Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий заменен

Обновлено: 02.05.2024

1.0. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ

Определение и требования, предъявляете к асфальтобетону

1.1. Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный конгломерат, образующийся в результате достижения определенной плотности асфальтобетонной смесью, уложенной в конструкцию. Смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь вводят добавки ПАВ, полимеров, отсевов дробления (фрезерования) асфальтобетона, резины, серы и прочее 6.

Основные расчетно-экспериментальные зависимости при оптимальных структурах асфальтобетона представлены в приложении [1], а технические требования к материалу - в приложениях 6.

Внесены научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)

Научно-техническим управлением Департамента строительства

Дата введения в действие

Тип конструкций дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями, область и условия их применения.

1.3. Конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г. Москвы и действующих СНиП 15.

1.4. Дорожная одежда и земляное полотно составляют дорожную конструкцию. Она образуется в результате устраиваемых друг за другом снизу вверх отдельных слоев, выполняющих различные функции и соответственно отличающиеся друг от друга по виду и качеству применяемых в них материалов.

Покрытие - упругая монолитная плита, непосредственно воспринимающая вертикальные и касательные усилия от колес автомобильного транспорта и подвергающаяся воздействию атмосферных факторов. Покрытие состоит из слоя износа и нижнего (основного) слоя.

Основание - часть дорожной одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу вертикальных усилий на грунт земляного полотна. Оно состоит, как правило, из двух слоев, причем верхний слой, непосредственно подстилающий покрытие, устраивают из более прочных материалов.

Дорожную одежду укладывают на уплотненное и спланированное земляное полотно.

Принципиальные схемы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием представлены на рис.1.

1.5. Конструкции I и II состоят из монолитной асфальтобетонной плиты (основной слой), укладываемой на технологический щебеночный слой или непосредственно на грунт земляного полотна. Щебеночный слой укладывается по песчаному подстилающему слою. Сверху такая конструкция замыкается слоем износа из асфальтового бетона. Расчет таких конструкций производится по методу, изложенному в ВСН 5-92 "Инструкция по расчету и конструированию дорожных одежд с монолитными асфальтобетонными покрытиями" [18].

1.6. Конструкции III и IV состоят из двух или трехслойного асфальтобетонного покрытия, устраиваемого по основанию из укатываемых бетонных смесей марок от 50 до 300. Бетонное основание укладывается по технологическому слою из щебеночных материалов [19] или из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими. Технологический слой укладывается на песчаный подстилающий слой.

1.7. Марку, тип и вид асфальтового бетона рекомендуется принимать в соответствии с табл.1 в зависимости от категории улиц и дорог и от назначения конструктивных слоев.

В асфальтобетонном покрытии на мостах и эстакадах для нижнего слоя применяют только плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б и В. Для верхнего слоя в смесях типа Б используется дробленый песок.


Рис.1. Принципиальные схемы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием.

Покрытие: слой износа (асфальтобетонная смесь мелкозернистая, песчаная) - 1; основной (нижний) слой (асфальтобетонная смесь крупно- и мелкозернистая, песчаная) - 2. Основание (искусственное) верхний слой, укатываемая бетонная смесь марки не более 100 - 3, то же свыше 200 - 4, щебеночные уплотняемые смеси (технологический слой) - 5, 6; нижний (подстилающий) песчаный слой - 7.

Основание (искусственное)

1.8. Нижний (подстилающий) слой - часть искусственного основания дорожной одежды, задачей которого является отвод всей свободной воды, поступающей в основания в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводящих устройств.

Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей с учетом принятой классификации улично-дорожной сети г. Москвы

Асфальтобетон (марка, тип) конструктивного слоя

слой износа (верхний слой)

основной (нижний) слой

Технические условия (тип)

с добав. дроблен.

Магистральные улицы общегородского значения

Главные магистрали города

Боковые проезды главных магистралей

Местные проезды главных магистралей

Боковые проезды городских магистралей

Местные проезды городских магистралей

Магистральные улицы районного значения

Основные районные улицы

Улицы и дороги местного значения

Жилые улицы, местные дороги,

грузового значения, подъезды к объектам, проезды

1.9. До начала работ по устройству нижнего (подстилающего) слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом:

прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети и дренажа, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом и уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

1.10. Для устройства нижнего (подстилающего) слоя используются пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-85 с коэффициентом фильтрации не менее В/2 м/сутки, где В - ширина проезжей части, м. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сутки подстилающий слой не устраивается.

1.11. Уплотнение нижнего (подстилающего) слоя следует производить при влажности песка близкой к оптимальной ( W опт), но не более 1,3 W опт, коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98 [13].

1.12. Верхний (технологический) слой - часть искусственного основания устраивается по подстилающему слою при механизированном распределении асфальтобетонных или бетонных смесей для обеспечения движения и маневрирования асфальтоукладчиков и транспорта, подвозящего строительные материалы. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

1.13. Для устройства верхнего (технологического) слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и необработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства верхнего (технологического) слоя применяются песчано-цементные смеси.

Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в табл.2.

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей для устройства верхнего (технологического) слоя основания

Содержание в % зерен минерального материала мельче, мм

1.14. Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки их на объект. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6% по массе. При использовании гравийно-песчаной смеси в ее составе должно быть порядка 2-4% по массе пылеватых и глинистых частиц.

1.15. При применении фракционированного щебня нижний (технологический) слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20 (25) и 0-10 (15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-Ш.

1.16. Для устройства верхнего слоя основания применяются укатываемые малощебенистые бетоны, изготовляемые в соответствии с рекомендациями ВСН 16-95 и бетонные смеси по ГОСТ 26633-91.

2.0. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Общие положения

2.1. Покрытия из асфальтобетонной смеси устраивают в сухую погоду: весной при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5°С и основание не должно быть промерзшим, осенью - не ниже плюс 10°С и основание не должно быть влажным. При температуре воздуха ниже указанных работы осуществляются с соблюдением требований, изложенных в п.п.2.59-2.61 настоящей "Инструкции".

2.2. Началу работ по устройству асфальтобетонного покрытия предшествует разработка проекта производства работ или привязка типовой технологической карты к местным условиям производства работ на данном объекте.

В проекте производства работ должны быть представлены:

- генеральный план строящегося или реконструируемого объекта;

- технологическая последовательность выполнения работ (технологическая карта);

схемы движения городского транспорта в период строительства (при наличии движения городского транспорта);

- схемы движения транспорта, подвозящего строительные материалы;

- места установки ограждений;

- места установки светильников (прожекторов) для выполнения работ в вечернее и ночное время;

- места, отведенные для заправки механизмов;

- места стоянки механизмов в нерабочее время;

- календарный график производства работ с указанием сроков, объема работ, подлежащих ежедневному выполнению, и потребного количества механизмов;

- пояснительная записка, в которой обосновывается организация и технология работ, указываются мероприятия по обеспечению безопасных условий производства работ, подробно излагаются особые условия объекта.

Проекты производства работ по строительству технически несложных объектов могут состоять из календарного плана производства работ, стройгенплана и краткой пояснительной записки.

Технология приготовления смесей

2.3. Асфальтобетонные смеси приготовляют в серийно выпускаемых стационарных асфальтобетонных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания.

Принципиальная схема технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей представлена на рис.2.


2.4. Продолжительность перемешивания смесей устанавливают в зависимости от вида смесей с учетом технических характеристик используемой смесительной установки. Перемешивание должно обеспечивать равномерное распределение всех компонентов смеси и полное обволакивание битумом минеральных зерен.

2.5. Битум с добавлением ПАВ, полимеров, разжижителей или структурообразующих компонентов следует перемешивать до получения однородной смеси в отдельной емкости, оборудованной паро- электро- или маслопрогревом.

Битум с добавкой перекачивают в расходную емкость и доводят до рабочей температуры.

2.6. Готовая асфальтобетонная смесь выгружается в накопительный бункер или непосредственно в кузов автомобиля - самосвала, очищенный от загрязнений и обработанный мыльным раствором или эмульсией, для доставки к месту укладки. Время нахождения смеси в накопительном бункере не должно превышать 30 минут, а при использовании смеси на битумах с добавками - 60 минут.

Устройство асфальтобетонных покрытий

Подготовительные работы

2.7. Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, а также установки бортового камня, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ. Подготовительные работы включают:

при новом строительстве:

- обработку поверхности основания битумной эмульсией [7] или жидким битумом равномерным слоем не менее, чем за 6 часов до укладки смеси. Расход материалов составляет: при обработке жидким битумом - 0,5-0,8 л/м 2 , при обработке 50% битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/м 2 ;

- геодезическую разбивку с установкой контрольных "маяков" и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения). Нанесение отметок по борту производится намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные "маяки" устанавливаются по визиркам вдоль дороги на бетонном основании или технологическом слое или уплотненном нижнем слое;

- проверку соответствия высотных отметок крышек колодцев требованиям проекта и исправление в случае несоответствия.

при ремонте асфальтобетонного покрытия:

- очистку основания от пыли, грязи поливомоечными машинами или сжатым воздухом; просушку влажного основания, при этом особое внимание должно уделяться очистке лотка проезжей части;

- обработку поверхности покрытия битумной эмульсией с расходом 0,3-0,4 л/м 2 . При разливе эмульсии не следует допускать ее концентрации в пониженных местах;

- смазку битумной эмульсией вертикального края ранее уложенных полос асфальтобетона, люков колодцев, трамвайных путей, рельсов и других выступающих элементов на покрытии;

- проверку (с помощью геодезических инструментов) ровности ремонтируемого асфальтобетонного покрытия, продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части улицы (дороги) и правильности установки люков колодцев подземных сооружений. Выравнивание поверхности покрытия производится путем укладки асфальтобетонной смеси - крупнозернистой при толщине более 60 мм и мелкозернистой при меньших толщинах. Категорически запрещается выравнивание профиля производить устройством нижнего слоя покрытия переменной толщины. Устройство выравнивающего слоя на больших площадях производится с использованием асфальтоукладчиков, а при малых - асфальтораскладчиков;

- допускается исправление существующего асфальтобетонного покрытия на месте путем его разогрева, выравнивания и повторного использования. Для этой цели могут использоваться механизмы типа репейверов или ремиксеров;

- регулировку люков колодцев подземных коммуникаций и приведение их в соответствие с проектной отметкой покрытия; наращивание, в случае необходимости, колодцев с использованием металлических вкладышей или железобетонных сегментов. При установке дожде-приемной решетки учитывается следующее: края решетки должны быть ниже проектной отметки лотка с верховой стороны на 30 мм, а с низовой - на 20 мм; подход к решетке с верховой стороны должен иметь увеличение уклона на 2-3 м, а с низовой - на 0,5 м.

2.8. Для составления технологической схемы потока, являющейся основной частью технологической карты, предварительно устанавливают потребное количество асфальтоукладчиков и катков, порядок движения асфальтоукладчиков, длину полосы укладки, направление движения потока.

При этом следует руководствоваться следующими положениями:

- устройство слоев износа (верхних слоев) покрытия должно производиться, как правило, одновременно таким количеством асфальтоукладчиков, суммарная ширина которых равнялась ширине проезжей части;

- для исключения переезда автомобилей - самосвалов через край ранее устроенного асфальтобетонного покрытия и обеспечения безопасных условий производства работ, направление потока должно приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь;

- при продольном уклоне более 30 ‰ асфальтобетонная смесь должна укладываться снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).

2.9. Для укладки асфальтобетонной смеси должны быть созданы механизированные звенья в составе: асфальтоукладчиков, самоходных моторных катков, вспомогательных машин и приспособлений.

Рекомендуется применять асфальтоукладчики на пневмоколесном или гусеничном ходу с шириной укладываемой полосы до 7,5 м с автоматической системой, обеспечивающей ровность покрытия заданного поперечного профиля.

2.10. Для составления проектов организации работ и технологических карт при назначении количества асфальтоукладчиков учитывается их производительность, а также необходимое количество асфальтобетонной смеси, выделяемое на данный объект.

Производительность асфальтоукладчиков может быть определена по формуле:

где П (ПУ) - производительность, кг/смену (м 2 /смену);

ТУ - продолжительность рабочей смены, с;

КВ - безразмерный коэффициент использования (0,7-0,9);

h - толщина укладываемого слоя, м;

а - ширина полосы, м;

р - средняя плотность асфальтобетонной смеси, кг/м 3 ;

V - скорость движения асфальтоукладчика, м/с.

2.11. Для выполнения работ по устройству верхнего или нижнего слоя покрытия на участке работ выделяют сменную захватку при асфальтировании на всю ширину проезжей части. Длина сменной захватки ориентировочно определяется по формуле:

где l - длина сменной захватки, м;

Q - количество асфальтобетонной смеси, выделяемой на объект, кг;

а - ширина проезжей части, м;

с - расход асфальтобетонной смеси, кг/м 2 (табл.3).

Расход асфальтобетонной смеси

Расход смеси на 100 м 2 , т, при толщине слоя, мм

2.12. Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры наружного воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения этих длин приведены в табл.4.

Для определения длины полосы в пределах сменной захватки можно пользоваться следующей формулой:

где lY - длина хода асфальтоукладчика, определяемая из условия обеспечения сопряжения новой полосы с ранее уложенной при сохранении его температуры не ниже 80 °С и не ниже 100 °С при устройстве слоя износа из смесей А и Г, м;

t 0 - температура асфальтобетонной смеси в момент укладки,°С;

tK - низший предел температуры смеси, при котором еще обеспечивается качественное сопряжение смежных полос, °С;

ТP - продолжительность разворота асфальтоукладчика после окончания укладки полосы, с;

m - интенсивность остывания асфальтобетонной смеси в покрытии, °С/с (для неуплотненной смеси 0,083-0,1 °С/с, для уплотненной - 0,017-0,025 °С/с);

V 1 - рабочая скорость асфальтоукладчика, м/с;

V 2 - транспортная скорость асфальтоукладчика, м/с.

Длины полос укладки горячей асфальтобетонной смеси

Длина укладываемой полосы, м

на защищенных от ветра участках

на открытых участках

2.13. Общее число катков устанавливают, исходя из производительности каждого катка, определяемой по формуле:

где ПК - производительность катка, м 2 /с;

а - ширина полосы, м;

А - ширина перекрытия смежных полос укладки, м;

КК - безразмерный коэффициент использования (0,85-0,90);

n - число проходов катков по одному следу при граничных условиях VK = 0,68 м/с (2 км/ч) и l = 25-30 м, определяется по формуле:

где t - продолжительность уплотнения, с;

l - длина уплотняемой полосы, м;

l 1 - длина пути, необходимого для перехода на следующий след, м;

ТП - продолжительность переключения передачи на обратный ход, с (примерно 0,0016 с);

VK - рабочая скорость катка, м/с.

Производительность определяется по каждому типу катков с учетом проходов, а затем определяется общее количество катков при заданной сменной производительности.

2.14. Необходимое число автомобилей - самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь для непрерывной работы асфальтоукладчиков, определяют по формуле:

где m - грузоподъемность автомобиля - самосвала, кг;

n а - число рейсов, совершаемых одним автомобилем - самосвалом, определяемое по формуле:

где L - дальность перевозки асфальтобетонной смеси, м;

VCP - средняя скорость движения автомобиля - самосвала при пробеге в оба конца, м/с;

Т1 - продолжительность выгрузки смеси в асфальтоукладчик и маневрирования на месте укладки смеси, с;

Т2 - продолжительность загрузки автомобиля - самосвала на асфальтобетонном заводе с учетом ожидания погрузки, с.

2.15. Бригада укомплектовывается следующими дополнительными механизмами, выполняющими вспомогательные операции: компрессорами с пневмомолотками или лопатками для обрубки краев ранее устроенных полос покрытия и для очистки основания от пыли сжатым воздухом; поливомоечными машинами со щеткой для очистки и промывки основания, а также для обеспечения катков водой для орошения пневматических шин и металлических вальцев; автогудронаторами для доставки и распределения по основанию битумной эмульсии; разогревателями, использующими тепловую энергию инфракрасного излучения для разогрева мест сопряжении полос и исправления дефектных мест.

Кроме того, бригаде выдают следующие основные приборы, приспособления и инвентарь: нивелир и набор визирок для геодезической разбивки и переноса высотных отметок к месту укладки смеси; вибротрамбовки и ручные трамбовки для уплотнения смеси вручную в недоступных для работы катков местах; металлические (из легкого металла) рейки с уровнем, шаблоны для контроля ровности устраиваемого покрытия.

2.16. Число рабочих - асфальтобетонщиков определяется видом и сменным объемом работ, а также производительностью асфальтоукладчика и устанавливается на основании карт организации труда по каждому трудовому процессу, устанавливается рациональный состав бригады и способы взаимодействия в ней рабочих, обеспечивающих высокие результаты работ при наименьших затратах труда.

Транспортирование и приемка на объекте асфальтобетонной смеси

2.17. Транспортирование асфальтобетонной смеси к месту укладки должно, как правило, производиться в автомобилях - самосвалах большой грузоподъемностью:

а) оборудованных устройствами для подогрева кузовов отходящими газами и устройством по укрытию перевозимой смеси;

б) имеющих подъемное устройство кузовов, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова автомобиля - самосвала с фиксацией его положения в нескольких местах;

в) имеющих конструкцию подвески кузова, которая создавала бы минимальную вибрацию при движении.

2.18. Доставка асфальтобетонной смеси должна быть ритмичной. При перерывах в доставке смеси или в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах воздуха - более 15 мин. Асфальтоукладчик должен при этом выдвигаться вперед, чтобы обеспечить возможность уплотнения всей уложенной смеси до ее остывания.

2.19. При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль - самосвал должен останавливаться за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик подвигается к автомобилю - самосвалу, пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля. Асфальтоукладчик двигает автомобиль - самосвал впереди себя до тех пор, пока он не освободится от смеси. При выгрузке смеси бункер асфальтоукладчика должен быть равномерно заполнен.

2.20. Перед загрузкой смеси стенки приемного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны. В случае прилипания смеси к стенкам бункера последняя отделяется от него и перемешивается с горячей смесью, находящейся в бункере. Для обеспечения полного освобождения бункера от смеси предусматривается подъем боковых стенок бункера.

Укладка смеси

2.21. Распределение асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиками при скорости укладки 2-3 км/час (смеси с содержанием щебня более 40%) и 4-5 км/час (менее 40% щебня). Уплотняющие рабочие органы работают в режиме: частоте оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин.

В труднодоступных местах при небольших объемах работ допускается укладка смеси вручную.

Распределение асфальтобетонной смеси, находящейся в бункере асфальтоукладчика производится при ее температуре не ниже 120 °С, а при применении смесей с поверхностно-активными веществами - не ниже 100 °С.

2.22. Приступая к укладке смеси следует придерживаться следующих правил:

а) распределять асфальтобетонную смесь желательно на всю ширину проезжей части дороги с целью ликвидации мест продольного сопряжения - спаек;

б) установить асфальтоукладчик в исходное положение: плиту установить на край ранее устроенного покрытия или на брус толщиной, соответствующей толщине укладываемого слоя, включить двигатель и приборы разогрева плиты и бункера, установить в рабочее положение следящую систему;

в) отрегулировать уплотняющие и выдвигающие органы асфальтоукладчика не только на максимальный уплотняющий эффект, но и на обеспечение однородной фактуры и ровной поверхности. Для нормальной работы асфальтоукладчиков необходимо, чтобы загрузка шнеков была равномерной, исключающей недостаток асфальтобетонной смеси в зоне работы шнека;

г) установить рабочую скорость асфальтоукладчика в зависимости от вида смеси, ее температуры, толщины слоя и количества поставляемой смеси. Необходимо, чтобы асфальтоукладчик продвигался вперед с постоянной скоростью, без остановок и объем смеси перед уплотняющими органами был бы постоянным;

д) толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии следует принимать с учетом коэффициента уплотнения, равным 1,20-1,45;

е) ширину полосы укладки с учетом использования уширителей асфальтоукладчика целесообразно назначать кратной ширине проезжей части.

2.24. В случаях, когда покрытие нельзя устраивать сразу на всю ширину и распределение смеси производится одним асфальтоукладчиком, длина укладываемой полосы устанавливается по п.2.12. Если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край на ширину до 150 мм следует прогреть с помощью линейки-разогревателя, использующей тепловую энергию инфракрасного излучения.

Линейка-разогреватель позволяет разогревать асфальтобетон слоем 30-40 мм за 2-3 мин до температуры 80-100 °С.

2.25. При сопряжении смежных полос линейку-разогреватель перемещают со скоростью, обеспечивающей нагрев асфальтобетона до температуры 70-80 °С по краю ранее уложенной полосы асфальтобетона, который на ширину 100-150 мм не подвергался уплотнению. Вновь устраиваемая полоса соприкасается в этом случае с разогретым краем ранее устроенной полосы, который подвергается уплотнению одновременно с новой полосой.

До начала укладки новой полосы вертикальный край ранее уложенного асфальтобетона смазывается битумной эмульсией. При устройстве новой полосы смесь распределяется толщиной слоя с учетом его уменьшения при уплотнении до толщины ранее устроенной полосы.

2.26. При окончании укладки смеси слой ее клинообразно утончается. При возобновлении работ клинообразная часть слоя обрубается вертикально по рейке или шнуру в направлении, перпендикулярном оси дороги.

Толщина покрытия в местах обрубки должна быть не менее проектной. Для образования качественного поперечного стыка в месте обрубки слоя, вертикальная грань ранее уложенного слоя смазывается битумной эмульсией, и на это место устанавливается плита асфальтоукладчика. Необходимо, чтобы плита перед началом укладки была прогрета обогревающими устройствами или горячей асфальтобетонной смесью.

Другим способом устройства поперечного шва является укладка в поперечном направлении деревянного бруса по толщине равного толщине уплотненного слоя асфальтобетона. Брус может быть укреплен металлическими штырями. Для смягчения толчков от движущегося транспорта перед брусом укладывается клинообразный упор из асфальтобетонной смеси.

2.27. При укладке асфальтобетонных смесей в два и более слоев продольные швы слоев следует смещать на 100-200 мм, причем продольный шов на верхнем слое должен совпадать с осью дороги.

2.28. После перерыва в работе асфальтоукладчик следует устанавливать так, чтобы выглаживающая плита перекрывала край ранее уложенной полосы на 100-150 мм.

2.29. Если в полосе укладки встречаются выступающие крышки колодцев, водоприемные решетки, выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть поднята. Укладку смеси на пропущенном месте следует производить вручную путем добавления смеси, взятой из приемного бункера.

2.30. Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатываются с помощью ручных трамбовок.

Уплотнение смеси

2.31. Уплотнение асфальтобетонной смеси следует начинать при максимально высокой температуре смеси, при которой не образуются деформации в процессе укатки (табл.5).

Читайте также: