Нужна ли лицензия на испытание бетона

Обновлено: 13.05.2024

Нужна ли лицензия на испытание бетона

Имеет ли право аттестованная строительная лаборатория вести контроль качества бетонных работ на объектах? Какие есть права аттестованной строительной лаборатории?

1. Цели и порядок проведения строительного контроля регламентированы следующими руководящими и нормативными документами:

  • Кодекс 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 53);
  • Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (введено Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010г. № 468);
  • Свод правил СП 48.13330.2011 Организация строительства (раздел 7).

2. Контроль качества бетонных работ на объектах капитального строительства входит в состав мероприятий по строительному контролю, выполняемому лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а именно в объём проверки качества, предусмотренный подпунктом а) пункта 5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства: «проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);»

3. Возможность привлечения подрядчиком сторонней организации для выполнения «лабораторного» контроля подтверждена:

  • в пункте 7 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства: «Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.»;
  • в пункте 5.6 свода правил СП 48.13330.2011 Организация строительства: «Перед началом выполнения работ на объекте подрядчик, осуществляющий строительство: … «заключает договоры с аккредитованными лабораториями на выполнение видов испытаний, которые не могут быть выполнены собственными силами;».

4. Исходя из сложившейся практики, во многих случаях, подрядчику для заключения договора со сторонней организацией на осуществление «лабораторного» контроля достаточно свидетельства об аттестации строительной лаборатории, но в некоторых случаях наличие свидетельства об аккредитации является обязательным условием (например по объектам, строительство которых финансируется из госбюджета), так как:

  • наличие свидетельства об аттестации подтверждает соответствие общим требованиям «к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией» (пункт 1.1 ГОСТ ИСО_МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий);
  • наличие свидетельства об аккредитации означает «официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.» (пункт 3.1 ГОСТ Р 51000.4-2011 Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий).

Аккредитация может быть проведена как в государственной «Единой национальной системе аккредитации», так и в любой из систем добровольной сертификации, созданных на основании части 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ О техническом регулировании и внесены в реестр систем добровольной сертификации Ростехнадзором в соответствии с частью 3 статьи 21 № 184-ФЗ.

Учитывая изложенное, возможность заключения договора на выполнение «лабораторного» контроля на основании имеющегося свидетельства об аттестации строительной лаборатории необходимо уточнять с конкретным заказчиком и по конкретному объекту.

В случае, если вашей лабораторией планируется выполнять другие виды работ по строительному контролю, указанные в подпунктах б) - е) Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, то возможность их выполнения должна подтверждаться учредительными документами организации и соответствующей квалификацией специалистов.

Аккредитация лабораторий по динамическим испытаниям свай

Обязательным условием проведения работ по возведению свайных фундаментов является динамическое испытание основных элементов конструкции. Целью данных испытаний является оценка несущей способности свай (забивных, набивных бетонных, буронабивных). Проводить такие испытательные работы могут лишь те лаборатории, которые прошли аккредитацию.

Особенности процедуры аккредитации

Данная процедура проводится с целью официального подтверждения компетентности организации в проведении заявленных видов работ и ее соответствие установленным стандартам и требованиям. Аттестат аккредитации служит убедительным доказательством того, что все виды работ осуществляются лабораторией в полном соответствии с требуемыми параметрами и применением рекомендованных методик. Это позволяет обеспечить высокую степень доверия потенциальных потребителей и партнеров к деятельности лаборатории и результатам ее исследований.

Процедура аккредитации предусматривает прохождение ряда последовательных этапов:

  • Подача заинтересованной стороны заявления на прохождение аккредитации и пакета необходимых документов в уполномоченный орган.
  • Экспертиза представленной документации.
  • Проверка деятельности лаборатории по месту ее нахождения.
  • Анализ полученных данных и принятие решения о выдаче аттестата или отказе организации в аккредитации.
  • Выдача аттестата (при положительном решении вопроса) и внесение данных организации в общий реестр.

Подтверждение оценки соответствия проводится не реже одного раза в пять лет. Продление действия аттестата может проходить в упрощенной форме. Данное решение принимает уполномоченный орган, исходя из результатов инспекции.

Что выявляет оценивание?

Установленные стандарты оценивания содержат все требования, которым должны соответствовать испытательные лаборатории. Они демонстрируют высокую компетентность персонала, технический потенциал организации, эффективность системы менеджмента и обоснованность результатов исследований. В частности, производится оценка по таким основным параметрам, как:

  • профессиональная компетентность персонала;
  • техническое состояние и калибровка используемой аппаратуры и испытательного оборудования;
  • обоснованность применяемых методов испытаний и их соответствие установленным требованиям;
  • условия отбора, обработки и транспортировки образцов, подлежащих испытанию;
  • получение в ходе испытаний данных и обеспечение их точности и качества;
  • воздействие на окружающую среду во время проведения испытаний.

Аттестат соответствия является важным документом как для клиентов лаборатории, так и для самой организации. Получение аккредитации служит доказательством того, что все испытательные работы проводятся в соответствии с действующими нормами и соответствуют установленным параметрам. Следовательно, результаты этих исследований, тестирований и измерений являются максимально точными и надежными.

Наши услуги

Компания «Европейские Стандарты и Сертификация» предлагает свои услуги в получении аккредитации лабораториям, нацеленным на высокий результат, стабильное качество и активное развитие. Наша компания обладает большим опытом работы в профильной сфере и высокой компетенцией специалистов. Это позволяет осуществлять весь спектр заявленных работ в полном объеме и в четко оговоренные сроки.

Аккредитация лабораторий по динамическим испытаниям свай требует четкого соблюдения последовательности действий и знания многих нюансов процесса. Мы поможем вам произвести весь комплекс задач, сделав данную процедуру максимально простой, понятной и результативной. Обладая необходимыми знаниями нормативной документации, наши высококвалифицированные специалисты ответят на все ваши вопросы и осуществят любые профильные задачи в полном соответствии с установленными требованиями. Наше профессиональное содействие позволит провести процедуру аккредитации:

  • качественно;
  • эффективно;
  • прозрачно;
  • оперативно;
  • недорого.

«Европейские Стандарты и Сертификация»: любой серьезной задаче мы подберем наиболее эффективное решение!

Аттестация строительной лаборатории

Испытательная строительная лаборатория имеет Свидетельство об аттестации (общестроительные работы, например уплотнение грунта, бетонные работы). Авторский надзор утверждает, что проведение испытаний на объектах подконтрольных Ростехнадзору (строительство РВС) могут осуществлять лаборатории имеющие Лицензии, а Свидетельство об аттестации не даёт нам право вадавать заключения по испытаниям. Жду коментариев по вопросу.

6.11.2009 18:23

За 0 0 Против

Комментарии:

Участники 31

Название Дата загрузки Кто загрузил

Ещё 2 веток и 6 комментариев в теме

Последний: 19.11.2010 11:29

5.10.2010 09:54

За 0 0 Против

Прошу ответить на следующий вопрос: на основании какого нормативно-правового документа, внутренняя испытательная лаборатория предприятия должна обязательно иметь аккредитацию для выполнения работ (проверка хим. состава, механических свойств и т.д.) для сторонних организаций, изготавливаемых оборудование для объектов использования атомной энергии? Спасибо.

За 0 0 Против

Ещё 2 веток и 20 комментариев в теме

Последний: 31.05.2012 16:23

5.06.2012 11:39

За 0 0 Против

9.08.2012 09:13

За 0 0 Против

Здравствуйте, подкажите пожалуйста в чем принципиальные отличия лицензии на лабораторное дело, лабораторная диагностика, клиническая лабораторная диагностика.

13.09.2012 14:02

За 0 0 Против

Закупили лабораторию для контроля качества асфальтобетона и грунта на участке строительства автодороги, какие нужны документы для прохождения аттестации и аккредитации?
Нужно ли проходить аккредитацию или достаточно пройти только аттестацию?

18.09.2012 20:05

За 0 0 Против

10.01.2013 08:17

За 0 0 Против

Что нужно для создания строительной лаборатории? И сколько это стоит? (для проверки бетонной смеси, плотности грунта)

20.02.2013 15:40

За 0 0 Против

Доброго времени суток, форумчане!
Подскажите, пожалуйста, какая аккредитация необходима (и необходима ли?) для проведения испытаний грунтовых анкеров на выдергивание. Буду благодарен за любую полезную информацию!

14.03.2013 09:47

За 0 0 Против

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как создать строительную лабораторию с нуля. Лаборатория будет заниматься испытанием грунтов, бетонов, лакокрасочные поверхности. Помещение есть, список оборудования примерный есть. А что делать дальше? Как аттестовывать лабораторию? Какие нужны документы? И вообще, с чего начинать то?
Помогите, пожалуйста.

22.03.2013 07:45

За 0 0 Против

1.08.2013 13:47

За 0 0 Против

В следующем году есть желание аккредитовать грунтовую лабораторию. Подскажите пожалуйста как рассчитать стоимость услуг по аккердитации, что бы деньги на будущий год заложить сейчас?

29.05.2014 10:32

За 0 0 Против

Здравствуйте. Мы областная лаборатория лекарственных средств, бюджетная организация. Мы заключили договор с аттестующей нас лабораторией (которую выбрала Москва), это ЗАО. Заключили договор по приказу 682. Они прислали нам счет свыше 100 т р, мы работаем по приказу 44 МФ и наше областной минфин обещал нам оплатить аттестацию. Сейчас пришел приказ из Москвы, где мы аттестуемся по приказу 602. Наш областной минфин отказался платить, т к идет несоответсвие приказов и аттестующая нас лаборатория не является монополистом в своей деятельности (но россаккредитация (Москва, которая выбрала эту лабораторию - монополист, поэтому торги нам не надо организовывать). Что нам делать?

4.07.2014 13:05

За 0 0 Против

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста обязательна ли аттестация отдела контроля качества (ОКК) технической компетентности в области выполняемых работ по контролю качества лекарственных средств. Если нет, то на какой документ можно сослаться??

АО «ВНИКТИнефтехимоборудование»

За 0 0 Против

1. Положение о лицензировании производства лекарственных средств (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.04.2013 № 342);
2.Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 июня 2013 г. № 916 Об утверждении Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств и далее.

Лаборатория по испытанию бетона

Добрый день!
Не подскажите ли ответ вот на какой вопрос:
Собираемся заниматься испытаниями бетона на прочность, какую документацию мы должны иметь для возможности проведения данных работ?

15.05.2013 09:30

За 0 0 Против

Комментарии:

Участники 3

Название Дата загрузки Кто загрузил

22.05.2013 17:12

За 0 0 Против

Вам нужна аккредитованная лаборатория по разрушающим и другим видам испытаний. Аккредитация проводится в соответствие с СДА-15-2009. Вам нужно обратить внимание в перечне областей аккредитации на пункт 9.7 Бетоны, конструкции и изделия бетонные и железобетонные. Если Вы имели в виду какими документами руководствоваться для проведения контроля то:
1. ГОСТ 18105-86 Контроль прочности;
2. ГОСТ 10180-90 Определение прочности по контрольным образцам;
3. ГОСТ 22690-88 Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля;
4. ГОСТ 12852.0-77,
ГОСТ 12852.1-77, ГОСТ 12852.2-77, ГОСТ 12852.3-77, ГОСТ 12852.4-77, ГОСТ 12852.5-77, ГОСТ 12852.6-77 Определения прочности на сжатие, влажности и объемной массы, усадки при высыхании, морозостойкости, коэффициента паропроницаемости и сорбционной влажности ячеистого бетона.
5. ГОСТ 8829-94 (1998) Статические испытания для оценки прочности, жесткости и трещиностойкости бетонных и железобетонных строительных изделий;
6. ГОСТ 28570-90 Определение прочности по образцам, отобранным из конструкций;
7. ГОСТ 17624-87 Определение прочности бетона ультразвуковым методом;

Минстрой разъясняет: Обследование строительных конструкций - какое СРО необходимо

Правовой департамент Минстроя России сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 41 Кодекса подготовка документации по планировке территории, к которой относятся проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования.

Вышеприведенные положения следует принимать во внимание при рассмотрении обращений, поступающих в НОПРИЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента А.Н.ЕВДОКИМОВ

Письмом от 20 июня 2018 года № 26459-ХМ/08 Минстрой России признал обследование строительных конструкций зданий и сооружений видом работ по архитектурно-строительному проектированию.

По итогам резолюции круглого стола НОПРИЗ от 25.04.2018 г., в котором принимал участие заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Александр Беспалов, 30 мая 2018 года в Минстрое России под председательством заместителя министра Хамита Мавлиярова состоялось рабочее совещание по вопросу проведения обследования строительных конструкций зданий и сооружений с участием НОПРИЗ и Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России, в ходе которого председателем было дано поручение взамен направленных ранее писем Минстроя России от 16.09.2016 г. № 30239-СМ/02, от 27.03.2018 г. № 12341-АБ/08 и от 11.04.2018 г. № 14540-АБ/08, сообщавших об отнесении указанного вида работ к инженерным изысканиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», подготовить новое письмо с позицией Минстроя России об отнесении обследования строительных конструкций зданий и сооружений к видам работ по архитектурно-строительному проектированию.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 июня 2018 г. N 26459-ХМ/08

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо и по поставленному в письме вопросу, взамен направленных ранее писем Минстроя России от 16 сентября 2016 г., от 27 марта 2018 г. N 12341-АБ/08, от 11 апреля 2018 г. N 14540 АБ/08, сообщает следующее.

В соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изыскании, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

В ГрК РФ перечислены случаи, при которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий не требуется.

В соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - Перечень) вид работ "Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций" является специальным видом инженерных изысканий.

Вместе с тем, согласно Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, обследование - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Согласно "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ) обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений позволяют объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений. Обследование дает констатацию того или иного факта, а также рекомендует те или иные способы восстановления строительных конструкций зданий и сооружений.

ГОСТ предусмотрено, что результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Следовательно, результаты обследования, содержащиеся в заключении, служат исходными данными для подготовки задания на проектирование зданий и сооружений и подлежат рассмотрению в составе проектной документации, направляемой на экспертизу.

На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства, а, значит, и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений должны выполняться и выполняются в настоящее время проектными организациями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Кроме того, специалистов по грунтам и основаниям зданий и сооружений готовят геологические факультеты строительных вузов или специализированные горные институты.

Таким образом, по мнению Минстроя России, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений относятся к видам работ по архитектурно-строительному проектированию.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Х.Д.МАВЛИЯРОВ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Минстрой России отзывает письмо Минстроя России от 20 июня 2018 г. № 26459-ХМ/08 и информирует, что оно не может быть применено в качестве руководства при осуществлении Национальным объединением изыскателей и проектировщиков своей деятельности.

Вместе с тем Минстрой России считает целесообразным сообщить следующее. Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий.

Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее - договор подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2.1 статьи 47 Кодекса.

С учетом изложенного, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Л.О. Ставицкий

Наша организация ЗАО НПО «Техкранэнерго» состоит в 4-х СРО:

По вопросам заключения договоров, обращайтесь:

Нужна ли лицензия на испытание бетона

Дата введения в действие 1 июля 2006 года

ТРЕБОВАНИЯ
к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации

Документ разработан с целью укрепления доверия к лабораториям, которые соответствуют требованиям и положениям настоящего документа. В настоящем документе реализованы положения:

- Руководства ИСО/МЭК 25 "Общие требования к оценке технической компетентности испытательных лабораторий";

- Руководства ИСО/МЭК 38 "Общие требования к приемке испытательных лабораторий";

- Руководства ИСО/МЭК 43 "Организация и проведение проверок на компетентность";

- Руководства ИСО/МЭК 45 "Руководящие положения по представлению результатов испытаний";

- Руководства ИСО/МЭК 49 "Руководящие положения по разработке "Руководства по качеству для испытательных лабораторий";

- документов Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК), устанавливающих общие требования к испытательным лабораториям;

- европейского стандарта EN 45002 "Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий";

- ГОСТ Р 51000.4 "Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий";

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

I. Область применения

1. Настоящий документ устанавливает требования, которым должна соответствовать испытательная лаборатория в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, чтобы быть признанной в качестве компетентной для выполнения испытаний в определенной области деятельности (области аккредитации), а также требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) ИЛ.

Далее - лаборатория или ИЛ.

Требования документа предназначены для применения при:

- создании, аккредитации и функционировании испытательных лабораторий в соответствии с областью аккредитации, включая инспекционный контроль за аккредитованными лабораториями;

- взаимодействии с центральным органом Системы, с органами по сертификации.

II. Определения

III. Общие положения

3. Официальным признанием технической компетентности в проведении испытаний в соответствии с областью аккредитации и независимости от разработчиков, изготовителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) продукции или только технической компетентности испытательной лаборатории в Системе является ее аккредитация.

5. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве испытательной лаборатории, должна иметь собственную материально-техническую базу, документированные процедуры, организационную структуру, подготовленный персонал, управление, юридические и экономические возможности, систему обеспечения качества, комплект нормативных, правовых и организационно-методических документов, соответствующие требованиям настоящего документа.

6. Испытательную лабораторию аккредитуют только в отношении определенных объектов, которые могут испытываться лабораторией в стационарных условиях.

7. Область аккредитации испытательной лаборатории, при проведении испытаний для целей обязательной сертификации, должна однозначно определяться номенклатурой испытываемой продукции и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов на них, а также наличием квалифицированных штатных испытателей. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытываемой продукции, проверяемых характеристик (свойств, показателей) и используемых методов испытаний. В рамках добровольной сертификации допускается проведение испытаний продукции, не включенной в область аккредитации испытательной лаборатории, при условии наличия у нее соответствующей возможности (необходимого испытательного оборудования, средств измерений, квалифицированных штатных испытателей, удовлетворяющих требованиям настоящего документа, соответствующего вида испытаний (метода), установленного областью аккредитации).

8. При оценке компетентности испытательной лаборатории используются критерии, приведенные в настоящем документе.

9. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением испытаний конкретных видов (вида). В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих видах испытаний.

10. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) представлены заинтересованным сторонам по их запросу.

11. Аккредитацию испытательных лабораторий в Системе проводит центральный орган Системы в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций.

12. Испытания в целях обязательного подтверждения соответствия лаборатории проводят только по заказам органов по сертификации.

IV. Юридический статус, беспристрастность,
независимость и неприкосновенность

13. Испытательной лабораторией может являться любая организация, изъявившая желание, независимо от ее организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, и удовлетворяющая требованиям настоящего документа.

14. Испытательная лаборатория может входить в состав органа по сертификации продукции (сертификационного центра) в качестве его подразделения.

15. Испытательная лаборатория в своей деятельности должна руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами Системы, Положением об испытательной лаборатории и документами системы качества, устанавливающими порядок и правила проведения испытаний продукции в данной лаборатории.

16. Юридический статус лаборатории, организационная структура, административная подчиненность и система оплаты труда ее сотрудников должны исключать возможность оказания коммерческого, финансового, административного или какого-либо другого воздействия на лабораторию или ее персонал, способного повлиять на объективность результатов проводимых ею испытаний.

17. Назначение руководителя испытательной лаборатории производится по согласованию с центральным органом Системы.

18. Испытательная лаборатория не должна заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении испытаний.

В случае если аккредитуемая испытательная лаборатория сама не является юридическим лицом, а входит в состав организации или предприятия, являющегося юридическим лицом, между ними должен быть оформлен соответствующий документ (стандарт, приказ, декларация), предусматривающий четкое разграничение области деятельности и ответственности между руководством лаборатории и администрацией организации (предприятия), в состав которой входит лаборатория, за объективность результатов испытаний.

Если лаборатория консультировала разработчика, изготовителя или поставщика испытываемого изделия или имела какие-либо другие связи с перечисленными организациями по испытываемому изделию, то распределение ответственности между исполнителями должно быть закреплено документально.

19. Если испытывают изделия или участвуют в испытаниях организации, которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих изделий, то должны быть разработаны и приняты дополнительные меры, обеспечивающие объективность испытаний.

20. Оплата труда персонала, которому поручено проводить испытания, не должна зависеть от количества испытаний и их результатов.

V. Техническая компетентность

21. Испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения соответствующих испытаний.

22. Организация ИЛ

Испытательная лаборатория должна иметь:

- организационную структуру, обеспечивающую для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и ответственности);

- технического руководителя, который несет ответственность за выполнение всех технических задач, связанных с проведением испытаний;

- документированное Положение, содержащее описание организации деятельности лаборатории, распределение обязанностей сотрудников, а также другие сведения об организации работы лаборатории (выполняемых функциях, взаимодействии с другими организациями и др.).

В испытательной лаборатории периодически (но не реже двух раз в год) должны проводиться внутренние проверки для оценки своего соответствия требованиям настоящего документа. Проведение и результаты таких проверок должны регистрироваться (с подробным описанием корректирующих действий в случае их необходимости).

23. Персонал

Испытательная лаборатория должна располагать достаточным числом специалистов, имеющих соответствующее образование, профессиональную подготовку, квалификацию и опыт работы по испытаниям продукции в области пожарной безопасности, в соответствии с областью аккредитации. Руководство ИЛ должно обеспечивать постоянное обучение и повышение квалификации персонала.

Лаборатория должна располагать необходимой документацией и сведениями, касающимися квалификации, практического опыта, подготовки кадров и повышения квалификации персонала.

Для каждого специалиста должна быть разработана должностная инструкция (или другие внутренние документы), устанавливающая функции, обязанности, права и ответственность, квалификационные требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы. Такие документы должны своевременно актуализироваться.

Специалисты, непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть аттестованы в установленном лабораторией порядке на право их проведения.

Каждый сотрудник ИЛ должен знать конкретную сферу своей деятельности и нести за нее ответственность.

24. Помещение и оборудование

24.1. Оснащение

Испытательная лаборатория должна быть оснащена собственным оборудованием, средствами измерений, а также расходными материалами (химическими реактивами, веществами и др.) для правильного проведения испытаний, определенных областью ее аккредитации, что требуется для признания ее компетентности.

Испытательное оборудование, средства и методики измерений должны отвечать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний. Испытательное оборудование должно быть аттестовано, а средства измерений поверены в установленном порядке.

Использование испытательной лабораторией испытательного оборудования и средств измерений, не принадлежащих лаборатории, допускается только в следующих случаях:

1) для дорогостоящего или уникального оборудования (не имеющего широкого распространения или требующего регулярного квалифицированного обслуживания), если для обеспечения области аккредитации требуется его регулярное использование;

2) для уникального оборудования, которое используется лабораторией нерегулярно;

3) при временной неисправности своего оборудования или прохождении им аттестации или поверки в период проведения испытаний.

Оборудование и средства измерения, не принадлежащие лаборатории, могут использоваться только при условии, что такое оборудование аттестовано, а средства измерений поверены в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных п.3), их использование предварительно согласовано с органом по сертификации, на основании решения которого проводятся испытания.

В случае, предусмотренном п.1), количество испытаний, в которых необходимо использование стороннего оборудования, должно составлять не более 10% от общего числа показателей, определенных областью аккредитации лаборатории. Это оборудование должно быть учтено в соответствующих документах лаборатории в соответствии с требованиями настоящего документа, и лаборатория должна иметь письменное согласие владельца оборудования (договор аренды, соглашение о сотрудничестве и т.п.) предоставлять его для проведения испытаний в необходимое время, обеспечивать пригодность для этих целей и возможность контроля его состояния.

Объем работ, выполняемых с помощью оборудования по п.2), не должен превышать 10% от общего количества за год в пересчете на количество итоговых протоколов испытаний.

Оборудование лаборатории, в том числе и средства измерений, должно использоваться по назначению, документация по его эксплуатации и техническому обслуживанию должна быть доступна.

Все используемое при проведении испытаний испытательное оборудование и средства измерений должны быть аттестованы и поверены. Порядок поверки и аттестации должен соответствовать требованиям, установленным в действующих нормативных документах, быть документирован (в том числе и в виде графиков поверок и аттестации). Все оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и преждевременного износа.

Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики по техническому обслуживанию.

Оборудование и средства измерения, которые неисправны и (или) дают при испытаниях сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации и этикетированы соответствующим образом, указывающим на их непригодность.

Такое оборудование следует хранить в специально отведенном месте до тех пор, пока оно не будет отремонтировано (налажено) и его пригодность не будет подтверждена с помощью испытаний (поверки, калибровки, аттестации).

Нужна ли лицензия на испытание бетона

Предприятие производит изделия из ЖБИ, товарный бетон и бетонные смеси. Имеет свою лабораторию. Для проведения лабораторных исследований у предприятия есть Заключение о состоянии измерений в лаборатории, выданное Центром стандартизации и испытаний.

  • Является ли аккредитация лабораторных услуг по контролю качества строительных материалов обязательной?
  • Может ли предприятие, не имея аттестата аккредитации, а только Заключение о состоянии измерений в лаборатории, оказывать лабораторные услуги сторонним организациям (проводить лабораторные исследования с оформлением протоколов испытаний качества строительных материалов)?
  • Будет ли протокол испытаний, выданный предприятием третьему лицу, полноценным юридическим документом, имеющим силу для стройнадзора, суда, госорганов и иных организаций?

1. Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" гласит: "Аккредитация в национальной системе аккредитации – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации".

2. В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 412-ФЗ, аккредитация в национальной системе испытательных лабораторий является добровольной.

3. Вместе с тем, согласно статье 5.1 Федерального закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании", "особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений".

Часть 2 статьи 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений гласит: "Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий".

4. Такими перечнями являются Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ 'Технический регламент о безопасности зданий и сооружений'.

5. Пунктом 5.6 СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Актуализированная редакция. Организация строительства» (включён в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ 'Технический регламент о безопасности зданий и сооружений'), установлено, что для испытаний строительной продукции, могут быть заключены договоры с аккредитованными лабораториями.

Требования нормативных документов, включённых в вышеуказанный перечень, как правило, выполняются в обязательном порядке, так как, в противном случае, надзорные органы вправе затребовать дополнительные доказательства соответствия выполненных работ требованиям технического регламента (см. Письмо Минстроя России от 05.09.2016 №31617-ОГ-08 «О порядке применения национальных стандартов и сводов правил при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений»).

6. Возможность привлечения сторонней аккредитованной лаборатории для проведения измерений и испытаний при входном контроле строительной продукции, установлена и Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, для выполнения лабораторных испытаний строительной продукции по договорам со сторонними организациями, аккредитация лаборатории необходима.

Читайте также: