Шахта лифта из кирпича требования

Обновлено: 20.05.2024

СТО 43.29.19 Монтаж объемных элементов (лифтовых шахт и санитарно-технических кабин)

Типовая технологическая карта разработана на монтаж объемных элементов (лифтовых шахт и санитарно-технических кабин).

УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ ЛИФТОВ

Основные требования к строительной части

Строительная часть лифтовой установки состоит из шахты, приямка, машинного и блочного помещений. В зависимости от типа и конструкции лифта машинное помещение может располагаться как вверху, так и внизу шахты.

В лифтах грузоподъемностью до 1000 кг крепление кронштейнов к стенам шахт может производиться с помощью дюбелей.

Приямок шахты надежно защищают от попадания в него грунтовых и сточных вод.

В шахте на каждом этаже, в непосредственной близости от двери, на стену наносят отметку чистого пола, которая должна сохраняться до окончания монтажа оборудования лифта.

Шахта должна иметь временное освещение напряжением не свыше 42 В, светильники его должны располагаться над каждыми рабочими подмостями. Освещенность в шахте должна быть не менее 50 лк.

Проверку размеров шахты производят с помощью провески, фактические размеры сверяют с размерами в проекте. Провеска шахт производится после установки в ней лесов или подмостей, принятых монтажной организацией па акту.

Провеску шахты осуществляют с помощью шаблона (рис.1), который в плане имеет размеры, равные наружным размерам (ширине, глубине) кабины. Шаблон устанавливается вверху шахты на специальные деревянные или металлические балки, раскрепленные так, чтобы они не имели перемещения. С шаблона по его углам спускают 4 отвеса из стальной проволоки диаметром 1-1,5 мм. К концам каждого отвеса в приямке крепят груз массой 10-15 кг. После того, как отвесы займут вертикальное положение, их закрепляют с помощью деревянного бруска или в специальном приспособлении. При большой высоте шахты для исключения раскачивания отвеса груз опускают в сосуд с маслом.

Рис.1. Установка шаблона для провески шахты.

1 - шаблон; 2 - подставки; 3 - стена шахты; 4 - отвес.

После закрепления отвесов производят замеры расстояний от каждого из отвесов до стен шахты на каждом этаже. Результаты замеров заносят в специальную таблицу. Если размеры шахты меньше проектных и не выдерживаются минимальные расстояния, регламентируемые "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов", руководитель монтажа совместно с представителями генподрядчика и заказчика принимает решение об исправлении шахты и доведении ее размеров до проектных, указанных в установочном чертеже завода-изготовителя. Одновременно с размерами шахты с помощью отвесов, опущенных по центральным осям кабины (шаблона), проверяют точность установки закладных деталей для крепления направляющих и дверей шахт. В случае отсутствия закладных деталей руководитель монтажа наносит на стенах шахт разметку их установки или мест установки дюбелей в соответствии с установочным чертежом. Особое внимание необходимо обращать на размеры и соосность проемов шахтных дверей на всех этажах, так как нередко они выполняются со значительными отступлениями от проектных размеров. Все работы по доведению строительной части до проектных размеров выполняет строительная организация в сроки, согласованные с монтажной организацией.

Машинное и блочное помещения сооружаются по строительным чертежам, которые должны соответствовать установочному чертежу лифта; отклонения допускаются только в сторону увеличения габаритных размеров помещений. Перекрытия над шахтой, блочным и машинным помещениями выполняются после доставки в них оборудования, подлежащего монтажу.

Степы машинного и блочного помещений должны быть оштукатурены, панели стен окрашены масляной краской. В полах помещений устраивают отверстия для пропуска канатов, по периметру которых устанавливаются бортики высотой 75 мм от чистого пола. Размеры отверстий и их привязка к осям кабины и противовеса должны быть указаны в строительных и установочном чертежах.

В машинном помещении строительная организация устанавливает монорельсовую балку, на которую навешивают грузоподъемный механизм (таль или тельфер). В полу под монорельсом должен быть люк с крышкой. Размеры и координация монорельса и люка указаны в строительных чертежах и установочном чертеже лифта.

В машинном и блочном помещениях не разрешается устанавливать механизмы, приборы, пускорегулирующие устройства и другое оборудование, не относящееся к лифту.

Особое внимание руководитель монтажа должен уделить устройству лесов (подмостей) и ограждений, устанавливаемых в шахте лифта.

Леса (подмости) и ограждения дверных проемов в шахте (при отсутствии инвентарных) изготовляет и устанавливает генподрядчик по эскизам, выданным монтажной организацией.

Инвентарные подмости устанавливают на каждом этаже шахты лифта на 1200-1300 мм выше отметки чистого пола на металлические или деревянные брусья, концы которых вставляются в ниши стен шахты или крепятся к специальным закладным устройствам в стенах шахты (рис.2).

Рис.2. Инвентарный настил из алюминиевого профиля

1 - кронштейн; 2 - закладная деталь; 3 - стена шахты; 4 - подставка; 5 - балка; 6 - штырь; 7 - скоба.

Все проемы дверей шахты до начала монтажа ограждают на высоту не менее 1,1 м, расстояние между горизонтальными элементами ограждения не должно быть более 0,45 м, внизу ограждения устраивают борт высотой 0,15 м (рис.3).

Рис.3. Инвентарное ограждение дверных проемов шахты.

Если к началу монтажа над шахтой не сделано постоянное перекрытие, то одновременно с установкой лесов (подмостей) в шахте строительная организация сооружает временное сплошное перекрытие шахты. Подмости рассчитывают на нагрузку 250 кг/м 2 .

Без наличия акта готовности подмостей и ограждений проемов дверей шахты к монтажу лифта приступать нельзя.

Если шахта имеет большую высоту подъема и небольшое количество остановок (элеваторы, телебашни и т.п.), проектами производства работ может предусматриваться монтаж лифта без установки лесов. В этом случае, как правило, монтаж оборудования по шахте производят с каркаса кабины, подвешенного на канаты и передвигающегося по шахте от привода лифта или от электрической монтажной лебедки. При этом необходимо, чтобы была отрегулирована и испытана система ловителей, о чем составляется акт.

Технологические схемы монтажа лифтов и подача оборудования к месту монтажа

Наиболее распространенными технологическими схемами монтажа лифтов являются: монтаж поступающего на объект оборудования отдельными, неукрупненными узлами; монтаж укрупненными узлами; индустриальный метод монтажа.

Независимо от технологической схемы монтажа лифта руководитель работ до начала монтажа должен определить порядок выполнения основных монтажных операций и совместно с генподрядчиком составить совмещенный график строительно-монтажных работ, позволяющий лучше организовать работу.

Как правило, все тяжелые узлы и детали лифта подают к месту установки с помощью строительного крана. В случае, если строительный кран должен демонтироваться, а строительная часть шахты к монтажу не готова, представитель монтажной организации совместно с генподрядчиком и заказчиком обязан организовать подъем краном лебедки и панели управления в заводской упаковке на уровень пола машинного помещения.

Если оборудование лифта поступает на объект после демонтажа строительного крана, лебедку и панель управления поднимают по шахте на верхнюю остановку электрической монтажной лебедкой, а затем через монтажный люк поднимают в машинное помещение. Иногда для этой цели используют имеющиеся на объекте строительные подъемники (ПГС) или консольные краны, установленные на крыше здания. При необходимости лебедку лифта разбирают на отдельные узлы. На объектах с большой высотой подъема подъем оборудования осуществляют по специально разработанному ППР, утвержденному главным инженером монтажной организации.

Для выполнения такелажных операций при монтаже оборудования в шахте лифта используют специальную оснастку и грузоподъемные механизмы: электрическую лебедку с приводом от электродрели грузоподъемностью 300 кг, электрические лебедки грузоподъемностью 500 кг и более, рычажные лебедки, ручные тали. Выбор необходимой такелажной оснастки для подъема оборудования определяет руководитель монтажных работ.

Подъем оборудования можно производить только при наличии надежной двусторонней связи между руководителем работ по подъему оборудования и рабочим, осуществляющим управление монтажной лебедкой.

К работе по подъему и перемещению грузов допускаются рабочие, прошедшие специальный инструктаж.

Монтаж лифтов укрупненными узлами является более прогрессивным методом. Заводы-изготовители поставляют все пассажирские лифты и грузовые грузоподъемностью до 1000 кг укрупненными узлами: лебедка с рамой и амортизаторами, кабина в сборе с установленной и подключенной электроаппаратурой, двери шахт с установленными створками, каркас противовеса в собранном виде.

На производственно-комплектовочной базе монтажной организации производят дополнительное укрупнение оборудования лифтов: разделку и подключение к кабине подвесного кабеля, очистку и навеску на нее несущих канатов, установку на направляющие стыковых планок, заготовку жгутов электроразводок и другие работы.

Технологическая последовательность монтажных операций при данном методе следующая:

Как устроить акустический шов у лифтовой шахты

Зачем надо было принимать такое конструктивное решение балок с опиранием на стены лифтовой шахты? Чтобы потом с этим "бороться"?

От экспертизы вы вряд ли отмахнетесь, а единственно правильным решением в данном случае видится такое: выполнить опирание балок лестничных маршей на противоположные несущие стены лестничной клетки, обойдя ими лифтовую шахту с требуемым по СНиП зазором. В результате шахта окажется как бы обхваченной балочной клетью.

. а единственно правильным решением в данном случае видится такое: выполнить опирание балок лестничных маршей на противоположные несущие стены лестничной клетки, обойдя ими лифтовую шахту с требуемым по СНиП зазором. В результате шахта окажется как бы обхваченной балочной клетью. С точки зрения защиты от шума это может быть и правильно. Но в таком случае вызывает сомнение устойчивость стен шахты лифта. Я сомневаюсь, что шахта лифта из кирпичных стен (к примеру толщиной 380мм) высотой допустим в 10 этажей, а также не связанная нигде по высоте с другими конструкциями, будет удовлетворять расчёту на устойчивость. Но в таком случае вызывает сомнение устойчивость стен шахты лифта. Для начала задайтесь вопросом, от каких внешних сил вы хотите обеспечить устойчивость шахты?
Я сомневаюсь, что шахта лифта из кирпичных стен (к примеру толщиной 380мм) высотой допустим в 10 этажей, а также не связанная нигде по высоте с другими конструкциями, будет удовлетворять расчёту на устойчивость.

Если сомневаетесь, то выполните соответствующий "расчет на устойчивость", только и всего. Что мешает увеличить толщину или изменить материал стен шахты?

К тому же кирпич в качестве материала для кладки стен многоэтажных зданий, ПМЛМ, может быть полезен только в целях обеспечения занятости бригады каменщиков на лето

__________________
Материализую мысли. 2wadpol:
Бороться надо за тем, чтобы не исправлять рабочий проект, который уже готов. Дом кирпичный 10-и этажный. Монолит у нас в г. Калуга почти не строят. Вы в своих проектах, отделяете шахту от остальных конструкций?
Мы к сожалению с такими трудностями столкнулись впервые, ранее все проекты с таким же устройством лестнично-лифтового узла проходили без проблем. Надо сказать, что с учётом требований снипа мы, конечно, были не правы, вопрос только в адекватности этих требований.
Недумаю что по лобовым балкам могут передаться какие-то вибрации, перекрытие шахты да, но лобовые балки. у нас ими вообще служат перемычки пб16-37, пролёт маленький, удобно было
Кроме того марши сборные, размеры лифтовой шахты определены заданием лифтовиков, лифт определён заказчиком, и разместить марши и шахту так, чтобы перекинуть балки без опоры на шахту, без извращённо надуманных решений, не возможно. Или нафиг менять всю архитектуру, что вообще плохо.
Не позволяют фиксированные размеры маршей и шахты. Длина проекции марша в плане меньше длины лифтовой шахты в плане.
Да и пролёты тогда будут хорошие, не слишком выгодно экономически.
Менять что-либо принципиально уже поздно. Можеть есть какие-то более адекватные способы?
Тут один парень писал про звукопоглощающие опоры(типа ризинки что-то) - может поможет, завтра почитаю сколько они держут.
Спасибо за мнение, хоть и не стало легче. 2tecton,akeks: спасибо огромное завтра разберусь пройдут ли эти прокладки под мои нагрузки. Спасибо огромное. С.-Петербург 2 темы объединены и перенесены в другой раздел. __________________

---
Обращение ко мне - на "ты".
Все, что сказано - личное мнение.

Зря, по-моему перенесли. Всё в общем то сводится не к поиску узла, а людей которые были в такой же ситуации. Как они из неё вышли. Не верю я что все отделяют шахту от остальных конструкций. Может кто писал письмо разработчикам СНиПа? Бредовое по-моему требование.

Не знаю поможет ли эта звукопоглощающая опора, попробуем. Придётся менять конструкции. С лобовой балки надо будет убирать нагрузку от кладки, для этого над балкой придётся делать перемычку через зазор. Балку сажать на звукопоглощающую опору, а по бокам от балки ставить звукопоглощающйи материал. Как только доказать что он достаточно поглощает звук.

У всех экспериза добрая или никто на шахту ничего не опирает?

Для начала задайтесь вопросом, от каких внешних сил вы хотите обеспечить устойчивость шахты? тяжело в деревне без нагана А если в новом "СП 51.13330.2011 ЗАЩИТА ОТ ШУМА Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 Москва 2011" нет сего пункта про "акустическим швом шириной 40—50 мм"а экспертиза по прежнему ссылается на п. 11.8 СНиП 23-03-2003 ?

строительное проектирование (после АР,ОДИ,ЭЭФ,ПБ,ПЗУ, ТХ и КР и обслед. писать "архитектор" некорр.)

Шахта лифта из кирпича требования

ГОСТ Р 56943-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ И УСТАНОВКЕ. ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ

Lifts. General safety requirements for the construction and installation. Lifts for the transportation of goods

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Публичным акционерным обществом "Карачаровский механический завод"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

4 Взамен ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования грузов без сопровождения людьми

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2017 г.

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях и сооружениях лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке", в который требования к грузовым лифтам и малым грузовым лифтам были включены дополнительно для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации.

Настоящий стандарт конкретизирует требования безопасности к устройству и установке грузовых лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

С этой целью в стандарт не включены или откорректированы положения ГОСТ Р 53780-2010, которые связаны с обеспечением безопасности при транспортировании людей или людей и грузов в кабине лифта.

Стандарт заменяет ГОСТ Р 53780-2010 в части общих требований безопасности к устройству и установке грузовых лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

1.2 В тех же случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям работы лифтов определяют при заключении договора на поставку лифта.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

- лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

- гидравлические лифты со скоростью более 1,0 м/с;

- лифты, устанавливаемые и используемые:

1) в шахтах горной и угольной промышленности,

2) на судах и иных плавучих средствах,

3) на платформах для разведки и бурения на море,

4) на самолетах и летательных аппаратах;

- установку лифтов в существующие здания, где размеры и другие особенности строительной части не позволяют обеспечить выполнение требований настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53387 Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

ГОСТ Р 53781 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011) [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.2 блокировка кабины: Фиксация и удержание в неподвижном положении кабины с помощью механических средств.

3.3 блочное помещение: Специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4 гидравлический лифт непрямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.5 гидравлический лифт прямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.6 обратный гидроклапан: Клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.7 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.8 давление при полной нагрузке: Статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.9 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.10 "запорный" клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.11 зона отпирания дверей шахты: Зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.12 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.13 лебедка: Электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.14 барабанная лебедка: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.15 лебедка со шкивом или барабаном трения: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.16 лебедка со звездочкой: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.17 электрический лифт: Лифт с электроприводом.

3.18 гидравлический лифт: Лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.19 грузовой лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.20 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.21 ловители плавного торможения: Ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.22 ловители резкого торможения: Ловители, не содержащие упругого элемента.

3.23 машинное помещение: Специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.24 многослойное стекло: Пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.25 монтажный чертеж: Чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.26 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

3.27 назначенный срок службы лифта: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

3.28 недопустимое использование лифта: Использование лифта не по назначению.

3.29 общие требования безопасности: Требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в обычных условиях.

3.30 односторонний дроссель: Клапан, который пропускает жидкость в одном направлении и ограничивает его в другом направлении.

3.31 перепускной (предохранительный) клапан: Клапан, предотвращающий превышение установленного давления в гидравлической системе.

3.32 полезная площадь кабины: Площадь кабины, измеренная на высоте 1 м от уровня пола кабины без учета поручней.

3.33 привод гидравлического лифта: Агрегат, приводящий в движение и останавливающий лифт, содержащий насос, двигатель и управляющие клапаны.

3.34 приямок: Часть шахты лифта, расположенная ниже уровня нижней этажной (погрузочной) площадки.

3.35 разрывной клапан: Клапан, автоматически перекрывающий или ограничивающий поток жидкости при снижении давления, вызванного увеличенным, относительно ранее установленного количества, расходом жидкости.

3.36 режим "ревизия": Режим управления движением кабины персоналом, находящимся на крыше кабины.

3.37 режим "нормальная работа": Режим, при котором управление осуществляется пользователем.

3.38 режим "управление из машинного помещения": Режим управления движением кабины персоналом, находящимся в машинном помещении.

3.39 номинальная скорость: Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.40 специальные требования безопасности: Требования безопасности, дополняющие общие требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в условиях, отличающихся от обычных условий (пожар, вандализм, сейсмические воздействия и т.д.).

3.41 точность остановки кабины (точность остановки): Расстояние по вертикали между уровнем порога дверей кабины и уровнем порога дверей шахты после автоматической остановки кабины.

3.42 тротуарные лифты: Грузоподъемное устройство, платформа которого выходит из шахты через люк, расположенный в ее верхней части.

3.43 упор: Механическое устройство для фиксации кабины и удержания ее в стационарном положении.

Шахта лифта из кирпича требования

ГОСТ Р 55967-2014
(EH 81-21:2009)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания

Lifts. Special safety requirements for the installation new lifts in existing buildings

Дата введения 2014-09-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту ЕН 81-21:2009+А1:2012* "Лифты. Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Лифты для транспортирования грузов и пассажиров. Часть 21. Новые пассажирские и грузопассажирские лифты в существующих зданиях (EN 81-21:2009+А1:2012 "Safety rules for the construction and installation of lifts - Lifts for the transport of persons and goods - Part 21: New passenger and goods passenger lifts in existing buildings", MOD). При этом внесенные изменения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации, выделены в тексте курсивом*.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Введение", п.5.7 и отмеченные знаком "**" в разделе "Предисловие" выделены курсивом; остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. - Примечания изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов европейским стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Настоящий стандарт содействует соблюдению требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов".

Требования настоящего стандарта дополняют требования ГОСТ Р 53780 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке" и применяются в тех случаях, когда строительная часть существующих зданий не позволяет выполнить требования ГОСТ Р 53780 при установке новых лифтов.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает специальные требования безопасности к конструкции и установке новых электрических и гидравлических лифтов в существующие здания, в которых из-за ограничений в размерах строительной части лифтов не все требования ГОСТ Р 53780 могут быть выполнены.

1.2 Специальные требования безопасности, устанавливаемые настоящим стандартом, дополняют и/или заменяют отдельные требования ГОСТ Р 53780, обеспечивая допустимый уровень безопасности.

1.3 Настоящий стандарт распространяется:

- на установку одного или нескольких новых лифтов в новую строительную часть существующих зданий;

- на установку новых лифтов взамен ранее эксплуатировавшихся без изменения существующей строительной части зданий.

1.4 Настоящий стандарт не распространяется:

- на замену или модернизацию отдельных частей находящихся в эксплуатации лифтов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

Действует ГОСТ 33894.1-2016* (EN 81-20:2014) "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 33984.1-2016. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 53780, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 защитный упор: Механическое устройство, предназначенное для ограничения перемещения и фиксации положения кабины в целях обеспечения безопасного пространства для обслуживающего персонала, находящегося на крыше кабины или в приямке шахты.

3.2 контрольный башмак: Устройство, устанавливаемое на кабине, противовесе или уравновешивающем устройстве кабины, вступающее во взаимодействие с направляющей, в случае утраты взаимодействия направляющих башмаков с направляющей.

3.3 направляющая: Неподвижная часть лифтового оборудования, являющаяся опорой для кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины в их движении и задающая траекторию движения кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины.

3.4 направляющий башмак: Устройство, устанавливаемое на кабине, противовесе или уравновешивающем устройстве кабины, взаимодействующее с направляющей и обеспечивающее траекторию движения кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины.

3.5 ограничитель хода кабины: Устройство, предназначенное для приведения в действие стопорного устройства при достижении кабиной заданного положения в верхней или нижней части шахты.

3.6 стопорное устройство: Устройство, предназначенное для остановки и удержания кабины на направляющих при достижении кабиной заданного положения в верхней или нижней части шахты.

3.7 существующее здание: Здание, которое используется или использовалось до того, как новый лифт был установлен.

Примечание - Здание, внутренняя структура которого одновременно с установкой нового лифта реконструируется, рассматривается как новое здание.

4 Перечень существенных опасностей

В этом разделе приведены существенные опасности, опасные ситуации и события, которые определены в результате анализа риска и которые требуют корректирующих действий для устранения или снижения риска.

Таблица 1 - Перечень существенных опасностей

Пункты настоящего стандарта

- опасность затягивания или захвата

5.2, 5.3, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12, 5.13, 5.14

Опасности, связанные с эргономикой:

5.8, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12, 5.13, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17

- ошибка человека (человеческий фактор)

Опасности, связанные с внешними факторами:

- перебой в электроснабжении

- отказ системы управления

- отклонение от режима нормальной работы

5 Требования безопасности и/или защитные меры

5.1 Несплошное (сетчатое) ограждение шахты

Несплошное (сетчатое) ограждение шахты допускается в следующем случае:

- если к ограждению шахты не предъявляются требования по предотвращению распространения пожара;

- если в ограждении шахты имеются отверстия, отвечающие требованиям приложения ДА ГОСТ Р 53780-2010;

- если к лифту не предъявляются требования вандалозащищенности.

5.2 Расстояние между кабиной, противовесом или уравновешивающим устройством и элементами шахты

При невозможности размещения лифтового оборудования в шахте в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53780-2010 (пункт 5.2.15) следует руководствоваться следующим:

а) горизонтальное расстояние между элементами кабины и противовеса или уравновешивающего устройства кабины должно быть не менее 25 мм. При этом должно быть выполнено условие: кабина, противовес или уравновешивающее устройство кабины должны быть оснащены техническими средствами, исключающими соприкосновение между собой кабины и противовеса или уравновешивающего устройства кабины при разрушении или износе хотя бы одного из направляющих башмаков (например, контрольные башмаки);

b) горизонтальное расстояние между элементами кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины и неподвижными элементами лифта, расположенными в шахте, должно быть не менее 10 мм. При этом должно быть выполнено условие: кабина, противовес или уравновешивающее устройство кабины должны быть оснащены техническими средствами, исключающими соприкосновение между кабиной, противовесом или уравновешивающим устройством кабины с неподвижными элементами лифта при разрушении или износе хотя бы одного из направляющих башмаков (например, контрольные башмаки);

с) горизонтальное расстояние между передней (обращенной к дверям шахты) частью кабины и неподвижными элементами лифта, расположенными на стене шахты с дверьми, должно быть не менее 8 мм. При этом должно быть выполнено условие: кабина должна быть оснащена техническими средствами, исключающими соприкосновение между кабиной и стеной шахты при разрушении или износе хотя бы одного из направляющих башмаков (например, контрольные башмаки);

d) направляющие кабины, противовеса или уравновешивающего устройства должны удовлетворять следующим требованиям: расчетное значение прогиба направляющих кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины должно быть не более 2 мм по обеим горизонтальным осям.

5.3 Противовес или уравновешивающее устройство в отдельной шахте

Противовес или уравновешивающее устройство могут быть размещены в отдельной шахте, если размеры кабины лифта не позволяют разместить их в общей шахте.

При этом должны быть выполнены следующие условия:

а) все требования ГОСТ Р 53780-2010 (подраздел 5.2) к полностью огражденной шахте должны выполняться для отдельной шахты противовеса или уравновешивающего устройства кабины;

Как устроена шахта лифта?

Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.

Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.

Оснащение и устройство

В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:

  • кабина подъемника
  • направляющие
  • противовес
  • тяговый трос/цепь
  • натяжное устройство
  • пружины буфера
  • освещение
  • обеспечивающий связь подвесной кабель
  • портал для установки двери шахты
  • электрооборудование позволяющее определить местонахождение подъемника

Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.

По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:

  • разомкнутого и замкнутого сечения
  • круглые
  • прямоугольные
  • овальные

Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.

Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.

Кирпичные

Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.

Железобетонные

Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.

Металлокаркасные

При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.

Приямок

Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.

От кабины до нижней части приямка, при проектировании, предусматривается зазор для грузового лифта - не менее 5 см, для пассажирского подъемника - не менее 50 см.

При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.

Освещение

Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.

Огнестойкость

Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.

Размеры

Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.

Грузоподъемность Габариты Высота последнего этажа
Кабина Шахта
400 1080x1380 1600x1700 3600
630 1180x1380
1180x2100
1600x1900
1800x2400
3600
1000 1180x2100 1800x2400 3600

Требования

Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.

В ограждении допускаются:

  • дверные проемы для техобслуживания и выхода на площадки этажей
  • отверстия для смотровых люков, вентиляции

Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.

Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.

Кирпичная лифтовая шахта


Стандартная ситуация: подрядчик уже построил шахту лифта высотой более 30 м из кирпича (не знают, каким НТД они пользовались). Сейчас запрашивает какой-нибудь нормативно-технический документ, на который можно сослаться.

Сообщаю, что наш район не является сейсмическим, в связи с чем допускается строительство кирпичных шахт.

Прошу вас сообщить, существует ли ТПД для шахт в кирпичном исполнении (в нашем случае: с толщиной стенок 250 мм и 380 мм, высота шахты - 47 м) и методика расчета с разными толщинами стен шахты?

Ответ:

При проектировании лифтов следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 011/2011 от 18 октября 2011 года N 011/2011 "Безопасность лифтов"
  2. ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) "Лифты.

С полным текстом консультации Вы можете ознакомиться, скачав файл по следующей ссылке.

Бесплатно скачать текст документа
Кирпичная лифтовая шахта

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Читайте также: