Плотность щебня для асфальта

Обновлено: 17.05.2024

Плотность щебня: по маркам, коэффициент насыпной плотности известняковго гранитного и гравийного щебня | ГК Респект

Щебень разнообразных природных и искусственных материалов, фракций и свойств — наиболее распространённый строительный материал. Правильное обращение с цифровыми значениями его параметров в проектировании и расчётах на объектах позволяет избегать как ошибок, задающих недостаточную или избыточную прочность конструкций, так и излишнюю трату денежных средств при выполнении работ.

Плотность щебня — важнейшая характеристика этого материала. Она имеет несколько значений, которые существенно отличаются друг от друга.

Насыпная плотность щебня

Это самая распространённая характеристика плотности материала. Физически она обозначает величину массы щебня, насыпанного в единичный объём без уплотнения. Так, если в выверенную ёмкость объёмом 1000 л поместилось вровень с краями ёмкости 1400 кг щебня, насыпная плотность этого материала — 1400 кг/м³. Это понятие используется повсеместно, поскольку отражает реальную картину несложных измерений.

Щебень, выступая товарной продукцией, закупается и отгружается объёмными единицами — кубическими метрами. При этом в документах обязательно указывается его насыпная плотность.

Объёмная плотность щебня

Плотность щебня после транспортировки его в самосвалах или железнодорожных вагонах отличается от насыпной. Материал в процессе транспортировочной тряски уплотняется так же, как уменьшается объём сахара в банке после интенсивного встряхивания. Отношение насыпного объёма к уплотнённому при перевозке щебня — это коэффициент уплотнения, безразмерная величина.

Действующий ГОСТ устанавливает предельную величину этого коэффициента — 1,1. Поскольку покупатель оплачивает не вес, а объём закупаемого щебня, то при получении товара он замеряет его реальный объём, умножает на директивный коэффициент 1,1 и получает значение насыпного объёма, который им оплачен. Если эта величина равна или чуть больше оплаченной, сделка считается честной.

Бывает, что уплотнение оказывается менее интенсивным и рассчитанный объём получается меньше оплаченного. Чтобы в таких случаях не возникал скандал, поставщики насыпают материала чуть больше — для запаса.

Насыпная плотность щебня в кг/м³ используется не только при покупке и продаже товара. Любая проектная документация устанавливает объём щебня, уложенного в основание дороги, в подушку фундамента, котлована или траншеи. Этот щебень, поскольку он уплотнён виброкатками или виброплитой, гораздо плотнее, чем насыпной.

Коэффициент уплотнения так же устанавливают чертежи. Чтобы прорабу заказать точное количество щебня с насыпной плотностью, ему необходимо перемножить объём, указанный в КД, на коэффициент уплотнения.

Плотность уплотнённого в процессе строительных работ щебня, определяется, как объёмная плотность уплотнённого материала.

Истинная плотность щебня

Это плотность скалы, которую дробят в щебень или плотность материала зерна без учёта воздушных промежутков. Она может отличаться от насыпной чуть ли не в два раза. Так, если насыпная плотность щебня из гранита составляет 1400 кг/м³, его истинная плотность — 2600 кг/м³.

Как меняется плотность щебня по маркам прочности, материалу зерна и фракциям?

Прямой зависимости плотности щебня от марки прочности нет. Так, плотность известнякового щебня (малой прочности) может быть равна плотности щебня из гранита или гравия (прочные). Не проглядывается и зависимость плотности щебня от породы минералов.

Заметно изменяется насыпная плотность щебня любого материала при переходе от одной фракции к другой. Это объясняется тем, что общий объём пустот в мелком щебне меньше, чем в крупном. Мелкий щебень обладает большей плотностью, чем крупный.

Истинную плотность щебня (без пустот) устанавливают размалыванием зёрен в песочно-пылевидную массу (фракция 0), в которой легко измерять и массу, и объём.

Плотность щебня зависит также от его влажности, лещадности (увеличивается с уменьшением игольчатых и пластинчатых зёрен) и от степени пересортицы по фракционному составу.

Щебень для асфальта

Щебень – один из основных компонентов асфальтобетона. От него зависят прочность и долговечность дорог. Кроме того, материал отвечает за то, насколько прочно шины автомобилей сцепляются с пок р ытием, а значит – и за безопасность трасс. Поэтому требования к щебню в этом случае предъявляются высокие.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для асфальта с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.


Цена на Щебень для асфальта
от 490 руб. за 1м3 Заказать Содержание [Спрятать]
  • Щебень для асфальта
  • Как выбрать щебень для асфальта
  • Вид
  • Фракция
  • Лещадность
  • Адгезия
  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание пылевидных частиц и комков глины
  • Водопоглощение
  • Насыпная плотность
  • Радиоактивность
  • Какой щебень подойдет для асфальтобетона
  • Какой щебень не подойдет для асфальтобетона

По процентному содержанию щебня асфальт делится на типы:
  • А – 50-60%
  • Б – 40-50%
  • В – 30-40%

В усовершенствованном щебеночно-мастичном асфальтобетоне количество щебня повышено до 70-80%. Такое покрытие отличается высокой упругостью и устойчивостью к расслоению.

В следующей части статьи вы узнаете, на что следует ориентироваться при выборе материала.

Как выбрать щебень для асфальта

Поверхность асфальта должна выдерживать множество нагрузок. По ней ходят люди, проезжают тысячи автомобилей. Оказывают негативное влияние и атмосферные факторы – перепады температур, осадки. Поэтому для изготовления асфальтобетона следует выбирать особый щебень. Т р ебования к нему достаточно высокие.

При выборе следует обратить внимание на следующие свойства щебня:

  • Вид
  • Фракцию
  • Лещадность
  • Адгезию
  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание пылевидных частиц и комков глины
  • Водопоглощение
  • Насыпную плотность
  • Радиоактивность

Щебень для асфальта

Для изготовления асфальтобетона рекомендуют брат ь щебень из пород магматического происхождения.

Среди них:

Они обладают достаточной прочностью, износоустойчивостью, высокой морозостойкостью и могут переносить большие нагрузки.

Неплохими характеристиками обладают некоторые метаморфические породы:

По прочности и морозостойкости они не уступают популярным граниту или габбро. Амфиболит может даже превосходить некоторые магматические разновидности. Его часто используют при изготовлении асфальта на взлетных полосах.

Щебень из осадочных пород (известняка, доломита, песчаника , брекчии) в дорожном строительстве используют редко. Но он широко применяется при изготовлении асфальта для дворов, пешеходных дорожек, тротуаров, дорог низких категорий. Ведь цена у этого продукта ниже. Но для ответственных работ следует выбирать разновидности с высокими показателями прочности и морозостойкости.

Гранитный щебень для асфальта

Серпентинитовый щебень для асфальта

Фракция

Согласно ГОСТу, в состав асфальтобетона должны входить частицы с размерами 40 мм, 20 мм, 15 мм, 10 мм и 5 мм. Процентное соотношение частиц зависит от разновидности.

Оптимальный состав асфальта могут обеспечить следующие фракции щебня:

Среди перечисленных видов есть стандартные (5-10, 5-20, 10-20, 20-40) и нестандартные (5-15, 10-15, 15-20). С помощью нестандартных фракций можно лучше регулировать зе р новой состав асфальтобетонной смеси. Но они есть не на всех предприятиях, так как для получения нужно иметь сита с определенным размером ячеек.

По зерновому составу асфальтобетон разделяют на:

  • Асфальт с крупным щебнем (или крупнозернистый) с максимальным размером частиц 40 мм
    Для его изготовления чаще всего используется фракция 20-40. Более мелкий щебень (5-10, 5-20, 10-20) добавляется для увеличения плотности.
  • Асфальт с мелким щебнем (он же мелкозернистый, до 20 мм)
    Основу составляют фракции 5-20 и 10-20. Также для улучшения зернового состава добавляют 5-15, 10-15, 15-20.

Крупнозернистые смеси используются для создания нижних слоев асфальтового покрытия. Они обеспечивают прочность и упругость. Сверху полотно заливают мелкозернистым асфальтобетоном , чтобы покрытие было ровным, а нагрузка одинаково распределялась по всей площади.

Образцы мелких фракций щебня

Щебень средних фракций

Лещадность

Оптимальная форма щебня для асфальта – кубическая и тетраэдрическая. Такие камни хорошо трамбуются и уплотняются. Но в процессе дробления породы могут образовываться игловидные и плоские частицы. Их называют лещадными.

Государственные стандарты строго прописывают, сколько этих зерен может быть в асфальтобетоне:

  • До 15% для типа А (I и II группы по лещадности)
  • До 25% для типа Б (III группа)
  • До 35% для типа В (IV группа)

Чем меньше лещадность, тем плотнее и прочнее получается асфальт. Поэтому для автомагистралей с интенсивным трафиком рекомендуют брать материал первой группы. Для покрытия двора или дорожек вполне подойдет щебень со средней лещадностью. Он стоит дешевле.

Щебень кубовидной формы

Адгезия

Щебень хорошо сцепляется с поверхностью битума благодаря шероховатой поверхности и разницы электрических потенциалов камня и вяжущего вещества. Это свойство называют адгезией. У разных видов она может отличаться.

Для проверки образец обрабатывают битумом, а после высыхания опускают в кипящую воду на 30 минут. От щебня с хорошими адгезивными свойствами вяж у щий компонент не отлипает. Если поверхность камня оголяется наполовину, адгезия считается удовлетворительной. Такой материал можно использовать для асфальтирования пешеходных зон, дорог с невысоким трафиком. Если битум отстает больше, чем на 50%, такой щебень для асфальта не годится.

Битум для приготовления асфальтобетона

Щебень покрытый битумом

Прочность

Щебень испытывается на прочность путем механического (раздавливающего) действия. Делают это в лаборатории. Для этого образец сжимают в цилиндре с определенной силой.

После этого определяют 2 параметра:

  • Давление, которое необходимо приложить для разрушения зерен
  • Потерю массы после отсеивания мелких частиц (марку по дробимости)

Прочность при сжатии магматических и метаморфических пород должна быть не меньше 100-120 МПа. Для осадочных допускаются цифры 80-100 МПа. Эти разновидности щебня использ у ют для покрытий с меньшей нагрузкой. Кроме того, осадочные породы лучше сцепляются с битумом, что само по себе обеспечивает прочность асфальта.

Марку по дробимости выбирают в зависимости от вида асфальта:

  • А – от М1200
  • Б – от М1200 (для осадочных пород от М1000)
  • Бх (холодный асфальт) – от М1000 (для осадочных – от М800)
  • В – от М800 (для осадочных от М600)

Если взять щебень со слишком низкой маркой по дробимости, он быстро разрушится под давлением транспорта. На асфальте появятся небольшие дефекты, которые со временем превратятся в ямы. Прочность влияет и на другие показатели, о которых мы поговорим дальше.

Истираемость

Асфальтовое покрытие постоянно подвергается динамическим нагрузкам, ведь по нему ездят автомобили, двухколесный транспорт, ходят сотни людей. Устойчивость к таким воздействиям определяется маркой по истираемости. Испытания щебня проводят в барабанах, прок р учивая образцы с металлическими шариками. Затем подсчитывают потерю массы и по ее проценту присваивают марку.

Щебень по этому показателю тоже выбирают в зависимости от типа асфальтобетона:

  • А – И1 (до 25% потери массы)
  • Б – И1 или И2 (25-35%) для осадочных пород
  • Бх – И2
  • В – И3 (35-45%)

На истираемость влияет прочность щебня. Показатель всегда выше у гранита, базальта, амфиболита, ниже у серпентинита, известняка.

Морозостойкость

Вы, наверное, не раз замечали, как после зимы асфальт на дорогах трескается или просто сползает. Почему это происходит?

Температура в холодное время года зачастую опускается ниже нуля. При этом в мелких трещинах и порах замерзает вода, которая попадает в них вместе с осадками, превращаясь в лед. Он р асширяется и постепенно разрушает покрытие. Чем меньше таких пустот, тем дольше прослужат дорога или тротуар.

В первую очередь устойчивость к морозам зависит от щебня. Чем он прочнее, тем меньше реагирует на перепады температур. Выбирать материал стоит в зависимости от региона. Для строительства в тропической, субтропической и умеренной зонах морозостойкость щебня должна быть не ниже F50 (наш регион также расположен в умеренной). Это значит, что материал должен выдерживать до 50 циклов заморозки и оттаивания. Хотя для дорожного строительства часто берут камни с более высокими показателями.

Морозостойкость во многом зависит от прочности щебня. Например, у магматических и метаморфических пород она в среднем F200-F300, у осадочных бывает больше F100-F150.

Содержание зерен слабых пород

В щебне почти всегда есть примеси других, более слабых пород. Чем прочнее исходный материал, тем меньше таких включений. Например, согласно ГОСТу , если прочность материала М1000-М1400, в нем должно содержаться не больше 5% зерен слабых пород (от общей массы), а при М400-М800 – до 10%.

Слабые зерна разрушаются под воздействием ударов и давления, что ведет к нарушению целостности асфальтового покрытия. Поэтому их содержание не должно превышать нормы, прописанные в ГОСТе.

Содержание пылевидных частиц и комков глины

Глиной щебень загрязняется во время добычи. Пылевидные частицы могут также попадать в материал из карьеров или образовываться в процессе дробления. Если таких примесей много, повышается водопоглощение щебня, ухудшается его сцепление с битумом. В результате снижаются морозостойкость и прочность асфальтобетона.

Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне для асфальта не должно превышать 0,5%. Если их больше, материал промывают. Но такая процедура несет дополнительные затраты. Поэтом у лучше сразу покупать чистый продукт, в котором количество примесей не превышает нормы. Меньше всего их в щебне из прочных магматических пород (гранитном, диоритовом, габбро).

Щебень с пылевидными частицами

Водопоглощение

Способность поглощать воду свойственна любой горной породе. Больше всего жидкости впитывают в себя разновидности с высокой пористостью (туф, известняк, песчаник), намного меньше – плотные магматические породы.

При высоком показателе водопоглощения падает прочность материала и снижается его морозостойкость. Для снижения параметра иногда щебень сразу после дробления обрабатывают кремнийорганическими жидкостями, жидким битумом, отработанным машинным маслом. Такая методика применяется в тех случаях, когда нужно получить материал с очень низким водопоглощением. Например , это практикуют при создании покрытий на взлетных полосах и автомагистралях в регионах с высоким уровнем годовых осадков или на заболоченной местности.

Насыпная плотность

Насыпная плотность показывает, какой объем будет занимать определенная масса щебня при свободной засыпке в траншею или в кузов автомобиля. Показатель важно знать, чтобы правильно рассчитать количество транспорта для перевозки, перевести кубометры в килограммы и наоборот. Подробнее о том, как это делается, вы можете прочитать в разделе Калькулятор.

Показатель зависит от вида щебня и фракции. В среднем он равен 1500 кг/м3, но для точных расчетов лучше проверить цифры по сертификату. Они могут изменяться от 1300 кг/м3 до 1600 кг/м3.

Подробнее об этом показателе читайте в разделе Насыпная плотность сыпучих материалов, а также на странице Насыпная плотность щебня.

Радиоактивность

Некоторые магматические породы (в первую очередь гранит) имеют природную радиоактивность. В редких случаях щебень может загрязнятся техногенным путем. Для безопасности следует проверить показатель пе р ед использованием материала для асфальтобетона.

Существует несколько классов радиоактивности. Они регулируются ГОСТом.

Породу с определенным фоном используют для разных целей:

  • До 370 Бк/кг – ее можно применять для любого асфальтобетона
  • До 740 Бк/кг – ее не желательно использовать для дорог в пределах жилой зоны
  • До 1500 Бк/кг – она подходит для асфальтирования дорог вне жилых массивов, городов и сел

Щебень с более высокими показателями можно применять лишь по согласованию с СЭС. Но в природе очень редко встречаются породы с такой естественной р адиоактивностью.

Какой щебень подойдет для асфальтобетона

Итак, подведем итог всему выше сказанному.

Оптимальным выбором для создания асфальтобетона будут следующие разновидности щебня:

    и 10-15, а также гранитный 5-10, 5-20 и 20-40 для асфальтирования трасс с интенсивным движением и 20-40, гранитный 10-20 и диоритовый 5-20 для шоссе с небольшим трафиком (например, дороги между домами или подъездные), так как у них II группа по лещадности , диоритовый 20-40, серпентинитовый 5-20 и 20-40, известняковый 5-20 и 20-40 для асфальтирования пешеходных дорожек и двора (III и IV группы по лещадности)

Дальше мы расскажем, какой материал не подходит для производства асфальта.

Какой щебень не подойдет для асфальтобетона

Далеко не весь щебень годится для производства асфальтобетона. Как мы уже сказали выше, к материалу предъявляются особые требования. Если их не учитывать, покрытия получатся слабыми, быстро испортятся, поэтому придется тратить дополнительные средства на их р емонт.

Для асфальтобетона не стоит использовать следующие разновидности:

  • Известняк с высокой пористостью и низкой прочностью (ниже М600)
    В пористом материале будет накапливаться влага, он будет быстрее разрушаться под воздействием низких температур. Кроме того, карбонатные породы содержат растворимые соли, что ведет к низкой водостойкости. Это в большей мере касается известнякового щебня с примесями гипса.
  • Песчаник, ракушечник и туф
    Это слабые осадочные породы, которые не выдерживают больших нагрузок. Ракушечник и туф – высокопористые материалы, поэтому они совсем не подходят для асфальта.
  • Мрамор
    Этот материал не слишком прочный, имеет низкую морозостойкость. Кроме того, он доступен не во всех регионах, иногда стоит дорого.
  • Кварц
    Минерал достаточно прочный, но встречается редко. Он ценится, в первую очередь , за свой красивый внешний вид. К тому же, его цена всегда высокая, поэтому добавлять кварцевый щебень в асфальт нерационально.
  • Гравий
    Он образуется вследствие природного выветривания скальных пород. Гравийный щебень не подходит для трасс с интенсивным движением. Для асфальта во дворах и пешеходной зоне он вполне годится, но перед закупкой следует внимательно проверять его характеристики.

Если вы решили асфальтировать двор, дорожки в саду, подъезд к участку или гаражу, не стоит покупать все компоненты отдельно и делать смесь самостоятельно. Это повлечет дополнительные затраты. Без качественного оборудования и опыта у вас вряд ли получится сделать прочное покрытие. Лучше приобрести готовый асфальт. Только учтите, что сам по себе этот материал дорогой. Поэтому использовать его не всегда логично. Дешевле обойдется срезка асфальта. Это недорогая и качественная альтернатива асфальтобетон у . Подробнее об этом материале, его свойствах и сферах применения читайте на странице Срезка асфальта.

Щебень для дорожного строительства

Щебень для дорожных работ – это материал, к которому предъявляются повышенные требования. Ведь от его качества б у дет зависеть безопасность автомобилистов и затраты на ремонт дороги. Почти половина стоимости любого дорожного полотна приходится на щебень. Без этого материала невозможно построить качественное покрытие.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожных работ с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.


Цена на Щебень для дорожных работ
от 490 руб. за 1м3 Заказать

В этой статье мы расскажем вам о том, как используется щебень в строительстве и ремонте дорог. Вы узнаете, какими характеристиками он должен обладать и на что следует обращать внимание при выборе конкретной разновидности.

Содержание [Спрятать]
  • Щебень для дорожного строительства
  • Применение щебня в дорожном строительстве
  • Как выбрать щебень для дорожных работ
  • Для грунтовых дорог
  • Для асфальтированных дорог
  • Для железных дорог
  • Что еще важно при выборе щебня
  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Форма зерен (лещадность)
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание глинистых и пылевидных частиц

Применение щебня в дорожном строительстве

Для начала скажем, что у этого материала есть несколько названий:

  • Дорожный щебень
  • Щебень для дорог
  • Щебень дорожной фракции
  • Дорожная щебенка

Щебень используется на всех этапах дорожного строительства и для любого типа покрытий. Он обеспечивает прочность полотна, его устойчивость к износ у . Также материал необходим для ремонтных работ.

Вот основные сферы его применения:

Далее мы расскажем о том, какими свойствами должен обладать данный материал.

Одна из центральных дорог города

Щебень для дорожных работ

Щебень для дорожного строительства

Щебень для дорожного строительства

Щебень

Щебень для дорожных работ

Как выбрать щебень для дорожных работ

Любая дорога испытывает нагрузки под воздействием движущихся по ней транспортных средств. Интенсивность таких нагрузок может быть разной. Возьмем для примера федеральную трассу, по которой ежедневно проезжают сотни многотонных г р узовиков. Представьте, что будет, если весь этот трафик пустить по обычной дороге. Ее покрытие быстро придет в негодность – продавится, покроется трещинами и ямами.

Поэтому для каждого типа дорог существуют свои эксплуатационные нормативы. От них зависит стоимость устройства дорожного полотна. Под эти нормативы подбираются материалы соответствующего качества. В том числе – и щебень. Порода, фракция, прочность, морозостойкость и другие параметры – все это играет важную роль при выборе конкретной р азновидности.

Но для начала нужно определиться, о каком типе дороги идет речь:

  • Грунтовой
  • Асфальтированной
  • Железной

Ниже вы узнаете, какой щебень подойдет для каждого из этих типов дорог.

Для грунтовых дорог

Так называемые грунтовки оборудуют в сельской местности, для подъездов на стройки, к карьерам, лесоповалам, между частными домами городской застройки. Они хороши в том случае, когда строительство и дальнейшее содержание полноценного асфальтового покрытия является нецелесообразным. Например, вдали от населенных пунктов п р още обустроить грунтовку: она не будет требовать частого ремонта, в отличие от обычного шоссе.

Грунтовые дороги принадлежат к 4 и 5 категориям. Это значит, что трафик на них не превышает 100-200 машин в сутки.

Главными недостатками данного типа дорог являются их низкая прочность и зависимость от погодных условий. Так, если по грунтовому покрытию будут двигаться тяжелые грузовики, на нем появятся глубокие колеи, что осложнит проезд для легковых автомобилей. Кроме того, каждую осень и весну, а также после дождей верхний слой грунтовок превращается в грязную кашу. Доходит до того, что по таким дорогам становится вообще невозможно п р оехать.

Эти проблемы решаются только путем укрепления покрытия. И вот здесь необходим щебень. Притом не просто щебень, а для каждого вида работ – конкретные его разновидности.

Всего для грунтовых дорог используется 7 пород или 17 фракций этого материала. Какие из них и для чего подходят, мы показали в следующей таблице.

Применение щебня для строительства и ремонта грунтовых дорог

Применение щебня для строительства и ремонта грунтовых дорог

Универсальными являются фракции 20-70 и 20-80. Они содержат зерна от 20 до 40 мм, а также от 40 до 80 мм. Это позволяет использовать их одновременно для у стройства верхних слоев дороги без дополнительной расклинцовки.

Важно понимать, что грунтовые дороги бывают разными. К примеру, если вы делаете въезд во двор частного дома, то основание, скорее всего, не будет испытывать серьезных нагрузок. В некоторых случаях можно обойтись вообще без щебня. Другое дело – когда речь идет о проезде на какую-нибудь стройку или промышленную территорию. Там часто будут двигаться тяжелые грузовики, поэтому дорожное покрытие должно быть достаточно прочным.

В связи с этим, все вышеуказанные виды щебня можно разделить на две категории:

  1. Предназначенные для больших нагрузок
    Это гранит, габбро, амфиболит, диорит и серпентинит. Они подойдут для дорог, которые будут испытывать значительные нагрузки. Это самые качественные разновидности, позволяющие использовать дорожное полотно для движения грузовиков. Стоят такие мате р иалы достаточно дорого.
  2. Не предназначенные для больших нагрузок
    Известняковая и мраморная разновидности обладают меньшей прочностью. И в таблице выше указано, что они тоже подходят для обустройства грунтовых дорог, но с ограничениями. Из щебня этих пород можно делать грунтовки, рассчитанные только на движение легковых автомобилей. Стоимость у известняка и мрамора значительно ниже, чем у более прочных разновидностей.

Хотите построить грунтовую дорогу из щебня своими руками?

О том, как это сделать, читайте на странице Щебень для грунтовых дорог.

Грунтовая дорога

Щебень для строительства дорог

Для асфальтированных дорог

Асфальтированные дороги – это сложные конструкции, состоящие из нескольких слоев. И если грунтовое покрытие еще как-то можно оборудовать без щебня, то здесь этот материал является основным. Он используется для устройства нижних и верхних слоев полотна , а также для ремонта дорог.

То есть, без этого материала в принципе невозможно создать полноценную асфальтированную дорогу. Как и в предыдущем случае, здесь используется несколько пород и фракций – для каждого этапа работ.

Применение щебня для строительства и ремонта асфальтированных дорог

Применение щебня для строительства и ремонта асфальтированных дорог

Несмотря на то, что в таблице выше представлено целых 6 пород и 21 фракция, на практике чаще всего дороги строят только из гранитной разновидности. Известняковая порода обладает низкой прочностью, поэтому ее можно использовать исключительно для дорог с малой нагрузкой (например, во дворах многоэтажных домов). По той же причине для устройства трасс и больших шоссе не применяют диоритовую разновидность (хотя она подходит для р емонта отдельных участков полотна).

Щебень габбро, а также амфиболитовой и серпентинитовой разновидностей, хоть и обладает высоким качеством, однако не так распространен, как гранитный.

В отличие от предыдущей таблицы, здесь мы не видим мраморной породы. Дело в том, что из нее строить асфальтированное покрытие нецелесообразно. Низкие показатели прочности и морозостойкости, а также большое количество зерен игловатой и пластинчатой формы не позволяют использовать данную разновидность для ответственных работ.

Гранитный щебень в качестве подушки под асфальтовое покрытие

Асфальтовое покрытие дороги

Яма засыпанная щебнем

Кроме того, что щебень идет на устройство слоев будущей дороги, он также является главным компонентом в производстве асфальта. Здесь уже не такой широкий выбор фракций, потому что крупные зерна не подходят для приготовления смеси.

Применение щебня для производства асфальта

Применение щебня для производства асфальта

Основными фракциями для изготовления асфальтобетонной смеси являются 5-10, 5-20 и 20-40 из гранита. Можно также использовать габбро, но он менее популя р ен. Серпентинит же обладает высокой лещадностью, так что его в смесь добавляют редко.

Подробнее о технологии устройства такого типа дорог вы можете прочитать на странице Щебень для асфальтированных дорог.

А о том, как готовится смесь для асфальтобетона, читайте на странице Щебень для асфальта.

Также рекомендуем изучить статью Асфальт. В ней вы узнаете о том, что это за материал, какими видами и свойствами он обладает.

Для железных дорог

Железнодорожное полотно подвергается значительным динамическим воздействиям. По нему на высокой скорости передвигаются тяжелые составы. Они создают сильную вибрацию, которая имеет большую разрушающую силу, чем обычные статические наг р узки.

Для стабилизации рельсов под ними создается балластный слой из щебня. Основная задача такой подушки – равномерно распределять динамическую нагрузку и удерживать рельсы от проседания. Очень важно, чтобы камень обладал низкой электропроводимостью, и сигнальные импульсы проходили исключительно по рельсам.

К щебню для железнодорожного строительства предъявляются особые требования. Он должен быть высокопрочным, морозостойким, а также иметь низкую истираемость и лещадность.

Щебень для железных дорог

гранитный щебень фракции 25-60

Амфиболитовый щебень 40-120 для устройства насыпей в железнодорожном строительстве

В этой области применяются всего две специфические фракции:

Обе породы магматические. Они обладают высокой прочностью, выдерживают значительные статические и динамические нагрузки, не разрушаются при перепадах температур.

О том, каким образом используется щебень при строительстве путей, читайте в статье Щебень для железных дорог.

Выражаю согласие с политикой конфиденциальности Заказать звонок

Что еще важно при выборе щебня

Как видите, в дорожном строительстве используется много разновидностей щебня. Они отличаются между собой ценой и рядом характеристик. Перед выбором следует хорошо просчитать, где можно сэкономить, а где лучше потратить деньги и купить надежный и долговечный материал. Ведь для временных подъездов существуют одни требования, а для трасс с большим т р афиком – совсем другие.

При выборе щебня следует учитывать следующие характеристики:

  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Форму зерен (лещадность)
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание глинистых частиц

Дальше вы узнаете подробнее, как выбирать щебень, ориентируясь на его свойства.

Прочность

Чем прочнее материал, тем дороже он стоит. Но во время строительства автомагистралей, мостов, путепроводов экономить не следует. Для таких работ рекомендуется брать щебень с маркой по дробимости М1200-М1400. Показателю соответствуют гранит, амфиболит и габбро (хотя последний встречается реже). Похожие характеристики имеет серпентинит , но в нем попадается больше лещадных зерен, и он доступен не во всех регионах.

Для обычной дороги со средним трафиком подойдет материал с прочностью М800-М1000. Он выдерживает достаточно большие нагрузки и стоит меньше. Грунтовые дороги и обочины можно смело засыпать щебнем с показателем М600-М1000 (диорит, известняк и мрамор). Он также подойдет для обустройства временных подъездов. Если предусматривается, что по таким дорогам будет ездить тяжелая техника, стоит искать более прочный мате р иал.

Истираемость

Под этой характеристикой понимают устойчивость материала к динамическим нагрузкам. Она очень важна для щебня, используемого в асфальте. Чем меньше истираемость, тем дольше прослужит покрытие.

Для верхних слоев дорог, трасс с интенсивным трафиком, железнодорожного балласта следует покупать материал с истираемостью И1. Такой показатель имеют гранит, амфиболит, некоторые сорта диорита и серпентинита.

Для оснований дорог 3-5 категории, с невысоким трафиком, можно взять материал с истираемостью И2-И3. Такой показатель у известняка, мрамора. Щебень из этих пород стоит не очень дорого и хорошо подойдет для засыпки обочин, грунтовых до р ог в сельской местности.

Морозостойкость

Все замечали, что после зимы дорожное полотно просто «сползает». На нем появляются широкие трещины и ямы. Это связано с использованием материалов (включая щебень) с низкой морозостойкостью. При замерзании вода расширяется и разрушает покрытие. Не менее важен показатель и для балласта на железной дороге. Если он разрушится под воздействием низких температу р , то перестанет выполнять свою функцию.

Чтобы не тратить лишние деньги на ремонт, следует применять материал с показателем не ниже F100. Он сможет выдержать до 100 циклов замораживания и размораживания. Еще лучше брать щебень с морозостойкостью F300-400. Такими свойствами обладают гранит, диорит, серпентинит.

Форма зерен (лещадность)

Лучшими характеристиками обладает кубовидный щебень. Он хорошо уплотняется, между отдельными частицами почти не остается промежутков. Идеально кубических зерен не бывает – в процессе дробления породы получаются куски разных форм. Кубовидной фракцией называют те зерна, которые имеют примерно равную длину и ширину. При покупке следует обращать внимание, нет ли в щебне большого количества плоских или игловидных зе р ен. Они называются лещадными, снижают прочность и плотность.

Для оснований трасс, железнодорожного балласта содержание плоских частиц не должно превышать 10-15% (первая и вторая группа). Если этот показатель будет выше, то зерна в процессе эксплуатации дороги уплотнятся, что повлечет за собой деформацию верхних слоев – вплоть до разрушения дорожного полотна.

Образец лещадного щебня с зернами неправильной формы

Кубовидный щебень

Содержание зерен слабых пород

В щебне часто попадаются частицы с меньшей прочностью (слишком тонкие или примеси других пород). Они будут легко разрушаться под воздействием статических и динамических нагрузок. Это сократит сроки эксплуатации покрытий и железнодо р ожного балласта.

По нормам количество зерен слабых пород не должно превышать 5%. На этот показатель следует обращать особое внимание при строительстве шоссе с высоким трафиком. Если вы собираетесь засыпать грунтовую дорогу, можете немного сэкономить. Ведь материал с высоким содержанием слабых частиц стоит дешевле. Но и слишком гнаться за дешевизной тоже не нужно. Грунтовку придется ремонтировать через пару лет, что понесет дополнительные затраты.

Щебень с большим содержанием зёрен слабых пород

Содержание глинистых и пылевидных частиц

Щебень с пылью плохо слипается с битумом. Перед применением его следует промыть, что несет дополнительные затраты времени и денег. Но для подушки под дорожным полотном такой материал вполне подойдет. Если это мелкая фракция, то ее можно использовать для расклинцовки.

Щебень с большим содержанием пылевидных и глинистых частиц

В заключение скажем, что если вы собираетесь строить дорогу, не стоит на ней экономить. При использовании щебня, не соответствующего стандартам, полотно быстро испортится. Затраты на ремонт превысят средства, которые вы могли бы сберечь. Лучше выбирайте качественный материал. Это положительно повлияет на срок сл у жбы вашей дороги.

Есть вопросы по щебню для дорожного строительства? Обратитесь к нам! Мы поможем!

Заказать консультацию

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожных работ по выгодной цене. Мы предлагаем широкий ассортимент разновидностей с доставкой по Екатеринбургу и ближайшим городам-спутникам.

Хотите знать больше?

Читайте раздел Щебень. Там вы найдете все разновидности и свойства этого материала, а также узнаете, как он производится.

В рубриках Все о щебне и Применение щебня содержатся другие полезные статьи и советы по этому материалу.

Также рекомендуем познакомиться с информационными статьями о щебне:

Плотность асфальта. Состав асфальта, ГОСТ, марки, характеристики.

В качестве одного из самых часто используемых дорожно-строительных материалов сегодня используется асфальт, ГОСТ которого предполагает необходимость соблюдения плотности и состава. На сегодняшний день известно несколько марок, разновидностей и типов данного материала. Основанием для классификации служат не только исходные компоненты, но и соотношение в составе их массовых долей. Подразделяется асфальт по категориям еще и по той причине, что составляющие могут иметь разную фракцию, что касается щебня и песка, а также степень очистки минерального порошка.Состав

Состав асфальта предполагает наличие:гравия;
щебня;
песка;
битума;
минерального порошка.
Что касается щебня, то некоторые разновидности данного покрытия не предусматривают его использования. Однако щебень или гравий необходимы, если осуществляется асфальтирование территории с учетом сильных кратковременных нагрузок и высокого трафика на покрытие. Упомянутые материалы при этом выступают в роли каркасообразующего защитного элемента.В качестве обязательного исходного сырья используется минеральный порошок, он содержится в составе любых разновидностей и марок асфальта. Массовая доля этого порошка определяется с учетом требований и задач к вязкости. Если использовать минеральный порошок в большом объеме, то материал получит способность гасить колебания мостовых конструкций, не покрываясь трещинами.Как было упомянуто выше, песок используется в большинстве марок и типов асфальта. Его качество определяется степенью очистки и способом получения. Материал может быть добыт открытым способом, в этом случае он предусматривает необходимость тщательной очистки. Краеугольным камнем индустрии является битум. Это продукт переработки нефти.Массовая доля битума в большинстве сортов асфальта не превышает 5%. Однако при необходимости асфальтирование территорий, которые имеют сложный рельеф, битум может применяться в объеме до 10% и больше. Это сырье придает плотность и упругость смеси после затвердевания. Готовый состав легко распределяется по площадке, ведь он обладает текучестью.Плотность и основные характеристики природного асфальта.

Плотность асфальта – это одна из первых характеристик, которая интересует профессионалов и частных застройщиков. Природная его разновидность представляет собой легкоплавкую твердую массу чёрного цвета. На изломе материал может иметь тусклый или блестящий цвет.Плотность асфальта составляет 1,1 г/см³. Температура плавления может изменяться в пределах от 20 до 100 °С. В составе содержится масло в объеме от 25 до 40%, а также смолисто-асфальтеновое вещество, которое может содержаться в объеме от 60 до 75%. Что касается элементного состава в процентах то он выглядит следующим образом:C – 80—85.
Н – 10—12.
S – 0,1—10.
О – 2—3.
Плотность асфальта вам уже известна, однако эта характеристика не является единственной, которая интересует потребителей. Среди прочих особенностей следует выделить способ образования из остатков или фракций нефти в результате испарения лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.Характеристики искусственного асфальта

Искусственный асфальт еще называется асфальтобетонной смесью. Он представляет собой уплотненный состав из минерального порошка, щебня, битума и песка. Встречается горячий асфальт, который укладывается методом уплотнения при воздействии температуры в 180 °С и больше. Если в процессе производства используется маловязкий битум, то укладка ведется при температуре в пределах от 40 до 80 °С. Если используется жидкий битум, то асфальт является холодным и уплотняется при температуре до -30 °С.Основные марки асфальта и ГОСТ

Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Однако это не всё, что следует знать о свойствах. Например, асфальт марки 1 может быть высокопористым или плотным с высоким содержанием щебня. Областью использования данного покрытия выступает дорожное благоустройство и строительство. Что касается асфальта марки 2, то диапазон его плотности остается примерно таким же, но процентное содержание гравия и песка варьируется в широких пределах. Этот асфальт считается самым среднестатистическим. Применяется смесь для возведения автомобильных дорог, обустройства территорий, ремонта покрытий, а также формирования площадок и паркингов.Заключение
Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Но этот параметр не является единственным, который следует знать. Например, стоит упомянуть еще и о месторождении асфальта, которое распространяется на территории бывшего СССР, острове Тринидад, Венесуэлы, Франции и Канады. Смешиваясь с минеральными составляющими, среди которых гравий и песок, материал превращается в мощную кору на поверхности нефтяных озёр. Такое покрытие распространено в районах выхода и неглубокого залегания к поверхности земли нефтеносных пород.

Характеристики и свойства щебня – какие бывают, что значат, от чего зависят

Щебень – один из самых популярных строительных материалов. Сферы его применения очень широки: от строительства фундаментов многоэтажных домов до декоративной отсыпки клумб. Использование данного материала в тех или иных работах во многом зависит от двух факторов: его видов и качественных характеристик. В этой статье мы расскажем, какие свойства определяют качество этого материала.

Так выглядит щебень Так выглядит щебень

При выборе щебня в первую очередь стоит обратить внимание на следующие его параметры:

  • Прочность
  • Морозостойкость
  • Лещадность

Это самые основные характеристики. Они важны в первую очередь для строительных и дорожных работ.

Немаловажными также являются свойства:

  • Адгезии
  • Влагоотдачи
  • Водопоглощения
  • Водостойкости
  • Содержания пылевидных и глинистых частиц
  • Содержания зерен слабых пород
  • Насыпной плотности
  • Радиоактивности

Ниже читайте подробно об этих свойствах.

Прочность

Прочность – это характеристика (марка), означающая устойчивость материала к механическому воздействию.

Прочность щебня обозначается буквой «М» и цифрой. Цифра – это не воздействие на щебень в килограммах, как часто (и ошибочно) указывают во многих источниках. Присвоение показателя происходит сложнее. Чтобы определить прочность материала, на него оказывают механическое (раздавливающее) действие в цилиндре.

Сила воздействия зависит от диаметра такого устройства. Так, для цилиндра с диаметром 75 мм сила воздействия равна 5 000 кг в секунду. Для устройства диаметром 150 мм сила воздействия составляет 20 000 кг в секунду. Далее определяют процент потери массы щебня после раздавливания. В свою очередь, этот процент и допустимые ГОСТами значения указывают на принадлежность материала по прочности к конкретной марке.

Для определения марки по прочности щебень помещается в специальный цилиндр Для определения марки по прочности щебень помещается в специальный цилиндр Далее щебень подвергается механическому давлению Далее щебень подвергается механическому давлению

Существуют следующие марки прочности:

В свою очередь, марки делятся на следующие группы:

  • Высокопрочный (М1200-1400)
  • Прочный (М800-1200)
  • Средней прочности (М600-800)
  • Слабой прочности (М300-600)
  • Очень слабой прочности (М200)

Попросту говоря, щебень слабой прочности превратится в пыль, если по нему будет ездить гусеничный трактор, а высокопрочный не потеряет своих свойств. Поэтому эта характеристика важна для строительных, дорожных, производственных и инженерных работ.

Бывают такие работы, в которых прочность щебня не особо важна. В первую очередь это касается использования материала в ландшафтном дизайне (декорирование клумб, оформление альпийской горки). Яркий пример тут – мраморный щебень. Его основная сфера – декоративная, поэтому его берут, ориентируясь на другие качества.

Морозостойкость

Морозостойкость – показатель (марка), говорящий о том, сколько раз щебень способен пережить заморозку и оттаивание без потери качественных свойств. Обозначается он буквой «F» и цифрой. Цифра – не что иное как количество циклов заморозки-оттаивания.

Стоит сразу же уточнить, что один цикл не равен одному сезону. Ведь в умеренном климате погода от плюса до минуса может меняться несколько раз за месяц. Каждый такой значительный перепад температуры – и есть цикл.

Существуют следующие марки морозостойкости:

Чем выше этот показатель, тем дольше прослужит вам материал и изделия из него. Так, например, щебень с маркой F50 выдержит 50 циклов заморозки-оттаивания. Если попытаться перевести этот показатель во время, скажем, для умеренного климата, получится что-то между 10 и 30 годами (еще раз – в зависимости от количества сильных перепадов температур).

Читайте также: