Простой абс бетон что это такое

Обновлено: 18.05.2024

Стоит ли переживать за фундамент, если водитель миксера обманул и вместо бетона М200 привез М100?

Бетон — это искусственный камень, в основе которого лежит цемент и еще несколько компонентов, каждый из которых в смеси играет свою роль. Уменьшая соотношение цемента или заменяя щебень на дешевый гравий, цена бетона становится ниже, а соответственно теряется и прочность.

Обман с бетоном происходит постоянно на каждой третьей стройке, то не довезут пару кубов, то вместо заказанной марки привезут бетон маркой ниже, то подменят щебень на более дешевый гравий, то разбавят бетонную смесь водой, чтобы сэкономить на присадках увеличивающих подвижность смеси и т.п.

Такое чаще всего происходит, если заказывать бетон не напрямую с заводов, а через посредников. Ведь их развелось пруд-пруди, частники покупают себе автобетоносмесители (АБС), развешивают объявления на столбах и забивают Авито электронными объявлениями "Бетон недорого".

Стоит ли переживать за фундамент, если водитель миксера обманул и вместо бетона М200 привез М100?

И, чтобы хоть как то конкурировать на этом рынке, специально занижают цены на товарный бетон, привлекая тем самым клиентов, после чего просто-напросто привозят низкомарочный бетон вместо заказанной смеси.

Весь подвох в том, что когда бетон еще находится в жидком состоянии, его невозможно проверить на качество и класс прочности, поэтому здесь остается полагаться только на честность водителя и сотрудников РБУ, а так же на документы, передаваемые с завода.

Итак, представим, что мы заказали М200, а привезли М100. Безусловно, по цифрам видно, что марка привезенного бетона меньше в два раза, но что говорят эти цифры?

Цифры после латинской "М" означают предел прочности на сжатие в кгс/см². Если у марки М200 — прочность на сжатие 200 кгс/см², то у М100 вдвое меньше. Действительно, разница огромная, но к чему она может привести?

К примеру, мы строим огромный кирпичный трёхэтажный особняк высотой 9 метров.

Стоит ли переживать за фундамент, если водитель миксера обманул и вместо бетона М200 привез М100?

Если мы рассчитаем нагрузку, с которой он давит на 1 квадратный сантиметр нашего фундамента, то получим:

1 см² (0,0001 м²) х 9 м. х 1900 кг/м3 = 1,71 кгс/см²,

где 1900 кг/м3 — плотность полнотелого кирпича.

Друзья, массивная кирпичная стена нашего дома нагружает 1 квадратный сантиметр фундамента всего на 1,71 кгс/см² , при том, что бетон марки М100 способен держать нагрузку в 50 раз больше, а именно 100 кгс/см².

Как вы видите, такой фундамент способен легко держать трёхэтажный коттедж со всеми его мышами и занавесками, так как соблюдается огромный запас по прочности, ввиду чего можно уже не переживать, что бетон развалится под весом дома.

Но! Кроме как прочностью на сжатие, бетоны обладают другими не менее важными характеристиками, как водо- и морозостойкостью.

Так вот, наш бетон М100 имеет коэффициент водостойкости W2 и морозостойкость F50 , которые вдвое меньше в отличие от марки М200 с показателями W4 и F100 .

Стоит ли переживать за фундамент, если водитель миксера обманул и вместо бетона М200 привез М100?

Именно из-за этих низких показателей, мы наблюдаем как разрушаются бетоны после того, как впитали в себя воду и прошли несколько десятков циклов заморозки и оттаивания.

Поэтому, если у хозяина будущего дома возникли подозрения, что фундамент залит на основе бетона низкой марки, важно защитить его от воды и от воздействия отрицательных температур, а как мы знаем — это гидроизоляция и утепление! И, всё будет хорошо!

Главное, не разбавлять свежий бетон водой перед его укладкой и в дальнейшем — обеспечить качественную защиту от осадков, низких температур и других внешних факторов.

Вопросы и ответы про бетононасосы (АБН)

Для подачи бетона на расстояние используется несколько различных типов техники:

  • стационарные бетононасосы и растворные станции - они обладают низкой производительностью, поэтому в коммерческой эксплуатации используются редко, в данной статье они не рассматриваются,
  • гидролотки и транспортерные ленты - часто используются в СЗФО, но в Московском регионе - практически не встречаются,
  • автобетононасосы - про них в дальнейшем и пойдет речь.

Автобетононасос (АБН) - это специальный узел для подачи бетона на расстояние, поставленный на шасси автомобиля. Классификация АБН:

  1. По типу прокачки: поршневые и вакуумные
    • В практике коммерческой эксплуатации чаще используются поршневые механизмы из 2 поршней, работающих в противофазе (один - всасывает бетон из приемного бункера, другой - закачивает его в бетоновод).
    • Встречаются и однопоршневые насосы, но такой механизм, естественно, снижает характеристику производительности насоса.
  2. По типу затворного механизма: шиберные, шторочные и роторные . Шиберные - самый распространенный тип, они могут иметь S-образную и С-образную конструкцию шиберного узла.
  3. По типу управления стрелой: стреловые и линейные (бесстреловые).
    • Стреловые АБН - наиболее популярный тип, в них смесь подается через управляемые гидравликой трубы, называемые стрелами.
    • Линейные АБН чаще всего используются там, где нет возможности разместить стреловой АБН.


Какие требования предъявляются к месту заливки с помощью стреловых АБН (по длине, ширине и высоте)?
Что касается высоты - в первую очередь, требуется, чтобы раскладыванию не мешали провода и деревья.
Общая высота для раскладывания зависит от общей длины стрелы насоса, для ориентира можно брать длину 16-20 метров.
Как выглядит раскладывание стрелы, можно посмотреть в рекламном видео 32-метрового АБН Zenith (непосредственно раскладывание начинается в 0:49. Перетащив ползунок, вы можете начать смотреть видео с любого момента ).

На этом видео вы также могли видеть разложенные по бокам аутригеры («лапы») насоса (что также можно встретить у автокранов или грузовиков).
Чтобы насос мог нормально разложить лапы - ему требуется площадка не менее, чем 7*7 метров . Для насосов стрелой от 36 метров - не менее, чем 9*9 м.

Ширину раскладывания аутригеров (лап) насоса и взаимное расположение насоса и миксера при заливке можно оценить по 2 следующим фотографиям.
На первой фотографии изображен насос длиной стрелы 40 м, ширина раскладывания аутригеров (лап) - 9 м.



При заливке миксер подъезжает к насосу задом и сливает бетон в приемное отверстие насоса.
В результате получается, что 2 машины встают в линию под 20 метров длиной.
Если подъездной путь изгибается - это не является принципиальным препятствием. Миксер может встать к насосу и под углом, что видно на фотографии с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА».
На фотографии изображен насос длиной стрелы 22 м.


На видео ниже представлен процесс заливки с использованием бетононасоса.
Бетон по лотку сливается в приемное отверстие миксера, и далее подается по стрелам насоса в опалубку.


Обратите внимание на провода: если в левой части фотографии (где миксер) их полно, то в правой (где насос) - их нет.
Для заливки насосом нужно обеспечить отсутствие проводов и деревьев, чтобы они не мешали раскладываться насосу .
Это особенно важно для садовых товариществ, где и провода, и деревья наблюдаются в избытке.

Что делать, если невозможно обеспечить данные условия?

В таком случае можно воспользоваться линейным автобетононасосом. Его основные отличительные особенности (по сравнению со стреловым АБН):

  • преимущества
    • меньшая длина (а значит и большая маневренность),
    • нет необходимости раскладывать аутриггеры («лапы») - достаточно обычной ширины дороги для работы насоса,
    • нет требований по отсутствию проводов, деревьев и т.п.
    • требуется вручную собирать трубы в единую конструкцию, называемую магистралью, что требует больше времени,
    • магистраль по заливаемой конструкции перетаскивается вручную, а не с помощью гидравлики - это увеличивает трудозатратность процесса,
    • если объект находится выше уровня земли, магистраль нужно будет закреплять (к фасаду, стене или чему-либо еще).

    Что касается стоимости, то мощный линейный насос (способный прокачать до 150 м) обычно стоит дороже, чем стреловой, но начиная с расстояния 60 м (если использовать стрелу не получается - например, при заливке в окно или подвал) он уже может быть дешевле (в зависимости от цен конкретного поставщика). Выглядит он следующим образом (фотография с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА»).


    Также следует учитывать, что длина стрелы соответствует вылету по вертикали (за минусом 0,5-0,7 м). Вылет по горизонтали в среднем на 4 метра меньше, чем номинальная длина стрелы из-за особенностей конструкции.
    Конкретные значения можно узнать на страницах производителей бетононасосов ТЗА, SCHWING Stetter, Putzmeister, CIFA, Mecbo, Zoomlion.


    Что входит в 8 часов смены работы насоса?
    Стандартная практика - 7 часов на непосредственную работу и 1 час на промывку после окончания работ.
    Дорога «туда» и «обратно» во время смены не включается.

    В чем заключается запуск насоса и стоит ли он каких-то дополнительных денег?
    Чтобы бетонная смесь не застревала в трубах, нужно покрыть их стенки чем-то вроде обволакивающей пленки. Это и есть запуск насоса.
    Для запуска используют либо цементное молочко, либо пусковую смесь:

    • Молочко производится непосредственно на заводе, но его требуется всего 1-2 куба, и доставка молочка в полупустой машине очень дорогая. Поэтому часто сами производители советуют использовать «самопальную» пусковую смесь из цемента и воды - это существенно дешевле. Для длинных насосов и магистралей использование цементного молока обязательно.
    • В остальных случаях чаще всего используется специальная пусковая смесь, которую оператор бетононасоса либо привозит с собой, либо замешивает из цемента заказчика.
    • При отгрузке раствора вместо пусковой смеси для запуска можно использовать непосредственно поставляемый раствор - но при этом следует заложить небольшой запас по объему (десятые доли куба).


    А если мне нужно заливать пол в помещении длиной 100 метров, стоимость смены будет порядка 100 000 рублей?
    Нет, для длинных помещений можно использовать либо линейный насос, либо наращивать стрелу с помощью магистрали. Такая конструкция не управляется централизованно оператором бетононасоса - ее нужно таскать вручную, но зато это существенно дешевле. Конечную стоимость можно сказать только на месте, определив точную потребность в шлангах, трубах и поворотах. При подаче бетона через двери (в подвал) или окна без магистрали обойтись будет невозможно.

    Примеры, как выглядит магистраль:


    Как быстро можно будет провести заливку с помощью автомобильного бетононасоса?
    Наименьшая производительность насосов встречается у совмещенных машин «миксер-насос», практически не встречающихся в московском регионе - порядка 30 м 3 /ч.
    У обычных бетононасосов без миксера производительность гораздо выше - от 60 м 3 /ч, а чаще - от 90 м 3 /ч.
    Поэтому на практике реальным ограничителем скорости заливки является быстрота подачи миксеров под насос и быстрота выработки смеси рабочей бригадой . И чаще стоит вопрос быстроты подачи бетона, чтобы насос не забивался.

    С каким интервалом нужно заказывать бетон при прокачивании через насос?
    Требования к интервалу определяются исходя из того, что бетононасос не должен простаивать после начала работ, а должен постоянно прокачивать бетон - иначе «застоятся трубы» и насос придется запускать заново.
    По практике скорости выработки бетона бригадами, одна машина 7м 3 вырабатывается за 15 минут, итоговая скорость обработки бетона бригадой составляет около 30 м 3 в час и 200 м 3 в смену.
    Не сильно чаще выпускают машины и сами бетонные заводы, поэтому для простоты считается, что машины под насос нужно подавать без перерыва - перерыв образуется сам собой из-за времени загрузки машины.
    Соответственно, бетонный завод должен обладать достаточным количеством машин (собственных или наемных), чтобы обеспечить требуемый интервал.

    Если времени на отгрузку не хватает, можно ли заказать насос и первую машину с бетоном на одно и то же время?
    Если с насосом что-то случится и он не сможет прокачать бетон, тогда отгрузка будет невозможна и выпущенный с завода бетон нужно будет перенаправлять на другой объект.
    Чтобы этого не случилось, порядок действий такой:

    • сначала нужно убедиться, что насос на объекте разложился, препятствий для его работы нет,
    • и только потом выпускать машины с завода на объект.

    Обычно разница между насосом и первой машиной бетона составляет 1 час, но если известно, что от завода до объекта большое расстояние (или большие пробки), рекомендуется задавать разницу во времени исходя из реальной продолжительности пути (всё равно быстрее, чем это возможно, миксер доехать до объекта не сможет).

    Эту же разницу нужно учитывать и при подсчете полезного времени работы насоса. Дело в том, что 1 технологический час ему нужен не только на раскладывание стрелы - но в большей степени на промывку по итогам разгруки. И если после подачи сигнала о готовности к работе до приезда первой машины пройдет 2 часа - тогда на прокачку из 7 полезных часов останется только 5.
    С учетом уровня расценок (по нескольку тысяч рублей за час), такую ситуацию нельзя назвать удобной для клиентов. Тем не менее, эта мера служит тому, чтобы в случае невозможности прокачки не пришлось платить за уже выпущенный с завода бетон - а это уже десятки тысяч рублей.

    Как регулировать объем бетона при отгрузке под насос?
    В общем случае правила такие же, как и при обычной отгрузке - чтобы не переплачивать за порожний прогон, при разгрузке предпоследней машины делается корректировка объема последней машины.
    Однако нужно учитывать, что из-за риска застывания бетона в трубах (если между разгрузкой предпоследней и последней машин пройдет много времени) многие насосники не отпускают машину до того, как придет следующая. Чаще всего это означает, что у последней машины из-за ожидания последней возникает сверхнормативный простой, требующий оплаты. К этому нужно отнестись с пониманием, поскольку альтернативами являются:

    • дополнительная ходка машины с бетоном, если его требуется больше, чем изначально заказано,
    • разгрузка «лишнего» бетона, не требуемого в изначальную конструкцию, если его требуется меньше предполагаемого.

    Во всех этих случаях дополнительные расходы составят больше, чем оплата сверхнормативного простоя. А если изначальный и фактический объем сходятся - то и переплачивать ничего не придется.

    Какие предъявляются требования к бетону для прокачки его бетононасосом?
    Большинство специалистов по автобетононасосам не берутся прокачивать смесь марки М150 и ниже, хотя некоторые соглашаются, основываясь на том, что главное - это всё-таки подвижность смеси, и смесь М100 П4 будет прокачана успешно.
    Несмотря на то, что в характеристиках своих насосов производитель «ТЗА» указывает требуемую подвижность П2 (осадка конуса 6-9 см), на практике же требуется заказывать под насос смесь подвижностью не менее П4 . Только в отдельных редких случаях (когда насос принадлежит производителю и в своем качестве он уверен), удается поставить под насос бетон подвижности П3. Это нужно учитывать при планировании расходов на бетон и заказе партии бетона.
    Что касается раствора, то из-за отсутствия щебня и более высокого содержания цемента по сравнению с бетоном той же прочности найти насос для прокачки раствора М100 проще, чем для бетона М100.

    Такие же правила существуют для раствора и для керамзитобетона?
    Для раствора - такие же правила, как и для бетона, а вот керамзитобетон практически никто не берется прокачивать насосом вне зависимости от марки, кроме отдельных умельцев.

    Как же тогда подавать керамзитобетон на дальние расстояния и в высоту?
    Самый стандартный способ - это использовать подъемный кран и подавать керамзитобетон отдельными партиями.
    Например, с использованием так называемого «колокольчика», который с помощью крана транспортируется от места разгрузки до места укладки.
    Могут использоваться и другие способы, например, заливка ковшом экскаватора.
    Чаще всего при подобных заливках разгрузка машин длится дольше положенного срока.
    Если заранее понятно, что будет простой машин, лучше сразу проговорить это до заливки - так вы сэкономите и свои нервы, и нервы поставщика.



    За какой срок нужно заказывать бетононасос?
    За пару дней, а вообще: чем раньше - тем лучше, потому что насосов относительно немного, и их работа расписывается на несколько дней вперед.

    Могу я заказать бетононасос у того же поставщика, что и бетон?
    Это возможно, но не всегда. Бетононасос - более дорогая техника, чем автобетоносмеситель, и у областных заводов он встречается реже, чем в Москве. Кроме того, у частников он чаще дешевле, чем у производителей бетона. Тем не менее, когда есть такая возможность, мы рекомендуем заказывать насос на бетонном заводе, даже несмотря на более высокую цену: это исключит риск взаимных претензий по простою. Примеры, когда они возникают:

    • если из-за задержки машин насос не укладывается в смену - владелец насос требует оплаты дополнительного времени работы с заказчика,
    • если насос ломается, и из-за этого машина на объекте стоит дольше положенного времени - поставщик бетона требует оплату сверхнормативного простоя с заказчика.

    Как можно заметить, в обеих ситуациях заказчик должен компенсировать ущерб третьей стороне, возникший не по его вине. В случае же, когда бетонный завод сам поставляет насос, ответственность остается внутри его структуры и не касается заказчика.


    Какой насос лучше - шиберный или шторочный?
    Для потребителя нет разницы, какой тип насоса используется, при условии одинаковых технических характеристик. А производителям более выгодно работать с шиберными насосами из-за из сравнительно большей надежности. При подаче бетона на расстояния от 30 метров создается такое давление, что металлическая шторка буквально «всасывается» в бетоновод, что приводит к поломке.
    Шиберные насосы - более современная техника, чем шторочные. Так что если придется иметь дело со шторочным насосом - это значит, что насос далеко не новый. Впрочем, это не означает, что он будет менее надежным.

    Оценить силу давления, создаваемого механизмом прокачки бетона, можно по колебаниям стрелы насоса при прокачке:

    Вопросы и ответы по выбору марки/класса и заказу бетона

    Среди всего, что представлено на этой странице, наибольшей популярностью пользуется ответ на вопрос «что такое бетон в солях?» и подобные.
    Чтобы не соблюсти правильную последовательность изложения материала - сначала мы поясняем термины, используемые в ответе на этот вопрос. Но если вы хотите не ознакомиться сначала с терминами, а сразу читать про бетон в солях - вот ссылка на то место страницы, где он обсуждается.

    Каким стандартом (ГОСТами) регулируется бетон?

    На самом деле - их несколько. Основной - это ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия». Более подробно про стандарты написано в соответствующей статье.

    Какие основные свойства имеет бетон? Как он классифицируется?

    Основные свойства бетона, используемые при обозначении, это:

    • класс по прочности на сжатие (обозначается буквой В),
    • марка по морозостойкости (согласно ГОСТ 10060-2012 «Бетоны. Методы определения морозостойкости» обозначается F2 для гидротехнических и мостовых бетонов («бетонов в солях») или F1 для всех остальных),
    • марка по водонепроницаемости (обозначается буквой W),

    В стандартном наименовании бетонной смеси также фигурирует показатель удобоукладываемости (обозначается буквой П) для подвижных смесей или жесткости и сверхжесткости (обозначаются буквами Ж и СЖ) - но они имеет силу и смысл только до затвердевания и превращения смеси в камень.
    Стандартом предписывается следующая последовательность использования этих показателей: В7,5 F50 W2 П4.
    Реже используется нормирование по показателям:

    • прочности на растяжение при изгибе (обозначается Btb) - используется для бетонов для аэродромных покрытий,
    • прочности на осевое растяжение (Bt).

    Что такое «бетон в солях» и чем он отличается от обычного бетона?

    Выражение «в солях» означает способ испытания на морозостойкость (согласно ГОСТ 10060.0-95 «Бетоны. Методы определения морозостойкости»). При стандартном методе испытания на морозостойкость (на него указывает обозначение F1) замораживание и оттаивание контрольного образца производится в воде. При испытании в солях - в 5%-ном водном растворе хлористого натрия (NaCl).
    Соответственно, если для бетона указана морозостойкость F2300 - это означает, что он должен выдерживать 300 циклов замораживания и оттаивания при нахождении в солевой среде (а F1300, соответственно - в такое же количество циклов в воде). И корректнее говорить не о бетоне в солях, а об испытаниях бетона в солях.

    Что касается прочности - то по практике минимально бетон в солях даёт В25, а так - встречается и В30, и В35, и В40, и так далее.

    На сколько цены на «бетон в солях» отличаются от цен на обычный бетон?

    В чём отличие «бетона в солях» от гидротехнического и мостового бетона?

    Гидротехнический и мостовой бетон - это разновидности «бетона в солях» по сферам применения, наряду с бетоном для дорожных и аэродромных покрытий (где используются противогололедные реагенты).
    Все эти названия являются неофициальными, в ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» используется только термин общий термин «бетоны для транспортного строительства».
    Отличия между ними, пожалуй, в том, что для гидротехнических конструкций (в том числе мостов) большое значение помимо морозостойкости имеет водонепроницаемость, в то время как для дорожных и аэродромных покрытий - нет.
    Подробнее о гидротехническом бетоне.

    Какой бетон мне заказать для фундамента?

    Ответ на этот вопрос расписан в отдельной статье.

    Как правильно называть бетон - по маркам или по классам?
    Одни мне говорили брать бетон В20, другие - М200, как правильнее?

    Согласно ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия», для обозначения прочности используются классы, а не марки.
    Если попытаться простым языком объяснить разницу между марками и классами, то:

    • марка - это средняя прочность конструкции (где-то - больше, где-то - меньше), выражается в килограммах давления на квадратный сантиметр площади (кг/см 2 ).
    • класс - это гарантированная (минимальная) прочность конструкции, выражается в мегапаскалях (МПа).

    1 МПа = 10 кг/см 2 , но поскольку среднее и минимальное - это не одно и то же, то соотношение классов и марок - не 1 к 10, а зависит от разброса реальной прочности бетона одного класса от завода к заводу, грамотное название этого разброса - коэффициент вариации.
    Для упрощения можно пользоваться таблицей из Приложения 1 к устаревшему ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжёлые и мелкозернистые. Технические условия».

    Класс бетона по прочности на сжатие Ближайшая марка бетона по прочности на сжатие при коэффициенте вариации V=13,5%
    B7,5 М100
    B10 М150
    B12,5 М150
    B15 М200
    B20 М250
    B22,5 М300
    B25 М350
    B27,5 М350
    B30 М400
    B35 М450
    B40 М550

    Тем не менее, важно понимать, что соответствие между марками и классами - не однозначное, а зависит от разброса прочности исходных материалов.
    Например: если на заводе стабильные материалы - то класс В15 может быть достигнут и на рецептуре для бетона М150, а если не очень - то и М200 может не хватить.
    Соотношение, указанное в таблице выше (и уже устаревшее) - получено исходя из требования разработчика стандарта применять коэффициент вариации в 13,5% (иными словами, закладывать запас по прочности в 13,5%). Для собственного спокойствия можно использовать и больший коэффициент - но никак не меньший.

    Большинство заводов имеет опыт производства бетона классов до В35-В40 включительно, использование более прочных бетонов очень редко даже в промышленном строительстве, не говоря о гражданском. Отдельные «сельские» заводы, во многом ориентированные на работу с частными лицами - выпускают бетон классов только до В25-В30 включительно.

    А мне - советовали марку М-500.
    Как видно из таблицы выше, марки М-500 не существует - но люди продолжают ее упорно спрашивать. Возможно, потому что бетон путают с цементом, а цемент марки М-500 очень популярен. Для цемента также принята новая классификация в новом ГОСТе, и то, что раньше называлось цементом М500, теперь называется ЦЕМ 42,5 - но и как в случае с бетоном, люди по старинке продолжают пользоваться классификацией по маркам.
    Для подавляющего большинства задач, прочность бетона марки М-500 - излишняя: для многоэтажного монолитного жилого строительства применяется бетон М-350 (класс В25), и даже этой марки за глаза хватит для решения большинства строительных задач.
    Кроме того, в СНиП 82-02-95 определяется расход цемента на куб бетона, и последний класс бетона, для которого приводятся стандарты - это В35, что соответствует марке М450.

    Что такое тощий бетон?
    Тощий бетон - это название, принятое для обозначения бетона с пониженным содержанием цемента и повышенным содержанием щебня.
    Двумя другими видами бетона по этой классификации являются жирный бетон (соответственно, с пониженным содержанием щебня и повышенным содержанием цемента) и товарный бетон (по стандартной рецептуре).
    Товарный бетон считается подвижной смесью, для которой нормируется подвижность (от П1 до П4), тощий бетон - жесткой и сверхжесткой смесью (долго или очень долго растекается из-за собственного веса, для него нормируется жёсткость (от Ж1 до Ж4) или сверхжесткость (от СЖ1 до СЖ3)).
    Бытует мнение, что любой бетон низкого класса по прочности (В7,5, В10 и т.д.) является тощим. Как можно догадаться из представленной выше информации, это неверно: прочность бетона никак не влияет на его консистенцию, а слово «тощий» характеризует именно ее. Поэтому во избежание недоразумений используйте словосочетание «тощий бетон» только для жесткоукатываемых смесей.
    Более подробная информация про тощий бетон приведена на соответствующей странице.

    Какую подвижность бетона мне лучше выбрать? Какие между ними различия?

    Основные используемые в повседневных заливках в Москве подвижности - П3 и П4.

    П3 имеет более густую консистенцию и быстрее схватывается, П4 - более жидкую (удобнее разрабатывать), медленнее схватывается.
    При отгрузке бетонный завод должен обеспечить сохраняемость параметров смеси во время транспортировки, но иногда даже когда не требуется бетон подвижности П4, завод отправляет именно его, чтобы из-за риска пробок подвижность была не ниже, чем П3.

    Разницу в консистенции можно оценить по следующим видео ниже. П3 расположен выше, П4 - ниже.

    Заливка бетона подвижностью П4

    Заливка бетона подвижностью П3

    За какое время нужно заказывать бетон?
    Заказы на небольшие суточные объемы (до 30 кубов) принимаются за сутки до заливки, для бо'льших объемов нужно согласовывать дату поставки заранее, чтобы не испытывать накладок с поставкой.
    В период летнего ажиотажа, если принципиально время дня для приема бетона (только утро, только вечер и т.п.), заказывать лучше за двое суток.
    Кроме того, на отдельных заводах даже при заказе за двое суток может не быть возможности отгрузить бетон в нужное время из-за брони большой заявки.
    Просим с пониманием отнестись к приоритетам заводов, которые отказывают маленьким заявкам в одновременной отгрузке с большими заявками.

    Нужно ли заказывать бетон точь-в-точь по объему заливаемого пространства - или нужно заложить резерв?

    Всем заказчикам мы советуем обязательно закладывать резерв по объему, потому для даже при поставке бетона добросовестным поставщиком есть 3 основные причины (не считая второстепенных), по которой объем, загруженный в машину, может не соответствовать объему на объекте в опалубке:

    • усадка при транспортировке,
    • извлечение воздуха из бетона при вибрировании,
    • технологические потери (пролилось мимо, застыло не там, где нужно, и т.п.).

    Ниже - подробные комментарии по каждой из причин.

    1. Согласно ГОСТ 7473-94, минимальное значение коэффициента уплотнения для тяжелых бетонов с показателем подвижности от П3 составляло 0,97 (то есть максимальный объем усадки бетона - 3%). Впоследствии практика ограничивать максимальный объем усадки была признана ошибочной, поэтому в обновленной версии стандарта (ГОСТ 7473-2011) этого ограничения больше не содержится. Иными словами, усадка при транспортировке никуда не девалась - но нормативно зафиксировать ее разброс не получилось.
    2. Связанный с предыдущим фактор, который часто забывают при расчете объема бетона - усадка при вибрировании. Вибрирование позволяет увеличить итоговую прочность бетона, но достигается это изгнанием из бетона ранее вовлеченного в него воздуха. Для объема воздуха, извлекаемого из бетона при вибрировании, нет однозначной нормы, потому что он зависит от того, какая степень воздухововлечения была при замешивании бетонной смеси, какие использовались добавки и т.п.
    3. Кроме, того в РДС 82-202-96 в Приложении Л указано, что типовые потери объема бетона составляют:
    • фундаменты под трубы, бетонные колонны, стены, перекрытия, подпорки - 2%,
    • фундаменты общего назначения, железобетонные стены, балки, перекрытия, тоннели, бункера - 1,5%,
    • стены в скользящей опалубке - 3%.

    Вне зависимости от норм, прописанных в стандартах, многие прорабы закладывают резерв в 5-10%, чтобы избежать не только проблем с усадкой, но и с просчётами объема заливки по опалубке, потерями при выгрузке бетона и т.д.

    А что делать, если я закажу бетон с запасом, а он не понадобится?
    При объемах поставки до 2 миксеров закладываемый резерв - меньше 1 куба, и поскольку сориентироваться по ходу заливки сложно - а соблюдение монолитности конструкции никто не отменял - лучше заказать объем с резервом, чем потом судорожно искать недостающий объем.
    При объемах поставки от 3 миксеров используется практика "последняя машина по звонку», когда требуемый объем последней машины уточняется по ходу заливки.

    Какие обычно документы выдают на бетон?
    Основной документ - это паспорт качества (документ о качестве бетонной смеси), которым производитель гарантирует, что поставлена партия бетона именно указанной марки с указанными свойствами.
    Помимо этого, в паспорте указывается дата поставки, объем, характеристики заполнителей бетона.
    Чтобы приведенный ниже паспорт считался правильно заполненным, помимо всех заполненных граф должны быть еще заполнены данные о дате, объеме поставки, потребителе, и должна быть поставлена подпись должностного лица.


    Сертификат соответствия - это документ, показывающий, производство каких марок сертифицировано у данного поставщика. Поскольку сертификация является добровольной, сертификата у завода может не быть - либо вообще (хотя уважающие себя завода стараются сертификаты иметь), либо на отдельные нестандартные рецептуры (с повышенной водонепроницаемостью, морозостойкостью и т.п.)
    Существует 2 разновидности сертификата заводского производства бетона, обе имеющие право на жизнь:

    • для каждой позиции (рецептуры) - отдельный сертификат. Характеристики продукции указываются на сертификате,
    • единый сертификат на всю продукцию. Характеристики продукции указываются в приложении к сертификату.

    Примеры заводских сертификатов обеих разновидностей приведены ниже:




    .

    Также заводское производство сертифицируется на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам.
    Этот вид сертификации также необязателен и встречается на заводах (особенно чем дальше от Москвы) намного реже, чем сертификат соответствия.
    До 2010 года выпускались санитарно-эпидемиологические заключения, после вступления в силу письма № 01/9646-032 от 29 июня 2010 года выдаются свидетельства о государственной регистрации (СГР), а санитарно-эпидемиологические заключения утратили силу в 2012 году.
    Поэтому если производитель бетона (бетонный завод) предъявляет санитарно-эпидемиологические заключения - знайте, что они больше не действительны, и документом больше не являются.

    Кроме того, транспортировка бетона, как и любого другого товара, производится по товарно-транспортным накладным .

    Что касается платежных документов, то в зависимости от производителя и порядка оплаты могут выдаваться кассовый чек или приходный кассовый ордер .

    Как я могу убедиться, что завод отгрузил тот объем бетона, что указан в накладной?
    Ответ на этот вопрос подробно расписан в соответствующей статье.

    Как проверить качество бетона, что оно соответствует заявленному классу?
    Завод-поставщик дает гарантию достижения бетоном проектной мощности по истечению срока нормального твердения (28 суток).
    Если покупатель сомневается в результате или хочет дополнительных подтверждений, он вправе провести проверку за свой счет.
    Для этого из поступающей партии бетона отливается т.н. "кубик" - емкость 10*10*10 см (1 л, или 0,001м 3 ).
    Далее "кубик" отвозится в одну из независимых лабораторий, осуществляющих проверку прочности бетона, и та по истечению 28 суток делает вывод о соответствии бетона заявленной марке.
    Важным моментом является то, что форма для заливки тестового образца должна быть стандартной, а не самодельной - потому что именно это часто влияет на результаты испытаний.

    В истории работы системы было немало случаев, когда причиной неудовлетворительных результатов испытаний была именно нестандартная форма.
    Приобрести форму для заливки тестового образца вы можете в лаборатории, в которой будете проводить испытания.

    Если у завода есть своя лаборатория и они всё равно будут испытывать образец - то могут ли они мне дать копию результатов испытаний (чтобы мне не ездить 2 лишних раза: сначала за формой, а потом отдавать залитый образец на испытание)?

    Заводская лаборатория может предоставить копию результатов испытаний, которые они проводят для внутренних нужд.
    Тем не менее, нужно понимать, что в данной ситуации завод проверяет сам себя - и результатам такой проверки не всегда можно верить.
    А если вы работаете с Технадзором - то он результаты испытаний самого завода-изготовителя просто не примет к рассмотрению.

    Какую марку бетона нужно заказывать, если местность - болотистая?

    Нужно заказывать бетон с повышенной водонепроницаемостью (показатель W). Ее можно получить:

    Простой абс бетон что это такое

    Дополнительные бетоноотводы (1 м.п.)

    * Стоимость подачи за город по согласованию.
    * Минимальная смена АБН 7 часов (5 часов работы, 2 часа подачи) – включает в себя время подачи, время на развертывание и свертывание, время на замывку.
    * Перестановка АБН на объекте ЗАКАЗЧИКА – 1000 руб. за каждый переезд.
    * Дополнительные шланги 100р. за м.п
    * За работу свыше оплаченного времени взимается плата из расчета 1 час.
    * В случае скорости ветра более 15 м/с или штормовом предупреждении работы с использованием автобетононасосов не производятся. Минимальная температура окружающей среды для использования автобетононасосов –10оС, дальнейшее по согласованию.
    * Отсутствие места для промывки – оплата дополнительно 2-х часов работы АБН.
    * Работы по установке, демонтажу, промывке дополнительной трассы из бетоноводов входят в оплачиваемое время и осуществляются силами заказчика. При длине от 20 метров согласовывается оплата пусковой смеси.
    * В случае отказа от заявки во время следования или подготовки к выезду АБН на объект, Заказчик обязан выплатить штраф в размере стоимости 3-х часов работы АБН.
    * В случае невозможности прокачки бетона (решение принимается на объекте), по вине заказчика, оплачивается подача АБН согласно ставке.
    * Если скорость прокачки менее 10 куб.м./ч, то оплата переводится на почасовую.

    Автобетононасосы и автобетоносмесители


    Автобетононасосы и автобетоносмесители — специальные машины для бетона, предназначенные для транспортировки и передачи смеси к месту заливки.

    Автобетоносмеситель (АБС, бетономешалка,миксер бетона)

    Автобетоносмеситель — грузовой автомобиль, который оборудован специальной вращающейся емкостью, приспособленный для транспортировки бетона.

    Автобетоносмеситель предназначен для доставки бетона на объект.

    Требования к специальному транспорту для перевозки бетона описаны в ГОСТ 7473-94, в котором указано, что АБС должны предупреждать попадание в бетонную смесь осадков (дождя, снега, града), попадания солнечных лучей и предохранять от ветра, а также способствовать поддержанию однородности смеси в процессе транспортировки.

    Для выполнения данных условий служит барабан АБС, внутри которого находится спираль. Барабан бетономешалки может вращаться в двух направлениях, в одном из которых спираль опускает бетонную смесь на дно барабана, в другом — наоборот, поднимает наверх. Первое направление используется в процессе загрузки барабана и транспортировки смеси. Второе — в процессе разгрузки бетона.

    В Европе распространено приготовление бетонной смеси прямо во время транспортировки, когда в барабан автобетоносмесителя загружают все ингредиенты смеси. В России чаще всего пользуются АБС только как средством транспортировки, когда в барабан загружают бетонную готовую смесь, заранее сформированную на заводе-производителе.

    Автобетононасос — это мобильный бетононасос, установленный на автомобильное шасси.

    Бетононасосы предназначены для передачи бетонной смеси от АБС к месту заливки в горизонтальном или вертикальном направлении посредством гибкого бетоновода. Автобетононасосы могут уступать стационарным насосам в производительности, но главным их преимуществом является мобильность.

    Ныне выпускаемые АБН обладают повышенной износостойкостью и могут обеспечить плавную подачу бетона на расстояния от 10 до 70 метров (в зависимости от длины раздаточной стрелы). Чаще всего АБН управляют с пульта, находящегося непосредственно на машине, но возможно использование дистанционного пульта управления.

    Нормальным диапазоном температур для работы автобетононасоса является диапазон от 0° до +40° C. Но многие из наших бетононасосов хорошо показали себя при минусовых температурах, доходящих до -17° С.

    Использование АБС и АБН при строительстве позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на заливку бетона. Поднимать бетон на последние этажы многоэтажного дома и укладывать смесь вручную — слишком долго, дорого и трудоемко. Автоматизируя процесс подачи и укладки бетона с помощью АБН и АБС, вы минимизируете затраты. Это позволит в значительной степени снизить сроки выполнения работы и повысить ее эффективность.

    Читайте также: