Подача бетона на высоту краном

Обновлено: 17.05.2024

Подача бетона на высоту краном

Home / Бетон в Красногорске / Подача бетонной смеси кранами и подъемниками

Подача бетонной смеси кранами и подъемниками

Самоходные стреловые и башенные краны, а также различные подъемники используют для порционной подачи и распределения бетонной смеси в блоках бетонирования. Доставленную в автобетоновозах смесь разгружают на объекте в бадьи или контейнеры и кранами подают непосредственно в конструкцию. При этом бетонная смесь перемещается как горизонтально, так и вертикально с последующим распределением ее при укладке, краном подают смесь для бетонирования конструкций и многоэтажных зданий. Этот способ используют также при возведении заглубленных сооружений (туннелей, опускных колодцев) и конструкций, рассредоточенных на некоторой площади (например, фундаментов), краны помимо подачи бетонной смеси используют также на монтаже арматуры и закладных деталей, установке опалубки, погрузочно-разгрузочных работах.

В комплексном технологическом процессе бетонирования, который включает транспорт, подачу, распределение и уплотнение бетонной смеси, краны являются ведущими машинами. Их производительность определяет темп бетонирования, т, е. производительность всей технологической цепи.

При сменной производительности крана определяют, с одной стороны, состав звена бетонщиков, а с другой — количество автобетоновозов, необходимых для бесперебойной доставки бетонной смеси на объект.

Бетонную смесь подают кранами в различных емкостях. Наиболее широко для этих целей применяют полноповоротные бадьи объемом от 0,36 до 3,0 м3. Бадьи емкостью в 0,36; 0,8; 1,0 и 1,2 м3 устанавливают для загрузки на деревянный боек по 2, 3 и 4 шт. в ряд. Их применяют при небольшой грузоподъемности кранов и бетонировании тонкостенных конструкций. Бадьи емкостью в 1,6; 2 и 3 м3 используют для подачи бетонной смеси в массивные конструкции кранами большой грузоподъемности.

Неповоротные бадьи и полуповоротные виброковши, применяют в тех случаях, когда бетонную смесь нужно подавать небольшими порциями (например, в колонны, стены небольшой толщины).

Для перемещения бетонной смеси только по вертикали используют различные подъемники. Так, при бетонировании дымовых труб смесь подают с помощью специального шахтного подъемника. При бетонировании междуэтажных перекрытий каркасных зданий в стесненных условиях используют подъемники стоечного типа, которые поднимают бетонную смесь в ковшах или контейнерах. Для горизонтального транспортирования смеси используют тачки-рикши, мотороллеры или мототележки.

При строительстве сооружений из заливного материала осуществляется подача бетона автобетононасосом. Специализированная техника применяется на всех этапах работы с раствором — от изготовления на предприятии до наполнения опалубки. Кому приходилось иметь дело со средством для создания монолитных конструкций, знают, что вручную работы выполнить очень сложно.


Содержание

Виды подачи

При транспортировке бетонного раствора на расстояние или на высоту необходимо сохранить технические характеристики материала. На практике для подачи смеси пользуются 2 — мя способами перемещения:

  • Беспрерывная технология. Поднять бетон к непосредственному месту укладки можно, используя шланг, трубопровод или машину конвейерного типа. Способ применяется в случае, если материал готовится на месте монтажных работ или когда сооружаются масштабные объекты.
  • Циклическая транспортировка. Сложный способ, состоит из 2-х этапов. Первоначально груз доставляет специальная машина — миксер, самосвал, бетоновоз, емкости на плавсредствах или железнодорожные цистерны. Дальнейшая передача выполняется по шлангам насосом непосредственно прямо для заливки в опалубку.

При строительстве сооружений используется комбинированный метод доставки бетона от изготовителя к месту укладки.

Способы доставки

Насос для бетона

Насосы для бетона применяются только при температуре воздуха свыше 15 градусов, иначе материал потеряет свои свойства.

Для перекачки раствора по шлангам можно привлечь специальное устройство — бетононасос. Спецтехника может подавать бетон до труднодоступных мест на стройке как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Способ не всегда можно применить. Материал сохраняет свое качество при плюсовых температурах окружающей среды. При минусах вода, которая входит в состав смеси, просто замерзнет. Поэтому агрегат используют при температуре воздуха свыше 15 °C.

Такие машины бывают двух видов:

Шланг для передачи раствора

Для подачи раствора в труднодоступные места, как горизонтально, так и вертикально, используются шланги.

Бетоноводные коммуникации часто используются при заливке бетона. Этот способ позволяет заполнить раствором места, к которым трудно доставить смесь другим способом. Кроме того, материал перемещается по вертикали на большие высоты, а по горизонтали — на любую дистанцию. Если в наличии на стройке имеется бетоносмексительный агрегат, то работы можно осуществлять беспрерывно. Процесс выполняется при наличии единственной линии трубопровода — это позволяет сэкономить финансы и рабочее время при сооружении передающей коммуникации.

Конвейерная машина

Применяется при сооружении объектов в промышленности или в жилищно-коммунальном хозяйстве, где необходимо провести монтаж небольшой точечной конструкции. Ленточные агрегаты оснащаются конвейерами с ребристой или гладкой поверхностью. Этот элемент имеет длину от 600 до 1500 см, а ширина ленты составляет 400—500 мм. Высота подачи бетона регулируется в пределах 150—400 см. Главное преимущество устройства — процесс подачи раствора может осуществляться непрерывно и равномерно с установленной толщиной подаваемого слоя. Потери материала при этом способе транспортировки сводятся к минимуму — конвейер самоочищается, остатки раствора попадают в емкость для хранения.

При работе с большими площадями для передачи бетона, ленточное устройство перемещают вручную.

Автотранспортная доставка


При транспортировке бетономешалкой строительная смесь защищена от воздействий окружающей среды.

Для подвоза бетона используются:

  • Самосвалы общего назначения. Специалисты не рекомендуют применять такую технику — при транспортировке потери объема груза составляют 1—2%. При этом бетон подвергается воздействию окружающей среды — холод, жара, ветер. От воздействия этих факторов изменяется внутренняя структура материала, он теряет качество. Возможно применение для перевозок на сверхмалые расстояния.
  • Бетоновозы. Специальный грузовой автомобиль, кузов которого оборудован защитой для обеспечения раствору нормальных условий транспортировки. В этом транспорте исключено разделения смеси на слои, ее выветривание и охлаждение.
  • Бетоносмесители. Идеальный вариант для перевозки строительного материала. Основные компоненты закладываются в емкость в сухом виде, для технологической жидкости предусмотрен танк. Смешивание начинается непосредственно перед прибытием к пункту разгрузки. Стоимость услуг арендованого транспорта высокая, целесообразность применения — для доставки на дистанции до 70 км.

Строительный кран

Применяется этот вид доставки смеси с помощью специальных емкостей. Перемещается груз в вертикальной и горизонтальных плоскостях краном. Доставка к месту укладки раствора осуществляется дозировано с дальнейшим перераспределением. Емкости для бетона бывают 2-х видов:

  • Бадья для подачи неповоротного типа. Движется в горизонтальном направлении.
  • Поворотная емкость с вибраторной установкой. Перемещает ее кран по вертикали на разные уровни сооружения, где выполняется выгрузка.

Другие способы

Для доставки и распределения бетона по объекту строительства используются следующие методы:

  • ручной способ;
  • горизонтальные спецподъемники;
  • строительные тележки;
  • мотороллерные блоки;
  • тачки-рикши.

Что учитывать при выборе метода?

Средство доставки бетонного раствора к месту строительства должно обеспечить сохранение качественных характеристик материала, недопускать его расслоения и ухода «молочка» из цемента. Время прибытия груза должно учитывать момент схватывания смеси в емкости. Транспортировка должна учитывать негативное влияние окружающей среды на смесь и защищать ее от воздействия УФ-излучения, высоких и низких температур, воздушных потоков.

Спецтехника для подъема бетона на высоту


Подача бетона на высоту при строительстве зданий и сооружений может выполняться при помощи различных типов спецтехники – автокранов, башенных кранов, ленточных конвейеров, бетононасосов. Для последующей укладки раствора применяют бетоноукладчики, пневмонагреватели, вибротрнаспорт и другое оборудование.

В абсолютном большинстве случаев бетонирование монолитных конструкций осуществляется именно с привлечением автокранов и специальных емкостей для раствора. Использование башенных кранов и бетононасосов актуально для высотных сооружений и труднодоступных участков. Популярность самоходных кранов при подобных работах объясняется универсальностью данной техники, возможностью задействовать ее при строительстве монолитных конструкций любого объема и типа.

Выбор типа автокрана и объема бадьи для раствора определяется требуемой производительностью работ, а также видом бетонируемой конструкции. Поскольку на разных этапах строительства может требоваться различная скорость укладки бетона, подрядчики чаще всего прибегают к услугам аренды автокранов и дополнительного оборудования. Это позволяет избежать расходов на приобретение, хранение и обслуживание сразу нескольких единиц спецтехники.

Технология подачи бетона автокраном

Бетонная смесь доставляется на строительную площадку автобетоносмесителями, выгружается в бадьи, затем подается автокраном на нужный участок. Для подачи бетона используются исключительно специально предназначенные для этого бадьи. Это емкости, состоящие из жесткого металлокаркаса и стальной обшивки, оснащенные секторным или челюстным затвором для регулировки подачи смеси.

Главные требования к бадьям для подачи бетона:

  • герметичность для исключения потерь раствора;
  • удобство загрузки, выгрузки, внутренней очистки после использования;
  • небольшой вес;
  • минимальные размеры в вертикальном положении (при подъеме автокраном);
  • возможность регулировки выгрузки бетона;
  • надежность строповочных петель и всей конструкции в целом.

Поворотные и неповоротные бадьи

Автокран может подавать бетон как в поворотной, так в неповоротной бадье. Поворотная бадья загружается бетонной смесью непосредственно на объекте, для чего она устанавливается на подготовленной ровной площадке в горизонтальное положение. Загруженная бадья поднимается краном, принимает вертикальное положение, подается к бетонируемой конструкции. При возведении тонкостенных вертикальных конструкций чаще всего используются поворотные бадьи в боковой выгрузкой вместимостью до 1 куб. м.

Неповоротные бадьи могут загружаться бетоном на заводе или на строительной площадке – из перегрузочных бункеров или автобетоносмесителей. Как правило, такие емкости имеют пирамидальную коническую форму.

Скорость бетонирования при использовании автокранов

Для обеспечения непрерывного процесса бетонирования в зоне работы автокрана на строительной площадке устанавливают сразу несколько бадей. Количество емкостей зависит от объема раствора в автобетоносмесителе. При этом учитывается, что поворотные бадьи заполняются раствором на 65-70% своего объема, неповоротные – на 80-85%.

Скорость бетонирования напрямую зависит от производительности автокрана, количества и объема одновременно используемых емкостей. Как правило, при бетонировании прогонов, балок, тонкостенных вертикальных и других каркасных конструкций применяются бадьи объемом 0,5 куб. м. Емкости объемом 0,25-0,3 куб. м используются при бетонировании швов балок и стыков. Для строительства монолитных фундаментов применяют бадью максимального объема – от 1 до 3 куб. м.

Главные преимущества применения автокранов при подъеме бетона

  • Возможность параллельно задействовать технику для других работ на строительной площадке – для погрузочно-разгрузочных работ, для монтажа закладных деталей и арматуры.
  • Доступная стоимость аренды автокранов и дополнительного оборудования.
  • Возможность свободно перемещать технику по строительной площадке и быстро приступать к бетонированию новых конструкций.

Частые вопросы

Есть ли ограничения для применения автокранов при бетонировании конструкций?

Да, конечно. При планировании строительных работ необходимо принимать во внимание, что автокран не сможет подать бадью с бетоном в труднодоступные места. Для бетонирования труднодоступных монолитных конструкций рекомендуется применять бетононасосы.

После подъема автокраном разгрузка бадьи может выполняться автоматически?

Нет. Конструкция поворотных и неповоротных емкостей предусматривает исключительно ручную разгрузку. Это продиктовано необходимостью визуального контроля выгрузки и распределения бетона.

Автокраны какой грузоподъемности могут использоваться для подъема бетона?

Выбор грузоподъемности стрелы полностью зависит от объема и собственного веса бадьи. Однако это параметр всегда нужно выбирать «с запасом». Помимо грузоподъемности, при аренде автокрана необходимо учитывать длину вылета стрелы и высоту подъема.

Какие сооружения могут бетонироваться с использованием автокранов?

Автокраны и бадьи применяются при возведении многоэтажных зданий и различных монолитных конструкций. Также данная техника используется при строительстве углубленных сооружений – колодцев, тоннелей и прочих. Особенно актуально использование самоходных кранов при сооружении рассредоточенных по площадке объектов.

Подача бетонной смеси кранами и подъемниками

Краном подают смесь для бетонирования конструкций и многоэтажных зданий. Этот способ используют также при возведении заглубленных сооружений (туннелей, опускных колодцев) и конструкций, рассредоточенных на некоторой площади (например, фундаментов).

Краны помимо подачи бетонной смеси используют также на монтаже арматуры и закладных деталей, установке опалубки, погрузочно-разгрузочных работах.

В комплексном технологическом процессе бетонирования, который включает транспорт, подачу, распределение и уплотнение бетонной смеси, краны являются ведущими машинами. Их производительность определяет темп бетонирования, т. е. производительность всей технологической цепи.

Сменную эксплуатационную производительность крана на подаче бетонной смеси определяют (м 3 ) по формуле


где V — объем порции бетонной смеси, загружаемой в бадью или контейнер, м 3 ; t — продолжительность смены, ч; Кв — коэффициент использования крана по времени, учитывающий технологические и организационные перерывы в работе крана. Для кранов с электроприводом без выносных опор Кв=0,82; то же, с выносными опорами Кв=0,80; для кранов с двигателями внутреннего сгорания без выносных опор Кв=0,78; то же, с выносными опорами Кв=0,7б; Тц — продолжительность рабочего цикла, мин;


При сменной производительности крана определяют, с одной стороны, состав звена бетонщиков, а с другой — количество авто-бетоновозов, необходимых для бесперебойной доставки бетонной смеси на объект. Число автобетоновозов


где Крез — коэффициент, учитывающий резерв производительности кранов, как ведущих машин. Он равен 0,85—0,9; Па — эксплуатационная производительность автобетоновоза в смену, определяемая (м 3 ) по формуле


где V' — объем бетонной смеси, загружаемый в бетоновоз, м 3 ; t — продолжительность смены, ч; К'в — коэффициент использования транспортной единицы во времени; он колеблется в пределах от 0,85 до 0,92; tц — продолжительность транспортного цикла (мин), равная


Укладка бетонной смеси в бункерах (бадьях) кранами

Подачу и укладку бетона в различные сооружения выполняют, как правило, с применением башенных и самоходных кранов, ленточных конвейеров, бетононасосов, пневмонагревателей, бетоноукладчиков, вибротранспорта.

В настоящее время в большинстве случаев бетонирование монолитных конструкций производят по схеме «кран — бадья». Для бетонирования конструкций нулевого цикла применяют самоходные гусеничные и пневмоколесные краны, а для бетонирования конструкций, расположенных на высоте, — башенные краны соответствующих грузоподъемности и вылета стрелы.

Широкое применение кранового способа подачи бетона определяется тем, что данный способ применим для любых объемов и конструкций монолитного строительства.

Эта схема, вероятно, останется основной и в ближайшем будущем. Даже при возведении зданий высотой до 20. 30 этажей подача бетонной смеси на высоту должна производиться скоростными кранами, обеспечивающими подъем бадей со скоростью до 120 м/мин. Производительность укладки бетона в этом случае зависит от типа выбранного крана, вместимости бадьи и количества укладываемого в конструкции бетона.


Доставленная на строительный объект бетонная смесь подается кранами в бадьях и выгружается в опалубленную бетонируемую конструкцию. Основные технологические требования, предъявляемые к бадьям: герметичность, исключение потерь цементного раствора; удобство загрузки, разгрузки, очистки; минимальные масса и вертикальный размер бадьи в рабочем положении (вывешенной на кране); регулируемая выгрузка бетонной смеси, что особенно необходимо при бетонировании армированных и протяженных конструкций; правильность расположения, надежность и удобство в эксплуатации строповочных петель.

По устройству и принципу действия бадьи подразделяются на поворотные и неповоротные.

54. Поворотная бадья

54. Поворотная бадья Поворотные бадьи (рис. 54) загружают на объекте. При этом их устанавливают в горизонтальном положении на ровной площадке или на дощатом настиле. Загруженная бадья краном переводится в вертикальное положение, поднимается, подается к бетонируемой конструкции.

Для бетонирования вертикальных тонкостенных конструкций, например стен зданий и сооружений, возводимых в скользящей опалубке, тонкостенных балок, ригелей, резервуаров и т. д., целесообразно применять поворотную бадью с боковой выгрузкой (см. рис. 54,6): вместимость бадьи 1 м 3 , габариты 3644X1232X1295 мм, масса бадьи 530 кг.

Бадья представляет собой емкость, выполненную из жесткого металлического каркаса, обшитого стальным листом. У выгрузочного отверстия бадьи установлен ручной секторный затвор. Рукоятки затвора расположены сбоку по обе стороны бадьи и при открывании затвора поворачиваются назад, что создает удобство при бетонировании стеновых конструкций. За секторным затвором расположен лоток, по которому бетонная смесь поступает сбоку в опалубку стеновой конструкции.

55. Неповоротная бадья

55. Неповоротная бадья Неповоротные бадьи (рис. 55) загружаются как на бетонном заводе (при перевозке бадьевозами), так и на строительной площадке из перегрузочных бункеров, автобетоновозов и автобетоносмесителей.

Наиболее распространены бадьи с пирамидальной конической формой бункера.

Учитывая, что бадьи разрабатываются и изготовляются силами строительных организаций, целесообразно здесь привести некоторые рекомендации по выбору их технологических и конструктивных параметров.

Для обеспечения .нормальной бесперебойной выгрузки бетонной смеси из бадей при их конструировании необходимо правильно выбрать размеры выгрузочного отверстия и углы наклона граней бункера к горизонту.

Для оптимального использования бадьи и уменьшения ее высоты в транспортном положении, что важно при подаче краном, угол наклона стенок бадьи к горизонту выполняют как можно меньшим. Однако малые углы наклона стенок затрудняют выгрузку бетонной смеси из бадьи, поэтому величина угла наклона имеет свой нижний предел. Для малоподвижной бетонной смеси (с осадкой конуса 2. 6 см) угол наклона граней бадьи к горизонту можно выбрать 60. 70°, а при наличии вибрации этот угол может быть уменьшен до 45. 50°.

При выгрузке бетонной смеси из бадей часто образуются оводы. Поэтому, по ГОСТ 21807—76, размеры выгрузочного отверстия выбирают такими, чтобы исключить их образование. Наименьший размер выгрузочного отверстия превышает наибольший размер крупного заполнителя в 8. 10 раз.

Если из конструктивных соображений выгрузочное отверстие бункера меньше, чем сводообразующее, то для ликвидации образующихся сводов следует применять вибраторы, установленные в зоне образования сводов (30. 40 см от выгрузочного отверстия).

Сводообразование предупреждается также применением бадей несимметричной формы (например, с одной вертикальной стенкой) и расположением выгрузочных отверстий у вертикальных стенок. При этом крупный заполнитель, движущийся ускоренно вдоль крутых стенок бункера, способен разрушать образующиеся своды.

Внутренняя поверхность стенок бадьи должна быть гладкой и ровной, без выступающих частей, сварных швов и т. д.

На бадьях для бетонной смеси применяются, как правило, секторные и челюстные затворы, реже — клапанные. Челюстные затворы более удобны по сравнению с другими, так как позволяют обеспечить быстрое и легкое открывание и закрывание в процессе выгрузки (четкость отсечки).


Затворы снабжены ручным приводом, рычажным или винтовым, со штурвалом. Рычажный привод более прост по конструкции, удобней в эксплуатации, более быстродействующий по сравнению с винтовым, но требует от работающего затраты больших усилий. Рычажный привод должен быть снабжен стопорным устройством для предотвращения самооткрывания затвора.

Сила, прилагаемая к рукоятке затвора одним рабочим при периодической работе, не должна превышать 60—80 Н, а при кратковременной 120—150 Н.

Секторные затворы, как вогнутые, так и выпуклые, применяют как для нижней, так и для боковой выгрузки бетонной смеси, челюстные — только для нижней выгрузки.

Наиболее быстроизнашиваемые части челюстных затворов — кромки челюстей. Их усиливают твердым сплавом, например, наплавкой электродами Т-620 (ГОСТ 10051—75), увеличивающими в несколько раз износостойкость кромок челюстей.

Подача бетонной смеси в поворотных бадьях на строительной площадке производится следующим образом. В зоне действия крана укладываются настил из щитов, на котором вплотную одна к другой устанавливают поворотные бадьи. Автосамосвал, выгружаясь, равномерно заполняет бадьи бетонной смесью. Вместимость кузова автомобиля кратна вместимости бадьи, а ширина кузова кратна или равна ширине загрузочного отверстия бадьи (выполняется несколько большей ширины кузова во избежание потерь бетонной смеси при перегрузке). Вместимость бадей целесообразно приравнять объему одного или нескольких замесов бетоносмесителя. Рекомендуемая вместимость бадей для бетона приведена в ГОСТ 21807—76 «Бункеры (бадьи) переносные вместимостью до 2 м 3 для бетонной смеси. Общие технические условия».

При загрузке поворотная бадья должна заполняться на 0,65. 0,7 своего геометрического объема, а неповоротная — на 10,8. 0,85.

Для бетонирования колонн, балок, прогонов, тонких стен и других каркасных конструкций рекомендуется применять бадьи вместимостью 0,5 м 3 , а для бетонирования стыков, швов балок — вместимостью 0,25. 0,3 м 3 .

Для подачи бетонной смеси в средние и крупные фундаменты под здания и оборудование, мощные каркасные конструкции, подпорные стены и т. п. рекомендуется применять бадьи вместимостью 1 м 3 и более (табл. 31, 32).

56. Поворотная бадья с вибропитателем

56. Поворотная бадья с вибропитателем Дальнейшим совершенствованием конструкции бадьи является оснащение ее приводным шнековым питателем. Фирма «Серрано» (Испания) применяет такие бадьи для бетонирования стенок резервуаров и колонн. Конец шнекового питателя заглубляется непосредственно в опалубку бетонируемой конструкции, например стеновой. Таким образом, отпадает необходимость в установке специальных лотков или подмостей для приемки бетонной смеси.

Поворотная бадья с вибропитателем (рис. 56) разработана ЭПКБ Главсевкавстроя. Производительность бадьи (табл. 33) при выгрузке бетонной смеси составляет 5 м 3 /ч (при наклоне питателя 5° и осадке конуса бетонной смеси 1 см), 19 м 3 /ч (при наклоне питателя 15° и осадке конуса бетонной смеси 5 см).


По ширине кузова самосвала устанавливают две бадьи.

За рубежом также широко применяется крановая подача бетонной смеси в бадьях. Так как бетонная смесь перевозится там автобетоновозами и автобетоносмесителями с достаточно большой высотой разгрузки или перегружается с помощью перегрузочных бункеров основное распространение получили неповоротные бадьи. Неповоротные бадьи, выпускаемые фирмами «Блау-Нокс» и «Литл-Джайнт» (США), значительно легче, чем поворотные, и имеют при той же вместимости меньший вертикальный габарит (при подвеске на кране).

Большинство поворотных бадей имеет шарнирно закрепленную скобу, охватывающую загрузочную часть. Скоба имеет отверстие для крюка крана, что значительно облегчает и ускоряет работу строповщика.

Фирма «Блау-Нокс» выпускает бадьи вместимостью 0,38. 6,1 м 3 . Как неповоротные, так и поворотные бадьи имеют широкие прямоугольные выгрузочные отверстия с отношением сторон 1:1,5. 1:1,7 и снабжены челюстными, реже шторными, затворами. Распространены челюстные затворы с возвратными пружинами.

Фирма «Миллер» (США) выпускает 12 моделей резиновых бадей для бетона вместимостью 0,4—1,5 м 3 , которые значительно легче металлических.

Дальнейшее совершенствование технологии крановой подачи бетонной смеси в 'бадьях, видимо, будет развиваться в направлении создания и широкого внедрения легких неповоротных бадей, оснащенных приводными питателями и устройствами для автоматической строповки и расстроповни бадей, что обеспечит комплексную механизацию подачи и распределения бетонной смеси при возведении монолитных конструкций.

Характерными являются скорости подъема и опускания бадей при возведении высотных зданий в США. Подъем бетона осуществляется со скоростью до 120 м/мин, опускание пустых бадей — до 300 м/мин.

К недостаткам в производстве бетонных работ с помощью башенных и самоходных кранов следует отнести невозможность подачи бетона в труднодоступные места, цикличность в подаче бетонной смеси, неполное использование кранов по грузоподъемности, отсутствие дистанционного управления разгрузкой бадей.

Виды подачи бетона

Бетон является основой всех строительных работ. С его помощью сооружаются различные конструкции, отличающиеся высокой прочностью, стойкостью к всевозможным механическим и атмосферным воздействиям. Для приготовления, подачи, заливки и трамбовки бетонной смеси используется специализированная техника. Ниже более подробно рассмотрены способы закачки бетона к месту укладки, а также их особенности.


Как выбрать оборудование?

Выбор механизмов для перевозки и заливки бетоном должен основываться на соблюдении некоторых правил:

  1. Нельзя допускать расслаивание смеси и вытекания цементного молочка.
  2. Следует в точности сохранить качества раствора.
  3. Важно корректно рассчитать время доставки цемента до момента его схвачивания.
  4. Следует обеспечить защиту от атмосферного влияния. Например, летом нужна защита от ультрафиолета, зимой – от циклов замерзания и оттаивания.

Следует знать, что существует два способа транспортировки:

  1. Непрерывный процесс. Для его осуществления используются трубопроводы, шланги или конвейеры. Способ актуален, если место смешения раствора расположено вблизи стройплощадки, а также при выполнении масштабных работ.
  2. Циклический процесс. Метод включает в себя два этапа. Изначально осуществляется транспортировка смеси к стройплощадке на автомобильных самосвалах, бетоновозах, бетоносмесителях или в специальных емкостях на баржах, авто или ж/д платформах. На второй стадии осуществляется подача смеси на объект шлангом, соединенным с автокраном, бетононасосом, бетоноукладчиком и т. п.

Определившись с правильной транспортировкой раствора, можно сделать выбор спецоборудования, которое обеспечит сохранность смеси и максимальную экономию средств, трудозатрат. При этом важно учесть вид и расположение возводимого сооружения, объемы и скорость выполнения работ.

Транспортировочный процесс


Схема транспортировочного процесса и доставки рабочей смеси осуществляется в несколько этапов:

  1. Приемка цемента из бетоносмесителя.
  2. Перевозка к месту бетонирования спецтранспортом.
  3. Выгрузка цемента шлангом на месте кладки.

При этом подавать цемент можно по двум схемам с разной себестоимостью. Транспортировку можно организовать так, чтобы цементный раствор подавался с места раздачи непосредственно в блок бетонирования. Для этого используются подъемники, краны с бадьями, траспортеры, вибропитатели, бетоноукладчики, мототележки, бетононасосы.

Более дорогая схема включает промежуточную стадию перегрузки смеси между ее приемкой и подачей. Поэтому, помимо вышеперечисленного оборудования, применяются еще транспортировочные средства.

Транспортировка по трубопроводу

Трубопроводы для закачки бетона все чаще стали применяться на современных стройплощадках. Этот способ доставки наделен рядом преимуществ. Прежде всего, существует возможность транспортировки смеси как вертикально на разную высоту, так и горизонтально на любое расстояние. По бетоноводам (шлангам) можно закачивать цемент даже в труднодоступные места. При наличии на объекте бетоносмесительной установки процесс осуществляется непрерывно. Для этого используется один шланг или трубопровод, что существенно сокращает затрачиваемое время и себестоимость работ.

Единственной необходимостью является использование специальных насосов для перекачки растворов к месту кладки. К ним относятся пневмонагнетатели, бетононасосы и прочие транспортные коммуникации. Наиболее популярны насосы на маслогидравлическом приводе. Механические нагнетатели менее востребованы из-за более быстрого износа. Эти устройства присоединяются к подающим шлангам или стальным бетоноводам, куда цемент нагнетается из бетоносмесителя.

Автотранспортная доставка


Для перевозки и закачки готового кладочного раствора используются самосвалы, специализированные бетоновозы, бетоносмесители и прочие спецемкости на автоплатформах со шлангом.

Каждый вид техники имеет свои особенности. Например, самосвалы наиболее популярны. Однако они менее приспособлены для выполнения транспортировки. Потери смеси составляют 2% из-за расслаивания, испарения воды летом и быстрого остывания зимой. Более того, их нужно чистить вручную.

Подать цемент можно более конструкционно совершенным автобетоновозом. Он оснащен специальным кузовом, форма которого обеспечивает быструю подачу цемента без применения ручного труда. Расслаивание цемента исключается. Крышка защищает от потери влаги и возможного охлаждения.

Наиболее дорогостоящими являются автобетоносмесители. Их использование целесообразно, только если транспортировка осуществляется по городу или на расстояние до 70 км. Особенность этого вида транспорта заключается в том, что в машину загружается сухая смесь, а вода добавляется непосредственно перед выгрузкой. Это позволяет получить максимально качественный раствор на выходе.

Использование контейнеров и прочих спецемкостей наиболее экономически невыгодно при масштабном строительстве, так как требуется большое их количество.

Доставка краном и подъемниками

Бетон кран представляет собой башенные или стреловые механизмы, оснащенные бадьей для цементного раствора. Особенность этих самоходных устройств заключается в дозированной подаче смеси в кладочный блок с последующим ее распределением. Перемещение цемента возможно в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Специальные бадьи бывают двух типов:

  • неповоротная подающая бадья, подача с ее помощью осуществляется только в горизонтальной плоскости;
  • поворотная бадья, оснащенная вибратором. Отличается возможностью горизонтальной загрузки и вертикального перемещения с дальнейшей выгрузкой на разную высоту.

Для строго горизонтального перемещения бетона предназначены спецподъемники. Например, стоечные устройства, оснащенные ковшами или контейнерами, подымают смесь для кладки межэтажных перекрытий. Для перевозки между строительными блоками используются тачки-рикши, тележки и мотороллеры.

Использование ленточных конвейеров

Использование ленточных конвейеров для подачи бетона.

Данный тип устройств применяется в промышленном и жилом строительстве, в план которых включено сооружение небольших точечных конструкций. Передвижные конвейеры оснащаются гладкой или ребристой лентой длиной 6—15 м, шириной 40— 50 см. Высоту заливки допустимо изменять в диапазоне от 1,5 до 4 м. Особенность конвейерной заливки заключается в возможности осуществления непрерывного процесса. При этом смесь требуемой толщины течет равномерно.

Преимуществом конвейера является сведение потерь раствора к минимуму за счет организации процесса самочистки ленты с возвращением остатков заливки в блок ее выдачи.

Однако у этого способа есть некоторые нюансы. Четкое следование инструкциям позволяет предупредить возможность расслоения смеси. Например, подвижность заливки должна составлять 6 см или менее. Угол наклона ленты на подъеме и спуске для смеси с подвижностью до 4 см должен составлять 18° и 12°, соответственно. При этом параметре в диапазоне 4—6 см поднять ленту можно до 15°, а опустить — до 10°. При этом подающая лента должна двигаться со скоростью менее 1 м/с. Для выгрузки следует использовать направляющие щитки с высотой козырьков более 0,6 м. При этом цемент не должен стекать с транспортировщика.

К минусам такой организации процесса доставки раствора следует отнести отсутствие возможности распределения бетона по бетонируемой площадке. Если обрабатывается большая территория, конвейеры нужно переставлять вручную, что вызывает дополнительные трудозатраты и задерживает строительство.

Наиболее эффективны бетоноукладчики. Эти машины рекомендованы к применению для укладки монолитных фундаментов для зданий и технологического оборудования. Бетоноукладчик — это машина, оснащенная вращающейся платформой, устройством для приема и заливки цемента в места бетонирования на ленточном телескопическом конвейере.

Вывод

Подача и выгрузка бетонного раствора на строительном участке являются важными этапами. Соблюдения условий доставки определяет качество смеси, следовательно, прочность готовой конструкции. Правильно выбранный способ и машина для подачи определяют темпы строительных работ, количество трудозатрат, следовательно, себестоимость работ.

Именно поэтому в настоящее время постоянно совершенствуются имеющиеся устройства, машины и прочие механизмы подачи цемента.

Подача бетонной смеси на рабочее место

В зависимости от вида конструкции, параметров бетонной смеси и объема работ, технических возможностей организации применяют следующие технологии.

Подача транспортом непосредственно в конструкцию с уровня стоянки (рис. 4.27) или со специальных бетоновозных мостов или эстакад (рис. 4.28).

Достоинства: простота (нет промежуточной перегрузки, не требуется кранов); бетонная смесь любой подвижности с заполнителем любой крупности.

Недостатки: ограниченная область применения; для конструкций на грунте (полы промышленных зданий, дороги, площадки); для конструкций большого объема (когда оправданы затраты на эстакады).

Рис. 4.27. Схемы подачи бетонной смеси из транспорта непосредственно в конструкции при бетонировании
Рис. 4.27. Схемы подачи бетонной смеси из транспорта непосредственно в конструкции при бетонировании: а – полов, площадок, автодорог; б – ленточных фундаментов; в – буронабивных свай с подачей в одну точку; г – подача в несколько точек по высоте; г1 – подача в несколько точек в плане; д – подача на виброжелоба; е – подача с бетоновозной эстакады в массивные конструкции; 1 – автосамосвал; 2 – бетоновоз; 3 – миксер; 4 – подающая стрела; 5 – виброжелоб; 6 – эстакада; 7 – опалубка
Рис. 4.28. Бетонирование массива с передвижного моста: 1 – мост; 2 – хоботы; 3 – бетонируемый массив; 4 – поднимаемая аппарель; 5 – рельсовый ход
Рис. 4.28. Бетонирование массива с передвижного моста: 1 – мост; 2 – хоботы; 3 – бетонируемый массив; 4 – поднимаемая аппарель; 5 – рельсовый ход
Рис. 4.29. Подача бетонной смеси бадьей с помощью кранов: а – башенным краном; б – стреловым краном
Рис. 4.29. Подача бетонной смеси бадьей с помощью кранов: а – башенным краном; б – стреловым краном; 1 – бадья; 2 – затвор; 3 – опалубка; 4 – растяжки; 5 – кран; 6 – звеньевой хобот: 7 – самосвал

Подача бетонолитной бадьей с помощью крана (рис. 4.29).

Достоинства: смесь любых параметров; возможность дозирования подачи смеси; большое расстояние подачи: стреловыми кранами до 30 м (рис. 4.29, б), башенными кранами до 60 м (рис. 4.29, а); при любых объемах работ.

Недостатки: дополнительная перегрузка и дополнительное время до укладки; наличие «мертвых» зон (нельзя подать в окно, под перекрытие, в туннель и т.п.).

На объектах промышленных и гражданских сооружений в настоящее время основной способ подачи бетонной смеси на рабочее место (рис. 4.29).

Подача ленточными конвейерами. Используются стационарные или мобильные системы на базе автомобиля или трактора, снабженные рабочими стрелами длиной 10 - 20 м, по которым движется транспортерная лента с бетонной смесью (рис. 4.30, 4.31).

Достоинства: смесь любых параметров; не требуется кран; высокая производительность (подача непрерывная).

Недостатки: угол подъема транспортерной стрелы не более 15°, иначе бетонная смесь «съезжает назад»; эффективна лишь при большом объеме работ.

Применяется при бетонировании конструкций нулевого цикла: фундаментов, стен подвала, полов, перекрытий и т.п., а также надземной части не выше второго этажа (4.. .6 м).

Рис. 4.30. Подача смеси по виброжелобам: 1 – приемный бункер; 2 – бетонолитный желоб; 3 – вибраторы; 4 – опоры; 5 – автосамосвал

Рис. 4.31. Подача смеси ленточными конвейерами (бетоноукладчиками): 1 – базовая машина (кран); 2 – приемный бункер; 3 – автосамосвал; 4 – ленточный конвейер; 5 – опалубка

Подача бетононасосами. Бетонная смесь подвижностью ОК 8–16 см подается по стальным трубам диаметром 100÷200 мм непосредственно в конструкцию. Расстояние подачи – до 150 м, высота – до 40 м.

Комплекс включает: приемный бункер; бетононасос, подающий трубопровод; стрелу-манипулятор, на которой расположен рабочий трубопровод.

В зависимости от параметров объекта (ширина, высота, степень стесненности и т. п.) используется одна из следующих технологических схем:

- все оборудование смонтировано на базе автобетоносмесителя (миксера). Этот комплекс может работать в транспортном режиме, получая бетонную смесь на заводе, доставлять ее на объект и подавать к месту укладки. Возможна работа комплекса в стационарном режиме, т.е. готовить бетонную смесь на объекте и подавать ее в зону укладки (рис. 4.33);

- все оборудование смонтировано на шасси автомобиля. Бетонная смесь доставляется другим транспортом (самосвал, миксер) и загружается в приемный бункер агрегата (рис. 4.32);

- при возведении высоких сооружений используется раздельная стационарная техника: приемный бункер и бетононасос располагаются на земле; стрела-манипулятор устанавливается на рабочем горизонте и переставляется вверх по мере наращивания сооружения. Стрела имеет автономный привод. Бетонная смесь подается по вертикальной магистральной трубе, которая наращивается по мере возведения сооружения (рис. 4.34);

- все оборудование смонтировано на конструкциях башенного крана (рис. 4.35).

Достоинства: высокая производительность (непрерывность), не требуется кранов, отсутствие «мертвых зон» (подача в любую точку).

Недостатки: ограничения по параметрам смеси: ОК – 8–16 см; крупность щебня менее 40 мм; большие затраты на промывку трубопроводов; четкая и непрерывная поставка бетонной смеси.

Способ применяется при больших объемах работ, стесненности площадки.

Рис. 4.32. Автобетононасос с распределительной стрелой: 1 – приемный бункер; 2 – бетононасос; 3 – стрела; 4 – бетоновод
Рис. 4.32. Автобетононасос с распределительной стрелой: 1 – приемный бункер; 2 – бетононасос; 3 – стрела; 4 – бетоновод
Рис. 4.33. Автобетононасос-автобетоносмеситель, смонтированные на общем шасси: 1 – бетоносмеситель (миксер); 2 – распределительная стрела; 3 – бетоновод; 4 – выпускной лоток; 5 – приемный бункер; 6 – бетононасос
Рис. 4.33. Автобетононасос-автобетоносмеситель, смонтированные на общем шасси: 1 – бетоносмеситель (миксер); 2 – распределительная стрела; 3 – бетоновод; 4 – выпускной лоток; 5 – приемный бункер; 6 – бетононасос
Рис. 4.34. Автономная распределительная стрела (манипулятор): 1,3 – опорная и поворотная рамы; 2 – выносные опоры; 4 – стрела; 5 – бетоновод; 6 – механизм поворота
Рис. 4.34. Автономная распределительная стрела (манипулятор): 1,3 – опорная и поворотная рамы; 2 – выносные опоры; 4 – стрела; 5 – бетоновод; 6 – механизм поворота
Рис. 4.35. Подача бетонной смеси бетононасосом с распределительной стрелой
Рис. 4.35. Подача бетонной смеси бетононасосом с распределительной стрелой: а – на башенном кране; б – стационарной стрелой; б – на автобетононасосе; 1 – миксер; 2 – бетонасос; 3 – бетоновод подающий; 4 – бетоновод распределительный; 5 – рабочая стрела; 6 – гибкий хобот

Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Назначение бетоноводов для бетононасосов

С увеличением объемов, ростом темпов строительства профильным компаниям потребовались более совершенные машины и механизмы, которыми осуществляется подача бетона на стройплощадку. Одним из таких устройств стал бетононасос, укомплектованный бетоноводом.


Определение

Бетоноводом называется специальный трубопровод для перекачки бетонной смеси. Устройство работает за счет труб, клапанов, замков, уплотнителей, звеньев и других элементов, присоединенных к бетононасосу. В зависимости от предполагаемой длины, бетоноводы монтируются на стрелу бетононасоса, прокладываются по стройплощадке или в возводимом здании. Подача раствора совершается по трубам, изготовленным из коррозионно-стойких металлов.

Назначение

Цель использования бетоновыводной сети — подача готовой бетонной смеси на удаленные расстояния. Такой способ существенно сокращает затраты энергии и труда, ускоряет производственный процесс на стройплощадке. Готовая смесь доставляется по трубопроводу к месту кладки с помощью специального пневмонасоса. В дальнейшем ее используют для строительства монолитных, железобетонных конструкций.

Основные составные части системы

Устройство бетоновода.

На бетоноводе закрепляется игольчатый клапан. Он стопорит раствор в случае остановки установки. Клапан монтируется перед изгибом трубопровода. У бетоновода есть быстроразъемная секция для разъединения трубопровода в случае необходимости. Наличие этой секции существенно сокращает затраты труда и длительность ремонта. К бетоноводу также есть специализированные устройства для очистки.

Размеры линий прокачки

Монтаж линии для прокачки бетона

Монтаж системы транспортировки осуществляется с учетом рельефа местности, на которой возводится здание. Укладывать трубопровод следует по возможности прямолинейно. Это позволит облегчить очистку и промывку его в конце выполненных работ.

Как выполнить чистку системы?

По окончании работы необходимо промыть все составные части системы подачи бетона. Если этого не сделать раствор застынет, испортит трубопровод и бетононасос. Система очистки от бетона работает по принципу промывки теплой водой. Для этого используются:

  • вода;
  • компрессор;
  • звено для подачи воды или сжатого до 10 бар воздуха;
  • шары и цилиндрические пыжи из губчатого материала, диаметр которых соизмерим с шириной бетоновода.

Бетононасосом запускают подачу воды, которая толкает промывочный элемент по бетоноводу. Принцип такой чистки прост: шар, продвигаясь по трубе, снимает со стенок и шлангов остатки бетона. Это исключает возможность затвердевания остатков бетонной смеси, что позволяет дольше сохранить работоспособное состояние всей системы подачи бетона.

Заключение

Использование популярных мобильных и передвижных установок с качественными подъемными механизмами бетоноводов существенно сокращает затраты на выполнение работ. Современные автоматические бетононасосы, укомплектованные устройствами подачи раствора, позволяют расширить область их успешного применения.

С помощью бетононасосов, оборудованных качественными бетоноводами, увеличиваются скорость строительства, качество возводимых зданий и сооружений.

Читайте также: