Нежесткая дорожная одежда железобетонные и бетонные покрытия и основания

Обновлено: 18.05.2024

Типовые конструкции дорожных одежд городских дорог

Утверждены приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 210
от 15 апреля 1980 г.

Москва Стройиздат 1984

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ГОРОДСКИХ ДОРОГ

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

5. КОНСТРУКЦИИ ТРОТУАРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ТАБЛИЦЫ РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

СКОРОСТНЫЕ ДОРОГИ, МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ И ДОРОГИ ОБЩЕГОРОДСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Конструкции дорожных одежд нежесткого типа

Конструкции дорожных одежд жесткого типа

МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ И ДОРОГИ РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Конструкции дорожных одежд нежесткого типа

Конструкции дорожных одежд жесткого типа

ПРОМЫШЛЕННЫЕ И СКЛАДСКИЕ ДОРОГИ

Конструкции дорожных одежд нежесткого типа

Конструкции дорожных одежд жесткого типа

ЖИЛЫЕ УЛИЦЫ И ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Конструкции дорожных одежд нежесткого типа

Конструкции дорожных одежд жесткого типа

ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫЕ ПРОЕЗДЫ И ПЕШЕХОДНЫЕ УЛИЦЫ

Конструкции дорожных одежд нежесткого типа

Конструкции дорожных одежд нежесткого типа

Конструкции тротуаров нежесткого типа с учетом заезда тяжелых спецмашин массой до 8,5 т

Конструкции тротуаров жесткого типа с учетом заезда тяжелых спецмашин массой до 8,5 т.

Конструкции тротуаров нежесткого типа с учетом заезда спецмашин массой до 6 т

Конструкции тротуаров жесткого типа с учетом заезда спецмашин массой до 6 т

Конструкции тротуаров жесткого типа без заезда спецмашин

ПРЕДИСЛОВИЕ

В XI пятилетке в нашей стране происходит интенсивное развитие автомобильного и городского общественного транспорта, невиданный размах жилищного строительства и связанный с ним рост городов и населенных пунктов. В решениях XXVI съезда КПСС и последующих Пленумах ЦК КПСС предусмотрено увеличить темпы и улучшить качество строительства городских дорог и тротуаров, а также повысить их долговечность.

Для этих целей в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова созданы типовые конструкции дорожных одежд городских дорог и тротуаров, в разработке которых принимали участие канд. техн. наук Тимофеев А.А. (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова ), инж. Новиков К.Л. (Ленинградский институт АКХ им. Памфилова), канд. техн. наук Смирнов М.М. и инж. Носков В.Г. (Уральский институт АКХ им. К.Д. Памфилова ), канд. техн.наук Шейхет И.М.(Ростовский институт АКХ мм. К.Д. Памфилова) и инж. Баранов Д.П. (институт Гипрокоммундортранс).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В связи с интенсивным развитием городов в нашей стране возникает необходимость строительства широкой сети современных городских дорог с твердыми покрытиями, главным образом из асфальтобетона и цементобетона.

От качественного состояния городских дорог в значительной степени зависят работа грузового и пассажирского автомобильного транспорта, а также стоимость перевозок. Состояние городских дорог влияет также на безопасность движения.

Конструктивные элементы одежды городских дорог составляют наиболее дорогую и ответственную часть общей конструкции дороги. Для обеспечения долговечности дорожной одежды необходимо, чтобы напряжения, возникающие в ее конструктивных элементах при многократном действии колес проезжающих транспортных средств не вызывали существенных остаточных деформаций нарушающих устойчивость дорожной одежды и ровность поверхности покрытия необходимую для движения с высокими скоростями. Основным условием долговечности дорожной одежды является соответствие ее конструкции категории улицы и дороги, фактической и перспективной интенсивности движения, климатическим и грунтово-геологическим условиям.

Применяемые на практике конструкции дорожных одежд не всегда являются наиболее экономичными, так как в большинстве случаев для их расчета используют только один или два-три расчетных критерия вместо четырех-пяти.

В Москве, Ленинграде, Киеве, Ижевске, Ташкенте и других городах при проектировании городских дорожных одежд используются различные местные типовые конструкции. Анализ их показывает, что не во всех случаях они отвечают основным условиям долговечности. Нередко проектирование городских дорог ведут неспециализированные организации, что приводит иногда к грубым ошибкам и резкому снижению долговечности дорог. Столь же вредное влияние оказывает неправильно запроектированная конструкция городских дорог на эксплуатационные показатели городского и автомобильного транспорта. В итоге возникает необходимость больших дополнительных капиталовложений на различные виды ремонта.

Поэтому возникала настоятельная необходимость в разработке типовых конструкций городских дорожных одежд, отвечающих современным условиям движения транспорта в различных климатических зонах РСФСР. За основу расчета дорожных одежд взята возможность замены его выбором готовых конструкций с учетом грунтовых, грунтово-геологических и климатических условий района строительства, заданной категории городских дорог, улиц, наличия местных материалов, условий производства работ, условий движения автомобильного и пассажирского транспорта.

Предложенные типовые конструкции рекомендуется уточнять путем более детального учета местных условий и стоимости дорожно-строительных материалов с тем, чтобы на этой основе осуществить выбор наиболее целесообразного технико-экономического решения конструкции дорожной одежды или тротуара.

Приведенные ниже типовые конструкции одежд городских дорог и тротуаров классифицированы в зависимости от их градостроительной значимости, т.е. от категории дорог, расположения дороги или тротуара в той или иной дорожно-климатической зоне, наиболее характерных прочностных показателей грунтового основания (модуль упругости) и, наконец, от вида дорожных одежд (нежесткого или жесткого типа.).

Конструкции дорожной одежды в I дорожно-климатической зоне, учитывая ее особенности (наличие вечной мерзлоты или очень большой глубины промерзания грунтов в сочетании с высокой влажностью и необходимостью устройства теплоизолирующих и морозозащитных слоев) выделены отдельно.

Конструкции дорожных одежд, которые могут быть использованы одновременно во II и III дорожно-климатических зонах или в IV и V зонах, имеющих небольшую разницу в толщине конструктивных слоев, как правило, объединены в одну таблицу.

Ряд конструкций, которые могут быть использованы во всех дорожно-климатических зонах с установленной при помощи расчета разницей в толщинах отдельных конструктивных слоев, даны в сводных таблицах типовых конструкций.

В приложении приведены наиболее распространенные конструкции дорожных одежд, позволяющие широко использовать традиционные и местные дорожно-строительные материалы и их композиции, Помимо этого учтена наибольшая простота и доступность изготовления и укладки асфальтобетонных и цементобетонных смесей и изделий в дорожные покрытия.

При отдельных расчетах, произведенных институтом Гипрокоммундортранс, использован и стоимостный критерий, дающий возможность произвести оценку ряда равнопрочных конструкций с их минимальной стоимостью.

Однако экономический критерий ввиду наличия различных поясных цен на дорожно-строительные материалы и изделия, дефицитности многих материалов для отдельных районов страны, больших и неравномерных транспортных расходов, отсутствия надежного критерия долговечности конструкций дорожных одежд и тротуаров полностью не рассматривался.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Прилагаемые ниже типовые конструкции дорожных одежд разработаны для всех категорий городских улиц и дорог с учетом современных методов расчета и конструирования, обобщения опыта эксплуатации жестких и нежестких дорожных одежд в городских условиях. Проектирование конструкций дорожных одежд нежесткого типа выполнено, согласно Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа (ВСН 46-72), с учетом существующей и перспективной интенсивности транспортного движения, нагрузок, свойств применяемых материалов, грунтовых и гидрологических условий и других факторов, оказывающих влияние на срок службы конструкций дорожных покрытий и оснований.

В типовых решениях дорожных одежд нежесткого типа предусмотрены наиболее технологические конструкции с возможно меньшим количеством укладываемых слоев, рассчитанные по трем, а иногда и четырем критериям дорожных одежд нежёсткого типа приняты:

допустимый прогиб одежды в неблагоприятный по степени увлажнения период года под нагрузкой от расчетного автомобиля. При определении обратимого прогиба используется только одна расчетная характеристика грунтов и материалов - модуль упругости ( E , кгс/см 2 );

сопротивление верхнего слоя грунта земляного полотна и несвязных конструктивных слоев дорожной одежды сдвигающим напряжениям. В случае нарушения в одном из слоев предельного равновесия по сдвигу возникают остаточные деформации, которые с течением времени могут нарастать и в итоге привести к разрушению одежды;

сопротивление растягивающим напряжениям слоев, способных работать на изгиб. Если в одном из таких слоев возникают растягивающие напряжения, превосходящие предельное сопротивление материала растяжению, то в слое появляются трещины, которые ослабляют дорожную конструкцию, резко увеличивают ее водопроницаемость и приводят к разрушению всей одежды;

необходимая толщина нижних слоев оснований по условиям морозного пучения.

В расчетах учтены как деформативные, так и прочностные свойства грунтов и материалов. Это позволило обосновать не только общую толщину, но и толщину каждого конструктивного слоя дорожной одежды отдельно. Эти толщины определяются в зависимости от величин модулей упругости грунта земляного полотна и материалов конструктивных слоев с учетом того, чтобы под действием расчетных нагрузок не возникали деформации сдвига в слоях из зернистых и слабосвязных материалов. При этом необходимо обеспечить более плавный переход от жестких верхних слоев к нижним слоям меньшей жесткости, чтобы улучшить их совместную работу на контактах слоев. Ниже приведен ряд конструкций дорожных одежд, в которые введены слои из укрепленных различными способами местных материалов и грунтов.

Укрепление вяжущими существенно повышает прочностные характеристики и долговечность материалов, позволяет заменить привозные дорогостоящие каменные материалы и тем самым снизить стоимость конструкции дорожной одежды.

В некоторых случаях целесообразно использовать в конструкциях местные широко распространенные и достаточно прочные дорожно-строительные материалы (песчано-гравийные смеси, шлаки, ракушечник и т.п.), а прочные привозные каменные материалы рекомендуется использовать преимущественно для верхних слоев оснований.

В дорожных одеждах для всех климатических зон предусмотрено два типа покрытий: усовершенствованные капитальные и усовершенствованные облегченные.

Параметры расчетных нагрузок и минимальные значения модулей упругости дорожных одежд нежесткого типа различной категории приведены в табл. 1. При этом за основу величин требуемых модулей упругости городских дорог приняты данные табл. 2 Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа с коэффициентом запаса 1, 2 для скоростных и грузовых дорог, а также для общегородских магистралей.

Величина этого коэффициента принята с учетом предполагаемого роста интенсивности и грузонапряженности движения в 1,5-1,6 раза выше, чем принятая в Инструкции. Эти данные подтверждены практическими наблюдениями за ростом интенсивности движения на ряде улиц и магистралей Москвы, Ленинграда, Ростова, Свердловска и других городов.

В тех случаях, когда по интенсивности и составу движения требуемый модуль упругости выше величин, указанных в табл. 1, конструкция должна приниматься по индивидуальному расчету.

Нежесткая дорожная одежда железобетонные и бетонные покрытия и основания

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

Проектирование нежестких дорожных одежд

Дата введения 2001-01-01

Документ содержит указания по конструированию и расчету нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общей сети. ОДН применимы для проектирования вновь сооружаемых дорожных одежд, новых участков реконструируемых дорог, разработки альбомов типовых конструкций, а также могут использоваться при оценке прочности и при проектировании усиления дорожных одежд существующих дорог.

Предназначены для работников системы дорожного хозяйства.

Общее редактирование выполнено д-ром техн. наук В.Д.Казарновским и канд. техн. наук В.М.Юмашевым. Список участников разработки ОДН приведен в Приложении 9.

1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП "Союздорнии" с участием С.-Петербургского филиала "Союздорнии", Омского филиала "Союздорнии", МАДИ (ТУ), ГП "Росдорнии".

ВНЕСЕНЫ Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве.

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодора) Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.00 N ОС-35-Р.

3. ВЗАМЕН "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Документ содержит нормы и указания по конструированию и расчету нежестких одежд автомобильных дорог общей сети. Им следует пользоваться при:

а) проектировании одежд на вновь сооружаемых дорогах, на новых участках реконструируемых дорог; б) разработке каталогов и альбомов типовых решений по конструкциям дорожных одежд на дорогах общей сети.

1.2. К нежестким дорожным одеждам относят одежды со слоями, уcтроенными из разного вида асфальтобетонов (дегтебетонов), из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими, а также из слабосвязных зернистых материалов (щебня, шлака, гравия и др.).

1.3. Различают следующие элементы дорожной одежды:

Покрытие - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.

По поверхности покрытия могут быть устроены слои поверхностных обработок различного назначения (слои для повышения шероховатости, защитные слои и т.п.).

Основание - часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.

Следует различать несущую часть основания (несущее основание) и дополнительные слои основания. Несущая часть основания должна обеспечивать прочность дорожной одежды и быть морозоустойчивой.

Дополнительные слои основания - слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые при наличии неблагоприятных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий. Эти слои совместно с покрытием и основанием должны обеспечивать необходимые морозоустойчивость и дренирование конструкции и создавать условия для снижения толщины вышележащих слоев из дорогостоящих материалов. В соответствии с основной функцией, которую выполняет дополнительный слой, его называют морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим. К дополнительным слоям и прослойкам относят также гидро- и пароизолирующие, капилляропрерывающие, противозаиливающие и др. Дополнительные слои устраивают из песка и других местных материалов в естественном состоянии или укрепленных органическими, минеральными или комплексными вяжущими, из местных грунтов, обработанных вяжущими, из укрепленных смесей с добавками пористых заполнителей и т.д., а также из различного рода специальных индустриально выпускаемых материалов (геотекстиль, пенопласт, полимерная пленка и т.п.).

При применении дополнительных слоев в проекте необходимо учитывать технологические проблемы, связанные с движением по ним построечного транспорта.

Классификация дорожных одежд и покрытий приведена в табл.1.1.

Типы дорожных одежд

Виды покрытий, материал и способы его укладки

из горячих асфальтобетонных смесей

а) из горячих асфальтобетонных смесей

б) из холодных асфальтобетонных смесей

в) из органоминеральных смесей с жидкими органическими вяжущими, с жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными; с вязкими, в том числе эмульгированными органическими вяжущими; с эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными; из каменных материалов и грунтов, обработанных битумом по способу смешения на дороге или методами пропитки; из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими методом пропитки; черного щебня, приготовленного в установке и уложенного по способу заклинки; из пористой и высокопористой асфальтобетонной смеси с поверхностной обработкой; из прочного щебня с двойной поверхностной обработкой

из щебня прочных пород, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими; булыжного и колотого камня (мостовые)

из щебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и др.

Рабочий слой земляного полотна (подстилающий грунт) - верхняя часть полотна в пределах от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия.

1.4. Капитальную и облегченную дорожную одежду с усовершенствованным покрытием проектируют с таким расчетом, чтобы за межремонтный срок не возникло разрушений и недопустимых с точки зрения предусмотренных действующими нормативными документами требований к ровности покрытия остаточных деформаций, а также, чтобы воздействие природных факторов не приводило к недопустимым изменениям в ее элементах.

Облегченную дорожную одежду с усовершенствованным покрытием рассчитывают на менее продолжительный межремонтный срок службы, чем для капитальных одежд. Это позволяет применять менее долговечные и дорогостоящие материалы и облегчить конструкцию.

При проектировании дорожных одежд переходного типа, выравнивание которых не сопряжено со значительными затратами (щебеночные, гравийные и подобные им покрытия), допускают возможность более значительного накопления остаточных деформаций под действием движения.

Во всех случаях для оценки напряженного состояния конструкции используют решения теории упругости.

1.5. В районах с влажным и холодным климатом на участках с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями должны быть предусмотрены меры по осушению и обеспечению морозоустойчивости дорожной одежды и земляного полотна.

1.6. Запроектированная дорожная одежда должна быть не только прочной и надежной в эксплуатации, но экономичной и возможно менее материалоемкой, особенно по расходу дефицитных материалов и энергии, а также должна соответствовать экологическим требованиям. Экономичность конструкции определяют по результатам сопоставления вариантов с оценкой сравнительной экономической эффективности капитальных вложений по действующим нормативным документам. Выбор конструкции дорожной одежды и тип покрытия обосновывают технико-экономическим анализом вариантов.

1.7. При проектировании дорожных одежд для конкретных объектов и разработке типовых (унифицированных) решений по конструкциям дорожной одежды наряду с положениями настоящих ОДН следует учитывать данные регионального научно-практического опыта (в том числе в части применения местных материалов, уточнения расчетных значений характеристик и т.д.), отраженного в действующих региональных технических условиях, нормах, правилах производства работ и других технических документах, утвержденных в установленном порядке.

При разработке региональных типовых конструкций дорожной одежды следует также учитывать специализацию дорожно-строительных организаций, обеспеченность региона дорожно-строительными материалами, предусматривать максимальную механизацию и индустриализацию строительных процессов, стремиться к снижению трудоемкости и затрат ручного труда.

1.8. Расчетный (проектный) срок службы проектируемой дорожной одежды и требуемый уровень проектной надежности необходимо назначать на основе норм, принимаемых административными органами по согласованию с региональными дорожными организациями.

1.9. Настоящие ОДН не распространяются на проектирование дорожных одежд в зоне вечной мерзлоты, где дополнительно должны быть учтены характер вечномерзлых грунтов, их температурный и водный режим, а также влияние толщины деятельного слоя и вечномерзлого грунта (жесткого основания) на прочность дорожной одежды.

Учет указанных факторов осуществляется на основе специальных региональных нормативно-технических документов.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Задачи и принципы конструирования

2.1. Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции (системы дорожная одежда + рабочий слой земляного полотна) на прочность, морозоустойчивость и осушение с технико-экономическим обоснованием вариантов с целью выбора наиболее экономичного в данных условиях.

2.2. Процедура конструирования дорожной одежды включает:

- выбор вида покрытия;

- назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;

- предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения рабочего слоя на различных участках;

- предварительную оценку необходимости назначения мер по осушению конструкции, а также по повышению трещиностойкости конструкции;

- оценку целесообразности укрепления или улучшения верхней части рабочего слоя земляного полотна;

- предварительный отбор конкурентоспособных вариантов с учетом местных природных и проектных условий работы.

2.3. При конструировании дорожной одежды необходимо руководствоваться следующими принципами:

а) тип дорожной одежды и вид покрытия, конструкция одежды в целом должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге соответствующей категории и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движения с учетом изменения интенсивности движения в течение заданных межремонтных сроков и предполагаемых условий ремонта и содержания;

б) конструкция одежды может быть принята типовой или разработана индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунт рабочего слоя земляного полотна, условия его увлажнения, климат, обеспеченность местными дорожно-строительными материалами и др.) с одинаковыми расчетными нагрузками. При выборе конструкции одежды для данных условий предпочтение следует отдавать проверенной на практике в данных условиях типовой конструкции;

в) в районах, недостаточно обеспеченных стандартными каменными материалами, допускается применять местные каменные материалы, побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, битум, известь, активные золы уноса и др.). Одновременно надо стремиться к созданию конструкции, по возможности наименее материалоемкой;

г) конструкция должна быть технологичной и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных процессов. Для достижения этой цели число слоев и видов материалов в конструкции должно быть минимальным;

д) при конструировании необходимо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология и др.).

2.4. При назначении типов покрытия для разных вариантов конструкций дорожных одежд следует руководствоваться положениями действующих стандартов и норм на дорожно-строительные материалы и изделия и нормами проектирования автомобильных дорог.

2.5. При выборе материалов для устройства слоев дорожной одежды необходимо учитывать следующие положения.

Покрытие и верхние слои основания должны соответствовать проектным воздействующим нагрузкам и быть водо-, морозо- и термоустойчивыми.

Для верхнего слоя асфальтобетонного покрытия выбирают материал в соответствии с действующим ГОСТом "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" и СНиП "Автомобильные дороги".

В районах с климатом, близким к морскому, при количестве осадков 500 мм/год следует применять высокоплотный асфальтобетон либо плотный асфальтобетон, имеющий показатель пористости (водонасыщения), соответствующий нижнему допустимому пределу. В районах с сухим климатом (среднегодовое количество осадков менее 400 мм/год) назначают плотный асфальтобетон с показателем пористости (водонасыщения) по верхнему допускаемому пределу.

При перспективной интенсивности движения в физических единицах до 3000 авт/cут и при стадийном строительстве допускается устройство покрытия из пористого асфальтобетона с устройством поверхностной обработки или из высокопористого асфальтобетона с устройством двойной поверхностной обработки.

Конструкция дорожной одежды в местах остановок общественного транспорта, на регулируемых пересечениях и в других местах изменения скорости или движения на пониженных скоростях должна обеспечить повышенную сдвигоустойчивость при высоких летних температурах. Для обеспечения этого требования в покрытии предусматривают применение асфальтобетонных смесей типа А и Б, высокоплотных смесей, а в основании - крупнозернистых асфальтобетонных смесей либо каменных материалов, укрепленных цементом.

Основные задачи при конструировании пакета асфальтобетонных слоев - это оптимизировать толщину верхнего слоя из плотного или высокоплотного асфальтобетона и сохранить число слоев.

Асфальтобетонное покрытие должно быть, как правило, однослойным. Минимальную конструктивную толщину покрытия назначают по нормам действующего СНиП, а толщину слоя асфальтобетонного основания определяют расчетами на прочность.

При проектировании дорожных одежд переходного типа предусматривают один из вариантов без устройства асфальтобетонного основания; в этом случае требуемую толщину покрытия назначают по расчету на прочность.

При стадийном строительстве или возможном перспективном повышении капитальности дорожной одежды при специальном технико-экономическом обосновании допускается применение холодного асфальтобетона.

При выборе материала для верхнего слоя основания надо учитывать капитальность (тип) дорожной одежды, вид покрытия, а также деформационные и теплофизические свойства материалов и грунтов, укрепленных органическими и неорганическими вяжущими.

Асфальтобетонную часть несущего основания следует предусматривать, как правило, однослойной. Двухслойное асфальтобетонное основание допустимо применять лишь при необходимости использования в нижнем слое основания асфальтобетона с пониженной сдвигоустойчивостью (высокопористый, песчаный). В этом случае общая толщина асфальтобетонных слоев повышенной сдвигоустойчивости (покрытие с основанием из крупнозернистого асфальтобетона) не должна быть менее 12 см.

При выборе вида материала для устройства основания из минеральных материалов следует ориентироваться на имеющийся в регионе опыт строительства и эксплуатации дорог. Материалы должны удовлетворять требованиям действующих СНиП или местным технологическим условиям, утвержденным в установленном порядке.

В районах, недостаточно обеспеченных стандартными каменными материалами, целесообразно широко применять местные каменные материалы (в том числе малопрочные и некондиционные) и грунты, укрепленные неорганическим вяжущим (цемент, известь, активные золы уноса и др.).

Основание из зернистых материалов должно быть, как правило, двухслойным: несущий слой из жестких и сдвигоустойчивых материалов (щебень, гравий, щебеночно- или гравийно-песчаные смеси, материалы и грунты, укрепленные неорганическим вяжущим) и дополнительный слой, выполняющий морозозащитные и дренирующие функции.

2.6. Если в дополнительном слое основания применяют однородный песок со степенью неоднородности (по ГОСТ 25100) менее 3, поверх него предусматривают укладку защитного (технологического) слоя из щебеночно-(гравийно-)песчаных смесей, отсевов дробления изверженных пород, гравелистых или крупных песков оптимального состава, а также из цементопеска. При степени неоднородности песка от 2 до 3 толщина защитного слоя принимается равной 10 см, при степени неоднородности менее 2 устанавливают защитный слой толщиной 15-20 см. В расчетах прочности дорожной одежды толщину защитного слоя включают в толщину дополнительного слоя основания. При устройстве защитного слоя можно применять геотекстиль.

Нежесткая дорожная одежда железобетонные и бетонные покрытия и основания

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

Automobile roads of general use. Flexible road pavement. Standard design

Срок действия с 2020-03-01
до 2023-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии". Информация будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к нежестким дорожным одеждам автомобильных дорог общего пользования.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на типовые конструкции дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов автомобильных дорог общего пользования I-V категорий на территории Российской Федерации.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на конструкции дорожных одежд городских улиц и дорог; автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения; реконструируемых участков дорог, для которых предусмотрено усиление существующей одежды; ремонтов и капитальных ремонтов; на многолетнемерзлых грунтах в I дорожно-климатической зоне, подзонах 1 и 2.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования

ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия.

ГОСТ Р 56419-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования

ГОСТ Р 58400.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации

ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58400.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок

ПНСТ 183-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ПНСТ 184-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия

ПНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд

ПНСТ 321-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 322-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 325-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные органическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 326-2019 Дороги автомобильные общего пользования Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные неорганическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 327-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 265-2018, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 типовая конструкция нежесткой дорожной одежды: Конструкция нежесткой дорожной одежды для многократного повторения, запроектированная по действующим нормам и предназначенная для обеспечения работы в течение нормативного срока службы, с учетом воздействия природно-климатических факторов, грунтово-гидрогеологических условий и транспортных нагрузок, характерных для района проектирования.

нежесткая дорожная одежда: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона.

3.3 дорожная одежда облегченного типа: Дорожная одежда с усовершенствованным покрытием из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим, применяемая на автомобильных дорогах III-V категорий, имеющая пониженные по сравнению с капитальными дорожными одеждами уровень надежности и коэффициенты прочности.

3.4 дорожная одежда переходного типа: Дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щебеночно-гравийно-песчаных смесей или из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими, булыжного и колотого камня (мостовых), применяемая на автомобильных дорогах IV-V категорий.

3.5 определяющий критерий расчета: Критерий расчета дорожной одежды, по которому обеспечен минимальный коэффициент запаса прочности, но не ниже нормативного требуемого.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ДКЗ - дорожно-климатическая зона;


- суммарное расчетное число приложений приведенной расчетной нагрузки на полосу движения за нормативный срок службы;


- минимальный требуемый модуль упругости на поверхности дорожной одежды;

УП - критерий расчета - допускаемый упругий прогиб;

СП - критерий расчета - условие сдвигоустойчивости в песке или в слабосвязных и несвязных материалах дорожной одежды;

СГ - критерий расчета - сопротивление сдвигу в грунте рабочего слоя земляного полотна;

СИ - критерий расчета - сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе;

МУ - критерий расчета - морозоустойчивость;

ГС - геосинтетический материал;

У - укрепленный материал (только на схемах конструкций);

БНД - битум нефтяной дорожный;

ПБВ - полимерно-битумное вяжущее;

ЩМА - щебеночно-мастичные асфальтобетоны, запроектированные на основе межгосударственных стандартов на каменные материалы, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента [1];

SMA - щебеночно-мастичный асфальтобетон, запроектированный по методу объемного проектирования;

ТКНДО - типовые(ая) конструкции(ия) нежестких(ой) дорожных(ой) одежд(ы).

5 Требования к типовым конструкциям дорожных одежд

5.1 Общие положения

5.1.1 Основными исходными данными для применения ТКНДО являются климатические условия района проектирования (ДКЗ, подзона, тип местности по условию увлажнения, температурный режим дорожной одежды), вид грунта рабочего слоя, суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки, класс расчетной нагрузки, минимальный требуемый модуль упругости, наличие местных дорожно-строительных материалов.

5.1.2 ТКНДО следует принимать для многократного применения на участках автомобильных дорог, имеющих одинаковые условия проектирования и воздействия транспортных нагрузок.

5.1.3 При изменении условий работы конструкции дорожной одежды на разных участках автомобильной дороги ТКНДО следует подбирать отдельно для каждого участка.

5.1.4 ТКНДО представлены в разделе 6 для граничных условий проектирования. К граничным условиям отнесены: минимальная и максимальная величины суммарного числа приложения нормативной нагрузки и требуемых модулей упругости, схемы увлажнения и грунты рабочего слоя земляного полотна.

Выбирать ТКНДО для промежуточных исходных данных в пределах граничных условий допускается методом интерполяции. Конструкция, полученная методом интерполяции, должна быть проверена расчетом.

Если при проектировании граничные условия хотя бы по одному показателю выходят за рамки минимальной и максимальной величины, требуется проектирование индивидуальной конструкции нежесткой дорожной одежды.

5.1.5 При выборе ТКНДО для конкретных условий использования наряду с положениями настоящего предстандарта следует учитывать данные производственного и научно-практического опыта в части применения современных видов асфальтобетонов, местных материалов, грунтов с уточнением их расчетных характеристик. Предпочтение следует отдавать проверенной на практике, работающей в схожих условиях конструкции дорожной одежды.

Расчет конструкций дорожных одежд

Расчет конструкций дорожных одежд

Срок службы автомобильных дорог и их безопасность напрямую зависит от протекающих деформационных процессов, задача минимизации которых решается в процессе расчета конструкций дорожных одежд.

Многократные нагрузки, создаваемые движением автотранспорта по дороге, очень часто приводят к неудовлетворительному состоянию дорожного полотна и появлению остаточных деформаций в виде колеи и неравномерных просадок. Срок службы автодорог снижается, увеличивая при этом стоимость затрат на содержание и ремонт дорожных одежд.

Расчет дорожных одежд, осуществляемый специалистами компании АзъПроектСтрой, позволяет оптимизировать процесс дорожного строительства на этапах проектирования автомобильных дорог, строительства и их последующего обслуживания, стабилизируя основания и сводя к минимуму процессы деформации.

Конструкции дорожных одежд

Конструкция дорожной одежды представляет собой покрытие (верхний слой), основание и ряд дополнительных конструктивных слоев, количество и состав которых определяется в процессе проектирования. По видам дорожные одежды разделяют на жесткие и нежесткие.

Расчет жестких дорожных одежд

Жесткие дорожные одежды - железобетонные и бетонные покрытия и основания. Основным отличием жестких дорожных одежд от нежестких является повышенная прочность и износоустойчивость первых, высокие характеристики сопротивляемости при возникновении нагрузок.

Расчет жестких дорожных одежд позволяет оценить ряд характеристик автомобильной дороги (прочность, устойчивость к появлению трещин, жесткость, устойчивость к воздействию динамических и статических нагрузок, устойчивость к температурным воздействиям). Грамотное конструирование и расчет позволяют устранить излишние запасы прочности, а следовательно экономя финансовые затраты, обеспечивая при этом необходимые значения прочности в тех местах, где она является недостаточной.

Расчет нежестких дорожных одежд

Нежесткие дорожные одежды определяют слои, устройство которых может быть реализовано из различного вида асфальтобетона, грунтов, материалов, укрепленных зернистыми материалами (гравий, щебень и др.), цементом, битумом и другими материалами.

Расчет нежестких дорожных одежд начинается с комплексного обследования местности для будущего строительства дороги и преследует за собой схожие цели, что и при расчете жестких дорожных одежд. Определяются прочностные характеристики в условиях рассматриваемой климатической зоны, морозоустойчивость, устойчивость к воздействию статических и динамических нагрузок, оценивается экономическая выгода на этапе проектирования и осуществляется выбор оптимального решения конструкции будущей автомобильной дороги.

Компания АзъПроектСтрой при поддержке ведущих проектных институтов страны разработала ряд программных продуктов, позволяющих проводить расчет конструкций дорожных одежд. Программные решения быстро и качественно осуществляют подготовку проекта автомобильной дороги в соответствии с требованиями заказчика, осуществляя поэтапный контроль результатов на каждом шаге проектирования.

Качество проектируемых и строящихся автомобильных дорог напрямую зависит от точности и корректности производимых расчетов дорожных одежд, которые не только призваны улучшить их качественные показатели, но и обеспечить экономическую выгоду при строительстве и обслуживании. Заказывая расчет дорожных одежд в компании АзъПроектСтрой, Вы получаете гарантированное высокое качество проводимых работ.

Читайте также: