Реставрация кирпичных фасадов исторических зданий

Обновлено: 08.05.2024

Что нужно знать о ремонте фасада исторического здания

Фасады зданий со временем начинают разрушаться. Свой вклад в это вносят погодные условия, механические воздействия, солнечное ультрафиолетовое излучение и ограниченный срок службы стройматериалов. В итоге здание утрачивает первоначальный вид и для его восстановления нужен ремонт.

Особенности ремонта фасадов исторических зданий

Ремонт фасадов исторических зданий отличается от обычных ремонтных работ, потому что в ходе их выполнения архитектурные особенности строений необходимо сохранить. Для этой цели сначала проводят подготовительные работы. На этом этапе нужно изучить архитектуру фасада и провести инженерно-технические изыскания.

В ходе изысканий необходимо выявить имеющиеся повреждения и внести их в дефектную ведомость. Затем составить колористический паспорт. На заключительном этапе подготовки определяют вид восстановительных работ в зависимости от степени изношенности фасада и подбирают отделочные материалы.

Отремонтировать фасад такого здания под силу не каждой компании

Особенности ремонта фасадов из разных материалов

Деревянные фасады

Деревянные фасады поражают грибки и насекомые-вредители. Поэтому сначала их очищают от пыли и загрязнений, затем механическим способом удаляют грибок и плесень, а все деревянные элементы обрабатывают антисептиком. На следующем этапе трещины и неровности зашпаклевывают специальными составами, грунтуют и после высыхания окрашивают.

Оштукатуренные фасады

С оштукатуренных фасадов сначала удаляют отслоившиеся и растрескавшиеся участки, а потом их очищают от пыли и загрязнений. Затем ремонтные места грунтуют и проводят обрызг. После схватывания первого слоя наносят основной слой штукатурки и обрабатывают его затиркой. Штукатурные работы рекомендуется проводить при температуре не ниже +10 °С.

Кирпичные фасады

На кирпичных фасадах сначала выявляют трещины, деформированные и разрушенные участки, образовавшиеся в процессе эксплуатации здания. Если имеются значительные повреждения, то предпочтительно начать восстановительные работы с фундамента и крыши, а уже затем переходить к фасаду. В ходе ремонтных работ нужно сначала очистить поверхности от загрязнений, затем зашпаклевать мелкие и средние трещины, а после этого восстановить или заменить разрушенные участки кладки.

Это пример того, как нельзя ремонтировать фасад исторического здания: фактически уничтожены все архитектурные особенности

Особенности выбора отделочных материалов для ремонта фасадов

Отделочные материалы для ремонта фасадов исторических зданий должны быть не только качественными и долговечными, но и совместимыми по физико-механическим характеристикам с материалами, которые не будут заменяться в ходе работ.

Например, фасадные краски изготавливают на основе акрилатных, силиконовых, силикатных или известковых связующих. У каждой из них свои сильные стороны:

  • Краски на акриловой основе – прочные, долговечные, экологичные, водостойкие, хорошо противостоят ультрафиолетовому излучению и внешним атмосферным воздействиям.
  • Силикатные краски отличаются низкой паропроницаемостью, но оптимальны для минеральных оснований. В результате химической реакции при высыхании они образуют прочные физико-химические связи с основаниями и обеспечивают им надежную защиту. Кроме того, такие составы не способствуют развитию микроорганизмов, что важно, например, для деревянных фасадов.
  • Известковые краски подходят для исторических зданий, потому что основное связующее вещество, которое, как правило, использовалось при их постройке – известь. Недостаток таких красок – очень низкая паропроницаемость.
  • Наиболее практичными считаются силиконовые составы. Они отличаются долговечностью и хорошей паропроницаемостью. По последнему показателю силиконовые краски немного уступают только акрилатным, но значительно превосходят известковые и силикатные. Еще одно их преимущество: способность формировать при застывании пленку, не создавая поверхностных напряжений. Это особенно важно для оштукатуренных стен.

Заключение

Основная сложность при ремонте фасадов исторических зданий состоит в том, что нужно обновить внешний вид строений на максимально длительный период и при этом сохранить без изменений их архитектурные особенности. Для стороннего наблюдателя здание после окончания работ должно «помолодеть», но не изменить внешний облик. Это сложная задача и доверять ее решение нужно только опытным и проверенным компаниям.

Реставрационная чистка фасадов

Мы всегда очень трепетно относимся к подбору деликатного и эффективного метода очистки, чтобы прикоснуться к Истории и в тоже время не навредить ей.

Реставрационная очистка исторически значимых объектов от атмосферных загрязнений и старой краски.

Реставрационная очистка исторически значимых объектов от атмосферных загрязнений и старой краски мы выполняем с использованием автовышек различными технологиями, при помощи мягкого бластинга, Sponge бластинга, смывок краски и парогенераторов среднего и высокого давления. Основной задачей при очистке зданий и сооружений культурного наследия, является бережная обработка очищаемой поверхности, в некоторых случаях происходит поверхностная очистка фасада или декора, подготовка под ручную реставрационную очистку.

Реставрация кирпича, как это происходит?

Что такое реставрация кирпича и зачем она нужна? Не легче ли купить новый? Оказывается, не легче! Старинный дом может быть очень ценным, гораздо ценнее нового! Вот стоит какая-то постройка, год стоит два стоит, 100 лет стоит, или гораздо дольше, и чем больше времени проходит, тем больше ценности в этом здании. Присваивают ему всякие титулы и звания, например, памятник архитектуры или истории. И теперь уже нельзя дом просто так снести или перестроить.

Восстановленная кирпичная кладка Восстановленная кирпичная кладка

Такое необыкновенное здание есть в Екатеринбурге и называется Макаровской мельницей. Раньше там делали прекрасную муку и крупы, сейчас производство перенесли, а здание осталось. Кирпич, из которого это здание построено, очень старый, сделан еще в Царской России . Местами он испортился, выкрошился, а некоторые архитектурные элементы просто разрушились.

Каменщики реставраторы Каменщики реставраторы

Но есть на свете люди с удивительной профессией – реставраторы кирпичной кладки . Они умеют повернуть время вспять и старое испорченное могут превратить в красивое и целое. Считается, что наиболее искусные и умелые реставраторы работают в Санкт-Петербурге, потому что там очень много памятников архитектуры, которые требовали и требуют восстановления.

Технология реставрации

Работа реставратора начинается с подбора старинного кирпича, аналогичного возраста. Такой кирпич-донор закупается на старых разрушенных или полуразрушенных зданиях, которые исторической и архитектурной ценности не представляют.

Царский кирпич имеет очень высокую прочность и отличается по форме от современного. Раньше каждый кирпичик делали отдельно вручную. Из-за несовершенства технологического процесса старые кирпичные стены выглядят, как мозаика, потому что обжиг каждой партии имел свой оттенок , это становится видно после очистки. Поэтому, чтобы старинная кладка смотрелась красиво и стройно, нужно высокое умение мастера каменщика. Необходимо вырезать из старого кирпича нужные формы и композиции, соблюсти прочность кладки, где нужно, укрепить и перевязать новую кладку с уже существующей.

Царский кирпич и современный кирпич Царский кирпич и современный кирпич

Каменщики-реставраторы делают вычинку фасадов. Процесс этот поставлен следующим образом:

Реставрация фасада здания

реставрация фасадов

Выполняем реконструкцию и реставрацию фасадов в Москве и Московской области. Прайс 2021: косметические работы – от 370 руб/м2, капитальный ремонт – 1700, мокрый фасад – 1890. Допуск СРО; Гарантия – от 3 лет; Работаем с 2011 года.

Сделаем бесплатный расчёт сметы. Обращайтесь!

Перейти к подробному прайс-листу

Открыть содержание статьи →

Навигация:

Реставрация фасада имеет отличие от ремонтных работ фасада в первую очередь статусом здания. Если фасад сооружения находится под охраной КГИОП, в таком случае речь идет о реставрации. В случае, когда отсутствует охрана КГИОП, то проводят обычный ремонт фасада.

При реставрировании фасада памятника архитектуры могут возникнуть сложности, поэтому это не быстрый и не легкий процесс восстановления. Вся реставрационная деятельность без исключения осуществляется в строгом согласовании с планом по восстановлению фасада, предусматривающим использовать соответствующие технологии.

В реставрации фасада есть два ключевых вида восстановительных работ: косметический и капитальный.

Косметическая реставрация

Любая реставрация стен начинается с подготовительных работ. На этом этапе необходимо выявить и устранить все дефекты, которые привели к повреждению фасада и могут негативно сказаться на его состоянии в дальнейшем. До начала основных работ мастера выполняют очистку и герметизацию межпанельных швов, проверяют целостность утеплителя, счищают старую облицовку.

В косметические работы входит:

  1. Очистка. Удаляются высолы, старая штукатурка, краска. Выполняется мойка стен и их обеззараживание, что исключает в дальнейшем образование грибка или плесени, продлевая срок службы нового отделочного материала.
  2. Оштукатуривание фасада.
    Необходимо для выравнивания поверхностей. Первым делом на стену крепится армирующая сетка, а поверх неё наносится штукатурка.
  3. Шпаклевка и грунтовка.
    Позволяет устранить мельчайшие трещины на штукатурке. Поверх наносится грунтовка для обеззараживания поверхности и улучшения сцепления с отделочным материалом.
  4. Окраска или декоративная штукатурка.
    Используются компрессоры, позволяющие нанести отделочный материал максимально ровно, без потеков. Для небольших участков фасада при окрашивании могут использоваться валики или малярные кисти.

Важно знать!

Для фасадов подбирается специальная краска. Она имеет высокую устойчивость к перепадам температур, повышенной влажности и воздействию ультрафиолетовых лучей. Такое покрытие не выгорает на солнце, не растрескивается и год за годом сохраняет свой привлекательный внешний вид. Подробнее здесь

Пример косметического ремонта

В 2016 году мы делали ремонт фасада здания общей площадью 2010 м2. Дом расположен на одном из главных инфраструктурных объектов столицы – Садовом Кольце (ул. Садовая-Кудринская).

Состав работ по косметическому ремонту:

  • очистка фасада при помощи аппарата высокого давления;
  • около 10% от общей площади фасада требовался ремонт штукатурки;
  • герметизация стыков;
  • покраска и грунтование в 2 слоя.

Работы выполнены бригадой промышленных альпинистов, без строительных лесов. Финишный слов – высокоэластичная краска Feidal Einphasen Elast Fassadenfarbe

Фотографии до и после



Капитальная реставрация фасада

Капитальная реставрация фасада предусматривает намного больший объем работ.

На подготовительном этапе необходимо выполнить:

  1. Составление технологических карт и проекта.
  2. Ограждение опасных участков.
  3. Техническое освидетельствование строения.
  4. Монтаж необходимого для работы снаряжения и конструкций.
  5. Замеры и расчеты ограждающих и несущих конструкций, включая фундамент, цоколь.
  6. Подготовку стен к укреплению и последующему нанесению черновых и декоративных отделочных материалов.

При реконструкции фасада жильцам дома или работникам офисного здания нет необходимости куда-то временно переезжать. Но если речь идет о многоквартирном доме, то ремонт его фасадной части может быть начат только после согласования со всеми владельцами расположенного в нем жилья. Список работ и используемые материалы предварительно утверждаются на собрании собственников квартир, где они вносят свои предложения или принимают уже имеющиеся путем голосования.

Важно знать!

Шумные работы разрешено проводить только в период с 9:00 до 19:00. Они прекращаются в выходные и праздничные дни. Из-за этого жильцам дома нужно быть готовым, что ремонт фасада может затянуться на несколько месяцев.

Капремонт фасада включает следующие виды работ:

  1. Диагностика фасадной системы и выявление дефектов.
  2. Вскрытие трещин и отбивка старой штукатурки.
  3. Разбор разрушенной кирпичной кладки.
  4. Герметизация межпанельных стыков.
  5. Восстановление и усиление фундамента с помощью бетонирования, металлических конструкций (при необходимости).
  6. Грунтовка поверхностей.
  7. Нанесение штукатурки по сетке.
  8. Повторная грунтовка.
  9. Шпаклевка мелких трещин на поверхности.
  10. Теплоизоляция (при необходимости), используются плиты пенополистирола.
  11. Восстановление лепнины. Часто востребовано при реконструкции фасадов, имеющих историческую или культурную ценность.
  12. Покраска в 2 слоя, декоративная штукатурка или отделка плиткой, керамогранитом, натуральным камнем. Может использоваться облицовочный кирпич, сайдинг.
  13. Восстановление наружных инженерных коммуникаций, включая водостоки, отливы, ограждающие конструкции.

Пример капитального ремонта фасада здания



2016 год. 3-х этажное административное здание, по адресу г. Москва, Вознесенский переулок (ЦАО).

Проделанные работ:

  • замена штукатурного слоя;
  • ремонт системы водостоков;
  • ремонт цокольного этажа;
  • покраска оконных рам;
  • герметизация карнизов;
  • замена освещения;
  • монтаж системы кондиционирования;
  • замену дверей;
  • укладку кабеля.

Заказчик остался доволен, вот его отзыв.

Механическим способом удалены все отслаивающиеся и поврежденные слои. После подготовительных работ произведено армирование штукатурно-клеевым составом Кнауф. Облицовка выполнена полимерной декоративной штукатуркой Bayramix.



Сопровождающие документы

Согласно утвержденным нормативам, косметическую реставрацию рекомендуют выполнять не реже 1 раза в 5 лет. Капитальная выполняется раз в 10 лет. Но, разумеется, все зависит от разновидности материалов и состояния стен.

Материалы должны строго соответствовать требованиям ГОСТов и СНиП:

Этапы работ

Реставрация или ремонт фасадов начинается только после тщательного обследования здания. Виды выполняемых работ будут зависеть от множества факторов, среди которых архитектурные особенности сооружения, разновидность облицовочных материалов и их состояние, желаемый результат и размеры выделяемого заказчиком бюджета.

Реставрацию фасада дома можно разделить на несколько этапов:

  1. Обследование фасада с выполнением необходимых замеров.
  2. Разработка проекта и согласование его с клиентом.
  3. Составление и утверждение сметы. Подписание договора на выполнение работ.
  4. Получение разрешений в контролирующих органах.
  5. Установка строительных лесов, подмостей и защита окружающего их пространства фасадной сеткой. Выгоднее всего выполнение работ с привлечением промышленных альпинистов.
  6. Очитка фасада от загрязнения и отслуживших свое отделочных материалов.
  7. Грунтование. Носится специальная пропитка, улучшающая сцепление основания со штукатурным составом.
  8. Восстановление архитектурных элементов. Обычно такие работы необходимы при ремонте исторического фасада.
  9. Оштукатуривание больших трещин и неровностей по маякам. Подготовка к финишной отделке.
  10. Нанесение грунт-краски.
  11. Облицовка фасада декоративной штукатуркой, окраска (используются акриловые или силикатные краски), монтаж вентилируемого фасада или другого отделочного материала.
  12. Монтаж подоконников, водостоков, карнизов.

Важно знать!

Это далеко не полный перечень индивидуальных работ. При капитальной реставрации могут использоваться металлоконструкции для усиления стен, торкретирование. Часто такие работы необходимы при облицовке мрамором или гранитом.

Технологии

Технология реставрации фасада подбирается в зависимости от разновидности отделочного материала и состояния стен. Для снятия загрязнений с поверхности наружных стен могут использоваться пескоструйные аппараты. Благодаря подаче смеси песка и соды под давлением можно оперативно убрать износившуюся штукатурку или краску. Такая методика подходит даже для конструкций из металла.

Вид отделки фасада

Технология выполнения работ

Фасад со штукатурной отделкой

Реставрация фасадов со штукатурной отделкой включает:

  • обнаружение пустот и их обивка;
  • промывка с использованием пароструйной машины;
  • исправление дефектных зон кладки;
  • выявления мест, требующих удаления высолов;
  • очистка от биологических поражений и покрытие антисептиком;
  • зачеканка «пустошовки» кладки;
  • инъектирование трещин;
  • нанесение штукатурки (армирование, черновая и декоративная).

Восстановление фасадов из кирпича предусматривает работу со швами, заполненными скрепляющим раствором. Они могут деформироваться под воздействием влаги или других внешних факторов. Это приводит к повышению теплопотерь здания и ухудшению его эстетического вида. Восстановление кирпичного фасада включает:

  • выявление причин разрушения швов;
  • штробление дефектных и поврежденных швов;
  • зачисткам швов от плесени, высолов, гидрофобизация;
  • заполнение швов раствором, по желанию заказчика возможно оштукатуривание или покраска стен.

Ремонт вентилируемых фасадов может предусматривать покраску панелей, замену отдельных из них вместе с крепежами или полную замену большей части облицовки, элементов и утеплителей. Основной перечень работ:

  • замена выпавших или деформированных панелей;
  • укрепление направляющих подсистемы;
  • антикоррозийная обработка.

Исторический фасад


Реставрация исторического фасада – один из самых сложных видов работ. Одной из проблем, с которой придется столкнуться, является составление требуемой документации и оформление соответствующих разрешений. Реконструкция исторического фасада подпадает под регулирование большого количества нормативных и правовых актов.

Перед началом работ необходимо провести:

  • архитектурное изучение здания;
  • инженерные и технические изыскания;
  • оформление колористического паспорта.

Важно знать!

При оформление колористического паспорта обязательно необходимо открытия ордера ОАТИ. Без него выполнение любых фасадных работ на территории Москвы запрещено.

Ремонт фасадов

Выполняем ремонт фасадов зданий в Москве и Московской области. Прайс 2021: текущий – от 350 руб/м2, капитальный ремонт от 1700, реставрация – 1200, цены "под ключ": монтаж вентфасада – от 3300, "мокрый фасад" – от 1890. Допуск СРО; Гарантия – от 3 лет.

Бесплатно сделаем просчёт сметы. Звоните!

Перейти к подробному прайс-листу


Термопанельный

5 причин разрушения фасадов домов

Диаграмма причины разрушения фасадов

Данная диаграмма отражает накопленную нашей компанией статистику причин разрушения.

Основные причины разрушения:

  1. Естественное снижение эксплуатационных свойств с течением времени – 35%;
  2. Применение низкокачественных материалов – 15%;
  3. Нарушение технологии производства работ – 25%;
  4. Замокание фасада по причине нарушения водоотвода – 20%;
  5. Просадка фундамента – 5%.

Важно знать!

Своевременное и регулярное обслуживание стен фасада дома, а также исключение факторов 2, 3, 4 диаграммы позволяют продлить срок его эксплуатации на десятилетия.

Важные факторы ремонта фасадов в Москве

Диаграмма причины разрушения фасадов

В г. Москва действует ряд нормативных документов, устанавливающих требования к внешнему виду и содержанию зданий на территории города, за нарушение которых объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) привлекает к административной ответственности. Также законодательством г. Москва предусмотрены требования к организации проведения работ, несоблюдение которых влечет приостановку работ и наложение ОАТИ на собственника недвижимости штрафов, которые исчисляются сотнями тысяч рублей в зависимости от нарушения.

При проведении работ в Москве, мы в том числе руководствуемся следующими нормативными документами этого субъекта РФ:

  • Закон г. Москвы №45 от 21.11.2007 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
  • ЖНМ 2007/03 Норматив города Москвы Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений.
  • № 114-ПП от 28.03.2012 О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве.
  • № 299-ПП от 19.05.2015 «Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве».

Чтобы избежать финансовых потерь и проблем с надзорными органами необходимо не только своевременно проводить ремонт фасадов, но и привлекать для этой цели опытных и квалифицированных подрядчиков.

Наша компания реализовала более пятидесяти объектов в пределах МКАД, в том числе десятки объектов в центре Москвы, самом поднадзорном округе города. Мы знаем требования законодательства к организации работ, неоднократно взаимодействовали с ОАТИ, ДПС и Москомархитектурой.

Особенности обслуживания и ремонта зданий

Штукатурный

  • Локальное восстановление бухтящих участков, расшивка и заделка крупных трещин, покраска;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков;
  • Тонкослойное оштукатуривание по стеклотканевой сетке поверх существующей штукатурки;
  • Оштукатуривание с предварительным удалением существующей штукатурки (для неутепленных систем);
  • Оштукатуривание с предварительным удалением существующей штукатурки и заменой утеплителя (для утепленных систем);
  • Монтаж навесной вентилируемой системы.
  • Вторичная герметизация межпанельных швов без вскрытия;
  • Очистка аппаратом высокого давления, заделка локальных сколов, покраска;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков.
  • Расшивка, зачистка, утепление по технологии «теплый шов», герметизация межпанельных швов;
  • Тонкослойное оштукатуривание по стеклотканевой сетке;
  • Расшивка, зачистка, утепление по технологии «теплый шов», герметизация межпанельных швов;
  • Облицовка термопанелями типа Термолэнд.

Вентилируемый

  • Очистка аппаратом высокого давления;
  • Локальный ремонт или замена поврежденных элементов;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков.

Из термопанелей

  • Локальный ремонт или замена поврежденных элементов;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков

Облицованный камнем

  • Удаление загрязнений и высолов аппаратом высокого давления;
  • Нанесение гидрофобной пропитки;
  • Локальный ремонт или замена поврежденных элементов;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков.

Кирпичный

  • Удаление загрязнений и высолов аппаратом высокого давления;
  • Нанесение гидрофобной пропитки;
  • Локальная имитация кирпичной кладки штукатуркой, ремонт или замена поврежденных элементов;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков.
  • Удаление загрязнений и высолов аппаратом высокого давления;
  • Нанесение гидрофобной пропитки;
  • Локальная имитация кирпичной кладки штукатуркой, ремонт или замена поврежденных элементов;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков.

Светопрозрачный

  • Помывка с применением шубки и склиза;
  • Локальный ремонт или замена поврежденных элементов;
  • Поддержание герметичности стыков, функциональности систем водоотвода атмосферных осадков

Оставьте заявку на выезд инженера, и мы подберем оптимальную технологию восстановления конкретно для вашего случая.

Старинные особняки и дома прошлых десятилетий: как ремонтируют фасады зданий в Москве

Старинные особняки и дома прошлых десятилетий: как ремонтируют фасады зданий в Москве

Покраска и покрытие защитными составами стен, обновление крыш, укрепление балконных плит — это лишь часть работ, которые выполнялись во время ремонта фасадов зданий в 2020 году. Всего в рамках комплексного благоустройства городских территорий в порядок привели фасады 52 домов. Все они расположены на улицах, которые были благоустроены в последние годы.

«В основном это дома 1950–1980-х годов постройки. Но среди отремонтированных есть и фасады исторических зданий. Пять из них являются объектами культурного наследия. Это дома, особняки и городские усадьбы XVIII–XX веков, которые создают архитектурный облик города. Для их фасадов проводились ремонтно-реставрационные работы», — рассказали в пресс-службе Департамента капитального ремонта города Москвы.

Так, специалисты занимались фасадами бывшего особняка купца Николая Терентьева. Четырехэтажное здание, расположенное по адресу: Петровский переулок, дом 8, строение 1, возвели в стиле ампир в 1833 году. Автором проекта выступил знаменитый зодчий Осип Бове. В начале прошлого века дом был перестроен архитектором Илларионом Ивановым-Шицем и фасад приобрел черты стиля модерн. В 1930-х годах надстроили еще два этажа.

«Специалисты отреставрировали и воссоздали более 50 элементов лепного декора. Это, например, женские маскароны над окнами, а также маскароны в виде головы льва», — добавили в пресс-службе ведомства.

Кроме того, фасады бывшего купеческого особняка очистили от грязи и пыли. Мастера восстановили штукатурный слой, а затем выкрасили стены в зеленый цвет разных оттенков (нижняя часть здания темнее верхней). Для лепного декора выбрали коричнево-бежевые и серые цвета. Все работы проходили под контролем столичного Департамента культурного наследия и по согласованному ведомством проекту.








Как ремонтируют фасады зданий

Чаще всего для проведения работ использовали строительные леса. Однако если у дома была сложная геометрическая форма, то применяли метод промышленного альпинизма или строительные люльки. Технология ремонта зависела от вида фасадов. Например, фасады со штукатурной отделкой сначала очищали от пыли, грязи, старых слоев краски и вздувшейся штукатурки. Затем заделывали трещины, шпаклевали и грунтовали стены. Потом поверхности обрабатывали специальными составами против плесени и грибка. Финальный этап в ремонте таких стен — новая покраска. Ее выполняли в соответствии с колористическим паспортом здания.

Колористический паспорт — это документ, который создается до начала ремонтных работ. В нем описан внешний вид зданий, цвета каждого элемента и каждой архитектурной детали. Кроме того, паспорт включает в себя все варианты цветовых решений, которые можно применить при покраске. При выборе цвета учитывают и стилистические особенности улиц, и архитектурные особенности дома, и его исторические характеристики.

Неоштукатуренные кирпичные фасады зданий тоже сначала очищали от пыли и грязи. После этого специалисты проверяли прочность кладки. При необходимости они заделывали трещины или заменяли утраченные кирпичи. Для того чтобы сохранить фасад от разрушений на максимально долгий срок, его поверхность покрывали специальными составами. Они обладают морозоустойчивыми, водоотталкивающими и воздухонепроницаемыми свойствами. Если же кирпичный фасад прежде был окрашен, его заново красили в соответствии с колористическим паспортом.

При необходимости проводились и дополнительные работы. Например, менялись оконные откосы, металлические отливы, водосточные трубы. Внимание уделялось кровлям и балконам. Так, в прошлом году отремонтировали 35 крыш.

Ежегодно столичный Департамент капитального ремонта приводит в порядок фасады десятков зданий на благоустроенных улицах города. Ремонтно-реставрационные работы в памятниках архитектуры и домах со статусом выявленного объекта культурного наследия проводятся под контролем Департамента культурного наследия.

Более 100 объектов реставрации: как мастерская «Фаросъ» помогает сохранять памятники истории и культуры

Более 100 объектов реставрации: как мастерская «Фаросъ» помогает сохранять памятники истории и культуры

Реставрация здания кинотеатра «Художественный», возвращение исторического облика башням Донского монастыря, восстановление бывших доходных домов Москвы — все это во многом является заслугой сотрудников архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ».

Мастерская появилась в Москве в 2015 году. Ее основное направление деятельности — разработка проектной документации для реставрации памятников архитектуры, осуществление авторского надзора и научного руководства при проведении работ по возвращению объектам исторического облика.

По его словам, в процессе разработки проекта реставрации необходимо не только сохранить детали исторического здания, благодаря которым его включили в реестр объектов культурного наследия. Важно, чтобы после завершения работ здание как единое целое не утратило своей аутентичности.

За шесть лет силами сотрудников мастерской реализовано более 100 объектов реставрации. Многие из этих зданий-памятников являются объектами культурного наследия регионального и федерального значения. Некоторые отреставрированные шедевры архитектуры входят в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относится, например, ансамбль Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты: корпус с апартаментами их императорских высочеств и конюшенный корпус у Кремлевской стены (Кремль, корпус № 9).

Еще одним примером является реставрация в 2020 году исторического здания кинотеатра «Художественный» — одного из старейших кинотеатров столицы, расположенного по адресу: Арбатская площадь, дом 14, строение 1. Российские мастера трудились над проектом совместно с коллегами из Испании, Германии и Великобритании. Работы были выполнены на самом высоком уровне и с сохранением идей архитектора Ф.О. Шехтеля, но главное — специалистам удалось сохранить «Художественный» как кинотеатр.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В числе других работ — подготовка проектной документации для реставрации таких значимых московских объектов, как городская усадьба дьяка А.И. Иванова — Левашовых (Староваганьковский переулок, дом 15, строение 3), Шереметьевское подворье (Никольская улица, дом 10), склады Товарищества водочного завода (Садовническая улица, дом 57, строение 1), пассаж К.С. Попова — Джамгаровых (улица Кузнецкий Мост, дом 12/3, строение 1) и другие.

Преемственность поколений

Коллектив архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» насчитывает более 20 сотрудников. Это и архитекторы, и конструкторы — все реставраторы с высшим профессиональным образованием, аттестованные Министерством культуры России для разработки проектной документации по реставрации памятников архитектуры. На некоторых объектах научное руководство реставрационными работами осуществляет почетный реставратор Москвы Галина Степаненко.

«Несмотря на то что коллектив мастерской преимущественно женский, для наших сотрудников нет невыполнимых задач. Архитекторы прошли обучение для работы на высоте более 50 метров и бесстрашно поднимаются на строительные леса для обследования и обмеров архитектурных деталей», — отмечает Денис Писарев.

В мастерской особенно ценится преемственность поколений. Опытные сотрудники более чем с 40-летним стажем охотно делятся секретами ремесла и учат молодых коллег читать памятники так же, как раскрытую книгу: например, подмечать, где на фасаде первоначально был кирпичный или белокаменный декор, а где в интерьере располагались печи.

Регулярно на практику в организацию приходят студенты из ведущих отраслевых вузов — Национального исследовательского московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), а также Московского архитектурного института. Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской второй год подряд принимает участие в качестве председателя в работе государственной экзаменационной комиссии НИУ МГСУ по специальностям «архитектура» и «реконструкция и реставрация архитектурного наследия».

Текущие проекты

Одна из недавних задач сотрудников мастерской «Фаросъ» — разработка проектной документации для реставрации восьми башен Донского ставропигиального мужского монастыря, основанного в XVI веке (Донская площадь, дом 1/3).


«Несмотря на то что башня, казалось бы, такой маленький объект капитального строительства, за долгую историю своего существования она “обросла” трудностями и загадками не менее, чем любой крупный объект культурного наследия, такой как храм или какой-нибудь жилой дом, палаты, — говорит Денис Писарев. — До начала работ башни выглядели вполне крепкими. Но чего они только не повидали на своем веку: были и складскими, и жилыми квартирами, состоящими из одного помещения площадью 25–35 квадратных метров».

Во время исследований выяснилось, что культурный слой внутри башен вырос почти на один метр. Из-за этого прежде разноуровневый пол стал единым пространством. Изначально же в центре помещения пол находился ниже и был декорирован белокаменным цоколем из пиленого известняка. А в нишах помещения, разделенного массивными простенками, пол был кирпичным.

Хотя Донской монастырь входит в южный пояс оборонительных крепостей Москвы, строился он в то время, когда оборонительная функция от него уже не требовалась. И тем не менее его башни устроены с соблюдением фортификационных традиций: малые бойницы ближнего боя — нижние, дальнего боя — верхние, машикульный пояс (из навесных бойниц) по крепостным стенам, мерлоны (зубцы) на уровне боевого хода. Башни, которые венчают белокаменные элементы — пинакли (пирамидки) с завершением из шаров и пик, декорированы гребешками из прямого и профилированного кирпича.





«Как правило, во время реставрационных работ применяются традиционные технологии: вычинка — замена поврежденного кирпича, инъектирование полостей в кладке специализированными реставрационными составами, воссоздание утраченных металлических связей приваркой недостающих частей. Вместе с тем сегодня на службу к реставраторам поступают новые строительными материалы, растворы, защитные составы, применение которых позволяет проводить реставрационные работы как можно реже в дальнейшем. Это многократно продлевает срок жизни и службы сохраняемых объектов культурного наследия», — поясняет Денис Писарев.

Еще одна задача специалистов — реставрация и приспособление под современное использование нескольких памятников архитектуры в Москве, которые когда-то служили доходными домами.

Одним из таких зданий стал доходный дом А.М. Михайлова, являющийся объектом культурного наследия регионального значения и возведенный в 1903 году по проекту архитектора А.Э. Эрихсона (Большая Дмитровка, дом 9, строение 1). Фасад здания был отделан плиткой и украшен горельефными изображениями — маскаронами — в египетском стиле. В 1906–1907 годах в этом доме жил актер МХАТа Л.М. Леонидов, позднее — известный эстрадный артист Н.Ф. Балиев, а в 1920–1930-х годах здесь бывал писатель М.А. Булгаков.


«В ходе реставрации фасадов здания мастерам довелось работать с материалами, которые применял архитектор Эрихсон: это и гипсовые маскароны в египетском стиле, и бетонные панно с сюжетами тоже на египетские темы, и оригинальной формы венчающие карнизы, в конструкции которых были устроены специальные желоба для сбора дождевых вод и аккуратного отвода их к водосточным трубам, и потрясающей красоты керамическая плитка, а также кирпичики с керамическим покрытием, которые являются одним из главных украшений фасадов», — рассказывает Денис Писарев.

Помимо преображения фасада здания, мастерам удалось восстановить часть подлинных интерьеров — парадные подъезды.

В ближайших планах специалистов архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» — разработка документации для проведения работ по реставрации московского памятника конструктивизма, гаража для грузовых машин, возведенного в 30-е годы прошлого века по проекту архитектора К.С. Мельникова (Новорязанская улица, дом 27, строения 1, 3). Здание признано объектом культурного наследия регионального значения. Мастерам предстоит укрепить фундамент, восстановить кирпичную кладку, демонтировать поздние пристройки. Задачей специалистов является сохранение не только объемно-пространственной и планировочной структуры корпусов гаража, но и уникальных кровельных конструкций, прослуживших перекрытием почти 100 лет.

Признание мастерства

Работы архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» отмечены наградами конкурса «Московская реставрация — 2015». Так, лучшим реализованным проектом реставрации объекта культурного наследия была признана городская усадьба Е.И. Вандышниковой — Э.М. Банза (улица Воронцово Поле, дом 3, строение 1). Специалисты мастерской также одержали победу в номинации «Научно-методическое руководство при проведении работ на объекте культурного наследия» за реставрацию складов Товарищества водочного завода (Садовническая улица, дом 57, строение 1).

А в 2021 году за реставрацию здания кинотеатра «Художественный» мастерская «Фаросъ» получила специальный приз конкурса «Лучший реализованный объект» Департамента градостроительной политики города Москвы в номинации «Реставрация и приспособление к современному использованию объекта культурного наследия».

В столице современная реставрация «убивает» всю подлинность в зданиях

Каждый год в Москве реставрируются — за городской или частный счет — десятки исторических зданий. Свежий пример — ко Дню города свежей штукатуркой сверкает единственная сохранившаяся в городе кордегардия (здание таможни и охраны на въезде в город) Камер-Коллежского вала, что на площади Пресненской Заставы. Это типичный пример современной московской реставрации — любо-дорого посмотреть, был домик облупленный, а теперь как новенький. Но, с точки зрения специалистов, здесь есть серьезная проблема.

Москвичи завидуют провинции из-за старых домов

Здание кордегардии до переделки. Фото: Соцсети

Право, не хочется быть тем «диссидентом Геннадием», который бурчит на все хорошее, что происходит в городе. Но сравнивая старые фотографии (и собственные воспоминания, у кого есть) с современным видом кордегардии, трудно отделаться от мысли, что что-то здесь капитально не так. Ладно, эмоции в сторону, ищем «десять отличий».

Крыша — вроде бы правильная, из железного фальца. Что ура, то ура. Даже кирпичную трубу оставили (хотя в пресс-релизах специально отмечено, что печного отопления там не будет, вместо печки электроконвекторы). «Зубчики» наличников — на своем месте, венчают окна; только, ради всего святого, зачем было повторять скрывающую эти элементы монотонную окраску? Ведь явно же, что красить их заподлицо со стенами стали уже в ХХ веке ради экономии сил и денег, а до этого они были, как и полагается таким элементам, контрастными?

Вот сами окна — уже есть к чему придраться: были они с мелкой расстекловкой (причем не такой уж прямо совсем мелкой, нормальной!), а будут… пока непонятно, какие они будут, баннерами закрыты. И входная группа (то есть дверь и ее окантовка): раньше была вровень со стеной, а теперь выступила вперед этаким почти балконом. Ну и лепные элементы под карнизом: что, неужто нельзя было скопировать в точности, с соблюдением пропорций? Не говоря уж о том, что неплохо было бы их сохранить, они ведь не утрачены были с течением времени, а были перед «ощекатуриванием» сбиты, а потом восстановлены.

Зачем так сложно? Или проще вот так, чем возиться с оригинальными элементами? А может, и не важно: какая разница, ведь на вид почти одно и то же, если не держать в руках старую фотографию?


Фото: Степан Григорян

Московский стиль

— Нынешняя реставрация по-московски обычно так и выглядит, — поясняет архитектор-реставратор Петр Шутов. — Историческое здание расчищается до огрызка кирпича, который выравнивается; перекрытия, держащие лепные потолки, старые паркеты и перегородки с дверьми, потрошат; стены заново штукатурятся, далее присверливается лепнина, вставляются новые окна и двери (часто со стеклопакетами, что утолщает обвязку, делая ее грубой), кровля часто кроется медью (хотя исторически кровли были железные, крашенные для защиты в зеленый или коричневый, что можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского). В итоге вся «внутрянка» утрачена, а «исторический» декор зачем-то натягивается на современную планировку. Здание получается макетом авторской фантазии на заданную тему, но абсолютно не несет в себе физических остатков прошедших эпох. В результате «насмотренный» житель столицы при посещении провинции пускает слезу на полуразрушенные домишки: в них сохраняется дух прошлого, а Москва стала макетом…

За последние лет пятнадцать «реставрационных» скандалов — то есть случаев, когда публика смотрела на здание и говорила: «Ой, не похож, ой, халтура!» — было в Москве достаточно много. Чаще всего внимание на непорядок обращали профессионалы в этом деле — градозащитники, но иногда и обычные прохожие замечали, что как-то все не так. Из самого вопиющего: воссозданный (а называлось — реставрация!) дом на Щипке, где жили Арсений и Андрей Тарковские, усадьба Всеволожских на улице Тимура Фрунзе (тоже — разобран по бревнышку и воссоздан в других материалах). Из более легких, обратимых вариантов — многочисленные скандалы с реставрацией скульптурных элементов (маскаронов, рельефов). Город, правда, на ошибках учится: в последние пару лет в скульптурном убранстве «ЖКХ-арт» не применяется.

— Решающую роль сыграло появление частного заказчика со всеми карикатурными пороками капитализма, — отмечает Петр Шутов. — Еще относительно недавно реставрация была уютным уделом любителей старины: специалисты могли десятками лет заниматься одним объектом, на который государство выделяло крошки. Либо ускоряться к юбилеям, на которые государство, часто внезапно, как раз наваливалось всей мощью. Сейчас получилось так, что статус памятника стал обременением для растущего бизнеса — и работа по коммерческим заказам часто толкает специалистов на слишком глубокие компромиссы (а некоторых, увы, и уламывать не приходится).

Это навсегда

По словам реставратора, самое печальное в таком подходе — исчезновение разновременных наслоений, наглядно показывающих историю здания. «Большинство проектов выполняются с целью воссоздать первоначальный образ здания, даже когда информации слишком мало, — подчеркивает Шутов. — Например, повсеместно растесанные в XIX веке витрины первых этажей особняков сужают, ориентируясь на окна верхних этажей, — а ведь часто никаких достоверных данных для этого не осталось, одно наитие. В результате такого макетирования исторические здания сложно отличить от их копий в натуральную величину — все, что видишь, сделано только что. Это резко отличается от западноевропейского подхода, где ценность представляет не абстрактный образ (часто во многом придуманный реставратором), а именно тело объекта — кирпич, камень, пусть побитый, перерубленный, безобразный, но безусловно подлинный».

Для гуляющей публики — а именно она в Москве сейчас считается целевой аудиторией — тут беды нет: на вид все становится чисто, красиво, дорого. К тому же, по словам Петра Шутова, есть и признаки эволюции: самые свежие проекты реставрации отличаются стремлением показать куски исторического ядра здания. Но беда в том, что дома, отреставрированные описанным ранее методом, теряют свой потенциал к реставрации навсегда. Даже если моды изменятся и в Москве станут цениться «аутентичные камни», в «поновленных» домах подлинной «начинки» уже не найдешь. А так — внешне все хорошо. Даже, можно сказать, шикарно, но скучно.

Читайте также: