Производство вазонов из бетона как бизнес

Обновлено: 21.05.2024

Как создать 3D-бетон и продавать изделия из него по всей России

Яна Санягина несколько лет назад начала производить изделия из нового высокотехнологичного материала — 3D-бетона. Развить проект ей помогли гранты местного правительства и научные разработки. Сегодня ее компания возглавляет архитектурные проекты по России и в странах ближайшего зарубежья, планирует запуск инновационных продуктов и развитие нового франчайзингового направления.

О необычном производстве и направлениях работы Яна Санягина, разработчик продукта 3D-бетон, рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Бизнес-инкубаторы и поддержка правительства

После школы я поступила в Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Специальность «производство строительных материалов, керамики и вяжущих» была выбрана случайно: на потоке оставались бюджетные места и можно было бесплатно поступить с медалью.

На четвертом курсе я начала заниматься научной деятельностью, после пятого — поступила в аспирантуру, но диссертацию так не дописала и не защитила, так как ушла в производственную деятельность.

После первого года учебы в аспирантуре я приняла участие в форуме «Селигер» и решила воплотить научный проект в жизнь, а не продолжать научные исследования. Позже я несколько лет работала в региональном центре содействия инновациям и поддерживала молодых предпринимателей.

Без участия в форуме на Селигере и в киберкубе «Сколково», на котором собралось более 200 молодых российских ученых, не было бы бизнеса, именно там пришло твердое понимание, что нужно реализовывать проект, а не заниматься «писаниной» дальше. Без обучения в «Бизнес Молодости» мы бы не вышли на тот уровень развития, на котором сейчас находимся.

Самыми первыми вложениями в организацию производства были гранты областного правительства.

Мы выиграли все, что было можно, — 200 000, 300 000 и 500 000 руб., затем по мере развития привлекали деньги из других источников, в том числе вкладывали собственные средства.


Региональное правительство на первых этапах поддерживало нас абсолютно во всем: предоставляло гранты на открытие производства, давало льготные помещения в бизнес-инкубаторе, спонсировало обучение и участие в выставках по всей России.

«Мы сэкономили меценату 20 млн рублей, придумав 3D-гранит»

У нас много успешных проектов. Например, мы изготовили огромные семиметровые декоративные решетки в два этажа, которые, помимо прочего, являются самонесущими, изготовили трехметровый памятник «Книга», причем на памятник сами искали финансирование полтора года.

Проект «Арт-объект к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова»

В конце концов нам помог губернатор Пензенской области. Мы изготовили постамент для памятника Куприну в городе Наровчат — это более 300 тонн бетонных блоков с фактурой натурального гранита, его мы с успехом заменили, сэкономив при этом порядка 20 млн руб. меценату. Так родился 3D-гранит.

Применяемые в производстве составы, разработанные под руководством моего профессора Калашникова, прочнее аналогичных немецких и японских разработок.

Наши партнеры — все архитекторы и дизайнеры, чьи проекты мы реализуем, рекламные агентства и проектировщики-конструкторы сложных зданий и мостовых сооружений. Наилучший эффект при продвижении дает контекстная реклама, основная масса клиентов приходит из поисковых систем по различным запросам. Мы пробовали самые разные способы — и холодные звонки, и рассылки, и размещение на рекламных площадках, но остановились на контекстной рекламе.

За счет большого количества разных направлений мы не чувствуем сезонность. То, что мы производим для строителей — фасадный декор, малые архитектурные формы, облицовочные панели — конечно, пользуется большим спросом в теплое время года. Зимой у нас самый пик заказов по сувенирной продукции и церковному убранству к Новому году и православным праздникам.


Проект «Скамьи, вазоны и урны для набережной Города-Спутник»

Налаженный сбыт в любом городе-миллионнике

Какие-то из наших направлений хорошо развиты в России: например, архитектурный декор и малые архитектурные формы, скульптуры. В этой нише цена уже сложилась и есть очень достойные игроки-конкуренты. В других направлениях, таких как тонкостенные фасадные решетки и панели, интерьерные и сувенирные изделия из бетона, у нас есть конкуренты только за рубежом. Что касается 3D-гранита, сэндвич-панелей из высокопрочного бетона, плит ж/д переездов и несъемных большепролетных опалубок для мостов, то в этих направлениях мы однозначно пионеры.


Проект «Театр Kidzania»

Мы с легкостью можем наладить сбыт в любом городе-миллионнике. Сейчас из Пензы мы поставляем продукцию не только в Москву и Московскую область, на которые приходится 80% всех заказов, но и в Ростов-на-Дону, Чебоксары, Смоленск, Саратов и многие другие города.

К нам обращаются дизайнеры, архитекторы, строители, рекламные агентства и частные лица. Поступали заявки из многих городов России и стран ближнего зарубежья, сейчас мы плотно работаем с Владивостоком, Екатеринбургом и Нижним Новгородом. Сейчас в обработке заявки из Минска и Астаны.

Проект «ГУМ Kidzania»

Схема передачи технологии выглядит так: мы проводим исследование сырья в том регионе, откуда пришла заявка, — сначала заявитель присылает описание, затем мы просим прислать образцы, после этого подбираем составы бетонов под продукт, который заявитель собирается производить. Основная составляющая смеси — местное сырье, а концентрат мы готовим на своем производстве.

В основе технологии — многолетние труды кафедры

В ближайшей перспективе мы планируем запуск продаж новых промышленных продуктов, таких как сухие высокопрочные смеси, тонкостенные бетонные облицовочные и сэндвич-панели, железнодорожные переезды, несъемные опалубки для мостов, щелевые полы животноводческих хозяйств.

С обычным бетоном сравнивать наш материал я бы не стала, на рынке есть более близкий аналог — стеклофибробетон, который используется для производства архитектурного декора.

3D-гранит создавался не для получения более декоративных свойств, наша задача была — превзойти натуральный гранит по прочности и долговечности, и мы с ней отлично справились.

В 2012 году мы начинали с производства тротуарной плитки, уже в следующем году работали на полную мощность по этому направлению, в 2013 году произвели два первых объекта из 3D-бетона и с 2014 перешли на новое направление. Сейчас мы поставляем изделия из 3D-бетона по всей России и прорабатываем другие продукты, в частности сухие смеси, которые уже планируется поставлять на экспорт.


Проект «Часы из бетона»

С обычным бетоном нас нельзя сравнивать: бетон оценивают кубами, мы продаем квадратами, в сравнении со стеклофибробетоном наша цена является среднерыночной.

Все само собой сложилось, я развивала свой проект маленькими шагами. В нужный момент находились нужные люди, в Пензе сильный строительный ВУЗ и художественное училище, поэтому с кадрами проблем не возникало.

3D-бетона бы не было без учебы в аспирантуре. Основы технологии были взяты из многолетних трудов кафедры и доработаны на производстве с помощью моего профессора Владимира Калашникова. Большую роль в развитии 3D-бетона сыграл архитектор Сергей Пивиков, он разработал технологию создания форм и моделей для будущих изделий.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

На цветочных горшках из бетона можно неплохо заработать

Сейчас мастерская Concrete Color выпускает не только бетонные горшки, но и часы, подсвечники, подставки для кружек, ручек и карандашей. Выручка студии в 2018 г. составила 3,1 млн руб., а чистая прибыль – около 1,4 млн руб. В рознице горшки продаются по 600–1200 руб. за штуку, а часы – по 2000–4000 руб. за штуку. Главные покупатели Concrete Color – крупные компании, они заказывают горшки и часы для клиентов и сотрудников. На заказы корпоративных клиентов приходится около 80% продаж, говорит Фейзрахманова.

Подсолнечное масло и силикон

«Бетон должен быть как сметана», – говорит Фейзрахманова. Цемент и песок она заказывает в Турции. Российские не подходят – бетон плохо застывает, а горшки трескаются, продолжает Фейзрахманова. Первые эксперименты она проводила дома на кухне. Бетон заливала в кружки, вазочки и пластмассовые контейнеры. Примерно через сутки застывший бетон нужно достать из емкости и отшлифовать наждачной бумагой неровности и пузырьки на поверхности. Но бетон намертво прилипал к формам. Фейзрахманова стала смазывать стенки формы подсолнечным маслом – тогда бетон становился жирным и липким. Наконец она прочитала в интернете, что формы нужно отливать из силикона.

Поначалу бетонные горшки разваливались. Фейзрахманова стала добавлять фиброволокно для придания бетону прочности. Серые и белые горшки быстро наскучили, и Фейзрахманова стала заказывать специальные красители – немецкие железоокисные пигменты. А чтобы горшок был легким, она добавляет в смесь перлит и вермикулит – мелкие минеральные камушки. Сейчас бетонный горшок Concrete Color весит около 400–600 г, говорит Фейзрахманова. Сухой бетон быстро впитывает влагу, поэтому готовый горшок нужно обрабатывать специальными водоотталкивающими пропитками. В основном в такие горшки высаживают кактусы, которые не нужно часто поливать.

Первая партия горшков на продажу была готова в феврале 2017 г. Фейзрахманова завела страницы в соцсетях, зарегистрировалась в интернет-магазине дизайнерских изделий и стала участвовать в городских ярмарках. Заказов было немного – горшки покупали примерно на 15 000 руб. в месяц. Но вскоре ее заметил первый крупный покупатель – и тут начались трудности.

«Дышать невозможно»

В середине 2017 г. московский ресторан заказал у Concrete Color пять квадратных уличных вазонов для цветов – 50 х 60 см. Фейзрахманова согласилась изготовить вазоны за 25 000 руб., включая доставку. Она арендовала подвал в соседнем доме, а знакомый столяр сколотил фанерные формы для заливки. Фейзрахманова купила по 4 ц цемента и песка. Водопровода в подвале не было, воду приходилось таскать в бутылках из дома, вспоминает она. Через неделю бетон в деревянных формах высох, стенки нужно было отшлифовать. «Я взяла у отца болгарку, купила алмазный диск и начала шлифовать поверхность. Пыль стояла столбом – дышать невозможно, ничего не видно! Я выходила на улицу, ждала, когда пыль осядет, – и снова в подвал», – рассказывает Фейзрахманова.

24,3 млрд руб.

потратили российские компании на корпоративные подарки со своим логотипом в 2017 г., по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России

Вазоны получились тяжелые, примерно по 100 кг каждый. Фейзрахманова заплатила грузовой компании за их доставку 8000 руб. В результате крупный заказ обернулся убытками – женщине пришлось потратить 10 000 руб. собственных денег. Фейзрахманова решила наняться менеджером по продажам в студию дизайнерского интерьера, которая как раз работала с бетоном, чтобы лучше освоить дело.

Пропарить часы

Летом 2017 г. Фейзрахманова попробовала сделать круглые белые часы из бетона. В смесь она случайно добавила слишком много фиброволокна – бетон сильно загустел, а поверхность часов покрылась буграми и стала похожа на луну с кратерами, вспоминает Фейзрахманова. Она выложила фото лунных часов в Instagram и даже продала несколько штук по 2000 руб. А в ноябре Фейзрахмановой написал представитель крупного застройщика из Санкт-Петербурга и попросил к Новому году изготовить 700 часов для новоселов жилого комплекса за 1,5 млн руб. Фейзрахманова снова уволилась с работы, взяла 70% предоплаты с заказчика, сняла гараж во дворе дома, купила около 2 т песка и цемента и наняла помощницу.

На улице стоял мороз, а в гараже не было отопления – а для застывания бетона нужны влага и тепло, вспоминает Фейзрахманова. Она придумала специальную «парилку»: под рабочим столом поставила переносную плитку. На плитке в кастрюле кипела вода, а над ней на полке лежали бетонные часы. Благодаря нехитрому приему время сушки сократилось почти вдвое – до 10 ч, рассказывает Фейзрахманова. Вместе с помощницей она за месяц выполнила заказ. Мастерская наконец получила чистую прибыль в 500 000 руб., говорит Фейзрахманова. На эти деньги в 2018 г. Фейзрахманова наняла менеджера по работе с корпоративными клиентами и запустила сайт мастерской. Дело пошло – компании стали заказывать горшки и часы в подарок партнерам, клиентам и журналистам. Сейчас один корпоративный клиент заказывает в среднем на 500 000 руб.

Рецепт горшка

1. Взять полстакана кварцевого песка и полстакана белого цемента мелкого помола (марки М500). Добавить в сухую смесь щепотку фиброволокна (из расчета 100 г на 100 кг смеси).
2. Медленно вливать в смесь воду, постоянно помешивая ложкой. Бетон должен стать густым, как деревенская сметана.
3. Равномерно залить бетон в пластмассовую форму, постоянно постукивая и встряхивая. Сверху вдавить пластмассовую миску меньшего размера, чтобы в горшке получилось углубление для земли. В миску засыпать песок или щебень для придания тяжести, примотать скотчем к форме.
4. Через сутки достать застывший горшок из формы, отшлифовать неровности наждачной бумагой.

Фейзрахманова занялась и розничной продажей. На городских ярмарках она знакомилась с владельцами мебельных и цветочных магазинов и предлагала им на реализацию свои изделия. Сейчас они продаются в четырех московских магазинах, говорит основательница мастерской. Летом прошлого года Фейзрахманова переехала в просторный цех площадью 60 кв. м, наняла помощника и перешла на оптовые закупки песка и цемента.

Серьги из бетона

В Россию мода на предметы декора из бетона пришла из Европы около шести лет назад, рассказывает архитектор, сооснователь казанской студии Garage Factory Дамир Аитов. Он открыл мастерскую в 2014 г., люди удивлялись, что из такого грубого материала можно производить изящные предметы интерьера, вспоминает Аитов. Сейчас его мастерская продает кашпо, вазы, часы, светильники и столы из бетона на 12 млн руб. в год, говорит он. За шесть лет появились конкуренты: сейчас в России 20 архитектурных студий производят предметы интерьера из бетона, по оценкам Аитова. Этим уже никого не удивишь – покупатели стали придирчивы и избирательны, соглашается владелица московской студии Krapiva Елена Чернина. Еще несколько лет назад люди раскупали все бетонные кашпо и вазы на городских ярмарках просто из-за необычного вида. А теперь покупателям наскучили простые круглые и квадратные горшки – они ищут необычные формы и цвета, отмечает Чернина.

Concrete Color приходится постоянно расширять ассортимент – студия выпускает уже 10 видов кашпо и пять видов часов. Хит нынешнего сезона – горшки в форме человеческого черепа, покупатели просто сметают их с полок, уверяет владелица дизайнерского магазина «Север» Анна Соколова. Concrete Color умеет замешивать цветной бетон – и это главное конкурентное преимущество Фейзрахмановой, считает Аитов. Весной 2019 г. производитель косметики и парфюмерии L’Oreal заказал у Concrete Color 150 бетонных часов. Клиент попросил покрасить их в бирюзовый цвет – оттенок новой линейки косметики Vichy (бренд входит в L’Oreal), рассказывает представитель компании. Однако немецкие пигменты выпускались только в пяти цветах. Чтобы добиться нужного цвета, Фейзрахмановой приходилось смешивать разные пигменты и согласовывать каждый оттенок с клиентом.

В прошлом году выручка Concrete Color составила 3,4 млн руб. Основательница мастерской надеется, что в 2019 г. заработает в 3 раза больше. Concrete Color планирует отливать из бетона ручки и обложки для блокнотов – в расчете на корпоративных клиентов. Летом, когда заказов мало, Фейзрахманова откроет школу для дизайнеров по работе с бетоном. А осенью собирается выпустить первую коллекцию украшений из бетона – брошки, кольца и серьги.

Прочный и капризный: как заработать на производстве декора и аксессуаров из бетона

История Ярославы Шмелёвой – классическая для её поколения: хотела стать дизайнером, но родители настояли на ином образовании. Однако в итоге Ярослава всё-таки исполнила свою мечту и открыла студию декора из бетона. Она начинала на кухне, сегодня работает в квартире своего дедушки, а в будущем надеется переехать в собственную мастерскую. О том, как изготавливать сверхпрочные дизайнерские кашпо и кому нужна посуда, на которую нельзя класть еду, Ярослава Шмелёва рассказала порталу Biz360.

Ярослава Шмелёва, 28 лет, предприниматель из Полтавы, основатель проекта «Кашалот Студио» (производство декора и аксессуаров для дома из бетона). Окончила Полтавский университет экономики и торговли по специальности «международная экономика». Производство декора и аксессуаров из бетона запустила в 2016 году.

Ярослава Шмелёва

Как всё начиналось

Моим первым трудоустройством стала работа в отделе кадров «Украинской почты». Зарплата была очень маленькой, а обязанностей было очень много. Поэтому через год я уволилась.

Затем попробовала заниматься одеждой - закупала её в секонд-хенде и потом продавала через соцсети. Потом работала в магазине хенд-мейда продавцом и параллельно занималась вышивкой.

Дальше я открыла магазин изделий хэнд-мейда, но он забирал много сил, а прибыли почти не давал, так что и с этим я в итоге закончила.

Вообще же с 16 лет я хотела быть дизайнером интерьеров. Но в итоге пошла учиться туда, куда сказали родители. Однако тема декора и обустройства дома так меня и не отпустила и всегда мне нравилась. Как-то раз я листала ленту в Instagram и увидела необычные бетонные изделия в одном аккаунте.

Решила попробовать сделать такие же. Начать мне помогло то, что я всегда сначала делаю, а потом думаю.

Держать форму

Я купила мешок белого цемента М500 и мешок речного песка, взяла краситель на водной основе - и начала экспериментировать. Пробовала смешивать цемент, песок и воду в произвольных пропорциях, не используя пластификатор. Но итоговые изделия у меня, конечно, получались плохими - быстро трескались.

Тогда я стала искать профильную литературу, специальные журналы, сидела на английских форумах, даже нашла ассоциацию Concrete Corporation по рекомендации коллеги, где все участники делятся опытом, устраивают лекции на тему создания вещей из бетона и т.д. Так качество моих изделий начало расти.

Кашалот Студио

Для работы нужны, прежде всего, силиконовые формы. Я начинала с обычных кулинарных, для выпечки. Потом заказала на «Али-экспресс», и ещё даже попробовала делать их сама. Последнее оказалось довольно сложным делом: для создания новой формы нужно вначале найти 3D-форму, распечатать её на 3D-принтере, зашлифовать пластиковый вариант, а потом залить его силиконом.

Это один из способов для создания нужных мне форм. Он мне нравится потому, что даёт возможность сделать формы любой сложности. Есть и другие способы их создания – например, сделать формы из пенокартона. Этот вариант выглядит проще, но у него есть много нюансов: например, большой вопрос, какой получится поверхность изделия на выходе, нужно следить, чтобы материал не размокал от смеси и т.д.

Кашалот Студио

Так что я нашла в России молодого человека со своим 3D-принтером и стала заказывать формы у него. Но он не укладывался в сроки и мог делать формы по полгода. Тогда я нашла такого исполнителя в Украине и теперь сотрудничаю с ним. Он, к сожалению, тоже работает медленно. Стоимость разработки одной формы небольшого размера у подрядчика - от 2 тысяч рублей.

Сколько нужно денег для запуска

Первое, что я сделала и продала - буквы из бетона. Их у меня заказали через Instagram, они понадобились для фотосессий. Многие брали у меня потом такие буквы, чтобы выкладывать из них название бренда для фото, например.

Кашалот Студио

Первое условие, которое должно соблюдаться при работе с бетоном – определённая температура в помещении. Если она будет неподходящей, изделие начинает крошиться или трескаться. Температура должна составлять +20, а лучше +22 градуса. Верхний слой нужно при высыхании периодически опрыскивать из пульверизатора (опять же, чтобы избежать трещин).

Второе условие – правильные пропорции ингредиентов, тут важно не переборщить с водой. Поэтому важно добавлять пластификатор, который балансирует водопотребление в процессе работы. Также для крепости финального состава я добавляю фиброволокно -минеральную добавку для уплотнения состава.

Я использую только белый цемент. Он стоит 440 рублей за мешок, песок - от 180 до 600 рублей за мешок. Но нужно учитывать, что в смесь входят не только эти составляющие, но и дорогостоящие добавки или покрытия. Например, силер - пропитка для бетона, которая служит обеспыливателем – стоит от 6000 рублей за канистру.

Кашалот Студио

Первые изделия я делала на своей кухне. Потом обустроила мастерскую в соседней квартире моего дедушки, работаю там на площади 12 квадратных метров до сих пор.

Там стоят две специальные полки для изделий, которые способны удерживать большой вес бетонных вещей. Также за 7 тысяч рублей я докупила вибростол - это стол, который вибрирует и в процессе этого выбивает пузырьки воздуха из изделий, чтобы после изъятия из формы на них не было дырочек, то есть он делает смесь в формах плотнее. Ещё у меня есть шлифовальный станок за 8 тысяч и венчик для смешивания (это такая дрель с насадкой), который стоил около 4 тысяч рублей.

Вечные горшки

На производство одного изделия уходят неполные два дня. В первый день идёт заливка в формы, через шесть часов уже можно вынимать и заливать новые. Таким образом, когда у тебя много форм и быстросохнущая смесь, можно сэкономить на помощниках. На другой день можно заняться шлифовкой и дальше – полировкой до блеска.

Сейчас я делаю пять видов подносов и пять видов цветочных горшков. Подносы можно использовать для косметики в ванной, в качестве фона для фото; на них можно ставить что угодно, кроме съедобных продуктов (поверхность еды не должна соприкасаться с поверхностью бетона).

У меня есть ходовые позиции, а есть те, которые нужны «для ассортимента». Самые ходовые виды у меня на данный момент - поднос Д20 (круглый поднос в интересную крапинку) и кашпо «Соты». Как-то у меня заказывали ещё кубы для демонстрации украшений и одну награду для конкурса. Но в основном просят сделать что-то из моих форм, но большего размера.

Ярослава Шмелёва

Срок службы таких изделий – 100 лет. Стоимость одной штуки – от 400 до 2,5 тысяч рублей. Самый дорогое изделие сегодня – жасмонитовый поднос. Жасмонит – новый материал, с которым я стала работать не так давно, это нечто вроде полимерного гипса. Внешне он похож на керамику, но при этом очень прочный, и даже если его кинуть на пол, он не разобьётся.

У него дольше шлифовка, а сам материал редкий и дорогой (400 рублей за 1 кг), я заказываю его в Англии. Зато заливка с ним проще: это плотный материал, в котором при заливке не образуются пузырьки воздуха и, как следствие, нет «раковин» на поверхности итогового изделия.

Step by step

У меня в основном покупают мобильные фотографы и предприниматели с косметическим или бижутерным брендом. Реже покупают дизайнеры интерьеров. В основном мои заказчики из Киева и Харькова. Я целенаправленно постаралась максимально сузить аудиторию - это позволяет экономно распределять ресурсы.

Исходя из нашей визуально ориентированной целевой аудитории, мы уделяем большое внимание упаковке: подписываем индивидуальные открытки, крепим бирки, упаковываем в плёнку для полировки изделия. Даём гарантию на 10 лет. Мы – это, собственно, я, и иногда мне помогает муж (но у него своя работа, студия – полностью моё детище).

Кашалот Студио

Сейчас у меня выходит делать 7-8 изделий в день, это с запасом. Продаж при этом в среднем 3-5 в день (в праздничные даты доходит и до 10 в день). В случае с горшками есть явная сезонность. Их в основном берут весной и осенью, когда люди активно пересаживают свои растения. У подносов сезонность не выражена.

Пока средний месячный оборот «Кашалота» – 100 тысяч рублей. Такой объём работы на сегодня – предел для мастерской. Поэтому я надеюсь в ближайшее время найти новое помещение квадратов на 40 и нанять хотя бы одного, а лучше двух помощников. Тогда производительность вырастет в несколько раз. Сейчас в текущих условиях мне уже тесно, а найти новую площадку в Полтаве непросто: промышленные идут от 80 квадратных метров, мне столько не нужно. Но я продолжаю искать.

Кашалот Студио

Вообще сильно расширяться не планирую. Первое, что мне следует сделать для роста оборота - поднять цены. Если с уже поднятой розничной стоимостью мне перестанет хватать рук и места – вот тогда будет иметь смысл расширяться. Но тут я пока не преодолела психологический барьер, не могу себе разрешить поднять цену.

Эффективный SMM

Продвигаюсь я в Instagram, все мои продажи приходят оттуда. У меня получается добиться того, чтобы получить из совсем небольшого бюджета (5-6 долларов в день) мои 3-5 продаж в день. Этому способствует узкое нишевание, когда я нашла именно тех людей, которые покупают. Многие из них покупают не по разу, плюс такие люди обычно друг друга знают и рассказывают о тебе друзьям и знакомым.

Сайт я тоже продвигаю, но разобраться с его продвижением мне пока труднее, чем с соцсетями.

В прошлом году я также разработала свои онлайн-курсы по литью из бетона. Они помогают мне, с одной стороны, продвигать свою продукцию, с другой – зарабатывать. Речь о полноценном обучении на неделю, где я рассказываю всё о своем ремесле: от создания форм до разных видов песка и их влиянии на конечное изделие. Такой курс у меня стоит от 1800 до 4200 рублей, к этому моменту я провела занятия для пяти потоков по 40 человек.

Кашалот Студио

Фирм, которые могут составить мне конкуренцию по качеству, в Украине не более двух-трёх. А вообще их огромное количество, у меня в закладках их около 60 – это только те, что я нашла в своей стране. Связано это с тем, что многие мамы в декрете пытаются заниматься такими вещами, а вход на рынок не самый сложный. Проблема тут в том, что они активно демпингуют и снижают цену по рынку.

Планы на шоурум

Кашалот Студио

Для разнообразия можно по-разному обыгрывать и уже имеющиеся формы. Например, скоро у меня будет готова новая форма, которая сможет быть как мыльницей, так и подносом. Ещё есть идея сделать из одной из форм сахарницу (это возможно, если внутрь поместить емкость из металла или пластмассы и сделать крышку). Для более масштабных изделий нужны помощники и более крупная мастерская.

Ещё, думаю, имеет смысл открыть свой шоурум в коллаборации с производителями в смежных нишах (например, с керамистами). Дело в том, что хотя Полтава – второй город по уровню доходов на Украине, здесь очень мало такого рода магазинчиков. А готовность тратить в них деньги и запрос на них у людей есть, при этом многим важно увидеть вещь вживую, а не на картинке в интернете.

За всё время работы у меня случалось несколько кризисов, когда вдруг уменьшалось количество заказов или они вовсе прекращались. После этого каждый раз я меняю стратегию продвижения, пробую новые креативы, или прохожу какое-то новое обучение на тему маркетинга. И ситуация выравнивается. Думаю, в любом деле так и происходит: не бывает, чтобы всё было гладко, всегда возникают проблемы – а ты их решаешь.

Бетон в Сибири больше, чем бетон: как заработать на украшениях из стройматериала

Марина Селиванова, 29 лет, предприниматель из Новосибирска, основатель бренда украшений из бетона Haf Maer . Окончила Енисейский педагогический колледж (специальность «преподаватель ИЗО и черчения») и Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусства (специальность «дизайнер»). Бренд аксессуаров запустила в 2016 году. Не замужем.

Марина Селиванова

Сочетать несочетаемое

Когда я разобралась со своими высшими образованиями, то полгода поработала в сфере дизайна интерьеров и графического дизайна. Сейчас я всё ещё продолжаю получать такие заказы: делаю визитки, баннеры. Ещё занимаюсь фуд-дизайном и оформляю мероприятия.

У меня не было цели начать делать украшения – просто однажды в рамках своих оформительских работ (а также ремонта своей квартиры) я как-то по-новому взглянула на бетон. Мне понравилась его текстура - неровная, интересная; в своей квартире я даже оставила одну стену бетонной, без отделки. Я решила, что из бетона может получиться что-то по-настоящему стильное и красивое.

Когда речь заходит о бетоне, многим людям сразу представляется что-то массивное и тяжёлое. Мне же захотелось сделать из этого материала что-то лёгкое, маленькое и необычное. Так я пришла к украшениям. Мне вообще очень нравится такая концепция: сопоставлять несопоставимое, сочетать несочетаемое. Бетон с золотом – это же интересно. С минералами, полудрагоценными камнями и так многие мастера работают, но ведь здорово найти именно что-то своё, свой стиль. Человек же несёт в своём деле самого себя.

Haf Maer

Я в украшениях сочетаю бетон с акрилом, медной, золотой и серебряной поталью, также в самом составе бетона использую пигменты (в частности, чёрный цвет).

Перевода у моего бренда Haf Maer нет. У меня и не было задачи к чему-либо привязывать название. Так что я придумала вот такое - простое и звучное, немного напоминающее скандинавские мотивы и викингов. К тому же такого названия мне не попадалось в хэштегах в Instagram.

Песок в худсалоне, цемент в строймаге

Знакомство с рабочими инструментами происходило постепенно. Первое, что я приобрела, это шлифовальную бумагу, надфили, напильники, затем уже шлифовальную машинку (которой я сейчас не пользуюсь, так как она большая и ей неудобно шлифовать мелкие детали).

Работала сначала без средств защиты, позже поняла: на этом не стоит экономить. Докупила перчатки, респиратор и специальные очки. Дрель подарил мне папа. То есть для старта мне потребовалось всего 10 тысяч рублей.

Haf Maer

Для начала я стала просто пробовать работать с новым для меня материалом и залила бетон в какую-то крышечку от крема. По задумке, это должен был получиться кулон. Он получился очень большим - 10 см в ширину. Я просверлила в нём дырочку – и так получила свою первую подвеску. Сейчас, правда, не знаю, где она. А хотелось бы найти и сравнить с нынешними изделиями: прогресс, думаю, был бы очевиден.

Очень много времени мне потребовалось, чтобы понять, какие нужны составляющие для моего авторского состава материала. Дело в том, что технологию моего бетона я разработала сама, на строительный он не похож. Мне нужно было, чтобы материал стал плотнее и твёрже. Бетон, который используется для строительства, в моих украшениях бы крошился – особенно в миниатюрных деталях. Также он впитывает влагу.

Спустя полгода экспериментов, мне удалось вывести подходящую рецептуру для моего бетона. Весь состав я раскрывать не буду, но там есть песок и цемент (это, в общем, главные составляющие бетона).

Марина Селиванова

Песок я беру пигментированный, чёрный, покупаю его в художественных салонах и хэнд-мейд магазинах. Цемент покупаю обычный, в мешке на 15 кг, в строительном магазине. Этого количества хватает на год. Вряд ли продавцы думают, что этот мешок мне нужен для десятков сережёк и кулонов, а не для ремонта.

В итоге мои украшения, конечно, могут долго служить, благодаря особому составу бетона. Если только сильно не постараться, сломать их трудно.

В борьбе с аллергией

Помимо бетона, для производства ещё нужны формы для него - чтобы делать разные элементы украшения и соединять их. Формы я либо покупаю, либо делаю сама, если не нахожу в продаже подходящие. В них заливается состав, который застывает в течение суток. Таким образом, простое украшение, состоящее только из бетона, изготавливается сутки. Украшение сложное требует двух суток.

После застывания изделия нужно обрабатывать гравёрами, шлифовочными машинками, дрелью и сверлом. Это очень пыльная работа, её я выполняю на отдельном столе - чтобы частицы бетона от шлифовки не попадали на те украшения, которые в это время находятся в процессе сушки.

Haf Maer

Ещё нужна фурнитура. Она у меня сегодня не из драгоценных металлов, это бижутерный сплав. Но сейчас я перехожу на хирургическую сталь, которая не вызывает аллергии. В процессе работы в рамках проекта Haf Maer я столкнулась с тем, что у нас очень многие не могут носить бижутерный сплав – из-за аллергии. С фурнитурой вообще в России есть большие проблемы – фантазии особенно не разгуляться, если ты хочешь какие-то интересные дополнения к бетону (а я во многих моделях бы этого хотела).

Обычно фурнитуру для украшений ручной работы заказывают из Китая, но качество там оставляет желать лучшего. Хорошие поставщики в Корее и США. Мой новый поставщик по хирургической стали - из России. Он тоже не может предложить широкого выбора форм застёжек, цепочек и т.д. – но в данном случае для меня, конечно, в приоритете гипоаллергенность.

В поиске клиентов

Начинала я в своей квартире, но в последний месяц работаю в мастерской. Мы снимаем её вместе с подругой, которая занимается пошивом сумок. На двоих у нас 30 квадратных метров, и поскольку других сотрудников, кроме нас самих, нет, этого пока хватает. Также у нас и одно ИП на двоих. Сегодня работа с Haf Maer занимает 50% моего времени.

Для продаж я первым делом, конечно, завела страницу в Instagram . Сначала я просто дарила свою бижутерию. В том числе, когда работала дизайнером на каких-то мероприятиях, делала из этого презенты для гостей. Потом подарила несколько штук по бартеру небольшим блогерам: то есть я им дарю украшение, они в качестве ответной любезности пишут про мой бренд в своих профилях. Так что крупных денег в своё продвижение я пока не вкладывала. Ещё я участвовала в маркетах в Новосибирске, где презентовала свои изделия и постепенно знакомилась с новыми клиентами.

А потом, ближе к концу 2018 года, ко мне стали сами обращаться девушки. Теперь в городе я уже больше известна как дизайнер украшений, чем как дизайнер чего бы то ни было ещё. Моя целевая аудитория – это женщины 20-40 лет, объединяет их разве что некая принадлежность или приверженность творчеству и стилю. Такой разброс в возрасте меня, кстати, удивил: я скорее рассчитывала на молодёжь.

Haf Maer

Самым интересным и в то же время сложным заказом для меня стали серьги для мамы на юбилей. У неё не проколоты уши, поэтому я специально делала клипсы (так что теперь у нас в линейке есть и такой вариант). В итоге серьги ей очень идут, а я в очередной раз убедилась, как украшения могут преобразить женщину.

Ещё мне особенно интересно когда, например, девушка хочет асимметричные серьги. И мы вместе ищем формы, которые будут хорошо сочетаться, и составляем сет.

Часто люди даже не обращают внимания на то, что в составе украшений у меня бетон. Для них первостепенен общий вид украшения. Забавно, что в последний раз у меня заказывала колечко девушка, которая работает в строительном магазине – и вот её состав очень заинтриговал.

Год назад я продавала пару-тройку украшений в месяц. Сегодня в месяц продаю 15-20. А на маркете могу и 15-20 штук продать за один день. Стоимость моих украшений - 1-2 тысячи рублей. Уверена, что продажи будут расти и это дело будет приносить мне ощутимый доход.

Что дальше

Сегодня мои украшения продаются в Москве (в шоуруме с одеждой и аксессуарами), Ярославле (в салоне красоты) и Иркутске (в «Галерее Бонштейна»). Они сами меня нашли, что интересно, и предложили сотрудничество. Но в основном продажи у меня идут в интернете и в двух новосибирских точках (это шоурум и арт-пространство).

В основном я работаю на заказ по моделям, которые у меня уже разработаны. Полностью индивидуальные заказы обычно не беру. Сложность в том, что тогда в каждом случае придётся изготавливать отдельную форму (а люди обычно не готовы ждать дополнительную неделю). Плюс это нерационально – потом неизвестно, что со всеми этими формами делать.

Haf Maer

В какой-то момент мне стало интересно, не создаёт ли кто-то где-то аналогичные украшения. Нашла тех, кто делает из бетона предметы декора (горшки, подставки и т.д.) – и в том числе тех, кто занимается и бижутерией. Но они работают с обычным серым бетоном, и стиль там совсем другой. Я в дальнейшем не хотела бы масштабировать свой проект именно так. Скорее я придумаю какой-то ещё необычный материал.

Моими конкурентами являются другие мастера, работающие с самыми разными материалами. Например, в Красноярске девушка выливает украшения из эпоксидной смолы, ещё их делают из дерева и т.д. Стала замечать, что иногда у меня даже берут модели украшения и повторяют. О патенте я пока не думала, но, вероятно, стоит всё же его сделать.

В дальнейшем я бы хотела открыть нечто вроде шоурума-мастерской. Хочется также перейти на ювелирный металл (серебро).

У меня вряд ли когда-то будут миллионные продажи, поскольку бетон - материал специфичный. Тем не менее, потенциал есть. Так что я планирую вкладываться в рекламу. Есть намерение расширить число своих представителей в других городах.

Мне нравится создавать новое и то, что между моим делом и мной можно поставить знак «равно»: концепция, идея, философия бренда H af Ma er - это я. И находятся люди, которые это понимают и ценят. Ради этого я и продолжаю.

Декоративные изделия из прозрачного бетона. Технология и бизнес-идея

Думаю, эта технология и идея заинтересует тех, кто занимается изготовлением декоративной плитки и вообще связан с бетоном (изготовление архитектурных форм). Итак, что такое прозрачный бетон?

Это различные формы, элементы из бетона, в структуре которого находятся светопроводящие элементы – оптоволокно. Диаметр нитей оптоволокна используется от 0,5 до 2,5 мм. Используется оптоволокно, стойкое к щелочам (бетон – щелочная среда).

Пример пробных изделий из включенного в бетон оптоволокна. Видно как сквозь бетон от лампы проходит свет. Вариантов изготовления светопрозрачных элементов несколько. Вот один из них:

Разводится бетонная смесь из мелкозернистого кварцевого или мраморного песка. Обычно, фракция 0,5-1 мм. Пропорции цемента: 1 к 3. С пластификатором. Можно добавить колер. Выливается небольшой слой в форму толщиной до 1 см. Выдерживается для начального схватывания. И как только смесь будет способна выдержать вертикальную установку нитей оптоволокна – в нее втыкают световоды.

Стоимость оптоволоконных нитей в Китае:

Длина 100 м. Толщина на выбор: 0, 75 мм и 1 мм. В компаниях, торгующие оптоволоконным кабелем и световодами – такие световоды имеют стоимость от 10 руб./м

Отрезки можно втыкать хаотично, слоями, волнами или рисунком. Затем аккуратно заливаем остаток смеси. Лучше на второй подход ее замесить позже. Иначе за время ожидания схватывания нижнего слоя и в течении работ по укладке оптоволокна – она тоже схватится.

Важно, чтобы все нити световодов выступали над поверхностью или были ровно с ней. От утопленных в массу бетона нитей эффекта не будет. Нужно чтобы свет проходил от одной грани изделия до другого.

После набора прочности бетона, элемент вынимается из формы и шлифуется специальными алмазными дисками для УШМ, оголяя световоды:

Ссылка на большой выбор алмазных шлифовальных чашек. Их еще называют «черепашки». Ссылка на большой выбор алмазных шлифовальных чашек. Их еще называют «черепашки».

В тех компаниях, которые производят элементы из такого светопрозрачного бетона, грани спиливают на станках с большими алмазными кругами. В итоге получится примерно такая поверхность (с увеличением):

При заливки блоков или элементов, имеющие большую толщину, световоды укладывают слоями и так же слоями заливают бетон. Важно, что бы бетон сам растекался. Для этого нужно использовать суперпластификаторы.

Вариант изготовления декоративного куба со светопрозрачным рисунком внутри:

Изготовление светопрозрачных бетонных элементов ограничивается только Вашей фантазией и формами. Предложу несколько вариантов продукции, которые мне показались интересными:

Читайте также: