Правила перевозки бетона в автобетоносмесителе

Обновлено: 14.05.2024

Перевозка бетона, транспортировка бетонного груза

Перевозка бетона – сложная процедура, способная повлиять на качестве строительного материала. Под транспортировкой предполагают доставку смеси транспортом от места производства к объекту и подачу на пункт его укладки.

Бетонный груз: как перевезти

При транспортировке бетонного раствора учитывается несколько ключевых моментов, в частности риск расслоения материала, защита груза от ультрафиолетовых лучей и других атмосферных факторов. Качественная перевозка предусматривает грамотно подобранное транспортное средство, позволяющее сохранить эксплуатационные качества смеси. Кроме того, берется во внимание расстояние доставки. После приготовления бетона в нем начинает протекать химический процесс, вызывающий схватывание и дальнейшее застывание раствора. При плюсовом температурном режиме материал схватывается фактически через несколько часов, при отрицательной он может замерзнуть, не успев доехать до объекта.

Транспортировка бетона требует соблюдения важных правил:

  • На пористых заполнителях время перемещения не должно превосходить 50 минут. Если нет такой возможности, используются бетоносмесители.
  • При перевозке любым типом транспортного средства, учитываются его качества.
  • Запрещено транспортировать материал навалом в бортовом транспорте.
  • Соблюдение допустимого срока доставки.
  • Готовый раствор доставляют на пункт его укладки с учетом особенностей климата.
  • Состав транспонируется с наименьшим числом перегрузочных адресов.

Транспорт для перевозки бетона

Перевозить бетон можно несколькими видами транспорта:

  • самосвал. Основное его преимущество заключается в возможности транспортировки значительного объема грузов.
  • миксер. Позволяет предотвратить расслоение раствора даже при перемещении его на длительные дистанции.
  • цистерны.

Сухие смеси транспортируют тарным методом бортовыми машинами, а бестарным способом – цистернами или автомобилями с бункерным кузовом. Для перемещения жидкой смеси задний борт самосвала уплотняют и наращивают боковые и передний борта на высоту 25-50 см.

В соглашении могут прописываться пункты, в соответствии с которыми экспедитор имеет право реализовать установку теплоизоляции и системы обогрева. В ситуации, когда объектом перевозки является сухой бетонный груз, его прием и сдача производится по числу грузовых мест. Жидкая смесь принимается и сдается по массе. Если материал перевозят в цистернах с пломбированными люками, то прием и сдача реализуется по пломбе.

Ключевая характеристика жидкого раствора состоит с том, что спустя определенный период времени он начинает терять свои качества. По этой причине в паспорте на бетон обязательно отмечаются сроки поставки. Отправитель и экспедитор обязаны соблюдать данные условия.

Особенности транспортировки бетона

Чтобы бетон сохранил товарный вид и соответствовал оптимальному качеству, необходимо соблюдать ряд нюансов, позволяющих минимизировать вероятность неграмотной перевозки. Бетон, перемещаемый 50 минут и более, не перемешиваясь специальными мешателями, подвержен схватыванию к перевозимому автомобилю, что преимущественно происходит в теплую погоду.

На ухабистых трассах может произойти расслоение. Обычно это наблюдается при доставке материала с неверными пропорциями (объем воды больше стандарта). В этой ситуации транспортировать груз необходимо одной машиной без перегрузочных мест.

Смесь, которая при перемещении расслоилась, нельзя использовать для укладки. Спасти ситуации поможет тщательное перемешивание состава, а кроме того выявление и устранение причин, вызвавших проблему.

Организация процесса доставки бетона автобетоносмесителями

Прежде всего заказчик должен определиться, какой марки ему нужен бетон, потому что от этого зависит вид транспорта, которым он будет доставляться.

Согласно п. 9.1. ГОСТ 7473-2010, «бетонные смеси доставляют потребителю транспортом специализированных видов, предназначенных для перевозки бетонных смесей. По согласованию производителя с потребителем допускается транспортировать жесткие бетонные смеси автосамосвалами», то есть если вам нужны жесткие смеси (или «тощий бетон») – бетон с пониженным содержанием цемента и повышенным содержанием щебня, такую смесь рекомендуется доставлять в самосвалах, так как она обладает плохой подвижностью и плохо выгружается из АБС. Кстати, при заказе тощего бетона нужно четко убедиться, что ваш заказ правильно понят, нет непонимания терминов и вам отгрузят именно тот сорт бетона, который вам нужен и в самосвалах. Остерегайтесь тех, кто предлагает доставку тощего бетона в миксерах, потому что это обычно посредники, которые подставляют под угрозу чужую технику, а не свою, или не очень опытные сотрудники.


Если же заказчику нужен обычный товарный бетон стандартной рецептуры при строительстве объектов в черте города или в пригороде, лучше всего доставлять его в АБС, заказывая на бетонном заводе.

Практически каждый железобетонный завод имеет в своем автопарке бетоновозы и автобетоносмесители. Преимущество миксера перед бетоновозом (и тем более перед самосвалом) в том, что в процессе движения АБС непрерывно перемешивает раствор, тем самым не давая ему расслоиться, и препятствует испарению воды из раствора, предохраняет от воздействия солнца, ветра и атмосферных осадков, сохраняя (в определенной степени) его качество.


Аренда. Цена автобетоносмесителя составляет немалую сумму, и не каждая строительная компания может позволить себе такое приобретение. Поэтому часто строители арендуют данные автомобили на условиях почасовой оплаты. Это значительно экономит затраты при строительных работах даже несмотря на то, что во время аренды обслуживание и ремонт техники осуществляет компания-арендатор. К тому же можно подобрать миксер именно такого объема, с такими техническими характеристиками, какие необходимы для данного конкретного объекта.

Но если не получается решить вопрос с арендой АБС, как вариант, можно купить машину б/у.


Выбор б/у миксера при покупке. Со временем, если промывка барабана после выгрузки раствора осуществлялась некачественно, не полностью, на внутренних стенках барабана собирается затвердевший бетон. Соответственно вместимость сокращается. Купив б/у миксер с барабаном на 5 м 3 , вы получите лишь 4–4,5 м 3 . Кроме того, большое количество застывшего раствора на стенках может создавать помехи для вращения барабана и, как следствие, снижать равномерность перемешивания и качество конечного продукта. Поэтому, приобретая б/у миксер, необходимо проверить состояние стенок барабана изнутри.


Необходимое количество бетона

Считается, что на расстояние более 70 км или по сложной труднопроходимой дороге доставку готового бетона осуществлять неэффективно, так как стоимость и время доставки будут высокими, и высок риск потери качества бетона при транспортировке. Если необходимы большие объемы раствора, а расстояние до бетонного завода велико, оптимальным решением будет установка растворно-бетонного узла (РБУ) непосредственно на объекте. Но если объект находится недалеко от бетонного завода, раствор обычно доставляют автобетоносмесителями.

Автобетоносмеситель – машина универсального применения, с ее помощью можно и однократно доставить небольшой объем бетона, и беспрерывно подвозить готовый бетонный раствор на большие строительные объекты для возведения крупных сооружений и строительства дорог. Теперь можно перейти к выбору АБС.

Определить и заказать нужный объем бетона. Необходимо, обратившись к специалистам или самостоятельно, точно рассчитать требующийся для вашего объекта объем бетона и узнать, каков объем бетона на выходе будет в миксере, а уже затем оформить заказ.

Если заказчику необходимо меньше кубометров бетона, чем доставляет АБС поставщика (например, нужно 6 м 3 бетона, а есть лишь миксер на 7 м 3 ), то, скорее всего, заказчику придется оплатить штраф за недогруз.


На какое расстояние можно перевозить бетонный раствор, не опасаясь за потерю его качества (расслоение, затвердевание и пр.)?

Правильнее говорить не о расстоянии, а о времени доставки, т. к. даже на коротком маршруте транспортное средство может надолго застрять в пробке. По ГОСТ 7473–94 (правда, устаревшему, официально не действующему) допускалась продолжительность транспортировки бетонных смесей разных сортов (но с многочисленными оговорками: при температурах воздуха 20–30 °С, температуре смеси 18–20 °С, средних скоростях движения в зависимости от дорожного покрытия 15–30 км/ч) – в АБС до 210 минут, а в самосвалах более чем в три раза меньше – до 60 мин. При изменении температуры смеси или окружающей среды максимально допустимую продолжительность транспортировки определяют опытным путем. При температуре воздуха от 6 до 20 °С и от –5 до +5 °С время транспортировки бетонных смесей может быть увеличено на 10 и 25% соответственно. Заметим, что в России максимальная скорость движения АБС в технологическом режиме составляет не более 60 км/ч, за рубежом – до 90 км/ч.


По ныне действующему ГОСТ 7473–2010 «Максимальная продолжительность транспортировки бетонной смеси не должна быть более времени сохраняемости ее свойств, указанных в договоре на поставку. Время «сохраняемости свойств» определяется опытным путем». Срок годности бетонного раствора – задача со многими неизвестными, т. к. зависит от ряда факторов: температуры воздуха, водоцементного отношения (В/Ц), типа пластификатора, типа противоморозной добавки и прочих добавок, которых известно около 80 типов, даже от скорости вращения барабана АБС. Однако европейская техника, предназначенная для работы с таким скоропортящимся продуктом, как бетонная смесь, а также большинство отечественных моделей способны работать в широком диапазоне температур (от –35 до +45 °С), что позволяет эксплуатировать автобетономешалки в условиях продолжительных морозных зим и жаркого лета нашей страны.

Летом в жару бетон начинает схватываться очень быстро. Зимой в сильный холод в помещениях бетон может затвердевать до 5 часов. И то и другое плохо, качество бетона страдает в обоих случаях. Но приблизительно можно ориентироваться на время от 40 минут и до двух часов от начала транспортировки, с разгрузкой и до укладки бетона на место. В практике считается, что бетон, «проживший» 2,5 ч, уже непригоден для укладки, впрочем, с этим мнением согласны не все специалисты. А опыт с первым же миксером позволит уточнить это значение для конкретных условий, существующих на строительном объекте в данный момент.


Впрочем, можно рассмотреть вариант с добавлением присадок-замедлителей схватывания и затвердения раствора, а также пластификаторов – но насколько они увеличат стоимость бетона? Теоретически можно привозить сухую бетонную смесь из цемента, песка и щебня, срок ее годности не ограничен при постоянном перемешивании во время движения АБС, и если на объекте имеется вода удовлетворительного качества и дозатор воды, замешивать/ приготавливать раствор прямо на объекте или на подъезде к объекту – в миксере, используя воду и добавки (пластификатор или противоморозную добавку) из бака автомобиля. Выхлопная труба автомобиля проходит через бак, и теплом выхлопных газов вода в баке обогревается, чтобы предотвратить замерзание.

Однако специалисты отмечают ряд серьезных недостатков такого способа доставки. Во-первых, завод никак не сможет проконтролировать качество получившейся в итоге смеси, а значит, и отвечать за качество, ведь лаборатория ОТК находится на заводе. И самое главное: как правило, при движении за миксером, загруженным сухой смесью, тянется шлейф цементно-песчаной пыли. ГИБДД выписывает за это немалые штрафы.


Сможет ли миксер доехать до нужного места на стройплощадке?

АБС – тяжелая машина с высоко расположенным центром тяжести, поэтому заказчик должен заранее рассчитать, выдержат ли подъездные пути на стройплощадке вес груженого миксера, а также сможет ли он маневрировать на площадке, чтобы подъехать к месту разгрузки?

Приведем таблицу, которая поможет заказчику приблизительно ориентироваться при определении массы и габаритов АБС.

Объем, м 3 Число осей Длина, м Высота, м Ширина, м Снаряженная масса (без бетона), т
4 2 7,35 3,4 2,5 10
5 3 7,4–8 3,5 2,5 12
6 3 7,8–8,5 3,6 2,5 11,9–13,5
7 3 8,2–8,8 3,63,75 2,5 12,2–13,9
8 3 8,4–9 3,7–3,85 2,5 12,8–15
9 Обычно 3 8,5–9,2 3,7–3,95 2,5–2,55 13–15
10 4 9,3–9,45 3,8–4 2,55 15,3–17,2
11 4 9,78 3,78 2,55 16,6
12 4 9,94–10,36 3,82–3,95 2,55 16,7–19

Обычно меньшее значение диапазона – это миксер на базе КАМАЗа, большее – АБС на базе МАЗа, УРАЛа или иномарок (МАN, Меrcedes, Iveco, Renault, Ford, Volvo, Scania, Mitsubishi, Howo, CAMC, Shacman и др.). АБС на шасси повышенной проходимости (УРАЛ, КАМАЗ) в таблице не учтены.

Прибавив к снаряженной массе АБС массу бетона (умножить плотность данной марки бетона на количество кубометров, плотность бетона, см. ниже), заказчик определит примерный вес груженого автобетоносмесителя. Из-за своей большой массы АБС предъявляют повышенные требования к дорожному покрытию. Например, полностью груженный 12-кубовый автобетоносмеситель может весить около 50 т. По дороге с твердым покрытием (асфальт, бетонные плиты) он проедет без затруднений. По укатанному грунту – только в сухую погоду. По травянистому дерну, замерзшему снегу, подсыпке из песка и щебня проезд проблематичен и зависит от конкретной ситуации (особенно это опасно вблизи котлованов и траншей). То же и по габаритам – заказчик должен заранее определить возможность проезда и маневрирования громоздкой машины.


Разгрузка бетона на объекте

Но вот АБС благополучно доехал до точки разгрузки. Необходимо тщательно подготовиться к разгрузке и укладке бетонной смеси, т. к. бетонные заводы дают 30–60 мин на разгрузку миксера, а за простой требуют дополнительную оплату.

Как уже говорилось, миксер в какой-то степени сохраняет свойства бетонного раствора, но как только бетон выгружен из АБС, начинается процесс его затвердевания, с каждой минутой он теряет текучесть и пластичность, т. е. удобоукладываемость. Поэтому бетон должен быть быстро выгружен и уложен в возводимую конструкцию. У каждого производителя своя норма времени выгрузки бетона из АБС, но в среднем можно считать, что 1 м 3 выгружается не более 10 минут.

Следует учесть, что оплата насчитывается отдельно за сам бетон, за его доставку, а также за время простоя взимается штраф от 500 до 1000 рублей в час. У заказчика тут может быть два варианта: либо возить бетон постепенно меньшими порциями, но тогда придется оплачивать рейсы большего числа меньших по объему миксеров, либо привезти сразу большой объем одним большим миксером, но выгружать его постепенно, по мере укладки. В этом случае придется оплачивать время простоя миксера.


Впрочем, можно выгрузить бетон в промежуточную емкость, например, короб из досок, и уже из нее укладывать бетон в конструкцию. На практике применяют такие способы защиты выгруженного в емкость бетона от схватывания, как заливка тонким слоем воды и прикрытие брезентом или другой тканью от солнца.

Определение фактического количества доставленного раствора. Заказчик должен обязательно потребовать паспорт доставленного бетона, где указываются основные характеристики и объем бетонной смеси. Не секрет, что реальное количество бетона в миксере может отличаться от указанного в документах. Заказчику полезно знать способы, с помощью которых можно определить, сколько бетона фактически находится в миксере.

По массе отгружаемой смеси. Если есть возможность проверить массу загруженного миксера или на заводе производилось взвешивание отгружаемого раствора, то реальный объем бетона вычисляется путем деления массы раствора на его плотность. Ориентировочно плотность тяжелого бетона со щебеночным и гравийным наполнителем составляет 1800–2500 кг/м 3 , легкого газонаполненного бетона с наполнителем из керамзита, вермикулита и т. п. – 500–1800 кг/м 3 , а сверхлегких газо- и пенобетонов – менее 500 кг/м 3 .


По времени выгрузки. Можно приблизительно ориентироваться и по времени выгрузки раствора: около 5–10 мин на 1 м 3 в зависимости от пластичности бетона, хотя у некоторых АБС в спецификации указан «темп разгрузки бетона 1 м 3 /мин».

На какое расстояние может выгружать раствор миксер? Обычно длина лотка (желоба) АБС составляет от 1,5 до 2 м. Некоторые автобетоносмесители оборудованы дополнительным разгрузочным пластиковым рукавом длиной до 6–8 м, что позволяет разгружать бетонную смесь в труднодоступных местах. Если используются дополнительные приспособления, то они могут быть собственностью водителя, который сам смонтировал желоб и может попросить дополнительную оплату за его использование.

Что делать, если штатной длины желоба недостаточно? Если расстояние до 5 м, рекомендуется самостоятельно изготовить дополнительный желоб или рукав. На расстояние больше 5 м под небольшим углом бетонная смесь по лотку ск орее всего самостоятельно не потечет. В этом случае нужно либо использовать бетононасос, либо привлекать рабочих, которые будут вручную лопатами гнать смесь по лотку (такой вариант выбирают для заливок в окно или в подвал, где насос использовать сложно), либо перетаскивать раствор ведрами и носилками. Иногда применяют ленточные транспортеры или специальные широкие трубы.


Промывка миксера. После выгрузки бетона барабан и желоб миксера промывают водой. Для этого достаточно относительно небольшого количества воды, около 50 л. Большой эффективности можно добиться, применяя моечный аппарат высокого давления. Никаких химических моющих веществ не требуется. Выполнять промывку за пределами стройплощадки не рекомендуется, водителя могут оштрафовать.

Чаще всего поставщики просят, чтобы водитель миксера мог выполнить промывку на объекте. Поэтому заказчику необходимо подготовить площадку, на которой можно будет сливать использованную воду с остатками бетона.

Очистка внутренних стенок смесительного барабана от затвердевшего бетона. Как уже говорилось, со временем, если промывка смесительного барабана после выгрузки раствора осуществлялась некачественно, не полностью, на внутренних стенках барабана собирается затвердевший бетон. Традиционно его удаляют механическим способом – отбойным молотком, кувалдой. Но специалисты знают и другие необычные способы очистки.

Существует полушутливое экзотическое предложение использовать небольшое количество взрывчатки. Но это, пожалуй, слишком опасный и сложный способ, здесь нужен высококвалифицированный специалист-взрывотехник.


Для очистки от бетона советуют применять старые, отслужившие свое аккумуляторные батареи, в которых остался электролит. Поместите десяток аккумуляторов в барабан и вращайте его около часа. Батареи разобьются – так их будет удобнее сдать на вторичную переработку, а кислота нейтрализуется, вступив в реакцию с цементом, который является щелочью. Бетон при этом будет разрушаться, кусками отваливаться от стенок барабана, эти куски будут вращаться в барабане и бить по бетону, еще оставшемуся на стенках, кислота будет проникать в образующиеся трещины и способствовать разрушению бетона и очистке стенок барабана. Если нет списанных аккумуляторов, можно просто залить определенное количество слабой кислоты. Возможно, операцию придется проделать несколько раз. Можно еще порекомендовать забросить во вращающийся барабан несколько булыжников размером с апельсин, они помогут отбить бетон от стенок и в то же время не повредят перемешивающие винтовые лопасти. В заключение все осколки выгружаются из барабана. Конечно, чтобы не нанести вреда экологии аккумуляторной кислотой, ее нужно хорошенько разбавить водой, промыв барабан и выгруженные осколки.


Российский рынок АБС

А теперь посмотрим, что же предлагает рынок автобетоносмесителей российскому потребителю?

ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ТЗА) является одним из лидеров российского рынка миксеров. Завод выпускает ряд моделей АБС с барабанами емкостью от 5 до 12 м 3 , которые устанавливаются на шасси отечественных и иностранных грузовиков, в том числе на полуприцепы. Гордость завода – две новые модели – 58145Y (5 м 3 ) и 58147Y (7 м 3 ), соответствующие требованиям нового регламента. У них нагрузка на ось составляет менее 8 т.

Завод стремится улучшать качество продукции – АБС комплектуются компонентами итальянского производства: планетарными редукторами РМР и маслоохладителями гидросистемы OESSE. Опционно может быть установлен «зимний вариант» технологического оборудования, совсем не лишний в нашем климате, направляющая труба смесительного барабана, система видеонаблюдения и т. д.


ЗАО «КОМЗ-Экспорт», выпускающее автобетоносмесители под маркой TIGARBO, также всегда упоминается среди лидеров российского рынка. Компания выпускает АБС с барабанами емкостью от 4 до 12 м 3 на отечественных и зарубежных шасси, в том числе полуприцепы. Предприятие комплектует свои миксеры компонентами немецкого производства: редуктором смесительного барабана фирмы ZF и маслоохладителем гидросистемы AKG.

Интересной моделью является УНИМИКС-4 – самоходное шасси со смесительной установкой емкостью 4 м 3 , которая позволяет автономно производить бетонную смесь различных марок из цемента, инертных наполнителей и воды. АБС оснащен системой весоизмерения, управления составлением рецептов и замесами. Такие машины популярны в Италии.


ООО «Дизель-ТС» из Нижегородской обл., а также «Пушкинский машиностроительный завод», а еще раньше «Бецема», похоже, прекратили выпуск АБС и полностью перешли на производство другой продукции. Теперь никто в России не производит смесительные установки емкостью 2 м 3 .

«Могилёвский автомобильный завод» (МоАЗ) (Беларусь) выпускает три модели автобетоносмесителей, все емкостью 6 м 3 , одна из них на полуприцепе, но поскольку шасси МАЗ из-за проблем с качеством в последние годы не очень популярно у нашего потребителя, это предприятие не играет заметной роли на нашем рынке.

То же можно сказать и об автобетоносмесителе АБС-10ДА емкостью 10 м 3 на шасси МЗКТ.


Компания Liebherr предлагает широкий ряд автобетоносмесителей емкостью от 6 до 15,5 м 3 на шасси с количеством осей от 2 до 6, часть из которых может быть подъемными. Имеются исполнения АБС на шасси полуприцепов. Смесители Liebherr выполняются из специальной упрочненной стали с вкраплениями титанкарбонита. Такая сталь производится исключительно для компании Liebherr. Для стран с жесткими ограничениями по нагрузке на ось предлагаются облегченные смесители, в которых некоторые стальные детали заменены на пластиковые и алюминиевые. По заказу АБС может оснащаться ленточным транспортером.

Второй крупный немецкий производитель АБС – компания Stetter входит в состав Schwing Group. В 2012 г. компанию Schwing GmbH купила китайская корпорация XCMG. Stetter выпускает четыре линейки бетоносмесителей емкостью от 6 до 15 м 3 на базе автомобилей и полуприцепов: Basic line, Light line, Heavy duty и Trailer line. Предлагаются облегченные смесители емкостью 7–9 м 3 , например, новая облегченная модель АБС Schwing Stetter UltraEco емкостью 8 м 3 . Инженеры компании Stetter разработали смеситель из закаленной стали повышенной прочности, компоненты из алюминия и облегченные агрегаты без снижения качества и надежности.


Компания ООО «Колуман Рус», дочерняя компания турецкого холдинга Koluman Holding A.S., предлагает модель автобетоносмесителя КСМ-10 с барабаном вместимостью 10 м 3 геометрическая емкость 16 500 л) с приводом от двигателя 4-осного шасси Actros 4141BB 8х4. Все металлоконструкции собственного производства Koluman, также использованы стандартные комплектующие – гидравлический насос и гидромотор Eaton, редуктор Transmital 577S, крутящий момент передается от коробки отбора мощности. В систему встроен охладитель AKG 24V. Скорость вращения смесительного барабана составляет 14 мин -1 . Благодаря системе подачи воды сжатым воздухом не используется водяной насос, который может выйти из строя в холодное время года, и оператор всегда по окончании работы может продуть трубопроводы сжатым воздухом во избежание замерзания системы в холода. Это очень простая и весьма эффективная система.

По желанию заказчика машина может комплектоваться водяными баками объемом 650 или 1000 л. Установка собрана на надрамнике и отличается проработанностью конструкции. «Колуман Рус» обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание техники на всей территории России. По ценам техника «Колуман Рус» находится на границе среднего и премиум-сегмента.


Из итальянских производителей в России известны АБС компании Cifa, которую в 2008 г. приобрел китайский концерн Zoomlion. Cifa предлагает установки емкостью от 6 до 12 м 3 , в том числе в облегченном исполнении (серия SLX) и повышенной прочности (серия HD). В связи с альянсом с китайским концерном АБС Cifa стали часто монтировать на китайские шасси Shacman.

Из других итальянских производителей АБС наиболее известна у нас компания FIORI S.p.A., предлагающая широкую линейку уже упоминавшихся самоходных шасси с самозагружающимися АБС емкостью от 1 до 5,5 м 3 на полноприводных (4х4) шасси с гидростатической трансмиссией, которая обеспечивает машине скорость до 25 км/ч. Небольшая компания D’Avino ;предлагает (уже упоминавшиеся) самоходные шасси с АБС емкостью 1,1–5,5 м 3 . Как мы знаем, АБС малых объемов и достаточно дорогие не пользуются особым спросом на отечественном рынке.


Особенностью корейских и китайских АБС является то, что они часто идентифицируются по марке шасси. Так, компания FAW предлагает 10-кубовый бетоносмеситель FAW 5250, который уже несколько лет успешно продается в нашей стране. Бетоносмеситель поступает в Россию из Китая. Шасси (6Х4) оснащается двигателем мощностью 370 л.с. Euro 4, который развивает крутящий момент 1700 Н.м в диапазоне 1100–1500 об/мин. Кабина FAW J6 эргономичной формы уменьшает лобовое сопротивление и гарантирует экономичный расход топлива. Инновационная 4-точечная система крепления кабины обеспечивает исключительно мягкое движение. Высокопрочные ведущие мосты обеспечивают большую грузоподъемность и низкую стоимость обслуживания. Передовая 3-слойная конструкция рамы гарантирует прочность и эластичность при повышенной грузоподъемности. Представительство компании FAW в России обеспечивает гарантийное обслуживание и шасси, и надстройки, поставляет необходимые запчасти в любые районы России в кратчайшие сроки.

На российском рынке продаются и б/у южнокорейские АБС на шасси Daewoo, и АБС на шасси Shacman и Sinotruk, Howo и DongFeng. В каждом случае нужно выяснять отдельно, каковы гарантии на оборудование и как обстоят дела со снабжением запчастями.

Перевозка и транспортировка бетона


Правила перевозки

При транспортировке бетонного раствора придерживаются ряда правил:

  • Перевозя бетон любым видом транспорта, учитывают его характеристики.
  • Запрещается перевозить груз навалом в бортовых транспортных средствах.
  • Транспортируя замесь из песка, воды, цемента, придерживаются допустимого времени перевозки.
  • На пористых заполнителях учитывают время перевозки, оно не должно превышать 50 минут. Если это невозможно, применяют бетоносмесители.
  • Приготовленную бетонную смесь транспортируют на место ее укладки, учитывая климатические особенности.
  • Готовый состав перемещают с минимальным количеством перегрузочных пунктов.

Причины снижения качества перевозки

Доставить бетонную смесь необходимо на протяжении 50 мин.

Чтобы бетонная смесь имела товарный вид и соответствовала нужному качеству, при транспортировке учитывают ряд обстоятельств, которые помогут снизить риск неправильной перевозки:

  • Бетон, который перемещается 50 минут и более, не перемешиваясь специализированными мешателями, подвергается схватыванию к перевозимому транспортному средству, что чаще случается в теплое время года.
  • На ухабистых дорогах при перемещении смеси может произойти расслоение. Зачастую такое явление встречается при перевозке раствора из цемента и воды с неправильными пропорциями (количество воды выше нормы). В таком случае транспортировку смеси нужно осуществлять одним транспортным средством без мест перегрузки.
  • Консистенция из цемента, воды и песка, которая в результате перевозки расслоилась, запрещена к применению для укладки. Спасти неоднородную замесь можно, тщательно ее перемешав, а также выявить и устранить причины, из-за которых произошло расслоение.

Способы перевозки

В процессе перемещения бетонов учитывают удаленность строительной площадки от комбината, принимают во внимание вид сооружения, наличие транспортирующих средств и характеристики бетонной смеси. Транспортировка включает в себя следующие упорядоченные процессы:

  • заполнение смесью из бетона транспортного средства;
  • непосредственно перевозку бетона;
  • перегрузку груза в деревянное ведро или бункер;
  • подачу раствора из песка, цемента и воды к месту бетонирования.

Затраты на перевозочный процесс рассчитывают исходя из общей стоимости бетона и всех затрат на дело. Себестоимость перевозки зависит от качества бетонной смеси, которое может ухудшаться при многочисленных перегрузках груза. Транспортирование осуществляется порционно, непрерывно и комбинировано. Доскональных перевозок добиваются, применяя автоматизированную систему управления. Транспортировка бетонного раствора осуществляется миксером и самосвалом.

Миксером

  • при перевозках данным видом транспорта исключается расслоение бетонного материала, а также его схватывание и замерзание;
  • осуществляется транспортировка раствора в сухом составе;
  • бетону создают условия по защите от солнца и атмосферных осадков.

Самосвалом


Для транспортировки раствора из воды, цемента используют самосвал. Главным его преимуществом является способность перевозить большое количество груза. К недостаткам приписывают процент потери объема смеси в процессе перевозки, так как кузов самосвала не предназначен для транспортировки бетонного состава. Происходит это из-за недостаточной герметичности швов кузова, а также из-за отсутствия возможности поддерживать необходимую температуру груза в холодное время года. Если используется перегрузка смеси самосвалом, то учитывается его малая дальность расстояний.

Способы транспортировки

Для совершения успешного перевозочного процесса бетонного раствора рассчитывают наименьшее количество перегрузочных пунктов. Исходя из объема работы и дальности расположения объектов, выбирают подходящее транспортное средство, также учитывают, что на ухабистой местности перевозимый материал подвергается расслоению. В перемещении замеси из цемента, песка, воды от разгрузочного места до объекта бетонирования применяют краны, подъемники, бетонные укладчики, ленточные конвейеры, трубопроводный транспорт.

Кранами

Краны используются для перемещения раствора из бетона от места разгрузки до необходимого объекта. Доставка смеси происходит при помощи транспортеров, подъемников и других вспомогательных механизмов. Перемещение бетона должно осуществляться кранами с высокой производительностью. Такой выбор механизма позволит исключить простои автотранспортных средств под разгрузкой.

Подъемниками

Подъемники на стройке применяются для вертикальных перемещений используемых материалов, например, при работах с бетонной смесью между этажами зданий конструкции «фахверк». Раствор поднимают на нужную высоту, применяя ковши или контейнеры.

Бетоноукладчиками

Данный транспортный механизм используют для цельных оснований зданий и сооружений, он является лучшей техникой для этих целей. Бетоноукладчики являются универсальными машинами, которые применяются для укладки и разравнивания замеси из цемента, песка, воды при строительстве монолитных конструкций. Транспортировка в бетоноукладчике происходит ленточным телескопическим конвейером. Высота подаваемого механизмом раствора составляет около 7-9 метров.

Ленточными конвейерами


Процесс подавания бетона ленточными конвейерами происходит следующим образом: раствор из воды и цемента помещают на ленту конвейера, которая, в свою очередь, бесперебойно и равномерно передает смесь нужной толщины. Чтобы лента не загрязнялась, применяют барабаны для ее очищения, которыми оборудованы конвейеры. Чтобы во время подачи конвейерами смесь песка, щебня, воды не расслоилась, нужно соблюдать расстояние передвижения, которое не превышает 6 см.

Трубопроводный транспорт

В строительной практике для перемещения замеси из цемента, песка, воды применяется трубопроводный транспорт, который имеет преимущества:

  • перевозка груза происходит в вертикальных, горизонтальных положениях, при этом работает только один механизм;
  • транспортировать бетон возможно в малодоступные места строительного объекта.

Трубопроводный подвижной состав включает в себя оборудование, которое нужно для распределения консистенции из песка, щебня, цемента и воды.
Подают бетонную замесь к месту кладки с помощью автобетононасоса в вертикальном направлении или горизонтальном. Невозможно обойтись без этого вида техники при возвышении бетонных многоэтажных конструкций.

Для удобства перегрузки замеси песка, цемента, воды применяют автоматизированные системы управления. АСУ позволяет определить точный график по доставляемому материалу, связанный с транспортировкой груза. Главной задачей автоматизированной системы управления является повышение эффективности строительного объекта за счет оптимизации производительности труда и планирования процесса управления.

Что надо знать о транспортировке товарного бетона?

При строительстве гражданских и промышленных зданий (сооружений), расположенных в черте больших городов или в их пригороде осуществляют с помощью товарного бетона, который заказывают на предприятиях-изготовителях бетона.

Основное требования к бетону при его транспортировке является сохранение его основных свойств (проектной марочной прочности, подвижности и однородности) и недопущения расслоения смеси.

Транспортирования бетонной смеси с помощью автосамосвала может быть оправдана на небольшие расстояния (максимум на 15 км, с учетом хорошего качества дорожного покрытия), так как при этом, часто бетонная смесь расслаивается и требует дополнительного перемешивания непосредственно перед самой укладкой.

Доставка бетонной смести автобетоносмесителями

Кратко рассмотрим, что собой представляют автобетоносмесители, фото 1.

Как выше уже отмечалось, транспортировка товарного бетона осуществляется автобетоносмесителями, которые позволяют сохранить основные свойства бетона в течение его перевозки. Все автобетоносмесители изготовлены на базе грузовых машин «КАМАЗ», «КРАЗ», «MERSEDEC» и др. На машинах устанавливают емкость бочкообразной формы различного объема, оборудованной внутри лопастями для перемешивания бетонной смеси с помощью двигателя.

Фото 1. Автобетоносмесители

Фото 1. Автобетоносмесители

Все автобетоносмесители имеют свою классификацию, по таким признакам:
  • тип привода барабана: механический или гидравлический;
  • направления разгрузки: разгрузка «вперед» или «назад»;
  • тип двигателя смесителя: автономные и «двигатель на шасси».
Достоинства доставки бетона автобетоносмесителями

Использование автобетоносмесителей для доставки бетонной смеси обладает целым рядом преимуществ:

  • бетонную смесь можно непосредственно приготовить в автобетоносмесители во время пути к строительной площадке (в барабан загружают сухую смесь всех компонентов бетона, а затем при приближении к строительному объекту добавляется нужное количество воды и путем перемешивания приготовляется «свежая» бетонная смесь). Такой способ увеличивает время обеспечения подвижности бетонной смеси и допустимое расстояние транспортировки (100…200 км);
  • обеспечивает однородность бетонной смеси и предотвращает ее от расслоения;
  • сохраняет бетонную смесь от атмосферных воздействий: солнечных лучей, ветра, осадков и т.д.;
  • объем бетонной смеси, которую можно перевезти с помощью одного автобетоносмесителя составляет 3…12 м 3 ;
  • некоторые автобетоносмесители оборудованы дополнительной разгрузочной трубой, длиной до 8 метров, что позволяет разгружать бетонную смесь в труднодоступных местах.

В зависимости от вида бетонной смеси и окружающей температуры воздуха длительность транспортировки не должна превышать 45 мин, и для некоторых бетонов до 1,5 часа. После этого времени бетон начинает схватываться, что приводит к невозможности нормальной укладки и значительному снижению прочности бетона. Автобетоносмесители способны работать при температуре от 0 ○ С до +40 ○ С, а некоторые виды даже при температуре от –17 ○ С.

Разгрузка бетонной смеси

Бетонная смесь может по разному подаваться к месту бетонирования, и это зависит от вида конструкции, его высоты относительно уровня земли, свойств бетонной смеси и объема производимых работ. Разгрузка бетона на строительной площадке может осуществляться несколькими способами:

  1. Если конкретный объект или элемент бетонирования находится в таком месте, что легко может подъехать автобетоносмеситель, то тогда разгрузка может происходить непосредственно с миксера по лоткам, фото 2.

Фото 2. Разгрузка бетонной смеси непосредственно с автобетоносмесителя

  1. Если строительный объект или элемент бетонирования находится в труднодоступном месте для миксера, тогда бетонную смесь перегружают с автобетоносмесителя в бадью или бетононасос, а затем подают в указанное место, фото 3 и 4.

Фото 3. Бадьи для подачи бетонной смеси и бетонирования

Фото 4. Бетононасосы

Фото 4. Бетононасосы

Также, когда объект бетонирования находится ниже уровня земли (котлован), тогда вначале происходит перегрузка в бадью, а затем по вибролотку непосредственно в блок бетонирования. Если блок бетонирования находится на высоте, бетон разгружается в бадью, а затем с помощью подъемных кранов подают в нужное место. Бадью заполняют на 0,9…0,95% от общего объема. Емкость бадьи обычно может быть следующей: 0,3; 0,6; 0,8; 1,0 м 3 .

  1. Подача бетонной смеси с помощью бетоноукладчиков – эффективно применяется для монолитного строительства фундаментов небольших размеров. Бетоноукладчики – это самоходные машины, которые принимают на себя бетонную смесь и подают ее в нужное место в нужном количестве, фото 5.

Фото 5. Бетоноукладчики

Фото 5. Бетоноукладчики

При разгрузки бетона необходимо придерживаться следующих требований:
  1. Допускается скидывать бетонную смесь с высоты не более 2 м, в противном случае большая вероятность расслоения смеси (тяжелый щебень опускается вниз, а более легкий цементный раствор подымается вверх).
  2. При необходимости подачи бетонной смеси на глубину 10 м – следует использовать вертикальные звеньевые хоботы, а при более 10 м – использовать виброхоботы.
  3. При необходимости подачи бетонной смеси на высоту используют подъемные краны с помощью бадьи или поворотных ковшах-бадьях. Максимальная высота разгрузки бадьи с свободным падением бетонной смеси до поверхности не должна превышать 1 м.
  4. При больших объемах целесообразнее применять бетононасосы или пневмотранспортного оборудования, фото 6. Пневмотранспортная установка позволяет под давлением подавать бетон до 200 м по горизонтали и до 35 м по вертикали, производительность составляет 10…20 м 3 /ч.

Фото 6. Пневмотранспортная установка для подачи бетонной смеси

Как правильно заказать бетон для строительства?

При заказе товарного бетона необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Заказывать бетон необходимо только в надежных, проверенных предприятий-изготовителей. В этом случае практически всегда работает правило: «Скупой платит очень дорого». В этой связи рекомендуем изучить строительные интернет-форумы вашего региона для поиска отзывов о производителях бетона.
  2. Необходимо точно согласовать с предприятием-изготовителем на основании проектной документации, какими свойствами должен обладать требуемый бетон (вид бетона, проектная прочность, подвижность или жесткость бетонной смеси, скорость набора прочности, при необходимости марку по морозостойкости или водопроницаемости, наличие противоморозных добавок и пр.).
  3. Уточнить объем и габариты автобетоносмесителя и проверить, возможен ли подъезд миксера непосредственно к требуемому месту на строительной площадке. Обязательно надо учесть вес миксера с бетонной смесью (может достигать до 35 тонн) при проезде и маневрировании на строительной площадке (особенно это опасно вблизи котлованов и траншей).
  4. У изготовителя обязательно требовать паспорт бетона, где указывается основные характеристики и объем бетонной смеси.
  5. Для избегания неприятностей, рассчитать дополнительно для себя, примерную длительность доставки от изготовителя на объект, с учетом «пробок» на дорогах и периода «час пиков».
  6. Необходимо тщательно подготовиться к разгрузке и укладке бетонной смеси, т.к. предприятия-изготовители дают 30…60 минут на разгрузку миксера, а за простой и сверхурочное время требуют дополнительную оплату.

И на конец, приведем таблицу из ГОСТ 7473-94 «Смеси бетонные. Технические условия» по максимальной продолжительности транспортировки бетонной смеси, табл. 1.

Правильная транспортировка бетонной смеси

Читайте также: