Шлем из поликарбоната плюсы и минусы

Обновлено: 17.04.2024

Собственно интересует в чем разница материалов и насколько она важна, присмотрел себе шлемак Shark s900, но про термопластик где-то, что-то читал что он хуже. К примеру Shark RSI - композитный из карбона/кевлара, не намного дороже, те же 4 звезды шарп, но нет встроенных солнечных очков.
И цитата с какого-то сайта "Термопластик более дешев в изготовлении, но композитные материалы более прочные и легкие"

Лучше брать шлеи из композитного материала, или это не имеет особого значения в плане безопасности ? Что посоветуете ?

Если падать не собираешься, бери, что пластмассу, если собираешься, бери композитный. На счет легкости это врятли, но по прочности композиты превосходят пластмассу в разы. На топовых араях есть еще и титановая пластина на макушке. Говорят, защищает от уродов, бьющих мотоциклистов молотком по голове. Восход3М=>Иж-Ю4=>Yamaha T-max 500=>H.-D. V-rod Muscle=>Honda VFR 1200 FD я смотрел видео тестов армейских касок америкосовских , стреляют в кевларовые, углеволоконные, железные и углеволокно с кевларом. оч наглядно . что касательно материала для изготовления все ясно будет. van lov van brov.

с точки зрения физики, чтобы голова пострадала минимально, при ударе как можно больше энергии должно рассеяться в шлеме, а не о твою голову.
термопластик (он же полимер) можно сравнить с литой пластинкой. при ударе по нему идет сетка трещин, как по стеклу.
композит - это слоеный пирог. при ударе он будет не только трескаться, но и расслаиваться. а это значит, рассевание энергии будет больше.
карбон (он же углепластик) - чаще всего ткань различной конфигурации из углеродного волокна (УВ). оно само по себе очень прочное и легкое (плотность УВ порядка 1,1 - 1,5 г/куб.см. против 7,6-7,8 у сталей), по удельным характеристикам превосходит сталь.
кевлар - тоже "жаргонизм" (как и карбон). кевлар - ткань из арамидных (какие, наверно, страшные слова!) волокон. они тоже прочные, но с бОльшим удлинением при разрушении. арамидные ткани, благодаря своим свойствам, используются в различных средствах бронезащиты личного состава (броники, каски и т.п.).
сочетание угле- и арамидных тканей в композите (при правильно подобранной смоле при пропитке!) дает сочетание свойств на порядок лучше, чем просто термоплатик. однако, эти материалы дороги в производстве (в России арамиды и УВ делают, но качество хромает).

Отличия оболочек мотошлемов

helmet

В данной статье рассказываем об отличиях материалов используемых при изготовлении оболочек мотоциклетных шлемов из поликарбоната, стекловолокна и карбона.

Поликарбонат или стекловолокно, или углеродное волокно, что выбрать?

Какой материал оболочки является лучшим или предпочтительным в определенных ситуациях, всегда было невероятно трудным вопросом для ответа в мотоциклетной среде. Все, что вам нужно сделать, это посмотреть, сколько краш-тестов есть на YouTube прямо сейчас.

Что касается безопасности, то все 3 материала будут безопасны. Термопластиковый или поликарбонатный мотоциклетный шлем, такой как, например, Shark Evo-One 2, может попасть в диапазон 4-5 звезд от SHARP так же легко, как и любой другой мотоциклетный шлем из стекловолокна или карбона.

Главные отличия — это вес мотошлема и поведение материала «скорлупы» при ударе.

Шлемы из поликарбоната.

Поликарбонат более подвержен истиранию, а значит понадобится больше материала, для обеспечения достаточного уровня защиты. Таким образом, мотошлем из поликорбоната имеет наибольший вес по сравнению с мотошлемами, оболочка которых изготовлены из иных материалов.

Преимуществом поликарбонатных шлемов является то, что шлем будет лучше поглощать удары по внешней оболочке. Поликарбонатная оболочка хорошо отработает при ударах на невысоких скоростях. Шлемы из поликарбоната будут стоить дешевле, так как процесс изготовления материала намного проще. Имеют хорошее разнообразие графики и принтов, и хорошую защиту на низких скоростях. К недостаткам мотоциклетных шлемов из поликарбоната можно отнести высокий вес и низкий уровень шумоизоляции.

Большинство шлемов из поликарбоната более бюджетные и имеют меньше преимуществ в весе и шумоизоляции. Поликарбонат тяжелее стекловолокна, а стекловолокно тяжелее карбона.

Шлемы из стекловолокна.

Стеклопластиковая оболочка мотоциклетных шлемов прочная и более гибкая при поглощении ударов. Именно этот материал наиболее часто используется в туристических шлемах среднего и высокого класса. Примеры стеклопластиковых шлемов включают Arai RX-7V, Schuberth C4 Pro или Shark Spartan. Мотошлемы с оболочкой из стекловолокна значительно легче, чем шлемы с оболочкой из поликарбоната. Стекловолокно значительно тверже и оболочка будет поглощать меньше энергии, а это значит, что шлему потребуется больше пенополистирола (наполнителя), чтобы поглотить дополнительную энергию.

Плюсы стекловолокна заключаются в том, что оно легче поликарбоната, но не такое жесткое, как карбон, поэтому стекловолокно все еще может рассеивать часть удара, хотя и не так хорошо, как поликарбонат. Оно также будет намного дешевле карбона благодаря менее сложному производственному процессу. К плюсам мотошлемов из стекловолокна так же можно отнести обилие различных дизайнов, принтов и графики. Помимо этого, шлемы данного сегмента обладают более качественными материалами и функциями по сравнению со шлемами из поликарбоната. Минусы стекловолокна заключаются в том, что оно менее жесткое, чем карбон, и не так хорошо рассеивает энергию по оболочке шлема, а цена более высокая, чем у шлема из поликарбоната.

Шлемы из карбона.

Карбоновая оболочка используется на шлемах топового уровня. В этом сегменте представлены такие шлемы как AGV Pista GP RR или Scorpion EXO-1400 Carbon Air. Карбон легче и прочнее поликарбоната и стекловолокна, обладает высокой жесткостью и отрабатывает высокоскоростные удары. Наиболее часто карбоновые мотошлемы используются в мотогонках. Для карбона основными плюсами являются его высокая жесткость, очень легкий вес и производительность при ударах на высоких скоростях. К минусам карбоновых шлемов можно отнести высокую стоимость, меньшую долговечность и отсутствие разнообразия принтов и графики.

Проверить качество большинства мотошлемов можно по рейтингам SNELL и SHARP, помимо этого необходимо проверить наличие ECE или ГОСТ при покупке. Кроме того, посмотрите, какой конкретно материал используется производителем, поскольку есть разные уровни в каждой категории материалов оболочки. Например, композит Ultra TCT, который Scorpion EXO использует в своих шлемах, будет работать лучше, чем обычный композит и так далее.

Экипировка

Экипировка → Шлемы - как выбирать, классификация и терминология, мифы и реальность

То, что я здесь сейчас напишу, не является откровением, но очень часто об этом забывают при выборе шлема и забывают гораздо чаще, когда оставляют дремучие комментарии и советы «Не тупи, купи Шои (Шуберт, Арай, Шарк. )!», «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое!» и подобные. Такие «советы» — медвежья услуга. Давайте разберем, почему. Лучший шлем — не тот, который дороже стоит и имеет более громкое имя, а тот, который грамотно подобран и правильно сидит на голове.


Начнем с азов. Форма головы — наиглавнейший параметр, который следует принимать во внимание при выборе шлема. Каждый производитель ориентируется на определенную форму черепа. Их выделяется 7 основных видов — узкий, средне узкий, слегка узкий, нейтральный, слегка круглый, средне круглый, круглый. Очень важно знать свою голову, потому что «обмануть систему» не выйдет. Шлем, который вам не подходит, не будет подходить НИКОГДА, он не «примнется», не «притрется» и не «разносится». Привыкнуть к нему тоже не выйдет. Это как испанский сапожок, только на голове. Определить свою форму черепушки легко — попросите кого-то посмотреть вам на макушку и сделать фото сверху.


Есть только одна фирма, которая делает модели шлемов для разных форм головы — Arai. Все остальные ориентируются на один конкретный тип и если, к примеру, одна модель Nolan на вас не сидит, то другие модели примерять бесполезно. В описании каждой модели на сайте производителя будет написано, для кого она предназначена.


Теперь размер. Очень часто в попытке надеть ненадеваемое (см. выше) берут шлем на размер или (слишком часто!) на два больше. Это фатальная ошибка! Шлем — не шапка, это защитное устройство, и работать как положено он будет только если его форма И размер соответствуют голове, которую он защищает. Размер шлема в буквах — полная ерунда. То, что для одной фирмы - М, для другой вполне может быть XL, это вижу сплошь и рядом. Нужно знать окружность своей головы в сантиметрах, это измерение проводится непосредственно выше ушей и на два сантиметра выше бровей.

Итак, теперь мы знаем свою форму головы и ее окружность. Погуглили, какой фирмы шлем на такую голову сядет и где его можно примерить. Надели. Корректно подобранный шлем должен сидеть плотно и позволять засунуть только один палец между лбом и внутренней скорлупой. Правильный шлем не будет нигде давить, болтаться и, упаси Боже, не будет прокручиваться на голове.


Поговорим о сертификации. Есть обязательные стандарты, которые для каждого региона свои. Например, в Европе нельзя ездить без шлема с сертификатом ECE 22.05, в Англии — BS 6658:1985, a в США — DOT.

Про всякую чушь типа novelty или braincap кепочек в этой заметке мы говорить не будем — она для здравомыслящих людей.

Кроме обязательной сертификации, существуют еще программы тестирования шлемов, которые разработали британская правительственная организация S.H.A.R.P. (Safety Helmet Assessment and Rating Programme) и американский частный фонд Snell Memorial Foundation (M2010). Их программы тестирования отличаются от обязательных и являются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ к ECE или DOT. Принимать во внимание рейтинги этих организаций при выборе шлема — полезно.

Ежели кто живет в европейской части России, ему важнее, чтобы его/ее шлем соответствовал стандарту ECE 22.05, а то вдруг поездка в Европу и проверят на дороге. На шлеме должна быть нашивка (обычно она находится на ремешке) с номером сертификата, буковкой «Е» и типом шлема — J и/или P, про это мы поговорим ниже. Без этой нашивки шлем вне закона, какой бы толстый и серъезный на вид он не был.


Идем дальше. Из чего сделан шлем? Внутренняя часть скорлупы — всегда из EPS переменной плотности. Это материал, основная характеристика которого — энергоемкость. Правильно сминаясь при ударе, он гасит его энергию и равномерно перераспределяет ее на череп. Внешняя скорлупа различается по материалу, из которого изготовлена. Простейший вариант — термопластик и его вариации, это самый дешевый и самый тяжелый, как правило, материал.

Тут следует понимать, что имеющий сертификат шлем из термопластика, правильно подобранный по форме и размеру, обеспечивает ровно такой же уровень защиты, как и более дорогие шлемы, сделанные из композитных материалов (как правило, смешивают углеволокно, арамид и стекловолокно), стекловолокна или карбона (углеволокна). Только уровень комфорта будет разный — как правило, высокотехнологичные «скорлупки» легче.


Вот мы добрались до самого интересного — классификация шлемов по сценарию использования и грамотная терминология. Шлемы бывают следующих видов:

1) «Половинка», oна же «открытый шлем», она же «half helmet» или «open helmet». Этот шлем предназначен для жаркой погоды и обеспечивает минимум защиты. Часто вижу, что его берут вторым шлемом в путешествие, чтобы надеть на парад. Часто, в силу малого размера, его возят в седельной сумке на случай встречи с симпатичной потенциальной попутчицей. У меня есть ровно одна «половинка», я ее использую, когда тестирую клиентские мотоциклы, чтобы все хорошо слышать. Для потенциально опасных ситуаций типа езды в плотном городском потоке и для новичков — точно не рекомендую.


2) «Три четверти», «Джет», «Jet» или «Open face» – очень популярный шлем, который закрывает уши, но оставляет открытым лицо. Обеспечивает чуть бОльшую защиту, чем «половинка». Позволяет ездить и по трассе, благодаря относительной защите от шума ветра. Именно от этого шума, а не от звука глушителей, в конце «eздового» дня звенит в ушах.


3) «Интеграл» или «Full face» — возможно, самый безопасный и при этом самый неудобный тип шлема. Шлемы эти отличаются легкостью и максимальной аэродинамичностью, то есть они ТИХИЕ. К сожалению, слабо подходят для тех, кто носит очки и тех, кто любит часто выпить/закусить/покурить. В силу того, что эти шлемы полностью закрывают лицо, их следует снимать на заправке (в Европе могут не обслужить, а то и сразу тревожную кнопку нажать). Наверное, на треке такой шлем наиболее уместен, вместе с комбинезоном, сапожищами и полным комплектом защиты.


4) Наиболее часто (почти всегда) неправильно используемый термин «Модуляр». Внимание! Словом «Модуляр», а также «Modular», «Crossover» или «Трансформер» можно называть ТОЛЬКО шлем, который умеет «перевоплощаться» из «Интеграла» в «Три четверти» и имеет ДВОЙНУЮ сертификацию P/J. Это значит, что изготовитель сертифицировал данный шлем дважды — в открытом и закрытом варианте и в этом шлеме можно ездить относительно безопасно и с открытым лицом, и с закрытым. Шлемы этого типа — лучший выбор для туристов, городских поездок и любых ситуаций, когда часто меняется погода.


Этот вид шлемов можно разделить на два подвида. Первый был придуман фирмой Шуберт. Это трансформеры со съемной подбородочной частью, которую надлежит возить с собой (и которую часто забывают и теряют). Часто в комплекте этих шлемов поставляются всякие интересные детали — козырьки (маленькие и «а-ля эндуро»), боковые накладки, чтобы ездить совсем без визора, и прочие приятности. Современные примеры шлемов этого типа — Nolan N40.5 и Airoh J106. Последний — еще и очень компактный и борзО выглядит. Недавно довелось примерить трансформер португальской фирмы Nexx X40. Выглядит футуристично, сидит неплохо, я в нем даже поместился в М-ку, но не понравилось в целом. И «борода» хлипкая какая-то, так что скорее не рекомендую.


Еще есть шлемы, у которых подбородочная часть перекидывается на затылок, придумала их культовая французская фирма Руф. Удобство таких шлемов очевидно, ну а минусы — больший вес и объем скорлупы (гриб-фактор) за счет механизма подбородочной части, а также большая шумность. Это направление сейчас быстро развивается, делает такие шлемы много кто — от LS2 до Шарка и Айроха, не считая родоначальника серии старичка Roof Boxer. Moй самый новый шлем — новейшая модель такого типа Airoh Rev. У меня ушло больше времени, чем ожидал, на его оценку, но скоро будет обзор. Через две недели обещают подогнать новейший LS2 Valiant, первая примерка воодушевляет, но моего размера не было. Другие шлемы этого класса, которые следует отметить — Roof Desmo, Shark Evo One, Harley-Davidson FXRG (то же, что и Shark Evoline 3).



5) Шлемы с подъемной «мордой» системы «Flip–up». Тут я даже теряюсь в попытках подобрать грамотный русский термин. Эти шлемы часто ОШИБОЧНО (даже Википедия этим грешит) зовут модулярами, видимо, как раз в силу отсутствия правильного русскоязычного названия. Я их зову, как у них на родине, «флипапами», и не они не подходят. Почему? Во-первых, ездить в большинстве из них с поднятой «бородой» нельзя по закону. Да и неудобно физически, потому что открываются они — тада! — вместе с визором, то есть глаза ничто не защищает, и аэродинамика получившейся конструкции жуткая. Плюсов по сравнению с модуляром (он же трансформер, мы помним, да?), абсолютно никаких, а минусы те же — шумность и вес. Из известных моделей тут стоит упомянуть новейший Schuberth C4 с подготовкой под гарнитуру Сена или пресловутый Шои Неотек.


Еще есть шлемы для эндуро, off road, их я знаю плохо и писать о них не буду. Остановимся в этой заметке на дорожных шлемах.

Дополнительные свойства, они же ништяки. Тут выделю основное — количество размеров скорлупы. У самых крутых и дорогих шлемов бывает до 5 размеров наружной скорлупы. Это значит, что человек с окружностью головы XS (54 см), например, у некоторых производителей получит скорлупу наименьшего размера и его голова не будет выглядеть гигантской и непропорциональной. Ну и вес, конечно, будет чуть меньше, чем у шлема, в котором скорлупа предусмотрена одна на все размеры от XXS до XXXL и посадка регулируется лишь толщиной начинки EPS.

Далее — вентиляция. Хороший шлем не запотевает (или запотевает минимально) в любую погоду с закрытым визором, и это даже без пинлока. В хорошем шлеме будут предусмотрены места под динамики и, зачастую, даже установочный комплект для гарнитуры (стандарт в этой индустрии в наше время — Sena). Будет и дополнительный солнечный визор с удобным управлением одной рукой, съемная стирающаяся подкладка, иногда специальные подушечки, убрав которые, получаешь больше места для дужек очков. Иногда в комплекте со шлемом поставляется две «шторки» на подбородок — зимняя и летняя. Бывают светоотражающие элементы, а иногда и светодиодная подсветка, как, например, на шлеме Шарк Шквал. Или, как это не удивительно, даже дополнительный стопсигнал, как у Нолана!


Следует отметить, что застежка у шлема, сертифицированного по американскому стандарту DOT, будет, скорее всего, «два кольца». Лично мне это не очень удобно. А «европейские» шлемы застегиваются, как правило, микрометрической «трещеткой». Есть исключения. Так или иначе, при выборе шлема тип застежки стоит учесть.


Все это приятные мелочи, которые могут выделить определенный шлем из массы ему подобных. Полезно иметь всякие высокотехнологичные штучки, но основной критерий выбора — правильный выбор формы, размера и правильная посадка шлема.

Буду рад ответить на вопросы и конструктивную критику. Писать мне: «Дебил, нет ничего лучше Шои!» не надо. Против Шои не имею ничего и их шлемы мне подходят по форме, но они не имеют в линейке нужной мне модели. Как и Шуберт.

Из чего делают мотошлемы?

Когда-то первые шлемы для мотоциклистов делали из кожи и пробки, но те времена давно уже прошли. В наше время шлемы для мотоциклистов, как известно, делают из пластмассы, но вот какой?
Сам я читая статьи про шлемы, сталкиваюсь с большим количеством ошибок, вызванных в первую очередь кривыми переводами с английского языка людьми далекими от химии пластмасс. Посему сел я и написал вот этот текст.

На картинке шлем Arai послойно

Краткие тезисы

Для тех кому лень читать заумь написанную ниже
Я рекомендую не покупать шлемы

  • у которых скорлупа из изготовлена ABS пластика, потому что прочность его не очень высокая, а вот вес весьма велик
  • у которых скорлупа непонятно из чего (просто написано термопласт) потому что АБС это тоже термопласт и см. пункт 1,
  • у которых скорлупа из «стекловолокна» (ниже безграмотная цитата с одного сайта по продаже ноунейм шлемов), потому что это может оказаться что угодно
Стекловолокно — гораздо прочнее обычного пластика. Оно не трескается даже при очень сильном ударе. Не царапается и гораздо легче пластмассы.

Сообщаю, что стекловолокно это такие нитки из стекла. И шлем из них не сделать.

Нормальный шлем должен быть изготовлен из Поликарбоната (PC, Polycarbonate, Makrolon, Lexan) и т.д. или из Стеклопластика (Fiberglass) или из Углепластика (карбона).
Желательно покупать шлемы известных фирм. Обязательно должна быть сертификация по DOT или ECE или SNELL.
Если есть только сертификат ISO 9000x — это ни о чем не говорит, кроме того что в компании введена система менеджмента качества.

Итак по порядку про шлемы.

Пластмассы – это органические высокомолекулярные соединения, полимеры. Сложно? В общем, чтобы не погружать вас в пучины химии, пластмассы это вещества, состоящие из длииииииных молекул-цепочек с повторяющимися «звеньями». Их так и называют Высокомолекулярные соединения. Одним из видов этих высокомолекулярных соединений являются эластомеры (в частности каучуки) из которых делают резину. Но исторически их не относят к пластмассам.

Все пластмассы бывают двух видов – которые плавятся и которые не плавятся. Первые называются ТЕРМОПЛАСТАМИ . К ним относятся полиэтилен, полипропилен, поликарбонат, АБС (сополимер А крилонитрила, Б утадиена и С тирола) и многие другие.
Те которые не плавятся и называются РЕАКТОПЛАСТЫ . Чаще всего это СМОЛЫ . Они до того как «отвердились» были жидкие-жидкие, но потом под воздействием отвердителя «зашились», между их отдельными молекулами появились химические связи, они стали твердыми и расплавить их уже невозможно. Самые известные это Эпоксидные и Полиэфирные пластмассы. Но, например, полифторэтилен (он же Teflon, он же фторопласт) тоже реактопласт, хотя не является пластмассой с зашитой структурой. Просто он разрушается раньше чем плавится.

В принципе любая пластмасса может быть использована сама по себе, куском, а может быть «наполненной». Но на практике чаще всего термопласты используются без наполнителей, а вот отверждаемые смолы используются для изготовления наполненных, армированных пластмасс. Это как цемент. Он может быть сам по себе, а можно вставить туда армирующую сетку из стали, добавить песка и щебня и получить гораздо более прочный железобетон. Такие системы, кстати, называют композиционными материалами или композитами.

Пластмассы «наполняют», усиливают, армируют стекловолокном, углетканью, волокнами других пластмасс. Кроме того могут быть разные неорганические наполнители типа мела, талька, силикона. Самой известной и распространенной наполненной композицией является «стелопластик» или "фиберглас" (от слов Fiber – волокно, и Glass – стекло). Наполненные композиции состоят из связующего (эпоксидная, полиэфирная и т.п. смола) и наполнителя (см. выше). В зависимости от используемого связующего и вида наполнителя можно получить изделия широкого спектра свойств.

Это было краткое и сумбурное введение :).

Возвращаемся к нашим баранам, а точнее к шлемам.

Шлемы.

Скорлупа шлемов.

Наружная часть шлемов изготавливается


1. Из термопласта. В большинстве случаев в современном мире это поликарбонат. Поликарбонат известен еще под торговыми марками Лексан и Макролон. На сегодня это один из самых прочных пластиков. Кроме поликарбоната, шлемы делают из АБС пластика – но это точно не то, что вам нужно. Ни одна достойная фирма делать шлемы из АБС не будет, так как он не обеспечивает достаточную прочность при разумной толщине и весе. Поликарбонат дает прекрасную защиту от пробития, недаром его еще называют «пулестойким» стеклом. Но он хуже поглощает энергию удара чем шлемы из армированных пластиков и имеет большую плотность, что обуславливает больший вес.

2. Шлем из композита. За счет армирования волокнами стекла он, при том же весе, будет прочнее. Еще легче будет скорлупа сделанная на основе композиции из смолы и кевлара. Кевлар – это тоже пластмасса. Из нее делают волокна, превосходящие по прочности на разрыв стальные, при той же толщине. Кевлар, это торговое название пара-арамидного волокна выпускаемого концерном Дюпон. В данном случае произошло замещение истинного названия торговой маркой, как все когда-то все копировальные аппараты стали ксероксами, а подгузники — памперсами. Еще большей прочностью обладают волокна из полиэтилена. Но не обычного, а сверхвысокомолекулярного. Т.е длина его молекул очень большая. Фактически это шаги в направлении известной в фантастике «мономолекулярной» нити – т.е практически неразрушимой на разрыв нитки состоящей из одной длиной молекулы. Ну и самым «модным» наполнителем является углеткань - ткань сплетенная из углеродных волокон. Ещё ее зовут иностранным словом Карбон (Carbon - уголь). Так что модный «Карбон» это тоже пластмасса (эпоксидная смола + углеткань). В зависимости от наполнителя, свойства композитного материала меняются в довольно широком диапазоне. Часто для достижения наилучшего результата по прочности при минимуме массы используется многослойная структура, когда различные слои наполнителя с различными свойствами связываются в одно целое с помощью связующего. Задача слоев и связующего не только защитить шлем от пробития, но и перераспределить силу внешнего воздействия и за счет внутренней деформации и разрушения перевести часть кинетической энергии удара в тепловую. Но к сожалению при этом шлем будет неизбежно и необратимо повреждён. Внутри большинства шлемов из композитов вы найдете и стекловолокно и кевларовые нити, и углевололокно и другие интересные вещи.

Энергопоглощающая вставка

Под скорлупой прячется вставка из пенопласта . Точнее это вспененный полистирол . Его свойства также подбираются таким образом, что бы он за счет своей деформации и частичного разрушения погасил кинетическую энергию накопленную вашей головой во время движения. Еще его задача что бы при встрече с препятствием ваш череп не остановился сразу. Есть еще более современный материал – пенополипропилен, но о применении его в мотошлемах мне не известно, хотя в вело он используется довольно широко.

Внутренняя обивка шлемов может быть сделана из пластмассы (полиамидные волокна, пенополиуретановые вставки, поливинилхлоридные вставки и т.п.), а может и из натуральных материалов. Хотя тот же хлопок, или модная ткань из бамбука - тоже разновидность растительных полимеров, считай пластмасса.
Визор может быть сделан только из поликарбоната. Точнее его можно сделать и из оргстекла (полиметилметакрилата) но это полное говно, которое при падении расколется и сможет вырезать или проткнуть вам что-нибудь нужное на лице, например глаз.

Самым дешевым в изготовлении будет шлем из тонкого АБС пластика с визором из оргстекла. Копейки. Никаких гарантий.

Самым дорогим и самым прочным будет сложный шлем с несколькими слоями разных и разноориентированных тканей, с качественной вставкой и подкладкой.

Самым легким при высочайшей прочности будет шлем из углепластика (карбона). Но у чистого углепластика есть свои недостатки, в частности он колется. Именно поэтому ЧИСТО углепластиковых шлемов не бывает.

Чаще всего карбоновый слой для красоты снаружи, а внутри старый добрый стеклопластик.

В принципе, разница между дорогим шлемом и хорошим шлемом за 200 долларов будет только в комфорте и ЧСВ носителя. В штатных режимах шлема из поликарбоната должно хватать для штатной защиты водителя. Чем выше скорость, тем меньше шансов. Чем выше ваш вес, тем меньше шансов. Так что худейте и не гоняйте.

Ах да. После удара шлем надо поменять. Почему? Потому что при ударе в шлеме могли появиться незаметные глазом трещины, которые при вторичном воздействии помещают превратить вашу кинетическую энергию в тепло, со всеми вытекающими из шлема мозгами последствиями. И безусловно после удара головой в шлеме безвозвратно разрушается, сминается часть пенопластовой вставки.

PS
Понять из какого пластика сделано практически любое пластмассовое изделие изделие можно по маркировке
PS — полистирол
PP — полипропилен (на сегодня это самый популярный пластик для изготовление обтекателей, бамперов и прочего наружного оперения)
ABS — Сополимер акрилонитрила с бутадиеном и стиролом. До недавнего времени это был самый популярный пластик в автомобилестроении
PU — Полиуретан
PE — Полиэтилен (вариант HDPE или LDPE)
PVC — Поливинилхлорид
PET — Полиэтилентерефталат (бутылки из него делают)
PC — Поликарбонат
PMMA — Полиметилметакрилат

Мото шлемы! Чем отличаются, как выбрать!(личный опыт)

Поделюсь опытом эксплуатации и тонкостями подбора мотоциклетных шлемов.

Начинал я еще с советских "касок", так как ездил с отцом практически с пеленок. Если довериться моей памяти и старым фото, то моим первым шлемом была широко известная в узких кругах "моргуновка". Вот как на фото, с "корабликом". Она могла, в отличие от более поздних советских мотошлемов, регулироваться по размеру!

Фото взято из открытых источников. Фото взято из открытых источников.

Но это все таки уже история. Давайте перейдем к современным вариантам.

За рулем мотоцикла я с середины 90-х, плюс, почти 15 лет моя работа была связана с продажей мотоциклов и экипировки. Поэтому как всегда, буду делиться только личным опытом.

Шлем, на мой взгляд, давно перешёл из категории, "лишь бы что-то на голове, чтобы гайцы не штрафанули" в категорию-"удобно, безопасно, тепло, в некоторых моделях, не шумно и конце концов, просто красиво". По этой причине, не буду затрагивать тему-"нужен, не нужен", а рассматривать будем в совокупности факторов.

Шлемы делятся на несколько основных типов и на большое количество вариаций основных типов.

Открытые шлемы -самый, пожалуй, классический вариант мотоциклетного шлема, бывают от совсем легкого прикрывающего макушку, исключительно для "вида", до довольно основательных, безопасных, с большим защитным стеклом и обладающих очень неплохой аэродинамикой.

Самый простой вариант. Так называемый "Brainсap" . Простой и легкий. Самый простой вариант. Так называемый "Brainсap" . Простой и легкий. Классика, как она есть! Подходит как для чопперов, дорожников, так и скутеров. Классика, как она есть! Подходит как для чопперов, дорожников, так и скутеров. Шлем практически лишенный недостатков открытых вариантов, в виде плохой аэродинамики и шумности. Но, с плюсами открытых шлемов, в виде легкости и удобства использования. Шлем практически лишенный недостатков открытых вариантов, в виде плохой аэродинамики и шумности. Но, с плюсами открытых шлемов, в виде легкости и удобства использования.

К плюсам отнесем:
-Легкость, комфорт, удобство использования, универсальность.

-Безопасность самая низкая из всего многообразия, аэродинамика у большинства открытых шлемов оставляет желать лучшего, у некоторых отсутствует вовсе.

Вывод: Удобный тип шлемов, больше всего подходит для спокойной езды, для чопперов, круизеров, классических мотоциклов и скутеров. На большой скорости в большинстве открытых моделей ездить не комфортно.

Закрытые шлемы(интеграл) - под эту категорию шлемов подходит большая часть производимых на сегодняшний день мотоциклетных шлемов. Именно такой тип конструкции составляет, у большинства известных компаний, более половины выпускаемых моделей. Интеграл может быть спортивным, туристическим или универсальным.

Спортивный интегральный шлем, это лакмусовая бумажка компании производителя, как правило, на спортивных моделях компания демонстрирует все свои возможности и применяет максимальные технологии. Спортивные шлемы легкие, компактные, с максимально возможной аэродинамикой, на уровень шума и ультра комфорт особого внимание не обращается. Цена самая высокая в линейке отдельно взятого производителя. Спортивный интегральный шлем, это лакмусовая бумажка компании производителя, как правило, на спортивных моделях компания демонстрирует все свои возможности и применяет максимальные технологии. Спортивные шлемы легкие, компактные, с максимально возможной аэродинамикой, на уровень шума и ультра комфорт особого внимание не обращается. Цена самая высокая в линейке отдельно взятого производителя.

К плюсам отнесем:
-Легкость, комфорт на высоких скоростях, максимальная безопасность, хорошая вентиляция


К минусам отнесём:
-Не самые тихие, самые дорогие

Вывод: Безопасный, легкий и удобный шлем.

Туристический интегральный шлем-максимально комфортный, с качественной шумоизоляцией, часто со встроенными солнцезащитными очками которые можно легко выдвинуть или удрать прямо на ходу, часто, в последнее время почти как стандарт, место под крепление переговорного устройства и наушников. Шлем как на каждый день, так и для дальней дороги. Вес, как правило средний. Цена чуть ниже чем у спортивных, но к бюджетным отнести нельзя. Туристический интегральный шлем-максимально комфортный, с качественной шумоизоляцией, часто со встроенными солнцезащитными очками которые можно легко выдвинуть или удрать прямо на ходу, часто, в последнее время почти как стандарт, место под крепление переговорного устройства и наушников. Шлем как на каждый день, так и для дальней дороги. Вес, как правило средний. Цена чуть ниже чем у спортивных, но к бюджетным отнести нельзя.

К плюсам отнесем:

-Комфорт, безопасность, удобство использования, универсальность, хорошая шумоизоляция, хорошая вентиляция

К минусам отнесём: Тяжелее спортивных, цена чаще выше средней

Вывод: Безопасный, комфортный удобный.

Просто закрытый шлем, просто интеграл. В линейке каждого производителя всегда есть несколько базовых моделей, чтобы каждый мог подобрать себе по вкусу и по цене. Просто закрытый шлем, просто интеграл. В линейке каждого производителя всегда есть несколько базовых моделей, чтобы каждый мог подобрать себе по вкусу и по цене.

К плюсам отнесем:

-Возможность выбора под себя, масса вариантов по цене, материалам и окраске

К минусам отнесём:

-Недорогие варианты, хоть и достаточно безопасны, не самые тихие и комфортные, система вентиляции довольно условно работает

Вывод: Безопасный, возможность выбора под конкретные задачи.

Модуляр-шлем с подъемной лицевой частью. Удобно для тех, кто носит очки и\или любит курить не снимая шлема. В закрытом виде мало отличается от туристического по характеристикам. Только весом, модуляр тяжелее, за счёт присутствия подъемного механизма. Я внес его в раздел интегралов, но стоит обратить внимание, только часть модуляров сертифицируются как интеграл, это значит система надежна и в закрытом виде шлем защищает аналогично интегралу. А часть же шлемов, у некоторых производителей, сертифицируются как шлем открытого типа. Т.е. в закрытом виде он защищает не как интеграл, скорее как открытый. Продавцы не всегда упоминают про это. Модуляр-шлем с подъемной лицевой частью. Удобно для тех, кто носит очки и\или любит курить не снимая шлема. В закрытом виде мало отличается от туристического по характеристикам. Только весом, модуляр тяжелее, за счёт присутствия подъемного механизма. Я внес его в раздел интегралов, но стоит обратить внимание, только часть модуляров сертифицируются как интеграл, это значит система надежна и в закрытом виде шлем защищает аналогично интегралу. А часть же шлемов, у некоторых производителей, сертифицируются как шлем открытого типа. Т.е. в закрытом виде он защищает не как интеграл, скорее как открытый. Продавцы не всегда упоминают про это.

К плюсам отнесем:

-Комфорт, для некоторых чуть-ли не единственно возможный вариант(например для тех кто носит очки)

К минусам отнесём:

-Большой вес, не все модели сертифицированы как интеграл.

Вывод: На любителя, дело личных предпочтений

Кроссовые шлемы - Шлем не имеет защитного стекла, но имеет защитную часть впереди и козырек. Вместо стекла используются очки. Данная категория шлемов выпускается от самых простых до ультра спортивных. Отличаются удобством внутренней отделки и весом. К аэродинамике претензии минимальны, упор скорее на вес и прочность.

Важно чтобы внутренности у кроссового шлема легко снимались для стирки, при эксплуатации по назначению это приходится делать довольно часто. Важно чтобы внутренности у кроссового шлема легко снимались для стирки, при эксплуатации по назначению это приходится делать довольно часто.

К плюсам отнесем:

-Для каждого свои, кому то для кросса, кому то для эндуро

К минусам отнесём:

-Зависит от индивидуальных запросов гонщика

Вывод: Шлем для спорта и активного отдыха

Туристические эндуро шлемы - Относительно недавно выделившиеся в отдельный класс шлемы, смесь кроссового и интеграла, прижилась при росте популярности туристических эндуро, во главе всего стоит универсальность, по трассе довольно комфортно со стеклом как у интеграла, при езде по бездорожью можно поднять стекло и воспользоваться преимуществами кроссового шлема.

Шлем цена которого складывается из веса, материала корпуса, аэродинамичности и шумности. Шлем цена которого складывается из веса, материала корпуса, аэродинамичности и шумности.

К плюсам отнесем:

-Комфорт, безопасность, универсальность

К минусам отнесём:

-Не лучшая аэродинамика

Универсальность имеет свои плюсы и минусы, на любителя

Стандарты безопасности мотоциклетных шлемов

Основные типы шлемов мы разобрали. Теперь о безопасности. Какой бы тип шлема вы не выбрали, он должен соответствовать нормам безопасности. Т.е. иметь сертификат соответствия стандартам безопасности. Основных два: ECE 22.05 европейский стандарт безопасности и DOT-американский, причем требования в американском стандарте проще чем в европейском.

Как проверить? Довольно просто. На шлеме соответствующем европейскому стандарту ECE 22.05 необходимо найти ярлычок, как правило, он на ремешке:

Буква, после цифр, указывает на тип шлема. Р-это интеграл, NP-это, как правило, модуляр , где передняя часть не включена в силовой каркас, J -это открытый шлем. На фотографии мы видим открытый шлем, соответствующий стандарту ECE 22.05, сертификат на соответствие стандарту одобрен в Италии. Буква, после цифр, указывает на тип шлема. Р-это интеграл, NP-это, как правило, модуляр , где передняя часть не включена в силовой каркас, J -это открытый шлем. На фотографии мы видим открытый шлем, соответствующий стандарту ECE 22.05, сертификат на соответствие стандарту одобрен в Италии.

Начало цифрового кода на ярлычке означает соответствие стандарту ECE 22.05, буква "Е" с цифрой, обведенная кругом указывает код страны одобрившей сертификацию.

(E1 — Германия; E2 — Франция; E3 — Италия; E4 — Нидерланды; E5 — Швеция; E6 — Бельгия; E7 — Венгрия; E8 — Чехия; E9 — Испания; E10 — Югославия; E11 — Великобритания; E12 — Австрия; E13 — Люксембург; E14 — Швейцария; E16 — Норвегия; E17 — Финляндия; E18 — Дания; E19 — Румыния; E20 — Польша; E21 — Португалия; E22 — Российская Федерация; E23 — Греция; E24 — Ирландия; E25 — Хорватия; E26 — Словения; E27 — Словакия; E28 — Беларусь; E29 — Эстония; E31 — Босния и Герцеговина; E32 — Латвия; E34 — Болгария; E37 — Турция; E40 — Македония; E43 — Япония; E45 — Австралия; E46 — Украина; E47 — Южная Африка; E48 — Новая Зеландия.)

С американским стандартом DOT все проще, он наносится на тыльную сторону шлема внизу по центру:

Данный шлем соответствует стандарту DOT, но также отвечает требованиям ECE 22.05. Цена на такой шлем может быть выше, чем на шлем сертифицированный только по стандартам DOT. Данный шлем соответствует стандарту DOT, но также отвечает требованиям ECE 22.05. Цена на такой шлем может быть выше, чем на шлем сертифицированный только по стандартам DOT.

Типы застёжек мотоциклетных шлемов

Я сторонник делить на два типа, автоматические застежки и D-ring.

-Автоматические застёжки-разные типы у разных производителей, если шлем имеет сертификат безопасности, значит и автоматическая застежка соответствует этому стандарту.

-D-ring-(два кольца)-классическая застёжка, где ремешок пропускается через два металлических кольца определенным образом. Считается наиболее безопасной.

Производители утверждают, что разницы в безопасности между автоматическими застежками и D-ring нет. Но все модели шлемов предназначенные для гонок выпускаются с D-ring, так как в регламенте многих гоночных серий прописано использование на шлемах именно такого типа застежки.

Материал шлема

Речь о материале из которого изготовлена внешняя оболочка шлема. Существует два типа материалов-поликарбонат и композит.

-Поликарбонат-ударопрочный пластик, шлем из такого материала может соответствовать современным стандартам безопасности, но вес такого шлема будет далек от лидеров рынка, но при этом, как правило, цена довольно демократична.

-Композит-понятнее будет написать карбон, это если не вдаваться в тонкости производства. Самая современная оболочка для шлемов, постепенно вытесняет поликарбонат. Оболочка из композита легче и прочнее поликарбоната, цена шлема, при этом будет выше.

Каждый шлем на голове мотоциклиста испытывает нагрузку от встречного потока ветра. Больше или меньше зависит от типа мотоцикла.

Чем более тщательно просчитана аэродинамика-тем комфортнее шлем.

Позволю себе лирическое отступление и пример из личного опыта: когда то в одни из первых выездов на больших скоростях, скажем больше 250км.ч. я заметил что шлем, на голове качается влево-вправо! Даже когда я полностью прятался за обтекатель спортбайка шлем "раскачивался".

Я не сразу разобрался, конечно. Шлем у меня был хороший, но, как оказалось, он был не достаточно рассчитан на такие скорости с точки зрения аэродинамики. Поток воздуха сталкиваясь со шлемом огибает сферу и создает точку турбулентности на затылке, которая давит на шлем в затылочной части, набегающий поток давит спереди, турбулентный давит сзади, отсюда и получается раскачка шлема влево-вправо. При использовании в схожих ситуациях более "подходящего" шлема эффект не наблюдался, даже на скоростях выше упомянутой.

К чему я это: Данный эффект утрировано чувствуется на больших скоростях, но он ни куда не денется и на меньших, просто не так явно его можно чувствовать, соответственно в менее рассчитанном, с точки зрения аэродинамики, шлеме утомляемость будет выше.

Очень важный фактор! Новый шлем должен сидеть комфортно, плотно и без точечного давления на отдельные части головы и только слегка поджимать щёки. Толщина накладок в районе щёк максимальная, соответственно они дают большую усадку и впоследствии сядут как положено.

За годы эксплуатации шлемов и работы с мотоэкипировкой, в том числе и со шлемами, я сделал вывод, которым хочу поделиться с вами. Мотоциклетный шлем-редкая категория товара, где цена прямо пропорциональна качеству. Т.е. в прямом смысле, чем больше(в разумном пределе, естественно) вы потратите на шлем, тем лучше и качественнее он будет.

Если у вас появились вопросы касающиеся шлемов или другой мото экипировки, пишите в комментариях, с удовольствием поделюсь тем, что знаю.

Не забудьте поставить лайк, если почерпнули что то полезное из статьи! Спасибо!

Читайте также: