : 0,06 : 0,66.

6.9. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем может производиться вручную или при помощи прибора типа вибропистолета и пневмобачка емкостью 20 литров. Внутри пневмобачка должна быть вмонтирована вибробулава, служащая для уменьшения вязкости клея при подаче его в вибропистолет в периодической активации клея при хранении.

Клей приготовляется непосредственно перед употреблением путем затворения сухой смеси водой. При применении вибропистолета водовяжущее отношение клея должно составлять 0,25 - 0,28; в случае заполнения трещин вручную - 0,3 - 0,35.

6.11. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем должно быть выполнено в течение не более двух часов с момента его приготовления. Температура клея, при которой производится заполнение трещин, должна быть не ниже 5 °С.

6.12. При текущем ремонте в случае необходимости выравнивают основание. Разрушенные плиты удаляют и заменяют новыми, которые укладывают на цементный раствор или сухую цементно-песчаную смесь.

Все швы между плитами прочищают сжатым воздухом от компрессора и заливают цементным раствором состава 1 : 3 на полную высоту шва.

6.13. Капитальный ремонт предусматривает полную или частичную смену конструктивных элементов тротуара: покрытия, основания, подстилающего слоя. Земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено до коэффициента не менее 0,98.

6.14. Устройство конструктивных элементов тротуаров производится при капитальном ремонте так же, как и при строительстве в соответствии с указаниями разделов 2 и 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».

3. СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».

4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.

5. Рекомендации по строительству городских дорог в зимнее время, 1991 г. НИИМосстрой

6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Департамент строительства.

7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосинжстрой.

8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.

9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.

10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.

Снип укладка тротуарной плитки

ПЛИТЫ БЕТОННЫЕ ТРОТУАРНЫЕ

Footway concrete slabs. Specifications

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Мосстройкомитетом и Главмосархитектурой при Мосгорисполкоме

Г.М.Хуторцов, канд. техн. наук (руководитель темы); Г.И.Коротких; Э.М.Гольдин, канд. техн. наук; Л.В.Городецкий, канд. техн. наук; В.Г.Майдель, канд. техн. наук; Р.И.Бега, канд. техн. наук; Н.Н.Козеева; Л.П.Щепин; Р.М.Колтовская; Н.И.Нагорняк

2. ВНЕСЕН Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 03.04.91 N 14

Изменение N 1 принято Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 23.04.97

За принятие изменения проголосовали:

Наименование органа государственного управления строительством

Министерство градостроительства Республики Армения

Минстройархитектуры Республики Беларусь

Агентство строительства и архитектурно-градостроительного контроля Министерства экономики и торговли Республики Казахстан

Минархстрой Киргизской Республики

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

1.3.20, Приложение 2

1.3.20, Приложение 2

Вводная часть, 1.3.11-1.3.13, 1.3.16

СТУ 100-142 Груз. ССР

6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2003 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1997 г. (ИУС 10-97)

Настоящий стандарт распространяется на бетонные тротуарные плиты (далее - плиты), изготовляемые из тяжелого и мелкозернистого (песчаного) бетонов (далее - бетонов) по ГОСТ 26633* в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, предназначенные для устройства сборных покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных площадей и посадочных площадок общественного транспорта.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 26633-2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Плиты следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Снип укладка тротуарной плитки

ПЛИТЫ БЕТОННЫЕ ТРОТУАРНЫЕ

Concrete paving slabs. Specifications

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона им.А.А.Гвоздева (НИИЖБ им.А.А.Гвоздева) - АО "Научно-исследовательский центр "Строительство" (АО "НИЦ "Строительство") и Ассоциацией "Производителей мелкоштучных бетонных изделий" (Ассоциация "ПМБИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 сентября 2017 г. N 103-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

5 Настоящий стандарт соответствует европейскому стандарту EN 1338:2004* "Блоки бетонные для мощения. Требования и методы испытаний" ("Concrete paving blocks - Requirements and test methods", NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2018 год; поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2019 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бетонные тротуарные плиты (далее - плиты), изготовленные из тяжелого и мелкозернистого бетонов (далее - бетоны) по ГОСТ 26633, предназначенные для устройства сборных покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, эксплуатируемых кровель зданий и сооружений, газонов, пешеходных площадей и посадочных площадок общественного транспорта, территорий для стоянки автотранспорта, велосипедных дорожек, улиц с малоинтенсивным движением, территорий АЗС, портов и доков. В отдельных случаях плиты могут применяться в качестве декоративных элементов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 965-89 Портландцементы белые. Технические условия

ГОСТ 2912-79 Хрома окись техническая. Технические условия

ГОСТ 3282-74 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия

ГОСТ 3560-73 Лента стальная упаковочная. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 6220-76 Красители органические. Пигмент голубой фталоцианиновый. Технические условия

ГОСТ 6727-80 Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8135-74 Сурик железный. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 10905-86 Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Методы определения плотности

ГОСТ 12730.3-78 Бетоны. Метод определения водопоглощения

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 13087-81 Бетоны. Методы определения истираемости

ГОСТ 15825-80 Портландцемент цветной. Технические условия

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625-83 Конструкция и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 18172-80 Пигмент желтый железоокисный. Технические условия

ГОСТ 18343-80 Поддоны для кирпича и керамических камней. Технические условия

ГОСТ 20259-80 Контейнеры универсальные. Общие технические условия

ГОСТ 22685-89 Формы для изготовления контрольных образцов бетона. Технические условия

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22856-89 Щебень и песок декоративные из природного камня. Технические условия

ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 23009-2016 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 24104-2001* Весы лабораторные. Общие технические требования

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

ГОСТ 26433.0-85 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1-89 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

ГОСТ 33174 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Обустройство отмостки из тротуарной плитки согласно СНиП

Обустройство отмостки из тротуарной плитки согласно СНиП

После того как дом построен, выполнены все облицовочные работы, наступает время обустройства отмостки. По сути, это полоса, изготовленная из различных строительных материалов, выполняющая защиту основания дома от воздействия на него влаги. Кроме оберегающих функций она еще выполняет эстетическую роль.

В последнее время вместо традиционных бетона и асфальта все чаще используют тротуарную плитку или брусчатку в качестве отмостки вокруг дома.

Описание

Можно задать вопрос, какие преимущества есть у тротуарной плитки перед другими видами покрытия? Они есть и их немало:

  • продолжительный срок эксплуатации. Если приобрести плитку хорошего качества, то она прослужит минимум 20 лет, а может и более без потери своих свойств и приятного внешнего вида;
  • отмостку можно выполнить и самостоятельно, технология укладки простая и эффективная, не требует значительного привлечения сил и средст;
  • не нужен армирующий пояс, а это существенно снижает затраты.
  • в случае появления дефектов на элементах покрытия ремонт или замена будет несложным;
  • широкий ассортимент изделий. Можно выбрать панели на любой вкус и исходя из финансовых возможностей. Отмостка из плитки в любом случае будет выглядеть эстетичной, чем привычное бетонное или асфальтное покрытие. Еще плитка прекрасно сочетается с другими элементами дизайнерских решений по украшению участка.
  • на поверхности дорожки не скапливается вода.

Перечень достоинств на этом не заканчивается, не забываем и про относительно невысокую стоимость.

плитка

Правила укладки

Для правильного обустройства отмостки требуется изучить и соблюдать целый ряд документов. Отдельного СНиП, который бы регламентировал этот вид работ, не существует. Поэтому придется руководствоваться такими документами:

  • Сводом Правил 22.13330.2011, которые определяют основные моменты по обустройству основ зданий различного назначения и
  • СП 82.13330.2016 – в нем говорится, как следить за благоустройством территорий вокруг домов.

Важнейшие параметры защитной полосы вокруг дома – ширина, толщина и уклон. Согласно требованиям СНиП, ширина отмостки не может быть менее 60 см, а если грунты вязкие, то 1 метр. Но, в основном, эта полоса должна выступать за нижний край крыши примерно на 20 см.

Толщина зависит от материалов, используемых при укладке. Рассчитывается она примерно так: высота подготовительного слоя для укладки составляет от 10 до 30 см, сама плитка, в зависимости от нагрузки, которую она будет нести – от 3 до 8 см.

Уклон играет важную роль в отведении воды от фундамента. Его угол не может быть менее 1 и более 10 градусов – все зависит от уровня осадков в регионе. Но с уклоном не стоит перегибать. Если сделать его слишком большим, то будет неудобно по нему ходить. В том же случае, если он будет слишком маленьким, вода не станет застаиваться и постепенно разрушит плитку.

Технология укладки отмостки совпадает с монтажом тротуаров или пешеходных дорожек, единственное отличие – это то, что бордюр делается только с одной стороны, а вторая сторона плотно примыкает к цоколю дома. Существуют также варианты монтажа тротуарной плитки или брусчатки на уже существующую отмостку из бетона, но в этом случае нужно соблюдать осторожность. Потребуется оценить состояние покрытия, устранить дефекты, если они есть.

Если защитная полоса укладывается вокруг нового дома, то рекомендуется подождать год, пока почва вокруг фундамента усядется или ускорить этот процесс самостоятельно. Более 12 месяцев ждать не следует: могут наступить нежелательные последствия для основания.

Укладка гранитной брусчатки согласно СНиП и ГОСТ

Укладка гранитной брусчатки согласно СНиП и ГОСТ

Брусчатка, изготовленная из гранита – это надежный и долговечный материал. На протяжении многих лет она используется для обустройства тротуаров и дорог, благодаря надёжности уже не одно столетие лежит на старинных улицах многих городов мира. Даже несмотря на то, что появились новые виды тротуарной плитки, гранитная брусчатка не сдает свои позиции, удачно благоустраивая территорию.

Достоинства

Популярность такой брусчатки объясняется очень просто. Хоть цена на нее выше, чем обычной плитки, она имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • продолжительный срок эксплуатации;
  • отличное противостояние воздействию атмосферных осадков. Кроме того, гранитная брусчатка не разрушается при попадании на нее химических веществ;
  • экономичность. Тротуар или дорога, вымощенная таким материалом, практически не нуждается в ремонте. При довольно приличных начальных затратах на покупку и укладку, эксплуатационные расходы ниже не менее чем в 7 раз;
  • прекрасный внешний вид. Покрытие из гранита выглядит очень престижно.
  • экологичность. Так как гранит является природным материалом, он не наносит вред здоровью человека.

укладка плитки

Мощение

В целях более гармоничного вписывания дороги или тротуара в окружающий ландшафт следует использовать СНиП III-10-75 по обустройству близлежащих территорий и приемке уже выполненных работ. Более актуальная версия данного документа носит название СП 82.13330.2016. Нельзя также обойтись без СП 78.13330.2012, в одном из разделов которого указано, как строить или ремонтировать мостовые из природного камня.

Процесс укладки уличной брусчатки схож с мощением обычной плитки, но из-за того, что стоимость первой выше, то и работы ценятся выше. Вкратце технология укладки такова:

  1. Проводятся изыскательные работы, изучается и подготавливается почва.
  2. Используя колышки, проводится разметка участка, на котором будет укладываться брусчатка.
  3. Обустройство площадки. Сюда входит выемка лишнего грунта в зависимости от грузо- и человекопотока – от 25 до 65 см. После дно котлована утрамбовывается. Желательно иметь в наличии механическую трамбовку.
  4. Подготовка основания. При укладке гранитной брусчатки не рекомендуется использовать песочно-цементную смесь. Лучше всего подойдет щебень либо гравий, размер фракции от 5 до 40 мм. Материал укладывается слоями по 10-15 см и плотно утрамбовывается.
  5. Затем основа насыпается сухой песок, примерно на 1 см выше рекомендуемой высоты покрытия.
  6. Устанавливаются бордюры, брусчатка укладывается от краев к центру. Обязательно следует контролировать мощение при помощи шнура и уровня.
  7. После завершения работ по укладке швы между плитками заделываются и утрамбовываются.

Далее проводится проверка целостности покрытия, ширины швов, ровности поверхности. Только после такой приемки дорога или тротуар из гранитной брусчатки будут считаться готовыми к эксплуатации.

Читайте также: