Сначала послышался стук и шум обвалившейся штукатурки диктант

Обновлено: 28.03.2024

День был туманный, безветренный. Вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся вдоль не замеченной ими ранее речонки.

Они должны были доставить командованию ценные сведения. Разведчики вошли в лес, и командир, чувствуя, что бойцы устали, приказал остановиться возле огромной ели, поваленной ураганным ветром. Быстро развели небольшой костер, и печенная в золе картошка, которую запивали студеной водой, подкрепила уставших бойцов.

Один из них перевязал простреленную руку, а его товарищ, раненный во вчерашнем бою, о чем-то сосредоточенно думал.

Неожиданно командир, которого беспокоили путаные известия, полученные от дозорных, приказал построиться, и разведчики мгновенно поднялись с земли. Струйка дыма от погашенного костра растаяла в воздухе, и, уложив на носилки раненых товарищей, бойцы бесшумно двинулись вперед.

Когда стемнело, они приблизились к пустынному оврагу, черневшему на окраине леса, и расположились на отдых, рассчитывая набраться сил для нового перехода.

Аленка положила одежду у березки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлепая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Аленка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем.
Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затененному берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Аленки коснулась темного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.
Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбешки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.

Помогите пожалуйста))) Диктант. Дети в подземелье. Начинается так: Поначалу послышился стук

Помогите пожалуйста))) Диктант. Детки в подземелье. Начинается так: Сначала послышился стук и шум обваливщейся штукатурки.

  • Элина Клюкач
  • Русский язык
  • 2019-09-07 08:55:16
  • 8
  • 1
Подьедков Олег 2019-09-07 09:03:32

Поначалу послышался стук и шум обвалившейся штукатурки. Что-то завозилось вверху, справа тряхнуло, и великая птица, взмахнув крыльями, поднялась к дыре в крыше. Часовня на мгновенье как словно потемнела. Громадная ветхая сова, издавна жившая в подземелье и беспокоенная нашей вознёй, выпорхнула из тёмного угла и вылетела вон.

Я почувствовал прилив судорожного ужаса.

Поднимай! кликнул я другу, сильно-надежно схватившись за ремень.
Не опасайся! по-минувшему успокаивал он меня.

Но внезапно личико его исказилось от ужаса. Он вскрикнул и моментально пропал, спрыгнув с подоконника. Сзади я увидел странноватое явление, поразившее меня. (По В. Короленко.)

Контрольный диктант № 1 Цель

Каждая страна - это ансамбль искусств. Но если вы возьмете всю на­шу страну, вы удивитесь разнообразию городов и хранящейся в ней куль­туры: ведь почти каждый старый дом - драгоценность.

Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских го­родов - их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека, он как бы «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна - это единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них исто­рическую память, их общее национально-историческое своеобразие - од­на из важнейших задач градостроителей. Вся страна - это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе - воспитывает человека его страна в ее целом.

(123 слова.) (По Д. С. Лихачеву.)

Сделать синтаксический разбор предложений:

1вариант - первое предложение I абзаца;

2 вариант - первое предложение III абзаца.

2. Выполнить морфологический разбор любого глагола из тек­ста.

3. Разобрать по составу слова:

I вариант - расположение;

2 вариант - объединяет.

4. Указать разряды местоимений в тексте.

5. Выполнить фонетический разбор слов:

Контрольный диктант № 2

Цель: проверить знания учащихся по теме «Причастие»

Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где труднее. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света.

Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.

Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинками устраивают гнёзда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

(Безударные гласные в корне, правописание чк, чн; одна и буквы н и суффиксах причастий и прилагательных, не- с прилагательными; iiipe между подлежащим и сказуемым; запятая при однородных чле­ни \ предложения; знаки препинания в сложном предложении.)

1. Произвести синтаксический разбор:

I вариант - 1-е предложение первого абзаца;

II вариант - 1-е предложение второго абзаца.

2. Выпишите из текста причастия, укажите в них глагольные признаки и признаки прилагательных:

I вариант - действительные причастия;

II вариант - страдательные причастия.

3. Выпишите из текста глаголы:

I вариант - вызывают;

II вариант — остается

Подберите к ним видовую пару и все возможные формы причастия, выделите формообразующие суффиксы.

4. Выполните словообразовательный разбор существительного первопроходцы.

Контрольный диктант № 3

По теме «Причастие»

Цель: проверить знания, полученные на уроках; выполнить различные виды разбора.

Пасмурные, влажно обвиснувшие ели расступились, и глазам стало жарко от охряной (охра - минеральная краска желтого или красного цве та) и рдяной яркости палой листвы. Пахнуло расклеванной дроздами рябиной, разбухшей дубовой бочкой, банным распаренным веником. Сентябрьские запахи бодрят.

Как быстро осень проредила овраг! Еще четыре дня назад вон тот лес, зубчато восходящий по правой стороне, зеленел спутанно и непроницаемо. Елки, слившиеся с курчавым березняком и синеватой листвою дубов, выделялись лишь заносистыми своими вершинками. И весь овраг расплес- кивался сплошным зеленым котлом. А нынче многие деревья стоят голые, тощие, точно обструганные, и дно оврага устлано желтыми и крас­ными стружками. И черные ели четко отщепились от порусевших берез и бронзовеющих дубов. И ясно прорисовывается склон оврага, словно череп под блестевшими волосами.

Поднимусь по этому погрустневшему склону к деревне. Вот она, Хлыновка (слово записать на доске), высокая, уютная деревушка, со всех сторон обнесенная лесом. Здесь всегда сухо, всегда тихо и светло.

(Безударные гласные в корне; одна и две буквы н в прилагатель­ных и причастиях; -о- и -е- после шипящих; окончания причастий, прилагательных, ъ в глаголах; гласные в суффиксах причастий; запя­тые при причастных оборотах; сложные предложения; однородные члены предложения.)

1. Произвести синтаксический разбор следующих предложений:

второе предложение первое предложение

второго абзаца второго абзаца

2. Выполнить морфологический разбор

1 вариант II вариант

одного действительного одного страдательного

Выделите основы и формообразующие суффиксы у всех при­частий текста.

Контрольный диктант № 4

По теме «Деепричастие»

Цель: проверить знания, полученные на уроках по данной теме; выполнить различные виды разбора.

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки и вороны хватали и хватали студенистых червей, обнажённых и порезанных плугом.

Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бо­роздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего мо­мента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склевывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню.

(96 слов.) (В. Астафьев.)

(Безударные гласные в корне; правописание приставок на соглас­ную; правописание суффиксов причастий и деепричастий; сложные предложения, знаки препинания при однородных членах предложе­ния, причастных и деепричастных оборотах; не с деепричастиями.)

1. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

2. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия и од­ного причастия.

3. Разберите по составу:

1вариант II вариант

причастия из первого причастия из четвертого

предложения («На пахоте предложения («Лесные птахи обжорство. ») спускались с гор. )

Контрольный диктант № 5

По теме «Наречие»

Цель: систематизировать знания о наречии; повторить порядок морфологического разбора наречия

Кое-как вырвавшись из густых ветвей, отдыхает перед новой дорогой стареющий месяц, расположившись на верхушках прибрежных кустов.

Набравшись сил, он стал подниматься выше, выше. От натуги его сгорбился и так надул живот, что явственно обозначился круг.

Звезды засверкали ярче, и на земле стало светлее. Трава, слегка посеребренная морозом, увеличила отражение потоков света.

Большая Медведица подставила свой огромный ковш для падающих звезд, и он быстро начал наполняться ими.

Вот через какое-то время ковш стал переворачиваться от тяжести. Ручка оказалась внизу, ковшик приподнялся, и звезды посыпались, покатились по небесному простору, сбиваясь, как белые козочки, в табунки.

А самое большое стадо скопилось в огромной долине далекого пространства, где легкая беловатая пыль нависла по краям. Вот почему это место называется Млечным путем.

Небо еще больше заблестело. Горизонт расширился. Раскрылась запла-

(Безударные гласные в корне; чередующиеся гласные в корне; правописание приставок на -з –с; прё и при, на согласную; суффиксы действительных причастий; знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях; запятые в сложных предложе­ниях).

1. Найдите в тексте наречия, подчеркните их как члены предложения и напишите смысловую группу.

2. Выпишите из текста диктанта наречия в сравнительной сте­пени и выполните их морфемный разбор.

3. Выполните морфологический разбор:

I вариант - одного на­речия и одного причастия;

II вариант - одного наречия и одного деепричастия.

Контрольная работа № 5

По теме «Наречие»

Цель: проверить знания учащихся по данной теме; совершенствовать умения и навыки

Сначала послышался стук и шум обвалившейся штукатурки. Что-то завозилось вверху, справа тряхнуло, и большая птица, взмахнув крылом, поднялась к дыре в крыше. Часовня на мгновенье будто потемнела. Ог- ромная старая сова, издавна жившая в подземелье и обеспокоенная нашей возней, выпорхнула из темного угла и вылетела вон.

Я почувствовал прилив судорожного страха.

- Поднимай! - крикнул я товарищу, крепко-накрепко схватившись за ремень.

- Не бойся, - по-прежнему успокаивал он меня.

Но неожиданно лицо его исказилось от страха. Он вскрикнул и мгно­венно исчез, спрыгнув с подоконника. Сзади я увидел странное явление, поразившее меня.

(87 слов.) (По В. Короленко.)

1. Укажите разряды наречий.

2. Сделайте морфологический разбор и разбор по составу:

3. Замените фразеологизмы одним словом (наречием):

1вариант 2 вариант

во все горло (громко) тьма-тьмущая (много)

хоть пруд пруди (много) черепашьим шагом (медленно)

во все лопатки (быстро) кот наплакал (мало)

спустя рукава (плохо) не покладая рук (усердно)

при царе Горохе (давно) хоть глаз выколи (темно)

в час по чайной ложке (помалу) ни свет ни заря (рано)

из рук вон (плохо) с бухты барахты (необдуманно)

как убитый (крепко) до корней волос (сильно)

время от времени (иногда) сломя голову (быстро)

4. Сделайте синтаксический разбор.

1вариант 2 вариант

предпоследнего предложения последнего предложения

Контрольный диктант № 6

По теме «Предлог»

Цели: проверить знания, полученные на уроках русского язы­ка по теме «Предлог»; закрепить навык морфологического разбора предлога; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками.

В течение времени, когда Россией правил Петр I, имя Александра Да­ниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отли­чался ни знатностью рода, ни богатством.

В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм неви­данной высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь Меншиковой башней.

Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчет пожара реши­ли, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемуся времен­щику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предска­зание сбылось. Вскоре Меншиков был лишен всех званий и богатств и сослан

(Прописная буква. Непроизносимые согласные. Падежные окончания существительных, причастий. Суффиксы прилагатель ных. Не и ни с разными частями речи. Производные предлоги. Од­нородные члены. Сложные предложения. Числительные.)

1. Выпишите из текста предлоги; укажите, какие они: произ­водные - непроизводные.

2. Выполните морфологический разбор одного производного и одного непроизводного предлога.

3. Надпишите разряды наречий.

Разберите по составу слова впоследствии, поднявшемуся.

Контрольный диктант № 7

Цели: проверить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Союз»

Темный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди черных, гнилых лугов, среди дымчатого кустарника, среди полей, покрытых неров­ными рядами сжатого, но неубранного льна, болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны, ночевавшие в кустарнике, уже проснулись и с голод­ным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями, тяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. При­зрачные верхушки кочек с пучками мертвой травы, казалось, плавали на по­верхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, все было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко, но очень сильно хлопали большой дверью.

(106 слов.) (В.Катаев)

(Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагатель­ных, глаголов и глагольных форм, н и ни в словах, мягкого знака, на­речий, производных предлогов, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном и сложносочиненном предложе­ниях.)

1. Выделите союзы и графически покажите, для чего они слу­жат.

2. Выполните морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союзов.

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения 2-го абзаца («Озябшие вороны. »).

Контрольный диктант № 8

По теме «Частица»

Цели: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Частица»; повторить порядок синтаксического разбора; объяснить лексическое значение указанных слов

С рейда город Мессина выглядел по-сицилийски красиво, заманчиво, однако Пете на миг почудилось что-то тревожное в расположении и коли­честве домов. Их оказалось гораздо меньше, чем могло быть. Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях. Лишь когда высадились на пристань, Петя увидел, что больше половины города представляет собой руины.

Тогда он вдруг вспомнил слова, которые три года назад с ужасом по­вторял весь мир: мессинское землетрясение.

Разрушение города и гибель десятков тысяч людей произошли в тече­ние нескольких минут и не оставили после себя ни крепостных башен, ни мраморных колоннад - ничего, кроме жалких обломков квартирных пере­городок с клочьями обоев, дранки, битого стекла и скрученных железных кроватей, поросших теперь дерезой и пасленом. Это был первый разру­шенный город, который видел Петя.

(110 слов.) (В. Катаев.)

(Приставки. Суффиксы прилагательных. Дефисное написание местоимений и наречий. Частицы не и ни, другие служебные части речи.)

Для справок. Дереза - степное кустарниковое растение; паслён - травянистое растение

1. Найдите в тексте частицы и надпишите, к какому раз­ряду они относятся.

2. Выделите в тексте. 1вариант- предлоги;

2 вариант- союзы.

Укажите их признаки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения. Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях.

Контрольный диктант № 9

Итоговый контрольный диктант

Цель: проверить знания ребят, полученные в седьмом классе.

В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой.

Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок!

Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот доволь-ную трясогузку, которая, выпялив грудку, только что деловито перебежала тропинку.

(115 слов.) (Ф.Нестеров)

(Безударные гласные и корне слона; чередующиеся гласные и кор не, не с прилагательными и глаголами; написание гласных и суффик­сах причасгий; чапятая при причастных оборотах; знаки препинания при обращении; знаки препинания в сложных предложениях; занятая между однородными членами предложения.)

1. Какова главная тема текста?

2. Дайте лексическое значение слову аромат.

3. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

4. Сделайте синтаксический разбор I2 предложения второго абзаца (Дрожа от волнения. )

Основные группы наречий по значению

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня деревенел и не двигался. Всё было впустую. (В. Распутин.)

(109 слов. Приставки. Падежные окончания существительных. Суффиксы прилагательных. Не инис разными частями речи. Сложные слова.)

Задание Наречия из текста распределите в группы по значению. Определите их синтаксическую функцию.

Степени сравнения наречий

Обучающие диктанты

700. Источник долголетия

Почему в некоторых местностях старики живут до ста лет и больше? На Кавказе, в Абхазии, в Болгарии? Ищут ответы то в горном воздухе, то в привычном образе жизни, то в болгарской простокваше и прочем. А дело, мне кажется, проще: живут старики дольше там, где их уважают, где они чувствуют лучше, где, как им кажется, больше приносят пользу своими советами. (Д. Лихачёв.)

(59 слов. Непроизносимые согласные. Падежные окончания существительных. Личные окончания глаголов.)

Задание Слова в сравнительной степени подчеркните в соответствии с их синтаксической функцией. Определите, где сравнительная степень наречия, а где прилагательного.

701. Главное чудо дня

Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! Загадочен был этот светлый и чистый берёзовый и осинный лесок. Чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава поднялась, стала в половину моего роста, и стройные розовые цветы вознеслись выше моей головы, и всё труднее пробираться вперёд. И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня. (Ю. Нагибин.)

(68 слов. Корни с чередующимися гласными. Приставки. Суффиксы прилагательных. Ь в глагольных формах.)

Задание Найдите в тексте наречия в сравнительной степени. Докажите, что это наречия, а не прилагательные.

Проверочный диктант

702. Как приручить скворцов

Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная поговорка гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё ближе. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать пищу из рук и садиться вам на плечо. (А. Куприн.)

(87 слов. Приставки. Ь в глагольных формах. Сложные предложения.)

Задание Найдите в тексте наречия в сравнительной степени. Определите их синтаксическую функцию.

Не с наречиями

Обучающие диктанты

703. Номер гуттаперчевого мальчика

Крики и аплодисменты наполнили весь цирк, когда мальчик снова показался сидящим на перекладине и послал оттуда поцелуй. Беккер, не спускавший глаз с мальчика, шепнул снова что-то. Мальчик немедленно перешёл к другому упражнению. Придерживаясь на руках, он начал осторожно спускать ноги и ложиться на спину. Теперь предстояла самая сложная штука: следовало сначала лечь на спину, уладиться на перекладине таким образом, чтобы привести ноги в равновесие с головой, и потом вдруг, неожиданно, сползти на спине назад и повиснуть в воздухе, придерживаясь только на подко-ленках. (Д. Григорович.)

(83 слова. Приставки. Корни с чередующимися гласными. Ь в глагольных формах. Деепричастные обороты.)

Задание Обозначьте орфограмму "Не с наречиями". Сделайте морфемный и словообразовательный анализ наречий с этой орфограммой.

704. Одно из семи чудес света

Александрийский маяк изумлял и даже устрашал своей небывалой, неправдоподобной высотой. Его немыслимая колоссальность особенно ощущалась, если стоять недалеко от него. Необыкновенно красив маяк был с моря. Казалось, что он вырастает прямо из моря и неудержимо рвётся ввысь. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верха. В ненастье маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал, растворившись в непроглядной тьме. Маяк был не только неописуемо высок, но и необыкновенно прочен. Самые свирепые ураганы и штормы были ему нипочём. (По А. До-машневу, Т. Дроздовой.)

(84 слова. Корни с чередующимися гласными. Не с разными частями речи. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограммы "Не с наречиями" и «Не с прилагательными». Каким способом образованы наречия с не?

Проверочный диктант

705. Начало утра

«Доброго утра, папенька!» — тихо проговорил дрогнувшим от волнения голосом Вася, приблизившись к письменному столу. Слыхал ли отец приветствие сына и нарочно, как это случалось не раз, не обращал на него ни малейшего внимания? Он заставлял мальчика недвижно стоять у стола и не поворачивал головы. Так прошло несколько долгих секунд. А в раскрытые окна кабинета глядели густые акации и раскидистые орешники, не пропускавшие лучей солнца. Они невольно напоминали Васе о том, что там, недалеко от дома, его ждут приятные встречи, о которых никто из домашних и не догадывался. А усы отца стояли неподвижно, скулы морщинистых щёк не двигались. И мальчик, ощутив прилив мужества, решился снова проговорить, несколько повышая мягкий высокий тенорок: «Доброго утра, папенька!» (По К. Станюковичу.)

(111 слов. Приставки. Причастные и деепричастные обороты. Обращения. Прямая речь.)

Задание Найдите в тексте слова, употребленные с частицами не и ни. К каким частям речи они относятся? Объясните в них орфограммы.

Творческий диктант

Есть существа, способные так прямо, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди!

Но бывают цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят. И форма цветов у них как результат отношений света и тени. Это ландыш. (М. Пришвин.)

(49 слов. Сложные слова. Личные окончания глаголов.)

Задание Обозначьте орфограмму «Гласные после шипящих на конце наречий». Опишите цветки у ландыша, используя наречия.

Гласные на конце наречий

Обучающие диктанты

707. Пик в роли Робинзона

Остров, на который попал мышонок, был издавна необитаемый: никого на нём не было. Пик должен был жить здесь один. Знаменитый Робинзон, попав на необитаемый остров, стал думать, как ему жить в одиночестве. Он рассудил, что сначала надо выстроить себе дом, который защищал бы его от непогоды и нападения врагов. А потом стал собирать запасы на чёрный день. Пик был всего лишь мышонком: он не умел рассуждать. И всё-таки он поступил так же, как Робинзон.

Вначале он принялся строить себе дом. Его никто не учил строить. Это было у него в крови. Он строил так же, как строили мыши одной с ним породы. (По В. Бианки.)

(102 слова. Приставки. Суффиксы существительных. Не и ни с разными частями речи. Деепричастный оборот.)

Задание Обозначьте орфограмму «Гласные о и а на конце наречий». Выполните морфемный и словообразовательный анализ наречий.

708. В дорогу

Василий в припадке излишнего усердия беспрестанно вбегает в комнату, выносит то то, то другое, подмигивает нам и всячески упрашивает Марью Ивановну выезжать ранее. Лошади заложены и выражают своё нетерпение, изредка побрякивая бубенчиками. Чемоданы, сундуки, шкатулочки и шкатулки заново укладываются, и мы садимся по местам. (Л. Толстой.)

(44 слова. Приставки.)

Задание Подчеркните наречия. Обозначьте орфограмму «Гласные о и а на конце наречий». Укажите способ образования наречий.

Дефисное написание наречий

Обучающие диктанты

709. Кто как поёт

Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Поднял аист длинный клюв, застучал одной его половиной о другую. Трещотка трещит деревянная. «Вот так песня! — подумал дятел. — Инструмент-то и у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?» Задом упёрся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку! Точь-в-точь барабанная дробь. Вылез из-под коры жук с предлинными усами. Закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея — тоненько-тоненько запищал. Пищит усач, а всё напрасно. Никто его писка не слышит.

Выскочил из-за кочки долгоносый бекас, хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие перышки ветер перебирает. Хвостом поёт. (По В. Бианки.)

(118 слов. Корни с чередующимися гласными. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Личные окончания глаголов. Однородные члены.)

Задание Обозначьте орфограмму «Дефисное написание наречий» и объясните ее.

710. Пан Тыбурций

Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по-мужичьи. Ввиду этого большинство обывателей по-прежнему не признавало за ним аристократического происхождения. Но тогда как объяснить его поразительную учёность?

Когда пан Тыбурций, подняв глаза к потолку, начинал декламировать наизусть длиннейшие тексты по-латински, усатые слушатели следили за ним с боязливым и жалостным участием. Им казалось, что душа Тыбурция издавна витает где-то в неведомой стране, где говорят не по-христиански, и что она там испытывает какие-то горестные приключения. Его голос звучал такими глухими раскатами, что вскоре слушатели начинали горько-горько всхлипывать. (По В. Короленко.)

(88 слов. Гласные в корне. Непроизносимые согласные. Не с разными частями речи. Личные окончания глаголов. Сложные предложения.)

Задание Объясните правописание и образование выделенных слов.

711. Старый дом

Лужок перед домом, который так любила мать, тётка недавно выкосила, но красные и белые головки клевера уже снова рассыпались по нему. Алька едва сделала шаг от калитки, как роса жгуче опалила ей босые ноги. К крыльцу она подошла на цыпочках, точь-в-точь как бывало, когда она возвращалась засветло домой. Ключ по-прежнему лежал за косяком. Полутёмные сени Алька проскочила чуть ли не с закрытыми глазами. Зато уж, перешагнув за порог избы, вздохнула свободно.

Всё тут было no-старому: крашеный пол намыт до блеска, окна наглухо завешены кружевным тюлем, к которому так неравнодушна была мать, в углу стоял фикус-богатырь. Только пусто как-то, жилого духа нет. (По Ф. Абрамову.)

(102 слова. Приставки. Гласные после шипящих и ц. Не с разными частями речи. Причастия. Сложные предложения.)

Задание Объясните правописание и образование выделенных слов.

нн в наречиях

Обучающий диктант

712. Старая черепаха

— Её зовут Машкой. — вдруг быстро и взволнованно заговорил Вася. — Она очень фрукты любит и молоко тоже пьёт. Это только считается, что черепахи не пьют молока, а она пьёт, правда, пьёт.
— Ишь ты, — усмехнулся грузчик.
Он сунул Машку в широкий карман своей куртки и пошёл к дому. А Вася растерянно смотрел ему вслед. Он хотел ещё много рассказать о Машке, о её повадках, капризах и слабостях, о том, что она хорошая и добрая черепаха и что он никогда не знал за ней ничего плохого. В носу у него странно пощипывало, но он нахмурил брови, задержал ненадолго дыхание, и пощипывание прекратилось. Тогда он крепко зажал в кулаке деньги и со всех ног бросился к зоомагазину. (Ю. Нагибин)

(113 слов. Приставки. Однородные члены предложения. Диалог.)

Задание Подчеркните и объясните орфограмму "нн в наречиях". От каких основ и каким способом образованы наречия с данной орфограммой?

Проверочные диктанты

713. Черепаха Машка

Вася положил на пол кусочек абрикоса. Машка вытянула далеко вперёд морщинистую, жилистую шею, обнажив тонкие, также изморщиненные перепонки, какими она прикреплялась к своему панцирю, по-птичьи клюнула дольку абрикоса и разом сглотнула. От второй дольки, предложенной Васей, Машка отвернулась и поползла прочь. В редкие минуты, когда Машке приходила охота двигаться, ее вытаращенные глаза не замечали препятствий, сонным и упрямым шагом, мерно переваливаясь, она шла вперёд и вперёд, стремясь в какую-то ей одной ведомую даль. (Ю. Нагибин.)

(73 слова. Корни с чередующимися гласными. Приставки. нн в причастиях. Деепричастные обороты.)

Задание Обозначьте изученные орфограммы в наречиях.

714. Утро в доме дрессировщика

Все дни начинались одинаково. Обыкновенно раньше всех просыпался Иван Иванович и тотчас же подходил к Тётке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно, но по-прежнему непонятно. Иной раз он поднимал вверх голову и произносил длинные монологи. В первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много потому, что очень умён, но прошло немного времени, и она потеряла к нему всякое уважение. Когда он подходил к ней со своими длинными речами, она уже не виляла хвостом, а третировала его, как надоедливого болтуна, который не даёт никому спать, и без всякой церемонии отвечала ему: «Рррр. » (А. Чехов.)

(99 слов. Суффиксы прилагательных. Не и ни с разными частями речи. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте изученные орфограммы в наречиях.

Для справок.
Третировать — обращаться с кем-нибудь пренебрежительно, свысока.

Выборочный диктант

715. Гимнастический трюк

По команде Беккера Петя должен был с разбегу ухватиться руками за палку и затем оставаться таким образом на весу, сначала пять минут, потом десять. Разнообразие состояло в том, что иногда приходилось просто держать себя на весу, а иногда, придерживаясь руками за палку, следовало опрокидываться назад всем туловищем и пропускать ноги между палкой и головой. Цель упражнения состояла в том, чтобы прицепиться концами носков к палке, неожиданно выпустить руки и оставаться висящим на одних носках. Трудность главным образом заключалась в том, чтобы в то время, как ноги были наверху, а голова внизу, лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение. (Д. Григорович.)

(99 слов. Ь в глаголах. Суффиксы глаголов. Сложные предложения.)

Задание Выпишите из текста в две колонки наречия и наречные выражения.

Контрольные диктанты

716. Поиски пуделя

Тонкий визг вдруг коснулся слуха Сергея. Мальчик внезапно остановился, вытянувшись на цыпочках. Звук повторился. Казалось, звук исходил из каменного подвала, около которого он стоял и который сообщался с наружным воздухом рядом грубых маленьких четырёхугольных отверстий. Ступая по какой-то цветочной клумбе, мальчик подошёл к стене, приложил лицо к одной из отдушин и свистнул. Тихий шум послышался откуда-то снизу, но тотчас же затих. «Арто! Артошка!» — позвал Сергей дрожащим шёпотом.

Неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад, отозвавшись во всех его уголках. В этом лае вместе с радостным приветом смешивалась и жалоба, и злость, и чувство физической боли. Слышно было, как собака изо всех сил рвалась в тёмном подвале, силясь от чего-то освободиться. (По А. Куприну.)

(111 слов. Непроизносимые согласные. Падежные окончания существительных. Суффиксы прилагательных. Наречия.)

717. В подземелье

Сначала послышался стук и шум обвалившейся штукатурки. Что-то завозилось вверху, справа тряхнуло, и большая птица, взмахнув крыльями, поднялась к дыре в крыше. Часовня на мгновенье как будто потемнела. Огромная старая сова, издавна жившая в подземелье и обеспокоенная нашей вознёй, выпорхнула из тёмного угла и вылетела вон.

Я почувствовал прилив судорожного страха.

— Поднимай! — крикнул я товарищу, крепко-накрепко схватившись за ремень.
— Не бойся! — по-прежнему успокаивал он меня.

Но неожиданно лицо его исказилось от страха. Он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с подоконника. Сзади я увидел странное явление, поразившее меня. (По В. Короленко.)

(87 слов. Приставки. Удвоенные согласные. Сложное предложение. Прямая речь.)

718. Летний дождь

Дождь хлынул как из ведра — без всякой разминки — и вмиг смыл с Альки тоску. Да и некогда было тосковать. Почерневшая река застонала, закипела.

Гроза начала понемногу стихать, когда Алька была уже в поле. Дождь лупил по-прежнему, будто в пять—десять веников хлестали её по спине, по ногам, по животу, по-прежнему слепила глаза молния, но гром уже уходил вдаль. И вдруг, когда она выбежала из полей на луг, снова загрохотало. Да так, что земля застонала и загудела вокруг.

Ничего не понимая, она приостановилась, глянула туда-сюда и просто ахнула. Кони, сорвавшиеся с привязи, носились по выкошенному лугу у озера. От их копыт исходил громовой раскат. Альке тотчас захотелось побегать с ними наперегонки. (По Ф. Абрамову.)

(114 слов. Приставки. Не и ни. Однородные члены. Сложные предложения.)

Диктанты с заданиями

Я направился в Сосново. Дорога тянулась к вершинам холма, огибая унылое поле. По краям его бесформенными грудами темнели валуны. Слева зиял поросший кустами овраг. Спускаясь под гору, я увидел несколько изб, окруженных березами. В стороне бродили одноцветные коровы, плоские, как театральные декорации. Грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву. Над крышами летали галки.
Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить. Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах суетились цыплята. Нервной мультипликационной походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые приземистые собаки.
Я пересек деревню, вернулся. Помедлил возле одного из домов. Хлопнула дверь, и на крыльце появился мужчина в застиранной железнодорожной гимнастерке.
Я поинтересовался, как найти Сорокина.

(114 слов)
(С.Довлатов)

Вопросы и задания

1. Прослушайте текст и скажите, каких предложений в нем больше – простых или сложных.
2. Записывая под диктовку текст, после каждого предложения приведите его синтаксическую схему.
3. Отметьте верные утверждения:

– в этом тексте деепричастных оборотов – 2;
– причастных оборотов – 3;
– сравнительных оборотов – 2;
– обособленных оборотов – 6;
– сложных предложений – 4;
– однородных определений – 4.

8 - 9 классы

Братец выглядел сильно.
Над утесами плеч возвышалось бурое кирпичное лицо. Купол его был увенчан жесткой и запыленной грядкой прошлогодней травы. Лепные своды ушей терялись в полумраке. Форпосту широкого прочного лба не хватало бойниц. Оврагом темнели разомкнутые губы. Мерцающие болотца глаз, подернутые ледяною кромкой, – вопрошали. Бездонный рот, как щель в скале, таил угрозу.
Братец поднялся и крейсером выдвинул левую руку. Я чуть не застонал, когда железные тиски сжали мою ладонь.
Затем братец рухнул на скрипнувший стул. Шевельнулись гранитные жернова. Короткое сокрушительное землетрясение на миг превратило лицо человека в руины. Среди которых расцвел, чтобы тотчас завянуть, – бледно-алый цветок его улыбки.

(98 слов)
(С.Довлатов)

Задания

1. Найдите в тексте все тропы, назовите их вид.
2. Попробуйте письменно составить портрет этого же человека без использования тропов.

(Предлагаемые тексты можно использовать также при разговоре о художественных средствах, в частности – об иронии. Обратите внимание на описание коров, овец и кур в 1-м фрагменте; 2-й отрывок создан на основе гиперболы, с помощью метафоры и метонимии.)

Контрольная работа по русскому языку

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят.

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

(По Л. Кассилю и М. Полянскому)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца

2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия

Класс

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

По итогам 1 четверти

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи ( 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;

2. Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант- дающая, сохраняется, долго

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

По итогам 2 четверти

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах

3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)

4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

По итогам 3 четверти

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца

2. Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид

3. Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия

Помогите пожалуйста))) Диктант. Дети в подземелье. Начинается так: Сначала послышился стук и шум обв


Сначала послышался стук и шум обвалившейся штукатурки. Что-то завозилось вверху, справа тряхнуло, и большая птица, взмахнув крыльями, поднялась к дыре в крыше. Часовня на мгновенье как будто потемнела. Огромная старая сова, издавна жившая в подземелье и обеспокоенная нашей вознёй, выпорхнула из тёмного угла и вылетела вон.

Я почувствовал прилив судорожного страха.

— Поднимай! — крикнул я товарищу, крепко-накрепко схватившись за ремень.
— Не бойся! — по-прежнему успокаивал он меня.

Но неожиданно лицо его исказилось от страха. Он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с подоконника. Сзади я увидел странное явление, поразившее меня. (По В. Короленко.)

Читайте также: