Самый высокий дом из кирпича

Обновлено: 16.05.2024

5 самых удивительных строений из обычного кирпича

Ни металл, ни полимеры, ни любые другие новые материалы так и не смогли обойти обыкновенный и давно знакомый кирпич. Расскажем о самых известных и впечатляющих постройках из кирпича, которые возвели не одно столетие назад, и они до сих пор стоят.

Великая Китайская стена

Крупнейший памятник архитектуры длиной почти 9000 км начали строить еще в III веке до н. э., а закончили в XVII веке нашей эры. Столь величественное и древнее сооружение до сих пор изумляет туристов со всего мира, ведь на его возведение было брошено гигантское количество ресурсов – как человеческих, так и строительных.

В зависимости от исторического периода и области стену строили из того, что могли найти поблизости – камень, дерево, глину, утрамбованную землю. Повсеместно применять кирпич начали во время правления династии Мин, поскольку он оказался намного прочнее и долговечнее, чем другие материалы. В основном использовали керамический кирпич, сделанный из глины и соломы. Его вручную прессовали и формировали, а потом высушивали на солнце.

На каменном фундаменте возводили по две кирпичные стены на расстоянии 6 метров друг от друга, а между ними плотно утрамбовывали глину. Через каждые 200 метров (дальность полета стрелы) устанавливали сторожевые башни.

По прошествии многих веков лучше всего сохранились именно те части стены, при строительстве которых использовали кирпич. Другие либо полностью разрушены, либо требуют восстановления, а древние кирпичи до сих пор поражают ученых и туристов своей удивительной прочностью.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Кирпич ценят не только за прочность и долговечность. Древние строители с его помощью возводили удивительно красивые и невероятно сложные конструкции. Например, величественный купол итальянского собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, подобного которому на свете больше нет.

Собор начали строить в 1296 году, чтобы показать всему миру величие Флоренции. Санта-Мария-дель-Фьоре должен был вмещать все население города (тогда Флоренция была одной из самых влиятельных и культурных столиц Европы), а купол – стать самым большим в мире.

Когда возводили стены собора, архитекторы поняли, что построить купол такого размера просто невозможно – его диаметр составил 42 м, а высота 44 м. Никто не мог понять, как создать огромный купол весом в тысячи тонн, чтобы тот не рухнул, а на строительные леса и опалубку не пришлось извести всю древесину Флоренции.

Эту задачу смог решить архитектор Филиппо Брунеллески. Ему удалось рассчитать конструкцию стрельчатого купола, чтобы удерживать огромный объем и вес строительного материала. Архитектор использовал особый вид старинной римской кирпичной кладки – наклоном внутрь, а не горизонтально, как это было принято в ту эпоху, что позволило ослабить распор и снизить нагрузку на основание. Также он смог обойтись без дорогостоящих деревянных лесов – купол строили концентрическими кругами, каждый из которых опирался на предыдущий..

В общей сложности великолепный купол был сложен из более чем 4 млн кирпичей, а вся конструкция весила около 9000 тонн. Интересно, что Брунеллески, опасаясь, что конкуренты украдут его новаторские идеи и решения, так и не раскрыл свои расчеты, поэтому до сих пор не до конца ясно, как же был построен этот величественный купол, изменивший силуэт Флоренции и ставший главным символом города.

Архитектура Гауди: Каса-Батльо и колледж ордена Святой Терезы

Кирпич был излюбленным материалом одного из самых известных архитекторов мира Антонио Гауди. Экспериментируя с новыми формами и конструкциями, он превращал каждое построенное им здание в произведение искусства.

В 1904 году Гауди получил заказ перестроить доходный дом текстильного магната 1875 года постройки. Владелец хотел совсем снести старое здание, но архитектор убедил его, что лучше оставить исходную структуру дома. Антонио создал новые фасады – главный и задний, перепланировал нижний этаж и бельэтаж, построил подвальный этаж, мансарду и ступенчатую террасу крыши.

В ходе строительства Гауди изобрел новую систему, которая помогала распределить вес за счет параболических арок из кирпича. Эти арки были невероятно устойчивы и выдерживали огромную нагрузку, а поскольку они были встроены в интерьер, по задумке архитектора, их можно было скрыть штукатуркой и краской, если бы заказчик того пожелал. Дом назвали Каса-Батльо или «Дом Костей» из-за сходства экстерьера со скелетом гигантского дракона.

Совершенно другого эффекта с помощью кирпича Антонио добился при строительстве колледжа ордена Святой Терезы. Здание начал возводить другой архитектор, но владельцы обратились к знаменитому каталонскому мастеру с просьбой завершить его. Хотя в этом случае полет фантазии Гауди был ограничен строгостью стиля и скромным бюджетом, ему все равно удалось создать что-то невероятное. Проект получился максимально лаконичным, но величественным и торжественным благодаря линии кирпичных зубцов, что очень понравилось заказчику.

Антонио вновь использовал параболические арки из кирпича, которые поддерживали внутренние дворы-колодцы коридоров и создавали неповторимое световое и стилевое оформление пространства. Благодаря конструктивным идеям архитектора создавалось впечатление, что коридоры колледжа полностью заливает световой поток – как будто сверху струится свет и пронизывает все помещение.

Гауди сыграл на контрасте строительных материалов – строгий и выразительный кирпич необычно сочетается с коваными и керамическими декоративными элементами.

Замок Мариенбург в Польше

Это одна из самых ярких средневековых готических крепостей и самый большой кирпичный замок в мире. Он занимает территорию площадью 32 га вместе со всеми оборонительными стенами, башнями и воротами. Его начали строить на берегу реки Вислы тевтонские рыцари в 1274 году в честь своей покровительницы Девы Марии.

За первые годы строительства был создан Верхний (главный) и Средний замок, на возведение которых было потрачено почти 4,5 млн единиц кирпича и черепицы. Впоследствии Мариенбург неоднократно перестраивали и расширяли (к нему достроили Нижний замок), и в XIV веке число его обитателей достигло 3000 человек.

Хотя стены сейчас уже не кажутся слишком высокими, замок был построен по всем правилам оборонительной науки и служил надежной крепостью. Осаждавшие его в начале XV века польско-литовские войска так и не смогли взять Мариенбург.

Впоследствии тевтонский орден переместился в Кенигсберг, а замок заняли польские короли. Они не стали даже его перестраивать, настолько их поразил богато украшенный с анфиладой высоких и просторных залов Средний замок, где раньше обитали тевтонские великие магистры.

Какова максимальная высота здания из кирпича?

Строить высотные здания из одного кирпича, без применения несущих конструкций из бетона и стали, очень сложно. Самым высоким кирпичным зданием такого типа является Монаднок-билдинг в Чикаго: его высота – 60 метров (16 этажей).


Монаднок-билдинг был построен в конце 19 века и до сих считается выдающимся архитектурным достижением. Толщина его стен в некоторых местах достигает 180 см, а несущая способность фундамента огромна даже по современным меркам.

Время доказало неэффективность такого решения: здание неоднократно реконструировалось и реставрировалось, последний раз – в 1987 году. Построенные неподалеку небоскребы с железобетонным каркасом и заполнением из кирпича не требовали такого внимания и обходились дешевле.

Самое высокое здание из кирпича.


● Вопреки утверждениям, что кирпич утрачивает свои позиции на рынке строительных материалов, ежегодно только в США производится около 10 млрд. условных единиц кирпича. Чтобы удовлетворить спрос, большая часть производства размещена на фабриках, оснащённых самыми современными технологиями. В одном лишь Нью-Йорке находятся почти 600 тысяч зданий из кирпича, причём многие из них были построены методом неармированной кладки.

● В середине XIX века новое инженерно-техническое изобретение - лифт - перевернуло мир. Стало возможно лёгкое перемещение людей вверх-вниз. Архитекторы стали мыслить в новой плоскости - в вертикальной. Способность кирпича выдерживать большой вес делало логичным его выбор при строительстве высотных зданий. Кирпичным конструкциям не хватало устойчивости в отношении поперечной силы. Когда кирпичная стена сталкивается с давлением с боков, строительный раствор, который соединяет кирпичи, разрушается. Некоторые инженеры в конце XIX века полагали, что любое здание высотой более 10 этажей упадёт при сильном ветре. Надо было сделать стены более толстыми.

● Монаднок-билдинг в Чикаго стал вехой в американской архитектуре. Когда здание было открыто в 1892 г. его называли чудом инженерной мысли. Сегодня Monadnock Building является особой страницей в истории кирпичного строительства и символом его промаха. Это последний небоскрёб, полностью построенный из кирпича.

● В обычных кирпичных строениях толщина стены составляет от 30 до 60 см. Инженеры решили утроить толщину стен - в этом случае у основании здания она составила 180 см. Но это решение создавало огромную проблему. Вес Monadnock Building был равен 50 тыс. тонн. Такое тяжёлое здание начало оседать. Монаднок строился как витрина для кирпича при высотном строительстве, но в результате он показал ограничения в использовании этого строительного материала. Всего через два года после завершения строительных работ над Монаднок-билдинг было построено ещё одно здание - оно было больше. Но под кирпичом скрывался инженерный секрет - стальная рама.

11 самых высоких зданий в мире — свежий рейтинг 2020

Технический прогресс не стоит на месте, и с каждым годом появляется всё больше зданий, поражающих своей высотой и оригинальностью. По этим причинам рейтинг самых высоких небоскрёбов постоянно обновляется. Посмотрим, как выглядит топ-11 самых высоких зданий в мире в 2020 году!

Но сначала 4 интересных факта о высотных сооружениях

Как их строят

При виде небоскрёбов дух захватывает и возникает вопрос: как такие здания строят? Современные высотные здания имеют стальные каркасы и специальные зазоры, пропускающие воздушные потоки. При строительстве создаётся специальная защита, защищающая здание от вибраций и качаний.

Как может выглядеть самое высокое здание с учётом формы Земли?

Учёным удалось рассчитать – с учётом формы Земли можно построить здание высотой аж в 4 км и шириной в 6 км. Но сегодня это лишь расчёты, а самое высокое здание в мире достигает пока только 829 метров.

Как измеряют высокие здания

Высота построек определяется по ряду стандартов. Используется 3 ранга высот – расстояние до архитектурно-акустического уровня здания, высота до самого последнего занятого этажа, расстояние до самой высокой точки здания (включая антенны, шпили и другое техническое оборудование).

Сколько высоких зданий в мире выше 350 метров?

Зафиксировано 64 высотных здания высотой больше 350 метров, и больше половины из них возведены в Китае.

5 самых удивительных строений из обычного кирпича

Ни металл, ни полимеры, ни любые другие новые материалы так и не смогли обойти обыкновенный и давно знакомый кирпич. Расскажем о самых известных и впечатляющих постройках из кирпича, которые возвели не одно столетие назад, и они до сих пор стоят.

Великая Китайская стена

Крупнейший памятник архитектуры длиной почти 9000 км начали строить еще в III веке до н. э., а закончили в XVII веке нашей эры. Столь величественное и древнее сооружение до сих пор изумляет туристов со всего мира, ведь на его возведение было брошено гигантское количество ресурсов – как человеческих, так и строительных.

В зависимости от исторического периода и области стену строили из того, что могли найти поблизости – камень, дерево, глину, утрамбованную землю. Повсеместно применять кирпич начали во время правления династии Мин, поскольку он оказался намного прочнее и долговечнее, чем другие материалы. В основном использовали керамический кирпич, сделанный из глины и соломы. Его вручную прессовали и формировали, а потом высушивали на солнце.

На каменном фундаменте возводили по две кирпичные стены на расстоянии 6 метров друг от друга, а между ними плотно утрамбовывали глину. Через каждые 200 метров (дальность полета стрелы) устанавливали сторожевые башни.

По прошествии многих веков лучше всего сохранились именно те части стены, при строительстве которых использовали кирпич. Другие либо полностью разрушены, либо требуют восстановления, а древние кирпичи до сих пор поражают ученых и туристов своей удивительной прочностью.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Кирпич ценят не только за прочность и долговечность. Древние строители с его помощью возводили удивительно красивые и невероятно сложные конструкции. Например, величественный купол итальянского собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, подобного которому на свете больше нет.

Собор начали строить в 1296 году, чтобы показать всему миру величие Флоренции. Санта-Мария-дель-Фьоре должен был вмещать все население города (тогда Флоренция была одной из самых влиятельных и культурных столиц Европы), а купол – стать самым большим в мире.

Когда возводили стены собора, архитекторы поняли, что построить купол такого размера просто невозможно – его диаметр составил 42 м, а высота 44 м. Никто не мог понять, как создать огромный купол весом в тысячи тонн, чтобы тот не рухнул, а на строительные леса и опалубку не пришлось извести всю древесину Флоренции.

Эту задачу смог решить архитектор Филиппо Брунеллески. Ему удалось рассчитать конструкцию стрельчатого купола, чтобы удерживать огромный объем и вес строительного материала. Архитектор использовал особый вид старинной римской кирпичной кладки – наклоном внутрь, а не горизонтально, как это было принято в ту эпоху, что позволило ослабить распор и снизить нагрузку на основание. Также он смог обойтись без дорогостоящих деревянных лесов – купол строили концентрическими кругами, каждый из которых опирался на предыдущий..

В общей сложности великолепный купол был сложен из более чем 4 млн кирпичей, а вся конструкция весила около 9000 тонн. Интересно, что Брунеллески, опасаясь, что конкуренты украдут его новаторские идеи и решения, так и не раскрыл свои расчеты, поэтому до сих пор не до конца ясно, как же был построен этот величественный купол, изменивший силуэт Флоренции и ставший главным символом города.

Архитектура Гауди: Каса-Батльо и колледж ордена Святой Терезы

Кирпич был излюбленным материалом одного из самых известных архитекторов мира Антонио Гауди. Экспериментируя с новыми формами и конструкциями, он превращал каждое построенное им здание в произведение искусства.

В 1904 году Гауди получил заказ перестроить доходный дом текстильного магната 1875 года постройки. Владелец хотел совсем снести старое здание, но архитектор убедил его, что лучше оставить исходную структуру дома. Антонио создал новые фасады – главный и задний, перепланировал нижний этаж и бельэтаж, построил подвальный этаж, мансарду и ступенчатую террасу крыши.

В ходе строительства Гауди изобрел новую систему, которая помогала распределить вес за счет параболических арок из кирпича. Эти арки были невероятно устойчивы и выдерживали огромную нагрузку, а поскольку они были встроены в интерьер, по задумке архитектора, их можно было скрыть штукатуркой и краской, если бы заказчик того пожелал. Дом назвали Каса-Батльо или «Дом Костей» из-за сходства экстерьера со скелетом гигантского дракона.

Совершенно другого эффекта с помощью кирпича Антонио добился при строительстве колледжа ордена Святой Терезы. Здание начал возводить другой архитектор, но владельцы обратились к знаменитому каталонскому мастеру с просьбой завершить его. Хотя в этом случае полет фантазии Гауди был ограничен строгостью стиля и скромным бюджетом, ему все равно удалось создать что-то невероятное. Проект получился максимально лаконичным, но величественным и торжественным благодаря линии кирпичных зубцов, что очень понравилось заказчику.

Антонио вновь использовал параболические арки из кирпича, которые поддерживали внутренние дворы-колодцы коридоров и создавали неповторимое световое и стилевое оформление пространства. Благодаря конструктивным идеям архитектора создавалось впечатление, что коридоры колледжа полностью заливает световой поток – как будто сверху струится свет и пронизывает все помещение.

Гауди сыграл на контрасте строительных материалов – строгий и выразительный кирпич необычно сочетается с коваными и керамическими декоративными элементами.

Замок Мариенбург в Польше

Это одна из самых ярких средневековых готических крепостей и самый большой кирпичный замок в мире. Он занимает территорию площадью 32 га вместе со всеми оборонительными стенами, башнями и воротами. Его начали строить на берегу реки Вислы тевтонские рыцари в 1274 году в честь своей покровительницы Девы Марии.

За первые годы строительства был создан Верхний (главный) и Средний замок, на возведение которых было потрачено почти 4,5 млн единиц кирпича и черепицы. Впоследствии Мариенбург неоднократно перестраивали и расширяли (к нему достроили Нижний замок), и в XIV веке число его обитателей достигло 3000 человек.

Хотя стены сейчас уже не кажутся слишком высокими, замок был построен по всем правилам оборонительной науки и служил надежной крепостью. Осаждавшие его в начале XV века польско-литовские войска так и не смогли взять Мариенбург.

Впоследствии тевтонский орден переместился в Кенигсберг, а замок заняли польские короли. Они не стали даже его перестраивать, настолько их поразил богато украшенный с анфиладой высоких и просторных залов Средний замок, где раньше обитали тевтонские великие магистры.

Самые высокие небоскрёбы России

Первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. Сегодня к небоскрёбам относят уже гораздо более высокие постройки — от 130 метров. В России история начинается в 1913 году, со строительства семиэтажного дома, а сейчас страна занимает 15 место в общемировом рейтинге с 38 достроенными небоскрёбами.

image


Конструктивизм: первый небоскрёб

В 1913 году на углу Калашного переулке в Москве купец А. И. Титов достроил семиэтажный доходный дом. Под руководством архитектора Николая Дмитриевича Струкова дом возвели в спешке, но в марте 1913 года одна из стен обрушилась и завалила переулок кирпичом, брёвнами и обломками железа в высоту двух этажей. Это было уже третье обвалившееся строение Струкова. Дом уменьшили до пяти этажей, но к 1923-1925 годам снова достроили шестой и седьмой, а само здание досталось Моссельпрому.

В 1925 году на первом этаже здания разместили склад муки и администрацию московских продуктовых магазинов и пивных, выше — дирекцию, бухгалтерию, коммунистическую ячейку и местный комитет. В жилой части здания жили рабочие Бабаевской фабрики.

Здесь речь идёт всего о семи этажах – не такой уж и высокий этот дом. А в 1950-е за строительство высотных зданий принялись с гораздо большим рвением.

image

image

image

Сталианс: Семь Сталинских высоток

В 1930 годах на сцену выходит Сталинская архитектура, или сталианс, заменяя собой рационализм и конструктивизм. Семь небоскрёбов в Москве называют «семью сёстрами» или «семью Сталинскими высотками». Изначально Совет министров СССР в 1947 году решил построить восемь высотных зданий, из которых самым высоким предполагался Дворец советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В итоге именно этот небоскрёб не построили.

Первой Сталинской высоткой, которую начали строить, был жилой дом на Котельнической набережной. Один этот дом должен был стать «городом в городе». Чтобы хватило место на одно это здание, в Москве снесли четыре переулка.

Всё началось со «Старого» корпуса, 9-этажного жилого здания, выходящего на Москва-реку, завершённого в 1940 году – до решения Совета министров о строительстве высоток. Центральную часть здания достроили уже к 1952 году. Высота здания — 176 метров, а количество этажей, включая технические — 32.

К строительству здания привлекли заключенных, которые, по данным из разных источников, оставили надписи «строили зеки» по всему дому.
Фотографии таких надписей мне найти не удалось.

image

image

image

В излучине Москвы-реки в 1953 году начали строить «Гостиничное здание в Дорогомилове», которому при Хрущёве дали название «Украина». В 1957 году, когда здание достроили, был открыт Кутузовский проспект – гостиница стоит в самом его начале. На момент открытия 25 мая 1957 года гостиница была признана крупнейшей в Европе.

Высота здания – 206 метров, включая 73-метровый шпиль. В центральном объёме здания — 34 этажа. Сейчас в гостинице — 497 номера площадью от 25 до 370 квадратных метров.

image

image

image

Самым высоким рукотворным памятником Иосифу Сталину стало главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова. В строительстве приняли участие и заключённые, для которых на 22-м этаже организовали лагерный пункт на 700 человек.

Высота центрального корпуса этой высотки составляет 183,2 метра, не считая шпиля. Со шпилем — 240 метров. Здание строили с 1949 по 1953 годы. Количество этажей — 36, а лифтов — 68 штук (поправьте, кто там учился). Сам университет в этом здании на Воробьёвых горах открылся 7 мая 1955 года.

Над оформлением фасадов работала Вера Игнатьевна Мухина, которой мы обязаны монументом «Рабочий и колхозница» и памятником Петру Чайковскому на Большой Никитской улице.

Фундаменты и каркас разработал Н.В. Никитин, создатель Останкинской телебашни. Одной из проблем при строительстве был слабый грунт. Конструктор использовал коробчатый фундамент, а также гибкие колонны в первом наземном этаже, металлические колонны крестообразного сечения и множество других решений, которые позволили в сложных условиях построить самое высокое на следующие 37 лет в Европе здание.

image

image

image

image

image

На Смоленской-Сенной площади в Москве находится Министерство иностранных дел России в здании высотой 172 метра. О СССР кроме стиля здания напоминает герб площадью 144 квадратных метра на высоте 114 метров. Количество этажей в здании — 27. На момент строительства в 1953 году в здании было 28 лифтов, из которых 18 — скоростных.

Здание проектировали архитекторы В. Г. Гельфрейх, создавший проект здания Российской государственной библиотеки, и М. А. Минкус.

Над лепниной на портале здания работал скульптор Г.И. Мотовилов, в послужном списке которого – оформление станций Московского метрополитена Электрозаводская, Новокузнецкая, Смоленская, Проспект Мира, Парк Культуры, Октябрьская и Комсомольская.

image


1952 Баранский Александр Иванович (1890-1965) «Москва. Вид на здание МИДа со стороны набережной».

image

Над высотным зданием на площади Красных ворот работали А. Н. Душкин, архитектор Центрального детского мира, и Б. С. Мезенцев, по проекту которого были отстроены после Великой отечественной войны железнодорожные вокзалы в Смоленске, Харькове, Витебске, Бородине и Ярцеве.

Здание расположилось в самой высокой точке Садового кольца. Высота небоскрёба — 138 метров, это 24 этажа в центральном корпусе. Боковые корпуса имеют этажность от 11 до 15.

Под одним из корпусов расположен вестибюлю станции метро Красные ворота. Но интереснее всего то, что станцию и здание строили одновременно. Какое-то время дом должен был стоять на краю котлована, а после осадки грунта он накренится. Проблему решили, построив здание изначально с наклоном, а грунт заморозили. Когда грунт растаял, здание просело и встало строго вертикально. Эта задача была настолько сложной для расчёта, что больше никогда и нигде метод не применяли.

image

image

image

В 1955 году работники авиационной промышленности и летчики-испытатели получили квартиры в жилом здании на 450 квартир, построенном на Кудринской площади. Это здание из центрального объёма в 24 жилых этажа и боковыми корпусами, имеющими по 18 жилых этажей, имеет высоту вместе со шпилем 156 метров.

image

image

Вот так «Дом авиаторов» выглядит со звезды на шпиле.

image

image

В 1949—1954 годах на Каланчёвской улице строили гостиницу «Ленинградская», 17-этажное здание высотой всего в 136 метров – не так уж много по сравнению с остальными высотками.

Здание разрабатывали А. Б. Борецкий, позже спроектировавший гостиницу «Москва», и Л. М. Поляков, архитектор Посольств СССР в Эфиопии и Албании.

image

image

Архитектора Полякова критиковали в том числе за внутреннее убранство гостиницы. Слишком уж шикарным казался интерьер. Газета «Правда» писала в 1955 году: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы „Ленинградская“ на триста пятьдесят четыре номера на Каланчевской площади в Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на тысячу номеров» (источник).

Эти тезисы газета взяла из выступления Никиты Хрущёва, где он сравнивает сталинские высотки и многие другие здания, отличающиеся красотой архитектуры и отделки, наличием лепнины и люстр, с церквями: «Вот шпиль построили, он похож теперь на церковь. Так? Силуэт такой, товарищи. Возьмите с Кунцево посмотрите его. Вам нравится силуэт церкви? Я как-то, знаете, не хочу спорить с вашим вкусом. Но для жилья это не нужно. Ведь и Бог-то в церкви не живёт, он для определённых целей пользуется этой церковью». И после этого Полякова лишили Сталинской премии. Хотя у архитектора этой премии и не было. Другие архитекторы в спешном порядке упрощали дома, которые уже строили, началось массовое строительство «обдирных» домов — зданий без наружной отделки, некрасивых пятиэтажных коробок.

image

image

image

А ниже на фотографии — Woolworth Building. Оно сильно напоминает здание МИД. Архитектор Вячеслав Олтаржевский, которому поручили в 1947 году разрабатывать проект строительства высотных зданий, получил дополнительное образование в Нью-Йоркском университете и за 11 лет жизни в США реализовал несколько проектов, в числе которых были и небоскрёбы. Набравшись опыта и идей, Олтаржевский постарался проследить за тем, чтобы развить их до максимализма, или лучше — «большевизма». Он взял неоготику и с имперским размахом превратил её в сталинский ампир.

image

Модернизм: Москва-Сити

В рейтинге небоскрёбов России первые 12 позиций, кроме седьмой, занимают башни Москва-Сити. Впервые о проекте строительства Московского международного делового центра упомянули в далёком 1992 году. Инициатором стал советский и российский архитектор Борис Иванович Тхор, предложивший проект Юрию Лужкову. Проект вынашивали долго, активное строительство началось вообще только к 2005 году. Борис Тхор, к сожалению, не успел увидеть результаты всего проекта — он умер в 2009 году.

image

Высота главного корпуса МГУ в 240 метров кажется не таким впечатляющим результатом по сравнению с самыми высокими на данный момент небоскрёбами России. Башня «Восток» в Москва-Сити поднялась над городом на 373,7 метра, это 97 этажей. «Запад» несколько ниже — всего 62 этажа и те же 240 с небольшим метров, что и в МГУ. На фундамент для строительства комплекса «Башня Федерация» ушли 14 тысяч кубометров бетона, что зафиксировали в книге рекордов Гиннеса.

Башни от фундамента до верхнего этажа пронизывают 25 периметральных колонн. Устойчивость зданию добавляют аутригерные этажи из высокопрочных стальных конструкций, расположенные через каждые 25-30 этажей.

Кстати, в «Башне Федерация» 67 лифтов – почти столько же, сколько в МГУ.

image

Второе по высоте здание в стране — МФК «Око». Южная и Северная башни имеют высоту 354,1 и 341,4 метра, до 85 этажей. Плюс 15 уровней подземной стоянки под зданием. Купить двухкомнатные апартаменты здесь можно всего лишь за 40 c небольшим миллионов рублей.

image

image

image

Третье по высоте здание Европы – небоскрёб «Меркурий Сити Тауэр» высотой 338,8 метра. Над проектом трудились Фрэнк Уильямс, архитектор более 20 зданий на Манхэттене, а также зданий в Дубаи, Сеуле, Тайбэе и Бангкоке, и Михаил Посохин, воссоздавший храм Христа Спасителя, реконструировавший Старый Гостиный двор.

Над уровнем земли возведено 75 этажей, подземная часть углублена на 5 этажей, где размещены автостоянка, торговые помещения и техническое оборудование.

image

image

image

Следующий в списке — небоскрёб «Евразия» высотой 308,9 метров, 70-этажное здание с офисами, магазинами и фитнес-центром.

image

image

image

image

image

До окончания строительства «Города столиц» самой высокой в Европе была «Башня на Набережной». Комплекс состоит из трёх зданий: 17, 27 и 59 этажей, высотой 85, 127 и 264 метра соответственно. В «Башнях» расположены офисы IBM, GE, Symantec, Citibank, Toshiba и множества других компаний.

image

Особенно в ансамбле Москва-Сити заметна башня «Эволюция». Внешне она напоминает спираль ДНК. Высота 54-этажного небоскрёба — 255 метров.

image

image

Рядом с «Федерацией», «Эволюцией» и «Городом Столиц» возвели 60 этажную башню «Империя» высотой 239 метров. Небоскрёб сдали в эксплуатацию 23 ноября 2011 года. Всего в башне работают 30 лифтов, здесь есть офисы, апартаменты и торговые помещения.

image

image

Но особенно красиво Москва-Сити выглядит ночью… Фотография неспособна передать красоту, это нужно видеть своими глазами.

image

Сталианс: жилой небоскрёб в Чапаевском переулке

Череда небоскрёбов Москва-Сити в рейтинге самых высоких зданий России прерывается на седьмом месте. Здесь у нас — жилой небоскрёб в Чапаевском переулке. Его высота 264,1 метра, максимальная этажность — 57.

В архитектуре здания легко угадывается тот самый сталинский ампир, или сталианс, в котором построены «Семь Сталинских высоток».

image

image

Жилой комплекс на Мосфильмовской

Жюри премии Emporis Skyscraper Award в 2012 году в 13-ый раз выбрало лучшие небоскрёбы мира. Пятое место занял «Дом на Мосфильмовской» работы архитектора Сергея Скуратова.

Жилой дом состоит из двух корпусов — 213-метровой 53-этажной башни и 132-метровой 34-этажной, которые соединены малоэтажной секцией. Всего дом обслуживают 17 скоростных лифтов.

Как только здание полностью возвели, столичные власти насчитали в нём 22 лишних этажа. Позже — всего 14. Юрий Лужков уже почти заставил укоротить здание, но самого мэра отправили в отставку, и дом оставили в покое.

image

Башни «Исеть» и «Высоцкий» в Екатеринбурге

Если вы подумали, что все российские небоскрёбы находятся в Москве — вы ошиблись. В Екатеринбурге гордо красуется башня «Исеть» высотой 212,8 метра, включая «корону». Это 52-этажный жилой дом с 4 подземными этажами.

Дом ввели в эксплуатацию только 8 января 2017 года, на семь лет позже, чем было запланировано. Параллельно с возведением здания застройщику приходилось судиться и доказывать правомерность строительства.

Интересно, что первоначальный проект сильно отличался от нынешнего здания. Обратите внимание на балконы и шпиль на крыше. Высота со шпилем должна была составить до 215 метров.

image

А здесь мы уже не видим балконов, зимнего сада вверху и высокого шпиля. Французские архитекторы будто отдали дань конструктивизму, сделав башню «Исеть» похожей на гостиницу «Исеть».

image

Гостиница «Исеть», изначально построенная как общежитие для сотрудников НКВД, является одним из виднейших памятников этому архитектурному стилю в Екатеринбурге. Она имеет лаконичный экстерьер и форму полуцилиндра. В отличие от неё башня имеет форму цилиндра. Но сходство можно уловить.

Кстати, гостиница стала одной из первых высоток в Екатеринбурге. 11-этажный дом с полукруглым фасадом казался революцией в архитектуре, напоминая при этом Колизей.

image

image

image

Вторая по высоте башня в Екатеринбурге — «Высоцкий». Семья Владимира Высоцкого официально разрешила использовать эту фамилию в качестве названия для небоскрёба в центре города. Высота здания — 188,3 метра, это 54 этажа с учётом 6 технических этажей.

Открытие здания в 2011 году было приурочено к премьере фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», а в церемонии принял участие Никита Высоцкий. На втором этаже разместили музей имени актёра.

image

Жилые комплексы в Москве

Вернёмся в Москву. Сейчас в городе есть ещё ряд жилых домов, которые входят в список самых высоких зданий в России. В 2005 году в эксплуатацию был сдан жилой комплекс «Воробьёвы горы». Он состоит из семи корпусов на едином стилоблате, три из которых имеют высоту 188, 176 и 172 метра.

image

Жилому комплексу «Континенталь» не хватает всего 4 метров, чтобы опередить соперника в виде ЖК «Воробьёвы горы». Высота здания — 184 метров, количество этажей — 50.

image

43-этажный жилой дом «Эдельвейс» в полукилометре от метро «Славянский бульвар» может похвастаться собственными аквапарком, баром, рестораном, фитнес-центром, банком и вертолётной площадкой. Высота здания — 176 метров вместе со шпилем.

Здесь в 2004 году снимали сериал «Игра на выбывание». Если кто смотрел, напишите — стоит ли?

image

Второй корпус ЖК «Триколор» имеет 46 этажей и высоту в 192 метра. Комплекс включает жилые квартиры, офисную часть, нежилые помещения, магазины и кафе, а также подземную и надземную стоянки.

image

Но самый известный жилой комплекс в Москве — это «Алые паруса». Самый высокий, четвёртый корпус, имеет 48 этажей и высоту 179 метров.

Известность «Алые паруса» получили за счёт множества слухов. В 2000-е годы говорили о том, что пентхаус купил Ходорковский, и что здание настолько высокое, что мешает взлётам и посадкам на аэродром Тушино. Хотя всем известно, что это место чаще используют для концертов, и взлёты с него проходят крайне редко.

Самое высокое кирпичное сооружение

"Монаднок-билдинг стоит до сих пор и поражает глаз своей необычностью. Здание чрезвычайно массивно: стены первого этажа имеют толщину шесть футов, из-за чего нижняя часть постройки напоминает мрачный неприветливый склеп.
Монаднок-билдинг мог быть построен где угодно, но он особенно интересно смотрится в Чикаго, где земля по существу представляет собой огромную губку. Чикаго стоит на илистых почвах, а в иле, как известно, все вязнет — увязали и дома. Некоторые архитекторы намеренно закладывали в проект до трех футов на усадку дома. Тротуары укладывались под небольшим уклоном — от бордюрного камня чуть вверх до подножия здания, с расчетом, что, если здание просядет, тротуар опустится вместе с ним и станет безупречно горизонтальным. На деле же такое случалось редко.
Чтобы решить проблему оседания, архитекторы XIX века придумали особые фундаменты из плит, на которые ставили здание, и оно уже не было похоже на серфингиста, балансирующего на своей доске. Фундамент Монаднок-билдинг на одиннадцать футов выходит за пределы здания во всех направлениях, но даже с такой подстраховкой шестнадцатиэтажное сооружение осело примерно на два фута со времени строительства. Лишь благодаря мастерству архитектора Джона Рута оно до сих пор сохранилось. Многим другим домам повезло не так сильно."
Билл Брайсон
Краткая история быта и частной жизни

11 самых высоких зданий в мире — свежий рейтинг 2020

Технический прогресс не стоит на месте, и с каждым годом появляется всё больше зданий, поражающих своей высотой и оригинальностью. По этим причинам рейтинг самых высоких небоскрёбов постоянно обновляется. Посмотрим, как выглядит топ-11 самых высоких зданий в мире в 2020 году!

Но сначала 4 интересных факта о высотных сооружениях

Как их строят

При виде небоскрёбов дух захватывает и возникает вопрос: как такие здания строят? Современные высотные здания имеют стальные каркасы и специальные зазоры, пропускающие воздушные потоки. При строительстве создаётся специальная защита, защищающая здание от вибраций и качаний.

Как может выглядеть самое высокое здание с учётом формы Земли?

Учёным удалось рассчитать – с учётом формы Земли можно построить здание высотой аж в 4 км и шириной в 6 км. Но сегодня это лишь расчёты, а самое высокое здание в мире достигает пока только 829 метров.

Как измеряют высокие здания

Высота построек определяется по ряду стандартов. Используется 3 ранга высот – расстояние до архитектурно-акустического уровня здания, высота до самого последнего занятого этажа, расстояние до самой высокой точки здания (включая антенны, шпили и другое техническое оборудование).

Сколько высоких зданий в мире выше 350 метров?

Зафиксировано 64 высотных здания высотой больше 350 метров, и больше половины из них возведены в Китае.

Читайте также: