Очистка вагонов от щебня

Обновлено: 20.05.2024

Как правильно чистить щебень?

На МЖД в этом сезоне летних ремонтных путевых работ успешно зарекомендовали себя новые технологические разработки. На Московско-Курском и Московско-Рязанских отделениях столичной магистрали на станциях Софрино и Дягилево успешно функционируют два щебнеочистительных комплекса ЩОМ -1200 и ЩОМ-1200 ПУ, изготовленных на Калужском заводе «Ремпутьмаш» и в ЗАО «Тулажелдормаш».

Эти комплексы используются железнодорожниками Московской магистрали при ремонте пути. По технологии работ фрезами вырезается загрязненный слой щебня (глубина обработки составляет от 40 до 60 см), поверхность среза земляного полотна уплотняется и очищенный балласт слоями укладывается под путевую решетку.

Щебнеочистительные машины ЩОМ-1200 ПУ обеспечивают работу в любое время суток на прямых, кривых однопутных и двухпутных участках бесстыкового, а также звеньевого пути, с деревянными и железобетонными шпалами при всех видах балластного материала.

Обработка полотка дороги проводится путейцами в периоды так называемых «окон». Высокая выработка данных комплексов (производительность составляет 1200 куб. м. щебня в час, что в 2,5 раза превосходит возможности наиболее распространенных щебнеочистителей) позволяет сокращать потребность в предоставлении «окон» для выполнения ремонтных работ в несколько раз, сообщает служба по связям с общественностью Московской железной дороги.

Зачистка вагонов после выгрузки

Ручная зачистка вагона после выгрузки

Очистка вагонов после выгрузки — обязательная процедура, которой подвергаются вагоны грузовых составов в соответствии с приказом №119 МТ РФ от 10.04.13.

Производится зачистка вагонов после разгрузки состава на повышенном пути или с применением вагоноопрокидывателя.

Правила очистки и промывки вагонов после выгрузки предписывают службам, производящим разгрузку грузов, зачищать вагоны изнутри и снаружи, а также приводить в исправное состояние неснимаемые крепёжные приспособления, включая турникеты.

Очистка ходовых частей и наружных поверхностей грузовых вагонов и контейнеров осуществляется в обязательном порядке, вне зависимости от принадлежности контейнеров или вагонов. Очищенными вагоны, бункерные полувагоны, контейнеры, цистерны и пр. признаются, если внутри них, снаружи, на межвагонных соединениях и ходовых частях отсутствуют остатки груза.

Незначительное наличие снега внутри очищенного объекта признаком загрязнения не является.

Очистка вагонов после выгрузки подтверждается актом общей формы, в котором прописываются номера промытых вагонов.

Наша компания осуществляет промывку и зачистку: крытых вагонов, полувагонов и цистерн.

Способы очистки вагонов

Водоструйная промывка и очиска вагона

Единой Промышленной Компанией применяются следующие способы очистки вагонов после выгрузки перевозимого груза:

После того как очистка и промывка вагонов завершена, нами производится передача вагонов железнодорожным приёмосдатчикам с оформлением соответствующего акта.

Выбор критерия качества вибрационной очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Корнейчук С. Г., Ломотько Д. В., Романович Е. В., Повороженко Е. В.

Для перевозки сыпучих грузов по железной дороге наиболее часто используют полувагоны. Для успешного усовершенствования процесса вибрационной очистки полувагонов с помощью накладного вибратора исследованы вопросы, связанные с наличием остатков груза после открывания крышек люков и поведением груза в процессе вибрации. Установлено, что количество остатков груза в кузове полувагона при обработке накладным вибратором напрямую зависит от величины ускорения, сообщаемого вибратором кузову полувагона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Корнейчук С. Г., Ломотько Д. В., Романович Е. В., Повороженко Е. В.

Обеспечение сохранности полувагонов при погрузо-разгрузочных работах Основные технологические решенияпо эффективной разгрузке смерзшегося груза из железнодорожных полувагонов Адаптация математической модели полувагона к условиям разгрузки кузова способом опрокидывания Основные технологические решения по эффективной разгрузке смерзшегося груза из железнодорожных полувагонов Oптимізація процесу вивантаження вапна з піввагонів взимку i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Вибір критерію якості вібраційного очищення піввагонів від залишків сипучих вантажів

Текст научной работы на тему «Выбор критерия качества вибрационной очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов»

УДК 629.463.65: 629.4.015

ВЫБОР КРИТЕРИЯ КАЧЕСТВА ВИБРАЦИОННОЙ ОЧИСТКИ ПОЛУВАГОНОВ ОТ ОСТАТКОВ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ

Корнейчук С.Г.,препод. (СлавТЖТ) Ломотько Д.В., д.т.н. проф. (УкрГАЖТ) Романович Е.В., к.т.н.,доц. (УкрГАЖТ) Повороженко Е.В., ст.препод. (УкрГАЖТ)

Введение. Для перевозки сыпучих грузов по железной дороге наиболее часто используют полувагоны. Однако, при их разгрузке через нижние разгрузочные люки в кузове полувагона остается значительная часть груза (таблица 1).

Таблица 1 - Среднее количество остатков сыпучих грузов после открывания крышек разгрузочных люков в полувагонах

Наименование груза Среднее количество остатков,т

1 Уголь каменный 7-12

5 Руда железная 15-20

Действующие нормативы [4, 6] требуют, чтобы кузов полувагона был полностью очищен от видимых остатков перевозившегося в нем груза. Поэтому пункты выгрузки сыпучих грузов из полувагонов вынуждены осуществлять их очистку, применяя для этих целей как ручной труд, так и средства механизации.

Наиболее эффективным средством для механизированной очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов являются накладные вибраторы, которые сообщают кузову полувагона вертикальные колебания. Но многолетний опыт их эксплуатации показал, что далеко не всегда они позволяют полностью очистить полувагон от остатков груза. Поэтому возникла необходимость в усовершенствовании процесса вибрационной очистки полувагонов путем внесения определенных изменений в конструкцию применяемых для этих целей накладных вибраторов.

Основная часть. Для успешного усовершенствования процесса вибрационной очистки полувагонов с помощью накладного вибратора в первую очередь необходимо четко ответить на следующие вопросы.

а) Почему после открывания крышек люков часть груза не высыпается?

б) Что происходит с грузом в процессе вибрации?

Для ответа на поставленные вопросы воспользуемся теорией сыпучих тел, в частности теорией устойчивости откосов [2, 5, 7-12], потому, что после открывания крышек разгрузочных люков, расположенных в днище кузова полувагона, остатки груза по своей форме очень сильно напоминают откосы насыпей, выемок, котлованов и т.п. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Форма остатков песка в полувагоне после открывания крышек

В общем случае условие устойчивости откоса записывается в виде

где т - действующее на откос касательное напряжение, Па; тпр - удельное сопротивление сыпучего груза сдвигу, Па. Удельное сопротивление груза сдвигу

где а - давление, нормальное к поверхности сдвига, Па; и - угол внутреннего трения сыпучего груза, градусов; т0 - удельное сцепление частиц груза, Па.

Удельное сцепление частиц груза зависит от целого ряда его физико-механических свойств: плотности, влажности, размера частиц, слеживаемости и т.д.

Давление, нормальное к поверхности сдвига, Па

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где N - сила нормального давления, Н;

F - площадь поверхности, м .

Сила нормального давления при этом, Н

где т - масса груза, кг;

§ - ускорение свободного падения, кг; а - ускорение при вибрации, м/с2.

Таким образом, условие обрушения призмы груза в процессе вибрационного воздействия можно записать в следующей форме

В случае действия вертикальной вибрации вынуждающая сила уменьшает первое слагаемое формулы (5).

Ряд грузов, например щебень, имеет незначительную величину удельного сцепления частиц т0 и в процессе вибрации начинают вести себя

почти как идеально сыпучее тело, у которого т0

0. Тогда условие обрушения призмы груза в процессе вибрационного воздействия примет вид

В этом случае количество груза, оставшегося в кузове полувагона после виброочистки, будет минимально (рисунок 2).

Рисунок 2 - Остатки щебня после вибрационной обработки полувагона

Ряд других грузов, например формовочная смесь, имеет весьма значительное удельное сцепление частиц т0, значение которого может многократно превосходить значение первого слагаемого формулы (2), что

считать запись хпр « х0. В этом случае вибрация весьма незначительно

влияет на условие обрушения призмы груза и количество остатков груза в кузове полувагона после виброочистки будет значительным (рисунок 3).

дает нам право считать

tgф « 0. Тогда справедливой можно

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Остатки формовочной смеси после вибрационной обработки

Из сказанного выше следует, что остатки груза, находящиеся на элементах кузова полувагона после открывания разгрузочных люков, до приложения вибрации к полувагону, находятся в состоянии равновесия (1). Приложение вибрации нарушает это равновесие, что и приводит к обрушению призмы остатков груза и высыпанию их из полувагона. Обрушение призмы остатков приводит к постепенному уменьшению угла откоса остатков груза а до значения, равного углу наклона крышки люка к горизонту ак. (рисунок 4).

а0 - угол откоса груза до вибрации, град.; а - угол откоса груза в процессе вибрации, град.; ак - угол наклона крышки люка к горизонту.

Рисунок 4 - Изменение угла откоса груза в процессе вибрационной очистки полувагона.

Очевидно, что чем меньше высота призмы груза, тем более устойчивой к сдвигу она будет. В итоге слой остатков груза в кузове полувагона окажется настолько мал, что это дает нам право говорить не об условии обрушения призмы груза, а об условии схода частицы груза с крышки разгрузочного люка в условиях вертикальных колебаний. Именно такой случай был в свое время рассмотрен такими известными учеными, как В.Н. Стоговым, И.П.Кривцовым, В.А. Мироненко и другими.

Слой груза на крышке люка мал, и потому можно утверждать, что угол наклона призмы груза к горизонту а будет равен углу наклона крышки люка к горизонту ак

Схема сил, действующих на частицу груза, расположенную на наклонной крышке разгрузочного люка полувагона, в условиях вертикальной вибрации, приведена на рисунке 5.

т - масса частицы груза; а - ускорение кузова полувагона, сообщаемое ему вибромашиной; ак - угол наклона крышки люка к горизонту; g - ускорение свободного падения; FXp - сила трения частицы груза по крышке люка.

Рисунок 5 - Схема сил, действующих на частицу груза в условиях вертикальной вибрации

Условие схода частицы груза с наклонной крышки люка можно записать в следующем виде

Сила трения груза по крышке люка, Н

f - коэффициент трения частицы груза по крышке люка. Подставив полученное выражение в формулу (8), получим

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, при вертикальных колебаниях и небольшом количестве остатков груза в кузове полувагона эффекта очистки практически нет.

Приведенные выше теоретические выкладки дают ответ на вопрос, почему при работе накладных вибраторов в кузове полувагона практически всегда остаются остатки груза. Выражение (11) целиком согласуется с теорией устойчивости откосов [2, 5, 7-12] и выводом к рисунку 4. Отсюда можно предположить, что зависимость устойчивости призмы груза к сдвигу от времени будет носить экспоненциальный характер, а значит и график изменения количества остатков груза в кузове полувагона времени виброочистки будет иметь следующий вид (рисунок 6)

где А - коэффициент пропорциональности. т0

т0 - масса остатков груза; t - время виброочистки.

Рисунок 6 - График изменения остатков груза в кузове полувагона

от времени виброочистки

Выводы. Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы. Количество остатков груза в кузове полувагона в процессе его обработки накладным вибратором для большинства сыпучих грузов напрямую зависит от величины ускорения, сообщаемого вибратором кузову полувагона. Поэтому, в качестве критерия качества очистки полувагона накладным вибратором будет удобно воспользоваться максимальным значением ускорения, сообщаемого кузову полувагона этим вибратором.

При использовании накладных вибраторов для очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов будет нецелесообразным пытаться полностью удалить остатки груза из полувагона: на это уйдет слишком много времени, средств, а также может привести к повреждению кузова полувагона. Стоит задуматься о том, как быстрее освободить кузов полувагона от подавляющего количества этих остатков, а оставшуюся их часть удалять другим, более эффективным способом.

1 Бабаков И. М. Теория колебаний : учеб. пособие /И. М. Бабаков. -4-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2004. - 591 с.

2 Безухов Н.И. Теория сыпучих тел. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Госстройиздат, 1934. - 113 с.

3 Вибрационные устройства для очистки полувагонов /Мироненко В.А., Романович Е.В. //Затзничний транспорт Украши. -1998№4-5. -С.34-35.

4 ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ. -М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

5 Зенков Р.Л., Гриневич Г.П., Исаев В.С. Бункерные устройства. -М.: Машиностроение, 1977. -225 с.

6 Изменения и дополнения к межгосударственному стандарту (ГОСТ 22235-76) по сохранности грузовых вагонов /Г.К.Сендеров, А.П.Ступин, С.А.Другаль, Е.А.Поздина //Ж.-д. трансп. Сер. Вагоны и вагонное хозяйство: ЭИ /ЦнИИТЭИ МПС, 1999. -Вып.3. -С.1-32.

7 Клейн Г.К. Строительная механика сыпучих тел. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Стройиздат, 1977. -256 с.

8 Леденев, В.В. Расчет и конструирование специальных инженерных сооружений : учебное пособие / В.В. Леденев, В.Г. Однолько, А.В. Худяков. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 128 с.

9 Основания, фундаменты и подземные сооружения /М.И.Горбунов-Посадов, В.А.Ильичев, В.И.Крутов и др.; Под общ. ред. Е.А.Сорочана и Ю.Г.Трофименкова. -М.: Стройиздат, 1985. -480 с.

10 Соколовский В.В. Статика сыпучей среды. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. -241 с.

11 Соколовский В.В. Теория пластичности. -М.: Высшая школа, 1969. -608 с.

12 Ухов Б.С. и др. Механика грунтов, основания и фундаменты: Учебник. -М.: АСВ, 1994. -527 с.

Очистка вагонов от щебня

Прием, выгрузка (Неконтейнизированный груз)

Наименование Услуги

Ед.изм

Цена

Услуги РЖД (Перевозка грузов на участке ст Сывдарма-ст.Коротчавео-81 км

руб/тн/км (81км х 2,5 х тн)

из расчета по прибывшему тоннажу

Услуги ЯЖДК (Подача, уборка, перевод стрелок, маневровые работы, пользование вагонами)

Раскредитование транспортных ж/д документов

Выгрузка из полувагона

Крупногабаритного и тяжеловесного груза от 25 тн до 35 тн

Крупногабаритного и тяжеловесного груза от 35 тн до 55 тн

Крупногабаритного и тяжеловесного груза от 55 тн до 70 тн

Выгрузка из крытого вагона

Выгрузка из автотранспорта

Увязка груза без сварочных работ

Увязка груза с применением сварочных работ

Техническое содержание подъездных ж/д путей и площадки складирования и хранения

Зачистка вагона после выгрузки (зима)

Зачистка вагона после выгрузки (лето)

Оформление складских документов (МХ-1, М-7, АОФ)

Оформление транспортных документов (МХ-3, ТН)

Прием, выгрузка (Контейнера)

Услуги РЖД (Перевозка грузов на участке ст Сывдарма-ст.Коротчавео-81 км

руб/тн/км (81км х 2,5 х тн)

из расчета по прибывшему тоннажу

Услуги Северспецтранс (Подача, уборка, пользование вагонами и контейнерами за время их движения по железнодорожным путям, маневровые работы, перевод стрелок) (Контейнер 40фт)

Услуги Северспецтранс (Подача, уборка, пользование вагонами и контейнерами за время их движения по железнодорожным путям, маневровые работы, перевод стрелок) (Контейнер 20фт)

Совершенствование методов очистки воздуха рабочей зоны от пыли известкового щебня, выделяющейся при разгрузке железнодорожных вагонов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сергина Наталия Михайловна, Боровков Дмитрий Павлович, Семенова Елена Анатольевна

Определена величина пылевыделения при разгрузке железнодорожного вагона с известковым щебнем. Получены данные о дисперсном составе пылевых частиц попадающих в воздух рабочей зоны при разгрузке вагонов с щебнем. Описаны схема опытно промышленной системы обеспыливающей вентиляции и приведены результаты ее испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Сергина Наталия Михайловна, Боровков Дмитрий Павлович, Семенова Елена Анатольевна

Об опыте применения пылеуловителей на встречных закрученных потоках в системах обеспыливания промышленных выбросов О применении вероятностного подхода для оценки эффективности многоступенчатых систем пылеулавливания Система обеспыливания для производства керамзита Пылеуловители со встречными закрученными потоками в системах очистки пылевых выбросов в производстве строительных материалов Совершенствование аспирационного обеспыливания воздуха при производстве нерудных строительных материалов i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of some methods of the working area air purification from crushed limestone dust appearing during the cars’ dump

The level of dust pollution appearing during the dump of cars loaded with crushed limestone is defined. The data on the composition of the dust particles dispersed into the air in the working area during the cars loaded with rubble dump is obtained. The scheme of experimental-industrial dedusting ventilation and the results of its tests are described.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов очистки воздуха рабочей зоны от пыли известкового щебня, выделяющейся при разгрузке железнодорожных вагонов»

Совершенствование методов очистки воздуха рабочей зоны от пыли известкового щебня, выделяющейся при разгрузке железнодорожных вагонов

Н.М. Сергина, Д.П. Боровков, Е.А. Семенова

Одним из компонентов при изготовлении асфальто-бетонной смеси является щебень, представляющий собой неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, с последующим рассевом продуктов дробления. Известняковый щебень — продукт дробления осадочной горной породы (известняка), состоящего, главным образом, из кальцита (карбонат кальция — СаСО3). Известняковый щебень (иногда его ещё называют известковый или доломитовый щебень) — один из основных видов щебня, который, помимо гравийного и гранитного щебня, применяется в дорожном строительстве, а также при изготовлении железобетонных изделий. В дорожном строительстве наибольшее распространение имеют фракции 25-60 и 40-70 мм [1].

Как правило, большую часть пути от месторождения до конечного потребителя известковый щебень транспортируется железнодорожным транспортом. Однако, учитывая специфику дорожного строительства доставлять его непосредственно к асфальто-бетонным заводом в большинстве случаев затруднительно. Поэтому возникает необходимость в разгрузке и складировании щебня для последующей перевозки автотранспортом.

В процессе транспортирования и разгрузки, ввиду взаимодействия дробленого материала, происходит образование пыли. Этому способствует относительно низкая твердость известковых пород, а также их высокая абразивность. Также некоторое количество пыли присутствует в щебне изначально с момента его измельчения и гранулирования. Возникающая при разгрузке эжекция воздуха способствует отделению пыли от гранул и образованию пылевоздушной смеси. Наиболее сильное пылевыделение наблюдается при разгрузке навалом, когда содержимое вагона пересыпается через открытые люки. Концентрация пыли в воздухе в непосредственной близости от железнодорожных путей при этом составляет 1,5-2 г/м3.

В случае, если выгрузка осуществляется на открытой площадк,е известковая пыль разноситься ветром на значительные расстояния. Предотвратить распространение пылевых отходов при этом крайне затруднительно, поэтому с целью соблюдения экологических требований погрузочно-разгрузочные операции необходимо производить в закрытом помещении (ангаре, грузовом депо и т.д.). Однако при этом встает вопрос загрязнения воздуха рабочей зоны и выброса пылевых отходов через ворота, вентиляционные системы, фонари и т.п. Одним из решений данной проблемы является организация обеспыливающей вентиляции.

Для обеспечения эффективного обеспыливания необходимо наличие данных о мощности пылевыделения, концентрации и физических свойствах пылевых частиц, поступающих в воздух рабочей зоны при разгрузке вагона с щебнем.

Для определения мощности пылевыделения применен метод измерения пылеоседания, сущность которого состоит в следующем [2]. На определенном расстоянии от места разгрузки по окружности через угол п/4 расставляются тарелочки-ловушки. Осевшая в каждой из тарелочек пыль взвешивается, и определяется интенсивность пылеоседания по формуле:

где — - количество пыли, осевшей на тарелочке, кг; Г - площадь тарелочки, м2; т - время нахождения тарелочки в зоне пылеоседания, ч.

По полученным результатам выбираются максимальные —тах и минимальные Отт значения плотности пылеоседания.. Через эти значения проводят линию, которая является средней линией для зоны пылеоседания фиксированного источника пыления. Зону пылеоседания фиксированного источника делят на два сектора с углом раскрытия п/4, то есть получают по два сектора с минимальным и максимальным оседанием пыли. Затем в каждом из секторов пылеоседания намечают не менее трех дуг. На каждой дуге ставится по три ловушки. Осевшую в каждой тарелочке пыль взвешивают, и определяют среднюю плотность распространения пылеоседания по формуле (1) для каждого радиуса. Суммарная величина пылевыделений от рассматриваемого сектора источника рассчитывается по следующему

где р - градусная мера центрального угла рассматриваемого сектора, град; Отах - значение максимума кривой распределения интенсивности пылеоседания, определяемое экспериментально для каждой исследуемой пыли, г/(м2-ч); хк - расстояние от источника, м; а - коэффициент, определяемый экспериментально для каждой исследуемой пыли, 1/м.

Результаты серии замеров мощности пылевыделения при разгрузке 50 вагонов выявили значительное поступление пыли в воздух рабочей зоны. Так, величина пылепоступления при полной разгрузке одиночного вагона лежит в пределах 115-140 кг. Осредненные значения концентрации пыли на расстояниях 0,5, 2 и 10 м составляют соответственно 98,4 г/м3, 73,2 г/м3 и 10,6 г/м3, что многократно превышает ПДК для воздуха рабочей зоны.

Важнейшей характеристикой пылевых частиц поступающих в воздух рабочей зоны является их размер. При разработке мероприятий по снижению запыленности воздуха рабочей зоны был проведен дисперсный анализ пыли методом микроскопии [3]. Для оценки результатов анализа были построены интегральные функции распределения массы частиц по диаметрам.

Рис.1. - Интегральные фунуции распределения массы по диаметрам частиц В(ёч) в вероятностно-логарифмической координатной сетке для пыли, отобранной: 1 -зонтом системы обеспылевающей вентиляции; 2 - непосредственной близи от места разгрузки: 3 - на расстоянии 2 м. от места выгрузки; 4 - после первой ступени очистки; 5 - после второй ступени очистки

Представленные на рис. 1 интегральные функции распределения массы частиц пыли по диаметрам показывают, что дисперсный состав пыли характеризуется усеченным логарифмически-нормальным законом. При этом медианный диаметр й50 от изменяется от 60 до 120 мкм. Однако 2-3% пылевых частиц имеют размер менее 7 мкм. Учитывая, что концентрация пыли в воздухе рабочей зоны может составлять более 100 г/м3, то концентрация мелких фракций с эквивалентным диаметром менее 7 мкм соответственно составляет 2-3 г/м3.

В последние годы в России и за рубежом из средств сухой очистки получили распространение такие аппараты, как вихревые пылеуловители на встречных закрученных потоках (ВЗП). Основным отличием ВЗП от пылеуловителей циклонного типа является наличие дополнительного нижнего ввода закрученного потока в сепарационную камеру. Внедрение вихревых пылеуловителей обусловлено рядом преимуществ по сравнению с циклонными: более высокая степень улавливания мелкодисперсной пыли; меньшая чувствительность фракционной эффективности к колебаниям расхода газа и концентрации пыли в нем; меньшая

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

степень абразивного износа аппарата; большая удельная производительность; возможность более эффективной очистки горячих газов и регулирования процесса пылеулавливания изменением соотношений расходов газа через потоки, а в некоторых случаях менее высокие затраты [4].

В настоящий момент с целью повышения эффективности улавливания мелких фракций пыли, применяются различные схемы многоступенчатых систем пылеулавливания с использованием аппаратов ВЗП. В качестве основных компоновочных решений используется отсос из бункерной зоны аппаратов и применение разделителей-концентраторов [4]. Применение подобных компоновочных схем позволяет существенно расширить область применения инерционных методов пылеулавливания на предприятиях строительной индустрии.

На рис. 2 приведена схема опытно-промышленной системы обеспыливания.

Рис. 2. Система пылеулавливания. 1 - зонт; 2 вентилятор; 3,4 - пылеуловители ВЗП

- первой и второй ступени; 5 - сепарационная камера; 6 - конический бункер; 7 -

тангенциальный входной патрубок; 8 - входной завихритель, 9 -второй входной патрубок; 10 - пылеотбойная коническая шайба; 11 - осевой входной патрубок очищенного газа; 12 - пылевыпускной патрубок; 13 - шлюзовой затвор; 14-18 -заслонки; 19 - осевой патрубок выхода очищенного газа из второго пылеуловителя;

20 - патрубок выхода пылегазовой смеси; 21 - эжектор; 22 - боковой патрубок; 23 - входной патрубок; 24 - выходной патрубок; 25 - разделитель-концентратор; 26 -входная камера; 27 - вихревая цилиндрическая камера; 28 - боковой патрубок для

вывода потока газа с большей концентрацией пыли; 29 - осевая труба для вывода потока газа с меньшей концентрацией пыли.

Система пылеулавливания содержит два пылеуловителя на встречных закрученных потоках. Конический бункер первого пылеуловителя выполнен с патрубком выхода пылегазовой смеси. Система снабжена эжектором, включающим боковой, входной и выходной патрубки, и разделителем-концентратором, включающим входную камеру, имеющую тангенциальный ввод и соединенную с вихревой цилиндрической камерой, содержащей боковой патрубок для вывода потока газа с большей концентрацией пыли и осевую трубу для вывода потока газа с меньшей концентрацией пыли. Осевой патрубок выхода очищенного газа из второго пылеуловителя соединен при помощи трубопровода с тангенциальным вводом разделителя концентратора.

Организация отсоса пылегазовой смеси из верхней части бункера первого пылеуловителя способствует увеличению разрежения в нем, что интенсифицирует процессы укрупнения высокодисперсных частиц пыли, их отбрасывания к стенкам корпуса и увеличивает скорость осаждения пыли в бункер. Таким образом, дополнительное разрежение в пылеуловителе за счет отсоса пылегазовой смеси из бункерной зоны повышает эффективность и надежность его работы. Организованный из бункера первого пылеуловителя отсос пылегазовой смеси и ее возврат на повторную очистку обеспечивает снижение потерь улавливаемого материала, в том числе мелкодисперсной пыли.

В ходе проведенных опытно-промышленных исследований система показала общую эффективность улавливания 96,4%. Таким образом, применение систем обеспылевающей вентиляции с пылеуловителями ВЗП и разделителями-концентраторами позволяет существенно снизить поступление пыли в воздух рабочей зоны и окружающую среду при разгрузке железнодорожных вагонов с известковым щебнем.

1. Разгрузки железнодорожных составов с известковым щебнем сопровождается сильным пылевыделением. Концентрация пыли на расстояниях 0,5, 2 и 10 м составляет соответственно 98,4 г/м3, 73,2 г/м3 и 10,6 г/м3, что многократно превышает ПДК для воздуха рабочей зоны.

2. Дисперсный состав пылевых частиц, поступающих в воздушную среду в процессе разгрузки щебня, может быть описан усеченным логарифмически-нормальным законом. Медианный диаметр изменяется от 60 до 120 мкм, 3% пылевых частиц имеют размер менее 7 мкм.

3. С целью повышения эффективности улавливания мелких фракций пыли рационально применять схемы многоступенчатых систем пылеулавливания с использованием аппаратов ВЗП с отсосом из бункерной зоны и разделителями-концентраторами.

4. Устройство системы обеспылевающей вентиляции с пылеуловителями ВЗП и разделителями-концентраторами позволило существенно снизить поступление пыли в воздух рабочей зоны и окружающую среду при разгрузке железнодорожных вагонов с известковым щебнем.

1. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия [Текст]: - М.: МНТС, 1995.

2. Азаров, В.Н. Оценка пылевыделения от технологического оборудования [Текст] // Безопасность труда в промышленности, 2003. - №7. - С.45-46.

3. Азаров, В.Н. Дисперсный состав пыли как случайная функция [Текст] // Объединенный научный журнал, 2003. - №6. С.62-64.

4. Азаров, В.Н. Пылеуловители со встречными закрученными потоками. Опыт внедрения [Текст]: Монография / В.Н. Азаров. - Волгоград, 2003. - 147 с.

2.5. Согласованы Профсоюзным комитетом постановлением РОСПРОФЖЕЛ от 30 июля 2012 г. N 12/8 | ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

2.5. Требования охраны труда при очистке грузовых вагонов от остатков груза и промывке внутренних поверхностей кузовов


2.5. Требования охраны труда при очистке грузовых вагонов
от остатков груза и промывке внутренних поверхностей кузовов

2.5.1. Очистка грузовых вагонов от остатков груза и их промывка должны производиться в соответствии с требованиями Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов [99], Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте [133].

Перед очисткой крытых грузовых вагонов следует определить содержимое остатков груза, а при необходимости определить состав остатка груза в химической лаборатории.

2.5.2. Приступать к наружной обмывке, проверке кузова и крыши на водопроницаемость, сухой очистке от остатков грузов, внутренней промывке и сушке (далее - очистка) грузовых вагонов работники должны после получения разрешения мастера (бригадира) на начало производства работ, а также получения сведений о том, что грузовые вагоны не требуют специальной ветеринарно-санитарной обработки.

Очистка грузовых вагонов после перевозки ядохимикатов, пестицидов и других опасных и токсичных веществ и материалов допускается при наличии на ПТО специального железнодорожного пути, обособленной площадки для сбора остатков опасных грузов и отдельной канализационной системы.

Очистка грузовых вагонов, загрязненных радиоактивными веществами, допускается при наличии специализированных путей, специальной системы канализации и проведении радиационного контроля.

Радиационный контроль должен осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по радиационной безопасности и правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками излучения.

2.5.3. Грузовые вагоны после перевозки животных и сырья животного происхождения должны подвергаться ветеринарно-санитарной обработке на дезинфекционно-промывочных станциях (далее - ДПС) или дезинфекционно-промывочных пунктах (далее - ДПП) в соответствии с Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов [99].

2.5.4. Грузовые вагоны после перевозки опасных веществ и материалов должны подвергаться нейтрализации, обезвреживанию и промыванию грузополучателем.

2.5.5. При обнаружении в очищаемом грузовом вагоне взрывоопасных устройств или предметов, их напоминающих, работы следует прекратить и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру).

2.5.6. Очистку грузовых вагонов от остатков груза и мусора осуществляют вручную при помощи лопат, метел, ломов и другого инвентаря и инструмента. Зачистку вагонов от остатков пылящихся грузов производят с использованием средств индивидуальной защиты (респираторов, очков, противогазов и др.).

При наличии большого остатка груза очистка грузовых вагонов осуществляется с помощью различных механизмов (автопогрузчиков со съемными элементами, промышленных пылесосов, ленточных транспортеров, устанавливаемых под платформой, и других механизмов). Въезд и выезд автопогрузчиков в вагоны должен осуществляться по специальным мосткам, которые устанавливают между вагоном и эстакадой (грузовой площадкой). Остатки груза должны сбрасываться в открытые двери грузового вагона с противоположной от эстакады (платформы) стороны.

2.5.7. При очистке грузового вагона во избежание образования в нем пыли удаляемые отходы, мусор и остатки пылящих грузов следует смачивать водой.

2.5.8. Промывка грузовых вагонов на ППВ и механизированных вагономоечных поездах должна производиться с помощью промывочных машин или брандспойта горячей водой с температурой 60 - 70 градусов Цельсия.

Не допускается применять при мойке деталей грузовых вагонов каустическую соду.

2.5.9. Перед началом работы все моечные машины и установки, трубопроводы, шланги, рукава и наконечники для воды должны быть проверены на плотность соединений и исправность теплоизоляции. Вентили и другая запорная арматура должны обеспечивать надежное и полное перекрытие трубопроводов. Течь трубопроводов и повреждение теплоизоляции трубопроводов не допускаются.

2.5.10. При промывке и наружной обмывке грузовых вагонов работники должны использовать специально предназначенные для этого рабочие шланги и рукава, длина которых должна обеспечивать промывку и наружную обмывку не более двух четырехосных грузовых вагонов из одной точки подключения.

Присоединять и отсоединять шланги и рукава разрешается только при закрытом кране на водоразборной колонке, гидранте через специальные наконечники. Протягивать шланги и рукава под грузовыми вагонами, разъединять шланги, находящиеся под давлением, запрещается.

2.5.11. При механизированном и ручном способах промывки не допускается выбрасывание струи воды из грузового вагона наружу через дверные проемы и люки. Чтобы избежать этого, работник должен закрыть все люки и двери, а те, через которые подается вода, приоткрыть.

2.5.12. Работникам депо и их производственных подразделений запрещается во время работы вагономоечной машины находиться на обмывочной площадке и проходить между грузовыми вагонами и вагономоечной машиной.

Машинист вагономоечной машины должен наблюдать за ее работой, а также за движением состава обмываемых грузовых вагонов. При обнаружении неисправностей вагономоечной машины машинист должен подать сигнал мастеру (бригадиру) об остановке состава грузовых вагонов.

2.5.13. Перед включением установки для сушки вагонов необходимо проверить исправность ее защитных кожухов и сеток, нагревательных устройств, изоляции стыков электрических кабелей, работу местной вытяжной вентиляции и местного освещения.

2.5.14. Сушку грузовых вагонов следует производить подогретым воздухом от отопительно-вентиляционных установок, сушильных агрегатов и других устройств.

При использовании для сушки огневой сушильной установки не допускается включение ее при наличии в системе течи жидкого топлива.

В случае появления из раструба огневой сушильной установки пламени или искр ее необходимо отключить и прекратить подачу воздуха до выявления и устранения неисправности.

2.5.15. Складирование остатков грузов в зависимости от вида обработки производят раздельно на площадках, предусмотренных технологическим процессом.

Погрузка щебня на железной дороге может вырасти при снижении ставок на вагоны

Погрузка щебня на железной дороге может вырасти при снижении ставок на вагоны

В целом в отрасли производства и поставок строительных материалов наблюдается тенденция к снижению, которая, скорее всего, сохранится и в перспективе. Каких-либо глобальных изменений на рынке в части роста спроса на стройматериалы или сокращения размера ставок на вагоны мы пока не видим. Спрос сохраняется на умеренном уровне, что нехарактерно для высокого сезона, при этом снижается доля рынка высокопрочного щебня из-за его высокой конечной стоимости.

Дело в том, что высокопрочный щебень (гранит, габбро), который традиционно перевозится на дальние расстояния железнодорожным транспортом, из-за высокой конечной цены стал замещаться более дешевой продукцией. Эта рыночная ниша сейчас заполняется гравийным, известковым и шлаковым щебнем. Так, 3 года назад гранитный щебень стоил в ЦФО 1–1,2 тыс. руб. за 1 т, а гравийный – 700–800 руб. за 1 т. Из-за ежегодного увеличения вагонной составляющей и повышения железнодорожных тарифов в рамках индексации эта цена изменилась: в частности, стоимость гранитного щебня в текущих условиях выросла до 1,7 тыс. руб. за 1 т. Причем отпускная цена этого вида щебня на карьере практически сохранилась на уровне 400–450 руб. за 1 т.

Столь резкие изменения произошли по причине увеличения транспортной составляющей при транспортировке груза железнодорожным транспортом. За последние 3 года в сегменте транспортировки щебня она выросла втрое. За этот же период объемы перевозки гравия автотранспортом выросли всего на 5–10%. При сохранении высокой цены на высокопрочный щебень сложились благоприятные условия для закупки гравия, при этом никаких проблем с автодоставкой до заказчика не возникало. Поэтому пока уровень транспортной составляющей при перевозке железнодорожным транспортом в структуре конечной цены не снизится, говорить о сохранении или росте объемов поставок высокопрочного щебня не приходится.

Автор: Андрей Громовой, генеральный директор ООО «Промнерудтранс», член правления «ОПОРЫ России»

Технология очистки вагонов от остатков

ки очерёдного груза. Процесс очистки вагонов является процессом выгрузки.

При выгрузке насыпных грузов в каждом вагоне:

– при использовании ковшово-элеваторной установки ТР-2 (С-492) инж.

Ш.С. Хабибулина остаётся до 35 кН и более груза;

– при грейферном способе выгрузки груза остаётся до 60 кН груза;

– при выгрузке на повышенном пути самотёком остаётся до 150 кН груза.

На повышенном пути выгрузка грузов производится самотёком. Порядка

80% остатков грузов в вагоне остаются над тележками, а остальные 20% над

хребтовыми балками и в промежуточных креплениях. Это происходит потому,

что одни нижние люки вагонов открываются до 23 ° , а другие – до 45 ° (рис.

Из 14 нижних люков 8 люков, которые находятся над тележкой, открыва-

ются до 23 ° . Остальные 6 люков находятся между тележками и они открывают-



Рис. 5.22. Схема, иллюстрирующая угол наклона люков вагона:

Существуют следующие механизированные способы очистки кузовов ва-

гонов от остатков грузов:

1. Вибрационный способ. Применяется накладной вибратор, навешиваемый

по тросу на козловой кран КДКК-10, и повышенный путь (п. 5.5, 3-я технология).

Схематически работа вибратора показана на рис. 5.23.

Процесс очистки включает постановку вибраторов на верхнюю обвязку

полувагона. Обычно в средней части кузова, а при значительном остатке груза

(влажный уголь, песок и т. д.) – последовательно в два или три приема над те-

лежками вагона и в средней части. Электродвигатель вибратора включается

только после того, как полностью ослаблены подъемные тросы.

Продолжительность работы вибратора за одну разгрузку полувагона не

должна превышать 7 мин.



Рис. 5.23,б. Схема работы вибрационного способа очистки вагона:

Параметры вибратора для очистки полувагонов от остатков грузов и виб-

рорыхлителей смёрзшихся грузов должны соответствовать требованиям п. 2.5

На комплексную бригаду возлагается ответственность за обеспечение со-

хранности вагонов в процессе выгрузки грузов, а также за полную очистку ку-

зовов, деталей ходовых тележек и автосцепных устройств от остатков груза.

2. Использование вибратора продольного действия с весом 53 кН конст-

рукции Уральского отделения ВНИИЖТ (рис. 5.24).

Рис. 5.24. Вибратор продольного действия:

Вибратор с помощью автопогрузчика или крана устанавливается в проме-

жутке между сцеплёнными полувагонами и очищает одновременно их кузова

без отцепки от состава. Корпус вибратора вклинивается между упорами-

скользунами, опирающимися на элементы рамы каждого из вагонов. Здесь не

только очищаются вагоны от остатков груза, но и ускоряется процесс выгрузки.

По этой технологии можно разгрузить не только полувагоны, но и универсаль-

ные крытые и специализированные вагоны. Время зачистки вагонов 1…3 мин.

3. Использование щёточного способа очистки вагонов конструкции

ЛИИЖТа (ныне ПГУПС). Схематически работа установки показана на рис.



Рис. 5.25. Схема работы щёточной установки:

Щётки прикреплены на вертикально расположенные валики, которые вра-

щаются от электродвигателей, установленных на раме самоходного портала.

Рама портала тросами навешена к рабочему барабану лебёдки, установленной

на портале. Крайние щётки установки предназначены для очистки боковых

4. Использование газодинамического способа или турбореактивной уста-

новки (ТРУ) конструкции НИИЖТ. Очистка вагонов производится в массовом

порядке в закрытом помещении (сарае). Схематически способ показан на рис.

Рис. 5.26. Схема работы ТРУ:

Списанный с самолёта ТРУ работает на дешёвом топливе (керосине). Сжи-

гаемый газ по насадке, прикрепленной на сопло двигателя, со сверхзвуковой

скоростью направляется на вагоны, требующие очистки от остатков грузов. По-

этому вагон полностью очищается от остатков груза за счёт воздействия на них

большого напора и большой температуры сжигаемого газа, которая достигает

до 400…700 ° С. Вагоны перемещаются со скоростью 4…5 км/ч.

Техническая производительность ТРУ Птех = 2000…2500 кН/ч., т. е. 3 или 4

Преимущества этого способа:

– самая высокая производительность из всех известных способов;

– применяется при очистке вагонов как с нижними люками, так и глухо-

донных, поскольку остатки грузов вылетают через борт вагонов.

– большой шум, поэтому ТРУ надо устраивать вдалеке от жилых массивов;

– большое пылеобразование, поэтому установка работает в закрытом по-

мещении и она подвергается увлажнению для осадки грязных остатков грузов;

– большие затраты на использование других ПРМ для уборки склада от ос-

татков насыпных грузов.

Читайте также: