Поперек дороги уложили бревна

Обновлено: 18.05.2024

отдам все 50 баллов

Вопрос № 3
Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.
оплатите за билет
укажите на недостатки
интересуйтесь о результатах
уверенность в победу
поехать на трамвае

Вопрос № 4
Укажите словосочетания с простыми предлогами:
жить у моря
поступать наперекор всем
показалось из-за туч
ждать в течение суток
поступать в силу обстоятельств

Вопрос № 5
Найдите предложения, в которых выделенные слова - предлоги.
Шел, НЕ СМОТРЯ по сторонам.
НЕСМОТРЯ НА занятость, он помогал другу.
Он оправдывался, НЕ СМОТРЯ в глаза.
Туристы, НЕСМОТРЯ НА дождь, продолжали маршрут.

Вопрос № 6
Укажите предложения, в которых выделенные слова - предлоги.
Стадо потянулось МИМО дома.
Дева глядит ВОКРУГ изумленными глазами.
ОКОЛО леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
ПОПЕРЕК дороги уложили бревна.
ВПЕРЕДИ шли самые стойкие.

Вопрос № 7
Предлог как часть речи
обозначает признак предмета
указывает на предметы, признаки, но не называет их
бывает производным или непроизводным
обозначает добавочное действие к глаголу-сказуемому

Вопрос № 8
Укажите словосочетание с пространственным значением предлога
вернуться под вечер
загорать на пляже
вскрикнуть от боли
краску для волос

Вопрос № 9
Предлог С употреблен с В. п.:
свисать с ветки
высотой с березу
встречать с улыбкой
съехать с горы

Вопрос № 10
Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога:
Две капли дождя брызнули на стекло.
Ему не надо было доказывать о своей правоте.
Длинным караваном над лесом летели гуси.
Вот уж снег последний в поле тает.

Вопрос № 11
Укажите словосочетание с непроизводным предлогом:
расположиться вблизи деревни
проходить мимо дома
пролетать над полем
сделать наперекор судьбе

Вопрос № 12
Укажите предложение с составным предлогом:
В это время подъехала к крыльцу карета.
В углу за печкой трещал сверчок.
Несколько в стороне от дома темнел вишневый садик.
В заключение торжественного вечера был дан концерт.

Вопрос № 13
Укажите предложение с производным предлогом:
В продолжении книги мы встретились со старыми героями.
В своем течении река Десна делает много изгибов.
Лесть - это фальшивая монета, которая имеет хождение только вследствие нашего тщеславия.
Крупная сумма денег была перечислена на счет детского дома.

Вопрос № 14
Ошибка допущена в написании предлога:
не участвовать ввиду болезни
нечто вроде шара
договориться на счёт работы
в течение нескольких секунд

Вопрос № 15
Укажите ошибку в определении морфологических признаков выделенных слов:
посмотреть ВОКРУГ - наречие
возвышаться НАД землей - предлог, непроизводный
БЛАГОДАРЯ обильным дождям - предлог, производный
ВВИДУ плохой видимости - наречие

Вопрос № 16
Предлог пишется раздельно:
сказать (на)перекор всем
беседовать (в)продолжение часа
выглянуть (из)под стола
(на)подобие старинной монеты

Вопрос № 17
Ошибка в употреблении предлога допущена:
по окончании спектакля
оторваться ото льда
вернулся с Кавказа
по прибытию из командировки

русский язык тест

5. Найдите предложения, в которых выделенные слова − предлоги.

Шел, НЕ СМОТРЯ по сторонам
НЕСМОТРЯ НА занятость, он помогал другу.
Он оправдывался, НЕ СМОТРЯ в глаза.
Туристы, НЕСМОТРЯ НА дождь, продолжали маршрут.

6. Укажите предложения, в которых выделенные слова − предлоги.

Стадо потянулось МИМО дома.
Дева глядит ВОКРУГ изумленными глазами.
ОКОЛО леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
ПОПЕРЕК дороги уложили бревна.
ВПЕРЕДИ шли самые стойкие.

7. Предлог как часть речи.

обозначает признак предмета
указывает на предметы, признаки, но не называет их
бывает производным или непроизводным
обозначает добавочное действие к глаголу-сказуемому
10. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога:

Две капли дождя брызнули на стекло.
Ему не надо было доказывать о своей правоте.
Длинным караваном над лесом летели гуси.
Вот уж снег последний в поле тает.

11. Укажите словосочетание с непроизводным предлогом:

расположиться вблизи деревни
проходить мимо дома
пролетать над полем
сделать наперекор судьбе

12. Укажите предложение с составным предлогом:

В это время подъехала к крыльцу карета.
В углу за печкой трещал сверчок.
Несколько в стороне от дома темнел вишневый садик.
В заключение торжественного вечера был дан концерт.
15. Укажите ошибку в определении морфологических признаков выделенных слов:

посмотреть ВОКРУГ – наречие
возвышаться НАД землей − предлог, непроизводный
БЛАГОДАРЯ обильным дождям − предлог, производный
ВВИДУ плохой видимости – наречие

Открытый урок на тему "Непроизводные и производные предлоги. Правописание наречных предлогов"

1. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его.

2. Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. (Ребята, которые затрудняются, не группируют).

Инд. задание (выполняется на доске):

синтаксический разбор 1-го предложения (работает 1 ученик).

Среди сосен и берез открылась поляна 4 . Как глянул я на нее, так сразу и придумал название: поляна Жар-птиц. На ровном снегу этой отд. ле. ой от деревни нашей поляны будто Жар-птицы сидели, чистили тут свои уд. вительные пер. я и р. няли их - оранжевые, з. лотистые, (светло)коричневые. И столько сразу этих пер. ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр. шения пяти, а то десяти таких полян.

Жар-птицы (давным)давно 3 улетели, а пер. я остались. Пер. я Жар-птицы - это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна.

(Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание: морфологический разбор наречия).

- Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами.

- Приведите для примера предложение с предлогом, кот. выражает пространственное значение.

III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Создание проблемной ситуации.

Среди сосен и берез открылась поляна. (Синтаксический разбор).

- Давайте определим, какой частью речи является слово среди?

- Можем ли задать к нему вопрос?

- Является ли оно членом предложения?

Вопрос к данному слову поставить нельзя , потому что место действия называется не этим словом, а другими - сосен и берез. Слово среди служит для выражения зависимости существительных от глагола.

Это предлог, а название он получил производный (вторичный)- произошел от другой части речи (нар).

Такие предлоги называются наречными.

IV. Новый материал.

1.Чтение 1-ой части теоретического материала параграфа 50.

Как образуются производные предлоги?

От каких частей речи?

2. Дается понятие: отымённые предлоги, наречные предлоги, глагольные.

3. Чтение второй части теоретического материала параграфа.

Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги?

1.Упражнение 296 (выборочно).

Вывод: к производному предлогу вопрос задать нельзя, его можно заменить другим предлогом.

VI. Сопоставление производных предлогов и омонимичных частей речи.

1. Работа по алгоритму. (Сильным детям предлагается составить алгоритм самостоятельно).

2. Чтобы понять процесс перехода существительных, наречий, глаголов в предлоги, давайте сопоставим следующие предложения и определим, где предлог, а где омонимичная самостоятельная часть речи, от которой образован предлог.

(Запись на доске)

Имейте в виду, что улицу Разговор необходимо отло-
надо переходить в установ- жить ввиду (из-за ) отъезда.
ленных местах.
Ступай себе мимо. (Нет поясн.
слов) Ребята, не проходите мимо
зла. Д.п.
Мы ушли из школы, благодаря Благодаря героизму мальчика
Ребят за оказанную помощь. Птенец был спасен.

К производным предлогам нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов, признаков или действий.

Не являются членами предложения, указывают на связь между главным и зависимым словом в словосочетании. Образованы из знаменательных частей речи.

3. Записать предложения ,определив предлоги и омонимичные части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперек. Тропинка шла вдоль обрыва. Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка. Гости ушли, благодаря хозяина за хороший прием. Благодаря теплой погоде сирень расцвела быстро.

Отличить производный предлог от омонимичных ему знаменательных слов можно только в словосочетании или предложении.

4. Предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

Работа по таблице №1. (См. приложение).

Выясняется, какие предлоги употребляются с дательным падежом.

Задание: поставить существительные в нужном падеже, с 2 мя словосочетаниями составить предложения.

У: Предлоги согласно и вопреки - антонимы.

Вопреки ожиданиям, т. е не так, как ожидали.

Согласно ожиданиям, т. е. так, как ожидали.

VII. Правописание наречных предлогов.

-Как пишутся производные предлоги с самостоятельными частями речи?

-Посмотрите на таблицу и скажите, как могут писаться производные предлоги? (Слитно и раздельно).

У: Сегодня мы поговорим только о правописании производных предлогов, образованных из на-речий.

- Назовите такие предлоги.

- Как они пишутся?

- Что является условием слитного написания таких предлогов? (Происходят от наречий.)

1. Творческий диктант.

Задание: Изменить предложения так, чтобы наречия стали предлогами.

- Как будут писаться наречные предлоги?

- Что нужно сделать, чтобы наречия перешли в предлоги?

2. Сопоставление производных предлогов, образованных из наречий и омонимичных наречий, существительных с предлогом.

Работа по таблице №2. (См. приложение).

Задание: Определите части речи.

- Как отличить производный предлог от наречия и существительного?

- Как отличить наречие от существительного?

Вывод: при наречии нет зависимых слов; между предлогом и существительным можно поставить вопрос, или вставить прилагательное, есть зависимое слово.

3. Творческое списывание.

Навстречу - на встречу (Определить части речи)

Студенты собрались _______________ с известным певцом.

______________ солнцу и ветру шли по миру отважные люди.

Ветер дул в лицо, и тучи шли ____________________ .

Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги ?

Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?

Как пишутся наречные предлоги?

IX. Д/З: П.50 Упр. 297(1-4), 298 (1-2) или Упр. 298 (3-4). Творч. задание.

Составить описание микрорайона, в котором ты живешь, используя наречные предлоги: возле, около, позади, рядом (см. таблицу).

Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи.

(Дом. задание дифференцированное).

X. Проверочный тест на 3 варианта (варианты состоят из заданий различного уровня сложности).

Укажите производные предлоги:

а) в, на, над, от, под, с;

б) благодаря, согласно, вдоль, навстречу.

Какой частью речи является выделенное слово?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. (А.Ахматова)

А. Вдоль - наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

Б. Вдоль - предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным бревен, потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

Урок на тему "Производные и непроизводные предлоги"

Прочитайте группы словосочетаний и определите отношения, выражаемые предлогами.

Ехать мимо дома, бежать вдоль реки (пространственные, место); скучать по матери, думать о друге (объектные); вернуться к вечеру, встретить после уроков (временные); ввиду плохой погоды, не пришла из-за болезни (причинные); купили для лечения, прийти с проверкой (целевые).

Учитель: А теперь вспомним правильное употребление предложных и беспредложных сочетаний.

Как правильно сказать: Товарищи! Оплатите за проезд. или Уплатите проезд. (оплатите (что?) проезд; уплатите (за что?) за проезд)

  • БЫТЬ УЧАСТВОВАТЬ СТАРТ (участвовать в старте, быть на старте);
  • ПРИСУТСТВОВАТЬ, УЧАСТВОВАТЬ МИТИНГ (участвовать в митинге, присутствовать на митинге);
  • ОБСУДИТЬ, УЧАСТВОВАТЬ ЗАСЕДАНИЕ (участвовать в заседании, обсудить на заседании);
  • ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС МАТЕМАТИКА (интересоваться математикой, проявлять интерес к математике);
  • РАССКАЗАТЬ, КОСНУТЬСЯ ПРОЕКТ (рассказать о проекте, коснуться проекта);
  • ЛЮБОВЬ ПРЕДАННОСТЬ РОДИНА (любовь к Родине, преданность Родине);
  • ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ КНИГА (отзыв о книге, рецензия на книгу).
  1. Что такое предлог?
  2. Как пишутся предлоги с другими словами?
  3. Какими по значению могут быть предлоги? От чего это зависит?
  4. С каким падежом употребляются предлоги: ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИБЫТИИ?
  5. С каким падежом употребляются предлоги: БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и т.д.?

3. Тему урока учитель записывает на доске. (слайд) Формулирование учащимися цели урока

Учитель. Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

  • познакомиться с .
  • учиться различать .
  • правильно использовать .

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи

4. Изучение нового материала. Практическая работа по тексту. Приложение 2

Какими бывают предлоги по происхождению?

Составьте опорную схему (таблицу) по материалу.

Расскажите об особенностях производных предлогов.

Практическая работа с текстом: прочитайте текст, расскажите об особенностях непроизводных и производных предлогов.

По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги не образовались ни от каких других слов (частей) речи и с древних времён употребляются только как предлоги. Большинство непроизводных предлогов являются омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме – приехать.

Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи. По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и отглагольные предлоги.

Наречные предлоги образуются от наречий, имеют наибольшее распространение и образуют слово- сочетания с обстоятельственными и объектными отношениями. Например: остановился вблизи дома (место), отдыхал после работы (время).

Отымённые предлоги образуются от существительных. С их помощью образуются слово-сочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например: не пришёл по причине распада( причина), образовался путём распада(образ действия), работал в течение жизни( время), ответил по поводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения. Например: достиг, несмотря на трудности(уступка), благодаря заботам( причина), вспомнил спустя неделю(время). (Из книги А.В.Дудникова, А.И.Арбузова “Русский язык”)

4. Закрепление изученного по теме урока

1) Выборочный диктант: Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вар) и производными предлогами (2 вар).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, устанет с непривычки, слабость вследствие болезни.

Проверка:

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта
подписывает на конверте, дом вблизи реки
отступает от темы, бежать впереди всех
разделить на пять, приехать спустя неделю
вдумается в смысл, разговор насчёт отпуска
прибавит к двум, прочитать в течение дня
шагает в колонне, расплатиться согласно договору
сбегает с горы, слабость вследствие болезни
устанет с непривычки.

2) Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

5. Проблемный вопрос: Как различать производные предлоги от омонимичных частей речи?

Ребята шли (где?) впереди Ребята шли впереди (впереди чего?) отряда. (перед отрядом)

Предлог включатся в падежный вопрос. Производный предлог может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом.

3) Объяснительный диктант: укажите производные предлоги и омонимичные им части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперёк. – Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.

Поперёк речонки лежало небольшое бревно.

Вблизи виднелся лес. – Вблизи села протекала река.

Ступай себе мимо.- Судно весело бежит мимо острова Буяна.

Петя надеялся на встречу с товарищами.- Товарищи шли навстречу друг другу.

4) Выполните тест

1. Слово НАД – это :

В) может быть предлогом и приставкой.

2. Найдите словосочетание с предлогом, который имеет причинное значение:

А) виднеется из-за горы;

Б) опоздать из-за дождя;

В) понятно из рассказа;

Г) насчёт его поступка.

3. Найдите предлог, образованный от деепричастия:

4. Найдите словосочетания с производными предлогами:

А) жить при станции;

Б) благодаря обильным дождям;

В) растет вдоль забора;

Г) идут впереди отряда.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Не проходите мимо.

В) Поперек дороги уложили бревна.

6. Укажите группу непроизводных предлогов:

А) благодаря, до, за, перед, вокруг;

Б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

В) через, при, без, для, над;

Г) с, у, об, вдоль, при.

5) Конструкторский практикум: Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

1. Старшая сестра учится В университете НА экономическом факультете.

2. Я соскучился ПО отцу, матери, сестре.

3. Всё нужно выполнять СОГЛАСНО инструкции.

4. Поход состоялся БЛАГОДАРЯ хорошей погоде.

5. Мальчик остался в классе ВОПРЕКИ просьбе друга.

6. Всходы были дружными, НЕСМОТРЯ НА засуху.

Для сильных учащихся редакторская правка по упражнению 343 стр 141 учебника.

11. Итог урока, рефлексия

12. Домашнее задание: Параграф 54, стр 139. (записи в справочнике) Упр. № 337.

Служебные части речи

Вопросительные: кто, что, какой, чей, каков, который, сколько (в этом слове ударение никогда не меняется) и др.

Относительные : те же вопросительные, но только когда они употребляются без вопроса для связи простых предложений в сложноподчиненных предложениях. Это местоимение можно наполнить содержанием: Витя не знал, что ему подарят родители. (Местоимение что произносится с ударением, наполняется содержанием: то подарят или это подарят.) Витя не знал, что родители подарят ему коньки. Подчинительный союз что произносится без ударения и не наполняется содержанием.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, сколько-то, какой-нибудь, кое-какой, какой-либо, кто-либо и т.д.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные: (отвечают на вопрос чей ?) мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их

Различай: его сумка (чья?) – притяжательное местоимение

Его нет (кого нет?) – личное местоимение Он в Род. падеже

Ее книга (чья?) - притяж. местоимение

Ее позвали (кого?) – личное местоимение Она в Род. падеже

Их тетради (чьи?) – притяжательное местоимение

Их пригласили (кого?) – личное местоимение Они в Род.падеже

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, то (та, те)

Например: из таких книг, до сих пор, столько раз

Различай: шли по тому мосту ( тот мост) – местоимение

Заболел , потому и не пришел (почему?) – наречие

Спрячься за то дерево ( то дерево) – указательное местоимение

Маленький, зато удаленький (= но) – союз

Что бы мне почитать? (местоимение что с частицей бы )

Хочу, чтобы ты знал (подчинительный союз)

Делал то же, что и я. (местоимение то с частицей же)

Они тоже пойдут. (= и) – союз

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной

Различай: Иному это может не понравиться = некоторый, какой-нибудь, какой-то – местоимение. Выбирайте иные способы = другие – прил. Другой бы поблагодарил = какой-нибудь, кто-то – местоимение. Выбирайте другие способы - прилагательное

1. Не кто иной, как… не что иное, как

Эти сочетания употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Можно заменить сочетанием не иной кто, а …. Это было не что иное, как обыкновенная струйка пара.

2. Никто иной ничто иное

В предложении уже есть другое отрицание: никто иной не мог этого сделать.

Никто иной = именно ты. Только ты.

Непроизводные: В, НА, С, ПО, К, БЕЗ, ДО, ДЛЯ, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД (ЛЕСОМ) и т. д.

Производные: предлоги, которые образованы от других частей речи

Другие части речи

Ходит вокруг дома

Сел напротив меня (предлог)

Прошел мимо дома (предлог)

Встал позади нас (предлог)

Все хорошо видно вокруг (где? Наречие)

Я сел в кресло, а он устроился напротив (наречие)

Он прошел мимо (наречие)

Позади шли дети (наречие)

Прежде нас здесь жили студенты

Поверх он надел широкий плащ (наречие)

Говорил наперекор (как? наречие)

Сказал поперек , положил поперек (наречие) Прежде она его не знала (когда? наречие)

Построили около дома

Замечание со стороны директора Убедить путем доказательств

В продолжение дня (как долго?)

Построили огромное здание, а около разбили сквер (нареч.).

Они были впереди (наречие)

Мы находились внутри (наречие)

Расположились вблизи (наречие)

Глядеть со стороны (наречие)

Пойдем другим путем (кем? чем? существительное путь)

В продолжении романа открылась тайна главного героя. (что? Продолжение романа. В чем? В продолжени и – существительное с предлогом)

Верить в продолжение дружбы (во что? существительное)

В течение дня (как долго? Время – предлог)

В заключение статьи (= в итоге, под конец; предлог)

Вследствие засухи (= из-за)

В течени и реки не было никаких изменений. (Что? течение реки – существительное)

Декабристы находились в заключении (в строгом заключении – сущ.)

В следствие вкралась ошибка (в это следствие-сущ)

В следствии допустили ошибку (в чем? – сущ.)

Выйти навстречу гостям

Ввиду недостатка влаги (предлог = из -за)

Поговорим н асчет экзаменов (= о, об экзаменах)

Росли вдоль дороги

В силу обстоятельств

Они бежали навстречу (наречие)

Мы пошли на встречу с ветеранами войны (встреча с ветеранами – существительное)

Иметь в виду (существительное)

Положил деньги на счет (на свой счет - сущ.)

Исходили вдоль и поперек (наречия)

Верил в силу своих друзей (во что? – сущ.)

По направлению к дому

Пошли в поход несмотря на непогоду

Поехал в больницу по направлению (сущ.)

Шел, не смотря себе под ноги (деепричастие)

Проводил до двери, благодаря его за помощь (что делая? – деепричастие)

В связи с отпуском (предлог) Посреди площади (предлог)

В соответствии с приказом (предлог) Между нами говоря (предлог)

Через дорогу (предлог) Сверх меры (предлог)

В отличие от нас (предлог) Исходя из выводов (предлог)

Получилось что-то наподобие куклы (предлог) Начертил что-то вроде схемы (предл.)

Пойду вместо тебя (предлог) Не вышел по причине болезни (предл.)

Сделать в целях экономии (предлог)

Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют дательного падежа (согласно приказу, благодаря обстоятельствам)

1 . Какой частью речи является выделенное слово?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. (А.Ахматова)

А. Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

Б. Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным бревен , потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

2. Укажите предложения, в которых выделенное слово – наречие:

А. В заключении врача была допущена ошибка.

Б. В заключение доклада выступающий предложил свой вариант решения проблемы.

В. Поперек дороги уложили бревна.

3. В каких предложениях выделенные слова – производные предлоги?

А. Кто-то вторично пробежал мимо меня.

Б. Он проехал мимо , не заметив нас.

В. Многие проголосовали против .

Г. Она села против окна тихо и безмолвно.

4. Укажите предложения, в которых выделенное слово – предлог:

А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

Б. Они отправились (на)встречу с актером.

В. Машина ехала (на)встречу .

5 . В какой строке все производные предлоги пишутся слитно:

А. (В)место тебя, (в)роде камня, (на)против дома

Б. (В)отличие, (на)встречу дню, (на)подобие цветка

6. В какой строке оба слова имеют двоякое написание (слитное и раздельное)?

А. (в)место, (на)против

Б. (в)целях, (не)смотря на

Ответы: 1. Б; 2. Г; 3. А, Г; 4. А; 5. А; 6. В.

Простые: и, а, что, как и т. д. (одно слово)

Составные: потому что, не только…., но и; как будто и т. д. (два слова)

Соединительные : и, да (= и), не только…, но и; как…, так и; тоже, также, ни. ни

Противительные : а, но, да (= но), однако, зато

Разделительные : или, либо, то…, то; не то. не то

Подчинительные союзы и союзные слова

потому что если

оттого что так как

лишь только раз

как будто словно

точно коль скоро

ввиду того что благодаря тому что

вследствие того что в связи с тем что

для того чтобы с тем чтобы

Различай: Сделал очень быстро, причем все правильно (союз присоединительный)

Ну, при чем здесь это! (местоимение с предлогом)

Вам объяснили условие, да притом дали все необходимое (союз)

При том старании, которое вы проявляете… (указательное местоимение с предлогом)

Итак , все кончено. (= следовательно) –союз

Я упал и так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу (союз и наречие)

Формообразующие: бы (б) – сделал бы (условное наклонение)

Да, давай, давайте, пусть, пускай – в повелительном наклонении: Да будет так! Давайте останемся. Пусть будет по-вашему.

Отрицательные: не, ни

Частица ни - для усиления отрицания: Кругом ни деревца! (нет подлежащего). Не слышно ни звука. Нет ни копейки. Куда ни глянешь…(после слов кто, что, куда)

Запомни : не раз = много раз (Не раз бывал в Москве)

Ни разу = никогда (Ни разу не были в Москве)

Вопросительные: неужели, разве, ли (Приехал ли он?)

Восклицательные: что за, как ( Что за прелесть! Как хорошо осенью!)

Указательные: вот, вон

Сомнение : вряд ли, едва ли

Уточнение: именно, как раз

Ограничительно - выделительные: только, лишь, исключительно, почти

Не путай: Лишь только небо засветилось (= как только – подчинительный союз)

Останутся лишь двое (ограничительная частица)

Усилительные: даже (Даже он не смог), ведь, же (Ты же сам сказал), все-таки, себе (примыкает к глаголу, вносит значение независимого действия: А он себе идет), знай (= не обращая внимания на окружающих. Его зовут, а он знай идет вперед (частица), Теперь знай это правило – глагол в повелительном наклонении) , уж ( Уж если делать, то хорошо. Уж ворчал он, ворчал. Очень уж много хлопот), и (Не могу и подумать. И сам не рад)

20. укажите предложения , в которых выделенные слова- предлоги. а. стадо потянулось мимо дома. б. дева глядит вокруг изумленными глазами. г. поперёк дороги уложили брёвна. д. впереди шли самые стойкие.

выросла рябинка при дороге.она выросла,незаконно ,пристоилась на обочине, у высокого дожатого забора. всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.наступил август.тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. деревце засыпало, как костёр на юру. хороша была рябинка и в погожи день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягодка дрожалав капле водыи ветки застенчиво протягивали свои длинные листья,склееные как пальцы после долгого .шла мимо девочка.увидела рябинку, поахала.-возьму-ка я одну веточку. одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случиться.и она была по своему права.ехал на машине усатый дядька.-ух прямо шикарно! он остановил машину,вылез из-за руля.ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.-вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.что ж, он был тоже по-своему прав.под вечер шли туристы.-хороша рябинка, правда, ломаная. ну, зинка, чур, всем по одной! з ря не брать, слышишь, витька, только по одной! мы народ организованный, должны подавать шёл в сумерках влюбленный.-эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. бездушные люди, не умеют беречь красоту! на рябинке горела одна-единственная ярка кисть, котрую никто, видимо, не мог достать. влюбленный был высого роста, он стал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. всё равно последняя кисть, она уже дереву не а люсенька обрадуется.на другой день приехал хозяйственик.-что это ещё за уродец? -стрго спросил он, наткнувшись на рябинку.-убрать. срубить. а то весь вид портит.и он был по-своему прав.в этой все правы.выноватых нет.но и рябинки тоже нетвот такой рассказ недавно прочел. тронуло.

Ответ разместил: marius95 10.03.2019 18:51

широкие(прилаг),привольные(прилаг)родимые(прилаг) края(сущ.м.р.)березка(сущ ж.р.) белоствольная((сущ.ж.р.) моя(местоим).стоит(глаг) как свечка(сущ ж.р.) белая(прил.)глядит(глаг) она(местоим) вокруг(нареч)ей(местоим) рожь(сущ ж.р.)кивает(глаг) спелая(прил),ей(местоим) кланяется(глаг) луг(сущ.м.р.)

Ответ разместил: MMMOZG 10.03.2019 18:48

существительное разбирается по следующей схеме: 1. начальная форма. 2. морфологические признаки: а) постоянные: — собственное / нарицательное, — конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное, — род, — число (для тех существительных, для которых этот признак постоянный), — одушевленность, — склонение; б) непостоянные: — число (для изменяющихся по числам), — падеж. 3. синтаксическая роль в предложении.

Разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Правописание предлогов"

Ученик научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу исполнения работы.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи в процессе изучения правил правописания предлогов.

Коммуникативные

1.Ученик научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при выполнении заданий на правописание предлогов.

2.Ученик получит возможность устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Ученик научится правильному написанию предлогов.

Ученик получит возможность отличать написание производных предлогов с другими омонимичными частями речи.

Необходимое оборудование : учебник, интерактивная доска.

Раздаточный материал : карточки самооценки, эталоны для проверки домашнего задания(карточки)

Демонстративный материал : алгоритм проверки правописания предлогов ; эталоны для самопроверки.

Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга, узнавать новое.

Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

Ведь, как гласит пословица : « Путь к знаниям освещен солнцем!»

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

А теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Ученик. На прошлом уроке мы знакомились с производными и непроизводными предлогами.

Учитель. А теперь проверим , как вы справились с домашним заданием

(раздаются карточки самооценки)

Карточка самооценки

«+» - справились с заданием без затруднений

«+-» - справились с заданием, но возникли затруднениям

«-» - не справились

Работа с предложениями

Фронтальная работа

Групповая работа

Работа в парах

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. те, кто выполнял задание №1,проверьте по эталону, выведенному на доску

Задание №1.(упр.281)

Спишите пословицы. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного, с которым употребляется предлог.

Молодец против овец , а против молодца сам овца. Обжегся на молоке , дует и на воду . Правда в огне не горит и в воде не тонет. У семи нянек дитя без глазу. Один за всех и все за одного. Незнайка на печке лежит, а знайка по дорожке бежит. Нет худа без добра. По одёжке встречают, по уму провожают. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Будет и на нашей улице праздник. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Для друга и семь вёрст не околица.

Эталон задания №1 (упражнение №281)

Молодец против овец (Р.п.), а против молодца (Р.п.) сам овца. Обжегся на молоке (П.п.), дует и на воду (В.п.) . Правда в огне (П.п.) не горит и в воде (П.п.) не тонет. У семи нянек(Р.п.) дитя без глазу (Р.п.). Один з а всех и все за одного. Незнайка на печке (П.п.) лежит, а знайка по дорожке (Д.п.) бежит. Нет худа без добра(Р.п.). По одёжке(Д.п.) встречают, по уму(Д.п.) провожают. Под лежачий камень(В.п.) вода не течет. Без труда(Р.п.) не вынешь и рыбку из пруда(Р.п.). Будет и на нашей улице(П.п.) праздник. В огороде(П.п.) бузина, а в Киеве(П.п.) дядька. Для друга(Р.п.) и семь вёрст не околица.

Учитель . Те ,кто выполнял задание №2 ,проверьте по эталону в карточках

Задание №2(упр.278)

Придумайте и запишите три предложения с любыми производными предлогами, образованными от существительных, наречий и деепричастий. Обратите особое внимание на то, с каким падежом существительного употребляются предлоги.

Эталон задания №2(упражнение 278)

Несмотря на дождь, мы пошли гулять.
Ввиду отсутствия состава преступления дело было прекращено.
Следует поступать согласно закону.

Учитель . Те ,кто выполнял задание № 3 ,проверьте по эталону в карточках

Задание № 3. Творческое задание.

Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные предлоги

Из-за непогоды, после окончания школы, о сроках, для самообороны, за отсутствующего, через переговоры, через дорогу, у костра.

Слова для справок: вследствие, по окончании, в целях, насчёт, вместо, возле, путём, поперёк

Эталон задания №3

Из-за непогоды ( вследствие), после окончания школы ( по окончании), о сроках ( насчёт), для самообороны ( в целях), за отсутствующего ( вместо), через переговоры (путём), через дорогу (поперёк), у костра (возле).

Учитель . Кто выполнил задание №4 - подходит ко мне. Определите самый лучший .

Задание №4 . Составить тест по теме «Производные и непроизводные предлоги»

Эталон задания №4

Тест по теме «Производные и непроизводные предлоги»

1 . Укажите производный предлог:

1) несмотря на то что 2) не смотря 3) благодаря тому что 4) невзирая на

2 . Укажите непроизводный предлог:

1) вследствие 2) через 3) вроде 4) наподобие

3 . Какой предлог не является производным?

1) перед 2) насчёт 3) мимо 4) благодаря

4 . Укажите производный предлог:

1) вследствие того что 2) впоследствии 3) в течении 4) в продолжении

5 . Укажите непроизводный предлог:

1) оттого что 2) пред 3) сзади 4) согласно

Учитель . Кто справился с заданиями ,поднимите ручки.

Учитель . Кто не справился? С какими трудностями вы столкнулись?

Ученик . Я подчеркнул не все предлоги.

Ученик. Я затруднился при замене предлогов ,синонимичных по значению.

Учитель . На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. Мы усвоили материал на удовлетворительном уровне.

Ученик. Нам еще нужно совершенствовать свои знания.

Учитель. Не забудьте оценить свои знания

Учитель . А теперь взгляните на доску и прочитай предложения

Может, вы увидели слова, написание которых вас затруднило?

1.( В)следствие непогоды мы не смогли выехать за город.

2. ( В ) следствие закралась странная ошибка.

3 . Сегодня я договорился (на)счет работы.

4. (На) счет в банке поступили деньги.

Учитель . Найдите в тексте одинаково звучащие слова. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Какими частями речи они являются?

Ученик. Я думаю, что в первом предложении выделенное слово является предлогом, потому что его можно заменить предлогом из-за.

Ученик . Во втором предложении это существительное с предлогом, между ними можно поставить прилагательное.

Ученик. Я уверен, что в третьем предложении это предлог, его можно заменить предлогом о

Ученик. В четвертом это существительное с предлогом, между ними можно поставить прилагательное.

Учитель. Как вы написали предлог вследствие?

Ученик. Я написал раздельно.

Учитель. Почему?

Ученик. Это производный предлог, но мы не знаем как он пишется.

1. Вследствие непогоды мы не смогли выехать за город.

2. В следствие закралась странная ошибка.

3 . Сегодня я договорился насчет работы.

4. На счет в банке поступили деньги.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Ребята, давайте продолжим наше наблюдение. Посмотрите на доску и сравните два столбика:

(В)виду болезни

(В)роде шара

(На)встречу другу

(В)место врача

имеется ( в)виду поставить (в)роде спешил ( на)встречу попасть ( в)место

Учитель. Что вы заметили?

Ученик. Во втором столбике существительные с непроизводными предлогами

Ученик. В первом столбике производные предлоги

Учитель . А как вы узнали?

Ученик .Производные предлоги можно заменить другими предлогами

Ввиду ( по причине ) болезни

Вроде ( на подобие ) шара

Навстречу ( к ) другу

Вместо ( за) врача

имеется в виду

поставить в роде

спешил на встречу

попасть в место

Учитель . К чему привели ваши наблюдения?

Ученик . Предлоги могут писаться по-разному

Учитель. Не забудьте оценить свои знания

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. - Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться распознавать способы написания предлогов.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Тема нашего урока : «Правописание предлогов»

Учитель . Какой метод мы использовали для решения данной проблемы?

Ученик . Мы использовали метод наблюдения.

Учитель . Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?

Ученик. Спроецированные на доску предложения

5. Реализация построения проекта.

Учитель . Попробуем понять , как пишутся предлоги. Давай обратимся к параграфу №30 учебника.

Ученик читает вслух параграф, остальные следят.

Учитель. Какое заключение сделали вы, прочитав параграф?

Ученик. Предлоги могут писаться тремя способами: слитно, раздельно, через дефис

Учитель .Что еще нового узнали о правописании предлогов?

Ученик. В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется буква е .

Учитель. Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?

В конце пишем е и раздельно всегда.

Учитель. Давайте поработаем в группах и составим алгоритм правила.

Читайте также: