Щебень какой класс груза

Обновлено: 13.05.2024

Классификация грузов

На самом деле, классификация грузов — это не что-то из области чисто теоретического, чем можно вообще не «забивать» себе голову. От того, к какому именно типу/виду/классу относится груз, не в последнюю очередь зависит качество грузоперевозки: то, при каких условиях будет происходить транспортировка, каким образом будут выполнены погрузочно-разгрузочные работы, какая тара будет выбрана для груза, в каком именно автомобиле по типу кузова он поедет и какими документами будет сопровождаться. Кроме того, вид груза определяет сроки и стоимость перевозки.

Выделяют несколько способов классификации грузов, однако наиболее важными являются три признака:

  • по использованию грузоподъемности автомобиля;
  • по способу погрузки-разгрузки;
  • по условиям перевозки и хранения.

Виды грузов по использованию грузоподъемности автомобиля

Классификация по использованию грузоподъемности автомобиля влияет на расчет стоимости перевозки: в зависимости от того, к какому именно классу (а их четыре) относится груз, будет применяться тот или иной поправочный коэффициент.

Дело в том, что разные грузы с разной эффективностью используют грузовое пространство автомобиля. Так, легкие и объемные, хотя и заполняют весь кузов, оставляют не малый задел по массе. А потому получается, что при одинаковых условиях транспортировки и одинаковых затратах на ее выполнение, тонн кирпичей, например, будет перевезено больше, нежели тонн пенопласта.

Коэффициент использования грузоподъемности измеряется в т/м3 и вычисляется по формуле — масса груза, разделенная на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов.

класс груза коэффициент использования грузоподъемности среднее расчетное значение
I класс 1 1
II класс от 0,71 до 0,99 0,8
III класс от 0,51 до 0,70 0,6
IV класс от 0,41 до 0,50 0,5

Виды грузов по способу погрузки-разгрузки

По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Очевидно, что от того, к какому виду относится груз, зависит, каким именно образом будет осуществляться его погрузка и разгрузка и в какой таре (или вовсе без нее) он поедет.

Штучные грузы — это все товары, имеющие габаритные размеры (длину, ширину, высоту). Они могут перевозиться как в таре, так и без нее, а для погрузочно-разгрузочных работ с ними применяются автокраны, автопогрузчики, тельферы (…), а также ручной труд.

Навалочные (и сыпучие) грузы характеризуются массой и объемом и допускают погрузку-разгрузку навалом (то есть могут «падать» с высоты). К ним относится зерно, песок, уголь, щебень, грунт, мусор и т.п. Для погрузочно-разгрузочных работ используются экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зерно-, свекло-, снегопогрузчики и др.

Наливные грузы (цемент, битум, бензин, масло, вода, спирт, сжиженный газ…), будучи жидкими, полужидкими или газообразными, перевозятся в цистернах или в специальной таре, а для погрузки-разгрузки требуют применения насосных установок или таких методов, как выдавливание, самотек, опрокидывание и наклон автотранспортного средства.

Виды грузов по условиям перевозки и хранения

По условиям перевозки и хранения выделяют обычные и специфические грузы. Вид груза влияет на выбор автомобиля и организацию процесса доставки: оформление необходимых документов, разработка маршрута, сроки транспортировки и т.п.

Обычные грузы в особых условиях транспортировки не нуждаются: для их доставки используются универсальные бортовые и тентованные кузова и полуприцепы. Специфические же имеют свою классификацию: они делятся на негабаритные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, живые и антисанитарные.

Негабаритные грузы требуют наличия специального разрешения на передвижение по автомобильным дорогам, а также могут предполагать разработку особого проекта транспортировки. К ним относятся грузы, превышающие следующие параметры: по высоте — более 4 метров, по длине — более 20 метров (или если более чем на 2 метра выходят за пределы кузова), по ширине — более 2,55 м.

К тяжеловесным грузам относятся те, которые (вместе с автотранспортным средством) превышают либо установленные значения массы, либо допустимую осевую нагрузку. Они тоже нуждаются в специальном разрешении на транспортировку или в разработке особого проекта доставки.

Опасные грузы — это те вещества, которые несут угрозу для жизни и здоровья человека и для состояния экологической ситуации, чья ненадлежащая перевозка может привести к взрыву, пожару, загрязнению окружающей среды, отравлению, заражению людей, животных, почвы и пр. и для транспортировки которых требуются специальные автотранспортные средства, а в некоторых случаях — дополнительные документы: разрешения, сертификаты, паспорт безопасности химической продукции, письменные инструкции, маршрутные листы… К ним относятся малоопасные грузы (глина, песок и другие строительные материалы), пылящие и горячие грузы (цемент, асфальт, горячий битум) и опасные грузы.

Последние, в свою очередь, в соответствии с ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) делятся на 13 классов:

класс 1: взрывчатые вещества и изделия; класс 2: газы;
класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1: легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2: вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3: вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1: окисляющие вещества;
класс 5.2: органические пероксиды;
класс 6.1: токсичные вещества;
класс 6.2: инфекционные вещества;
класс 7: радиоактивные материалы;
класс 8: коррозионные вещества;
класс 9: прочие опасные вещества и изделия.

Для перевозки скоропортящихся грузов огромное значение имеют сроки доставки и поддержание постоянной определенной температуры. Поэтому для их транспортировки используются специальные изотермические кузова или рефрижераторы.

Живые грузы (скот, птица) перевозятся в соответствии с ветеринарными нормами и требуют наличие ветеринарных сертификатов.

К антисанитарным относятся ассенизационные и пылящие грузы. Они подразумевают как особые условия перевозки (специально приспособленная тара, кузов определенной конструкции…), так и порядок проведения грузовых операций: песок, например, выгружают в темное время суток или в безветренную погоду, предварительно смачивая его водой и используя респираторы и пыленепроницаемые очки.

Таким образом, чтобы качественно организовать и осуществить грузоперевозку, необходимо правильно классифицировать груз по не одному, а по всем трем признакам и соблюсти все предписываемые для того или иного вида условия.

Приложение 2. Перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм в тоннах загрузки универсальных вагонов

14 сентября 2004 г., 19 июня 2006 г., 7 декабря 2010 г., 29 апреля 2016 г., 31 января, 6 июля 2017 г., 15 ноября 2018 г.

В приведенном ниже Перечне позиций ЕТСНГ для каждой позиции ЕТСНГ указан тарифный класс груза и минимальная весовая норма (МВН) загрузки универсальных вагонов в тоннах. Если масса груза в вагоне меньше или равна МВН, то плата для универсальных вагонов определяется за эту норму (с учётом положений примечания *(6) к таблице N 1 настоящего приложения). В тех случаях, когда масса груза в вагоне превышает МВН, то плата определяется за массу груза в вагоне. Если против кода позиции и ее наименования в графе 3 указано "г/п" (грузоподъемность), то плата определяется за массу груза в вагоне, округленную до полных тонн, считая неполную тонну за полную, но не менее грузоподъемности вагона в тоннах. Если грузоподъемность вагона выражена дробным числом тонн, грузоподъемность вагона округляется до целого числа тонн (при этом 0,5 тонн и более увеличиваются до целой тонны, а менее 0,5 тонн отбрасываются). Минимальные весовые нормы в тоннах, приведенные в графе 3 Перечня, одинаковы для универсальных вагонов общего парка и для собственных (арендованных) универсальных вагонов.

В случаях, когда правилами перевозок грузов не предусмотрены перевозки перечисленных грузов в универсальных вагонах, то при их перевозке в специализированных, рефрижераторных вагонах и цистернах применяются правила расчета, предусмотренные настоящим Тарифным руководством для соответствующих условий перевозок грузов.

Изменения в МВН вносятся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом результатов опытных погрузок и технических норм загрузки универсальных вагонов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта для конкретных грузов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте.

Указанный в графе 1 Перечня код позиции ЕТСНГ служит для определения необходимого тарифа, целей учета и автоматизации таксировки платы. Код состоит из 6 цифр:

две первые цифры означают порядковый номер группы (пятизначный код группы всегда заканчивается тремя нулями 01000, 02000, . );

третья цифра означает номер позиции в соответствующей группе (пятизначный код позиции всегда заканчивается двумя нулями 01100, 01200, . );

четвертая и пятая цифры означают порядковый номер груза в позиции, но в данном Перечне не используются и представлены двумя нулями;

шестая цифра является контрольной.

Изменения в тарифные классы грузов вносятся федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте.

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 26 декабря 2016 г. N 1841/16 в таблицу N 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2017 г.

Деление грузов на классы

Деление грузов на классы представляет собой метод классификации продукции, товаров или других объектов, которые предназначены для транспортировки и грамотной грузоперевозки, с учетом всех критериев, включая:

  1. Особенности способов проведения погрузочно-разгрузочных работ продукции и товаров. В группу входят штучные товары (тарные или содержащиеся без упаковки), навалочные, и класс жидкие грузы.
  2. Условия перевозки. Существует 2 класса, зависящих от особенностей проведения процесса, автоперевозки выделяют 2 группы, обычные — те товары или продукция, не требующие особых условий при проведении перевозок, и изделия, которым нужно обеспечить соответствующие показатели температуры, влажности или давления.
  3. Коэффициент использования грузоподъемности транспорта. Существует 4 параметра, разделяемых по параметрам занимаемого объема и вида упаковки.
  4. Условия хранения. В зависимости от физико-химических свойств, хранение осуществляют на складах, открытых площадках.
  5. Класс опасности.

Существует современное деление классов грузов при автомобильных перевозках, включающее несколько категорий. Класс груза определяется агрегатной формой и другими особенностями.

Особенности транспортировки

Генеральные

Классификация грузов по классам при перевозке включает понятие генеральных видов транспортных грузов — штучных или упакованных видов товаров или продукции. Номенклатура и классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом, включает:

  1. Металлические конструкции.
  2. Подвижные транспортные средства.
  3. ЖБИ и конструкции из бетона.
  4. Контейнеры.
  5. В транспортных пакетах.
  6. Штучные изделия.
  7. Катно-бочковые изделия и товары.
  8. Крупногабаритные и тяжелые изделия.
  9. Цемент.
  10. Лесоматериалы.

В нормативных документах прописано разделение по размерам на:

  1. Обычные.
  2. Длинномерные — длиной свыше 300 сантиметров.
  3. Негабаритные.
  4. По весу делят на легковесные и тяжеловесные.

Навалочные

Классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом, включает навалочные грузы. Транспортировка осуществляется навалом. Группа включает малогабаритные, насыпные и штучные.

Для перевозки целесообразно применение самосвалов. При перевозке учитывают сыпучесть изделий.

Наливные

Класс груза и его характеристики учитывают при выборе транспорта, составлении путевой документации. Деление грузов по агрегатным состояниям является важным методом классификации. Жидкости, которые перевозят автоцистернами или другим способом нуждаются в особом способе транспортировки.

Наливной класс перевозимого груза включает следующие группы:

  1. Нефть и спирты.
  2. Сжиженный газ.
  3. Масла и соки.

В процессе перевозки обязательно учитывают специфические свойства материала.

Условия перевозки и хранения

Под этим понятием подразумевают товары или продукцию, которые не нуждаются в сохранении в процессе перевозки особых условия для достижения сохранности на этапе транспортировки. Поэтому допускается возить бортовыми автомобилями, а не особую конструкцию.

Специфические изделия необходимо перевозить с соблюдением условий сохранности согласно нормативным документам. В категорию входят негабаритные, слишком длинные, а также грузы, которые могут быстро испортиться.

Под этим понятием понимают изделия или продукцию, которые не помещаются на стандартный кузов автомобиля. Категория содержит оборудование, станки, транспортные средства, строительные конструкции.

Требования к категории, чтобы материал входил в класс: размеры более 2500 мм ширины или 3800 высоты в погруженном состоянии.

Категория подразумевает продукцию или изделия, свес которых свыше 2000 мм над бортами автомобиля. Группа включает лесоматериал. Допускается транспортировать группы изделий при помощи специальных прицепов.

Категория включает штучные изделия и ТС, вес которых превышает 250 килограммов для одного места расположения. Перевозят тяжеловесные изделия на грузовозах повышенной грузоподъемности.

Это отдельная категория, которая включает собственное деление автогрузов на классы. Содержит 9 различных групп веществ:

  1. Взрывчатые материалы или вещества, способные ко взрыву.
  2. Сжатый или сжиженный газ.
  3. Жидкости, легко подвергающиеся воспламенению.
  4. Легковоспламеняющиеся материалы, помимо взрывчатых, которые способны воспламеняться при кратковременном контакте с источником огня.
  5. Окислители и пероксиды.
  6. Ядохимикаты и инфекционные составы.
  7. Радиоактивные изотопы.
  8. Вещества, приводящие к коррозии.
  9. Не входящие в классификацию.

Транспортная документация обязательно оформляется с учетом разделения продукции по классам.

Приложение 2. Номенклатура и классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом

Лесоматериалы (бревна, пиломатериалы, жерди и т.д.) длиной, м:

Листы асбестоцементные плоские волнистые и полуволнистые (шифер)

Мел в порошке навалом

Металлы цветные в чушках, слитках, болванках, заготовках, ленте, листах, проволоке, прутках, полосе, прокате

Металлические конструкции (кроме решетчатых и пространственных)

Нефть и нефтепродукты в бочках

Опилки и стружки древесные навалом

Пакля и пенька прессованные

Песок всякий (горный, речной и др.)

Плиты железобетонные, асбестоцементные, бетоноцементные, гипсовые, цементные

Плиты гипсоволокнистые, древесно-волокнистые, древесностружечные, камышитовые, минераловатные, фибролитовые, совелитовые

Плиты мраморные, гранитные из природного камня

Плиты керамические, облицовочные керамзитобетонные плотностью до 600 кг/м3

Плиты и маты изоляционные

Прокат черных металлов

Рельсы металлические и скрепления (накладки, прокладки, костыли, противоугоны, болты и др.)

Сено и солома прессованные

Смеси сухие штукатурные

Спирт всякий в бочках, бутылках (в ящиках)

Сода пищевая и техническая

Сталь прокатная всех профилей

Сталь листовая всякая

Стекло (в т.ч. зеркальное) в ящиках

Таблички эмалированные для указаний домов, улиц, корпусов, подъездов

Асбестоцементные и их части

Железобетонные и их части

Стальные и чугунные и их части

Фитинги фасонные соединительные из черных металлов (колено, раструб, патрубок, муфта, тройник, фланец и др.)

Части запасные к станкам, машины, оборудование

Чугун всякий, в т.ч.. Литейный и передельный

Шпалы и брусья деревянные и железобетонные

Штукатурка сухая в плитках

Щепа в пачках, связках

Электроды в пачках

Санитарно-технические материалы, изделия и трубы

Ванны из черных металлов

Воздуховоды из листовой стали

Краны водоразборные, регулировочные

Мойки и раковины металлические

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

12. За перевозки грузов, не предусмотренных приведенными номенклатурой и классификацией, провозная плата взимается по классу груза, соответствующему фактической степени использования грузоподъемности автомобиля, исходя из следующей таблицы.

Коэффициент использования грузоподъемности

13. В провозной плате не учтена стоимость погрузочно-разгрузочных работ, за исключением выгрузки из кузова автомобилей-самосвалов.

14. Провозная плата за перевозки грузов в специализированном подвижном составе исчисляется с учетом надбавок в следующих размерах:

Типы специализированного подвижного состава

Автомобили-бетоносмесители и автомобили-цистерны для перевозки битума в горячем состоянии,

В т.ч. при перевозках грузов на расстояние св. 50 км (за все расстояние перевозки)

Автомобили, оборудованные грузоподъемными устройствами (дополнительно к установленным надбавкам) и съемными кузовами

Автомобили, прицепы и полуприцепы, оборудованные промышленностью стандартными тентами

Автомобили-лесовозы, металловозы и другие типы специализированного подвижного состава

15. Индекс к стоимости асфальтобетонного лома составляет 47,00 для расчетов с 1 января 2005 года. В случае невозможности использования или реализации асфальтобетонного лома его стоимость в возвратных суммах не учитывается.


<< Приложение 1.
Пример применения индексов по статьям затрат
Содержание
Индексы пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых с привлечением средств федерального бюджета.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Щебень какой класс груза

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Dangerous goods. Classification

Дата введения 2019-11-01*
_____________________
* Дата введения перенесена.
Приказ N 93-ст от 22.02.2018 (ИУС 4-2018).

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (АО "ЦНИИМФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2020

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает систему классификации опасных грузов, а также показатели и критерии отнесения веществ (включая смеси и растворы), материалов и изделий к опасным грузам.

1.2 Стандарт не распространяется на опасные грузы, транспортируемые:

- наливом морскими и речными судами;

- по территории предприятий, учреждений и организаций, на которых эти грузы производят, готовят к отправке, используют или подвергают захоронению.

1.3 Требования настоящего стандарта обязательны для применения субъектами предпринимательской деятельности независимо от их форм собственности и видов их деятельности, которые:

- классифицируют опасные грузы;

- разрабатывают нормативную документацию на продукцию, относящуюся к опасным грузам;

- заполняют паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ 30333;

- разрабатывают документацию, регламентирующую транспортирование опасных грузов и любые операции, связанные с транспортным процессом;

- являются участниками транспортного процесса и любых операций, связанных с транспортным процессом, а также субъектами, выполняющими работы по стандартизации.

1.4 Требования настоящего стандарта являются обязательной составной частью требований нормативной документации на продукцию, относящуюся к опасным грузам, паспорта безопасности химической продукции и документации, регламентирующей их транспортирование в части, касающейся установления и указания классификации опасных грузов.

1.5 Требования, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют установленным в [1]-[9]*.

* Поз. [2] - [9] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 30333 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования

ГОСТ 32291 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение коэффициента распределения н-октанол/вода методом медленного перемешивания

ГОСТ 32293 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание водорослей и цианобактерий на задержку роста

ГОСТ 32381 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение коэффициента распределения в системе н-октанол/вода методом встряхивания колбы

ГОСТ 32421 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний взрывчатой химической продукции

ГОСТ 32436 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Испытания по оценке острого раздражающего/разъедающего (коррозионного) действия на кожу

ГОСТ 32473 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение острой токсичности для рыб

ГОСТ 32474 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение коэффициента распределения н-октанол/вода методом высокоэффективной жидкостной хроматографии

ГОСТ 32536 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение острой токсичности для дафний

ГОСТ 32538 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение биоконцентрации на рыбах в проточных аквариумах

ГОСТ 32634 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Разъедание/коррозия кожи: испытание на модели человеческой кожи in vitro

ГОСТ Р 54508 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Метод испытания пирофорных твердых веществ

ГОСТ Р 54509 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний химической продукции, в состав которой входят органические вещества (саморазлагающаяся химическая продукция и органические пероксиды)

ГОСТ Р 54512 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Определение способности химической продукции выделять воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой

ГОСТ Р 54513 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Метод испытания пирофорных жидкостей

ГОСТ Р 54515 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Испытание окисляющей химической продукции, находящейся в твердом состоянии

ГОСТ Р 54516 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Испытание окисляющих жидкостей

ГОСТ Р 54517 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний воспламеняющейся химической продукции, находящейся в твердом состоянии

МК (ИСО 3166) 004 Межгосударственный классификатор стран мира

1 При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

2 При работе с настоящим стандартом следует использовать ведомственные руководящие материалы.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.044, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вещество: Химические элементы и их соединения, находящиеся в естественном состоянии или полученные в результате любого производственного процесса, включая любую добавку, необходимую для обеспечения стабильности, а также любые примеси, обусловленные процессом получения вещества, за исключением любого растворителя, который можно отделить без нарушения стабильности вещества или изменения его состава.

3.2 вещества, опасные только при перевозке навалом; ВОН: Вещества, которые могут представлять химическую опасность при их перевозке навалом, но которые не могут быть причислены к определенному классу опасности согласно Международному кодексу морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) [5].

Примечание - Классификация грузов ВОН установлена в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) (см. [6], подпункт 9.2.3.1.5).

3.3 взрывчатое вещество: Твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает повреждение окружающих предметов.

3.4 взрыв массой: Взрыв, практически мгновенно распространяющийся на весь груз.

3.5 взрывчатое изделие: Изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.

3.6 вид опасности: Признак, характеризующий способность проявления опасных свойств груза при его транспортировании и присущий одному из классов или подклассов опасных грузов.

3.7 водная среда: Водные организмы, живущие в воде, и водная экосистема, частью которой они являются. Опасность определяется на основе токсичности вещества или смеси в водной среде, хотя данная оценка может меняться с учетом явлений разложения и биоаккумуляции.

Примечание - Данное определение не распространяется на загрязнители водной среды, в отношении которых может возникнуть необходимость учета их воздействия, выходящего за границы водной среды, например, воздействие на здоровье человека и т.д.

3.8 группа опасного груза: Два и/или более опасных грузов, имеющих идентичный вид дополнительной(ых) опасности(ей) в рамках подкласса.

3.9 группа упаковки: Показатель, характеризующий степень опасности опасных грузов (кроме веществ, отнесенных к классам 1, 2, 7 и подклассам 5.2, 6.2, и самореактивных веществ подкласса 4.1).

Примечание - Установлены следующие группы упаковки:

а) группа упаковки I - вещества с высокой степенью опасности;

б) группа упаковки II - вещества со средней степенью опасности;

в) группа упаковки III - вещества с низкой степенью опасности.

3.10 десенсибилизированное взрывчатое вещество: Взрывчатое вещество, которое для образования однородной смеси (или суспензии) и подавления взрывчатых свойств растворено в воде (или другой жидкости), смочено водой (или спиртом) или смешано с другими веществами.

3.11 жидкость: Вещество (смесь веществ), которое при температуре 50°С имеет давление пара не более 300 кПа, не является полностью газообразным при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа, при давлении 101,3 кПа имеет температуру плавления или начала плавления не более 20°С.

3.12 инициирование: Возбуждение детонации взрывчатого вещества.

3.13 инфекционное вещество: Вещество, содержащее патогенные организмы, способные вызывать заболевания людей или животных.

3.14 категория опасного груза: Классификация опасного груза как дополнительного вида опасности в рамках подкласса.

3.15 классификационный шифр опасного груза: Условный числовой код, присвоенный опасному грузу, по которому может быть определена его опасность при транспортировании.

Прейскурант N 13-01-01 Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом (с изменениями на 26 июня 1990 года)

Приложение N 2
к тарифам на перевозку грузов

Номенклатура и классификация грузов, перевозимых
автомобильным транспортом

Автоматы торговые (для продажи воды, карандашей, газет, одеколона, масла, спичек, молока и др.)

Автомобили детские педальные

Аппараты автогеносварочные, вулканизационные, газовые, гальванопластические

Аппараты водолазные, контрольные, кинематографические, локационные, медицинские, оптические, телеграфные, телефонные, физические, фотографические, хирургические и их части и др.

Асбест в кусках и порошке в таре

Асфальт и асфальтит

Балки стальные и железобетонные всякие

Банки стеклянные (в ящиках деревянных), кроме банок из-под кислот

Банки стеклянные (в ящиках полиэтиленовых), кроме банок из-под кислот

Единая тарифно-статистическая Номенклатура грузов (ЕТСНГ)

Единая тарифно-статистическая Номенклатура грузов (ЕТСНГ) — это справочник типов грузов, каждому из которых соответствует тарифный класс и минимальная весовая норма, используемый российскими железными дорогами, в частности РЖД.
В справочнике каждому типу груза соответствует 6-тизначный код:

  • Две первые цифры — порядковый номер группы (пятизначный код группы всегда заканчивается тремя нулями, например 13 000 «Овёс»).
  • Третья цифра — номер позиции в соответствующей группе (пятизначный код позиции всегда заканчивается двумя нулями, например 64 1 4 00 «Полотно тюлевое»).
  • Четвёртая и пятая цифры — порядковый номер груза в позиции (например 631 17 2 «Ткани хлопчатобумажные марлевой группы»).
  • Шестая цифра — контрольная сумма (63117 2 ).

Расшифровка кодов ЕТСНГ

Коды ЕТСНГ с указанием тарифных классов

Для быстрого поиска по странице воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl и F, далее введите текст для поиска.

  • Тарифный класс груза определяет коэффициент при расчёте стоимости доставки. В общем случае чем выше класс, тем больше стоимость.
  • МВН — минимальная весовая норма. В случае, если вес провозимого груза меньше МВН, стоимость будет соответствовать тарифу, умноженному на МВН.
  • КР — крытый вагон.
  • ПВ — полувагон.
  • ПЛ — платформа.
  • Г/П — плата определяется за массу груза в вагоне, округленную до полных тонн, считая неполную тонну за полную, но не менее грузоподъемности вагона в тоннах.

<2> МВН для грузов с кодами 161077, 161081, 161096 — кр-63, пв-63, для груза с кодом 323077 — 28 т;

<3> Груз с кодом 487169 (Сера) относится к первому тарифному классу.

<4> Воинские грузы с кодом 693087, оформленные воинским требованием-накладной формы N 2, не поименованные в ЕТСНГ, относятся ко второму тарифному классу. МВН для этих грузов не применяется, плата за перевозку определяется за действительную массу груза в вагоне.

<5> МВН 36 т при перевозке в полувагонах и платформах в пределах Сахалинской железной дороги.

<7> Груз с кодом 094101 (Шпон лущеный и строганый) относится ко второму тарифному классу.

Классификация грузов

На самом деле, классификация грузов — это не что-то из области чисто теоретического, чем можно вообще не «забивать» себе голову. От того, к какому именно типу/виду/классу относится груз, не в последнюю очередь зависит качество грузоперевозки: то, при каких условиях будет происходить транспортировка, каким образом будут выполнены погрузочно-разгрузочные работы, какая тара будет выбрана для груза, в каком именно автомобиле по типу кузова он поедет и какими документами будет сопровождаться. Кроме того, вид груза определяет сроки и стоимость перевозки.

Выделяют несколько способов классификации грузов, однако наиболее важными являются три признака:

  • по использованию грузоподъемности автомобиля;
  • по способу погрузки-разгрузки;
  • по условиям перевозки и хранения.

Виды грузов по использованию грузоподъемности автомобиля

Классификация по использованию грузоподъемности автомобиля влияет на расчет стоимости перевозки: в зависимости от того, к какому именно классу (а их четыре) относится груз, будет применяться тот или иной поправочный коэффициент.

Дело в том, что разные грузы с разной эффективностью используют грузовое пространство автомобиля. Так, легкие и объемные, хотя и заполняют весь кузов, оставляют не малый задел по массе. А потому получается, что при одинаковых условиях транспортировки и одинаковых затратах на ее выполнение, тонн кирпичей, например, будет перевезено больше, нежели тонн пенопласта.

Коэффициент использования грузоподъемности измеряется в т/м3 и вычисляется по формуле — масса груза, разделенная на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов.

класс груза коэффициент использования грузоподъемности среднее расчетное значение
I класс 1 1
II класс от 0,71 до 0,99 0,8
III класс от 0,51 до 0,70 0,6
IV класс от 0,41 до 0,50 0,5

Виды грузов по способу погрузки-разгрузки

По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Очевидно, что от того, к какому виду относится груз, зависит, каким именно образом будет осуществляться его погрузка и разгрузка и в какой таре (или вовсе без нее) он поедет.

Штучные грузы — это все товары, имеющие габаритные размеры (длину, ширину, высоту). Они могут перевозиться как в таре, так и без нее, а для погрузочно-разгрузочных работ с ними применяются автокраны, автопогрузчики, тельферы (…), а также ручной труд.

Навалочные (и сыпучие) грузы характеризуются массой и объемом и допускают погрузку-разгрузку навалом (то есть могут «падать» с высоты). К ним относится зерно, песок, уголь, щебень, грунт, мусор и т.п. Для погрузочно-разгрузочных работ используются экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зерно-, свекло-, снегопогрузчики и др.

Наливные грузы (цемент, битум, бензин, масло, вода, спирт, сжиженный газ…), будучи жидкими, полужидкими или газообразными, перевозятся в цистернах или в специальной таре, а для погрузки-разгрузки требуют применения насосных установок или таких методов, как выдавливание, самотек, опрокидывание и наклон автотранспортного средства.

Виды грузов по условиям перевозки и хранения

По условиям перевозки и хранения выделяют обычные и специфические грузы. Вид груза влияет на выбор автомобиля и организацию процесса доставки: оформление необходимых документов, разработка маршрута, сроки транспортировки и т.п.

Обычные грузы в особых условиях транспортировки не нуждаются: для их доставки используются универсальные бортовые и тентованные кузова и полуприцепы. Специфические же имеют свою классификацию: они делятся на негабаритные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, живые и антисанитарные.

Негабаритные грузы требуют наличия специального разрешения на передвижение по автомобильным дорогам, а также могут предполагать разработку особого проекта транспортировки. К ним относятся грузы, превышающие следующие параметры: по высоте — более 4 метров, по длине — более 20 метров (или если более чем на 2 метра выходят за пределы кузова), по ширине — более 2,55 м.

К тяжеловесным грузам относятся те, которые (вместе с автотранспортным средством) превышают либо установленные значения массы, либо допустимую осевую нагрузку. Они тоже нуждаются в специальном разрешении на транспортировку или в разработке особого проекта доставки.

Опасные грузы — это те вещества, которые несут угрозу для жизни и здоровья человека и для состояния экологической ситуации, чья ненадлежащая перевозка может привести к взрыву, пожару, загрязнению окружающей среды, отравлению, заражению людей, животных, почвы и пр. и для транспортировки которых требуются специальные автотранспортные средства, а в некоторых случаях — дополнительные документы: разрешения, сертификаты, паспорт безопасности химической продукции, письменные инструкции, маршрутные листы… К ним относятся малоопасные грузы (глина, песок и другие строительные материалы), пылящие и горячие грузы (цемент, асфальт, горячий битум) и опасные грузы.

Последние, в свою очередь, в соответствии с ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) делятся на 13 классов:

класс 1: взрывчатые вещества и изделия; класс 2: газы;
класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1: легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2: вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3: вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1: окисляющие вещества;
класс 5.2: органические пероксиды;
класс 6.1: токсичные вещества;
класс 6.2: инфекционные вещества;
класс 7: радиоактивные материалы;
класс 8: коррозионные вещества;
класс 9: прочие опасные вещества и изделия.

Для перевозки скоропортящихся грузов огромное значение имеют сроки доставки и поддержание постоянной определенной температуры. Поэтому для их транспортировки используются специальные изотермические кузова или рефрижераторы.

Живые грузы (скот, птица) перевозятся в соответствии с ветеринарными нормами и требуют наличие ветеринарных сертификатов.

К антисанитарным относятся ассенизационные и пылящие грузы. Они подразумевают как особые условия перевозки (специально приспособленная тара, кузов определенной конструкции…), так и порядок проведения грузовых операций: песок, например, выгружают в темное время суток или в безветренную погоду, предварительно смачивая его водой и используя респираторы и пыленепроницаемые очки.

Таким образом, чтобы качественно организовать и осуществить грузоперевозку, необходимо правильно классифицировать груз по не одному, а по всем трем признакам и соблюсти все предписываемые для того или иного вида условия.

Читайте также: