Наследие дома из кирпича

Обновлено: 18.05.2024

Лучший дом — из кирпича. Рассказываю, почем сейчас кладка и какой кирпич можно выбрать

Настоящее родовое гнездо. Дом из керамических блоков . На наружные стены нанесен теплоизоляционный штукатурный состав (Фото: «Строй-Атлант») Настоящее родовое гнездо. Дом из керамических блоков . На наружные стены нанесен теплоизоляционный штукатурный состав (Фото: «Строй-Атлант»)

Ну хорошо, а какие аргументы, реально, ПРОТИВ кирпича?

На мой взгляд, у кирпичных домов только три «минуса». Один сложно преодолимый — высокая стоимость . Соглашусь: нужен качественный проект с предварительными инженерными изысканиями — это деньги; сам материал не дешевый, стоимость рядового пустотелого от 5,5 до 23 рублей за одну штуку, а в среднем 10-12, в зависимости от марки, конечно; пустотелый — 12-17 руб. Получается, если совсем грубо, то около 500-700 руб. за кубометр рядовой кладки. В пределе до 1000 руб. за кубометр.

Рядовой полнотелый кирпич не премиального качества. Рядовой полнотелый кирпич не премиального качества.

Вес «коробки» изрядный, значит, и фундамент изрядный…. Работа каменщика тоже недешевая. Даже шабашники возьмут не меньше 1700 рублей за куб черновой кладки несущей стены, а не шабашники где-то 2500 – 3800, наверное. (Прикиньте, за десять лет ценник на работы вырос раза в два ). Кладка перегородки в полкирпича — от 450 руб. за квадратный метр. Тут уж что уж… Как говорится, копите денежки, кум Тыква, если мечта ваша — кирпичный дом.

Второй «минус» преодолимый — множество ошибок при возведении кирпичных домов. (Ошибки начинаются, буквально с фундамента.) Хороших каменщиков, знающих толк в кирпичной кладке, действительно, найти не просто, однако они есть.
Наконец, третий «минус» кирпича — теплопроводность .

Или утеплять кирпичную кладку, или утолщать. Вентилируемый фасад нам в помощь Или утеплять кирпичную кладку, или утолщать. Вентилируемый фасад нам в помощь

У кирпичной кладки теплопроводность более высокая даже по сравнению с мелкоблочными газосиликатными конструкциями, не говоря уж о каркасных и деревянных. Потому и стены кирпичные в их классическом варианте полметра в толщину, как минимум. Но этот «минус» сегодня можно не учитывать, и вот почему👇

  • Во-первых, толщину стен, а заодно расходы на кирпич и фундамент, реально лихо уменьшить, за счет вентилируемого фасада с утеплением. Это будет экономичное решение.
  • Во-вторых, когда деньги не проблема, почему бы не использовать современную версию традиционного материала, то есть поризованные керамические блоки?
Вот такие, я имею в виду, поризованные керамические блоки Вот такие, я имею в виду, поризованные керамические блоки

Слоистую кладку (кирпич/ утеплитель/ кирпич) не рассматриваю. Считаю такую конструкцию неремонтопригодной, в отличие от конструкции капитальной кирпичной стены с вентилируемым фасадом.

Поризованные керамические блоки

Те же мутные личности, что хамят женщинам, мечтающим от «родовом гнезде» (мужикам-то хамить боятся), говорят, мол, поризованная керамика — 💩 . Мол, в щели проваливается раствор. Да? А как вы кладете обычный пустотелый щелевой кирпич? Ничо не проваливается? Сетку прокладывайте (см. фото выше).
Кстати, щелевой кирпич уменьшает теплопроводность кладки на 25 – 30 процентов. Поризованные блоки дают еще больший эффект и, как писали в свое время в любимом журнале «Мой любимый дом»:

Керамические блоки по теплопроводности сравнимы с газосиликатом и пенобетоном. Но, в отличие от ячеистых бетонов, теплопроводность поризованных керамических блоков не зависит от влажности, и в этом их большое преимущество.

Цена вопроса

Вот тут, снова больное место. Рядовой блок качественной фирменной «поризованной керамики» марки М100 дешевле 120 руб. за штуку (размеры 380 х 250 х 219) я не видел. То есть где-то 5500 за кубометр при толщине стены 380 мм. Посмотрите на Яндексе, может, найдете и дешевле. Более крупные, 510 х 250 х 219 ценник имеют выше, но обойдутся процентов на 5-10 дешевле в пересчете на кубометр: около 5000 – 5100 руб. за кубометр стены толщиной 510 мм.

Первый ряд выполнен из полнотелого кирпича. Далее ведется кладка керамических блоков с использованием защитной сетки. (Фото: «Миллениум»). Первый ряд выполнен из полнотелого кирпича. Далее ведется кладка керамических блоков с использованием защитной сетки. (Фото: «Миллениум»).

Дорого, да. Кажется, что в 5-10 раз дороже, чем из традиционного кирпича. Однако, что в итоге получится по смете, надо считать конкретно, поскольку при использовании керамических блоков:

  • дополнительная изоляция не требуется;
  • масса конструкции меньше, значит фундамент дешевле;
  • кладка в один слой ведется быстро ( кстати стоимость работ приблизительно такая же, как при кладке традиционного кирпича, и ценник за 10 лет в данном случае не вырос ).

Еще и раствор, теоретически, экономится, поскольку почти не используется в вертикальных швах, там по большей части замковые соединения между элементами.

Дом с кариатидами и грифонами: еще одно здание в центре Москвы признано памятником архитектуры

Дом с кариатидами и грифонами: еще одно здание в центре Москвы признано памятником архитектуры

Доходный дом купца Камзолкина признан памятником архитектуры. Над зданием в разное время работали архитектор Василий Загорский и прославленный скульптор Сергей Коненков. Доходный дом был возведен в 1885 году и частично перестроен после пожара спустя восемь лет. Имел отношение к формированию облика дома и легендарный Лев Кекушев: именно он в качестве участкового архитектора утверждал ремонт и перестройку фасада здания в 1893 году.

«Изящный доходный дом, которому официально присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения, является настоящим украшением проспекта Мира. Наибольшую ценность представляет декоративное оформление фасадов конца XIX века, в том числе панно, ионические пилястры, скульптуры: женские гермы (колонны с изображениями головы женщины), грифоны и кариатиды, а также львиные маскароны и другие лепные элементы. Статус объекта культурного наследия гарантирует государственную защиту здания и его исторического облика», — рассказал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Владение, на территории которого возвели доходный дом, было куплено основателем купеческой династии Камзолкиных Василием Ивановичем в 1865 году. Спустя 20 лет его сын Иван обратился к знаменитому архитектору Василию Загорскому с просьбой разработать проект каменного трехэтажного дома с нежилым подвалом.

Прежде всего, сломали все старые деревянные и каменные строения, располагавшиеся по восточной, южной и северной границам участка. Кладку стен нового дома выполнили из кирпича. Каменные лестницы (как парадные, так и с черного хода) укрепили металлическими косоурами (каркасами). Была сделана металлическая кровля, украшенная декоративными башенками.

На первом этаже подсобные помещения соединялись с торговыми залами широкими полуциркульными арками, оформленными профилированными штукатурными тягами.

Торговый зал декорировали многопрофильным штукатурным карнизом с лепной розеткой в центре потолка для люстры. Для обогрева помещений первого этажа использовались печи, облицованные белыми изразцами. Не исключено, что прилавки магазинов устанавливали в широких арках, соединявших торговый зал с подсобными помещениями.

Отделка жилых комнат в квартирах, расположенных на двух верхних этажах, была обычной для своего времени. Там можно было увидеть многопрофильные или простые штукатурные карнизы, лепные розетки, двухстворчатые филенчатые двери и профилированные оконные рамы с латунной скобянкой. Полы набирались из дубового штучного паркета. Отапливались эти помещения с помощью больших угловых печей, тоже облицованных белыми изразцами. В ряде комнат были установлены камины.

Кухня и кладовые при ней имели выход на черную лестницу, но были изолированы от жилых комнат длинным коридором. Во всех нежилых помещениях полы были сделаны из тесаных досок и керамической плитки. Помимо коридорного принципа связи помещений, была устроена анфилада, объединявшая помещения вдоль уличного фасада. Все квартиры были подключены к водопроводу и канализации.

15 самых красивых кирпичных строений

Минарет Мальвия в Самарре
Ирак, 849–852 годы


Минарет Мальвия в Самарре J. Merena / Wikimedia Commons

Самарра находится на берегу реки Тигр, в той местности, где возникла древнейшая на Земле цивилизация. По местным меркам минарет — сравни­тельно молодое сооружение: зиккурат в Уре, например, датируется XXI веком до н. э. Но месопотамские памятники строились из необожженного кирпича: в те времена между Тигром и Евфратом не хватало не только камня, но и де­рева, которое можно было бы пустить на топливо. Поэтому сооружения легендарных Ура и Ниневии археологи нашли в виде оплывших груд глины. Другие подобные постройки были основательно разрушены. Например, Вави­лон времен Семирамиды, где уже отчасти использовался обожженный и даже глазурованный кирпич, подвергался разрушениям и в древности, и потом, в XIX веке, а в своем сегодняшнем виде достопримечательность была отстроена уже в годах при Саддаме Хусейне.

Минарет выглядит как архетипическая Вавилонская башня, но это уже исламское сооружение, часть комплекса Большой мечети. Построены они по приказу халифа аль-Мутаваккиля, внука Гаруна аль-Рашида, героя «1001 ночи». Халиф, слывший поклонником прекрасного — женщин, роз, а также архитектуры, — старался сделать Самарру, ставшую на полвека столи­цей Аббасидов, прекраснее Багдада. О великолепии дворца халифа теперь можно только догадываться, и даже от мечети, вмещавшей 80 тысяч моля­щихся, остались только наружные стены. Остальное в 1278 году разрушили войска монгольского хана Хулагу. Минарет же оставался целым до 2005 года, когда на его верхушке взорвалась бомба.

Башня высотой 52 метра устроена по тому же принципу, что древние зикку­раты: она состоит из сплошной кирпичной кладки, и только наверху есть небольшое цилиндрическое помещение. В основании башни — квадратный подиум со стороной 33 метра, а дальше конус обвивает открытая спиральная лестница, чего минарет и называется Мальвия — «Спиральный». По ши­ро­ким (в два метра) ступеням наверх поднимались муэдзины  Муэдзин — чтец, специальным образом произносящий азан — призыв к главному богослужебному акту мусульман — намазу. , но главное назначение минарета — славить Аллаха необычайной для своего времени высотой.

Замок Мариенбург в Мальборке
Польша, основан в XIII веке





Замок Мариенбург в Мальборке Wikimedia Commons Замок Мариенбург в Мальборке Wikimedia Commons Замок Мариенбург в Мальборке Wikimedia Commons Замок Мариенбург в Мальборке Wikimedia Commons Замок Мариенбург в Мальборке Wikimedia Commons

Когда замок на фотографии похож на картинку в книжке со сказками, это обычно значит одно: его основательно отреставрировали в XIX веке. Это верно и в случае с Мариенбургом. Позже ему сильно досталось во Вторую мировую, так что пришлось заново отстраивать, и тут очень кстати пришлась докумен­тация, оставленная первыми реставраторами. Тем не менее замок включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и совершенно справедливо: это самый грандиозный образец кирпичной готики в мире.

Активно использовать обожженный кирпич начали римляне, придумав надежный связующий раствор. После падения Римской империи технология была в основном утрачена на территории Западной Европы, но кирпич продолжали использовать в Византии, откуда его переняли арабы. В Балтий­ский регион его принесли из Святой земли крестоносцы Тевтонского ордена. Рыцари, уже вытесненные к тому времени из Иерусалима и остановленные Александром Невским на пути в русские земли, во второй половине XIII века сосредоточились на христианизации прусских и литовских язычников, а заодно на захвате земель польских христиан. Тогда и был построен на реке Ногат замок, названный в честь Девы Марии, покровительницы Тевтонского ордена.

Первоначально Мариенбург предназначался всего-навсего для главы регио­нального подразделения ордена — комтура, но и на первом этапе он строился с большим размахом: в хозяйственных ведомостях за годы значится 4 480 000 единиц кирпича и черепицы. В 1309 году в замок переехал из Вене­ции высший руководитель ордена — великий магистр Зигфрид фон Фейхтван­ген. Естественно, за сменой статуса последовало заметное расширение, в резуль­тате которого крепостные стены охватили площадь 210 тысяч квадратных метров.

Мариенбург состоит из трех частей: Верхнего, Среднего и Нижнего замка. В Нижнем под защитой крепостных стен жил обслуживающий персонал и крестьяне; в Среднем в XIV веке размещался богато украшенный дворец великих магистров; самое заметное здание Верхнего замка — костел Девы Марии. С воды все это складывается во внушительную композицию из прямо­угольных и круглых объемов, остроконечных шатров и щипцов.

Стены не выглядят особо высокими, но построены по всем правилам форти­фикационной науки и окружены водой со всех сторон. Осадившие замок в 1410 году польско-литовские войска не смогли его взять, но вскоре после осады ордену пришлось отдать его за долги богемским наемникам, а те уже продали его в 1457 году польскому королю Казимиру IV. Тевтонская столица переместилась в Кенигсберг, а Мариенбург превратился в резиденцию поль­ских королей. Перестраивать его не стали: дворец великих магистров с анфи­ладой просторных и высоких залов под нервюрными сводами не уступал великолепием королевскому дворцу в Кракове.

Пьяцца-дель-Кампо в Сиене
Италия, 1279–1349 годы





Пьяцца-дель-Кампо в Сиене © Getty Images Пьяцца-дель-Кампо в Сиене Wikimedia Commons Пьяцца-дель-Кампо в Сиене. Палаццо Публико и башня Wikimedia Commons Пьяцца-дель-Кампо в Сиене Wikimedia Commons

Кирпич для Сиены — основа идентичности города. Мягкий оттенок, полу­чающийся при обжиге местной глины, дал название краске: «сиена жже­ная». В веках, когда Сиенская республика переживала расцвет, производство строительной керамики находилось под строгим контролем. Были установлены единые размеры кирпича (примерно 30 на 15 на 7,5 см) и изготовлен мраморный эталон, с которым каждый желающий мог свериться в зале городского совета.

Стандартный кирпич не только обеспечивал высокое качество строительства, но и символизировал высокий уровень благосостояния всех граждан респуб­лики. Ансамбль главной площади Пьяцца-дель-Кампо, выстроенный на месте разросшихся древних поселений, стал красноречивым тому свидетельством.

Площадь имеет форму раковины или неглубокого амфитеатра, спускающегося к мягко изогнутому фасаду палаццо Публико, где заседало городское прави­тель­ство — Совет девяти. Сходящиеся к площади улицы разделяют ее прост­ранство на десять секторов равного размера, и это членение подчеркнуто мощением: девять, по числу членов совета, полос травертина разделяют плоскости уложенного елочкой кирпича.

Обрамляющие площадь дворцы знатнейших семейств имеют равную высоту и не спорят друг с другом пышностью убранства. Выделяется только палаццо Публико, нижний ярус которого выстроен из камня, и дозорная башня Торре-дель-Манджа, у которой, наоборот, кирпичная стена с каменным заверше­нием.

Пространство площади, свободное и одновременно защищенное, как бы приглашает проводить на ней больше времени. Увы, завершение ансамбля совпало с началом упадка республики: за год до замощения площади, в 1348 году, чума унесла жизни двух третей из 50-тысячного населения Сиены, после чего город навсегда уступил первенство в Тоскане своему сопернику — Флоренции.

Собор Сен-Сесиль в Альби
Франция, 1282–1492 годы





Собор Сен-Сесиль в Альби Wikimedia Commons Собор Сен-Сесиль в Альби Wikimedia Commons Собор Сен-Сесиль в Альби Wikimedia Commons Собор Сен-Сесиль в Альби Wikimedia Commons

Структура готического храма — каркасная система стрельчатых арок, пере­дающих распор свода на контрфорсы с помощью аркбутанов — рассчитана на свойства камня, способного выдержать значительное давление. Кирпич же под действием сжатия крошится, поэтому кирпичная готика, используя принцип распределения распора по отдельным точкам, нуждается в более массивных контрфорсах и вынуждена обходиться без воздушных аркбута­нов, и поэтому не может освободить в стенах место для больших витражей. Эти «недостатки» переработались в особый образный язык, и один из самых успешных примеров его использования можно увидеть в соборе .

Город Альби на юге Франции, в Окситании, был в раннем Средневековье одним из центров еретической христианской секты — катаров  Отличительными чертами вероучений средневековых катаров были дуализм, отри­цание Священного Предания и церковной иерархии. (или альбигойцев). Против альбигойцев был направлен Первый крестовый поход в христианских землях , после которого Окситания была аннексирована Францией.

Собор, символ победы над местной ересью, начали строить по поручению главы альбийской инквизиции епископа Бернара де Кастане (время епископ­ства — с 1277 по 1307 год). Здание строилось в новом французском стиле — готическом, но с использованием местного материала — кирпича. Главная идея готики — претворение тяжелой материи в визуально легкие конструкции с помощью духа — наилучшим образом иллюстрировала пункт, в котором католическая церковь расходилась с катарами: для тех материальный мир однозначно связывался со злом.

Необходимые для кирпичной кладки широкие контрфорсы сделаны в Альби полукруглыми, чего собор стал восприниматься как нерушимая крепость веры — метафора, важная в эпоху религиозных войн. Впрочем, это не только метафора: собор вполне приспособлен для нужд обороны, а его крипта  Крипта — сводчатые сооружения, располо­женные под алтарной или хоральной частями храма в западноевропейской средневековой архитектуре, или «нижняя» церковь. ­ровой глубины могла служить укрытием для церковных ценностей. Внутри же здание церкви, обращенное к прихожанам, просторно, светло и нарядно. Зальное пространство не имеет столбов и перекрыто высоким, ­ровым сводом.

Строительство вчерне закончилось в 1383 году, на полвека позже, чем был сожжен на костре последний катар  Последнего известного нам катарского проповедника Лангедока, Гийома Белибаста, сожгли на костре между сентябрем 1321 года и ноябрем 1322 года. , а в была достроена мощная ­ровая колокольня, окончательно утвердившая торжество католичества, которому уже очень скоро придется отвечать на вызов Реформации.

Мечеть Селимие в Эдирне
Турция, 1569–1575 годы
Архитектор — Синан



Мечеть Селимие в Эдирне Wikimedia Commons Мечеть Селимие в Эдирне Wikimedia Commons

Мечеть в Эдирне — вершина эволюции типа купольного здания, восходящего к римскому Пантеону. Постройка большого купола всегда сложная инженерная задача, ведь его свод давит не только вниз, но и в стороны, грозя обрушить стены. В константинопольском храме Святой Софии грандиозное подкупольное пространство (центральный купол диаметром 31 метр поднят на высоту 51 метр с помощью системы полукуполов), но распор сводов удержи­вают колоссальные массивы кирпичной кладки, так что снаружи собор выглядит бесформенной глыбой.

Захватившие в 1453 году Константинополь турки были потрясены величием Святой Софии. Она стала образцом для новых османских мечетей, но архитек­торы старались дать купольному внутреннему пространству достойную внеш­нюю оболочку. Больше всех в этом преуспел зодчий Синан, испробовавший несколько комбинаций куполов, полукуполов и арок, чтобы добиться нужного эффекта. Построив мечеть Селимие в Эдирне, он достиг своей цели. Полусфе­риче­ский купол диаметром метра опирается на восемь столбов, встроен­ных в стены квадратного основного объема. Тяжесть распределяется через стрельчатые арки в восьмигранном барабане, а распор передается небольшими полукуполами на наружные стены окружающей центральный куб галереи. Углы восьмигранника поддерживают ступенчатые контрфорсы, заканчиваю­щиеся невысокими башенками (достижения готики Синану были известны), а завершают стройную композицию четыре высоких минарета по углам квадрата.

Один мощный купол, определяющий силуэт мечети вместо обычной «горки» небольших куполов, выражает идею единства, важную для утверждения могущества султана Селима II, заказчика Синана. С ритуальной точки зрения у Селимие есть большое преимущество перед традиционными мечетями: михраб (ниша, указывающая направление на Мекку и, соответственно, служащая фокусом молитв) виден из любой точки внутреннего пространства.

Город Шибам
Йемен, XVI–XIX века


Город Шибам в Йемене Dan via Flickr / CC BY-SA 2.0

Кирпичи, из которых построены дома йеменского Шибама, сделаны из смеси глины с соломой и высушены на солнце, а не обожжены на огне, для которого требуется слишком много дефицитного в этих краях дерева. Дожди в Южном Йемене — редкость, так что постройки из сырцового кирпича если и немного подмокнут, то быстро высыхают и стоят веками.

Главная опасность для них — разлив реки Вади-Хадрамаут, откуда жители берут воду для сельского хозяйства. После крупного наводнения годов город пришлось отстраивать заново. Тогда и возникла уникальная планировка, которой Шибам называют «Манхэттеном пустыни»: прямоугольная сетка улиц, застроенных башнями, высоко поднимающимися над плоской речной равниной. С помощью системы дамб и каналов удалось защитить от паводков небольшое возвышение, на котором образовалась сверхплотная среда из примыкающих друг к другу башен высотой этажей. Помимо воды, обитателям грозила не менее сильная опасность — нападения соперничающих племен. Поэтому город обнесен укрепленной стеной с узкими воротами, а на первых этажах жилых домов нет окон и очень мало дверей, зато между дружественными домами устроены переходы в верхних уровнях. Высота дома определяет престиж рода, так что для семей сыновей часто надстраивали этаж над жильем родителей. Общее население города колебалось от 5 до 13 тысяч человек.

Большинство сохранившихся домов относится к концу XIX — началу XX века, когда торговля с Азией принесла жителям Шибама новые доходы. Однако тогда еще точно соблюдалась традиционная строительная технология, и поздние дома не отличаются от самых старых. Выстроенная из кирпича-сырца башня покрывается слоем штукатурки из пережженного известняка, а поверх еще обмазывается слоем глины. Благодаря часто поновляемой обмазке дома не выглядят ветхими, а город в целом смотрится как единая глиняная скульптура.

Церковь Покрова в Филях в Москве
1690–1694 годы


Церковь Покрова в Филях в Москве Ludvig14 / Wikimedia Commons

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — эталонный образец «московского барокко», стиля рубежа веков, отличающегося эффектными объемными композициями и сочетанием красных кирпичных форм с белокаменным декором. Этот стиль называют также «нарышкинским» по имени важного заказчика, Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Имение Фили было пожаловано дяде племянником в вотчинное владение в 1689 году. Боярин Нарышкин построил там церковь в благодарность за свое спасение во время поднятого царевной Софьей стрелецкого бунта и в память о погибших братьях. Церковь, таким образом, получила свойственный мемориальным храмам центрический план, а также башенную композицию: друг на друга поставлены зимняя (отапливаемая) и летняя церкви, а над ними — колокольня.

Эта церковь воспроизводит тип идеального храма итальянского Ренессанса с четырехлепестковыми ярусами храма. В свое время его привез в Москву Алоизио Ламберти да Монтиньяна, построивший в годах собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (этому монастырю также покровительствовали Нарышкины).

Но поскольку в 1690 году времена Ренессанса уже прошли, композиция усложнилась: четырехлистник поделен на два яруса по высоте, над ним поднялся кубический объем летней церкви, а еще выше — три последовательно уменьшающихся восьмигранных яруса колокольни. Самый нижний уровень, подклет, в котором находится нижняя церковь, опоясан галереей, с которой на три стороны расходятся открытые крыльца, каждое из которых завершается полукруглым выступом, вторящим рисунку основного объема. На выступаю­щих полукружиях (экседрах) на стройных барабанах установлены граненые луковичные купола, вместе с центральным образующие традиционное русское пятиглавие. Еще больше силуэт усложняют завершающие ярусы парапеты, в формах которых, как и в «разорванных» фронтонах над окнами, узнаются отблески европейского барокко, пришедшего в Россию через Польшу.

Доходный дом в кирпичном стиле и особняк: два здания XIX века признаны выявленными объектами культурного наследия

Доходный дом в кирпичном стиле и особняк: два здания XIX века признаны выявленными объектами культурного наследия

В центре столицы стало больше признанных памятников архитектуры. Статусы выявленных объектов культурного наследия получили два здания, построенных в XIX веке. Это доходный дом А.П. Барса (Трубная улица, дом 29, строение 1) и жилой дом 1887 года архитектора Н.Н. Васильева (Старомонетный переулок, дом 35, строение 2).

«Один из выявленных памятников — каменное четырехэтажное здание с подвалом, возведенное на Трубной улице по заказу владельца — губернского секретаря Барса. Его фасады оформлены в так называемом кирпичном стиле. Второй дом появился в Старомонетном переулке по заказу домовладельца Николая Дружинина, проект разработал известный архитектор Николай Васильев. Здание является образцом городского особняка с функцией доходного дома. Оба здания признаны выявленными объектами культурного наследия», — прокомментировал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Теперь по закону их нельзя сносить или перестраивать, а реставрацию или ремонт следует проводить под контролем Мосгорнаследия и только после того, как ведомство согласует все работы.

Кирпичи вместо вычурной лепнины

Доходный дом губернского секретаря Антона Барса построили на красной линии Трубной улицы в 1891 году. Это значит, что его фасад был неотъемлемой частью ее облика на протяжении 130 лет. Дом возвели в популярном кирпичном стиле. Так условно называли одно из течений рациональной архитектуры конца XIX века. Его отличительной особенностью стал технический прием сохранять натуральный цвет и фактуру кирпичей. Мастера, работавшие в таком стиле, отказывались от использования штукатурки для фасадов зданий и лепного декора. Предположительно, архитектором был сын владельца — Петр Барс.

Четырехэтажный дом с подвалом имеет прямоугольную форму. Его единственный ризалит (выступающая часть) выполнен в виде четырехъярусной башни, увенчанной граненым шатром со шпилем. Внизу сделана арка. Сейчас она закрыта, но изначально была проездной. Сквозь нее во двор могли попадать повозки и экипажи. Декор дома, по мнению специалистов, характерен для романо-готической архитектуры: стрельчатые оконные проемы и ниши, ряды арок, лопатки (плоские декоративные выступы на стенах), филенки (обрамления прямоугольной формы), ступенчатые консоли, кирпичные фризы, кованые накладные элементы и многое другое.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Дворовый фасад оформлен скромно. На кирпичных стенах можно увидеть декоративные проемы с арочными (или лучковыми) перемычками, подоконными филенками с поясами ромбов, двухцветные междуэтажный и венчающий карнизы с кронштейнами.

Все этажи дома одинаковые. На каждой лестничной площадке размещено по три квартиры с коридорно-анфиладной планировкой. В квартирах до сих пор частично сохранилась изначальная скромная отделка интерьеров: профилированные карнизы потолков, филенчатые двери, паркет. В жилых комнатах были установлены кирпичные утермарковские печи. До наших дней они сохранились лишь в нескольких квартирах.

После 1917 года в доходном доме Барса организовали коммуналки и открыли различные обслуживающие заведения. В 1990 году провели капитальный ремонт без изменения планировки и архитектурно-художественного оформления интерьеров.

Примечательно, что назначение здания не менялось. На протяжении всей его истории оно оставалось жилым. Сейчас отдельные квартиры перепланированы. Оконные и дверные рамы заменены на современные. Историческое архитектурное оформление главного фасада в прошлые годы было искажено в результате разборки ступенчатого щипца над боковым плоским ризалитом с проездной аркой. В основном же все оригинальные конструкции, планировки, элементы отделки здания сохранились.

Эклектика и фасад с семью осями

В 1887 году по заказу домовладельца Николая Дружинина на территории его владения в Старомонетном переулке был возведен каменный двухэтажный жилой дом с подвалом. Здание в стиле эклектики является образцом городского особняка второй половины XIX века с функцией доходного дома. Поблизости расположили каменные одноэтажные постройки служебного и хозяйственного назначения. Проекты всех зданий создал архитектор Николай Васильев.

Фасад особняка симметричен и по задумке архитектора состоит из семи осей. У здания два ризалита (выступающие части), которые венчают арочные фронтоны. В правом ризалите разместили отдельные для каждой из двух квартир парадные входы под общим ажурным зонтом на металлических колонках. Изначально квартира на первом этаже дома сдавалась внаем, а жилье на втором этаже занимал в то время сын домовладельца с семьей.

Среди украшений и оригинальных архитектурных деталей на фасаде можно увидеть подоконные фартуки и оконные проемы в виде ниш, филенки, арочные перемычки, лепные картуши с монограммами. Все это сохранилось.

Фото М. Денисова. Mos.ru

После 1917 года владение национализировали. В 1930-е годы здесь было начато крупномасштабное строительство корпусов научно-исследовательского института цемента. Главный корпус института расположился на большей части усадебного сада. В настоящее время здание по адресу: Старомонетный переулок, дом 35, строение 1 занимает Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН).

Здание бывшего доходного дома в Старомонетном переулке оставалось жилым до 1950-х годов. Затем оно было расселено и передано Геологическому институту АН СССР (ИГЕМ АН СССР) для размещения административных отделов. В это же время появилась одноэтажная изолированная пристройка со стороны северного фасада. В 1998 году здание реконструировали. Перекрытия полностью заменили, интерьеры перепланировали. Отделку полностью выполнили из современных материалов.

Однако до наших дней по большей части сохранился исторический облик бывшего доходного дома со всеми отличительными архитектурными элементами. Фасад этого здания является неотъемлемой частью вида Старомонетного переулка.

Сейчас на городском учете находится свыше двух тысяч выявленных объектов культурного наследия. Более 550 из них выявили за 10 лет начиная с 2011 года. Все они охраняются.

Коттеджи из 1990-х. Какими были и что стало с домами из красного кирпича

Фото: Кристина Бутырина /РБК

Эти дома в Подмосковье видно сразу — краснокирпичный особняк в три-четыре этажа с арочными окнами, высоким глухим забором и массивными воротами. В 1990-х у такого коттеджа был бы припаркован 600-й «Мерседес», БМВ 7-й серии или джип «Чероки», а в гардеробе владельца обязательно имелся бы малиновый пиджак. Внутри особняка непременно сауна (лучше — с бассейном) и бильярдная, много лепнины и позолоты в интерьере.

Все это — представление из 1990-х об элитной загородной жизни. Особняки строили большими, надежными, на века, предполагая передать по наследству. Прошло 30 лет, и сейчас такие дома считаются неликвидом, главная их ценность — в земельном участке.

Типичный дом из 1990-х

Типичный дом из 1990-х представляет собой строение из красного кирпича площадью 0,6–1 тыс. кв. м с башенками и ремонтом в «жесткой классике», говорит глава московского агентства недвижимости AIM Realty Илья Менжунов. Он занимается риелторским бизнесом с 2005 года, однако через него прошло несколько ярких домов той эпохи. «Например, коттедж с толщиной стен, со слов собственника, способной выдержать прямое артиллерийское попадание, а также с бронированными стеклами, с небольшими оборудованными отсеками для размещения оружия», — вспоминает Менжунов.

Дачный отдел в Penny Lane Realty, одной из старейших московских риелторских компаний, специализирующейся на элитной недвижимости, открылся в 1998 году. Клиентов, которым был нужен загородный дом, в компании тогда называли «дачниками», рассказывает Сергей Колосницын.

Он не берется однозначно оценить планировки и дома из 1990-х: «Нельзя описать планировки — это был совершенно полный бардак. Из требований: покупатели 1990-х хотели огромных площадей, львов, колонн, трехметровых заборов по периметру, и чем вычурнее архитектура и дом больше похож на замок — тем лучше».

«У меня дом с огроменной маССандрой»


Рассказывает директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын:

— Люди встречались разные — и не всегда по цвету пиджака (на которые была тогда мода) можно было определить род занятий. Скажем, у нас были клиентами первые бизнесмены, с точки зрения успешности взлетевшие потом до небес, и таможенники, и да, те, кто наверняка имели отношение к группировкам, но выглядеть при этом могли одинаково. Конечно, забавные случаи были. Однажды к нам обратился собственник дома с просьбой то ли сдать его, то ли продать и на полном серьезе так охарактеризовал свой объект: «У меня дом с огроменной маССандрой, а в маССандре — отличный бильярд». Вроде сдали мы тогда и его «массандру», и бильярд, но между собой до сих пор смеемся при слове «мансарда».

Дом из кирпича в Подмосковье. 1995 год

Дом из кирпича в Подмосковье. 1995 год (Фото: Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС)

На ущербность архитектурных решений в 1990-х обращала внимание и пресса. Вот как этот вопрос в 1995 году освещался на страницах газеты «Коммерсантъ»: «Многие предприниматели, начиная строительство таких коттеджей, сделали непростительную ошибку в выборе архитектурного решения. Большинство построенных в Подмосковье коттеджей, претендующих на высший класс, выглядят достаточно убого, больше напоминая дома раннего средневековья, нежели современный коттедж».

В этой же публикации «Коммерсантъ» цитирует другую газету — американскую The Washington Post, где в 1993 году вышла заметка о загородных домах российских предпринимателей. «На протяжении 25 миль по дороге к деревне Раздоры вы встретите одно и то же архитектурное решение коттеджей. Большинство домов трехэтажные, построены из кирпича <…>. Из импортных материалов представлена только сантехника, остальное русское и не очень качественное».

Российские риелторы из XXI века не согласны с такими формулировками и оценками. «Справедливости ради — в 1990-х не было другого доступного материала, кроме красного кирпича, и строили из него не только «братки», но и депутаты, и дипломаты, а те же «братки» вполне могли построить приличный дом и из дерева, и из кирпича», — уточнил Колосницын из Penny Lane Realty.

Дом в поселке Баковка. 1996 год

Дом в поселке Баковка. 1996 год (Фото: Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС)

«Эра краснокирпичных замков»


Рассказывает директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын:

— Что касается «люберецких», «солнцевских» и т. п., то это явное проявление определенного времени, где бизнес, криминал и антикриминал переплетались в немыслимых комбинациях с присущим той эпохе гротеском. Тогда еще не было градации престижности направлений (поселки на Новорижском шоссе, кстати, появились только в начале 2000-х), а на Рублевке еще со времен СССР жила элита. Поэтому локация не играла особенной роли в ценообразовании. Люди строили сами, где кому удобнее и с присущим времени апломбом. Это «эра краснокирпичных замков», когда так важно было померяться толщиной стен или размером бильярдного стола. Все это строилось в частном порядке, какая-то система не прослеживалась: что в архитектуре, что в выборе места под строительство.

«Сейчас такие дома выглядят безвкусно, а раньше это был wow-эффект, потому что ничего подобного не строилось вообще, и они произвели фурор на рынке», — заступается за дома из красного кирпича руководитель департамента загородной недвижимости Point Estate Сергей Горяинов. По его словам, таких домов много в стародачных местах, в том числе и на престижных шоссе. «На Рублевке таких домов достаточно много, особенно в Жуковке. А еще в Апрелевке и Новоглаголеве», — уточнил эксперт.

Частные владения в поселке Барвиха. 1998 год

Частные владения в поселке Барвиха. 1998 год (Фото: Дружинин Алексей/Фотохроника ТАСС)

Впрочем, и после 1990-х годов в Подмосковье продолжали массово строить дома, которые быстро вышли из моды. «Также на Рублево-Успенском шоссе много неликвида, но построенного уже в 2000-х (около 90%). У них большая площадь, а выполнены они в тяжелом классическом, дворцовом стиле — «дорого-богато», с лепниной, золотом и так далее», — рассказал руководитель отдела загородной недвижимости Kalinka Group Михаил Долгов.

У поселков с домами из 1990-х — начала 2000-х позднее появилось собственное название — «Шанхай», — связанное с представлением о неблагополучных и густонаселенных районах. «Если эти поселки [со старыми коттеджами] рассматривать с визуальной точки зрения, то за те годы, которые они простояли, внешний вид многих домов достаточно сильно изменился и общий вид стал напоминать Шанхай», — объяснил Менжунов.

Не все поселки из 1990-х&nbsp;представляли собой хаотичную застройку. Один из самых успешных проектов тех лет&nbsp;&mdash; коттеджный поселок &laquo;Сетунь&raquo; на Минской улице в Москве

Не все поселки из 1990-х представляли собой хаотичную застройку. Один из самых успешных проектов тех лет — коттеджный поселок «Сетунь» на Минской улице в Москве (Фото: Валентин Кузьмин/ИТАР-ТАСС)

Стоит ли покупать такие дома сегодня?

Продажа старых коттеджей — весьма тяжелая история, лишь единицы подобного рода домовладений возможно реконструировать и адаптировать под современные форматы жизни. Чаще всего такие дома покупают по цене участка либо с небольшой наценкой (на Рублевке земля стоит огромных денег), рассказал Михаил Долгов из Kalinka Group.

В отдельную категорию риелторы выделяют продавцов, которые построили свой дом самостоятельно. В этих случаях коттеджи будут стоить выше рынка, «потому что их владельцы до сих пор считают, что за них можно просить миллионы долларов», уточнил Сергей Горяинов из Point Estate.

При этом старый коттедж, расположенный в престижной локации, проще снести, а не перестраивать. «В подобных случаях решающим фактором является место. В среднем стоимость снесения 500–700-метрового дома составляет от 1,5 млн до 2 млн руб., поэтому при торге покупатели просят учитывать этот фактор. Также бывали случаи, когда сами продавцы предлагали снос как опцию», — уточнил глава AIM Realty.

Необычные кирпичные здания Москвы, скоро выходные, стоит пойти погулять по столице+таинственное видео

Даже те, кто живёт в Москве, редко гуляют по городу, любуются его неповторимой старинной и современной архитектурой. Но скоро выходные, в этой статье я хочу показать несколько красивых кирпичных зданий и строений Москвы и рассказать о них.

Конечно же Московский Кремль!

Московский Кремль Московский Кремль

На создание стен Кремля ушло примерно 195 738 000 кирпичей! Причем использовался специальный отлично обожжённый кирпич нестандартного размера от 30x14x7см до 31x15x9 см. Весит такой камень около 8 килограммов.

Немного истории - сначала московский Кремль был обнесён деревянной стеной, в 14 веке было принято решение ограждение сделать каменным. Воздвигли его из известняка. Привычный нам вид Кремль получил в середине 15 века.

Здание бывшего Винзавода

Сейчас это Центр Современного искусства. Фабрика была открыта в середине 19 века и в 40-е годы была одной из крупнейших по производству пива.

В советское время на Винзаводе производилось около 170 видов столовых и марочных вин.

В конце 20 века Винзавод был закрыт. В 2007 году был основан Центр Современного Искусства. сейчас на заводе проходят фотовыставки, различные мероприятия.

Читайте также: