Норма расхода битума при розливе на щебень

Обновлено: 17.05.2024

Норма расхода битума при розливе на щебень

ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ОДИНОЧНОЙ ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ
ОБРАБОТКИ ТЕХНИКОЙ С СИНХРОННЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ БИТУМА И ЩЕБНЯ

1. Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня" (далее Рекомендации) разработаны специалистами Федерального государственного унитарного предприятия Саратовского научно-производственного центра "Росдортех": канд. техн. наук Жилиным С.Н., канд. техн. наук Фадеевым С.С., инж. Крафтом В.Э. с участием академика Академии Транспорта России, профессора, докт. техн. наук Каримова Б.Б. и инж. Ганиева А.А. (Московский государственный технический университет - МАДИ).

2. Внесены Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора.

3. Утверждены и введены в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства РФ (Росавтодора) от 26.10.2001 г. N ОС-432-р.

4. Соответствуют ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".

5. Введены впервые.

6. В настоящем отраслевом дорожном методическом документе реализованы нормы закона Российской Федерации "О стандартизации".

Все большее применение в Российской Федерации и других странах СНГ находит технология устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки с одновременным распределением вяжущего и каменного материала машинами типа Чипсилер. По сравнению с традиционной технологией, заключающейся в последовательном выполнении разделенных во времени операций по розливу вяжущего автогудронатором и россыпи щебня щебнераспределителем, новая технология имеет ряд преимуществ: высокая производительность, улучшенное качество работ и повышенный срок службы поверхностной обработки за счет применения синхронного распределения вяжущего и щебня.

Рекомендации обобщают научные исследования и опыт работ по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки машинами производства фирмы SECMAIR и ФГУП СНПЦ РОСДОРТЕХ в Саратовской, Свердловской, Астраханской областях, республике Татарстан, а также республиках Средней Азии.

1. Область применения

1.1 Настоящие Рекомендации распространяются на технологию устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня, определяют рекомендуемые нормы расхода битума и щебня с учетом эксплуатационного состояния покрытия и климатических условий, а также порядок контроля качества работ.

1.2 Рекомендации содержат требования к материалам, организации производства работ и технологию одиночной шероховатой поверхностной обработки, порядок определения: средней нормы расхода и равномерности распределения вяжущего по ширине, средней нормы расхода щебня методом "мерной коробки" и равномерности его распределения по ширине методом "мерного шаблона", требования к охране труда и технике безопасности.

1.3 Рекомендации предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и вяжущего на дорогах с асфальтобетонными покрытиями всех технических категорий во II, III и IV дорожно-климатических зонах.

1.4 Рекомендации направлены на широкое применение прогрессивной ресурсосберегающей технологии устройства поверхностной обработки высокопроизводительной техникой, предназначенной для снижения расхода материалов и повышения качества шероховатой поверхности, за счет синхронного и равномерного распределения битума и щебня.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

2. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

3. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

4. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

7. ОСТ 218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.

Нормы расхода битума

Здравствуйте!подскажите пожалуйста. какие нормы расхода битума для розлива вяжущего?

Похожие темы: Найти еще: расхода

Используется ли понижающий коэффициент к НР и СП 0,85/0,8?
Автор: Atlant. Приложение 6 ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ ЗАТРАТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ III . Расходы на организацию работ на строительных площадках 1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного .


Расходы подрядчика на аренду жилых помещений для своих работников
Автор: vti27. в продолжение темы. Что входит в состав командировочных расходов К числу расходов, возмещаемых в случае направления работника в командировку, относятся (ч. 1 ст. 168 ТК РФ, абз. 1 п. 11 Положения о служебных .


На какую статью расходов отнести диски отрезные в накладных расходах ?
Автор: Катерина. Добрый день Ответьте пожалуйста на какую статью расходов отнести диски отрезные в накладных расходах ? Может где то есть конкретное указание что нельзя их ставить в смету.

Понижающие коэффициенты к накладным и прибыли при капремонте в счет аренды
Автор: Мария. раньше было так при хозспособе: К=0,6 к НР и К=0 к СП. , и разъяснения этому не мешали Вопрос 1.1.38. 1. Как определить накладные расходы и сметную прибыль к текущим ценам при работе хозспособом? 2. Как правильно рассчитать текущие тарифные ставки рабочих, занятых в строительстве.


Дефектоскопия при монтаже дробильного оборудования
Автор: Inessa. Это в МДС про накладные расходы:III. Расходы на организацию работ на строительных площадках 9. Расходы на содержание производственных лабораторий. По этой статье .

Специалист

02.02.2016 16:31:17

Если разливаете на снятый асфальт, то 0,00025т на м2,
если на щебень, то 0,0006т на м2
(это усредненное значение)

02.02.2016 16:31:20

по щебню - 8 кг/м2
по а/б - 3 кг/м2

Специалист

02.02.2016 16:32:54

Анна! О чем Вы говорите.
250 г на м2!

Специалист

02.02.2016 16:37:43

ДБН 2.3-4-2000 "Автомобильные дороги"
15.34.3 Основание, на которое укладывается смесь, необходимо очистить от пыли и грязи. Влажное основание необходимо высушить. Не позже, чем за 6 часов до начала укладки смеси слой, расположенный ниже, обрабатывают (подгрунтовывают) органиче¬скими вяжущими: битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, дегтями марки Д-3 или Д-4, ВДП-3 или ВДП-4. Вяжущие нагревают до температуры, указанной в таб¬лицах 15.3 и 15.4.
Норму расхода вяжущего (л/м2) назначают:
- при подгрунтовке необработанных материалов 0,5-0,8, а обработанных органи¬ческими вяжущими - 0,2-0,3;
- при подгрунтовке 60 % битумной эмульсией слоя из необработанных минераль¬ных материалов 0,6-0,9, а из обработанных органическими вяжущими 0,3-0,4.
Подгрунтовку нижнего слоя можно не выполнять, если он устроен из асфальто-или дегтебетонной смеси и материалов, пропитанных органическими вяжущими не поз¬же, чем за 2 суток до устройства нового слоя, если он не загрязненный и если по нему не передвигался технологический и другой транспорт"

02.02.2016 16:58:18

Светлана, я хорошо знакома с документом, на который Вы ссылаетесь (кстати говоря, он уже не действует). Вы когда переводите расход битума из литров в тонны/килограммы, Вы учитываете такой параметр, как плотность! Его плотность 0,95-1,5 (г/см3). Но для удобства расчетов большинство специалистов принимают 1,0 г/см3 = 1000 кг/м3.

Специалист

02.02.2016 17:00:52

Ну и в чем я не права? 1 л битума весит 1 кг! Но не как не 10!

02.02.2016 17:14:17

Светлана, извиняюсь, запятую в уме не туда перенесла

Специалист

02.02.2016 17:19:41

Действующий СНиП 3.06.03-85:

10.17. Перед укладкой смеси (за 1 - 6 ч) необходимо произвести обработку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в табл. 13.
Норму расхода материалов, л/м2, следует устанавливать:
при обработке битумом основания - равной 0,5 - 0,8, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия - 0,2 - 0,3;
при обработке 60%-ной битумной эмульсией основания - 0,6 - 0,9, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия - 0,3 - 0,4.
Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта.

Розлив вяжущих материалов по п.1.27.37 ТЧ

Похожие темы: Найти еще: материалов

К какой расценке можно добавить материал полотно противопожарное
. отчетами.. ))) и большинство-не любят своих бухов.. Изначально вопрос задан был корректно: Зак не хочет вешать на себя покупку "Сергей пишет: материал полотно противопожарное (кошма)" В случае "RRRinka пишет: в разделе «материалы, не учтённые расценками» учитываете этот материал .

Как в смете или в КС-2 показать материал заказчика
. ВОПРОС: Какую формулу и где надо написать, чтобы в смете вычесть стоимость материалов заказчика? Альбина ОТВЕТ: Во-первых, правильнее будет не . . автоматическом режиме – вам достаточно только отметить в смете все материалы заказчика специальным признаком (кнопка «Материал заказчика» .

Наименование материалов, оборудования в смете
Автор: Алексей. Ольга, Чем детальнее прописано- тем меньше вопросов в дальнейшем. а что касается "Ольга пишет: Материалы не по ФССЦ, а в текущих ценах" Наименования материалов и сами материалы должны соответствовать тем, что указаны в РД. Тем более что это электрика.

Давальческий материал
Автор: ProSlave. не "Vera пишет: вычитаю сначала по ФССЦ" а "ProSlave пишет: Вместо материалов по ССЦ, ставите материалы заказчика" т.е вычли и добавили свой, тогда в КС2 все будет верно.

Как в Гранде КС-2 подогнать под определенную сумму
Автор: Ирина. Оля, если грубо под нужную сумму подогнали объемами, дальше попробуйте для точной подгонки подгонять стоимостью материалов по прайсам (подгоняйте материалом, количество которого в смете невелико)


31.10.2017 10:03:00

Первый слой асфальта надо пролить смесью перед укладкой второго слоя и автогудронаторы считаются отдельно. Так великая сметчица-дорожница посоветовала и у ГЭ вопросов не было.


31.10.2017 10:03:15

Розлив вяжущих по 27-06-026 нужно брать. Если Вы делаете щебеночное основание, то затем розлив вяжущих.,тоннаж по проекту. Обычно 0,7 кг на 1м2
Затем уже дорожное покрытие.


Специалист

31.10.2017 10:05:48

Цитата
Галина Вантурина пишет:
Розлив вяжущих по 27-06-026 нужно брать. Если Вы делаете щебеночное основание, то затем розлив вяжущих.,тоннаж по проекту. Обычно 0,7 кг на 1м2Затем уже дорожное покрытие.

Но тот битум, который сидит в расц.27-06-020, разве не для розлива на щебенку?

31.10.2017 10:08:09

Нет.
Это битум между 1 и 2 слоями асфальтобетона


Специалист

31.10.2017 10:11:57

Цитата
Ирина Иванчикова пишет:
Нет.Это битум между 1 и 2 слоями асфальтобетона

Т.е. то, то посоветовала Валентина, выходит, уже сидит в расценке?

Изменено: Александра - 31.10.2017 10:12:06

31.10.2017 10:15:22

Цитата
Галина Вантурина пишет: Розлив вяжущих по 27-06-026 нужно брать. Если Вы делаете щебеночное основание, то затем розлив вяжущих.,тоннаж по проекту. Обычно 0,7 кг на 1м2Затем уже дорожное покрытие.

Расход битума при обработке основания 0,5-0,8 л/м2, согласно СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

31.10.2017 10:19:10

Цитата
Ирина Иванчикова пишет: Нет.Это битум между 1 и 2 слоями асфальтобетона

31.10.2017 10:25:14

Цитата
Александра пишет:
В каких случаях применяется розлив вяжущих по 27-06-026?
Цитата
Галина Вантурина пишет:
Розлив вяжущих по 27-06-026 нужно брать. Если Вы делаете щебеночное основание, то затем розлив вяжущих.,тоннаж по проекту. Обычно 0,7 кг на 1м2Затем уже дорожное покрытие.
Цитата
Александра пишет:
В расценках 27-06-020 в материалах битум есть. Т.е. что имеется в виду - стоимость материала учитывается, а работа по его розливу - нет?
Цитата
Ирина Иванчикова пишет:
Нет.Это битум между 1 и 2 слоями асфальтобетона

31.10.2017 10:28:26

Цитата
Ирина Иванчикова пишет:
Это битум между 1 и 2 слоями асфальтобетона

Ирина Иванчикова,Вы расход-то в расценке посмотрите на битум. Какой же это битум между слоями?
Александра, а Вы смело применяйте пользуйтесь п.1.27.37 тех части, в котором четко написано: 1.27.37. При устройстве покрытия из асфальтобетонных смесей не учтены работы по розливу вяжущих материалов.


Специалист

31.10.2017 10:30:31

Подскажите, чтобы я для себя поняла все до конца, я хочу рассчитать, сколько литров битума учтено в расценке. Для этого надо сделать перевод из тонн через плотность. Вы случайно не подскажете мне плотность битумов принимать 1,5 т/м3?

31.10.2017 10:40:07

Цитата

плотность битумов принимать 1,5 т/м3


Специалист

31.10.2017 10:46:59

Ирина,извините, пожалуйста, могли бы Вы мне помочь разобраться с этим? Отталкиваясь от нормы расхода по СНиП, принимая плотность 1,5 т/м3, получается на основание:
0,0005 м3*1,5т/м3 = 0,00075 т на 1 м2. Т.е. на 1000 м2 (ед. измер-я в расценке) - 0,75 т. А в расценке учтено 0,0108 т на 1000 м2.
Если по норме битума между слоями, то расчет: 0,0003м3*1,5т*м3 = 0,00045 т на м2 = 0,45 т/м3, что тоже довольно далеко от нормы, учтенной расценкой. Может, я что-то делаю не так?

31.10.2017 10:57:31

Цитата
Ирина Иванчикова пишет:Это битум между 1 и 2 слоями асфальтобетона

Согласно п. 10.17 СНиП 3.06.03-85:
"Перед укладкой смеси (за 1 - 6 ч) необходимо произвести обработку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в табл. 13.
Норму расхода материалов, л/м2, следует устанавливать:
при обработке битумом основания - равной 0,5 - 0,8, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия - 0,2 - 0,3 ;
при обработке 60%-ной битумной эмульсией основания - 0,6 - 0,9, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия - 0,3 - 0,4.
Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта."

Видимо, от того и расход такой в расценке

Цитата
Александра пишет:
плотность битумов принимать 1,5 т/м3?

0,95-1,5 (г/см3)


Специалист

31.10.2017 11:04:06

Ну вот я по расчетам никак и не пойму, какой битум учтен расценке - на основание из щебня или между слоями. Исходя из тех части, логично предположить, что учтен битум на щебенку, т.к. "Розлив вяжущих не учтен расценками. При необходимости учитывать по расц. 27-06-026, а расход принимать по проекту". Но расчеты мои что-то не сходятся..

31.10.2017 11:04:38

Цитата
Александра пишет:
Может, я что-то делаю не так?

Александра, Вы пытаетесь притянуть битум в ресурсах расценки к розливу вяжущих, а этот самый розлив в расценке на устройство покрытия из асфальтобетонных смесей не учтен. Вы обратите внимание на состав работ по основной расценке, в нем есть такая работа: Укладка асфальтобетонной смеси с обрубкой краев, устранением дефектов , трамбованием мест, недоступных укатке.

Изменено: Ирина - 31.10.2017 11:05:16


Специалист

31.10.2017 11:06:25

Цитата
Александра пишет:Может, я что-то делаю не так?

Я просто пытаюсь понять, что это за битум учтен в расценке,т.к. мои проектировщики не могут сообразить, какой битум я хочу от них получить

31.10.2017 11:11:49

Цитата
Александра пишет:
мои проектировщики не могут сообразить, какой битум я хочу от них получить

Александра,так и скажите им, что Вам нужен расход битума для розлива, и объясните, что в расценке на устройство покрытия из асфальтобетона ни работы, ни расход битума на эти цели не учтен должен учитываться по проекту.

Изменено: Ирина - 31.10.2017 11:12:25


Специалист

31.10.2017 11:13:54

Цитата
Александра пишет:мои проектировщики не могут сообразить, какой битум я хочу от них получить

Тогда , надеюсь, последний мой вопрос: битум для розлива - это тот, который между слоями, верно? А в расценке сидит битум на щебеночное основание? Я просто сама, по всей видимости, до конца не понимаю

31.10.2017 11:16:37

Цитата
Александра пишет:
Ну вот я по расчетам никак и не пойму, какой битум учтен расценке - на основание из щебня или между слоями.

На основание из щебня расход битума следует определять по расценке 27-06-026, с расходом по проекту. ( или 0,5-0,8 л/м2, согласно СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги).
+ Согласно п.1.27.8. ТЧ Доставку битума к месту работ

Vk
Fb
Ok
Ya
Mm
Tw

Читают тему (гостей: 1 )

Видеоуроки

Индексы пересчета в текущие цены (5.1)

Данный видеоурок даст пользователю общие понятия об индексах пересчета в текущие цена, что облегчит задачу при работе в программе ГрандСмета.

08. Форма КС-2

Как создать и распечатать форму КС-2 в программе Смета.ру

Документы сметчика

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.

В технологической карте предусмотрена поверхностная обработка с применением битумной эмульсии для создания шероховатой поверхности на асфальтобетонных покрытиях.

За основу технологического процесса принят розлив по поверхности битумной эмульсии с последующей россыпью «белого» щебня. Длина сменной захватки принята 1560 м при ширине покрытия 7,5 м.

Во всех случаях применения настоящей технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Поверхностная обработка с применением битумных эмульсий и «белого» (необработанного предварительно органическим вяжущим) щебня позволяет получить покрытие с наиболее высоким коэффициентом сцепления с колесом автомобиля.

Сущность поверхностной обработки состоит в том, что по тонкому слою вяжущего материала (битумной эмульсии), нанесенному на поверхность покрытия, распределяют слой щебня и прикатывают его.

Поверхностную обработку осуществляют преимущественно днем в сухую погоду. Эмульсию разливают при температуре воздуха не ниже +5 °С.

Основные требования к поверхностной обработке:

точность дозирования вяжущего (битумной эмульсии), нормы которого изменяют в зависимости от фракций рассыпаемого щебня;

точность и равномерность распределения щебня;

уход за поверхностью.

При поверхностной обработке с использованием битумных эмульсий выполняют следующие работы (рис. 1):

очистка покрытия и подготовка его к обработке;

первый розлив вяжущего;

первая россыпь щебня;

второй розлив вяжущего;

вторая россыпь щебня;

прикатка щебня катками;

доработка слоя, нанесенного на поверхность;

уход за поверхностью.

Очистка покрытия и подготовка его к обработке

Поверхность рекомендуется обрабатывать сразу после устройства покрытия с минимальным разрывом времени, когда покрытие еще не загрязнено. В этом случае покрытие не очищают.

Если дорога эксплуатировалась, то сначала ремонтируют поврежденные места, а затем одним-двумя проходами поливомоечной машины щеткой очищают покрытие и, если это необходимо, продувают сжатым воздухом или промывают водой и просушивают.

Щеткой поливомоечной машины сначала очищают покрытие, а затем обочины. Пыль и мусор удаляют на откосы.

В сухую жаркую погоду при температуре воздуха +25 °С и выше покрытие непосредственно перед распределением эмульсии увлажняют водой при помощи поливомоечной машины.

Первый розлив битумной эмульсии

Для поверхностной обработки используют катионные (классов БК и СК) и анионные (марок БА-1 и СА) эмульсии, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 «Эмульсии дорожные битумные».

Температуру и концентрацию используемой эмульсии устанавливают в зависимости от погодных условий: при температуре воздуха менее +20 °С и дождливой погоде применяют эмульсию с концентрацией битума 55 - 60 % и температурой 40 - 50 °С; при температуре воздуха +25 °С и выше используют эмульсию с концентрацией битума 55 - 50 % без предварительного подогрева.

Эмульсию ровным слоем разливают по покрытию автогудронатором ДС-39А (Д-640А).

Сначала наносят на поверхность 30 % количества эмульсии, необходимого по норме (табл. 1).

Норма расхода щебня и битумной эмульсии в зависимости от фракций щебня

Расход щебня на 100 м 2 , м 3

Расход эмульсии на 1 м 2 , кг

в пересчете на битум

при концентрации битума, %

Разлитая битумная эмульсия должна сразу же засыпаться щебнем, поэтому работы выполняют поочередно на каждой полосе россыпи щебня, определяемой объемом щебня, находящегося в кузове автомобиля-самосвала.

Сменную захватку делят на участки, длина которых определяется объемом эмульсии, находящейся в автогудронаторе. На длине участка должно укладываться целое число полос россыпи щебня.

До розлива эмульсии намечают начальную и конечную границы полосы и середину каждой полосы (особенно точно на кривых участках).

Полосу розлива эмульсии назначают на 10 - 15 см шире полосы россыпи щебня (в настоящей карте ширина полосы розлива принята 2,6 м).

При заданной ширине розлива по таблице рационального режима работы автогудронатора (таблица имеется в паспорте автогудронатора) определяют требуемое число форсунок, а также передачу автомобиля, передачу коробки отбора мощности и частоту вращения вала насоса, которая зависит от скорости движения автогудронатора и контролируется по тахометру, установленному в кабине водителя. По этой же таблице подбирают комплект сопел.

Перед полосой розлива, где автогудронатор набирает рабочую скорость, покрытие на протяжении 2 - 3 м закрывают плотной бумагой.

Автогудронатор устанавливают в рабочее положение в 10 - 15 м от границы обрабатываемого участка для того, чтобы он развил нужную скорость к моменту, когда его передние колеса будут у границы участка розлива. Распределители устанавливают на высоте 14 - 18 см от поверхности покрытия, а прорези сопел поворачивают вниз относительно продольной оси распределителей на угол 25 - 30°.

Краны на распределительном устройстве устанавливают в такое положение, чтобы эмульсия циркулировала через распределитель.

Примерно за 0,5 м до начала полосы розлива малым левым краном закрывают трубопровод возврата и открывают форсунки распределителя рукояткой пневмокрана.

В процессе розлива машинист автогудронатора ведет машину строго посередине полосы распределения вяжущего на установленной скорости (плавно, без остановок и рывков), а помощник машиниста следит за тем, чтобы из всех сопел эмульсия выливалась равномерно и весь участок покрылся эмульсией.

В конце участка розлива помощник машиниста при прохождении первого (предупредительного) флажка готовится к перекрытию кранов. У второго флажка на конечной границе розлива быстро перекрывают краны и при помощи редуктора изменяет направление вращения шестерен насоса, а распределительные трубы при помощи рычагов поднимает соплами вверх. Автогудронатор останавливают.

В процессе розлива следят за указателем уровня вяжущего в цистерне, чтобы своевременно прекратить розлив.

При необходимости битумную эмульсию можно подогревать в цистерне автогудронатора одной или двумя горелками, но только во время стоянки автогудронатора.

Норму розлива эмульсии контролируют сопоставлением количества эмульсии и площади участка розлива. При первом розливе она составляет 30 % установленной нормы в зависимости от применяемой фракции щебня.

Первая россыпь щебня

Для поверхностной обработки покрытий применяют «белый» предварительно промытый и рассортированный на фракции щебень, имеющий высокую прочность и устойчивость против шлифуемости.

Щебень распределяют сразу за розливом битумной эмульсии при помощи навесного распределителя, причем автомобиль-самосвал должен перемещаться на расстоянии не более 20 м от автогудронатора, распределяющего эмульсию.

Край полосы шириной 10 - 15 см на продольном стыке двух полос после розлива вяжущего не засыпают щебнем. Эту полосу засыпают после розлива вяжущего на другой полосе.

Водитель автомобиля-самосвала и асфальтобетонщик навешивают распределитель щебня на задний борт автомобиля-самосвала и закрепляют его. Затем водитель из кабины поднимает кузов, чтобы щебень заполнил бункер распределителя.

При движении автомобиля-самосвала задним ходом со скоростью 5 - 6 км/ч щебень через щель распределителя рассыпается по разлитой эмульсии, при этом колеса автомобиля-самосвала проходят по рассыпанному щебню.

По окончании россыпи щебня автомобиль-самосвал возвращают к началу участка россыпи, снимают распределитель и навешивают его на очередной автомобиль-самосвал.

На пробном участке регулируют величину щели распределителя и скорость движения автомобиля-самосвала, чтобы точнее распределить щебень. При правильно отрегулированной величине щели распределителя и подобранной скорости движения автомобиля-самосвала объема щебня, доставленного одним автомобилем-самосвалом, должно быть достаточно для покрытия расчетной площади.

Пример: ширина покрытия 7,5 м, следовательно, ширина россыпи одной полосы 2,5 м.

Полная норма расхода щебня фракции 15 - 20 мм составляет 1,3 м 3 на 100 м 2 . Первый раз распределяют 70 % нормы или 1,3 : 100 · 70 = 0,91 м 3 на 100 м 2 .

При объеме щебня 3 м 3 , доставляемого одним автомобилем-самосвалом, за первую россыпь должна покрываться площадь 3 : 0,91 · 100 = 330 м 2 .


Расчетная длина полосы равна м. Принимаем длину 130 м.

В том случае, когда при проходе расчетной полосы в кузове автомобиля-самосвала остается небольшое количество щебня, его выгружают через щель распределителя в конце полосы и вручную перекидывают на соседнюю полосу после покрытия ее битумной эмульсией. При небольшой нехватке щебня для покрытия расчетной полосы остаток полосы засыпают вручную.

Если остаток или нехватка щебня значительны, следует дополнительно отрегулировать величину щели распределителя.

Если на участке работ отсутствует навесной распределитель щебня, то его заменяют распределительным устройством из листа гофрированной стали, навешенного на кузов автомобиля-самосвала. Норма россыпи щебня в этом случае регулируется величиной щели между низом стенки заднего борта автомобиля-самосвала и листом.

Второй розлив битумной эмульсии

Если участок закрыт для движения, второй розлив эмульсии по всей площади может быть произведен позже. При этом все работы по поверхностной обработке на захватке должны быть выполнены за смену.

Второй раз разливают 70 % эмульсии от полной нормы, определенной по табл. 1.

Начинают розлив после того, как будет покрыт эмульсией и засыпан щебнем первый раз участок длиной 260 м.

Машинист автогудронатора устанавливает соответствующие данной норме розлива передачу коробки отбора мощности, передачу коробки автомобиля и частоту вращения вала насоса. Эмульсия должна распределяться при включенном насосе.

При втором розливе эмульсии выполняют аналогичные операции, что и при первом розливе, при этом автогудронатор перемещается по слою рассыпанного щебня. Длину участка розлива принимают в два раза большей, чем при первом розливе, так как щебня в кузове автомобиля-самосвала хватит для покрытия в два раза большей площади.

В конце смены снимают распределитель, прочищают отверстия всех сопел, промывают их керосином и устанавливают на место.

Необходимо следить за тем, чтобы остатки битумной эмульсии не выливались на обрабатываемое покрытие. Цистерну автогудронатора битумной эмульсией наполняют на месте выполнения работ из автобитумовоза (при наполнении на асфальтобетонном заводе перед поездкой с автогудронатора снимают распределительные трубы).

Вторая россыпь щебня

Немедленно после второго розлива эмульсии на расстоянии не более 20 м от автогудронатора распределяют недостающий до полной нормы щебень (30 % нормы). При этом выполняют операции, аналогичные выполняемым при первой россыпи щебня. Предварительно на пробном участке определяют и регулируют величину щели распределителя, соответствующую второй норме распределения щебня.

Прикатка щебня катками

Для приклеивания щебенки к основанию немедленно после распределения щебня его прикатывают катками на пневмошинах ДУ-16В (Д-551В), ДУ-31А (Д-627А) или легкими гладко-вальцевыми катками ДУ-50, ДУ-11А (Д-469А) массой 6 - 7 т за три-четыре прохода по одному месту.

Прикатку следует приурочить к началу распада битумной эмульсии.

Первые проходы катка делают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой или по краю покрытия. Прикатку щебня выполняют проходами катка с постепенным перемещением от краев к середине проезжей части, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 20 - 30 см. Длину проходки катка принимают равной длине полосы второй россыпи щебня (260 м).

Начинают прикатку со скоростью 1,5 - 2 км/ч, затем скорость увеличивают до 3 - 3,5 км/ч.

Движение катка должно быть равномерным, без рывков и остановок.

При вынужденной остановке каток нельзя оставлять на покрытии, его следует отводить на обочину.

Доработка поверхностного слоя

После прикатки катком слоя поверхностной обработки щеткой поливомоечной машины разметают неприлипший щебень.

Проходы щетки начинают от краев покрытия с перемещением к середине.

Вслед за щеткой поливомоечной машины рабочие разметают валик щебня, образовавшийся после прохода щетки поливомоечной машины, перебрасывают лишний щебень или наметают проволочными щетками в места, где его нет или недостаточно.

На продольном стыке двух обработанных полос исправляют особенно тщательно дефектные места.

В местах, где образовались излишние скопления эмульсии (жирные пятна), рабочие скребком срезают слой щебня с эмульсией, из леек распределяют эмульсию, засыпают это место «белым» щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку. Не рекомендуется при заделке жирных пятен использовать сдвинутый с этого места щебень.

В местах, где обнаружен недостаток эмульсии (пропуски при распределении эмульсии), слой щебня убирают, из леек разливают битумную эмульсию и гладилкой распределяют ровным слоем, засыпают свежим щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку.

После доработки слоя щебня вручную поверхность россыпи должна иметь равномерную однообразную структуру без пропусков и наслоений.

Уход за слоем поверхностной обработки

При поверхностной обработке с использованием анионных эмульсий движение транспортных средств закрывают на сутки для формирования слоя. При использовании катионных эмульсий движение не закрывают, но в течение 1 - 2 суток скорость ограничивают до 40 км/ч.

Уход за поверхностью продолжается два дня. Перед открытием движения рабочие проходят по участку и удаляют с проезжей части отдельные свободные щебенки. По мере образования полос наката рабочие передвигают ограждающие знаки таким образом, чтобы колеса автомобилей шли по несформировавшейся поверхности, а также ремонтируют отдельные поврежденные места.

Требования к качеству работ

Участок с законченной поверхностной обработкой должен иметь ровную поверхность с однородной структурой. Щебенки должны быть плотно приклеены к поверхности покрытия и располагаться в один ряд, плотно прилегая друг к другу.

На слое поверхностной обработки не должно быть пропусков, мест с жирными пятнами и неприлипшим щебнем.

Коэффициент сцепления шин с увлажненным покрытием (при увлажнении водой - 1 л/м 2 ) при скорости 60 км/ч должен быть не менее 0,6.

При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля (раздел VIII ).

Указания по технике безопасности

Очистку покрытия от пыли и грязи перед поверхностной обработкой надо организовать так, чтобы пыль относило от работающих.

При вождении автобитумовоза и автогудронатора следует иметь в виду, что устойчивость машины ограничена полуприцепом-цистерной. На крутых съездах и въездах на насыпь под острым углом необходимо транспортировать цистерну только с полным надежным включением бокового седла. Во время стоянки полуприцеп-цистерну необходимо ставить на ручной тормоз.

При одновременной совместной работе двух или нескольких самоходных машин (автогудронатор, автомобиль-самосвал, поливомоечная машина, катки), идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 10 м.

При выполнении работ по поверхностной обработке следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт, 1969, а также основными требованиями по обеспечению техники безопасности, изложенными в «Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ВСН 93-73, М., Транспорт, 1973 и «Типовой инструкции по охране труда для машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

Во время работы дорожные рабочие должны соблюдать меры безопасности, предусмотренные «Типовой инструкцией по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтрансстрой, 1975 и «Типовой инструкцией по технике безопасности для асфальто-бетонщика», М., Оргтрансстрой, 1975.

При проведении работ по устройству асфальтобетонных покрытий с шероховатой поверхностью методом поверхностной обработки с применением битумной эмульсии следует руководствоваться следующей нормативной литературой:

«Строительными нормами и правилами, часть III, раздел Д, главой 5. Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию» (СНиП III-Д.5-73), М, Стройиздат, 1973;

«Техническими указаниями по приготовлению и применению дорожных эмульсий» Минтрансстроя (ВСН 115-75), М., Транспорт, 1976;

«Инструкцией по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий Минтрансстроя (ВСН 93-73), М., Транспорт, 1973.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Участок работы обязательно закрывают для движения автомобилей, объездные дороги готовят заранее и содержат в исправном состоянии.

Основные работы по поверхностной обработке выполняют, как правило, в светлое время суток в одну смену.

Поверхностную обработку осуществляют одновременно на четырех захватках длиной по 1560 м (см. рисунок).

На I захватке очищают покрытие щеткой поливомоечной машины и подготовляют его к обработке.

На II захватке разливают битумную эмульсию, рассыпают и прикатывают щебень, дорабатывают слой, нанесенный на поверхность.

На III и IV захватках осуществляют уход за слоем поверхностной обработки.

Вторую - основную захватку длиной 1560 м делят на шесть участков длиной по 260 м, и работы выполняют поочередно на каждом из них. Длину участков назначают с учетом объема автогудронатора. Разлитая эмульсия должна быть немедленно накрыта щебнем. На длине участка розлива должно укладываться целое число полос россыпи щебня, кратное трем.

Пример. Ширина покрытия 7,5 м. Щебень фракции 15 - 20 мм, норма россыпи щебня 1,3 м 3 на 100 м 2 . Норма розлива эмульсии 2,2 кг на 1 м 2 .

При первой россыпи щебня в одном автомобиле-самосвале хватит на покрытие полосы длиной 130 м.

Полного объема эмульсии в автогудронаторе ДС-39А (Д-640А) достаточно для первого розлива на площади 3500 : 0,66 = 5303 м 2 или на полосе длиной 5303 : 2,6 = 2040 м.. На этой полосе укладывается 2040 : 130 = 5 участков покрытия длиной по 130 м.

При второй россыпи (30 % нормы) щебня в одном автомобиле-самосвале хватит на покрытие полосы длиной 260 м.

Полного объема эмульсии в автогудронаторе достаточно для второго розлива на площади 3500 : 1,54 = 2273 м 2 или 2273 : 2,6 = 875 м. В этой полосе укладывается 875 : 260 : 3 = 1 участок длиной 260 м.

На каждую смену организуют бригаду рабочих следующего состава:

Машинисты автогудронаторов 5 разр. - 2

Помощники машинистов 4 » - 2

Машинист катка 6 » - 1

Машинисты (поливомоечных машин) 4 » - 2

Асфальтобетонщики: 4 » - 1

Для ухода за слоем поверхностной обработки организуют отдельное звено дорожных рабочих (2 разр. - 1 и 1 разр. - 1).

Водителей автомобилей-самосвалов, как правило, объединяют в отдельное звено. Число автомобилей-самосвалов определяют исходя из графика почасовой потребности щебня: (табл. 2) и условий подвоза щебня.

График почасовой потребности щебня с учетом потерь щебня в размере 3 %

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Производственные нормы расхода материалов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по техническому нормированию расхода материалов в строительстве», исходя из требований правил производства работ, предусмотренных СНиП и рациональной организацией труда. Нормы разработаны с учетом применения материалов, качество которых соответствует требованиям ГОСТов и технических условий.

2. Производственные нормы расхода материалов предназначены для определения нормативного их количества на стадии подготовки строительного производства и при организации производственно-технологической комплектации объектов строительства, контроля за расходом материалов при их списании, анализе производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций и их подразделений.

3. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери и отходы материалов, образующиеся в пределах строительной площадки (технологической линии) , при транспортировании материалов от приобъектного склада до рабочего места, при обработке материалов, а также в процессе укладки их в конструкции.

4. В производственных нормах не учтены:

потери и отходы материалов при транспортировании от поставщика до приобъектного склада;

расход материалов, используемых для отработки технологии производственных процессов (материалы, необходимые в соответствии с техническими условиями для испытания готовых изделий, для отладки технологии производственных процессов, машин, агрегатов, технологической оснастки, ремонтно-эксплуатационных нужд).

5. В случаях улучшения технологии, повышения уровня организации труда, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции, производственные нормы подлежат пересмотру.

6. Перед таблицами приводится состав связанных с расходом материалов рабочих операций, входящих в данный строительно-монтажный процесс.

7. Для удобства пользования нормами, в частности при составлении плановых заданий бригадам рабочих,, в таблицах сборника указаны параграфы ЕНиР.

8. Нумерация сборников принята в соответствии с системой кодирования видов строительно-монтажных работ для последующего использования электронно-вычислительной техники при определении потребности в материалах.

9. Для кодирования норм при применении электронно-вычислительных машин в процессе определения нормативного расхода материалов на выполненный объем работ вводятся коды общестроительных и специальных видов работ, коды таблиц и коды строк и граф таблиц сборника норм.

Коды таблиц норм сборника имеют три десятичных знака. Коды видов работ, граф и строк таблиц норм имеют по два десятичных знака. Формула структуры кода укрупненной производственной нормы расхода материалов имеет вид: ХХ + ХХХ + ХХ, где первые два десятичных знака соответствуют коду вида общестроительных или сп ециальных работ, третий, четвертый и пятый знаки соответствуют коду таблицы, а последние два знака соответствуют коду графы таблицы норм. Формула структуры кода элементной производственной нормы расхода материалов имеет вид X X + XXX + XX + XX, где первые семь знаков соответствуют кодам, упомянутым выше, а последние два знака - коду строки таблицы.

Пример. Код 2904801 обозначает укрупненную производственную норму расхода материалов на устройство покрытий тротуаров из каменных или бетонных плит площадью 0,65 м 2 .

Код 290480103 обозначает элементную производственную норму расхода цемента, входящего в состав сухой цементной смеси при укладке ее в пазы швов между плитами площадью 0,65 м 2 .

10. С введением в действие норм настоящего сборника утрачивают силу производственные нормы расхода материалов на аналогичные строительно-монтажные процессы, приведенные в сборниках, действующих в системе министерства.

11. При разработке норм учтены требования СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги» и данные типовых проектов 503-011, 303-8/74,503-0-17.

12. В производственных нормах приведена только та характеристика потребляемых материалов, которая влияет на числовые значения норм. Полная (ассортиментная) характеристика потребляемых материалов должна приниматься по проектным данным применительно к условиям строительства конкретного объекта в процессе подготовки оперативной информации о физических объемах работ, используемой при решении задач управления.

13. Объемы работ по устройству оснований и покрытий из песка, щебня и гравия подсчитываются по проектным размерам конструкций дорожной одежды с углом естественного откоса конструктивного слоя.

14. Объем работ по устройству укрепительных полос, барьерного ограждения из готовых блоков подсчитывается в объеме изделий по спецификации к проекту.

ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Нормами настоящей главы регламентирован расход материалов на устройство оснований и покрытий автомобильных дорог. Нормы расхода песка, гравия и щебня даны с учетом уплотнения материалов.

Коэффициент уплотнения материалов определяется на месте работ при пробной укатке. Величина коэффициента уплотнения (отношение толщины слоя основания или покрытия в рыхлом и окончательном уплотненном состоянии) оформляется актом.

Толщина слоя основания и покрытия указаны в таблице в окончательно уплотненном состоянии.

Гравийные смеси, применяемые при устройстве гравийных оснований и покрытий, должны содержать в своем составе дробленые фракции в размере 25 - 45 % веса фракций крупнее 5 мм.

Нормы расхода высевок, приведенные в настоящей главе и в главе 2 настоящего Сборника, предусмотрены для определения потребности щебня при устройстве щебеночных покрытий.

Нормы расхода дисков при нарезке швов в затвердевшем цементобетонном покрытии рассчитаны для возраста бетона не более трех суток и прочности щебня в бетоне 1000 - 1200 кг/см 2 .

При устройстве верхнего слоя оснований и покрытий из щебеночных и гравийных материалов, обработанных битумом, способом перемешивания грейдерами на дороге, содержание жидкого битума для крупнозернистых смесей предусмотрено в размере 5,5 %, для среднезернистых - 7 % и мелкозернистых - 7,5 % массы смеси.

Нормы расхода цемента при устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепленных цементом, определены для цементно-грунтовой смеси с объемной массой 2 т/м 3 . При объемной массе смеси 2,1 т/м 3 нормы расхода таблиц 008 - 017 умножать на 1,05 и при объемной массе 2,2 т/м 3 - на 1,1. При устройстве покрытий предусмотрен расход цемента марки 400, а при устройстве оснований - марки 300.

В нормах настоящей главы и последующих глав сборника предусмотрено применение битума марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, нефтяных жидких битумов класса СГ марок 25/40, 40/70, 70/130, класса МГ марок 25/40, 40/70, 70/130. Вид и марку вяжущего назначают в зависимости от вида покрытия, категории дороги, назначения конструктивного слоя, способа работ и дорожно-климатической зоны в соответствии с требованиями СНиП III-40-78, Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов (СН 25-74), Инструкции но устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими (ВСН 123-77), Инструкции по применению тощего бетона в конструкциях дорожных одежд (ВСН-51-80).

При комплексном укреплении грунтов органическими и неорганическими вяжущими размер добавок зол-уноса, тонкодисперсных шлаков, цементной пыли, отходов камнедробления и других видов добавок необходимо определять на месте производства работ. Для устройства швов расширения предусмотрены деревянные прокладки толщиной 3 см; для устройства швов в свежеуложенном цементобетонном покрытии нарезчиком ДНШС-60 применяют изоловую ленту шириной 6,5 см.

§ 1. Устройство оснований и покрытий из песка, щебня, гравия

Состав рабочих операций

1. Укладка песка (код строки 01), щебня (код строк 02 - 06) или гравийной смеси (код строк 08 или 09). 2. Поливка оснований и покрытий водой.

Читайте также: