Перевозка щебня автотранспортом правила

Обновлено: 15.05.2024

Основные виды цистерн для перевозки наливных грузов

Лидирующую позицию по степени сложности перевозки занимают наливные грузы. Сырье может представлять собой любые жидкости, плотность и вязкость которых так же варьируется. Транспортировка таких веществ осуществляется в автоцистернах, что позволяет единовременно доставить в пункт назначения огромный объем жидкости.

В зависимости от типа сырья меняются способы перевозки жидких грузов. Оборудование и технологии для транспортировки пищевых, химических и опасных веществ будут различаться в зависимости от норм и требований безопасности. Это позволяет доставлять любой груз в целости и сохранности и не допускать негативного опыта транспортировок.

Важно заметить, что сложность перевозки целого ряда веществ заключается в их токсичности, взрывоопасности и пожароопасности. Главным преимуществом автоцистерн является то, что они изготавливаются из нержавеющей стали, которая не вступает в реакцию с грузом. В результате свойства и качества жидкостей остаются неизменными при условии, что были использованы цистерны соответствующего качества.




Классификация

Жидкие грузы классифицируют по следующей системе:

  • наливная продукция пищевой промышленности;
  • сырая нефть;
  • нефтепродукция;
  • химические грузы: все виды лаков и красителей, кислоты, щелочи и сжиженные газы.

Товары, перевозимые наливным способам, подразделяются на группы:

  • опасная продукция, перевозка которой проводится специальным транспортом;
  • неопасная продукция.


Наливные грузы могут быть как опасными, так и безопасными

Транспортировка пищевых веществ

К неопасным грузам относятся пищевые жидкости, такие как вода, молоко, соки, масла, этиловый спирт и другие. Каждое вещество имеет свои особенности, и от компании-перевозчика требуется знание этих нюансов. Необходимо брать во внимание, что многие пищевые жидкости хорошо впитывают запахи, поэтому обязательно должны перевозиться в стерильных емкостях. Также нарушение этого правила может привести к преждевременной порче товара.

Стоит учитывать, что следует провозить определенные категории пищевых жидкостей исключительно в термоизолированных цистернах, чтобы избежать порчи товара, например, молочной продукции. По этой же причине пищевые жидкости должны доставляться в пункт назначения максимально быстро. Если следовать этим рекомендациям, перевозка жидких грузов в автоцистернах пройдет успешно.

Перевозка

Транспортируются нефтепродукты в вагонах-цистернах, удовлетворяющих определенной системе требований:

  • Они должны иметь нижний слив для разгрузки продукции.
  • Цистерны могут выгружаться с использованием насосных установок, когда слив осуществляют при помощи верхнего люка.
  • Химическая продукция перевозится в специально оборудованных цистернах.
  • Пищевая продукция транспортируется также в особых цистернах.

Битум перевозят в бункерах, снабженных двойными стенками. Загрузка и выгрузка осуществляется на путях, портах и складах, не приспособленных для широкого пользования. Отправка груза сопровождается паспортом качества.

Транспортировка опасных жидкостей

В число опасных веществ входят нефть, нефтепродукты, сжиженные газы, кислоты, изоцианаты, щелочи, растворители, спирт, смолы и другие жидкости, которые при неправильной транспортировке могут нанести серьезный вред человеку и окружающей среде. Они являются легковоспламеняющимися, взрывоопасными и едкими, поэтому требуются умения и навыки работы с ними со стороны сотрудников. По этой причине так важно выбирать компании с большим опытом работы и хорошей репутацией.

Перевозка наливных грузов в автоцистернах будет осуществлена без проблем, если учитывать специфику опасных веществ. Правила технической безопасности обязывают использовать для транспортировки опасных жидкостей классов 3, 4.1, 5.1, 6.1, 8, 9 цистерны, которые имеют специальные допуски. Также емкости должны быть устойчивы к коррозии и обладать повышенной прочностью и пожароустойчивостью.

Важно отметить, что одни вещества в процессе транспортировки должны оставаться охлажденными, поэтому потребуются цистерны с термоизоляцией, а другие, наоборот, иметь более высокую температуру. Тогда понадобятся цистерны с автоподогревом. Что касается тягучих и клейких веществ, то для них нужны тягачи с компрессорами. При перевозке бензина необходимо заземление цистерны, чтобы избежать самовозгорания.

Общая характеристика приказа

Если охарактеризовать приказ в общем, нужно обозначить, что он охватывает все важные стороны правил доставки наливных грузов. Так, согласно правилам, перед эксплуатациею вагон должен пройти специальное техническое испытание, модель цистерны получает номер и указывается, какое вещество может в нем перевозиться. Перед отправкой железнодорожным способом, заказчик должен подготовить документы на перевозку вещества согласно требованиям Госгортехнадзора России. Большой акцент сделан на доставку наливных средств в полувагонах.

Приказ разъясняет, что производится налив и слив в специальных нежилых местах либо мало заселенных. Налив, что температурой сто градусов, разливать запрещено. Заполнять бункеры нужно, согласно правилам, не до конца. До верхней части резервуара недолив должен быть двести пятьдесят миллилитров.

Критерии отбора и требования к водителям для перевозки наливных грузов

Перевозка жидких грузов в автоцистернах требует соответствующих знаний, умений и опыта. В процессе работы приходится сталкиваться с опасными веществами, поэтому отбираются исключительно специалисты, которые успешно прошли обучение и приобрели ценные навыки.

  1. Пройти специальную подготовку или инструктаж.
  2. Иметь водительское удостоверение для управления грузовыми автомобилями с прицепами или полуприцепами.
  3. Обладать лицензионной карточкой на транспортное средство.
  4. Иметь ДОПОГ для перевозки опасных грузов.
  5. Следовать Инструкции по провозу опасных грузов.
  6. Иметь опыт работы не менее трех лет для допуска к транспортировке опасных грузов.
  7. Получить медицинское заключение, подтверждающее возможность работать с опасными грузами.
  8. Соблюдать Правила Дорожного движения.
  9. Осуществлять проверку цистерн, креплений и других элементов в пути.
  10. Обладать такими личными качествами, как ответственность, внимательность и пунктуальность.

На международных маршрутах дополнительно понадобятся заграничный паспорт, грин-карта и документы на груз (товаро-транспортная накладная).

Виды ёмкостей

Перевозка наливного груза осуществляется в специальных ёмкостях. Их делят на несколько разновидностей, поскольку каждая из них имеет свои характерные особенности. Всего выделяют 3 варианта контейнеров, которые чаще всего используются в таких грузоперевозках.

  • Цистерна. Это, в основном, резервуары цилиндрической формы, которые устанавливаются на специальную платформу железнодорожного или автомобильного транспорта. Цистерны преимущественно располагаются стационарно на вагонах и машинах, то есть их не переносят с одного ТС на другое. Потому грузовые цистерны изготавливаются в таком виде ещё на заводе;
  • Танк-контейнер. Их можно также отнести к категории цистерн. Но здесь есть отличительная особенность, которая заключается в оснащении танка металлическим каркасом. С его помощью становится возможным перенос с одного вида транспорта на другой. Их активно применяют при необходимости осуществить мультимодальные перевозки. Они подразумевают транспортировку поочерёдно на морских судах, железнодорожных вагонах и машинах;
  • Танкер. Относится к категории морских и речных судов. Основная часть судна представлена в виде большого резервуара, куда заливается жидкий груз. Ёмкость может быть разделена на несколько секций с помощью специальных перегородок. Потому танкер одновременно является ёмкостью и транспортным средством.
  • Флекситанк. Это нововведение в сфере жидких грузоперевозок. Флекситанк представлен в виде гибкой ёмкости, которая изготавливается на основе полимерных материалов. Предназначен только для транспортировки неопасной категории жидкого груза. Многие отмечают удобство применения, хотя такая цистерна считается одноразовой. Когда флекситанк пустой, он напоминает огромный сдутый матрас. Его размещают внутри обычного контейнера для грузоперевозок, подключают шланг и начинают насосами закачивать жидкости. Подобные резервуары позволяют вмещать от 14 до 24 тысяч литров. Есть возможность создания дополнительного защитного слоя, который предотвращает температурные перепады. Недостаток в одноразовости и невозможности с помощью флекситанка перевозить любые опасные грузы.

Флекситанк

Перевозить наливные грузы можно любым видом транспорта. При определённых условиях для этого иногда используют даже авиацию. Но всё же, в основном, такие вопросы транспортировки решаются:

  • автотранспортом;
  • железной дорогой;
  • морскими и речными судами.

Каждый из представленных видов транспорта имеет свои особенности применительно к перевозкам наливного груза.

Автомобильная транспортировка

Здесь большинство транспортных компаний отдают предпочтение перевозке наливных грузов автоцистернами. Это прицеп или полуприцеп грузового автомобиля. Стоит отметить, что перевозка жидких грузов автоцистернами подразумевает использование ёмкостей разного объёма. Если продукцию для розничной торговли, такую как молоко или квас, могут транспортировать в резервуарах на 100-200 литров, то автоцистерны для перевозки сжиженных газов обычно вмещают в несколько десятков раз больше. При этом не исключается перевозка молока и молочных продуктов автоцистернами повышенной вместимости.

Перевозка во многом зависит от того, какие расстояния должен преодолеть груз. Перевозить машинами экономически выгодно при небольших расстояниях. Хотя в теории автотранспорт способен доставить товар в любые точки мира, при дальних транспортировках отдают предпочтение железной дороге, морским и речным путям.

Железная дорога

Если для перевозок используется железнодорожный вид транспорта, здесь применяются специальные цистерны и танк-контейнеры. При перевозках цистернами с выгрузкой и возможной перегрузкой на другой вид транспорта возникают определённые проблемы. Потому железнодорожные цистерны предпочитают использовать тогда, когда перевозка от начальной до конечной точки предусматривает постоянное нахождение товара в одной ёмкости до момента его выкачки в месте прибытия. Те же кислоты и иные опасные вещества вряд ли захочется переливать с ёмкости в ёмкость несколько раз.

Танк-контейнеры в этом плане функциональнее. Их конструкция позволяет снимать ёмкость с железнодорожного вагона и перемещать на автотранспорт, либо на суда. При доставке товаров в жидком виде по суше в пределах одного континента железная дорога считается наиболее безопасным вариантом. В особенности для тех случаев, когда наливные грузы относятся к категории опасных. Это позволяет эффективно транспортировать ядовитые вещества, нефтепродукты, топливо, газ и пр. Железная дорога считается простым и экономически выгодным способом транспортировки жидких грузов, потому активно используется по всему миру.

Транспортировка железнодорожным транспортом

Морские и речные суда

Не менее эффективными считаются грузоперевозки наливных грузов при использовании судов речного и морского назначения. В этом случае применяется 2 варианта транспортировки:

  • Танкер. Специальное судно, представляющее собой огромный резервуар с возможным разделением на секции. Танкеры предназначены для перевозки жидких продуктов;
  • Грузовое судно. Это суда, конструкция которых позволяет разместить большое количество танк-контейнеров.

По уровню безопасности морской и речной транспорт заметно уступает железнодорожному. Но при международных перевозках такой способ считается незаменимым. В некоторых случаях речные суда используются для транспортировки наливных грузов между городами. Хотя, в основном, суда используют в международной торговле.

Перевозка с помощью танкера

Общие правила и требования к транспортировке жидкостей

Существует ряд общих правил и требований, которые в обязательном порядке учитываются при перевозке жидких грузов. Рекомендации следующие:

  1. Необходимо очищать емкости для перевозки жидкостей перед каждой транспортировкой.
  2. Использовать для каждого типа груза соответствующие виды цистерн.
  3. Ближайший запланированный ремонт или техническое освидетельствование должно быть не ранее, чем через месяц.
  4. Проверять целостность цистерн и фиксирующих люков до отправки и в процессе транспортировки.
  5. Исключать вероятность неисправностей сливной, запорной и наливной арматуры.
  6. Правильно выставлять температурный режим, если это необходимо для успешной перевозки жидких грузов определенного типа.

Добросовестное следование этим пунктам позволяет организовать эффективную работу и завоевать доверие и хорошую репутацию.

Нефтеналивной груз

Нефть представляет собой важнейшую индустриальную продукцию. Коэффициент теплоты сгорания в 1,5 раза выше коэффициента сгорания самых качественных сортов угля. Привлекает и ее себестоимость, она в 10 раз ниже, чем для угля.

Среди жидких грузов нефть и продукты нефтепереработки занимают почти 90%. В этот перечень входит не менее сотни наименований. Доставка производится различными видами транспорта, но наиболее эффективен трубопроводный транспорт.

Разработана целая система требований по загрузке и доставке жидких грузов. Если осуществляется перевозка мазута, то:

  • необходимо наличие подогрева подвижного состава;
  • использование специализированных цистерн (бункерных полувагонов);
  • котел цистерн должен быть обустроен двойными стенками.

При использовании морской доставки грузов из одного порта в другой, следует учитывать специфику работы порта для обеспечения безопасности.


Перевозка нефтепродуктов требует особых мер безопасности

Спирты

Характеристика наливных грузов, содержащих спирт:

  • огнеопасность;
  • большая токсичность;
  • взрывоопасность;
  • способность накапливать статистический ток;
  • наличие наркотических свойств;
  • способность к расширению.

Логистические услуги по перевозке винного спирта осуществляются в цистернах, вместимость которых составляет 50 куб.м. При увеличении температуры спирт расширяется, а при понижении сжимается. Поэтому необходимо наличие специальной отметки на внутренней части колпака. Наносится линия высоты налива. Превышать ее разрешается не больше 15 см.


Перевозка спирта осуществляется в специально предназначенных для этого цистернах

Нормы провоза жидкостей у разных авиакомпаний


Многие требования авиаперевозчиков указаны на их официальных сайтах

Каждый авиаперевозчик имеет право устанавливать свои правила транспортировки ручной клади и багажа. Главная цель требований — безопасность.

«Аэрофлот»

Каждый пассажир этой авиакомпании имеет право пронести на борт самолёта до 15 кг ручной клади. Сюда входит портфель или дамская сумка (5 кг) и основное место весом 10 кг с суммой параметров 115 см. Строго контролируются размеры ручной клади — 55 см в длину, 40 см в ширину и 20 см в высоту.

Товары, купленные в Duty Free, следует перевозить в запечатанном пакете, сумма длин сторон которого составляет не более 115 см. Сюда следует поместить все покупки, совершённые в зоне свободной торговли.

Требования к провозу жидкости стандартны — не более 10 ёмкостей по 100 мл.

«S7 Airlines»

Общие правила провоза жидкости в этой авиакомпании соответствуют требованиям «Аэрофлота». Отличительная особенность заключается в том, что диетическое питание и лекарственные препараты не входят в общий вес ручной клади и могут провозиться дополнительно.

Значительным минусом для пассажиров являются рекомендации по провозу товаров из Duty Free. Каждому человеку можно взять на борт самолёта только один пакет весом 3 кг и общей суммой габаритов 75 см.

Приказ Министерства транспорта РФ от 26 сентября 2016 г. N 281 "Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом"

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом.

Правила
перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 26 сентября 2016 г. N 281)

ГАРАНТ:

О Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте см. справку

3. Перевозка грузов насыпью и навалом осуществляется с учетом физических свойств, гранулометрического состава, геометрических размеров и упаковки грузов.

4. Насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью).

5. Навалом перевозятся грузы, погрузка которых производится с укладкой или без укладки в вагоне, которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам, например, лом и отходы, брикеты, мелкие металлические изделия (гайки, подкладки, шурупы), лесные грузы.

6. Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и выдувания, перевозятся насыпью и навалом в универсальных крытых вагонах и в специализированных крытых вагонах, а также в специализированных контейнерах.

Грузы, перевозимые навалом в крытых вагонах, должны перевозиться только с дверными заграждениями, установленными перевозчиками, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями, если погрузка обеспечивается грузоотправителем. Для предотвращения непосредственного воздействия грузов на двери крытого вагона допускается в качестве заграждений дверных проемов применение щитов из досок, горбыля или заграждения из иных материалов.

Перевозка указанных в абзаце первом настоящего пункта грузов производится в полувагонах в упакованном виде (например, мягкие контейнеры разового применения, вагонные вкладыши) в соответствии со стандартами и техническими условиями на данный вид перевозимой продукции, если Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов на открытом железнодорожном подвижном составе, перевозка этих грузов допускается на открытом подвижном составе.

7. Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков, перевозятся навалом и насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе, в том числе в специализированных открытых вагонах.

Перевозка грузов в специализированных открытых вагонах, в том числе с глухим кузовом, производится при наличии у грузополучателей средств разгрузки таких вагонов, о чем в транспортной железнодорожной накладной делается соответствующая отметка*.

9. Вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов.

В целях выполнения требований безопасности движения и экологической безопасности при перевозке грузов мелкой фракции перевозчик или грузоотправитель, осуществляющий погрузку груза, обязан обеспечить его сохранность с исключением просыпания в пути следования.

10. Перевозка зерновых грузов влажностью до 17% включительно, зернобобовых культур до 17%, проса до 15%, семян масличных культур до 10%, семян подсолнечника до 8% производится на общих условиях в соответствии со статьей 3 Устава.

Перевозка грузов, указанных в абзаце первом пункта 11 настоящих Правил, с более высокой влажностью допускается на особых условиях в соответствии со статьей 8 Устава.

Установлены новые правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом. Перечень грузов, которые допустимо перевозить таким образом, определен Минтрансом России.

В частности, новые правила допускают перевозить грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и выдувания, в полувагонах в упакованном виде (например, мягкие контейнеры разового применения, вагонные вкладыши) в соответствии со стандартами и техусловиями на данный вид перевозимой продукции.

Также несколько изменены правила перевозки зерновых грузов.

Приказ Министерства транспорта РФ от 26 сентября 2016 г. N 281 "Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом"

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Как заполнить транспортную накладную

С 1 января 2021 года изменилась форма транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом. Разберём изменения и дадим инструкцию по заполнению.

Новая форма транспортной накладной в 2021 году

С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует новая форма транспортной накладной (Постановление Правительства от 21.12.2020 № 2200). Она дана в Приложении № 4. В бланк добавили несколько граф, которых раньше не было.

  • Раздел 1 «Грузоотправитель». Добавили отметку о том, что грузоотправитель является экспедитором, и подраздел 1а с информацией о заказчике перевозки. Отметка «является экспедитором» проставляется, если по договору экспедитор оплачивает перевозку груза. В подразделе 1а при необходимости указываются данные его клиента.
  • Раздел 3 «Груз». Дополнительно надо будет указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документов, подтверждающих отгрузку товара.
  • Раздел 6 «Прием груза». Нужно вносить сведения о лице, от которого перевозчик забирает груз.
  • Раздел 11 «Транспортное средство». Дополнили сведениями о типе владения машиной: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

С 1 января 2022 года транспортную накладную можно будет составлять в электронной форме. Формат электронной транспортной накладной должна утвердить ФНС совместно с Минтрансом и Минцифры.

Когда нужна транспортная накладная

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Кто оформляет транспортную накладную

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Сколько экземпляров накладной составлять

Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

Как заполнить транспортную накладную

Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

  1. Чтобы накладная подтверждала расходы, в ней должны быть заполнены: дата, данные грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, размер провозной платы. В разделах 6, 7, 15, 16 должны быть наименования должностей, подписи и расшифровки подписей.
  2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
  3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил перевозок груза автомобильным транспортом, Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Далее подробно разберем порядок заполнения каждой из сторон.

Как заполнить грузоотправителю

Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.

Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы, 1–7, 15 и 16.

Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. Если перевозку оплачивает экспедитор, то он и будет грузоотправителем, в таком случае проставляется отметка «является грузоотправителем» и заполняется подраздел 1а (при необходимости).

Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза.


Раздел 3 «Груз». Этот раздел достаточно объемный, он включает данные о перевозимом грузе по пяти пунктам: наименование, количество грузовых мест, масса и габариты, перечень опасных веществ — заполняйте на провоз опасного груза, объявленная ценность. Если данных для заполнения нет, разрешается поставить прочерк.

Новый показатель, объявленную ценность, можно взять из товарной накладной или УПД. Она не должна превышать действительную стоимость груза. В ряде случаев ее нельзя указывать (п. 78 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).


Контур.Маркет распознает товары в скане накладной и сопоставит с вашим каталогом

Раздел 4 «Сопроводительные документы на груз». В этом разделе надо привести реквизиты прилагаемых к накладной документов. Сюда входят товарные накладные, УПД, сертификаты, паспорта, разрешения на груз и пр. При их наличии у налоговой будет меньше причин сомневаться в сделке.

Раздел 5 «Указания грузоотправителя». В этом разделе нужно прописать указания, которые транспортная компания должна соблюдать во время перевозки груза: сроки, температурный режим, санитарные и карантинные требования и пр. Дополнительно указываются характеристики автомобиля, на котором повезут груз: тип, марка, грузоподъемность, вместимость и пр.


Раздел 6 «Прием груза». Впишите данные лица, от которого перевозчик забирает груз, адрес склада, дату и время получения груза. При погрузке указываются уже фактические дата и время прибытия и отбытия машины, описывается состояние груза, его масса, количество занятых мест. Раздел должен быть заверен подписями лица, у которого забирают груз, водителя и грузоотправителя (при необходимости).

Не отражайте данные о лице, которому до погрузки передали груз по документам, если фактически его не перемещали (Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).


Раздел 7 «Сдача груза». Тут отражается адрес места выгрузки (склад покупателя, терминал транспортной компании), дата и время доставки.

Раздел 15 «Подписи сторон» и раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Должностное лицо грузоотправителя ставит свою подпись, указывает ФИО и должность.

Как заполнить перевозчику

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.


Раздел 10 «Перевозчик». Заполняется сведениями о перевозчике: наименование или ФИО, ИНН, адрес, номер телефона. Дополнительно указываются информация о водителе и его контакты.

Раздел 11 «Транспортное средство». Перевозчик указывает сведения об автомобиле, на котором повезут груз: тип, марку, грузоподъемность, вместимость, регномер. Дополнительно надо выбрать тип владения: собственность, лизинг или аренда.

Если транспорт не соответствует требованиям грузоотправителя, заявленным в разделе 5, то он может отказаться от погрузки (п. 31 Правил, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).


Раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика». Если при погрузке у перевозчика появились вопросы к состоянию самого груза, упаковке, маркировке, таре и пр., их можно отметить в этом разделе.

Раздел 13 «Прочие условия». Здесь указывают номер, дату и срок действия разрешения на перевозку, данные о маршруте при перевозке крупногабаритных или опасных грузов, режиме работы водителей.

Раздел 14 «Переадресовка». Этот раздел заполняет водитель, если во время поездки изменился адрес доставки.

Раздел 15 «Подписи сторон» должностное лицо перевозчика ставит свою подпись, указывает ФИО и должность.

Раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Перевозчик указывает стоимость услуги по перевозке, провозную плату и порядок ее расчета, расходы перевозчика, НДС, наименование, адрес и банковские реквизиты грузоотправителя и перевозчика. Также тут проставляются подписи должностных лиц с расшифровкой.


Важно! Транспортная накладная подтверждает расходы на перевозку, если в ней есть все необходимые реквизиты и правильно заполнен раздел 16 (письма ФНС от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, от 20.02.2021 № СД-3-3/1280@). Если нет раздела 16, к транспортной накладной должен прилагаться другой первичный документ, который определяет цену перевозки. Например, универсальный передаточный документ.

Как заполнить грузополучателю

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.


Раздел 17 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков». Его может заполнить любая из сторон, если у нее есть претензии: найдены нарушения условий провоза груза, его порча, повреждение упаковки и т.д. Пострадавшая сторона ставит отметку об оформлении акта, а подробное описание претензий приводит в акте об установлении расхождений по количеству и качеству.

  1. Неверную запись зачеркивают одной чертой, чтобы она оставалась читаемой;
  2. Вносят правильную запись;
  3. Делают пометку «исправлено» и отмечают дату корректировки;
  4. Заверяют правку подписью с расшифровкой.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Сыпучие грузы: особенности перевозки

Перевозка сыпучих, упакованных в мешки или другую тару, грузов осуществляется в фурах с контейнерными прицепами. Особенности погрузки и транспортировки зависят от вида продукции и степени его измельчения.

Что относится к сыпучим грузам

Всё, что транспортируется насыпом, без упаковки: зёрна, щебень, песок, комбикорм, металлические руды, уголь, минералы и многое другое. Для успешной транспортировки нужно учитывать индивидуальные характеристики сыпучих грузов:

  • физические – взаимодействие частиц друг с другом (склеиваются ли они между собой, как, например, песок, или легко рассыпаются, как пшеница), способность нагреваться и отдавать тепло, возможность усадки (грунт);
  • химические – может ли перевозимый продукт внезапно воспламениться или взорваться (такие виды грузов требуют специального разрешения на перевозку и особых обозначений на упаковке и иногда на самом транспорте их перевозки), способен ли он к окислению или подвержен ему;
  • биологические – связанные с дыханием, гниением, питанием, прорастанием и другими процессами, присущими живым организмам.

Кроме того, заслуживает внимания агрегатное состояние продукта: некоторые руды легкоплавких металлов, например, могут превращаться из твердых монолитов в жидкости и требуют особого подхода к транспортировке.

Основные правила перевозки

Доставка любых сыпучих грузов может осуществляться автомобильным, железнодорожным или воздушным путем. Но есть правила грузоперевозки, соблюдать которые необходимо:

  1. Груз транспортируют с учетом вышеперечисленных особенностей (физико-химических свойств), размера.
  2. Материал можно не накрывать тентом, если он не боится непогоды, и перемещать в открытом кузове-контейнере). Это не относится к сельскохозяйственным культурам, которые обязательно защищают от дождя и солнца, а также к любым грузам, которые будут провозить через населённые пункты.
  3. Массу клади соизмеряют с грузоподъемностью фуры, на которой ее предстоит везти.
  4. Груз насыпают с помощью спецтехники, с высоты 1 м. Нельзя сыпать «с горкой», потому что продукт может выпасть во время движения прямо на дорогу и стать причиной ДТП.
  5. Иногда применяется и ручная погрузка, но только к неопасным видам продуктов. Прежде чем дать грузчикам задание, необходимо снабдить их респираторами, униформой, рабочими рукавицами.
  6. Водитель фуры должен выйти из машины и подождать окончания погрузки вне её пределов, чтобы не получить случайную травму, если сыпучая масса вдруг сорвётся. Тем не менее ковш погрузчика все равно не может проходить над кабиной.
  7. Организация, получившая груз, берёт на себя заботы по очистке прицепа от оставшихся частиц.
  8. Тот, кто отправляет кладь, должен обеспечить свободный и удобный подъезд для спецтехники, оцепить место погрузки временной изгородью (особенно это касается процесса вывоза руды или песка из карьеров).
  9. По прилегающей территории периодически разбрызгивают воду, чтобы сбить пыль.
  10. Перед погрузкой и выгрузкой продукцию взвешивают (или на специальных весах или путём расчётов, исходя из объёма ковша, например). Все сведения записывают в накладную. Это не касается только транспортировки строительных отходов и прочего, не несущего прибыли материала.

Какой транспорт лучше всего подходит

Машина для перевозки и спецтехника для укладки сыпучих грузов подбирается с учетом вида продукции. Это могут быть:

  1. Самосвалы – грузовые машины с открытым полуприцепом или прицепом, по бокам которого имеются борты. Благодаря встроенному гидравлическому приводу кузов может опускаться под наклоном и выгружать содержимое. Подходит для перевозок на небольшие расстояния. Популярный производитель – фирма «Тонар».
  2. Грузовики-контейнеровозы – машины с прицепом в виде плоской платформы, на которую устанавливается контейнер. Исключает возможность потери мелкой сыпучей продукции, особенно удобен, если товар упакован в дополнительную тару: например, цемент в мешках. Используется для транспортировки груза на большие расстояния.
  3. Прицепы-цистерны – крепятся к грузовику. Как правило, в таком виде транспортируют жидкости, но иногда они применяются и для сыпучих грузов.

При этом транспорт для навалочного груза должен отвечать некоторым требованиям:

  • абсолютная герметичность прицепа – чтобы исключить потери даже самых мелких продуктов;
  • возможность натянуть и закрепить тент/полог;
  • способность поддержать нужный микроклимат (для некоторых видов продукции).

Организация безопасности движения

Перевозка различных сыпучих материалов требует от водителя фуры особого мастерства и внимания, так как этот груз отличается высокой подвижностью. В пути существуют некоторые риски:

  • кладь может просыпаться на дорогу или крыши легковых автомобилей, проезжающих рядом, создавая тем самым аварийную ситуацию;
  • тяжёлый вес и смещение материалов в одну сторону на поворотах, подъёмах и спусках затрудняет управление машиной;
  • некоторые грузы подвержены нагреванию и могут загореться.

Чтобы минимизировать возможность возникновения таких ситуаций, нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Груз надо равномерно распределить по кузову с таким расчётом, чтобы он не высыпался за борты.
  2. Мелкие сыпучие материалы накрывают тентом, чтоб их не вынесло на дорогу ветром.
  3. Если кладь везут в прицепе-контейнере (насыпные гранулированные продукты), ее сначала нужно упаковать.
  4. Разумеется, следует соблюдать все правила дорожного движения, которым подчиняются грузовые автомобили.
  5. Маршрут планируется заранее, он должен проходить только по тем дорогам, где разрешён проезд грузовых машин.
  6. При себе у водителя должны быть документы на перевозимые материалы (если с ним нет экспедитора-перевозчика или торгового представителя):
    • договор между грузоотправителем и получателем;
    • договор с транспортной компанией;
    • договор об аренде машины (если она не принадлежит логистической фирме, которая перевозит груз);
    • товарно-транспортная накладная, где указаны сведения о продукции.

Потери при транспортировке

Ответственность за потери при транспортировке полностью ложится на логистическую фирму, которая перевозит продукт. При погрузке фиксируют объемы продукции, а по прибытии всё взвешивают и перепроверяют заново. Если что-то не сошлось, то компания-перевозчик должна будет возместить убытки. Эта неприятность может случиться из-за:

  • плохого состояния прицепа или кузова (в нём есть зазоры и щели, сквозь которые груз просыпается);
  • тары, в которую был упакован груз, когда она не отвечает типу продукта, и он портится в дороге;
  • возгорания груза при несоблюдении правил перевозки (в зоне риска такие продукты, как торф, уголь, некоторые виды удобрений);
  • сильного ветра, который выдувает часть груза;
  • аварии на дороге в результате неаккуратного маневра водителя или если он самовольно изменил маршрут.

Стоит также учитывать качества перевозимого материала: некоторые виды сыпучих грузов могут менять вес в процессе высыхания, дозревания и т. п. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно не только соблюдать вышеописанные правила и обязательно страховать груз, но и привлекать к наблюдению за погрузкой обе стороны – отправителя и представителя транспортной компании. Это позволит исключить различного рода манипуляции, связанные с физическими свойствами материала.

Особенности перевозки сыпучих грузов


Транспортировка грузов сопряжена с требованиями, которые разнятся в зависимости от типа перевозимого. Грузы навалом и насыпом не исключение. Перевозка сыпучих грузов также имеет собственную специфику грузооборота, о которой и пойдет речь.

Перевозка сыпучих грузов

Содержание

Что такое сыпучие грузы

К сыпучим грузам относятся вещества, транспортируемые без тары, либо в мешках большой вместимости. В свою очередь, сыпучие материалы разделяют на навальные и насыпные. К первому типу относят зерновые и не зерновые сельскохозяйственные грузы. К типу насыпных грузов относят остальные сыпучие промышленные материалы, например уголь, песок, щебень.

Перевозка сыпучих грузов тонарами

На фото перевозка щебня тонарами

Грузооборот сыпучих веществ выполняется с помощью автомобильного, морского и авиатранспорта. Автоперевозки в приоритете для большинства, так как можно доставить материалы даже в отдаленные уголки страны и мира. И это несмотря на высокую стоимость услуг.

При транспортировке необходимо учитывать физические, химические и биологические параметры перевозимых веществ, чтобы избежать прения, возгорания или изменения структуры.

Пристального внимания требует агрегатное состояние. Некоторые виды металлической руды при определенных условиях разжижаются или, наоборот, становятся еще тверже. Такие грузы транспортируют в специальных закрытых контейнерах.

Основные условия

Регламент на перевозку сыпучих грузов осуществляет 26 раздел «Правил перевозок грузов навалом» в редакции 2007 года. В помощь разделу идет Постановление правительства № 272 15. 04. 2011 года, в котором указаны лишь основные требования к трафику сыпучей клади металлического характера (не с/х грузы):

Транспорт для сыпучих грузов

Для транспортировки насыпных и навальных материалов абы какой автотранспорт не подходит. Для каждой поездки подбирается определенный тип авто.

Транспорт для сыпучих грузов

  1. Самосвалы. Грузовики с типом кузова прицеп или полуприцеп с гидравлической системой для разгрузки и минимум одним откидным бортом. При перевозке самосвалами необходимо обратить внимание на надежность крепления тента и плотность прилегания к перевозимому веществу.
  2. Контейнеровозы. Тягач с платформой, на которую помещается контейнер. Этот вид востребован для длительных поездок. Для этого типа обязателен контроль герметичности швов, чтобы не допустить утечки груза.
  3. Цистерны. Используются для провоза жидких веществ, иногда в них транспортируют сыпучие грузы. Важна герметичность и сохранение климатических условий внутри цистерны.

Правила транспортировки

Транспортировка насыпных и навальных материалов без соответствующей документации не допускается. Для спокойной поездки у водителя ТС должны быть под рукой следующие документы:

Правила перевозки сыпучих материалов не все добросовестно соблюдают. Поэтому в статье 12. 21 КоАП прописаны штрафы за несоблюдение правил:

Потери при перевозке

За качество перевозимого груза, своевременную доставку, целостность и весовые потери отвечает перевозчик.

А произойти подобные неприятности могут из-за:

Помимо этого не стоит забывать и о естественных причинах изменения объема и веса, например высыхание груза, дозревание во время перевозки.

Регламентирует уровень вины перевозчика статья 796 Федерального закона № 14 ГК РФ.

Заключение

Перевозка сыпучих грузов требует тщательной подготовки и внимательного отношения в течение поездки. Транспортировка автомобильным транспортом по стоимости дороже, чем услуги других транспортных средств. Однако, с помощью автомобилей доступна доставка в отдаленные населенные пункты. Соблюдение регламента обеспечивает регулярные поставки сыпучих материалов, а нарушение карается денежными взысканиями.

Читайте также: