Прохождение этапа бревно маятником

Обновлено: 17.05.2024

Этап. Переправа по бревну методом «горизонтальный маятник».

1) Первый участник переправляется по бревну методом горизонтального маятника (держась за судейские перила).

2) По достижению ЦС наводит перила, используя узел «штык»

3) Участники проходят этап 5, держась за перила. Снятие перил не производится.

Длина этапа 15 метров. Длина бревна 7 метров.

Оборудование: судейское бревно, судейские перила маятниковой опоры. КЛ – начала и окончания опасной зоны.

Штрафы:

Заступ за контрольную линию – 1 балл

Двое на этапе – 3 балла

(штраф ставится в том случае, если два участника держатся руками за перила или находятся на бревне в опасной зоне)

Срыв участника – 3 балла. В случае если участник сорвался с бревна, он восстанавливает свое положение в месте срыва и продолжает движение, получая при этом штраф. При повторном нарушении участник также получает штраф.

Неправильно завязанный узел – исправление, повтор этапа.

Непрохождение участником этапа – 10 баллов

Превышение КВ – 10 баллов

6 Этап. Поляна заданий №2. КВ – 4 мин. МШт. – 15 б.

А. Определение расстояния до недоступного объекта.

Команда определяет расстояние до недоступного объекта любым способом.

Штрафы:

Ошибка на 3 метра – 1 балл (макс. – 5 б.)

В. Определение азимута на объект.

Команда определяет азимут с помощью компаса.

Штрафы:

Ошибка на 5 градусов – 1 балл (макс. – 5 б.)

С. Определение высоты объекта.

Команда определяет высоту объекта любым способом.

Штрафы:

Ошибка на 1 метр – 1 балл (макс. – 5 б.)

ПЛЯЖ. 7 Этап. Х-1. КВ – 1 мин. МШт – нет.

Вся информация выдается на этапе.

Штрафы:

Призовые баллы за выполненное задание – 5 баллов

Превышение ОКВ – штраф 1 балл за каждую полную и не полную минуту опоздания от графика.

УСЛОВИЯ соревнований ПО ВИДУ

КОРОТКАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Количество этапов – 5

Протяженность дистанции – 450 м.

ОКВ дистанции: 10 минут.

Список сокращений, используемых в данных условиях:

БЗ – безопасная зона

ОЗ – опасная зона

КЛ – контрольная линия

ИС – исходная сторона

ЦС – целевая сторона

ТО – точка опоры

СТАРТ

Этап 1. Переправа по бревну.

Длина этапа Длина бревна Расстояние от ТО до КЛ Высота ТО над землей
8 м 6 м ИС – по бревну. ЦС – по бревну. ИС – 1,5 м ЦС – 1,5 м

ИС: БЗ, КЛ – начало ОЗ.

ЦС: БЗ, КЛ – окончание ОЗ.

Действия: Участники поочередно проходят этап, используя ус самостраховки.

Обратное движение: По коридору нитки вдоль этапа.

Этап 2. Переправа по параллельным перилам.

Длина этапа Расстояние между верхними и нижними перилами Расстояние от опоры до КЛ Высота нижней ТО над землей
19 м 1,2 м ИС, ЦС – 2 м ИС, ЦС – 1 м

ИС: БЗ, КЛ – начало ОЗ.

Судейские перила (нижние перила слеклайн – стропа 35 мм.).

ЦС: БЗ, КЛ – окончание ОЗ.

Действия : Участники поочередно проходят этап, используя ус самостраховки. Ус закрепляется за верхние перила переправы. Движение, стоя на перилах.

Обратное движение: По коридору нитки вдоль этапа.

Этап 3. Переправа методом «вертикальный маятник».

Длина этапа Высота крепления ТО
4 м 6 м

ИС: БЗ, КЛ – начало ОЗ.

Судейские перила с 3 узлами.

ЦС: БЗ, КЛ – окончание ОЗ.

Действия: Участники поочередно проходят этап, используя ус самостраховки. Ус закрепляется в один из представленных судейских узлов на перилах.

Обратное движение: В случае касания ОЗ движение участника осуществляется по линии движения на ИС этапа.

Этап 4. Траверс.

Длина этапа Крутизна Расстояние от опоры до КЛ Высота ТО над землей
20 м ИС – 1 м ИС – 0,5 м ЦС – 0,5 м

ИС: БЗ, КЛ – начало ОЗ.

Судейские перила, 4 отрезка.

ЦС: БЗ. КЛ – окончание ОЗ.

Действия : Участники поочередно проходят этап без потери самостраховки, используя усы самостраховки. На одном отрезке находится один участник.

Обратное движение: По коридору нитки вдоль этапа

Этап 5. Узлы.

Оборудование: Выделенная зона вязания для каждого участника.

Судейский репшнур в кол-ве 5 шт. диаметр 10 мм.

Действия : Каждый участник завязывает в своей зоне узел «ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКА» и оставляет его в зоне. Взаимопомощь исключена.

УСЛОВИЯ соревнований ПО ВИДУ

ТЕХНИКА ВОДНОГО ТУРИЗМА

Количество участников: 4 чел ( не менее 1 девушки)

Участвует экипаж катамарана-2 (не менее 1 девушки), +2 каяка.

Команда проходит дистанцию на судейском катамаране и каяках. Результат определяется суммой времени прохождения дистанции и штрафного времени.

Протяженность – до 500 м.

Препятствия и задания: Проводка судов по воде, змейка, ворота прямого и обратного, заднего хода (кормой), оказание помощи пострадавшему на воде.

1 этап: Старт.

Команда в количестве 4 человека стартует по команде судьи этапа, добегает до зоны стоянки судов.

Необходимое снаряжение: спас-жилет - 4 шт., каячная юбка - 2шт., каска - 6 шт., чалки - 3 шт.,
диаметр - 4мм (10 м)

2 этап: Проводка судов по воде.

Оборудование: Катамаран-2, каяк – 2 шт., вёсла - 6 шт., спас - конец морковка - 1 шт.

Описание этапа: Экипаж (группа экипажей) осуществляет проводку судна по береговой зоне проводки судов по воде на чалке от зоны причаливания до зоны посадки, указывающей финиш этапа. Находиться на судне членам экипажа во время проводки запрещено. Экипаж может занять рабочие места только в зоне причаливания. Касание воды любой частью тела наказывается штрафом.

3 этап: Змейка

Ширина ворот : не менее 2,8 м

4 этап: Ворота обратного хода

5 этап: Спасение пострадавшего.

Параметры коридора зоны спасения, 10х15 м. расстояние до пострадавшего – 5-7 м.

Необходимо с 3 попыток попасть в условного пострадавшего спасательным концом.

6 этап: Ворота заднего хода

7 этап: Ворота прямого хода

8 этап: Финиш.

Финиш команды считается по последнему участнику.

Касание вешки ворот 5 б
Пересечение линии ворот не всеми гребцами 20 б
Не прохождение ворот 50 б
Умышленное не прохождение ворот 250 б
Потеря снаряжения 20 б за каждый
Заступ участника за разметку этапа 50 б
Заход в воду 50 б

Выход на берег от зоны посадки до финиша команды запрещён.

В случае переворачивания одного из судов, команде не обходимо произвести спасательные работы, и вернуть участника на дистанцию, если спас-работы произведены не будут, команда снимается с вида.

УСЛОВИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВИДУ

Методическая работа тренировочного занятия «Вязание узлов. Отработка прохождения этапов: навесная переправа, прохождение бревна»

hello_html_m6f32f0f8.jpg

Материал данной разработки содержит план построения тренировочного процесса и элементы спортивного туризма.

Эстафета для детей это весело и она приучает их соревноваться. Любой человек перед стартом страшно волнуется, чтоб этого не было надо ребенка с первых дней готовить к тому что тренировочный процесс не просто так, а для того чтобы показывать свои результаты и уровень знаний на соревнованиях. Соревнования – важная часть спортивной подготовки.

Вязание узлов в турмногоборье играет огромную роль. Уметь вязать узлы должен каждый турист. Не умение или не правильность применения узла может быть очень опасно для здоровья и жизни.

Навесная переправа является одним из самых сложных этапов в спортивном турмногоборье, она служит для переправы на другой берег.

Методическая разработка для группы первого года обучения.

Перед любым тренировочным процессом, для того чтобы тренировка прошла плодотворно, каждый тренер или педагог должен составить план учебного процесса.

Когда тренер не знает чем занять воспитанников, тренировочный процесс превращается в мучение не только для педагога, но и для воспитанников. Дети чутко реагируют на настроение тренера, и даже малейшая неуверенность отражается на их поведении. В таких случаях тренировочный процесс можно считать сорванным. Строгая последовательность действий на тренировке и умение занять каждого воспитанника позволяет тренеру с наименьшими затратами физических и психологических усилий добиться очень хороших результатов.

Так как дети быстро привыкают к определенному порядку на тренировках, то, если этот порядок остается неизменным, дети начинают очень быстро уставать и интерес начинает пропадать, следовательно начинается отсев детей. Чтобы этого не происходило, следует для каждой тренировки писать разнообразный план, соответствующий тематическому плану с подбором комплексных упражнений.

Структура занятий.

Тема занятия.

Цели занятия:

3. Организационный момент;

4. Вводная часть

А) объяснение темы занятия;

Б) краткое содержание занятия;

В) разминка перед основной частью.

Вводную часть не стоит затягивать, продолжительность не более 10 минут.

5. Основная часть

А) выполнение практических занятий под руководством тренера

Б) самостоятельная работа детей.

6. Заключительная часть.

Подвести итог. Оценить работу ребят на занятии.

Тема: Вязание узлов, отработка этапов навесная переправа, прохождение бревна маятником.

Цель занятия: Напомнить воспитанникам технику прохождения этапов, вспомнить с ними виды узлов.

Задачи: закрепить навыки вязания узлов, отследить технику прохождения навесной переправы, и прохождения бревна.

Воспитание у подростков чувства коллективизма, чувство ответственности перед командой, умение быстро и четко отрабатывать прохождение этапов.

Организационный момент:

Перед тренировочным процессом детей строим в одну шеренгу.

На построении тренер-преподаватель объясняет воспитанникам тему занятия.

Вводная часть

Пробежка 7-10 минут.

Разминка. Для того чтобы разминка прошла правильно, тренеру нужно построить детей таким образом, чтобы он видел выполнение упражнений каждым ребенком. Разминка не должна переутомить ребенка.

Варианты разминочных упражнений (4-6 повторений)

Стойка ноги врозь, руки опущены. Наклоны головы вперед-назад-влево-вправо. Стойка ноги врозь, руки опущены. Повороты головы влево–вправо.

Основная стойка. Махи двумя руками вверх-вниз.

Стойка ноги врозь. Махи двумя руками в стороны – вверх – вниз.

Широкая стойка, ноги врозь. Круговые движения руками вперед - назад.

Широкая стойка, ноги врозь. Руки сцеплены в замок. Круговые вращения кистями.

Широкая стойка, ноги врозь. Руки соединить за головой. Наклоны туловища влево – вправо.

Основная стойка, руки на поясе. Круговые движения тазом.

Основная стойка. Круговые движения в коленных суставах.

Смена ног в положении глубокого выпада с опорой на руки.

В упоре лежа сгибание рук в локтевом суставе. Мальчикам – 30 раз, девочкам – 20 раз.

Пресс. Мальчикам 60 раз, девочкам – 50 раз.

Приседание на двух ногах – 50 раз.

Примечание. После разминочных упражнений обязательно должны быть упражнения на расслабление мышц. Это значит, что нужно либо встряхнуть руками и ногами, либо пробежать два-три круга легким бегом. Если подбор упражнения будет неправильным или не полностью разогревающим мышцы, возможно появление травм у ребенка (например, растяжение мышц).

Выполнение практических заданий.

Вязание узлов. В виде эстафеты на скорость и правильность вязания узлов выпускаем команды.

Делим группу на две команды.

Даем указания по парам. Пара должна пробежать до конца зала где лежат реп шнуры для вязания узлов. Связав узел, возвращаются назад передают эстафету следующему. После финиша последнего участника тренер проверяет правильность вязания узла, объясняет ошибки, не правильно связанный узел или перехлест на нем это штраф.

Техническая отработка этапов. Навесная переправа: (перед тренировочным процессом в зале либо на улице натягивается две навесные переправы). Дети разделены так же на две команды. Строим их на против своей навесной переправы, так чтобы они не мешали и не толкали друг друга.

Напоминаем им правило прохождения по навесной переправе:

- отслеживали контрольные линии (заступ за которую является штрафом (штраф это дополнительное время). Для себя возьмем один заступ равен 10 секундам.

Тренер показывает технику пристежки на навесную переправу различными способами более понятную для детей.

Чтобы пристежка происходила легче на первые занятия ребенку надо объяснять чтобы он одевал повязку на руку, чтоб веревка не терла руку и не оставалось синяков.

Переправа по бревну. Сначала организовываем безопасность. Обложим этап матами. Объясняем тактику прохождения (чтобы ноги не отрывались от бревна а постоянно чувствовали опору). Корпус тела должен наклониться так взяв упор на судейские перилла чтобы равновесия не пропадало. Так же этап проходится двумя командами на время. Тренером отслеживается правильность прохождения, и заступ за контрольные линии.

Заключительный этап.

В конце тренировочного процесса построение детей. Каждому ребенку объясняются его не доработки. И обязательно надо похвалить ребенка. Подсчитывается результаты команд. Поздравляем самую быструю и команду. Так же тема следующего занятия (какая форма должна быть на следующее занятия).

Оборудование: 20 реп шнуров, веревка для натяжки навесной переправы 2*25 метров, маты, обвязки, карабины.

Туристические игры-соревнования

0 22398 1c2b5515 Lm.jpg

Соревнования в переходе через условное болото не только выработают у детей такие физические качества, как ловкость, чувство баланса, гибкость, но и дадут им начальное представление и некоторый навык в технике прохождения и тактике преодоления заболоченной местности.

Может проводиться как личное, так и командное первенство.

Практикуются три варианта:

  • по «фашинкам» (на «медвежьих лапах»);
  • по «кочкам»;
  • по «гати» (по настилу из жердей).


Вариант 1 – по «фашинкам».

У каждого участника по две фашинки – дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или даже просто листы бумаги.

Встав в шеренгу у черты старта (у стены коридора спиной к ней) с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи «Марш!» кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее одной ногой и, стоя на ней, кладут вторую дощечку по направлению к финишу. Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна – как можно скорее достичь финиша – заступить обеими ногами за линию финиша (коснуться рукой противоположной стены). Кто выполнит задачу быстрее других, тот и будет победителем. Остальные места определяются согласно времени финиша каждого, если оно засекалось по секундомеру.

  1. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться «болота» – пола, земли, асфальта. За такое касание судья начисляет участнику штрафные баллы (секунды).
  2. Запрещается передвигать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.


Вариант 2 – по «кочкам».

Участники делятся на команды по 3–5 человек. Их задача – быстро пройти «заболоченный» участок шириной 10–15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота».

7–10 «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото», расположены одна от другой на разных расстояниях около 100–150 см. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, а на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой «кочки» – 30–40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи «Марш!». Если сделать две-три «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды засекают по последнему участнику в момент, когда он с последней «кочки» двумя ногами ступит на «берег» – за линию границы «болота».

Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» через «болото»: нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, горящей свечи (факела).

  1. Участники не должны наступать ногой на «болото», т.е. между «кочками». За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды.
  2. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение – штраф.

В случае падения в «болото» предметов снаряжения, расплескивания воды из котелков или если погаснет свеча во время перехода по «тропе», команда также получает штраф.


Вариант 3 – по «гати» из жердей.

В этом варианте состязания лучше проводить на лоне природы и только как командные. Состав команды – 3–5 человек. Задача та же – как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен быть приготовлен на старте. Каждая жердь должна иметь длину около двух метров и толщину 5–10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины «болота».

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой.

Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша. Побеждает команда, которая прошла «болото» по гатям быстрее других (с учетом штрафного времени).

  1. Основное – аналогично правилу № 1 предыдущих вариантов.
  2. При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности «болота» скольжением (волоком).

Пройди по бревну

Image0251m.jpg

Встретив в походе поваленное дерево, можно потренироваться в равновесии.

Если дерево имеет острые торчащие сучья или лежит поперек глубокого оврага, то прохождение по нему представляет повышенную опасность, и тренироваться на нем без страховки не следует. Во время привала на лежащем прямо на грунте стволе можно провести игры с перелезанием через него (если ствол достаточно толст) и с прохождением вдоль по стволу без груза, с рюкзаком на плечах, с котелком или кружкой, наполненной водой.

Каждый участник по очереди поднимается и проходит вдоль по стволу до конца и соскакивает с него на землю. Можно ввести дополнительное условие – разворот в конце бревна на 180° и проход в обратную сторону, приседание в середине пути, сесть верхом на ствол и снова встать, не касаясь земли, и др.

Упражнение не стоит выполнять на скорость, но руководитель вместе с другими ребятами (судейской коллегией) должен дать оценку в баллах каждому за качество выполнения с учетом таких показателей:

по качеству движения:

  • спокойно, без напряжения – 2 балла;
  • напряженно, неуверенно – 1 балл;
  • нормально – 5 баллов;
  • немного замедленно – 4 балла;
  • очень медленно, с задержками – 1–3 балла;
  • немного торопливо – 4 балла;
  • очень торопливо, с пробежками – 1–3 балла;

по сохранению равновесия:

  • без нарушений – 5 баллов;
  • с небольшими нарушениями баланса – 3–4 балла;
  • с крупными нарушениями – 1–2 балла;
  • преждевременный соскок, падение – 0 баллов.

Кроме того, можно давать дополнительные баллы, если при прохождении бревна участник не прольет воду из котелка; за разворот, приседание, подскок, соскок и др.

Ловкачи (переправа маятником)

Игра тренирует ловкость, силу рук. Проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – «берега ручья».

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через ручей и опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».

Когда все участники выполнят задачу, можно отодвинуть границы «берегов» на 10–12 см дальше от плоскости каната – сделать «ручей» пошире и вновь начинать соревнования.

  1. За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а за «намокание одежды» получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист «тонет».
  2. Победителем на «переправе» будет тот, кто ни разу «не намок» в «ручье».

Переправа рюкзаков (маятник с упором)

Соревнования удобно проводить на лугу или на песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Оборудование: заостренный шест длиной 3–5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных не в одной плоскости); толстая веревка длиной в пять раз больше длины шеста; рюкзак, заполненный условным туристским снаряжением; карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие «берега реки». Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между «берегами» надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15–20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линий «берегов» на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки высотой 0,5 м, на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных берегах у рогулек. У первого – рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест – маятник. По команде судьи «Начали!» он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда он займет вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном «берегу».

Судья засекает время финиша в момент, когда второй участник отцепит от рогатин рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней – остальные.

Победитель определяется по затраченному времени.

  1. Участникам нельзя заступать ногами за линию «берега», а перемещаться вдоль нее в стороны можно.
  2. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено).
  3. При падении шеста или рюкзака команда выбывает из игры.

Бег по «лесу»

Это упражнение тренирует ловкость, глазомер, развивает чувство пространства. Проводить его можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях – во дворе школы, на спортплощадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были две-три высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которых можно натянуть веревку.

Оборудование: между двумя или тремя деревьями на высоте не менее 2-х метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешивают деревянные рейки (палки, сучья) так, чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м. Количество реек зависит от длины основной веревки (10–20–30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход.

Задача каждого участника – как можно быстрее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех переходах между рейками, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их.

Упражнение можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой, зажженную свечу.

Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение: качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, разлил воду, погасла свеча – надо договориться заранее.

Через «лесной бурелом»

Имитация преодоления участка леса с буреломом дает полезную нагрузку мышцам бедра, голени, позволит потренировать ловкость, глазомер, координацию движений – качества, необходимые туристу-пешеходнику и лыжнику.

Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев деревьев и другого подручного материала.

Участок тропы длиной 10–20 м надо перегородить поперечными перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой на 25–40 см (ниже колен) или на 45–60 см (выше колен). Туристы должны по очереди преодолеть этот участок тропы, кто быстрее, перешагивая через поперечные перекладины и ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесие.

Результаты оценивают по показаниям секундомера.

Варианты с усложнением: переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаком на плечах, с котелком воды в руке.

  1. Если участник сбил хотя бы одну перекладину, он выбывает из зачета. Можно договориться о системе трех попыток.

Следопыты

Игра проводится в лесу. Она тренирует наблюдательность, умение коллективно действовать и преодолевать естественные препятствия. Участники игры делятся на две равные команды по 5–10 человек. В каждой команде выбирается капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды.

Оборудование. Необходимо заранее подготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух разных цветов (зеленый цвет не применять), которые надо разбросать в лесу по двум разным маршрутам от одного места старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук.

Кроме того, нужно приготовить для финиша яркий флажок (вымпел, ленту и т.д.).

Пока команды заняты каким-либо делом на поляне в районе старта, руководитель с помощником уходят маркировать первый маршрут. Они двигаются, петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья и на сучьях и земле через равное количество шагов оставляя свои бумажки. Помощник затем остается на финише, оборудуя его, прикрепив флажок на сучке дерева на высоте 2–3 м, а затем сам маскируется поблизости от него. Руководитель идет обратно от финиша к старту, уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку второго цвета.

Маршруты должны быть расположены так, чтобы со старта команды расходились в разные стороны друг от друга, а затем уже шли параллельно в сторону финиша.

Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию – кому какой цвет достанется. Задача каждой команды – быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.

Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью, шеренгой для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрули (разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять с дерева флажок.

Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна быть равна половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Усложненный вариант игры для старших школьников можно создать не только за счет удлинения маршрутов, но и за счет построения маршрутов в форме «восьмерки», или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах – места, где маркировку придется поискать в радиусе 20–30 или 50 м.

Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно (под корни, в мох, дупла, кучи хвороста), не следует, так как это приведет к большой затяжке игры.

Кросс «гусениц»

Это забавное соревнование можно провести на песчаном пляже, на площадке, покрытой рыхлым песком, или на ровном чистом лугу. Оно тренирует координацию движений, развивает гибкость, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.

Оборудование: на песке с помощью веревки прочерчивают окружность радиусом 5–10 м, в центре которой ставится приз – миска с конфетами, орехами, яблоками и т.д. Сверху приз прикрывается салфеткой. А на лугу можно шнуром или шагами отмерить от центра несколько равных радиусов (по количеству участников) и концы их обозначить веточками, флажками.

Участники ложатся на живот на исходную позицию – за окружностью в разных точках, каждый – головой к центру круга. Помощники судьи связывают им руки за спиной и ноги у щиколотки. После команды «Марш!» все устремляются к центру, чтобы захватить приз. Каждый стремится достичь центра раньше других, и тот, кто «пришел» первым, должен, захватив салфетку зубами, откинуть ее в сторону.

  1. Разрешается любой способ передвижения: перекатом с боку на бок, на боку, отталкиваясь от земли коленями, кульбитом, скачками на коленях или ногах и т.д.
  2. Не разрешается телом сбивать (отшвыривать) миску с места.

Водоносы

Эти соревнования в лазаньи по склону и в беге тренируют ловкость, силу, координацию движений и скоростную выносливость. Соревнования надо проводить на берегу ручья, реки, озера, моря, где имеется достаточно высокий и крутой откос берега (обрыв, дюна, стенка песчаного карьера). Они проводятся между командами в составе от трех до семи человек. Команд может быть несколько. Все зависит от условий местности и наличия снаряжения.

На верхней бровке берегового откоса устанавливают пустые ведра по количеству участвующих команд. Команды выстраиваются в шеренгу у своих ведер, в руках у каждого участника – по кружке или котелку. Суммарный объем посуды должен быть одинаков для всех команд.

По сигналу «Марш!» все быстро спускаются вниз, черпают кружками воду из реки и поднимаются вверх, чтобы вылить ее в свои ведра. Затем вновь бегут вниз за водой. Побеждает та команда, которая быстрее других наполнит свое ведро до установленной отметки. За наполнением ведер должен следить судья.

  1. Запрещается передача кружек и котелков с водой по цепочке, каждый член команды должен свою кружку с водой донести до ведра сам.
  2. Выбор пути подъема участников определяет капитан каждой команды. Запрещается загораживать проход, толкать противника, выбивать у него кружку с водой из рук.

Туристическая эстафета

X 6ff48940m.jpg

Один из вариантов проведения спортивного праздника для подростков.

1. Старт. Проверка снаряжения

Команда выходит на старт за 10 минут. Судьи проверяют необходимое снаряжение, знание правил безопасности в лесу и выдают карту с нарисованной дистанцией и ЗМК.

2. Бивак, укладка рюкзака, установка палатки

Команда на этапе самостоятельно распределяет обязанности по укладке рюкзака, снятию и установке палатки. Для укладки рюкзака необходимо выбрать самые нужные (на усмотрение участников) предметы из числа предоставленных судьями и правильно уложить в рюкзак. Например: спальник и коврик надо взять обязательно, они укладываются под спину, а фен, утюг и большую подушку брать не нужно. Заранее установленную палатку надо снять и установить на место. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков. Количество участников данного этапа определяет сама команда. При снятии палатки судья проверяет организованность команды при установке, правильность и быстроту (кроме детей 9-10 лет, где скорость не главное). Уточним: палатка, рюкзак и все предметы для укладки рюкзака судейские, команды их не приносят и не уносят.

3. Параллельная переправа

4. Бревно с перилами

Бревно, над которым навешивают перила, желательно сделать длиной до 5–7 м. Участники по очереди проходят по нему, держась за перильную веревку. Задача участников, их количество, страховка, судейство – как на этапе «Параллельная переправа».

5. Топография, краеведение, азимут

Для определения топознаков команде дается пять или более карточек со знаками. Целесообразно выполнение задания поручить двум-трем участникам из отряда. Еще двое уходят на определение азимута. Если у команды по каким-то причинам нет компаса, на этапе должен находиться судейский компас. Оставшиеся участники отвечают судье на вопросы по краеведению. При составлении заданий обязательно следует учитывать возрастные возможности детей.

6. Транспортировка пострадавшего

Команда на этапе выполняет задания судьи по оказанию первой доврачебной помощи и транспортирует пострадавшего. На этот этап следует поставить судью из медицинского персонала школы. Обычно для оказания помощи предлагаются следующие условные травмы: переломы конечностей, травмы позвоночника, кровотечение, обработка ран. После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках, сделанных из подручных средств (жердей и курток). При планировании переноски пострадавшего следует предусмотреть прохождение данного этапа на местности с неровным рельефом, чтобы сформировать навыки переноски в любых условиях. Пока юноши переносят пострадавшего по указанному маршруту, девушки отвечают на вопросы судьи о первой доврачебной помощи.

7. Гать (преодоление «заболоченного» участка по кладям из жердей)

Команде из четырех мальчиков и четырех девочек необходимо по кладям из жердей пройти «заболоченный» участок. Границы участка маркируются. На этапе устанавливаются до 5–6 опор, имитирующих кочки и сухие островки. Команде выдается 8 жердей. Расстояние между опорами – 2,5 м, длина жердей – до 3 м. Участники могут проходить заболоченный участок, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На одной опоре могут находиться не более двух участников. Судьи дают штрафные очки за заступы в опасную зону, падение в «болото».

Команда из пяти мальчиков и пяти девочек преодолевает условный завал способом «маятник». Условный завал делается через небольшую канаву, границы маркируются. Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. Для удобства захвата веревки на ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного возраста. Возможные штрафы: заступ за контрольную линию, срыв – касание двумя ногами земли в опасной зоне.

На финише команда сдает свою карту и ЗМК, в которых судьями указано количество штрафных очков на каждом этапе. Главный секретарь сразу подсчитывает штрафные баллы и ведет предварительный протокол, своевременно объявляя по громкой связи лидеров соревнований. Итоговый протокол вывешивается после подсчета и проверки всех результатов. Награждение победителей проводится на лагерной линейке. При подготовке и организации соревнований надо помнить, что мероприятие должно решать задачи, направленные не только на получение знаний, умений по туристскому многоборью и необходимых туристских навыков, но и на воспитание морально-волевых качеств и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Лишь такая совместная работа детей и вожатых может помочь в достижении поставленных целей по обучению и оздоровлению детей.

Набор игр на сплочение 19

X 0fb65523m.jpg

Игра на местности, которая состоит из нескольких упражнений для команды. Игра по станциям, организованная на природе, которая состоит из нескольких этапов.


На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе", ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы.

  1. До начала игры необходимо натянуть верёвки для прохождения их детьми.
  2. Пройти по маршруту с теми, кто будет стоять на основных этапах.
  3. Проинструктировать всех участников игры на старте.
  4. Подготовить маршрутные листы для участников игры.

Каждый этап считается пройденным только в том случае, если все участники этапа справились с заданием. Категорически запрещается оставлять на этапе хотя бы одного игрока. На каждом этапе учитывается затраченное время, взаимопомощь и умение найти выход из создавшихся трудных ситуации.

Из верёвок делается "паутина" и натягивается между 2 - 3 деревьями. Количество ячеек должно соответствовать количеству участников, пришедших на этап в одной команде.

Между тремя деревьями натянута верёвка на уровне пояса участников игры. Все участники встают внутри треугольника. Задача игроков - выбраться из треугольника поверх веревок, не задевая их. Задание считается выполненным, если из треугольника выбрались все члены группы.

Все участники должны изобразить " Таракашку " с определённым количеством ножек. Количество ножек определяет человек, стоящий на данном этапе. ( Оно должно быть меньше, чем количество ног участников, пришедших на этап ). Участники должны поддерживать друг друга, влезать на шею и т.д. Такая " Таракашка " должна пройти определённое расстояние, которое заранее оговаривается ведущим этапа. Ронять участников игры нельзя. Если кто-то падает, "Таракашка" начинает путь заново.


"ВСЕ НА БОРТ" Выбирается небольшая выступающая площадка - холмик, большой пенек, небольшое бревно или скамейка. Участники должны уместиться всей командой на этой площадке. Нужно убрать все ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд.

Данный этап лучше всего проводить на бордюре асфальта или на бревне.

Все участники встают на бревно в один ряд, плотно прижавшись плечами друг к другу. Крайний игрок должен пройти со своего места на противоположный край бревна не касаясь земли. Остальные игроки помогают ему перебраться, практически передавая из рук в руки. Последний игрок встаёт самым первым. Затем путь начинает предпоследний игрок, он тоже проходит этот путь. Все игроки должны пройти по бревну.

На расстоянии 10-13 метров обозначены две площадки. В середине подвешена «тарзанка» (подвешенная веревка, типа качели). Вся команда должна с помощью «тарзанки» перебраться с одной площадки на другую, не касаясь ногами земли. Все участники, перебравшиеся на другую платформу, должны удержаться на ней, сохраняя равновесие. Ни в коем случае нельзя касаться ногами земли за пределами платформы.

Перед участниками расположены три перекладины различной высоты, лежащие на колышках и не закрепленных между собой. Вся команда должна выстроится в шеренгу перед самой низкой перекладиной. Каждый участник команды берет бечевку и привязывает за щиколотку свою ногу с ногой соседа. Все берутся за руки, образуя единую цепь. Задача – перешагнуть каждую из перекладин всей команде сначала вперед лицом, а потом в обратном порядке, спиной, не уронив ни одной из перекладин.

Поляна огораживается веревками. В этой зоне на разной высоте, на деревьях, земле расположены 10 предметов. Одному участнику завязывают глаза. Остальные участники, подавая команды голосом, помогают найти ему эти предметы.

На земле проводятся две границы, расположенные друг напротив друга на расстоянии около 3-х метров. Команде необходимо перебраться с одной стороны на другую, использую только две доски. Доски и участники команды не должны касаться земли.

Команда переправляется из одного пункта в другой, используя несколько перевалочных пунктов (несколько брёвен малого размера) и две длинные узкие жерди для перехода.

Этап 5. Переправа маятником по бревну (горизонтальный маятник). КВ: мужчины – 10 мин.; женщины – 15 минут.

Окружности пронумерованы по порядку прохождения дистанции. Непоследовательная отметка КП является не взятым КП. Группа движется от старта до финиша в заданном направлении. Отметка на КП по сбору всех участников в квадрате.

Блок этапов 1-4. КВ: мужчины –25 мин.; женщины – 30 минут.

1) Проходят этап 1 (перила оставляют для прохождения этапа 4).

2) До прохождения этапа 3 участники организуют спуск по перилам (возможно использование перил переправы).

2) Проходят этап 2 и перемещаются по п.7.3 к ТО3 ИС этапа 3.

3) Проходят этап 3.

4)Проходят этап 4.

Этап 1. Спуск по перилам.

Параметры: L= 17 м, а = 30°.

Оборудование этапа: ИС – ОЗ, ТО1 – горизонтальная опора.

ЦС – ОЗ, ТО2 – горизонтальные опоры (верхняя и нижняя).

Действия: организация перил по п. 7.6, п. 7.6.10, движение участников по п.7.10, перила остаются для этапа 4.

Обратное движение: По условиям этапа, с самостраховкой по п. 7.10.

Этап 2. Спуск по перилам.

Параметры: L= 12 м, а = 60°.

Оборудование этапа: ИС – ОЗ, ТО2 – горизонтальные опоры. ЦС – КЛ, БЗ.

Действия: организация перил по п. 7.6, 7.6.10, движение участников по п. 7.12 с ВКС, снятие перил по п. 7.6.15.

Обратное движение: По условиям этапа, с самостраховкой по п. 7.10, при отсутствии перил – вдоль коридора этапа свободным лазанием.

Этап 3. Переправа по параллельным перилам.

Параметры этапа:

Длина этапа Расстояние от ТО3 до зоны, запрещающей движение по рельефу (ОЗ) Расстояние от зоны, запрещенной для движения по рельефу (ОЗ) до ТО2. Расстояние между горизонтальными опорами Высота нижних опор Глубина оврага
20 м 2 м ОЗ 1.2м 1,5м 3,5м

Оборудование этапа:

ИС – БЗ, ТО3 – горизонтальные опоры (верхняя и нижняя), КЛ.

ЦС – ОЗ, ТО2 – горизонтальные опоры (верхняя и нижняя).

Действия: Организация перил по п.7.6. Движение участников по п.7.8, снятие перил по п.7.7.1.

Обратное движение: По условиям этапа.

Этап 4. Подъем по перилам.

Параметры: L= 17 м, а = 30°.

Оборудование этапа: ИС – ОЗ, ТО2 – горизонтальные опоры (верхняя и нижняя).

ЦС – ОЗ, ТО1 – горизонтальная опора.

Действия: Движение участников по п. 7.10, снятие перил по п. 7.6.15.

Обратное движение: По условиям этапа, с самостраховкой по п. 7.10.

Этап 5. Переправа маятником по бревну (горизонтальный маятник). КВ: мужчины – 10 мин.; женщины – 15 минут.

Параметры этапа:

Расстояние от ТО1 до ТО2 Расстояние от ТО1 до ОЗ Расстояние от ТО2 до ОЗ Высота крепления горизонтальной опоры над землей
11 м. 1 м. 0 м ТО1 и ТО2 – 1,5 м.

Оборудование этапа:

ИС – БЗ, ТО1 – горизонтальная опора, ЦС – БЗ, ТО2 – горизонтальная опора.

Действия: переправа первого участника от ИС до ЦС по п.7.3. Организация перил по п.7.6. Движение участников по п.7.8, снятие перил по п. 7.6.15.

Обратное движение: По условиям этапа.

Блок этапов 6-7. КВ: мужчины – 30 мин.; женщины – 35 минут.

Этап 6. Наклонная навесная переправа вверх.

Параметры этапа:

Оборудование этапа: ИС – БЗ, ТО1 – горизонтальная опора, КЛ – окончание ОЗ. ЦС – ОЗ, ТО2 – горизонтальная опора, 2 заглушенных судейских карабина.

Действия: первый участник перемещается к судейским перилам, закрепленным на ТО2 (движение в опасной зоне не судится), поднимается к ТО2 по п.7.10, закрепляет перила навесной переправы в ТО2. Спускается по п. 7.12 с ВКС возможно по командным или судейским перилам, перемещается к ТО1 (движение в опасной зоне не судится). Организация перил по п. 7.6, переправа участников по п. 7.9. с ВКС. Снятие перил по п. 7.6.15 с ЦС блока этапов 6-7.

Обратное движение: По условиям этапа.

Этап 7. Спуск по перилам.

Параметры: L= 9 м, а = 90°.

Оборудование этапа: ИС – ОЗ, ТО 2– горизонтальная опора, 2 заглушенных судейских карабина.

Действия: организация перил по п. 7.6, движение участников по п. 7.12 с ВКС, снятие перил по п. 7.6.15.

Обратное движение: По условиям этапа, с самостраховкой по п. 7.10.

Читайте также: