Расход бетона на бетононасос

Обновлено: 29.04.2024

Организация процесса доставки бетона автобетоносмесителями

Прежде всего заказчик должен определиться, какой марки ему нужен бетон, потому что от этого зависит вид транспорта, которым он будет доставляться.

Согласно п. 9.1. ГОСТ 7473-2010, «бетонные смеси доставляют потребителю транспортом специализированных видов, предназначенных для перевозки бетонных смесей. По согласованию производителя с потребителем допускается транспортировать жесткие бетонные смеси автосамосвалами», то есть если вам нужны жесткие смеси (или «тощий бетон») – бетон с пониженным содержанием цемента и повышенным содержанием щебня, такую смесь рекомендуется доставлять в самосвалах, так как она обладает плохой подвижностью и плохо выгружается из АБС. Кстати, при заказе тощего бетона нужно четко убедиться, что ваш заказ правильно понят, нет непонимания терминов и вам отгрузят именно тот сорт бетона, который вам нужен и в самосвалах. Остерегайтесь тех, кто предлагает доставку тощего бетона в миксерах, потому что это обычно посредники, которые подставляют под угрозу чужую технику, а не свою, или не очень опытные сотрудники.


Если же заказчику нужен обычный товарный бетон стандартной рецептуры при строительстве объектов в черте города или в пригороде, лучше всего доставлять его в АБС, заказывая на бетонном заводе.

Практически каждый железобетонный завод имеет в своем автопарке бетоновозы и автобетоносмесители. Преимущество миксера перед бетоновозом (и тем более перед самосвалом) в том, что в процессе движения АБС непрерывно перемешивает раствор, тем самым не давая ему расслоиться, и препятствует испарению воды из раствора, предохраняет от воздействия солнца, ветра и атмосферных осадков, сохраняя (в определенной степени) его качество.


Аренда. Цена автобетоносмесителя составляет немалую сумму, и не каждая строительная компания может позволить себе такое приобретение. Поэтому часто строители арендуют данные автомобили на условиях почасовой оплаты. Это значительно экономит затраты при строительных работах даже несмотря на то, что во время аренды обслуживание и ремонт техники осуществляет компания-арендатор. К тому же можно подобрать миксер именно такого объема, с такими техническими характеристиками, какие необходимы для данного конкретного объекта.

Но если не получается решить вопрос с арендой АБС, как вариант, можно купить машину б/у.


Выбор б/у миксера при покупке. Со временем, если промывка барабана после выгрузки раствора осуществлялась некачественно, не полностью, на внутренних стенках барабана собирается затвердевший бетон. Соответственно вместимость сокращается. Купив б/у миксер с барабаном на 5 м 3 , вы получите лишь 4–4,5 м 3 . Кроме того, большое количество застывшего раствора на стенках может создавать помехи для вращения барабана и, как следствие, снижать равномерность перемешивания и качество конечного продукта. Поэтому, приобретая б/у миксер, необходимо проверить состояние стенок барабана изнутри.


Необходимое количество бетона

Считается, что на расстояние более 70 км или по сложной труднопроходимой дороге доставку готового бетона осуществлять неэффективно, так как стоимость и время доставки будут высокими, и высок риск потери качества бетона при транспортировке. Если необходимы большие объемы раствора, а расстояние до бетонного завода велико, оптимальным решением будет установка растворно-бетонного узла (РБУ) непосредственно на объекте. Но если объект находится недалеко от бетонного завода, раствор обычно доставляют автобетоносмесителями.

Автобетоносмеситель – машина универсального применения, с ее помощью можно и однократно доставить небольшой объем бетона, и беспрерывно подвозить готовый бетонный раствор на большие строительные объекты для возведения крупных сооружений и строительства дорог. Теперь можно перейти к выбору АБС.

Определить и заказать нужный объем бетона. Необходимо, обратившись к специалистам или самостоятельно, точно рассчитать требующийся для вашего объекта объем бетона и узнать, каков объем бетона на выходе будет в миксере, а уже затем оформить заказ.

Если заказчику необходимо меньше кубометров бетона, чем доставляет АБС поставщика (например, нужно 6 м 3 бетона, а есть лишь миксер на 7 м 3 ), то, скорее всего, заказчику придется оплатить штраф за недогруз.


На какое расстояние можно перевозить бетонный раствор, не опасаясь за потерю его качества (расслоение, затвердевание и пр.)?

Правильнее говорить не о расстоянии, а о времени доставки, т. к. даже на коротком маршруте транспортное средство может надолго застрять в пробке. По ГОСТ 7473–94 (правда, устаревшему, официально не действующему) допускалась продолжительность транспортировки бетонных смесей разных сортов (но с многочисленными оговорками: при температурах воздуха 20–30 °С, температуре смеси 18–20 °С, средних скоростях движения в зависимости от дорожного покрытия 15–30 км/ч) – в АБС до 210 минут, а в самосвалах более чем в три раза меньше – до 60 мин. При изменении температуры смеси или окружающей среды максимально допустимую продолжительность транспортировки определяют опытным путем. При температуре воздуха от 6 до 20 °С и от –5 до +5 °С время транспортировки бетонных смесей может быть увеличено на 10 и 25% соответственно. Заметим, что в России максимальная скорость движения АБС в технологическом режиме составляет не более 60 км/ч, за рубежом – до 90 км/ч.


По ныне действующему ГОСТ 7473–2010 «Максимальная продолжительность транспортировки бетонной смеси не должна быть более времени сохраняемости ее свойств, указанных в договоре на поставку. Время «сохраняемости свойств» определяется опытным путем». Срок годности бетонного раствора – задача со многими неизвестными, т. к. зависит от ряда факторов: температуры воздуха, водоцементного отношения (В/Ц), типа пластификатора, типа противоморозной добавки и прочих добавок, которых известно около 80 типов, даже от скорости вращения барабана АБС. Однако европейская техника, предназначенная для работы с таким скоропортящимся продуктом, как бетонная смесь, а также большинство отечественных моделей способны работать в широком диапазоне температур (от –35 до +45 °С), что позволяет эксплуатировать автобетономешалки в условиях продолжительных морозных зим и жаркого лета нашей страны.

Летом в жару бетон начинает схватываться очень быстро. Зимой в сильный холод в помещениях бетон может затвердевать до 5 часов. И то и другое плохо, качество бетона страдает в обоих случаях. Но приблизительно можно ориентироваться на время от 40 минут и до двух часов от начала транспортировки, с разгрузкой и до укладки бетона на место. В практике считается, что бетон, «проживший» 2,5 ч, уже непригоден для укладки, впрочем, с этим мнением согласны не все специалисты. А опыт с первым же миксером позволит уточнить это значение для конкретных условий, существующих на строительном объекте в данный момент.


Впрочем, можно рассмотреть вариант с добавлением присадок-замедлителей схватывания и затвердения раствора, а также пластификаторов – но насколько они увеличат стоимость бетона? Теоретически можно привозить сухую бетонную смесь из цемента, песка и щебня, срок ее годности не ограничен при постоянном перемешивании во время движения АБС, и если на объекте имеется вода удовлетворительного качества и дозатор воды, замешивать/ приготавливать раствор прямо на объекте или на подъезде к объекту – в миксере, используя воду и добавки (пластификатор или противоморозную добавку) из бака автомобиля. Выхлопная труба автомобиля проходит через бак, и теплом выхлопных газов вода в баке обогревается, чтобы предотвратить замерзание.

Однако специалисты отмечают ряд серьезных недостатков такого способа доставки. Во-первых, завод никак не сможет проконтролировать качество получившейся в итоге смеси, а значит, и отвечать за качество, ведь лаборатория ОТК находится на заводе. И самое главное: как правило, при движении за миксером, загруженным сухой смесью, тянется шлейф цементно-песчаной пыли. ГИБДД выписывает за это немалые штрафы.


Сможет ли миксер доехать до нужного места на стройплощадке?

АБС – тяжелая машина с высоко расположенным центром тяжести, поэтому заказчик должен заранее рассчитать, выдержат ли подъездные пути на стройплощадке вес груженого миксера, а также сможет ли он маневрировать на площадке, чтобы подъехать к месту разгрузки?

Приведем таблицу, которая поможет заказчику приблизительно ориентироваться при определении массы и габаритов АБС.

Объем, м 3 Число осей Длина, м Высота, м Ширина, м Снаряженная масса (без бетона), т
4 2 7,35 3,4 2,5 10
5 3 7,4–8 3,5 2,5 12
6 3 7,8–8,5 3,6 2,5 11,9–13,5
7 3 8,2–8,8 3,63,75 2,5 12,2–13,9
8 3 8,4–9 3,7–3,85 2,5 12,8–15
9 Обычно 3 8,5–9,2 3,7–3,95 2,5–2,55 13–15
10 4 9,3–9,45 3,8–4 2,55 15,3–17,2
11 4 9,78 3,78 2,55 16,6
12 4 9,94–10,36 3,82–3,95 2,55 16,7–19

Обычно меньшее значение диапазона – это миксер на базе КАМАЗа, большее – АБС на базе МАЗа, УРАЛа или иномарок (МАN, Меrcedes, Iveco, Renault, Ford, Volvo, Scania, Mitsubishi, Howo, CAMC, Shacman и др.). АБС на шасси повышенной проходимости (УРАЛ, КАМАЗ) в таблице не учтены.

Прибавив к снаряженной массе АБС массу бетона (умножить плотность данной марки бетона на количество кубометров, плотность бетона, см. ниже), заказчик определит примерный вес груженого автобетоносмесителя. Из-за своей большой массы АБС предъявляют повышенные требования к дорожному покрытию. Например, полностью груженный 12-кубовый автобетоносмеситель может весить около 50 т. По дороге с твердым покрытием (асфальт, бетонные плиты) он проедет без затруднений. По укатанному грунту – только в сухую погоду. По травянистому дерну, замерзшему снегу, подсыпке из песка и щебня проезд проблематичен и зависит от конкретной ситуации (особенно это опасно вблизи котлованов и траншей). То же и по габаритам – заказчик должен заранее определить возможность проезда и маневрирования громоздкой машины.


Разгрузка бетона на объекте

Но вот АБС благополучно доехал до точки разгрузки. Необходимо тщательно подготовиться к разгрузке и укладке бетонной смеси, т. к. бетонные заводы дают 30–60 мин на разгрузку миксера, а за простой требуют дополнительную оплату.

Как уже говорилось, миксер в какой-то степени сохраняет свойства бетонного раствора, но как только бетон выгружен из АБС, начинается процесс его затвердевания, с каждой минутой он теряет текучесть и пластичность, т. е. удобоукладываемость. Поэтому бетон должен быть быстро выгружен и уложен в возводимую конструкцию. У каждого производителя своя норма времени выгрузки бетона из АБС, но в среднем можно считать, что 1 м 3 выгружается не более 10 минут.

Следует учесть, что оплата насчитывается отдельно за сам бетон, за его доставку, а также за время простоя взимается штраф от 500 до 1000 рублей в час. У заказчика тут может быть два варианта: либо возить бетон постепенно меньшими порциями, но тогда придется оплачивать рейсы большего числа меньших по объему миксеров, либо привезти сразу большой объем одним большим миксером, но выгружать его постепенно, по мере укладки. В этом случае придется оплачивать время простоя миксера.


Впрочем, можно выгрузить бетон в промежуточную емкость, например, короб из досок, и уже из нее укладывать бетон в конструкцию. На практике применяют такие способы защиты выгруженного в емкость бетона от схватывания, как заливка тонким слоем воды и прикрытие брезентом или другой тканью от солнца.

Определение фактического количества доставленного раствора. Заказчик должен обязательно потребовать паспорт доставленного бетона, где указываются основные характеристики и объем бетонной смеси. Не секрет, что реальное количество бетона в миксере может отличаться от указанного в документах. Заказчику полезно знать способы, с помощью которых можно определить, сколько бетона фактически находится в миксере.

По массе отгружаемой смеси. Если есть возможность проверить массу загруженного миксера или на заводе производилось взвешивание отгружаемого раствора, то реальный объем бетона вычисляется путем деления массы раствора на его плотность. Ориентировочно плотность тяжелого бетона со щебеночным и гравийным наполнителем составляет 1800–2500 кг/м 3 , легкого газонаполненного бетона с наполнителем из керамзита, вермикулита и т. п. – 500–1800 кг/м 3 , а сверхлегких газо- и пенобетонов – менее 500 кг/м 3 .


По времени выгрузки. Можно приблизительно ориентироваться и по времени выгрузки раствора: около 5–10 мин на 1 м 3 в зависимости от пластичности бетона, хотя у некоторых АБС в спецификации указан «темп разгрузки бетона 1 м 3 /мин».

На какое расстояние может выгружать раствор миксер? Обычно длина лотка (желоба) АБС составляет от 1,5 до 2 м. Некоторые автобетоносмесители оборудованы дополнительным разгрузочным пластиковым рукавом длиной до 6–8 м, что позволяет разгружать бетонную смесь в труднодоступных местах. Если используются дополнительные приспособления, то они могут быть собственностью водителя, который сам смонтировал желоб и может попросить дополнительную оплату за его использование.

Что делать, если штатной длины желоба недостаточно? Если расстояние до 5 м, рекомендуется самостоятельно изготовить дополнительный желоб или рукав. На расстояние больше 5 м под небольшим углом бетонная смесь по лотку ск орее всего самостоятельно не потечет. В этом случае нужно либо использовать бетононасос, либо привлекать рабочих, которые будут вручную лопатами гнать смесь по лотку (такой вариант выбирают для заливок в окно или в подвал, где насос использовать сложно), либо перетаскивать раствор ведрами и носилками. Иногда применяют ленточные транспортеры или специальные широкие трубы.


Промывка миксера. После выгрузки бетона барабан и желоб миксера промывают водой. Для этого достаточно относительно небольшого количества воды, около 50 л. Большой эффективности можно добиться, применяя моечный аппарат высокого давления. Никаких химических моющих веществ не требуется. Выполнять промывку за пределами стройплощадки не рекомендуется, водителя могут оштрафовать.

Чаще всего поставщики просят, чтобы водитель миксера мог выполнить промывку на объекте. Поэтому заказчику необходимо подготовить площадку, на которой можно будет сливать использованную воду с остатками бетона.

Очистка внутренних стенок смесительного барабана от затвердевшего бетона. Как уже говорилось, со временем, если промывка смесительного барабана после выгрузки раствора осуществлялась некачественно, не полностью, на внутренних стенках барабана собирается затвердевший бетон. Традиционно его удаляют механическим способом – отбойным молотком, кувалдой. Но специалисты знают и другие необычные способы очистки.

Существует полушутливое экзотическое предложение использовать небольшое количество взрывчатки. Но это, пожалуй, слишком опасный и сложный способ, здесь нужен высококвалифицированный специалист-взрывотехник.


Для очистки от бетона советуют применять старые, отслужившие свое аккумуляторные батареи, в которых остался электролит. Поместите десяток аккумуляторов в барабан и вращайте его около часа. Батареи разобьются – так их будет удобнее сдать на вторичную переработку, а кислота нейтрализуется, вступив в реакцию с цементом, который является щелочью. Бетон при этом будет разрушаться, кусками отваливаться от стенок барабана, эти куски будут вращаться в барабане и бить по бетону, еще оставшемуся на стенках, кислота будет проникать в образующиеся трещины и способствовать разрушению бетона и очистке стенок барабана. Если нет списанных аккумуляторов, можно просто залить определенное количество слабой кислоты. Возможно, операцию придется проделать несколько раз. Можно еще порекомендовать забросить во вращающийся барабан несколько булыжников размером с апельсин, они помогут отбить бетон от стенок и в то же время не повредят перемешивающие винтовые лопасти. В заключение все осколки выгружаются из барабана. Конечно, чтобы не нанести вреда экологии аккумуляторной кислотой, ее нужно хорошенько разбавить водой, промыв барабан и выгруженные осколки.


Российский рынок АБС

А теперь посмотрим, что же предлагает рынок автобетоносмесителей российскому потребителю?

ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ТЗА) является одним из лидеров российского рынка миксеров. Завод выпускает ряд моделей АБС с барабанами емкостью от 5 до 12 м 3 , которые устанавливаются на шасси отечественных и иностранных грузовиков, в том числе на полуприцепы. Гордость завода – две новые модели – 58145Y (5 м 3 ) и 58147Y (7 м 3 ), соответствующие требованиям нового регламента. У них нагрузка на ось составляет менее 8 т.

Завод стремится улучшать качество продукции – АБС комплектуются компонентами итальянского производства: планетарными редукторами РМР и маслоохладителями гидросистемы OESSE. Опционно может быть установлен «зимний вариант» технологического оборудования, совсем не лишний в нашем климате, направляющая труба смесительного барабана, система видеонаблюдения и т. д.


ЗАО «КОМЗ-Экспорт», выпускающее автобетоносмесители под маркой TIGARBO, также всегда упоминается среди лидеров российского рынка. Компания выпускает АБС с барабанами емкостью от 4 до 12 м 3 на отечественных и зарубежных шасси, в том числе полуприцепы. Предприятие комплектует свои миксеры компонентами немецкого производства: редуктором смесительного барабана фирмы ZF и маслоохладителем гидросистемы AKG.

Интересной моделью является УНИМИКС-4 – самоходное шасси со смесительной установкой емкостью 4 м 3 , которая позволяет автономно производить бетонную смесь различных марок из цемента, инертных наполнителей и воды. АБС оснащен системой весоизмерения, управления составлением рецептов и замесами. Такие машины популярны в Италии.


ООО «Дизель-ТС» из Нижегородской обл., а также «Пушкинский машиностроительный завод», а еще раньше «Бецема», похоже, прекратили выпуск АБС и полностью перешли на производство другой продукции. Теперь никто в России не производит смесительные установки емкостью 2 м 3 .

«Могилёвский автомобильный завод» (МоАЗ) (Беларусь) выпускает три модели автобетоносмесителей, все емкостью 6 м 3 , одна из них на полуприцепе, но поскольку шасси МАЗ из-за проблем с качеством в последние годы не очень популярно у нашего потребителя, это предприятие не играет заметной роли на нашем рынке.

То же можно сказать и об автобетоносмесителе АБС-10ДА емкостью 10 м 3 на шасси МЗКТ.


Компания Liebherr предлагает широкий ряд автобетоносмесителей емкостью от 6 до 15,5 м 3 на шасси с количеством осей от 2 до 6, часть из которых может быть подъемными. Имеются исполнения АБС на шасси полуприцепов. Смесители Liebherr выполняются из специальной упрочненной стали с вкраплениями титанкарбонита. Такая сталь производится исключительно для компании Liebherr. Для стран с жесткими ограничениями по нагрузке на ось предлагаются облегченные смесители, в которых некоторые стальные детали заменены на пластиковые и алюминиевые. По заказу АБС может оснащаться ленточным транспортером.

Второй крупный немецкий производитель АБС – компания Stetter входит в состав Schwing Group. В 2012 г. компанию Schwing GmbH купила китайская корпорация XCMG. Stetter выпускает четыре линейки бетоносмесителей емкостью от 6 до 15 м 3 на базе автомобилей и полуприцепов: Basic line, Light line, Heavy duty и Trailer line. Предлагаются облегченные смесители емкостью 7–9 м 3 , например, новая облегченная модель АБС Schwing Stetter UltraEco емкостью 8 м 3 . Инженеры компании Stetter разработали смеситель из закаленной стали повышенной прочности, компоненты из алюминия и облегченные агрегаты без снижения качества и надежности.


Компания ООО «Колуман Рус», дочерняя компания турецкого холдинга Koluman Holding A.S., предлагает модель автобетоносмесителя КСМ-10 с барабаном вместимостью 10 м 3 геометрическая емкость 16 500 л) с приводом от двигателя 4-осного шасси Actros 4141BB 8х4. Все металлоконструкции собственного производства Koluman, также использованы стандартные комплектующие – гидравлический насос и гидромотор Eaton, редуктор Transmital 577S, крутящий момент передается от коробки отбора мощности. В систему встроен охладитель AKG 24V. Скорость вращения смесительного барабана составляет 14 мин -1 . Благодаря системе подачи воды сжатым воздухом не используется водяной насос, который может выйти из строя в холодное время года, и оператор всегда по окончании работы может продуть трубопроводы сжатым воздухом во избежание замерзания системы в холода. Это очень простая и весьма эффективная система.

По желанию заказчика машина может комплектоваться водяными баками объемом 650 или 1000 л. Установка собрана на надрамнике и отличается проработанностью конструкции. «Колуман Рус» обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание техники на всей территории России. По ценам техника «Колуман Рус» находится на границе среднего и премиум-сегмента.


Из итальянских производителей в России известны АБС компании Cifa, которую в 2008 г. приобрел китайский концерн Zoomlion. Cifa предлагает установки емкостью от 6 до 12 м 3 , в том числе в облегченном исполнении (серия SLX) и повышенной прочности (серия HD). В связи с альянсом с китайским концерном АБС Cifa стали часто монтировать на китайские шасси Shacman.

Из других итальянских производителей АБС наиболее известна у нас компания FIORI S.p.A., предлагающая широкую линейку уже упоминавшихся самоходных шасси с самозагружающимися АБС емкостью от 1 до 5,5 м 3 на полноприводных (4х4) шасси с гидростатической трансмиссией, которая обеспечивает машине скорость до 25 км/ч. Небольшая компания D’Avino ;предлагает (уже упоминавшиеся) самоходные шасси с АБС емкостью 1,1–5,5 м 3 . Как мы знаем, АБС малых объемов и достаточно дорогие не пользуются особым спросом на отечественном рынке.


Особенностью корейских и китайских АБС является то, что они часто идентифицируются по марке шасси. Так, компания FAW предлагает 10-кубовый бетоносмеситель FAW 5250, который уже несколько лет успешно продается в нашей стране. Бетоносмеситель поступает в Россию из Китая. Шасси (6Х4) оснащается двигателем мощностью 370 л.с. Euro 4, который развивает крутящий момент 1700 Н.м в диапазоне 1100–1500 об/мин. Кабина FAW J6 эргономичной формы уменьшает лобовое сопротивление и гарантирует экономичный расход топлива. Инновационная 4-точечная система крепления кабины обеспечивает исключительно мягкое движение. Высокопрочные ведущие мосты обеспечивают большую грузоподъемность и низкую стоимость обслуживания. Передовая 3-слойная конструкция рамы гарантирует прочность и эластичность при повышенной грузоподъемности. Представительство компании FAW в России обеспечивает гарантийное обслуживание и шасси, и надстройки, поставляет необходимые запчасти в любые районы России в кратчайшие сроки.

На российском рынке продаются и б/у южнокорейские АБС на шасси Daewoo, и АБС на шасси Shacman и Sinotruk, Howo и DongFeng. В каждом случае нужно выяснять отдельно, каковы гарантии на оборудование и как обстоят дела со снабжением запчастями.

Подача бетонной смеси бетононасосами

Нормами настоящего раздела предусмотрены монтаж и разборка бетоновода с внутренним диаметром 150 и 180 мм.
На горизонтальных участках бетоноводы укладываются на деревянных подкладках или на стальных выдвижных стойках.

При монтаже бетоновода

1. Подноска звеньев бетоновода на расстояние до 15 м.
2. Установка опор и укладка звеньев бетоновода на опоры.
3. Закрывание и закрепление замков.
4. Раскрепление смонтированного бетоновода в местах его поворотов.

При разборке бетоновода

1. Снятие звеньев бетоновода, опор и приспособлений для распределения бетонной смеси.
2. Очистка звеньев бетоновода от остатков бетонной смеси.
3. Относка звеньев в сторону на расстояние до 15 м с укладкой в штабель.

Нормы времени и расценки на 1 м смонтированного или разобранного бетоновода

Примечание. При монтаже и разборке бетоноводов на участках с ранее установленной арматурой, затрудняющей монтаж и демонтаж бетоновода, Н.вр. и Расц. умножать на 1,6 (ПР-1).

Б. ПРИЕМ БЕТОННОЙ СМЕСИ ИЗ КУЗОВА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ

1. Прием бетонной смеси из кузова автомобиля-самосвала в промежуточный бункер или ковш подъемника.
2. Очистка кузова автомобиля-самосвала, бункера и ковша подъемника.
3. Включение вибратора на решетке бункера и отключение.
4. Удаление сверхмерного гравия или щебня с решетки бункера.

Норма времени и расценка на 1 м³ бетонной смеси

Состав рабочихН.вр.Расц.
Бетонщик 2 разр.0,110-07

В. ПОДАЧА БЕТОННОЙ СМЕСИ К МЕСТУ УКЛАДКИ

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена подача бетонной смеси бетононасосами производительностью 10 м3/ч, 20 м3/ч, по бетоноводу с внутренним диаметром соответственно 150 и 180 мм на расстояние подачи до 250 м по горизонтали и 40 м по вертикали с загрузкой бетононасосов бетонной смесью.
Состав работы

1. Осмотр, регулирование бетононасосной установки.
2. Подача бетонной смеси к месту ее распределения в конструкции с отсоединением и перестановкой звеньев бетоновода.
3. Наблюдение за работой бетононасоса и бетоновода в процессе работы и ликвидация пробок.

Нормы времени и расценки на 100 м³ бетонной смеси

Г. ОЧИСТКА БЕТОНОВОДОВ НАГНЕТАНИЕМ ВОДЫ

1. Снятие двух-трех звеньев, постановка звеньев с банниками и пыжами в бетоновод и присоединение бетоновода к водяному насосу или бетононасосу.
2. Очистка промежуточного и приемного бункеров бетононасоса от бетонной смеси.
3. Очистка бетоновода от бетонной смеси.
4. Наблюдение за бетоноводом во время очистки и промывки.
5. Отсоединение водяного насоса после очистки и присоединение бетоновода к бетононасосу.
6. Очистка шланга и других промывочных устройств.

Норма времени и расценка на 100 м бетоновода

Д. ОТСОЕДИНЕНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗВЕНЬЕВ БЕТОНОВОДА
ПРИ ПОСЛОЙНОМ БЕТОНИРОВАНИИ

1. Отсоединение звеньев по ходу бетонирования.
2. Очистка звеньев.
3. Присоединение звеньев.
4. Наблюдение и уход за бетоном.

Норма времени и расценка на 100 м³ поданной бетонной смеси

Вопросы и ответы про бетононасосы (АБН)

Для подачи бетона на расстояние используется несколько различных типов техники:

  • стационарные бетононасосы и растворные станции - они обладают низкой производительностью, поэтому в коммерческой эксплуатации используются редко, в данной статье они не рассматриваются,
  • гидролотки и транспортерные ленты - часто используются в СЗФО, но в Московском регионе - практически не встречаются,
  • автобетононасосы - про них в дальнейшем и пойдет речь.

Автобетононасос (АБН) - это специальный узел для подачи бетона на расстояние, поставленный на шасси автомобиля. Классификация АБН:

  1. По типу прокачки: поршневые и вакуумные
    • В практике коммерческой эксплуатации чаще используются поршневые механизмы из 2 поршней, работающих в противофазе (один - всасывает бетон из приемного бункера, другой - закачивает его в бетоновод).
    • Встречаются и однопоршневые насосы, но такой механизм, естественно, снижает характеристику производительности насоса.
  2. По типу затворного механизма: шиберные, шторочные и роторные . Шиберные - самый распространенный тип, они могут иметь S-образную и С-образную конструкцию шиберного узла.
  3. По типу управления стрелой: стреловые и линейные (бесстреловые).
    • Стреловые АБН - наиболее популярный тип, в них смесь подается через управляемые гидравликой трубы, называемые стрелами.
    • Линейные АБН чаще всего используются там, где нет возможности разместить стреловой АБН.


Какие требования предъявляются к месту заливки с помощью стреловых АБН (по длине, ширине и высоте)?
Что касается высоты - в первую очередь, требуется, чтобы раскладыванию не мешали провода и деревья.
Общая высота для раскладывания зависит от общей длины стрелы насоса, для ориентира можно брать длину 16-20 метров.
Как выглядит раскладывание стрелы, можно посмотреть в рекламном видео 32-метрового АБН Zenith (непосредственно раскладывание начинается в 0:49. Перетащив ползунок, вы можете начать смотреть видео с любого момента ).

На этом видео вы также могли видеть разложенные по бокам аутригеры («лапы») насоса (что также можно встретить у автокранов или грузовиков).
Чтобы насос мог нормально разложить лапы - ему требуется площадка не менее, чем 7*7 метров . Для насосов стрелой от 36 метров - не менее, чем 9*9 м.

Ширину раскладывания аутригеров (лап) насоса и взаимное расположение насоса и миксера при заливке можно оценить по 2 следующим фотографиям.
На первой фотографии изображен насос длиной стрелы 40 м, ширина раскладывания аутригеров (лап) - 9 м.



При заливке миксер подъезжает к насосу задом и сливает бетон в приемное отверстие насоса.
В результате получается, что 2 машины встают в линию под 20 метров длиной.
Если подъездной путь изгибается - это не является принципиальным препятствием. Миксер может встать к насосу и под углом, что видно на фотографии с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА».
На фотографии изображен насос длиной стрелы 22 м.


На видео ниже представлен процесс заливки с использованием бетононасоса.
Бетон по лотку сливается в приемное отверстие миксера, и далее подается по стрелам насоса в опалубку.


Обратите внимание на провода: если в левой части фотографии (где миксер) их полно, то в правой (где насос) - их нет.
Для заливки насосом нужно обеспечить отсутствие проводов и деревьев, чтобы они не мешали раскладываться насосу .
Это особенно важно для садовых товариществ, где и провода, и деревья наблюдаются в избытке.

Что делать, если невозможно обеспечить данные условия?

В таком случае можно воспользоваться линейным автобетононасосом. Его основные отличительные особенности (по сравнению со стреловым АБН):

  • преимущества
    • меньшая длина (а значит и большая маневренность),
    • нет необходимости раскладывать аутриггеры («лапы») - достаточно обычной ширины дороги для работы насоса,
    • нет требований по отсутствию проводов, деревьев и т.п.
    • требуется вручную собирать трубы в единую конструкцию, называемую магистралью, что требует больше времени,
    • магистраль по заливаемой конструкции перетаскивается вручную, а не с помощью гидравлики - это увеличивает трудозатратность процесса,
    • если объект находится выше уровня земли, магистраль нужно будет закреплять (к фасаду, стене или чему-либо еще).

    Что касается стоимости, то мощный линейный насос (способный прокачать до 150 м) обычно стоит дороже, чем стреловой, но начиная с расстояния 60 м (если использовать стрелу не получается - например, при заливке в окно или подвал) он уже может быть дешевле (в зависимости от цен конкретного поставщика). Выглядит он следующим образом (фотография с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА»).


    Также следует учитывать, что длина стрелы соответствует вылету по вертикали (за минусом 0,5-0,7 м). Вылет по горизонтали в среднем на 4 метра меньше, чем номинальная длина стрелы из-за особенностей конструкции.
    Конкретные значения можно узнать на страницах производителей бетононасосов ТЗА, SCHWING Stetter, Putzmeister, CIFA, Mecbo, Zoomlion.


    Что входит в 8 часов смены работы насоса?
    Стандартная практика - 7 часов на непосредственную работу и 1 час на промывку после окончания работ.
    Дорога «туда» и «обратно» во время смены не включается.

    В чем заключается запуск насоса и стоит ли он каких-то дополнительных денег?
    Чтобы бетонная смесь не застревала в трубах, нужно покрыть их стенки чем-то вроде обволакивающей пленки. Это и есть запуск насоса.
    Для запуска используют либо цементное молочко, либо пусковую смесь:

    • Молочко производится непосредственно на заводе, но его требуется всего 1-2 куба, и доставка молочка в полупустой машине очень дорогая. Поэтому часто сами производители советуют использовать «самопальную» пусковую смесь из цемента и воды - это существенно дешевле. Для длинных насосов и магистралей использование цементного молока обязательно.
    • В остальных случаях чаще всего используется специальная пусковая смесь, которую оператор бетононасоса либо привозит с собой, либо замешивает из цемента заказчика.
    • При отгрузке раствора вместо пусковой смеси для запуска можно использовать непосредственно поставляемый раствор - но при этом следует заложить небольшой запас по объему (десятые доли куба).


    А если мне нужно заливать пол в помещении длиной 100 метров, стоимость смены будет порядка 100 000 рублей?
    Нет, для длинных помещений можно использовать либо линейный насос, либо наращивать стрелу с помощью магистрали. Такая конструкция не управляется централизованно оператором бетононасоса - ее нужно таскать вручную, но зато это существенно дешевле. Конечную стоимость можно сказать только на месте, определив точную потребность в шлангах, трубах и поворотах. При подаче бетона через двери (в подвал) или окна без магистрали обойтись будет невозможно.

    Примеры, как выглядит магистраль:


    Как быстро можно будет провести заливку с помощью автомобильного бетононасоса?
    Наименьшая производительность насосов встречается у совмещенных машин «миксер-насос», практически не встречающихся в московском регионе - порядка 30 м 3 /ч.
    У обычных бетононасосов без миксера производительность гораздо выше - от 60 м 3 /ч, а чаще - от 90 м 3 /ч.
    Поэтому на практике реальным ограничителем скорости заливки является быстрота подачи миксеров под насос и быстрота выработки смеси рабочей бригадой . И чаще стоит вопрос быстроты подачи бетона, чтобы насос не забивался.

    С каким интервалом нужно заказывать бетон при прокачивании через насос?
    Требования к интервалу определяются исходя из того, что бетононасос не должен простаивать после начала работ, а должен постоянно прокачивать бетон - иначе «застоятся трубы» и насос придется запускать заново.
    По практике скорости выработки бетона бригадами, одна машина 7м 3 вырабатывается за 15 минут, итоговая скорость обработки бетона бригадой составляет около 30 м 3 в час и 200 м 3 в смену.
    Не сильно чаще выпускают машины и сами бетонные заводы, поэтому для простоты считается, что машины под насос нужно подавать без перерыва - перерыв образуется сам собой из-за времени загрузки машины.
    Соответственно, бетонный завод должен обладать достаточным количеством машин (собственных или наемных), чтобы обеспечить требуемый интервал.

    Если времени на отгрузку не хватает, можно ли заказать насос и первую машину с бетоном на одно и то же время?
    Если с насосом что-то случится и он не сможет прокачать бетон, тогда отгрузка будет невозможна и выпущенный с завода бетон нужно будет перенаправлять на другой объект.
    Чтобы этого не случилось, порядок действий такой:

    • сначала нужно убедиться, что насос на объекте разложился, препятствий для его работы нет,
    • и только потом выпускать машины с завода на объект.

    Обычно разница между насосом и первой машиной бетона составляет 1 час, но если известно, что от завода до объекта большое расстояние (или большие пробки), рекомендуется задавать разницу во времени исходя из реальной продолжительности пути (всё равно быстрее, чем это возможно, миксер доехать до объекта не сможет).

    Эту же разницу нужно учитывать и при подсчете полезного времени работы насоса. Дело в том, что 1 технологический час ему нужен не только на раскладывание стрелы - но в большей степени на промывку по итогам разгруки. И если после подачи сигнала о готовности к работе до приезда первой машины пройдет 2 часа - тогда на прокачку из 7 полезных часов останется только 5.
    С учетом уровня расценок (по нескольку тысяч рублей за час), такую ситуацию нельзя назвать удобной для клиентов. Тем не менее, эта мера служит тому, чтобы в случае невозможности прокачки не пришлось платить за уже выпущенный с завода бетон - а это уже десятки тысяч рублей.

    Как регулировать объем бетона при отгрузке под насос?
    В общем случае правила такие же, как и при обычной отгрузке - чтобы не переплачивать за порожний прогон, при разгрузке предпоследней машины делается корректировка объема последней машины.
    Однако нужно учитывать, что из-за риска застывания бетона в трубах (если между разгрузкой предпоследней и последней машин пройдет много времени) многие насосники не отпускают машину до того, как придет следующая. Чаще всего это означает, что у последней машины из-за ожидания последней возникает сверхнормативный простой, требующий оплаты. К этому нужно отнестись с пониманием, поскольку альтернативами являются:

    • дополнительная ходка машины с бетоном, если его требуется больше, чем изначально заказано,
    • разгрузка «лишнего» бетона, не требуемого в изначальную конструкцию, если его требуется меньше предполагаемого.

    Во всех этих случаях дополнительные расходы составят больше, чем оплата сверхнормативного простоя. А если изначальный и фактический объем сходятся - то и переплачивать ничего не придется.

    Какие предъявляются требования к бетону для прокачки его бетононасосом?
    Большинство специалистов по автобетононасосам не берутся прокачивать смесь марки М150 и ниже, хотя некоторые соглашаются, основываясь на том, что главное - это всё-таки подвижность смеси, и смесь М100 П4 будет прокачана успешно.
    Несмотря на то, что в характеристиках своих насосов производитель «ТЗА» указывает требуемую подвижность П2 (осадка конуса 6-9 см), на практике же требуется заказывать под насос смесь подвижностью не менее П4 . Только в отдельных редких случаях (когда насос принадлежит производителю и в своем качестве он уверен), удается поставить под насос бетон подвижности П3. Это нужно учитывать при планировании расходов на бетон и заказе партии бетона.
    Что касается раствора, то из-за отсутствия щебня и более высокого содержания цемента по сравнению с бетоном той же прочности найти насос для прокачки раствора М100 проще, чем для бетона М100.

    Такие же правила существуют для раствора и для керамзитобетона?
    Для раствора - такие же правила, как и для бетона, а вот керамзитобетон практически никто не берется прокачивать насосом вне зависимости от марки, кроме отдельных умельцев.

    Как же тогда подавать керамзитобетон на дальние расстояния и в высоту?
    Самый стандартный способ - это использовать подъемный кран и подавать керамзитобетон отдельными партиями.
    Например, с использованием так называемого «колокольчика», который с помощью крана транспортируется от места разгрузки до места укладки.
    Могут использоваться и другие способы, например, заливка ковшом экскаватора.
    Чаще всего при подобных заливках разгрузка машин длится дольше положенного срока.
    Если заранее понятно, что будет простой машин, лучше сразу проговорить это до заливки - так вы сэкономите и свои нервы, и нервы поставщика.



    За какой срок нужно заказывать бетононасос?
    За пару дней, а вообще: чем раньше - тем лучше, потому что насосов относительно немного, и их работа расписывается на несколько дней вперед.

    Могу я заказать бетононасос у того же поставщика, что и бетон?
    Это возможно, но не всегда. Бетононасос - более дорогая техника, чем автобетоносмеситель, и у областных заводов он встречается реже, чем в Москве. Кроме того, у частников он чаще дешевле, чем у производителей бетона. Тем не менее, когда есть такая возможность, мы рекомендуем заказывать насос на бетонном заводе, даже несмотря на более высокую цену: это исключит риск взаимных претензий по простою. Примеры, когда они возникают:

    • если из-за задержки машин насос не укладывается в смену - владелец насос требует оплаты дополнительного времени работы с заказчика,
    • если насос ломается, и из-за этого машина на объекте стоит дольше положенного времени - поставщик бетона требует оплату сверхнормативного простоя с заказчика.

    Как можно заметить, в обеих ситуациях заказчик должен компенсировать ущерб третьей стороне, возникший не по его вине. В случае же, когда бетонный завод сам поставляет насос, ответственность остается внутри его структуры и не касается заказчика.


    Какой насос лучше - шиберный или шторочный?
    Для потребителя нет разницы, какой тип насоса используется, при условии одинаковых технических характеристик. А производителям более выгодно работать с шиберными насосами из-за из сравнительно большей надежности. При подаче бетона на расстояния от 30 метров создается такое давление, что металлическая шторка буквально «всасывается» в бетоновод, что приводит к поломке.
    Шиберные насосы - более современная техника, чем шторочные. Так что если придется иметь дело со шторочным насосом - это значит, что насос далеко не новый. Впрочем, это не означает, что он будет менее надежным.

    Оценить силу давления, создаваемого механизмом прокачки бетона, можно по колебаниям стрелы насоса при прокачке:

    Читайте также: