Почему могилы священников выкладывают кирпичом

Обновлено: 03.05.2024

Как хоронят православных священников

Когда умирает христианин, хоронить его должны в соответствии со всеми христианскими канонами. Когда умирает священнослужитель - это каноны следует соблюдать еще более тщательно и бережно. Многим интересно как именно, где и почему именно так, а не иначе хоронят православных священнослужителей. В этой статье мы постарались найти ответы на эти вопросы и поделиться своим опытом с нашими читателями.

Источник: Яндекс Картинки Источник: Яндекс Картинки

Пожалуй, самый распространенный вопрос, который волнует читателей - почему священнослужителей православной церкви хоронят с закрытым лицом. Существует мнение, что в тот момент, когда священника хоронят, он обращен лицом к Господу, а потому для других смертных в это время его лик должен быть закрыт. Согласно другой точке зрения, такая традиция пошла еще со времен, когда был погребен Иисус Христос, лицо которого покрыли в гробу сударем. Так или иначе, но лицо священников в гробу всегда закрыто от посторонних взглядов.

Подготовка к погребению

Согласно Требнику, подготовка тела священника или монаха включает омовение и одевание. Готовят тело к погребению, как правило, три священнослужителя. Они омывают тело губками, совершая крестообразные движения, затем накрывают полотном и только после натирают елеем и облачают в те одежды, в которых священник всегда проводил Богослужения.

  • Хоругвь-это религиозное знамя с образом Иисуса Христа.

Нести тело священника или монаха не доверяют мирянам, а нести его разрешено только представителям церкви - другим священнослужителям. Во время шествия читают заупокойные молитвы, соответствующие чину священника, которого хоронят. Читаемые стихи и псалмы могут отличаться, когда хоронят монаха. Особенные молитвы читают и в том случае, если служитель церкви умер в праздник святой Пасхи.

Колокольный звон

Очень интересные традиции касаются колокольного звона, который во время траурной церемонии несколько раз меняет свой характер. Во время омовения и одевания звучат одиночные удары колокола. Когда читают литию, количество ударов колокола соответствует номеру псалма из Евангелии, который в данный момент читают над телом.

Зачем на могилу ложат камень (плиту) ?

Русские похороны — русский погребальный обряд, основанный как на языческих славянских представлениях, так и на православных традициях. Умершего покойника предавали земле на территории специально огороженного кладбища, напоминающего одновременно город (улицы) и парк (деревья). Вне кладбища хоронили только самоубийц.

Уста и глаза покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой). В древности покойника одевали в саван, отвозили в церковь, проводили обряд отпевания и три дня над телом читались псалмы. Современный покойник время до погребения проводит в морге. В современной России заботы над погребением делегируются бюро ритуальных услуг. Покойника помещают в преимущественно деревянный гроб (солдат, погибших за пределами Родины, хоронили в цинковых гробах). В гроб могли положить и любимые вещи умершего. До места погребения гроб везет специально оборудованная машина-катафалк. Тело выносят ногами вперед, но кладут головой на запад.

Во время захоронения нередко совершается панихида с участием священников. Знаком признательности являются венки и букеты цветов (для покойников имеет значение чётное число цветов). Гроб опускают в могилу могильщики. Близкие покойника кидают на крышку гроба комья земли.

Над могилой возводится крест (в ногах покойника), на котором на кириллице содержится информация о имени, фамилии и отчестве покойника, а также дата рождения и дата смерти.

Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее чем через год после смерти. Могильная плита отражает отголосок представления об упырях и должна была воспрепятствовать выходу мертвеца из могилы. Советские захоронения состояли из могильных камней в форме параллелепипеда и стел, увенчанных пятиконечной звездой. В современности, на многих современных надгробиях присутствуют прижизненные фотографии умерших (прикреплённые к плите либо выгравированные).

Как хоронят священников — ритуал чина погребения

Как хоронят священников — ритуал чина погребения

Христианские каноны требуют, чтобы похороны священнослужителя шли по иным правилам, нежели похороны мирянина. Само по себе это вряд ли кого-то удивит, так как, в соответствии с христианским вероучением, клир имеет с Богом несколько иные отношения, нежели «мир». В православной церкви существуют два чина погребения (т.е. два типа погребального обряда) для священнослужителей: для белого духовенства и для черного. Следовательно, монахов и приходских священников хоронят по-разному, хотя сходств в чинах погребения будет больше, чем различий. Например, всех священнослужителей так или иначе хоронят через три дня после смерти и т.д.

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин.

Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина.

Храмы на кладбищах Москвы

Храмы на кладбищах Москвы

Подготовка тела к погребению

В настоящее время священнослужителей готовят к упокоению следующим образом. Сперва их тела омывают и одевают. Делают это специфическим образом: сперва с помощью влажной губки три священнослужителя трут покойного крестообразными движениями, а затем его тело закутывают в полотно. После этого тело священнослужителя должно быть обмазано елеем с помощью губки и облачено в его богослужебное одеяние. Покойного укладывают в гроб, его лицо покрывают специальным платком (т.н. «воздухом»), в его правую руку вкладывается крест, а в левую - Евангелие.

Сама по себе традиция покрытия лица при похоронах ведет свою историю еще со времен самого Христа: его лицо было закрыто сударем – специальным платком, которым вытирали пот с лица. Существует версия, согласно которой лица священнослужителей при погребении закрывают, потому что их взор в этот момент должен быть обращен к Господу, а не к миру, однако это, скорее всего, является более поздней рационализацией давнего подражательного обычая. И обычай этот, слегка видоизменившись, дошел до современности: разница в том, что сегодня лица священников укрывают литургическим платом (потому что они были совершителями Тайн Божиих), а на лица послушников кладут особый укрой – все эти детали были изложены уже в Требнике Петра Могилы.

Как известно большинству верующих православных, при похоронах мирян поются святые гимны, в частности «Господи помилуй», «Трисвятое», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». Когда хоронят православного священника, читаются немного другие литургические тексты и в ином порядке. В том числе их читается и попросту больше. В частности, молитвы и каноны поются при омовении тела священнослужителя, затем – после того, как его облачают в его богослужебное одеяние, затем – перед началом похоронной процессии, а затем еще раз – когда гроб выносится из храма.

Проводы покойного

Когда тело священника несут в церковь или уже из церкви к кладбищу, перед его гробом кто-то должен нести Священное Писание, крест и хоругви. Данное шествие считается крестным ходом, поэтому оно должно сопровождаться заупокойным колокольным звоном. Любой храм, мимо которого следует похоронная процессия, должен звонить в свои колокола. При этом процессия должна остановиться перед этим храмом и произвести заупокойную литию. При транспортировке покойного звучит лития, а также стихи канона «Помощник и покровитель». Когда гроб находится в храме, по четыре стороны от него должны стоят четыре подсвечника. Важно, что тело или гроб с телом мертвого священнослужителя должны нести только другие священнослужители.

Завершение чтений и песен

На завершающей этапе церемонии священнослужителями поются стихиры – гимнографические песнопения, которые приурочены к определенному церковному событию или празднику. Тексты стихир на стиховне делятся на восемь частей, которые называются гласы, а каждый глас состоит из псалмов. Чтение каждого отрывка из гласа обязано предваряться чтением конкретного стиха. На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. Наконец, читается разрешительная молитва. По окончании её чтения свиток с её текстом сворачивается и вкладывается в руку покойного.

Погребальный перезвон

При погребении священнослужителей звучит особый погребальный колокольный звон, меняющийся в зависимости от того, какой этап похоронного обряда сейчас происходит. Например, пока траурная процессия идёт к могиле, звучит одиночный перезвон колоколов. Когда покойного отпевают и читается Евангелие, число ударов колокола соответствует номеру того отрывка из псалма, который сейчас читается. Когда тело вносят в церковь и когда его опускают в могилу, звонарь должен совершать трезвон – трехтактный сильный звон нескольких колоколов одновременно.

Особенности похорон священнослужителей

В погребении священнослужителей есть еще несколько мелких нюансов. В частности, в гроб к священнику нельзя класть его ордена, медали и иные награды – причем неважно, светские они или церковные. В гроб некоторых священнослужителей кладутся потиры – те сосуды, что используются для освящения вина и принятии Святого Причастия, – но при этом в гроб покойного иерея потир не кладут. Кроме того, если священник получал отстранение от службы при жизни, то в его богослужебной одежде его хоронят лишь в том случае, если это разрешит архиерей.

Что делать с иконой из гроба после похорон

Что делать с иконой из гроба после похорон

Христианские обряды часто сопровождаются различными действиями и атрибутами. Вспомните, при Крещении младенца окунают в купель, а при службах за упокой или за здравие принято ставить свечки возле соответствующей иконы в Храме. Так и при отпевании в гроб покойному часто кладут небольшую иконку. Для чего это делается и как с образком следует поступать дальше расскажем далее в статье.

Почему усопшего хоронят с вещами?

В представлении наших предков-язычников сопутствующие покойному предметы могут пригодиться перешедшему в иной мир. Таким образом археологи определяют род занятий умершего. Возле пряхи и рукодельницы непременно обнаруживают веретено, подле бойца – ратный меч, а кузнецу сопутствует тяжёлый молот.

Языческие традиции осуждаются служителями церкви. В то же время они не препятствуют уложению любимой игрушки в гроб ребёнку или памятной зажигалки заядлому курильщику. Священники однако настаивают на символичности подобных вложений и убеждают, что хранение в семье реликвий будет более памятным. Вряд ли неживые предметы «воскреснут» вместе с почившим при Втором пришествии.

Организация похорон

Организация похорон

Зачем православные кладут икону в гроб покойнику?

Икона в гробу служит той же цели, что и облачение преставившегося. Как по мундиру определяют военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов, по белому платью – невинную деву, так и по образку идентифицируют православного верующего. Наличие христианской атрибутики явно показывает, что человек в своё время был крещён.

Выбирают икону согласно пола почившего. Чаще всего берут образок со святым, носящим то же имя, что и умерший. Его ангельское покровительство поможет войти в чертоги Господа и преодолеть мытарства. Если такового не найти, то для женщин избирают Богородицу, а для мужчин – Иисуса Христа или Святого Николая.

В каком случае икона в гроб не кладётся?

Икона наряду с венчиком и нательным крестиком являются обязательной похоронной атрибутикой при совершении отпевания. Соответственно тех, кто не удостоен данного чина не должен сопровождать образок. Если при жизни человек исповедовал другую религию, отрицал Бога, не был крещён, покончил жизнь самоубийством или слыл атеистом, то неправильным было бы провожать их в иной мир с христианской символикой. Более того, протестанты и католики также не удостаиваются отпевания. Но в отсутствие священнослужителя их конфессии православный батюшка может сопроводить гроб с телом к месту захоронения словами «Святый Боже».

Как правильно класть икону?

Укладывание православной атрибутики во гроб часто приводит несведущих в замешательство. Если венчик налагается на лоб, то что следует располагать в руках – крестик или икону? Правильный ответ: нательный крестик, желательно тот, с которым человек принимал Крещение. А образок размещают сбоку или на груди, таким образом, чтобы скорбящим было удобно к ней прикоснуться устами при прощании.

Как поступать с иконой из гроба после похорон?

Перед закрытием крышки гроба образок вынимают. Иконку забирают с собой родственники и до сорокового дня держат дома, в дни поминовения зажигая перед ней свечу. Иногда домочадцы с некоторым страхом смотрят на лик святого – ведь он находился возле упокоенного. Не стоит думать о чём-то плохом. Христианский образ сам по себе рассеивает отрицательные эманации. Что делать с иконкой после Сороковин?

Поставить дома рядом с другими иконами. В годовщину смерти близкого возле «гробового» образка зажигают отдельную свечу.

Отнести в Храм. Сделать это можно и во время прочтения Сорокоуста, а потом забрать образок домой. Оставлять ли иконку в Церкви навсегда – решение ваше.

Можно ли хоронить икону с усопшим?

В расстроенных чувствах родственники могут забыть вынуть образок из гроба перед заколачиванием крышки. Будет ли это угодно Господу? Существуют различные толки и суеверия. Мы же предлагаем обратиться к святому Серафиму Саровскому, который лично испрашивал дозволения положить рядом с собой в могилу икону «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому». Думается, что преподобный вряд ли бы стал просить о чём-то непотребном.

Маленькая иконка играет значительную роль при совершении последней службы. Поэтому её присутствие на похоронах православного обязательно. Что делать с образком после, необходимо решать на семейном совете. Если кому-то из домочадцев она дорога как память о покойном, то следует её сохранить. Если вызывает страх или другие негативные эмоции, то лучше отнести в Храм.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности. Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Как хоронят священников– ритуал чина погребения

Погребение происходит по прошествии трёх дней после смерти священнослужителя. Чин погребения влияет на то, каким обрядам следуют при захоронении. Существует 2 чина погребения: для монахов и для священников. У каждого чина свои особенности.

Как омывают и одевают священников при погребении

Омовение умерших священников и архиереев проходит по одному чину. Сначала три священнослужителя отирают усопшего крестообразными движениями влажной губкой, после чего тело окутывают полотном. Затем тело обмазывают елеем с помощью губки и облачают в богослужебное одеяние. После укладывания тела в уготованный гроб, лик покрывают воздухом, в правую руку кладут крест, в левую – Евангелие.

Лицо закрывают воздухом

Традиция погребения христианина с закрытым лицом началась еще с захоронения Иисуса Христа, лицо которого было закрыто сударем. Сударь – платок для отирания пота с лица. Эта традиция как подражание дошла до наших дней с той лишь разницей, что у священников лик покрывают воздухом (литургический плат) в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих, а у послушников, в знак добровольного ухода из мира, лицо покрывается особым укроем (Св. К. Никольский. Учебный устав богослужения. Том III, с.154.). Эти традиции указаны в Большом требнике Петра Могилы. Есть и другое объяснение того, почему священников хоронят с закрытым лицом: оно обращено в эти минуты к Всевышнему, и поэтому скрыто от людей.

Когда читаются литургические тексты

Чтения молитв, канона и пение происходит в следующем порядке:

· сразу после облачения;

· перед началом похоронной процессии;

· при вынесении гроба из храма.

Для усопшего православного мирянина поется «Господи помилуй», «Трисвятое» и читается канон «Последование по исходу души от тела». При погребении православного священника предусмотрен иной канон.

Как провожают покойного – молитвы, колокольный звон, песнопения

Как хоронят священников– ритуал чина погребения

При перенесении тела священника в церковь и к могиле перед гробом несут Священное Писание, крест и хоругви. Сопровождает шествие заупокойный колокольный звон, так как представляет крестный ход. Каждый храм начинает бить в колокола, когда рядом с ним проходит шествие. Перед храмом процессия останавливается, чтобы провести заупокойную литию. Во время переноса усопшего помимо литии звучат вступительные стихи канона «Помощник и покровитель». В церкви около гроба по четырём сторонам расставляют четыре подсвечника. Тело усопшего священника несут священнослужители.

Завершение чтений и песен

В финальной части чина священники поют стихиры - гимнографические песнопения, приуроченные к определенному церковному событию или празднеству. Тексты стихир на стиховне состоят из восьми частей, называемый гласами, каждая из которых делится на отрывки из псалмов. Каждый отрывок гласа предваряется определенным стихом: например, перед первым отрывком гласа всегда идет Псалом 141:8: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему». На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. В конце читают разрешительную молитву, после чего свернутый свиток с ее текстом вкладывают в руку усопшего.

Погребальный перезвон

Похороны священнослужителей сопровождаются особым погребальным перезвоном, который меняется на разных этапах траурного обряда. Когда процессия с телом движется к могиле идет одиночный перезвон колоколов. Когда начинается отпевание и читают отрывки из Евангелия, количество ударов колокола соответствуют номеру зачитываемого отрывка псалма. При внесении тела в церковь и опускании его в могилу звонарь устраивает трезвон: сильный звон нескольких колоколов, состоящий из 3-х тактов.

Особенности похорон священнослужителей

Как хоронят священников– ритуал чина погребения

Помимо перечисленных правил погребения, существуют и более тонкие нюансы. Например, почивших запрещено хоронить и даже класть ордена и награды, – не важно, церковные они или мирские. Во гроб покойного иерея не кладётся потир. Кроме того, священнослужители, которые получили запрет на служение при жизни, могут быть облачены в свои богослужебные одеяния на похоронах лишь при условии, что это разрешит архиерей.

Могила христианина

А Вы сходите, например, в Новодевичий монастырь, или в Донской - и увидите христианские, православные могилы прошлых веков.

i-1743.jpg

Ничего плохого в могильном камне наши предки не видели - значит, и нам не стоит сомневаться, они и память хранят, и сохраняют опрятным и красивым дорогое нам место.

Ирина Миронова

А Вы сходите, например, в Новодевичий монастырь, или в Донской - и увидите христианские, православные могилы прошлых веков.

i-1743.jpg

Ничего плохого в могильном камне наши предки не видели - значит, и нам не стоит сомневаться, они и память хранят, и сохраняют опрятным и красивым дорогое нам место.

Читайте также: