Оборачиваемость щебня для устройства временных дорог

Обновлено: 17.05.2024

1. Общие указания

1.1. В настоящий сборник включены строительные процессы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, временных дорог, а также по дорожным работам на площадках промышленных предприятий, городских проездах и площадках.

Сборник разработан на основе СНиР-91 сборника 27 "Автомобильные дороги" (СНиП4.02-91, 4.05-91) с конкретизацией структуры строительно-монтажных процессов и выделением операций, предусматривающих расход материалов.

1.2. Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения потребности ресурсов при выполнении работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, временных дорог и расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ. Нормативные показатели применяются всеми участниками инвестиционного процесса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. В основу нормативных показателей положены производственные нормы расхода материалов, определяющие максимально допустимый расход материалов на производство единицы продукции строительного процесса (рабочей операции) заданного качества при данном уровне техники, технологии, организации строительства и использовании материальных ресурсов, соответствующих требованиям стандартов и нормативных документов.

1.4. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери (отходы) материалов, образующиеся в пределах строительной площадки, при выполнении рабочих операций, предусмотренных технологией и организацией производства.

1.5. В нормы не включены:

- потери и отходы материалов, обусловленные отступлением отрегламентированных технологических процессов и режимов работы, нарушением установленных правил организации, производства и приемки работ, применением некачественных материалов;

- потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании их от поставщика до приобъектного склада строительной площадки;

- расход материалов на ремонтно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации и т.п.

1.6. Для ухода за основаниями и покрытиями из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, применяются 50%-ные быстрораспадающиеся или среднераспадающиеся эмульсии с использованием битума или других органических вяжущих из расчета 0,5 - 0,8 л/м2 или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии (п. 6.17 СНиП 3.06.03-85).

1.7. За уплотненным слоем грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с цементом при температуре наружного воздуха выше 15 град.С и отсутствии осадков, необходимо осуществлять уход путем розлива битумной эмульсии. В случае устройства вышележащего конструктивного слоя не позднее чем через сутки уход не требуется (п. 6.29 СНиП 3.06.03-85).

Аналогичный уход за покрытием предусмотрен при устройстве оснований и покрытий из готовой цементогрунтовой и цементобетонной смеси. При замене битумной эмульсии на помароль норма расхода не изменяется.

Норма расхода битумной эмульсии приведена при температуре наружного воздуха до +25 град.С. При температуре наружного воздуха +25 град.С и выше необходимо использовать нормы расхода пленкообразующих материалов по таблице 27-42.

1.8. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепленных битумом или битумной эмульсией (табл. 27-1), принято содержание битума:

7% - при укреплении супесей легких и тяжелых пылеватых, суглинков легких и легких пылеватых;

9% - при укреплении суглинков тяжелых и тяжелых пылеватых, глин песчанистых и пылеватых с числом пластичности не более 22.

При других значениях содержание битума следует принимать в расчете на 1 см толщины:

Какая оборачиваемость дорожных плит

Подрядная организация для временных дорог положила на строительной площадке дорожные плиты. Заказчик сказал, что при учете возвратных материалов будет учтена 3-х кратная оборачиваемость дорожных плит.

Есть какой-нибудь подтверждающий документ о 3-х кратной оборачиваемости дорожных плит?

В качестве ответа на вопрос публикуем письмо Госстроя СССР от 29.06 № 989 № 9-553.

ПИСЬМО
Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР
от 29.06.1989 № 9-553

Управление сообщает, что Постановлением Госстроя СССР от б февраля 1989 г. № 15 отменены технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов (ТП-101- 81), в связи с чем утрачивает силу п.4.8, согласно которому стоимость железобетонных плит для покрытия временных автодорог должна определяться с учетом их 3-кратной оборачиваемости.

Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства, возвратная стоимость плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного сторонами - заказчика и подрядчика.

Зам, Начальнику Управления И.К. Родендорф

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 4.100.1. "Методики определения стоимости строительства на территории Российской Федерации" возвратные суммы, учитывающие стоимость от реализации Заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки , определяются расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования.

Оборачиваемость щебня для устройства временных дорог

Статус: Offline

Здравствуйте. Столкнулась с вопросом оборачиваемости жб плит. Спрсила про коэффициент, мне сказали, что берем 3-х кратную оборачиваемость, а коэффициент 0,33.
И все.
А как определяется этот коэффициент 0,33?
Если к примеру оборачиваемость будет 5-кратная.
Объясните, пожалуйста.

Генералиссимус

Санкт-Петербург

Группа: Проверенные

Статус: Offline

Muza_Mnema, рискну предположить, что 0,33 = 1/3
т.е. если коэффициент - это единица, деленная на оборачиваемость
Но это мое предположение - лучше поискать определения.

Добавлено (17.07.2009, 10:50)
---------------------------------------------
Вот, тут пишут, что "В МТСН: Просто объем плит берется в три раза меньше, чем объем самих дорог (то есть с нормой расхода 33,3%)."

Группа: Проверенные

Статус: Offline

Да, я тоже так сначала думала. но при 5-кратной обрачиваемости коэффициент равен 0,25.
ладно, буду искать, спасибо

Генералиссимус

Санкт-Петербург

Группа: Проверенные

Статус: Offline

Muza_Mnema, может вам поможет РДС 82-201-96 "ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ" Приложение Ж "Оборачиваемость повторно применяемых материалов"

Инженер-сметчик

Группа: Модераторы

Статус: Offline

Инженер-сметчик

Группа: Модераторы

Статус: Offline

В 5-ом сборнике есть коэффициенты оборачиваемости для шпунтовых свай:
0,65 - при 2-х оборотах;
0,40 - при 3-х оборотах;
0,25 - при 4-х - 5-ти оборотах;
0,22 - при количестве оборотов более 5.

Призер конкурса Мисс Сметный Портал

Группа: Проверенные

Статус: Offline

Положение, по которому стоимость железобетонных плит для покрытия временных автомобильных дорог должна определяться с учетом их трехкратной оборачиваемости, было отменено Постановлением Госстроя СССР № 15 от 06.02.89 года "Об отмене технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов", поэтому при определении стоимости устройства временных автомобильных дорог из ж/б плит следует принимать их полную стоимость (без учета оборачиваемости), при этом расход плит в расценке принимается по проектным данным. П. 3.7. ГСН 81-05-01-2001 - "При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного Заказчиком и подрядчиком"

Инженер-сметчик

Группа: Модераторы

Статус: Offline

Из технической части к ГЭСН-27:
"2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным.
Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в Проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком"

Оборачиваемость щебня для устройства временных дорог

gal-bor Сб Дек 06, 2014 15:55

Есть смета на временное ограждение строительной площадки из профлиста. Заказчик не хочет брать его себе на баланс и просит применить коэффициент оборачиваемости. Кто-нибудь может подсказать, где его найти или как вычислить?

Ваша реклама

marka Ср Дек 24, 2014 14:30

Посмотрите разъяснение ФАУ "ФЦЦС" по оборачиваемости.
04.02.2014
Вопрос:
Наше предприятие является инжиниринговой компанией по оказанию услуг по разработке и экспертизе проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт искусственных сооружений на сети железных и автомобильных дорог.
При разработке сметной документации на строительство объектов транспортного строительства (мосты, путепроводы, тоннели, подпорные стенки и т.д) в сметах учитываются затраты, согласно ПОС, на сооружение временных вспомогательных сооружений (подмостей, опалубки, креплений траншей и котлованов и т.д). При этом, в связи с отсутствием сметных нормативов расхода оборачиваемых материалов и конструкций, проектные институты учитывают в сметах расход оборачиваемых материалов по математическому соотношению, исходя из оборачиваемости материалов, указанной в ПОС (т.е. например: при 5-ти кратной оборачиваемости норма расхода с К=0.2, при 3-х кратной К=0,33 и т.д.), без учета износа.
Компания считает позицию проектных институтов не совсем правильной и просит согласовать методологию расчета затрат по оборачиваемости материалов и конструкций, для включения в сметную документацию, согласно РДС82-201-96 формула4, с учетом дополнительного расхода материалов и конструкций при каждом обороте, тем самым учитывая износ и трудноустранимые отходы используемых материалов и конструкций.
Ответ:
При составлении сметной документации расход оборачиваемых материальных ресурсов, используемых при возведении временных вспомогательных сооружений (лесов, подмостей, опалубки, креплений траншей и котлованов и др.), по мнению Госстроя, рекомендуется определять в порядке, изложенном в Правилах разработки норм расхода материалов в строительстве (РДС 82-201-96).
(Письмо от 03.09.2013 № 9461-БМ/12/ГС)
Дата публикации: 04.02.2014

Оборачиваемость!

Здравствуйте. Столкнулась с вопросом оборачиваемости жб плит. Спрсила про коэффициент, мне сказали, что берем 3-х кратную оборачиваемость, а коэффициент 0,33. И все. А как определяется этот коэффициент 0,33? Если к примеру оборачиваемость будет 5-кратная. Объясните, пожалуйста.

Muza_Mnema, рискну предположить, что 0,33 = 1/3 т.е. если коэффициент - это единица, деленная на оборачиваемость Но это мое предположение - лучше поискать определения. Добавлено (17.07.2009, 10:50)---------------------------------------------Вот, тут пишут, что "В МТСН: Просто объем плит берется в три раза меньше, чем объем самих дорог (то есть с нормой расхода 33,3%)."

Да, я тоже так сначала думала. но при 5-кратной обрачиваемости коэффициент равен 0,25. ладно, буду искать, спасибо

Muza_Mnema, может вам поможет РДС 82-201-96 "ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ" Приложение Ж "Оборачиваемость повторно применяемых материалов"

В 5-ом сборнике есть коэффициенты оборачиваемости для шпунтовых свай: 0,65 - при 2-х оборотах; 0,40 - при 3-х оборотах; 0,25 - при 4-х - 5-ти оборотах; 0,22 - при количестве оборотов более 5.

Положение, по которому стоимость железобетонных плит для покрытия временных автомобильных дорог должна определяться с учетом их трехкратной оборачиваемости, было отменено Постановлением Госстроя СССР № 15 от 06.02.89 года "Об отмене технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов", поэтому при определении стоимости устройства временных автомобильных дорог из ж/б плит следует принимать их полную стоимость (без учета оборачиваемости), при этом расход плит в расценке принимается по проектным данным. П. 3.7. ГСН 81-05-01-2001 - "При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного Заказчиком и подрядчиком"

Из технической части к ГЭСН-27: "2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в Проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком"

То есть, если в ПОС ничего не будет сказано об оборачиваемости то Музе следует руководствоваться Постановлением Госстроя (изложенного выше Ольгой)?

У нас ПОСовцы дают количество плит уже с учетом оборачиваемости, поэтому стоимость берем полную, а объем по ведомости работ ПОС. По-моему, оборачиваемость понятие относительное. Можно сделать 10 временных переездов за 30 дней из одних и тех же плит, и они будут пригодны. А можно на год положить, и после эксплуатации их можно будет только на свалку увезти. Все зависит от того, сколько и какой техники пройдется по этим плитам, и как долго они будут эксплуатироваться. Вообще-то, по-хорошему, оборачиваемость должна определяться на стадии проекта.

А мне нравится это Постановление, не надо заморачиваться с коэффициентами. Жаль, что дата у него 89 г., не устарело?

Что было: ТП 101-81* "Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов", п. 4.8. "Применение сборных железобетонных плит для устройства покрытий временных автомобильных дорог допускается при условии обеспечения не менее чем трехкратной оборачиваемости плит" - вот откуда пошел коэффициент 0,33. Что стало: ТП отменены Постановлением, само Постановление никто не отменял, соответственно, вопрос об оборачиваемости решается на стадии ПОС, в этом Maria_V права абсолютно.

Ну спасибо, помогли. А мы так и берем 3-х кратную оборачиваемость. Главное заказчик принимает. и хорошо.

Oolga, а где можно найти это постановление? В интернете поиск не дает результатов.

Atems, например, здесь Ann1

Люди добрые(сами мы не местные )..подскажите, пжлста, еще разок об оборачиваемости. ну вот, например, у меня щитки опалубки металлические с 2-х кратной оборачиваемостью. и что мне с этим делать??как и где это отражается и на что влияет?? П.С. объясните, пжлста, как блондинке, потому что сменила сферу деятельности, поэтому тяжело въезжаю в тонкости строительства мостов))))

Небывает таких. Оборачиваемость металлической опалубки учитывается при расчете амортизации опалубки. См. соотв. темы: я прочитала. Ну допустим я ее высчитала.. Тогда второй вопрос. куда эту амортизацию девать. Как и куда конкретно в смете ее обозначить??(только не надо показывать пальцем на дверь и говорить, что бы я, такая бездарность, не лезла в сметное дело )

Так и пишите, отдельной позицией, "Амортизация опалубки". единица измерения - "комплект".

Хорошо. а материал опалубки из расценки нужно вычесть??или в расценке ничего не заменять?А если в сборнике материалов есть щиты оплубки металические. То нужно вписывать либо амортизацию опалубки либо вот эти щиты из сборника. или как??ЧОРДддддДД. я-блондинко!

однозначно. - амортизация опалубки отдельной строкой. по поводу нет, не нужно. по разъяснениям помню - амортизация в расценках не учтена, про корректировку расценок ничего не сказано. там кстати мизерные нормы, которые по-моему идут на списание.

slavalit, да, точно, я не заметила. Тогда получается, что Наташе (daisie) так никто и не помог разобраться. Очень жаль. Человек ведь хочет разобраться. Мне показалось, что daisie не может понять саму суть амортизации. Например то, что полную стоимость опалубки в смету включить нельзя, так как опалубка используется неоднократно. что-то в таком роде. А еще лучше примерчик маленький, конкретный. Это было бы лучше всяких слов.

ДААА. не могу понять, но очень хочется разобраться. Хотя после проблески понимания начинают появляться Может быть я не безнадежна

daisie, примеры расчета амортизации опалубки посмотрели? Техническую часть к 6-му сборнику прочитали? Амортизация опалубки — перенесение по частям стоимости опалубки (по мере её физического износа) на стоимость железобетонных монолитных конструкций.

daisie, давайте посмотрим какую-нибудь конкретную расценку. Например, смотрим ТЕР06-01-087-1 "Монтаж и демонтаж крупнощитовой опалубки". Стоимости самой опалубки в этой расценке нет. А нет ее здесь потому, что она должна быть предусмотрена (вернее не сама опалубка, а ее амортизация, а иначе - часть стоимости) в ТЕР06-01-090-1 "Бетонирование в крупнощитовой опалубке". Вот там-то, в ТЕР 06-01-090-1, эту самую амортизацию и впишем отдельной строкой. Вот и получится, что часть стоимости опалубки перенесется на стоимость нашей монолитной ж/б конструкциии. Добавлено (05.02.2010, 21:51)---------------------------------------------Посмотрела только что видеоролик по возведению монолитных ж/б стен в несъемной опалубке из пенополистирола. После окончания строительства бывшая опалубка служит утеплителем стен. Меня, человека очень далекого от бетона, это очень впечатлило. Теперь вот думаю, как бы я расценила эту работу. Пока не придумала.

СМЕТАНКА53, Вы не заменимы!!))))))))))

СМЕТАНКА53, если не секрет, а где вы смотрите такие интересные видеоролики. )Добавлено (08.02.2010, 15:57)---------------------------------------------СМЕТАНКА53, если не секрет, а где вы смотрите такие интересные видеоролики. )Добавлено (08.02.2010, 15:57)---------------------------------------------СМЕТАНКА53, если не секрет, а где вы смотрите такие интересные видеоролики. )

Muza_Mnema, конечно, не секрет! На опалубку вчера в ине-те случайно натолкнулась. А сейчас найти не могу (хотела вам ссылку дать) А еще много видеороликов на этом сайте: (я их тоже скачивала и смотрела)

Постановление Госстроя СССР № 15 от 06.02.89 года "Об отмене технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов", где его найти в интернете что-то нет, помогите найти.

А если подрядчик выбирается на основании тендера и неизвестно какие материалы (ж.б. плиты) у него есть в наличии, что тогда? какую брать оборачиваемость. Где это прописано?

Всем привет! Подскажи ребята, у кого-нибудь есть ссылка на Поставление Госстроя №15 от 06.02.1989г.)) Заказчик хочет, тобы плиты для временной дороги брали с 3-кратной оборачиваемостью, а мы не хотим.

AnnaiS, Посмотрите В GOOGLE найдете больше. Вариант предложенный Закачиком, считаю, для подрядчика более приемлен, т.к. при хорошем основании (песчаном) 3-х кратная оборачиваемость с лихвой покрывает затраты.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста: у меня смета на временную дорогу, если я беру 3хкратную оборачиваемость плит, т.е. объем плит делю на 3, то по идее я должна взять погрузку, перевозку и разгрузку того объема плит, стоимоть которых не включила в смету?

Погрузка, разгрузка, перевозка, устройство, разборка - один и тот же объем. Просто вы уменьшаете стоимость этих плит, т.к они могут использоваться не один раз. Не забудьте после разборки временной дороги погрузку и перевозку плит на базу, а часть на свалку.

Лисичка1, но ведь погрузка-разгрука и доставка входит в стоимость плит? А вывоз на базу брать 2/3 объема плит, а на свалку 1/3?

Погрузка-разгрузка и доставка входит в стоимость плит, если сметная стоимость по базе и по калькуляции в текущем уровне цен. Я имела ввиду погрузка и разгрузка после разборки, когда разбирают дорогу не сразу грузят плиты в машину, чтобы вывезти. Да, 2/3 на базу, а 1/3 на свалку.

Добрый день! Подскажите ответ на такую проблему: Есть смета на временную дорогу, там 307 шт. плит, мы взяли объем с 20% - т.е. 61,4 = 61 шт. Эти 61 уже закрыли. Тут на днях пришел акт, подписанный Заказчиком и Подрядчиком о том, что 125 шт. плит не подлежат для дальнейшего использования. Вопрос: каким образом откорректировать смету и учесть эти 125 шт.?

через доп. соглашение и минусовую КС

Я самого принципа не понимаю, как мне это сделать. КС-2 уже трогать нельзя, все закрыто

Её трогать и не надо. Составляете доп. соглашение, в котором прописываете изменения. В следующей КС-2 минусуете запроцентованные объемы и закрываете их со 100% оборачиваемостью.

den795, а пример сметы есть? Сделала КС-2, в ней заминусовала плиты - 61 шт., и взяла плиты 125 со 100% оборачиваемостью. По-моему не так.

Оборачиваемость плит при устройстве временных дорог

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.

Содержание

Расшифровка понятия

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.

Возвратные суммы обособляют, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка сооружений или снос зданий. В результате образуются материалы и изделия, пригодные для повторного применения. По сути, речь идет об отходах строительного производства – либо остающихся в распоряжении подрядчика после исполнения договора, либо переданных подрядчику заказчиком для выполнения работ (в зависимости от договоренности между сторонами). Их стои­мость и представляет собой возвратные суммы. Расшифровываются они на основании номенклатуры и количества материалов и изделий, получаемых для последующего использования.

Пример 1. Сметой на строительство объекта предусмотрено устройство временной дороги из железобетонных плит. Подрядчик приобрел плиты в собственность. По окончании работ дорога демонтирована, плиты остаются у подрядчика. Дорога в собственность заказчика не передавалась, хотя была ему предъявлена в составе общего объема выполненных работ. Сметная стоимость строительства включает стоимость плит, но за итогом сметы (заказчиком стоимость этих плит за минусом стои­мости их использования не оплачивается). Поэтому стоимость плит, бывших в употреб­лении, учтена в возвратных суммах.

Стоимость подобных запасов определяют по цене возможной реализации за вычетом расходов на их приведение в пригодное для использования состояние и доставку до места складирования. Если использовать или реализовать материалы от разборки невозможно, возвратные суммы не выделяются.

Пример 2. Сметой предусмотрен снос ветхой постройки и сооружение новой. В части, относящейся к строительству, смета составлена исходя из нормативной потребности в новых материалах. В то же время битый кирпич от разборки постройки пригоден для устройства фундамента. Бой кирпича принадлежит заказчику и по договору передается подрядчику в качестве давальческих материалов. Его стои­мость отражена за итогом сметы как возвратные суммы. Они уменьшают стоимость строи­тельства, являясь экономией заказчика.

Временные дороги и дороги в районах новой застройки

Значительно лучшими качествами обладают предварительно напряженные железобетонные плиты, имеющие 3—4-кратную оборачиваемость. При стоимости первых порядка 7,5 руб/кв.м, а вторых 9 руб/кв.м очевидна более высокая эффективность предварительно напряженных железобетонных плит.

Сохранности и качеству автодорог из сборных плит в значительной мере способствует сварка или скрутка катанкой плит между собой. Это особенно важно, когда на объекте используются гусеничные машины. При поперечном пересечении подземных сетей, траншеи под дорогой должны засыпаться на всю глубину песком. Если это условие не может быть выполнено, следует пройти место пересечения с определенным подъемом, величина которого должна быть пропорциональна коэффициенту разрыхления грунта. По мере уплотнения грунта этот участок дороги в продольном направлении примет горизонтальное положение. Соединение плит между собой в этих местах совершенно необходимо. Все эти дополнительные работы требуют незначительных затрат и окупают себя. На последней стадии оборачиваемости целесообразно уложить плиты в постоянную дорогу как основание под асфальтобетонное покрытие. Расчет объемов работ и ресурсов, необходимых для устройства временных дорог, производят в пояснительной записке. В экспликацию стройгенплана записывают отдельными позициями объемы временных дорог по каждому виду.

На заводах ЖБИ часто накапливаются бракованные железобетонные блоки-плиты зданий, которые с успехом применяют для строительства временных дорог, соблюдая последовательность технологии работ: устройство земляного полотна; распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания; распределение технологического слоя толщиной 3—5 см; укладка плит покрытия.

Земляное полотно сооружают согласно действующим правилам (см. гл. 11 —15) с учетом официальных технических условий .

На временных дорогах по спланированному грунту с поперечным уклоном не менее 30 ‰ чаще всего бульдозером разравнивают предварительно завезенный песок слоем толщиной не менее 5—10 см. Окончив планировку автогрейдером, по методу перекладки на проезжую часть укладывают плиты с перевязкой швов. В последние годы при связных грунтах, особенно с влажностью в 1,2—1,3 раза больше оптимальной (см. гл. 11) по предварительно спланированному грунту вначале укладывают синтетическую ткань (геотекстиль), затем распределяют песок слоем толщиной 5—7 см (в плотном состоянии). Сверху тем же способом укладывают плиты *. Назначение ткани предупредить образование выплесков. Облегчается и техника переноса плит на новый объект строительства.

При снятии плит вначале бульдозером их сдвигают с прежнего места и только после этого краном погружают на транспортные средства. В этом случае, как установлено практикой, в Москве достигают не менее двукратного использования плит.

Однако исследованиями НИИМосстроя установлено, что на временных дорогах надо применять покрытия сборно-разборного типа из плит, рассчитанных под нагрузку Н-30. Предварительно напряженные плиты серийно изготовляют в Москве. Эти плиты при нормальных условиях производства работ выдерживают 3—4-кратную оборачиваемость. В связи с этим снижается стоимость строительства временных дорог и обеспечивается движение любого вида транспорта и дорожных машин (рис. 8.5).

oborachivaemost-dorozhnyh-plit_1.jpg


Рис. 8.5. Поперечные профили дорог с железобетонными плитами петлевой конструкции из бетона с предварительно напряженной арматурой
а — временных; б — постоянных; 1 — инвентарные плиты размером 6X1,5 м; 2 — геотекстиль; 3 — грунт с коэффициентом уплотнения Ко≥1; 4 — плиты размером 6X1,75 м; 5 — технологический слой; 6 — песок с коэффициентом фильтрации К≥3 м/сут; 7— трубчатая дрена (d—50 … 80 мм), обернутая геотекстилем; 8 — борт; 9 — бетонная подушка

После вертикальной планировки просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. После уплотнения грунта значение Ко должно быть больше или равно 1.

Затем при связных грунтах устраивают дренаж мелкого заложения с обертыванием трубчатых дрен геотекстилем (см.

БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ

Наиболее кардинальное решение вопроса с временной дорогой – укладка бетонных плит. По сути, при грамотном выполнении работ такая дорога почти не отличается по своим качествам от капитальной дороги.

Но есть две проблемы: трудоемкость установки массивных плит и, конечно, высокая цена. Квадратный метр дорожного полотна из бетонных плит обойдется примерно в 5 раз дороже квадратного метра дороги из вторичного щебня.

Бетонные плиты – это фундаментально, но дорого

Если дорога строится на короткий срок, переплачивать в разы не имеет никакого смысла. Гораздо разумнее отдать предпочтение более дешевым материалам, таким как асфальтовая крошка и вторичный щебень.

АСФАЛЬТОВАЯ КРОШКА

Популярная альтернатива вторичному щебню – асфальтовая крошка, получаемая путем переработки снятого асфальта. Благодаря содержанию битума этот материал обладает высокими сцепными свойствами, что позитивно отражается на сроке службы временной дороги.

Дороги из асфальтовой крошки обеспечивают повышенный комфорт для пешеходов и велосипедистов

Материалы приобретены подрядчиком

Рассмотрим порядок учета возвратных материалов, изначально приобретенных подрядчиком и остающихся в его собственности после завершения работ.

ВТОРИЧНЫЙ ЩЕБЕНЬ

Так как вторичный щебень является самым распространенным и наиболее выгодным материалом для строительства вторичных дорог, рассмотрим его подробнее.

Он представляет собой переработанный строительный мусор, получаемый при демонтаже бетонных конструкций. Однако, несмотря на происхождение, вторичный щебень по своим качествам почти не уступает обычному щебню. Он активно применяется при закладке фундаментов, укреплении склонов и оборудовании временных дорог.

Дробленый бетон, как правило, очищается от стекла, металла и других ненужных остатков демонтированных конструкций

Строительство надежной временной дороги с покрытием из бетонного щебня происходит примерно по следующей схеме:

  • снимается верхний слой почвы, создается дорожное корыто;
  • производится отсыпка крупным щебнем нижнего слоя дороги;
  • осуществляется утрамбовка основания для увеличения прочности и получения максимально ровного полотна;
  • насыпается верхний слой щебня более мелкой фракции;
  • производится окончательная утрамбовка катком и дорога вводится в эксплуатацию.

Разумеется, если нагрузка на дорогу будет минимальной, процесс ее строительства может быть значительно упрощен.

Стоит отметить один важный момент. Основные характеристики щебня для временных дорог (прочность, лещадность, влагонепроницаемость, морозостойкость) оцениваются конкретно для каждой отдельно взятой партии.

В среднем дробленый бетон по своим качествам не уступает известняковому щебню. Он также эффективно противостоит воздействию высоких и низких температур, весьма износоустойчив, не боится влаги.

Выбор фракции вторичного щебня

Если дорога оборудуется для передвижения тяжелой крупногабаритной техники (краны, буровые установки и тому подобное), рекомендуется использовать щебень крупной фракции – от 40 до 70 мм. Если дорога предназначается для легковых автомобилей, обычно берется фракция поменьше – от 20 до 40 мм. Для отсыпки небольших тропинок где-нибудь на даче идеально подойдет фракция 5–10 мм.

Теоретически дорожки на дачном участке можно отсыпать и крупным щебнем, хотя ходить по нему будет не так удобно. А вот использовать щебень мелкой фракции при оборудовании дороги для тяжелой техники однозначно не стоит: на такой дороге почти сразу появятся глубокие колеи, а спустя небольшое время она просто придет в негодность.

Цена вопроса

Вторичный щебень обойдется примерно в 1,5 раза дешевле своего известнякового аналога. Неудивительно, что щебень из дробленого бетона пользуется стабильным спросом у представителей самых разных отраслей.

С чисто эстетической точки зрения дорога из вторичного щебня, конечно, не сравнится с новенькой дорогой из щебня известнякового. Однако спустя короткое время внешняя разница нивелируется, а экономия остается.

Временные сооружения

Временная дорога (см. пример 1) была непосредственно предусмотрена сметой.­ Выполнение работ, поименованных в смете, в том числе строительство временной дороги, фиксируется в актах по форме № КС-2. При этом на стройплощадке могут иметься и другие вспомогательные сооружения, не оговоренные в смете. Их стоимость учитывается в накладных расходах. В частности, это может быть забор, ограждающий стройплощадку. Предположим, забор был из досок. Его установка выполнением работ по договору не считается и в форме № КС-2 не указывается.

Титульные объекты непосредственно предусмотрены сметой, поэтому их включают в акты по форме № КС-2. Нетитульные объекты в смете специально не оговариваются и в актах по форме № КС-2 не отражаются.

Из упомянутых выше объектов (дорога и забор) временная дорога является титульным сооружением, а ограждение стройплощадки – нетитульным.

Минрегион России в письме от 18 декабря 2008 г. № 34146-ИМ/08 сообщил, что титульные объекты подлежат передаче на баланс заказчика, где учитываются в составе основных средств. Однако такой порядок нормативными документами не поддерживается. Правда, он установлен в подпункте «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Но, во-первых, письмо № 160 на регистрацию в Минюст России не представлялось. А во-вторых, такой порядок противоречит условиям признания основных средств.

По завершении строительства демонтируется как дорога, так и забор. К повторному использованию пригодны и дорожные плиты, и доски, из которых был сооружен забор. Казалось бы, в обоих случаях подрядчик приходует материалы. Однако плиты являются многооборотными. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства (п. 24 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).

Заказчик не получает от подрядчика ни плит, ни досок. Если смету не скорректировать, то подобные отходы, оплаченные заказчиком, оставаясь у подрядчика, порождают у последнего дополнительную экономическую выгоду. Поэтому стоимость данных материалов указывается в виде возвратных сумм.

В акты по форме № КС-2 возвратные суммы попадут неизбежно. Ведь эти документы отражают исполнение сметы и в них переносятся все ее показатели. В акт сдачи-приемки результата работ, оформляемый в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ, возвратные суммы включать не обязательно. Но даже если они в него попали, никаких операций в учете подрядчика в связи с этим не будет.

Обособление возвратных сумм обусловлено спецификой сметного ценооб­разования.

Пример 4. Сметная стоимость строительства – 10 000 000 руб. без учета НДС. В смете преду­смотрено сооружение временной дороги из железобетонных плит, а также приобретение досок для вспомогательных построек. За итогом сметы указано: «В том числе возвратные суммы – 200 000 руб. (с расшифровкой «плиты дорожные», «доски»)». Поэтому цена договора стройподряда – 9 800 000 руб. (10 000 000 – 200 000).

На основании акта о передаче заказчику результата выполненных работ подрядчик сделает в учете следующие записи:

КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 11 564 000 руб. (9 800 000 руб. х 118%) – отражена выручка по договору;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1 764 000 руб. (9 800 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости реализации выполненных работ.

Форум для экологов

Помогите разобраться в оборачиваемости. К примеру, устанавливаем 15 дорожных знаков 10 раз с 10-ти кратной оборачиваемостью. Соответственно, стоимость работ по монтажу временных дорожных знаков будет рассчитана на 150 знаков (15*10=150шт) Стоимость самих знаков, учитывая переустановку 10 раз с 10-ти кратной оборачиваемостью, должна быть принята в полном объеме, то есть стоимость всех 15 знаков. (15*10*0,1=15шт) А что если кол-во перестановок временных дорожных знаков превышает оборачиваемость, например, монтаж 15 раз с 10-ти кратной оборачиваемостью?

15*15/10 = 22,5 Нужно будет взять стоимость 22,5 знаков…

Объект прошел экспертизу, всегда так считаю, никогда не было замечаний

Спасибо за разъяснения! Теперь убедилась, что правильно понимаю суть вопроса .

А откуда принята такая оборачиваемость — 10 раз?

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

ГДЕ ПРИОБРЕСТИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВРЕМЕННОЙ ДОРОГИ?

Во избежание неприятных сюрпризов строительные материалы лучше приобретать у проверенных поставщиков.

Купить вторичный щебень, асфальтовую крошку и множество других стройматериалов можно в «Такси Песок» . Мы осуществляем доставку по Москве и Московской области. И конечно, специалисты компании «Такси Песок» всегда готовы проконсультировать вас по вопросу выбора строительных материалов.

Документальное оформление

Для оформления операций можно воспользоваться унифицированными формами № КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений» и № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценнос­тей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» (утверждены постановлениями Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 и от 30 октября 1997 г. № 71а соответственно).

Форма № КС-9 – внутренний документ подрядчика. Она является основанием для оприходования материалов, полученных от разборки временных объектов (любых).

Форма № М-35 служит основанием для принятия на забалансовый учет материалов, полученных от разборки объектов, принадлежащих заказчику.

Вывод многооборотных конструкций из эксплуатации можно задокументировать формой № ОС-2 «Накладная на внут­реннее перемещение объектов основных средств» (утверждена постановлением Гос­комстата России от 21 января 2003 г. № 7).

Подрядчик может изменить приведенные унифицированные формы. Однако суть соответствующих фактов хозяйственной жизни они удостоверяют правильно.

Важно запомнить

Возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.

Нормативные показатели расхода материалов. Сборник 27. Автомобильные дороги

Разработаны инженерами Акимовой З.Н., Акимовой Е.П., Колотилиной Л.Г., Моисеевым В.А. (Государственное предприятие "Туластройпроект"), Кузнецовым В.И., Степановым В.А., Шутовым А.А. (Главное управление совершенствования ценообразования, сметного нормирования в строительстве Минстроя России), Кретовой В.П., Петрухиной К.М., Рогулькиной Л.Т., Титовой В.А., Юрасовой Т.А. (КТИ г.Тула), Саватеевым Л.А. (ЦНИИЭУС Минстроя России).

Настоящий сборник рекомендован Минстроем России для разработки ресурсных смет и ведомостей потребности в материалах и изделиях в составе проектно-сметной документации на всех уровнях инвестиционного процесса по специфицированной (марочной) номенклатуре. Нормы расхода материалов могут использоваться всеми сторонами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и монтажных работ, расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяются сметная и фактическая стоимости работ.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Общие указания

1.1. В настоящий сборник включены строительные процессы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, временных дорог, а также по дорожным работам на площадках промышленных предприятий, городских проездах и площадках.

Сборник разработан на основе СНиР-91 сборника 27 "Автомобильные дороги" (СНиП 4.02-91, 4.05-91) с конкретизацией структуры строительно-монтажных процессов и выделением операций, предусматривающих расход материалов.

1.2. Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения потребности ресурсов при выполнении работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, временных дорог и расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяются сметная и фактическая стоимости работ. Нормативные показатели применяются всеми участниками инвестиционного процесса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. В основу нормативных показателей положены производственные нормы расхода материалов, определяющие максимально допустимый расход материалов на производство единицы продукции строительного процесса (рабочей операции) заданного качества при данном уровне техники, технологии, организации строительства и использовании материальных ресурсов, соответствующих требованиям стандартов и нормативных документов.

1.4. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери (отходы) материалов, образующиеся в пределах строительной площадки, при выполнении рабочих операций, предусмотренных технологией и организацией производства.

1.5. В нормы не включены:

- потери и отходы материалов, обусловленные отступлением от регламентированных технологических процессов и режимов работы, нарушением установленных правил организации, производства и приемки работ, применением некачественных материалов;

- потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании их от поставщика до приобъектного склада строительной площадки;

- расход материалов на ремонтно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации и т.п.

1.6. Для ухода за основаниями и покрытиями из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, применяются 50%-ные быстрораспадающиеся или среднераспадающиеся эмульсии с использованием битума или других органических вяжущих из расчета 0,5-0,8 л/м или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии (п.6.17 СНиП 3.06.03-85).

1.7. За уплотненным слоем грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с цементом при температуре наружного воздуха выше 15 °С и отсутствии осадков, необходимо осуществлять уход путем розлива битумной эмульсии. В случае устройства вышележащего конструктивного слоя не позднее чем через сутки уход не требуется (п.6.29 СНиП 3.06.03-85).

Аналогичный уход за покрытием предусмотрен при устройстве оснований и покрытий из готовой цементогрунтовой и цементобетонной смеси. При замене битумной эмульсии на помароль норма расхода не изменяется.

Норма расхода битумной эмульсии приведена при температуре наружного воздуха до +25 °С. При температуре наружного воздуха +25 °С и выше необходимо использовать нормы расхода пленкообразующих материалов по таблице 27-42.

1.8. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепленных битумом или битумной эмульсией (табл.27-1), принято содержание битума:

7% - при укреплении супесей легких и тяжелых пылеватых, суглинков легких и легких пылеватых;

9% - при укреплении суглинков тяжелых и тяжелых пылеватых, глин песчанистых и пылеватых с числом пластичности не более 22.

При других значениях содержание битума следует принимать в расчете на 1 см толщины:

Читайте также: