Почему бордюры для плитки так дорого

Обновлено: 14.05.2024

Как выбрать бордюр для тротуарной плитки?

Всем хорошо известно, какую важную роль играют бордюры при устройстве мощения - они надежно фиксируют крайние ряды плитки от “расползания”, предотвращают попадание грунта на тротуарное покрытие и зарастание его травой. Однако заказчики также задаются вопросом эстетики - насколько уместно будет смотреться тот или иной вид бордюра на садовой дорожке, чтобы не испортить красивый вид покрытия?

При выборе типа бордюра важно учитывать назначение тротуарного покрытия, нюансы эксплуатации, а также его внешний вид (формы, изгибы, цвет и фактура).

Основные виды бордюров

При проектировании и строительстве объектов городской инфраструктуры - тротуаров, площадей, укрепления краевых участков дорог и т.д., как правило, используют бортовые гранитные или бетонные камни определенных ГОСТом параметров (прим. ГОСТ 6665-91 “Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия”).

При устройстве садовых дорожек, мощении частных дворов, где не предусмотрено движение автотранспорта, заказчик более свободен в выборе типа бордюра. Для обрамления дорожек могут использоваться как бетонные бордюры, так и пластиковые или металлические ограничители, натуральные камни (например: булыжник, гранитная брусчатка). Также возможно закрепление краёв мощения цементо-песчаным раствором с декорированием мелкоштучной тротуарной плиткой.

Многомиллиардное «обордюривание» Москвы


Понятия «собянинская плитка» и «собянинские бордюры» стали для москвичей своего рода мемами. В столице активно ведутся работы по установке гранитных бордюров и плитки — вернее, по их переустановке: вместо старых, но вполне еще пригодных к эксплуатации. Не секрет, что цена гранитных изделий превышает рыночную, а работы ведут компании, аффилированные с московской мэрией и непосредственно с Сергеем Собяниным. Казалось бы, что плохого в том, что мэр энергично обновляет облик столицы? Но, как выяснила «Преступная Россия», не все так просто в «мэрском королевстве»: бизнес — и ничего личного. Мы попытались умножить километры на миллиарды: цифры получаются заоблачными. Зачем Москве столько плитки и бордюров, которые, в том числе, поставляют из Украины? Вопрос риторический, требующий всеобъемлющей проверки.

«Обордюривание» на миллиарды

Гранитная плитка и бордюры являются одной из самых крупных статей столичных расходов на благоустройство. Только в 2017 году в Москве уложено около 1,2 млн м² гранитных тротуаров и почти 674 км гранитных бордюров. Для сравнения: в том же 2017 году на поддержку сельскохозяйственной отрасли РФ было потрачено около 75 млрд рублей, а на московскую программу «Моя улица» — 42,5 млрд рублей. Однако, впечатляет. В 2018 году работы продолжились: в мае столичная мэрия объявила два тендера на закупку 272 км гранитных бордюров на сумму 1,11 млрд рублей. С учетом демонтажа старых бетонных бордюров общая стоимость работ составила около 1,66 млрд рублей.

аукцион бордюры.jpg

Один из аукционов 2018 года от столичного департамента по конкурентной политике

Буквально на днях стало известно, что столица закупит рекордное количество бордюров из гранита: 940 км на общую сумму 2,99 млрд рублей. При этом в текущем году мэрия уже приобретала бордюры из камня на 2,3 млрд рублей: в марте этого года объявлялись два конкурса на общую сумму 1,7 млрд рублей, а в июне еще один тендер на 658 млн рублей. Победителями этих конкурсов стали ООО «Башкирский камень» из Уфы и столичное ООО «ТД Спецпласт».

11 июля 2019 года ГБУ «Автомобильные дороги», подведомственное комплексу городского хозяйства Москвы, объявило еще 4 конкурса на поставку гранитного бордюра: в основном это ограждения марки ГП-1. Чтобы понять масштаб сего действа, учитывая «бордюрные» цифры за прошлые годы, достаточно знать, что длина МКАД составляет 108 км, а протяженность всех дорог Москвы — 3,6 тыс. км. Известно, что за последние 5 лет столица «обордюрилась» на более чем 13 млрд рублей.

собянин1.jpg

Мэр Собянин уверен, что много бордюров не бывает

Свободная цена?

К слову, занимательная арифметика гласит, что цена на бордюры ежегодно меняется, при этом оставаясь запредельно высокой. К примеру, в 2018 году мэрия закупала их по цене 4085 рублей за погонный метр: это при том, что в строительных магазинах метр этого изделия можно было приобрести за менее чем за 2500 рублей.

Цена бордюров.jpg

Москва закупает бордюры по завышенной цене. Инфографика — Медуза

У ряда отечественных производителей цены и того ниже. К примеру, один из поставщиков гранитных плит и бордюров для Москвы — екатеринбургская компания ООО «Гранит Инвест» — предлагает погонный метр бордюра лишь за 1870 рублей плюс 10–15% от общей суммы заказа составляет оплата доставки.

бордюр Екатеринбург.jpg

Стандартный гранитный бордюр, заказываемый Москвой

А ООО «Гранитис» (тоже из Екатеринбурга) реализует аналогичное изделие и вовсе по 1700 рублей за метр. В столичной мэрии не могут не знать этих расценок. Подчеркнем, что никакой особой финансовой отчетности по «гранитным» закупкам нет. Анализ рыночной стоимости на сайте госзакупок также не публикуется, собственно, как и названия компаний, предложения которых рассматривают чиновники мэрии. Сколько бюджетных денег утекает в карманы мэрских «плиточников» и «бордюрщиков», можно лишь догадываться. И это — не жалкие копейки, а, учитывая масштаб проводимых работ, миллиарды.

плитка.jpg

плитка3.jpg

Подобные картины в столице можно увидеть повсеместно круглый год

Столичные финансовые аналитики утверждают, что с 2014 года статья по благоустройству увеличилась более чем в два раза: вероятно, и за счет статьи по здравоохранению в том числе, сократившейся на 8%. Программа «Моя улица», в рамках которой в столице «лепят» золотую плитку и не менее золотые бордюры, поглотила уже более 200 млрд рублей. Но на этом Собянин и его свита не останавливаются.

собянин2.jpg

Сергей Собянин — фанат столичного благоустройства

Если бордюры еще кое-как выдерживают межсезонье, то плитка в этом плане оказалась куда слабее: она не приживается в московских реалиях по причине активно используемых реагентов, которые попадают в швы, вследствие чего цемент вымывается, и плитка «встает на дыбы». Плюс — тяжелая уборочная техника, катающаяся по площадям и тротуарам. Отсюда неработающие водостоки, лужи и «поплывшая» плитка, что, впрочем, является сигналом для ее очередной переукладки. А значит, очередного заработка. И так до бесконечности…

По следам одной уголовки

В ноябре 2017 года сотрудники столичного управления УБЭиПК задержали руководителя ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (ДКР) Александра Шукюрова, врио гендиректора входящего в структуру ФСО ФГУП «Свэко» Олега Филиппова и гендиректора компании по беспроводной диспетчеризации ЖКХ «Вавиот» Евгения Ахмадишина. Всем троим были предъявлены обвинения в хищении средств, выделенных в рамках реализации программы «Моя улица». По данным базы СПАРК, в период, когда Шукюров руководил ДКР, в 2013–2017 годы, были заключены контракты с разными фирмами почти на 80 млрд рублей. Примечательно, что фото Александра Шукюрова в интернете почему-то отсутствует. Публикации в формате досье выдают примерно такой «облик» чиновника:

Шукюров.jpg

Подписывайтесь на наш канал

Александр Шукюров старался не попадать в фотообъективы?

ахмадишин.jpg

Евгений Ахмадишин

По имеющейся информации, задержанный Александр Шукюров вывел следствие на главу Департамента капремонта мэрии и своего непосредственного куратора Алексея Елисеева — владельца группы «Радор-М», получившей в рамках «Моей улицы» контракты на 26 млрд рублей.

Так, в 2015 году тендер на поставку гранитных бордюров выиграла компания «К-холдинг», аффилированная с ООО «Роуд Групп», а в тендерах 2016–2017 годов победителем стал «Радор М».

ГБУ1.jpg

Тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год

Упомянутые компании связаны друг с другом через общих совладельцев. Так, одним из основателей холдинга «Роуд Групп» был Алексей Елисеев. Золотое дно! Вернее, гранитное, но с массивными вкраплениями благородного металла. К тому же Елисеев входил в состав конкурсных комиссий по определению победителя тендеров. Его куратором является приближенный к Сергею Собянину вице-мэр Москвы Петр Бирюков.

елисеев.jpg

Генеральный директор ООО «Роуд Групп» Алексей Елисеев

ГБУ2.jpg

«Круговорот» победителей тендеров в Москве

Украинский след «гранитной контрабанды»

В июле текущего года стало известно, что Сергей Собянин намерен списать под программу «Моя улица» еще 165 млрд рублей. Признаться, мы уже запутались в финансовых вливаниях в данный проект по благоустройству, поскольку фигурирующие в нем цифры не поддаются логическому объяснению. Очевидно одно: чтобы разобраться с тем, сколько денег «зарыто» в бордюры, плитку и прочее, необходим всесторонний аудит и соответствующие проверки компетентных органов. Но с этим в отношении столичной мэрии почему-то не спешат.

biryukov.jpg

«Правая рука» столичного мэра Петр Бирюков

Масштабы «одевания» Москвы в гранит таковы, что отечественные фирмы, поставляющие в столицу свои гранитные изделия, не справляются с объемом. Так, например, директор челябинского ООО «ТК Офис Сити» Андрей Лукьянчиков, являющийся одним из поставщиков, в комментарии СМИ подчеркнул, что удовлетворить «бордюрные» потребности столицы можно, если «вся Челябинская область сядет на всю зиму пилить гранит».

Итого, отечественное производство с запросами команды Собянина не справляется. А вот на Украине имеется качественный камень, добыча и обработка которого давно и успешно налажена. Поэтому бюджет московской программы и вывели в соседнюю «небратскую» страну.

Еще осенью 2017 года депутат ГД РФ от КПРФ Валерий Рашкин обращался в СКР, Генпрокуратуру и ФСБ с просьбой проверить столичную мэрию на предмет закупок на Украине гранита. Парламентарий мотивировал свое обращение тем, что подобного рода закупки означают прямую поддержку киевского режима и его преступной политики, мол, мэрия Москвы попросту финансирует ВСУ. Помимо всего, по убеждению Валерия Рашкина, подобное торговое сотрудничество осуществляется в нарушение действующего законодательства, поскольку украинские предприятия, поставляющие в Россию свою продукцию, не могут легально участвовать в тендерах «страны-агрессора».

рашкин.jpg

Депутат Госдумы Валерий Рашкин

Впрочем, насколько известно, никакой реакции со стороны российских компетентных органов на это не последовало. Не нашли или же не искали? Вопрос риторический. Учитывая, что априори подобные закупки носят контрабандный характер, поскольку, еще раз подчеркнем, официально торгово-экономических отношений между Россией и Украиной нет.

В то же время, по имеющейся информации, поставками в Россию гранитных плит с украинских месторождений, в частности, занимается китайская компания Xiamen Pagoda Build, владельцем которой является гражданин Украины Максим Трясунов. Главный офис Xiamen Pagoda Build находится в Китае в городе Сямынь (Xiamen). В 2017 году компания открыла офис в Киеве.

трясунов.jpg

Максим Трясунов

Официальный сайт компании публично рекламирует сотрудничество с Украиной:

саит.jpg

Максим Трясунов на украинском производстве

По имеющейся информации, упомянутый ранее ООО «Гранит-Инвест» (владельцы — Алексей Степанченко и Андрей Худяков) также поставляет в Москву гранит с месторождений Украины. В частности, летом 2017 года Объединенная энергетическая компания (ОЭК), принадлежащая московскому правительству, закупала посредством «Гранит-Инвеста» плиты из Кировоградской области Украины.

Протокол.jpg

Один из протоколов от июля 2017 года

В 2016 году журналист Иван Голунов, попавший в 2019 году под незконное уголовное преследование, выяснил, что, к примеру, Большую Якиманку «огранитили» на 20 тысяч м² с месторождения в Житомирской области. А 25 тысяч м² плит, уложенных на Бульварном кольце, согласно маркировкам, были произведены на заводах в селах Житомирской области Галиновка и Торопище.

Ящики1.jpg

Гранит из Украины в Москве, 2016 год

В 2017 году аналогичные ящики с плитами были обнаружены, в частности, при укладке на Садовом кольце: правда, уже с сорванными этикетками. Как думаете, московская мэрия отвечала на журналистские запросы о том, как гранитная продукция из Украины оказалась в Москве? Нет, не отвечала.

И напоследок. Поговаривают, что вице-мэр столицы Анастасия Ракова также имеет прямое отношение к «гранитному» бизнесу. «Ночная хозяйка» столицы (так ее называют в определенных кругах) якобы обналичила через фиктивную компанию 10 млрд бюджетных рублей, уговорив Сергея Собянина на украинские закупки в рамках программы «Моя улица».

ракова.jpg

Вице-мэр Анастасия Ракова причастна к схемам по распилу бюджета?

Впрочем, так это на самом деле или нет, «Преступная Россия» пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть. На то и существуют фиктивные фирмы, чтобы, как говорится, концы в воду. В любом случае, на столичном «плиточно-бордюрном» поприще для правоохранителей работы — непочатый край. Это — «непаханое поле» для проверок. Но по причине их отсутствия мэрия Москвы продолжает закапывать бюджетные миллиарды и в дождь, и в снег, явно не собираясь снижать обороты.


Ни одна дорожка из тротуарной плитки, кирпича или брусчатки не обходится без бордюров.

Из статьи вы узнаете, почему бордюры так важны, какую функцию исполняют и как их изготавливают.

Вы научитесь выбирать бордюры по размеру и предназначению, это поможет вам избежать покупки неподходящего изделия и избежать переплаты.

Для чего нужны

У бордюров два предназначения:

  • сохранение отмостки от расползания;
  • декоративное украшение, очерчивающее формы замощенных участков.

Бордюр на дороге, мощеной гранитными плитами

Бордюр на дороге, мощеной гранитными плитами

Бордюры устанавливают ниже уровня подстилающих слоев, благодаря этому они поддерживают плитку. Подстилающие слои выполняют из сыпучих материалов – песка и щебня, поэтому отсутствует четкая привязка к местности и возможны сдвиги. Исключение – железобетонное основание.

Плитку (за исключением укладки на цементный раствор) кладут на песок, поэтому она также не привязана к местности. Под нагрузкой (когда по мощеным участкам идут люди или едут автомобили) на плитку и подстилающие слои воздействуют не только вертикальные, но и горизонтальные нагрузки.

Установленный на 10-20 см ниже основания мощения, бордюрный камень образует прочный барьер, который сохраняет подстилающие слои и элементы мощения от сдвига. Это особенно важно при мощении наклонных поверхностей.

Характеристики

Отмостка из любых материалов – часть ландшафтного дизайна. Поэтому плитку подбирают таким образом, чтобы она соответствовала окружающей территории. По такому же принципу необходимо подбирать и бордюр.

В качестве бордюров используют:

  • подобранный по форме и размеру обработанный природный камень;
  • железобетонный бордюрный камень;
  • бетонные и керамические кирпичи;
  • обработанные специальными составами доски;
  • пластиковые и металлические ограждения.

Для ограничения площади мощения и укрепления отмостки из дикого камня или каменной брусчатки лучше всего подходят бордюры из такого же камня. Но стоимость бордюров из натурального природного камня от 900 рублей за погонный метр. Учитывая стоимость натуральной каменной брусчатки, позволить себе каменную отмостку может только очень состоятельный человек. Стоимость материалов для мощения прямоугольного участка длинной и шириной 10 метров без учета работы превышает 230 тысяч рублей.

Бордюрам из натурального камня присущи те же качества, что и брусчатке или плитке из этого материала: нечувствительность к воде, поэтому даже самые сильные морозы его не повредят и высокая стойкость к истиранию, благодаря которой каменный бордюр сохранит форму в течение столетий. Такие бордюры выпиливают из цельного куска природного камня (валуна).

Для ограничения площади мощения и укрепления отмостки из бетонной тротуарной плитки или искусственного камня, используют железобетонные бордюры. Стоимость таких бордюров от 70 рублей. При изготовлении бетонного бордюра используют те же технологии (вибролитье и вибропрессование) и оборудование, что и для производства бетонной тротуарной плитки. Использование красителей позволяет производить бордюры необходимого цвета.

Bordyur zhelezobetonnyj

В отличие от тротуарной плитки, бордюр изготавливают из железобетона. В форму для заливки укладывают связанный или сваренный каркас из стальной (реже – из стеклопластиковой) арматуры, после чего заливают бетоном, уплотняют и оставляют застывать. По согласованию с заказчиком возможно изготовление фигурного бордюра любого цвета и размера.

Bordyur iz kirpicha

Бордюр из кирпича

Для создания бордюра из бетонных или керамических кирпичей, их устанавливают вертикально. Такой подход позволяет избежать путаницы при заказе материалов, потому что нет необходимости отдельно высчитывать длину бордюра и отдельно доставлять его к месту проведения работ.

Но из-за небольшой высоты (до 25 см) эффективность такого бордюра в 3-10 раз ниже, чем более крупного каменного или железобетонного.

Правильно подобранный и установленный кирпичный бордюр выглядит не хуже бетонного. Дощатые бордюры и пластиковые или металлические ограждения чаще всего используют для очерчивания газонов и пешеходных дорожек, которые вымостили диким камнем. Использование их для подпора уложенной на склоне тротуарной плитки любых модификаций нежелательно ввиду малой механической прочности.

Как выбирать

Определите высоту подстилающих слоев (основания) под бордюр для тротуара, прибавьте к ней толщину отмостки (тротуарная плитка, брусчатка, дикий камень) и прибавьте 10-20 см на установку. Получившееся расстояние и есть необходимая высота бордюра.

Чем глубже установлен бордюр, тем лучше он будет сдерживать и сохранять в целости подстилающие слои и отмостку.

Определите общую длину бордюра. Для этого посчитайте длину периметра участка, который необходимо огородить бордюром и прибавьте к получившемуся расстоянию 10 процентов, чтобы компенсировать ошибки измерения и возможное повреждение.

К повреждению бордюрного камня приводят:

  • ошибки при погрузке в автомобиль и выгрузке на участок проведения работ;
  • разрушение в результате распиливания для подгонки под необходимую длину или угол;
  • неловкое движение ломом во время установки.

Бордюр радиусный

Попросите продавца предъявить сертификат соответствия российского образца, который выдан федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию.

Если вам говорят, что есть сертификат соответствия, который выдан за рубежом, учитывайте, по российскому законодательству для исследования (испытания) образцов используют, в том числе, зарубежный опыт. Поэтому отсутствие российского свидетельства о регистрации говорит о серьезном нарушении, а также о том, что самые важные характеристики товара неизвестны. Среди них износо- и морозостойкость, отсутствие радиационного излучения, прочность на излом.

Бордюр – неотъемлемая часть любого дорожного мощения. Он придает замощенному участку законченный вид и сохраняет основание и элементы мощения от расползания. Из статьи вы узнали характеристики бордюров, научились их подбирать и выбирать. Теперь вы сможете самостоятельно подобрать бордюр необходимого размера и определить оптимальный материал бордюрного камня.


Если вы собрались замостить двор, тротуар или садовую дорожку, перед вами станет выбор – какую тротуарную плитку использовать для этого.

Прочитав статью, вы узнаете, как правильно выбрать тротуарную плитку для двора дома или дачи, какую рекомендуют использовать специалисты и по каким параметрам ее выбирают. Научитесь определять, какие сорта и типы предпочтительней в той или иной ситуации.

Почему именно этот материал

Прежде чем приступать к выбору, задайте вопрос: почему именно плитка? Почему не асфальт, не бетон, не насыпанный и уплотненный гравий? По какой причине для вас важно именно здесь постелить плитку? Этот вопрос поможет четче понять, какие ожидания связаны с покрытием, и подобрать необходимый материал, форму и другие параметры плитки.

Двор, мощеный плиткой

Двор, мощеный плиткой

Если вам нужно вписать дорожку или тротуар в изысканный дизайн участка, выбирайте керамогранит или плитку из натурального камня. Если необходимо создать ощущение древности и монументальности, выбирайте натуральный или литой дикий камень. Чтобы навевало воспоминания о последних десятилетиях Советского Союза, выбирайте цветную вибропрессованную плитку.

Стоимость качественной укладки плитки (с соответствующим проведением подготовительных работ и созданием правильного основания) обойдется в 3-5 раз дороже заливки бетона или укладки асфальта. Даже при использовании недорогих материалов. Если вы выберете дорогие материалы, укладка плитки превысит стоимость создания бетонной или асфальтовой дорожки не менее, чем в 10 раз. Причина этого – высокая цена материала и большой объем дорогостоящих ручных работ, для которых необходима высокая квалификация.

Характеристики

К основным характеристикам плитки относят:

  • стойкость к истиранию;
  • морозостойкость;
  • размер и форму;
  • стоимость.

Ромбообразная плитка трех цветов

Ромбообразная плитка трех цветов

Стойкость к истиранию

От стойкости к истиранию зависит, как долго плитка продержится под воздействием внешних факторов (обуви и автомобильных шин). Чем этот параметр выше, тем большие нагрузки способна выдержать плитка и тем дольше не потребуется ее замена.

Стойкость к истиранию бетонных тротуарных плит зависит от материалов, из которых изготовили бетон. Применение кварцевого или речного песка, качественного цемента марки не ниже М-500 и щебня твердых горных пород (гранит, мрамор, базальт и другие) улучшают стойкость к истиранию.

Это свойство – условное значение, которое определяют по ГОСТ 13087-81. Чтобы определить значение этого показателя, образец бетонного или железобетонного изделия истирают с помощью специальной машины и абразивного порошка.

После определенного времени воздействия образец очищают и взвешивают. Разница между весом исходного и получившегося образца и есть стойкость к истиранию. Ее указывают в граммах на сантиметр квадратный (г/см2). Чем меньше значение стойкости к истиранию, тем сложней разрушить изделие из бетона или природного камня.

Лучшее значение стойкости к истиранию у керамогранита и брусчатки из натурального камня. Несколько хуже у полимер-бетона из гранитной (мраморной) крошки и клинкерного кирпича (плитки). На третьем месте вибропрессованная тротуарная плита из бетона, в составе которой гранитный или мраморный щебень. На последнем месте литая бетонная плитка и тротуарная плитка из резины.

Морозостойкость

Морозостойкость указывают либо в количестве циклов заморозки-разморозки (на основании ГОСТ 10060-2012), либо по марке бетона F100, F200, F300. Чем выше это значение, тем более сильный мороз выдерживает плитка. Из бетона марки F300 изготавливают изделия, которые выдерживают температуру ниже минус 45 градусов Цельсия. Бетон марки F100 рассчитан на эксплуатацию при температуре выше минус 5 градусов.

Морозостойкость плитки

Размер и форма

От толщины плитки зависит нагрузка, которую она выдерживает. Плитку толщиной 3-4 см используют для пешеходных дорожек и других мест, где отсутствует любой транспорт. Толщиной 4-7 см используют для участков, где возможно движение легковых автомобилей, свыше 7 см применяют для любых участков.

Чем больше длина и ширина плитки, тем более качественное основание необходимо. Вызвано это тем, что при проседании основания плитка одним или двумя краями наклоняется в сторону провала, другая сторона наоборот, поднимается над поверхностью основной массы плиток, образуя своеобразный «торос».

От формы плитки зависит выбор схемы укладки и сложность стыкования крайних плиток и бордюра. Плитки простой формы – четырех- и шестиугольные проще всего в укладке, но и выбор схем ограничен.

Для одноразмерной квадратной формы доступны схемы «шахматный порядок» и «сдвиг на полряда», поэтому рисунок создают с помощью плитки различных цветов. Для прямоугольной брусчатки доступны схемы «шахматный порядок», «круговая укладка» и «елочка», а рисунок также создают комбинацией цветов.

Квадратная плитка со сдвигом на полряда

Квадратная плитка со сдвигом на половину ряда

Для шестиугольника применима схема «мозаика». Для дикого камня нет схемы укладки, потому что все камни различной формы и размера. Поэтому вместо схемы выкладывают рисунок. Декоративная (художественная) плитка сама по себе является рисунком, поэтому никакой схемы укладки для нее не существует.

Если вы хотите выложить какой-то конкретный рисунок или узор, сделайте план участка в удобном масштабе и создайте рисунок на нем. Это поможет определить, плитки какого цвета и формы необходимы.

Если в магазинах нет необходимой плитки, обратитесь непосредственно к фирме-производителю. Большинство таких фирм берутся за изготовление плитки по индивидуальному заказу, правда, по цене в 2-5 раз дороже той, которую производят массово.

Стоимость

В 50 процентах случаев стоимость определяет выбор плитки. Чем дороже плитка, тем дороже услуги работника по ее укладке. Для устройства дешевой литой плитки, которая прослужит от силы десять лет, можно нанять бригаду гастарбайтеров, они делают быстро и дешево. Но такой подход к укладке дорогой плитки приведет к необходимости капитального ремонта отмостки уже через 3-5 лет.

Укладка плитки – это завершающий этап, перед ним необходима тяжелая и сложная работа по подготовке грунта и устройства подстилающих слоев. Если одна из операций выполнена некачественно или с ошибками, отмостка долго не продержится.

Стоимость плитки зависит от цены исходных материалов, технологии изготовления, популярности бренда, доходов фирмы-производителя и различных транспортных и торговых издержек. Поэтому разброс цен на различные модели одного типа плитки достигает 100 процентов.

Не спешите покупать плитку в первом же магазине. Посмотрите предложения других торговых точек, посетите несколько фирм, которые производят плитку. Велика вероятность, что удастся найти нужное вам, и по меньшей цене, чем просят в магазине.

Укладка плитки

Помните, более дорогая плитка не обязательно более качественная, чем та, которая дешевле. Ведь качество плитки (в пределах одного вида или модели) зависит от опытности работников и технологов. Если рабочие не нарушают технологию, проверяют и вовремя чинят (регулируют) аппаратуру, используют правильные ингредиенты, то такой подход обеспечивает высокое качество продукции.

Выбор плитки для мощения тротуаров, садовых дорожек или мест отдыха – дело непростое. Теперь вы знаете, на что обращать внимание при выборе плитки, какие качества и параметры действительно важны, а что именно можно смело игнорировать. Это поможет подобрать плитку, которая устроит по цене, качеству и идеально подойдет для задуманного вами рисунка.

Бордюры – достойная окантовка и защита для дорожек

Бордюры для садовых дорожек не только последний штрих, венчающий оформление территории, но и необходимость – они сдерживают края от расползания, предотвращают попадание грунта на полотно и зарастание травой. Кроме того, бордюрами оформляют клумбы и зонируют пространство участка в соответствии с идеей дизайна. Как и дорожки, бордюры делают из самых разных материалов – это могут быть покупные ограждения и самодельные, на любой вкус и кошелек. Среди пользователей портала FORUMHOUSE в ходу бордюры разных типов.


Разновидности

Хотя практическая функция бордюра несомненно важна, он должен быть и декоративным, чтобы подчеркнуть достоинства дорожки, а не испортить вид. При выборе типа ограждения учитывают и рельеф местности, и материал, из которого изготовлено полотно дорожки. Есть универсальные категории бордюров, сочетающиеся со многими покрытиями и зонами, другие же предназначены для конкретных условий применения.

Пластиковые

Отливаются из прочного, рассчитанного на внешние воздействия пластика. Легкие, простые в монтаже, долговечные ограждения. Обычно не несут декоративной нагрузки – они не выступают за контуры покрытия после монтажа и выполняют чисто практические задачи, сдерживая полотно от расползания и предотвращая прорастание травостоя с боков. Монтируются без применения бетонных растворов, посредством заглубляемых в землю якорных штифтов, что значительно упрощает и ускоряет процесс сборки. Благодаря гибкости материала, легко принимают изогнутые формы, четко повторяя контур дорожки самой сложной геометрии. Пластиковый бордюр лаконично дополнит дорожку из кладочных материалов, но не подойдет для покрытий из щебня или гравия – сыпучие материалы без бортика по краям постепенно растянутся, и дорожка потеряет четкость границ. Выпускаются и высокие пластиковые бордюры в виде монолитной или фигурной ленты, но они, в основном, применяются для клумб.


Каменные

Выкладываются из кирпича, известняка, ракушечника, валунов, блочных разновидностей. В зависимости от способа укладки, кирпич может использоваться как целый (продольно, на ребро), так и отходы от строительства (уголок). Для бордюра из кирпича выбирают облицовочную разновидность с минимальным влагопоглощением и повышенной морозостойкостью и прочностью.


Каменный бордюр нуждается в прочном цементном основании, а при наличии нескольких рядов, все швы полностью заполняются раствором и затираются. Исключение делается для крупного натурального камня, он укладывается на дренажную подушку, и швы раствором не заделываются. Большой вес камней гарантирует им статичное положение, а влага будет стекать и впитываться в почву.

Разметку под бордюры для прямых дорожек делают с помощью шнура и колышков, при изогнутой форме проще воспользоваться садовым шлангом. Под основание снимается плодородный слой, выкапывается траншея, глубина зависит от высоты бордюра с учетом дренажной подушки из песка и щебня, на которую заливается цементный раствор. Бордюр выкладывается на раствор через несколько дней, когда фундамент схватится.

У форумчан востребованы «бюджетные» каменные бордюры из валунов, собранных в округе и оставшихся от стройки газобетонных блоков.


smisl Участник FORUMHOUSE

C работы натаскал приличное количество валунов, гальки – от громадных, весом под 50 кг, до размера кулака, хочу сделать из них поребрики по двору, а дальше замостить тротуарной плиткой. Грунт - в полтора штыка земля, потом глина, технологию монтажа вижу следующую:

  • Разметка участка.
  • Снять плодородный слой.
  • Геотекстиль.
  • Шебень, утрамбовать.
  • Геотекстиль.
  • Песок, утрамбовать.
  • Хлыст арматуры (не знаю надо или нет).
  • Раствор бетона самодельный 3/19.

Камни один на другой с заполнением швов раствором.



Pavelii Участник FORUMHOUSE

Хочу бордюр сделать из газобетона, чтобы не впитывал воду и не разрушался под землей, думаю покрыть какой-нибудь защитной пропиткой.

Вместо пропитки форумчане посоветовали использовать жидкий цементный раствор, консистенцией напоминающий масляную краску, но замешивать на дистиллированной или дождевой воде.

Бетонный бордюрный камень

Железобетонные изделия, обычно прямоугольной формы, с прямым, закругленным или скошенным верхом, выпускаются в большом размерном диапазоне, начиная длиной от 30 см. Чаще всего используются для оформления прямых дорожек. Если полотно изгибается или закругляется, сегменты придется подрезать под углом, чтобы обеспечить плотное прилегание друг к другу. Так как монолит достаточно тяжелый, необходимо прочное основание. Если бордюры укладываются в процессе создания дорожки, сначала выполняют их установку с учетом будущей высоты покрытия, но возможен и последующий монтаж с целью укрепления разъезжающегося полотна. В этом случае траншея выкапывается вплотную к дорожке, глубина зависит от высоты бордюра и покрытия, на дне должна получиться песочно-щебневая или щебневая утрамбованная подушка слоем 10-15 см, поверх - слой густого цементного раствора, на который монтируются камни.

Форумчанин Аникей выбрал для оформления участка дизайнерский проект с радиальными дорожками и бетонным бордюрным камнем, поэтому при укладке пришлось повозиться.


Аникей Участник FORUMHOUSE

Бордюрный камень прямой, а дорожки радиусные, края камня надо будет подрезать так, чтобы зазор между соседними камнями был одинаковый. Сначала я не собирался заморачиваться с этим - швы можно и цементом замазать, но потом посмотрел ролик, и плавные линии плоского бордюра натолкнули на необходимость прирезки.

Аникей использует камнерезный станок, а нужный угол вычисляет путем примерки с помощью электронного угломера.



Заливные бордюры

В зависимости от способа изготовления, бывают двух видов – монолитные, заливаемые в опалубку на месте установки, и формовочные – заливаемые в самодельные или покупные формы и в дальнейшем монтируемые в нужных местах. Опалубку сколачивают из древесины, фанеры или других плитных материалов, иногда используют листы железа. Чтобы избежать появления ржавчины на поверхности застывшего бетона, прямого контакта железа и раствора не допускают. Применение гибких листовых материалов позволяет отливать монолит изогнутых и округлых форм, тогда как деревянная опалубка традиционно сколачивается для прямых конструкций.

Как и при установке бордюрных камней, для монолита выкапывается траншея, на дно засыпается слой песка и гравия, тщательно утрамбовывается. По ширине траншею выкапывают с учетом толщины опалубки, глубина составляет третью часть от высоты бордюра. Использование арматуры при заливке упрочняет изделие, предупреждая от растрескивания в результате пучения грунта в зимний период. Чтобы создать защитный слой, арматуру укладывают не на подушку, а выставляют на готовые или самодельные подставки. С внешней средой будет контактировать слой бетона, что убережет металл от преждевременной коррозии. После установки арматуры опалубка заполняется раствором, поверхность разглаживается и защищается от прямого солнца. Монолит «доходит» за 5-7 дней. После демонтажа опалубки его можно окрашивать, белить или украшать. При возведении опорных стенок на местности с разноуровневым рельефом именно бетонную заливку в опалубку используют чаще всего, в последствие стены облицовывают.

Для заливки отдельных элементов применяют готовые формы разных видов, бывают прямоугольные и фигурные, чтобы получить эксклюзив, можно использовать подручные емкости. Длинный ровный бордюр получится при заливке раствором металлического швеллера. Если перегородить форму посредине, получится два бордюра. Стенки и дно тщательно зачищают от ржавчины, укладывается пленка, края закупориваются. Как и в опалубку, закладывается арматура. После , для повышения прочности и долговечности, заливается раствор, для заполнения пустот слегка постукивают по швеллеру. Если стояла сухая погода в районе двадцати градусов тепла, бордюр извлекают через несколько дней на ровное место.

Форумчанин Denisov подсмотрел у своего знакомого способ отливки бордюров в использованные плафоны от люминесцентных уличных ламп.


Denisov Участник FORUMHOUSE

Для изготовления бордюра интерес представляет только корпус светильника – отражатель. Размером в длину около метра, шириной сантиметров 20, с загнутыми краями и небольшими отверстиями для проводов. Окрашен обычно в белый цвет, для лучшего отражения света. Технология простая:

  • Смазать форму отработанным машинным маслом изнутри.
  • Вырезать кусок арматурной сетки и уложить в форму так, чтобы из узких концов выступали наружу прутья сетки ( 5см ).
  • Залить форму бетоном на базе мелкого щебня или другого подходящего строительного мусора.
  • После застывания вытряхнуть получившийся бордюрчик из формы.

К моему удивлению, у получившегося изделия была даже своеобразная эстетика, то есть он не страшный на вид.



Деревянные

Деревянными бордюрами оформляют деревянные же дорожки или клумбы. Частокол из разнокалиберных или одинаковых колышков подчеркнет красоту альпийской горки или тропинки, сделанной из спилов. Сами спилы небольшого диаметра тоже часто используют в качестве бордюра. В отличие от каменных и бетонных разновидностей, деревянные бордюры не требуют бетонного основания, достаточно дренажного слоя и засыпки землей, гравием или песком. Обязательное условие – предварительная пропитка древесины защитными составами.


Из подручных средств

Пластиковые и стеклянные бутылки, волновой и плоский шифер, ивовый плетень, отрезы металлопрофиля и многое другое – на бордюр идут любые подручные материалы. Однако долговечность и практичность подобных ограждений существенно уступает традиционным каменным или бетонным вариантам. Тем не менее, и эти конструкции пользуются популярностью и востребованы, когда декоративная составляющая на первом месте.


Покупной или самодельный, бетонный, кирпичный или каменный, высокий или вровень с дорожкой, главное – бордюр должен стать последним штрихом, завершающим общую картину.

Чтобы не только дорожки с бордюрами стали украшением участка, научитесь формировать кроны деревьев, а поможет в этом статья о елке в форме кубика. Какие розы посадить вдоль бордюра или подпорной стенки, узнайте из материала о выборе роз для участка. Какую роль играют подпорные стенки в ландшафтном дизайне, расскажет наше видео.

Почти тысяча километров одних гранитных бордюров! Зачем Москве такие объемы?

В разгар ремонтного сезона Москва проводит рекордные закупки бордюров — почти тысяча километров на 3 млрд рублей, сообщает «Коммерсантъ». Эксперты говорят, что такие объемы столице не нужны и ежегодные работы по замене бордюра явно избыточны. Так зачем они нужны?

С началом летнего сезона дороги Москвы снова перекопаны: перекладывается асфальт, вскрываются тротуары, меняются бордюры. Их ежегодная замена уже стала объектом шуток в соцсетях. Пользователи скидывают фотографии немыслимых бордюров: двойных, тройных и даже сложенных в закругленную конструкцию. Но самое главное — масштаб работ и неудобства, которые они причиняют, говорит генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов.

Владимир Кузнецов генеральный директор Центра экологических инициатив «Безусловно, такое количество никому не надо, да и эти бордюры во многих случаях меняют, к сожалению, на худшие. Те бордюры, которые стояли до этого, гораздо качественнее того, чего сейчас поставляют. Горожане устали. Я живу в центре, в Замоскворечье. Вся набережная перекопана, и кругом замена бордюров. Чувствуется, или деньги девать некуда, или, очевидно, кто-то понимает, что у него последние дни, когда он может еще приобщиться к этому пирогу».

В этом году закупка бордюрного камня для московских улиц оказалась рекордной. О новых тендерах объявили в столичном ГБУ «Автомобильные дороги». Почти 1000 километров гранитных бордюров на общую сумму в 3 млрд рублей.

Для сравнения: длина МКАД — чуть более 108 километров, а протяженность всех столичных дорог — порядка 4 тысяч километров. Иными словами, за один раз было закуплено материала, которого хватило бы на четверть всей столичной дорожной сети. Как могут поступить с таким объемом, рассуждает архитектор Ирина Ирбитская.

Ирина Ирбитская архитектор «Центр Москвы, как мы видим, преобразовался. Но мы видим также, что еще очень большая работа предстоит со спальными районами, там огромная незастроенная территория на самом деле при чрезвычайной плотности населения, и, безусловно, там масштаб преобразований нужен просто гигантский. Поэтому предположить, что столько бордюров нужно для благоустройства спальных районов, можно».

При этом огромные поставки не первые в этом году. В марте Москва уже получила бордюрный гранит на 2,5 млрд рублей, в июне — еще на 658 млн рублей. Все конкурсы выиграли два предприятия: уфимский «Башкирский камень» и московский ТД «Спецпласт». Эти компании и ранее побеждали в столичных тендерах.

Business FM пыталась выяснить у мэрии, зачем столице так много гранита и каковы критерии для замены бордюров. Комментарий на момент публикации материала получить не удалось. Эксперты же говорят, что назвать необходимыми такие объемы нельзя. Почему выбрали именно гранит, рассуждает урбанист Лев Владов.

Лев Владов урбанист «У Москвы большой бюджет — это 25% от бюджета всех 1100 российских городов. В мэриях нет задачи эффективно потратить деньги. В мэрии просто есть задача потратить деньги. Сегодня такая модель управления в России. И самое простое, самое незамысловатое, не требующее сложных проектов и госэкспертиз, — это замена бордюров. Это можно делать бесконечно, обосновывая тем, что они улучшают дорожные характеристики покрытия, инфраструктуры и т. д. Между гранитом и бетоном действительно большая разница. Гранит стоит как минимум раз в десять дороже. Бетонные бордюры требуют определенной технологии. Гранитные бордюры — это гораздо более простая, понятная и денежная история».

Большая часть заказов приходится на ограждения размером 300 х 150 мм. Но есть и так называемые криволинейные гранитные бордюры. Они самые дорогие, цена погонного метра — почти 44 тысячи рублей.

Но московский бордюр — это не только дорого, но и экзотично. Например, в прошлом году на Рублевском шоссе устанавливали особо массивные гранитные ограждения с сечением 400 х 400 мм. Пользователи соцсетей сравнивали их с блоками египетских пирамид. Стоимость такого чуда в тексте закупок не афишировалась. Что известно точно: за последнюю пятилетку московские власти потратили на гранитные бордюры почти 13 млрд рублей.

Читайте также: