Норма выгрузки вагонов с щебнем

Обновлено: 16.05.2024

Приказ МПС РФ от 10.11.2003 N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов"

Утвердить прилагаемую Методику по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Данный документ в соответствии с письмом Минюста России от 06.04.2004 N 07/3561-ЮД не нуждается в регистрации.

Приказом МПС России

от 10.11.2003 N 70

ПО РАЗРАБОТКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ В ВАГОНЫ И ВЫГРУЗКИ ГРУЗОВ ИЗ ВАГОНОВ

I. Общие положения

1.3. В целях единого подхода к определению технологических норм на погрузку и выгрузку различных видов грузов немеханизированным и механизированным способами в приложении 1 к настоящей Методике приведены общие значения указанных норм.

1.4. Согласно пункту 1.6 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, если на местах общего и необщего пользования при погрузке и выгрузке силами и средствами грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования применяются погрузочно-разгрузочные механизмы, устройства и сооружения или механизированным способом производится погрузка и выгрузка грузов, технологические нормы на которые не приведены в приложении 1 к настоящей Методике, технологические нормы на погрузку и выгрузку разрабатываются перевозчиком по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования расчетным способом в соответствии с Методикой.

Примеры расчетов технологических норм на погрузку и выгрузку грузов приведены в разделе 3 настоящей Методики.

На время проведения необходимых расчетов перевозчик может устанавливать, но не более чем на полгода, технологические нормы на погрузку и выгрузку применительно к таблицам, указанным в приложении 1 к настоящей Методике.

1.5. Расчетные формулы и значения исходных данных для определения технологических норм на погрузку и выгрузку грузов приведены в Порядке разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Физико-химические свойства грузов, используемые в расчетах технологических норм на погрузку и выгрузку грузов, приведены в приложении 2 к настоящей Методике.

II. Определение технологических норм

на налив и слив грузов, перевозимых в цистернах

и бункерных полувагонах

2.1. Технологические нормы на налив и слив для всей одновременно поданной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и слива не должны превышать:

а) в пунктах механизированного налива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов - 2 ч;

б) в пунктах немеханизированного налива независимо от рода груза для цистерн и бункерных полувагонов, имеющих четыре и более осей, - 3 ч;

а) в пунктах механизированного слива для цистерн и бункерных полувагонов, имеющих четыре и более осей, - 2 ч;

б) в пунктах немеханизированного слива для цистерн, имеющих четыре и более осей, - 4 ч.

Пунктами механизированного налива и слива считаются пункты, где налив цистерн производится из резервуаров под действием собственной силы тяжести груза или при помощи насосов с механическим приводом, а слив из цистерн производится при помощи таких же насосов или через нижнее сливное отверстие цистерн под действием собственной силы тяжести груза.

Пунктами немеханизированного налива и слива считаются пункты, где налив и слив грузов производится ручными насосами.

2.2. При поступлении на пункт слива топлива марок Т-1, Т-2, ТС-1 и авиационного бензина грузополучателю предоставляется в необходимых случаях дополнительное технологическое время для производства анализа данного груза - 35 минут.

2.3. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного технологического времени на разогрев и слив таких грузов.

Общие технологические нормы на разогрев и слив вязких и застывающих грузов принимаются не более: для грузов I группы - 4 ч; для грузов II группы - 6 ч; для грузов III группы - 8 ч; для грузов IV группы - 10 ч.

В случае немеханизированного слива грузов I группы технологические нормы увеличиваются для цистерн, имеющих четыре и более осей, на 2 ч.

При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются технологические нормы, которые не превышают: для грузов I и II групп - 3 ч; III и IV групп - 4 ч.

При необходимости разогрева вязких и застывающих грузов в теплый период года установленные пунктом 2.1 настоящей Методики технологические нормы на слив могут быть увеличены для грузов I и II групп, а также при сливе из цистерн с паровой рубашкой - на 1 ч; для грузов III и IV групп - на 2 ч.

Грузы относятся к соответствующей группе по следующим данным: вязкие грузы - по условиям вязкости при 50 град. C; застывающие невязкие грузы - по температуре застывания.

К I группе относятся грузы с условной вязкостью от 5 до 15 град. или с температурой застывания от -15 до 0 град. C.

Ко II группе относятся грузы с условной вязкостью от 16 до 25 град. или с температурой застывания от +1 до +15 град. C.

К III группе относятся грузы с условной вязкостью от 26 до 40 град. включительно или с температурой застывания от +16 до +30 град. C включительно.

К IV группе относятся грузы с условной вязкостью 40 град. или с температурой застывания выше +30 град. C.

Список вязких и застывающих грузов приведен в приложении 3 к настоящей Методике.

III. Примеры расчетов технологических норм

на погрузку и выгрузку грузов

3.1. Погрузка в полувагоны гранулированного шлака стреловым краном на железнодорожном ходу типа КДЭ-253.

Под погрузку подано два полувагона. В каждый вагон загружается 74 т шлака. Кран оборудован грейфером вместимостью qк = 2 м3.

Средний коэффициент наполнения грейфера у = 0,8. Объемная масса шлака = 2 т/м3. Средняя высота подъема грейфера hп = 4,5 м. Средний угол поворота стрелы крана При разгрузке над полувагоном грейфер опускается в среднем на высоту hоп = 2 м. Скорость подъема грейфера Vп = 53,7 м/мин., скорость опускания грейфера Vоп = 53,7 м/мин.

Кран передвигается при погрузке по мере заполнения кузова полувагона. Операция передвижения крана на расстояние 3 - 4 м проводится 2 - 3 раза при погрузке одного полувагона и на расстояние 6 м при переходе к погрузке второго полувагона. Скорость передвижения крана Vкр = 130 м/мин. Частота вращения поворотной части крана nоб = 1,5 мин.-1.

Среднее время замыкания грейфера t1 = 4 с; среднее время раскрытия грейфера t5 = 3 с. Продолжительность подготовительных и заключительных операций равна нулю: tподг = tзакл = 0.

Среднее время разгона и замедления tрз при подъеме - 2 с, при опускании груза и подъеме порожнего грейфера - 1,5 с, при повороте крана - 2,5 с, при передвижении крана - 3 с.

Определение продолжительности рабочего цикла крана:

tц = t1 + t2 + t3 + t4 + . + t8,

где t1 = 4 с - захват груза грейфером;

- поворот крана с грузом;

t5 = 3 с - высыпание шлака из грейфера;

- подъем порожнего грейфера;

- обратный поворот крана;

Операции подъема груженого грейфера и опускания порожнего грейфера на штабель груза частично совмещаются с операцией поворота крана, в связи с чем учитывается только начальный момент подъема грейфера до начала поворота крана t2 = 2 с и заключительный момент опускания грейфера на высоту менее метра после остановки поворота крана t8 = 2 с.

Продолжительность рабочего цикла составит:

Определение количества груза, перегружаемого за один рабочий цикл:

Определение производительности крана П:

Затраты времени на выполнение операции погрузки в вагон tгруз:

где tрз = 3 с - время разгона и замедления крана при передвижении.

Определение общей продолжительности погрузки двух вагонов T:

3.2. Выгрузка тяжеловесных грузов из полувагона башенным краном.

На железнодорожном пути необщего пользования выгружаются сборные железобетонные изделия средней массой qг = 3 т башенным краном. Общая масса груза в вагоне Qв = 66 т. Грузоподъемность крана на наибольшем вылете стрелы 25 м - 4 т, на наименьшем вылете стрелы 12,5 м - 5 т. Скорость подъема груза Vп = 26 м/мин., скорость опускания груза Vоп = 13 м/мин., скорость установки груза - 5 м/мин. Скорость передвижения крана - 17,7 м/мин.; угловая скорость вращения поворотной части - nоб = 0,6 мин.-1. Время застропки груза t1 = 70 с; время отстропки груза t8 = 35 с.

Высота подъема груза средняя hп = 2,5 м; высота опускания груза hоп = 3,7 м.

В процессе разгрузки операция перемещения крана совмещается с поворотом стрелы. В течение каждого цикла кран перемещается в среднем на 8 м с грузом и без груза, а стрела поворачивается на средний угол Подготовительные операции - освобождение первой партии груза от крепления tподг = 3 мин. Заключительные операции - уборка мусора и остатков крепления tзакл = 5 мин.

Определение продолжительности рабочего цикла крана:

tц = t1 + t2 + t3 + t4 + . + t9,

где t1 = 70 с - время на застропку каждого изделия;

- время опускания груза с учетом опускания последних 0,5 м высоты на посадочной скорости;

t6 = 35 с - время отстропки груза;

Средняя продолжительность цикла крана составит:

tц = t1 + t2 + t3 + t4 + t5 + t6 + t7 + t8 + t9 =

= 70 + 8,8 + 31,1 + 23,8 + 35 + 11,5 + 31,1 + 14,5 = 228 с.

Определение производительности крана:

Определение времени на выполнение операций выгрузки:

Общие затраты времени на разгрузку вагона составят:

3.3. Выгрузка из крытого вагона рулонов бумаги двумя электропогрузчиками.

Крытый четырехосный вагон с объемом кузова 120 м3 загружен рулонами бумаги шириной 840 и 1260 мм и массой от 480 до 600 кг. Рулоны загружены в три яруса и установлены на торец. В двух нижних ярусах - по 44 рулона, в третьем - 36 рулонов, всего 124 рулона общей массой 68 т. Электропогрузчики грузоподъемностью до 1,6 т оборудованы специализированным боковым поворотным захватом на каретке, позволяющим разворачивать грузы на 90 град. относительно горизонтальной оси.

Среднее расстояние перевозки рулонов на склад с учетом угловых заездов и поворотов Lср = 35 м. Скорость передвижения погрузчика с грузом Vпер = 9,0 км/ч, без груза Vпер = 10 км/ч. Скорость подъема груза Vпер = 9,0 м/мин., скорость опускания груза Vоп = 20 м/мин., без груза Vоп = 16 м/мин. Среднее время наклона рамы грузоподъемника назад tн = 3,7 с, вперед tв = 3 с. Средняя высота подъема и опускания груза для удобства его перемещения hо = 3,0 м, средняя высота опускания (подъема) груза для снятия (установки) рулона со второго яруса hср = 0,8 м, с третьего яруса - hср = 1,6 м. Среднее время разгона и замедления погрузчика tрз = 4 с.

Среднее время на захват рулона в вагоне t1 = 5 с, на отдачу груза на складе - t8 = 3 с. В это время включены вспомогательные операции отжима рулона от штабеля для прохода лапы бокового захвата и подравнивания рулона при установке его в штабель на складе также в три яруса. Разворот захвата с рулоном на 90 град. занимает tразв = 2 с.

На выполнение подготовительных операций - открывание двери вагона, установку переходного мостика, уборку дверного ограждения затрачивается tподг = 6 мин.; на заключительные операции - уборку кузова вагона от мусора, уборку мостика переходного, закрывание двери вагона tзакл = 7 мин.

Определение средней продолжительности рабочего цикла электропогрузчика:

tц = t1 + t2 + t3 + t4 + t6 + t7 + t8 + t9,

где t1 = 5 с - захват рулона электропогрузчиком;

t2 = 3,7 с - наклон рамы грузоподъемника назад;

t7 = 3 с - наклон рамы грузоподъемника вперед для отдачи груза;

t8 = 3 с - отдача груза, освобождение захвата;

- передвижение погрузчика без груза в вагон за очередным рулоном с учетом угловых заездов.

Операции подъема или опускания захвата на необходимую высоту, а также операции разворота захвата на 90 град. полностью совмещаются с операциями передвижения.

Средняя продолжительность рабочего цикла электропогрузчика составит:

tц = t1 + t2 + t3 + t4 + t6 + t7 + t8 + t9 =

= 5 + 3,7 + 4,8 + 3,5 + 18 + 5,4 + 3 + 3 + 16,6 = 63 с.

Определение средней производительности электропогрузчика при средней массе рулона Qц = 0,55 т:

Определение затрат времени на выполнение операции собственно выгрузки при одновременной работе двух погрузчиков:

Продолжительность выгрузки из четырехосного крытого вагона рулонов двумя электропогрузчиками составит:

T = tподг + tгруз + tзакл = 6 + 65 + 7 = 78 мин. = 1,3 ч.

3.4. Погрузка вагонов из бункеров и полубункеров.

Бункерные и полубункерные погрузочные устройства, применяемые при погрузке в вагоны грузов, перевозимых насыпью, являются средствами механизации непрерывного действия. При расчете технологической нормы на погрузку вагонов из бункеров и полубункеров необходимо руководствоваться следующими положениями:

- после подачи и установки вагонов под бункера подготовительными операциями являются операции открывания бункерных затворов или лотка погрузочной воронки полбункера;

- крепление троса маневровой лебедки, включение и выключение маневровой лебедки, засыпка опилок или введение в вагон других средств профилактики от смерзания, проверка закрепления торцовых дверей полувагона и другие операции должны совмещаться с основной операцией - погрузкой;

- для затворов с механическим приводом время открывания и закрывания указывается в техническом паспорте, оно не должно превышать 3 - 5 с. Время открывания челюстных и секторных затворов вручную составляет 2 с, шиберных и лотковых затворов - 3 - 5 с;

- при боковой погрузке из бункеров в подготовительное время включается продолжительность операций установки погрузочных приспособлений лотков, передвижных воронок;

- в затраты времени на вспомогательные операции tвсп включается время перерывов при проходе междувагонных промежутков под выгрузочным устройством бункера и соответственно время открывания и закрывания затворов.

Площадь поперечного сечения (м2) потока груза из выпускного отверстия бункера определяется по следующим формулам.

1. При прямоугольной форме выпускного отверстия:

где A и B - соответственно длина и ширина выпускного отверстия бункера, м;

a' - размер характерного куска груза, м.

2. При круглой форме выпускного отверстия бункера:

где Д - диаметр отверстия бункера, м;

Скорость истечения груза м/с из горизонтального отверстия бункера определяется по формуле:

где - коэффициент истечения: для сухих зернистых и порошкообразных грузов = 0,55 - 0,65; для крупнозернистых и кусковых = 0,3 - 0,6; для пылевидных = 0,2 - 0,25;

R - радиус гидравлический выпускного отверстия определяется по формуле:

F - площадь поперечного сечения потока, м2;

P - периметр сечения, м;

- угол наклона желоба, отклоняющего поток и создающего подпор груза.

При погрузке группы вагонов одной подачи одновременно через несколько бункерных люков с высокой суммарной производительностью осуществляется непрерывное передвижение вагонов в процессе погрузки - "погрузка на ходу". В этих случаях время на погрузку определяется, исходя из скорости передвижения вагонов маневровой лебедкой, по формуле:

где n - число вагонов в группе;

Lв - средняя длина вагона по осям автосцепок, м;

Vл - скорость движения троса маневровой лебедки, м/с;

tвсп - затраты времени на выполнение операций крепления и отцепки троса маневровой лебедки, а также перетягивания троса, когда суммарная длина группы загружаемых вагонов превышает рабочую длину троса.

В случаях, когда вагоны загружаются не на вагонных весах, дополнительное время на операцию дозировки учитывается как заключительное время при погрузке последнего вагона группы.

Дозировка всех других вагонов должна совмещаться по времени с основной операцией погрузки.

3.4.1. Погрузка угля из бункеров через два центральных люка.

Погрузка производится одновременно из двух центральных люков бункера. Выпускные отверстия люков имеют длину A = 700 мм, ширину B = 600 мм. Характерный размер куска угля a = 100 мм, объемная масса угля = 0,87 т/м3; коэффициент истечения угля = 0,57.

Группа вагонов одной подачи состоит из 12 полувагонов при технической норме загрузки вагонов Qв = 62 т. Средний размер междувагонного промежутка Lпр = 1,5 м, скорость движения троса маневровой лебедки Vл = 0,18 м/с. Подготовительные операции с первым вагоном занимают согласно хронометражным данным tподг = 2 мин., заключительные операции - 3 мин., в т.ч. операция открывания и закрывания бункерных затворов tзатв = 5 с.

Площадь поперечного сечения потока угля, проходящего через выпускное отверстие бункера, определяется по формуле (1):

F = (0,7 - 0,1)(0,6 - 0,1) = 0,3 м2.

Гидравлический радиус поперечного сечения потока определяется по формуле (4):

Скорость истечения потока угля определяется по формуле (3):

Определение производительности погрузки угля через один люк бункера:

П = 3600 x 0,87 x 0,3 x 1,24 = 1170 т/ч.

Время наполнения углем одного вагона одновременно через два люка составит:

Средняя продолжительность перерыва для закрывания и открывания затворов, а также перемещения группы вагонов после наполнения каждого очередного вагона составит:

Таких перерывов при погрузке 12 вагонов будет 11.

Технологическая норма на погрузку 12 полувагонов вагонов составит:

3.4.2. Погрузка угля из бункеров при непрерывном движении загружаемых вагонов (погрузка "на ходу").

Погрузка группы из 12 вагонов производится в тех же условиях, что и в примере пункта 3.5.1, скорость движения троса маневровой лебедки принята равной Vл = 0,12 м/с.

Погрузка вагонов "на ходу" позволяет полнее реализовать имеющуюся производительность погрузочного бункера. Чтобы исключить необходимость перерывов потока угля при проходе межвагонных промежутков, выпускные люки бункеров оборудованы перекидными лотками. Средняя длина вагонов между осями автосцепки Lв = 14 м, общая длина группы вагонов L = 12 x 14 = 168 м.

Рабочая длина троса маневровой лебедки Lтр = 100 м, вследствие чего в процессе погрузки вагонов необходимо сделать перерыв для отцепки троса, перетяжки его на Lпер = 70 м и крепления за вагоны вновь. Отцепка и крепление троса занимают по tотц = 0,4 мин., открывание и закрывание затворов - по 5 с, или 0,1 мин.

Технологическая норма погрузки одного вагона из условия непрерывного передвижения его под бункером составит:

Определение продолжительности перерыва в работе для перетяжки троса:

Технологическая норма на погрузку 12 полувагонов вагонов составит:

3.4.3. Погрузка угля из полубункеров с ленты конвейера в группу из 6 полувагонов при непрерывном движении загружаемых вагонов (погрузка "на ходу").

Конвейерная линия подачи угля составлена из ленточных конвейеров с шириной ленты B = 1000 мм, имеющих трехроликовые желобчатые опоры. Угол наклона боковых роликов 20 град. Заполнение ленты конвейера углем производится равномерно, что обеспечивает естественный откос в движении под углом Ро = 20 град. Техническая норма загрузки полувагона - 64 т. Объемная масса угля = 0,85 т/м3. Скорость движения ленты Vл = 1,8 м/с. Максимальный угол наклона ленты отдельных участков трассы подачи угля к вагону Порядок расчета

Расчет производительности конвейерной линии производится по формуле:

где Кп - коэффициент производительности, зависящий от вида роликоопор (формы поперечного сечения потока груза на ленте) и среднего значения угла откоса груза на ленте, принимается по следующим данным:

Норма выгрузки вагонов с щебнем

ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ
НА ВАГОННЫЕ, АВТОТРАНСПОРТНЫЕ И СКЛАДСКИЕ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 15 июля 1986 г. N 259/16-12; срок их действия установлен до 1992 г.

С введением их в действие утратило силу постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 2 октября 1975 г. N 242 "Об утверждении Единых норм выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы" и постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 февраля 1979 г. N 60/4-28 "Об утверждении изменений и дополнений к Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы".

1. Общая часть

1.1. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы обязательны для применения в объединениях (комбинатах), на предприятиях и в организациях отраслей народного хозяйства СССР.

Нормы настоящего сборника предназначены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, а также для установления комплексных норм при бригадной форме организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по применению бригадной формы организации труда на погрузочно-разгрузочных работах (М.: НИИ труда, 1984).

На работы по перемещению и укладке грузов в цехах предприятий, организаций и на строительных площадках Единые нормы выработки и времени не распространяются.

1.2. В основу разработки норм положены:

технические характеристики погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, подвижного состава;

результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;

1.3. Единые нормы выработки и времени установлены на 7-часовую рабочую смену. При изменении продолжительности рабочего дня нормы выработки и времени соответственно пересчитываются.

1.4. В сборнике предусмотрены нормы на группы следующих категорий.

Тарно-упаковочные и штучные грузы:

грузы в мешках, кулях, пакетах, к которым относятся различные грузы (в мешках или пакетах джутовых, льняных, бумажных (одно- и трехслойных), полиэтиленовых и др.), грузы в кипах, грузы в ящиках (в деревянных, металлических, фанерных, пластмассовых, картонных), в коробках (коробах), решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки (в том числе штучные грузы - толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связках) массой одного места до 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;

катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места до 500 кг.

мясо мороженое, охлажденное в тушах, полутушах и четвертинах.

хлеб печеный всякий, булочные и мелкоштучные изделия, уложенные в специальные лотки.

грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;

катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места более 500 кг.

Металлы и металлические изделия:

металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам.

лесоматериалы круглые всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечка россыпью.

все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей.

Зерновые грузы россыпью:

тяжеловесное зерно - рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, нут, чина, лен, горчица, рапс, рыжик, кунжут;

легковесное зерно - гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина;

подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот;

кукуруза в початках.

Овощные грузы россыпью:

картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста кочанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыква и т.п.

различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью), - уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др.

1.5. Единые нормы выработки и времени предусматривают следующие варианты погрузочно-разгрузочных работ: железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав; железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав; железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав; автотранспорт - склад, склад - автотранспорт.

К складским операциям относятся: перемещение, перекладка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой его из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т.п.

1.6. Нормы выработки () на погрузку, выгрузку и перемещение грузов установлены в тоннах с учетом массы тары (упаковки), за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах сборника.

1.7. Нормы времени () установлены для механизаторов в часах; для грузчиков, стропальщиков, насыпщиков цемента - в человеко-часах на единицу измерения (т; шт.; м и т.п.). В таблицах норм, где предусмотрен состав бригады, нормы выработки установлены на бригаду; где не предусмотрен - на одного грузчика в смену.

1.8. Едиными нормами учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки-выгрузки грузов, отдых и личные надобности.

Нормами предусмотрены и отдельно не оплачиваются:

подкатка и откатка груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава по фронту погрузки (выгрузки, сортировки), перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов;

подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки) груза;

накладка и снятие закруток с дверей вагона, контейнера; открывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, дверей камер холодильников; крепление (без заготовки креплений) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и автотранспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта; дополнительное крепление люков, крытых вагонов при перевозке грузов, кроме навалочных; подбивка клиньев и установка готовых стоек в гнездах и скобах подвижного состава; укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в места хранения; очистка подвижного состава (за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава); установка (снятие) реек, решеток и стеллажей;

установка (снятие) и крепление хлебных щитов и других дверных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на расстояние до 50 м с укладкой в штабель;

подноска (подвозка) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т.п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т.п.) к месту работы и относка (отвозка) их после работы к месту хранения на расстояние до 50 м;

подноска (подвозка) брезента к месту укрытия грузов (к бунтам), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т.п. и относка (отвозка) его к месту хранения на расстояние до 50 м;

укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке (выгрузке) зерна и других грузов, а также его свертывание и относка;

подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ, очистка снега с контейнеров перед погрузкой груза;

сепарирование грузов - отделение одной партии груза от другой на складе и в подвижном составе;

экипировка погрузочно-разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т.п.);

смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов);

смена спецодежды, респираторов и т.п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека;

передвижка и установка транспортеров, самоподавателей, вагонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных погрузочно-разгрузочных машин в пределах одного склада или рабочей зоны на расстояние до 10 м;

кантовка катно-бочковых грузов, установка на уторы и крепление на месте складирования;

взвешивание мяса в процессе погрузки (и выгрузки) на врезных и подвесных весах;

передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов;

перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или автомобиля, разравнивание навалочных, зерновых и овощных грузов россыпью в подвижном составе;

подкатка вручную прицепных тележек к аккумуляторным тележкам на расстояние до 5 м;

установка автокранов на аутригеры;

уборка своего рабочего места после окончания работы;

очистка габарита пути при разгрузке навалочных грузов;

укладка тарно-штучных грузов на высоту не выше 1,6 м.

1.9. Нормами выработки и времени на выгрузку грузов из полувагонов с повышенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков после выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона устанавливается норма времени 0,025 чел.-ч.

1.10. При погрузке (выгрузке) грузов в полиэтиленовых мешках нормы времени увеличиваются на 10%.

1.11. Нормы выработки и времени рассчитаны на перемещение грузов с применением простейших приспособлений или вручную по горизонтали на расстояние до:

тарно-упаковочных и штучных грузов - 20 м;

мяса на тележках и по подвесным путям - 50 м;

тяжеловесных грузов - 10 м;

металлов и металлических изделий - 10 м;

лесоматериалов: при погрузке (выгрузке) подвижного состава - 10 м;

при складской переработке - 10 м;

огнеупорных грузов - 20 м;

зерновых грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару - 20 м;

овощных грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару - 20 м;

навалочных грузов на тележках (тачках) - 20 м;

всех грузов к кранам и от них - 10 м;

всех грузов к погрузчикам и от них - 5 м;

перемещение к транспортерам, скребковым самоподавателям и от них: зерновых грузов россыпью - 3 м; всех остальных грузов - 5 м.

1.12. Нормы выработки и времени рассчитаны на следующие средние расстояния перемещения погрузочно-разгрузочных машин по фронту работы:

Норма выгрузки вагонов с щебнем

Главная государственная инспекция Туркменистана

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 декабря 1998 г. N 426 межгосударственный стандарт ГОСТ 30549-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности вновь изготавливаемых вагонов-самосвалов (далее - вагонов) и охраны окружающей среды.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000. - Примечание "КОДЕКС".

3 Требования безопасности

3.1 Общие требования

3.1.1 Конструкция вагона должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, действующих "Норм для расчета и проектирования новых вагонов-самосвалов (думпкаров) колеи 1520 мм", а для вагонов, эксплуатируемых на путях магистральных железных дорог, кроме того, "Норм для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)", а также "Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта", настоящего стандарта и технических условий на вагон.

3.1.2 Конструкция вагона должна соответствовать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации при выполнении требований стандартов, технических условий, инструкций по эксплуатации, а также правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта.

3.1.3 Номенклатура обязательных показателей безопасности вагонов должна включать:

- коэффициенты вертикальной и горизонтальной динамики;

- коэффициент устойчивости колесной пары от схода с рельсов при условии вкатывания гребня колеса на головку рельса;

- коэффициент устойчивости вагона от опрокидывания в кривой под действием боковых сил и при разгрузке;

- коэффициент устойчивости вагона в поезде от схода с рельсов в кривой под действием продольных сжимающих и растягивающих сил;

- расчетный коэффициент силы нажатия тормозных колодок при порожнем и груженом режимах торможения;

- расчетный коэффициент сцепления колес с рельсами и показатели тормозной эффективности при всех режимах торможения;

- обеспечение автоматического сцепления, прохода одиночного вагона по криволинейным участкам пути и сортировочной горке;

- коэффициент запаса сопротивления усталости элементов рам, кузова, ходовых частей и автосцепного устройства;

- вписывание в габарит;

- напряжения в основных несущих элементах конструкции;

- тормозной путь при экстренном торможении (от предельно допустимой скорости движения до полной остановки).

3.1.4 Конструкция вагона, расположение и монтаж оборудования должны обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала и удобный доступ к элементам конструкции при осмотре, ремонте и техническом обслуживании.

3.1.5 Вагоны должны быть оборудованы поручнями на концевых балках и поручными ступенями, а вагоны с переходной площадкой, кроме того, должны быть оборудованы подножками и поручнями для подъема на переходную площадку.

Нижние ступени подножек и переходные площадки должны исключать возможность скольжения по ним ног.

3.1.6 Крепления поручней, подножек и другого оборудования должны исключать самопроизвольное отвинчивание болтов и гаек.

3.1.7 Детали тележек, тормозного оборудования, цилиндров, элементов рамы и другого подвагонного оборудования не должны иметь острых углов, ребер, способных травмировать обслуживающий персонал.

3.1.8 В конструкции вагона должны быть предусмотрены места для подъема вагона домкратами с поверхностью, препятствующей скольжению головок домкратов.

3.1.9 Конструкция вагона должна исключать возможность попадания сыпучих грузов на тормозное оборудование.

3.1.10 Требования пожаро- и взрывобезопасности - по ГОСТ 12.1.004.

3.2 Требования к тормозу

3.2.1 Конструкция тормозной системы вагонов, эксплуатирующихся на путях магистральных железных дорог, должна обеспечивать расчетные тормозные характеристики в соответствии с "Нормами для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)", "Типовым расчетом тормоза грузовых и рефрижераторных вагонов", "Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава".

3.2.2 Для вагонов, предназначенных для эксплуатации на путях промышленного транспорта, тормоз должен обеспечивать при экстренном торможении остановку груженого вагона на предельном уклоне с заданной скоростью в пределах тормозного пути, указанных в расчетах эффективности тормозов.

3.2.3 Тормозная рычажная передача вагонов должна предусматривать постановку как композиционных, так и чугунных тормозных колодок по ГОСТ 1205, если в технических условиях не предусмотрено иное.

3.2.4 Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное нажатие тормозных колодок.

3.2.5 При отпущенном состоянии тормоза рычажная передача вагона должна обеспечивать гарантированный зазор между колесом и тормозной колодкой.

3.2.6 Рычажная передача вагона и тележек должна иметь предохранительные устройства, исключающие выпадание ее деталей при обрыве крепления во время движения.

Горизонтальные рычаги передачи тормоза должны лежать на поддерживающих скобах. Рычажная передача тележек должна иметь предохранительные устройства от выпадания осей подвески башмаков и вертикальных рычагов.

3.2.7 Шарнирные соединения рычажной передачи, кроме привода стояночного тормоза, должны быть оборудованы износостойкими втулками.

3.2.8 Оси шарнирных соединений, расположенные вертикально, должны быть установлены головками вверх, а расположенные горизонтально - головками в одну сторону.

3.2.9 Стояночный тормоз должен обеспечивать удержание заторможенного пневматическим тормозом одиночного вагона без использования тормозных башмаков на уклоне 30‰ при усилии на штурвале привода не более 300 Н.

3.3 Требования к системе разгрузки

3.3.1 Вагоны должны быть оборудованы устройством механизированной разгрузки с пневматическим, гидравлическим и другими приводами с индивидуальной или дистанционной системой управления разгрузкой.

3.3.2 Вагоны должны быть оборудованы отдельной воздушной или гидравлической напорной магистралью для питания привода разгрузочного устройства.

3.3.3 Система разгрузки должна обеспечивать возвращение кузова в транспортное положение после разгрузки и отключение цилиндров разгрузки от магистрали.

3.3.4 Рабочее давление в цилиндрах, при оборудовании пневматической системой разгрузки, во время разгрузки вагона не должно превышать 0,7 МПа.

3.3.5 Конструкция системы разгрузки должна исключать возможность саморазгрузки вагона при работе с постоянно находящейся под рабочим давлением разгрузочной магистралью.

3.3.6 Конструкция или расположение системы разгрузки вагонов, эксплуатирующихся на путях магистральных железных дорог, должны исключать возможность ошибочного подключения ее к пневматической системе тормоза.

3.3.7 При оборудовании вагонов гидравлической системой разгрузки дополнительные требования к ней должны быть указаны в технических условиях.

3.4 Требования к механизму открывания бортов

3.4.1 Система разгрузки и механизмы открывания бортов при двусторонней схеме разгрузки должны обеспечивать наклон кузова на любую сторону железнодорожного пути не менее чем на 45°, опережающее открывание борта, перелом относительно плоскости пола для открывающегося вниз борта и исключать самопроизвольный наклон кузова.

3.4.2 При разгрузке рычажный механизм должен удерживать один борт в закрытом, другой - в открытом положении.

3.5 Требования к кузову

Кузов вагона должен быть оборудован упорами от сдвига в продольном направлении относительно нижней рамы.

3.6 Требования к электрооборудованию

Требования безопасности к электрооборудованию (при оборудовании вагона электропроводкой) устанавливают в технических условиях на конкретную модель вагона.

Электрическое оборудование вагонов должно иметь степень защиты IP44 по ГОСТ 14254.

4.9. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ, РАЗГРУЗКУ ВАГОНОВ, АВТОТРАНСПОРТА И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ


4.9. Навалочные грузы

Кроме указанного в общей части, нормами предусмотрено:

выгрузка груза на одну сторону (если иное не оговорено в таблицах норм);

проталкивание (шуровка) груза на решетках бункеров;

очистка габарита при выгрузке грузов на повышенных путях, эстакадах, в траншеи, котлованы и бункера;

работа в респираторе при погрузке (выгрузке) грузов, предусмотренных правилами по технике безопасности;

выгрузка грузов в освобожденные приямки и откосы глубиной свыше 1 м от головки рельсов относится к выгрузке с повышенных путей;

при выгрузке грузов из железнодорожного подвижного состава на две стороны нормы времени соответствующих вариантов работ применяются с коэффициентами:

для платформ и крытых вагонов - 0,80;

для полувагонов - 0,70;

при выгрузке грузов из крытых вагонов на эстакадах и повышенных путях нормы времени соответствующего варианта применяются с коэффициентом 0,70;

при выгрузке навалочных грузов на повышенных путях и эстакадах высотой от 1 до 1,5 м нормы времени соответствующих вариантов применяются с коэффициентом 1,1.

4.9.1. Погрузка навалочных грузов на железнодорожный подвижной состав и автотранспорт

4. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ, РАЗГРУЗКУ ВАГОНОВ, АВТОТРАНСПОРТА И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ

4. Погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вручную без применения или с применением простейших приспособлений


4. Погрузочно-разгрузочные работы,
выполняемые вручную без применения или с применением
простейших приспособлений

К простейшим приспособлениям относятся тележки, тачки, тележки - медведки, носилки и т.п.

Б. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ, РАЗГРУЗКУ ВАГОНОВ, АВТОТРАНСПОРТА И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ


Б. НОРМЫ ВРЕМЕНИ МЕХАНИЗАТОРА НА ВЫГРУЗКУ, Ч

Продолжение табл. 47 по горизонтали

3.7.2. Погрузка - выгрузка навалочных грузов транспортерами

3.7.3. Погрузка или выгрузка навалочных грузов ленточными транспортерами

3.7.4. Погрузка или выгрузка навалочных грузов (минеральных удобрений) машинами типа МВС-4

Содержание работы: при выгрузке - освобождение дверного проема от груза, ввод машины МВС-4, захват груза машиной в вагоне и перемещение его по транспортеру на склад, регулирование подачи груза в штабель, зачистка вагона вручную; при погрузке - захват груза машиной из штабеля на складе, перемещение его по транспортеру в автомобиль, передвижение МВС-4 вперед по мере выбора груза, маневрирование автомобилем.

Состав бригады: при выгрузке - один машинист погрузочной машины и два грузчика; при погрузке - один машинист погрузочной машины и один грузчик.

3.7.5. Погрузка навалочных грузов (минеральных удобрений) многоковшовыми погрузчиками типа Д-565 из штабеля в автотранспорт

Содержание работы: захват груза в штабеле ковшами погрузчика, перемещение по транспортеру погрузчика к месту высыпки в кузов автомобиля, передвижение погрузчика вперед по мере выбора груза, маневрирование автомобилем.

Исполнитель: один водитель погрузчика.

3.7.6. Погрузка торфа в железнодорожный подвижной состав узкой колеи и в автотранспорт

Содержание работы: переезд вдоль штабеля и от штабеля к штабелю; подтягивание узкоколейных вагонов, наблюдение за подвижными составами во время их обмена; снятие или раскидка изоляционного слоя со штабеля; подбор рассыпанного торфа в границах действия крана и перекидка его в штабель или в вагон; погрузка торфа в вагон с разравниванием; очистка габарита пути и тормозных площадок; прицепка и перенос кабеля и троса; погрузка торфа в автомобиль.

Состав бригады: при погрузке кранами - машинист крана (крановщик), два грузчика; при погрузке экскаваторами - машинист экскаватора, один грузчик.

Примечание. При погрузке торфа в узкоколейный подвижной состав на закруглении железнодорожных путей нормы времени применяются с коэффициентом 1,11.

Читайте также: