Нанесение глазури на керамическую плитку

Обновлено: 17.05.2024

Керамические глазури — цвет, во всем великолепии

Давно прошли те времена, когда гончары ограничивались рельефными формами, стараясь смоделировать свои изделия по образу и подобию каменных или деревянных скульптур. Главная прелесть современной керамики — это цвет, во всем его великолепии. Именно это понял Михаил Врубель, когда влюбился в керамику, восприняв ее как цветную скульптуру, завораживающую своей игрой бликов и полутонов.

Весна. М. Врубель. 1899 год Весна. М. Врубель. 1899 год

Керамисты всех времен занимались химическими исследованиями, пытаясь достичь нужных оттенков глазури, чтобы повторить в своих работах всю красоту окружающего мира — сияние звезд, мерцание воды, пылание огня, прозрачные капли дождя, цвет кожи любимой женщины, золото ее волос, глубокую бирюзу моря и синеву августовского неба. Вся роскошь цвета окружающего нас мира является преломлением солнечного света в атмосфере Земли и способностью предметов его отражать. Работая маслом или акварелью, художник видит, что именно он смешивает и его работа на холсте становится полностью законченной с последним мазком кисти.

Совсем другая история с керамическими глазурями, где работа подвергается высокотемпературному обжигу, поэтому некоторые цвета выгорают совсем без остатка, некоторые проявляются иначе, чем рассчитывал художник, и абсолютно все краски взаимодействуют друг с другом, вплавляясь и растекаясь не совсем предсказуемым образом.

Каждая керамическая мастерская — это всегда химическая лаборатория, а каждый обжиг — это взаимодействие целого спектра химических элементов с катализатором в виде температуры. Именно поэтому подбор глазурей является архиважной задачей, а записи «рецептов» особо удачных сочетаний — уникальной информацией.

Итак, керамические глазури . Что же это такое? Изначально любые краски — это пигменты на основе металлов, оксидов или сложных органических элементов. Ими мы пишем акварели, они же принимают участие в живописи маслом, гуашью или темперой.

Высокотемпературные пигменты Botz Высокотемпературные пигменты Botz

Отличие только в связующем наполнителе — например, в гуаши это клей и мед, а в темпере — яйцо, также может использоваться казеин, масла или синтетические связующие. Для керамики органические краски не подходят, поскольку при обжиге вся органика сгорает полностью. Поэтому керамисты используют в основном оксиды и соли металлов в качестве пигментов и разнообразные силикаты в качестве основы глазури.

Индийские пигменты различного типа Индийские пигменты различного типа

Имеется несколько основных способов декорирования керамики: подглазурное и надглазурное покрытие, живопись по сырой эмали, ангобная роспись по необожженому черепку.

Подглазурная живопись — это нанесение пигмента на бисквитный или утильный черепок с последующим глазурованием бесцветной глазурью и обжигом.

Плитка в стиле Ренессанс написанная в подглазурной технике пигментами по утилю Плитка в стиле Ренессанс написанная в подглазурной технике пигментами по утилю

Надглазурная — это роспись по глазурованной керамике, когда художник пишет по гладкой глазурованной основе. После росписи потребуется третий обжиг для закрепления рисунка.

Тарелка с надглазурной росписью художника Флеры Даминовой Тарелка с надглазурной росписью художника Флеры Даминовой Панно нашей мастерской с живописью пигментами по сырой эмали Панно нашей мастерской с живописью пигментами по сырой эмали

Роспись ангобами по необожженому черепку любима многими художниками-керамистами, работающими в этно-стиле, поскольку она является очень эффектным приемом декорирования. Этим способом декорирования пользуются на многих традиционных гончарных промыслах. В частности в Опошнянском на Украине (мы писали о нем в нашей статье о Петре Ваулине ), в Оятском на старой Ладоге в Ленинградской области, в Старооскольском в Белгородской области и в других.

Рожковая роспись ангобами Рожковая роспись ангобами

В двух словах, способ заключается в следующем: ангобы (глины, разведенные до состояния шликера) смешивают с цветными пигментами и получившейся пастозной «краской», имеющей консистенцию гуаши расписывают при помощи груши с наконечником от шариковой ручки. В старину вместо груши использовали рог и гусиное перо, поэтому такой способ росписи получил название «рожковый». Кроме рога и груши, можно использовать кисть, мастихин или любые другие обычные художественные инструменты.

Шликер — жидко разведенная сметанообразная глиняная масса.

Этот способ также интересен еще и тем, что поверх росписи можно делать разнообразные цировки и процарапывать рисунок, а можно полностью нарисовать изображение с помощью иглы или ножа. В итоге, получится объемный рисунок, с четкими графичными краями и рельефом. Эта техника называется сграффито .

Керамическое панно художника Анны Куприяновой. Ангобы Керамическое панно художника Анны Куприяновой. Ангобы

Глазури имеют огромный спектр эффектов. Поэтому при декорировании керамики, кроме нанесения изображения на изделия, можно использовать эти эффекты, что, собственно, и является основным «интересом» профессиональных керамистов — людей увлекающихся и энтузиастов своего дела.

Эффекты в глазурях Эффекты в глазурях

Здесь следует заметить, что глазурь является стекловидным материалом и имеет тот же состав, что и стекло: полевой шпат, бура (декагидраттетраборат натрия), кварц, оксиды свинца или олова. Разница между глазурью и стеклом только в температуре обжига и добавках, приближающих ее коэффициент термического расширения к черепку.

Кроме того, в глазури могут быть добавки, создающие дополнительные оптические эффекты, которые дают микроскопические преломления света, близкие к длине волн зрительного диапазона человека. Именно эти преломления, практически неощущаемые человеческим глазом, в основном и влияют на наше восприятие игры света в глазури.
Если систематизировать известные типы глазурей , то наверное, следует выделить четыре основных признака: цвет, эффектарность, прозрачность и блеск. Все эти признаки часто зависят от одних и тех же причин. На прозрачность и блеск влияет в первую очередь способ обжига, химический состав глазури и ее плотность.

Дихроичные глазури Дихроичные глазури

Скажем, наличие в составе глазури полевого шпата в сочетании с переменой температурного режима обжига, приводит к его кристаллизации — полевой шпат как бы «прорастает» своими кристаллами в глазури, а оксид меди окрашивает их в зеленоватый цвет. Таким образом получается всемирно известная « селадоновая » глазурь, непрозрачная и имеющая нежно-зеленый оттенок. Для того, чтобы остановить процесс кристаллизации и получить максимальный глянец покрытия следует производить высокотемпературный обжиг плотного слоя глазури.

Селадоновая глазурь Селадоновая глазурь

Но чаще всего увлеченных керамистов интересует эффект матирования поверхности. Тут в действие вступают разнообразные добавки. Чтобы получить эффект матовой поверхности обычно применяют волластонит — минерал из класса силикатов. Этот минерал практически не содержит примесей в виде оксидов, поэтому является почти идеальным материалом для приготовления глазури. Кроме того, он от природы имеет белый цвет и поэтому может использоваться при изготовлении белой керамики.

Волластонит Волластонит

Различные оттенки цвета достигаются путем использования пигментов — оксидов, металлов и солей. Причем, известный всем кобальт в чистом виде имеет темно-фиолетовый, почти черный цвет, а в сочетании с алюминием становится ярко-синим, знакомым нам по росписям Гжели и Делфта. Добавление к нему хрома превращает синий в бирюзово-зеленый, а марганца — в оливковый.

Однако, следует помнить, что изменение химического состава пигмента изменяет также и температуры его «жизни». Поэтому, если желтая глазурь на основе циркония и титана может обжигаться на 1300 градусах, то на основе сурьмы и свинца — уже не выше 900 градусов. Красные глазури на основе кадмия и селена вообще не жаростойкие и их применение ограничено 850 градусами обжига.
Поэтому, применяя различные пигменты в росписи, всегда следует учитывать максимальные температуры, которые они выдерживают и сочетать между собой глазури только одного типа. Ибо очень обидно написать прекрасную живописную работу, состоящую из множества тонких полутонов и оттенков, а после обжига получить расплывшийся невнятный рисунок, в котором отсутствует половина цветов.

Эффектарность в глазурях достигается изменением режима обжига. Мы уже писали в наших статьях «Испанская керамика — драгоценность мавританской Андалусии» и «Керамическая мастерская Абрамцево» о восстановительном обжиге, придуманном еще маврами в далеком VII веке и заново возрожденном Михаилом Врубелем и Петром Ваулиным в начале XX века.

Ангел Алены Залуцкой, обожженый в восстановительной среде Ангел Алены Залуцкой, обожженый в восстановительной среде

Суть метода заключается не только в температурном режиме печи, но и в изменении атмосферной среды в ней. Добавление в атмосферу печи других газов приводит к различным химическим реакциям, в результате которых кислород извлекается из оксида — составной части пигмента — и сгорает полностью. В итоге, вместо оксида остается исходный металл. Например, оксид меди превращается в медь, которая, как известно, имеет красный цвет, а не зеленый, как ее оксид. Кроме изменения цвета, глазурь приобретает металлизированный блеск, а некоторые металлы распадаются на отдельные сегменты, образуя вкрапления в однородном глазурном слое — «люстры». Эта технология получила название редукции, а такая керамика называется люстрированной .

Плитки с эффектом люстр после восстановительного обжига Плитки с эффектом люстр после восстановительного обжига

Кроме традиционной редукции на основе восстановительного обжига, современными керамистами часто применяются искусственные компоненты с люстрами. Это не совсем оригинальная технология, а фактически ее современная имитация. Но это лишь один из эффектов, пусть и самый выразительный.

Плитка ручной работы, покрытая металлизированной глазурью Плитка ручной работы, покрытая металлизированной глазурью

Регулирование режимов печи и соединение различных глазурей позволяют добиваться совершенно феерических эффектов. Можно получить эффект велюра или добиться прозрачной глубины; игра цвета в гранях и разные оттенки глазурей, сочетаемые между собой, позволяют имитировать драгоценные камни. Эффект кракле (на профессиональном языке — «цек») это своего рода брак, вызываемый различным коэффициентом теплового расширения глазурей и керамических масс.

Эффект велюра на изразце, сделанный методом покрытия крупной фриттой Эффект велюра на изразце, сделанный методом покрытия крупной фриттой

Однако, этот «брак» великолепно смотрится на полупрозрачных глазурях, придавая керамике вид старинного дорогого изделия, будто перешедшего по наследству от богатой прабабушки. Этот эффект лучше всего моделировать третьим обжигом, чтобы он не стал действительно браком, через который черепок может впитывать влагу.

Эффект кракле Эффект кракле

Технология глазурования керамики довольно сложна, а результат зависит от множества нюансов. В нашей статье мы описали лишь основные принципы цветообразования. Однако, поскольку глазурование керамики основано на химии высоких температур, то и на конечный результат может повлиять любое изменение условий: изменение состава черепка, условия его изготовления, просушка глазури, толщина ее слоя, состав глазури, разбег температуры в камере, режим обжига, режим охлаждения, метод глазурования и т.д. и т.п.. Поэтому только многократные опыты в конкретной печи, с тщательным фиксированием всех сопутствующих условий, смогут дать стабильный декоративный результат.

Глазурь для росписи керамики, особенности и классификация


Статьи

При изготовлении керамических изделий важнейшим этапом является нанесение специальной глазури на поверхность керамики. Именно глазурь придает черепкам изящный блеск, оттенок и делает их водонепроницаемыми. В общем смысле глазурью называют готовое стекловидное покрытие или порошки и суспензии, из которых готовится раствор для глазурования. В Древней Руси глазурь называли поливой.

Приготовление глазури требует от мастера определенных знаний и навыка, несмотря на то, что сегодня в интернет-магазинах можно приобрести самые разные готовые составы. Чтобы разобраться с видами глазури и понять, каковы их свойства, необходимо познакомиться со специфической терминологией.

Фритта – основа для приготовления глазури, она представляет собой порошок из измельченного кварцевого песка или битого стекла.

Данный термин известен автолюбителям, так как фриттами называют черные точки по периметру стекла. Дело в том, что эти точки изготавливаются из керамической краски и имеют практически тот же состав, что и глазурь.

Расписанная тарелка

Химический состав глазури не так сложен, как кажется. В основе порошка лежит кварц (SiO2) и свинцовый глет, то есть окись свинца. Присутствуют также такие компоненты, как глинозем (Al2O3), борная кислота (B2O3), кальк, оксид натрия и оксид калия. Помимо этого, применяются другие компоненты, влияющие на свойства глазури: стеклообразователи, модификаторы и красящие оксиды.

Содержание

Классификация глазурей

Принято пользоваться несколькими видами классификации, выделяя определяющий фактор. Разделяют разные виды глазури:

  • по прозрачности (глухие и прозрачные глазури);
  • по блеску (матовые, глянцевые, промежуточные);
  • по окраске (цветные и бесцветные);
  • по строению (нефриттованные сырые и фриттованные спеченные);
  • по температуре розлива (легкоплавкие, тугоплавкие);
  • по составу (борно-цинковые, бессвинцовые, свинцовосодержащие).

Мастера иногда используют специфическую терминологию, к примеру, непрозрачные глазури могут называться эмалями, а прозрачные – флюсами. Флюсы востребованы при изготовлении подглазурных красок. Цветные же глазури сами выполняют роль краски. При производстве керамики оставшуюся глазурь не утилизируют. Ее можно добавлять в глину в качестве вещества, понижающего температуру созревания керамики.

Характеристики глазури

Заводя разговор о свойствах и характеристиках глазури, следует понимать, что под глазурью подразумевается, как само стекловидное покрытие, так и порошки или суспензии для приготовления раствора. В связи с этим, глазурь имеет разные характеристики.

Глазурь в мастерской керамиста

Химический состав

Сначала целесообразно рассмотреть свойства покрытия, то есть стекловидного вещества. Важнейшей характеристикой является химический состав. От него зависят физические свойства покрытия на керамике. Однако для неопытного мастера перечень химических элементов мало что даст, так как необходимо правильно толковать зависимость тех или иных свойств от содержания химических элементов.

Навскидку по химическому составу глазури можно определить наличие в ней таких вредных для здоровья человека компонентов, как соединения свинца, бария или кадмия. Некоторые вещества являются модификаторами. К ним относятся кальк, оксиды натрия и калия, оксид лития и стронция. Оксид железа, оксид кобальта и оксид никеля выступают в качестве красящих веществ, хотя цвет – это отдельная характеристика глазури.

Интервал обжига

Следующая характеристика – интервал обжига. Под ним подразумевается Диапазон температур, при котором происходят самые важные для обжига процессы. Глазурь плавится при температуре, примерно равной температуре созревания фарфора. Именно в этом режиме газы проходят через частицы глазури, поэтому удается добиться отсутствия дефектов.

Низкие температуры обжига становятся причиной появления рябизны, непроплава, пузырей, чрезмерной матовости или неправильного цвета. Покрытия с перечисленными дефектами называют недожженными. Если же температура выше диапазона для той или иной глазури, то могут образоваться наколы, отдельные зоны стекания стекла, опять-таки неправильный цвет, а также матовость глянцевых поверхностей или блеск матовых.

Материалы и готовое изделие

Потечность

Потечность – показатель вязкости в расплавленном состоянии. Низкая вязкость нужна в тех случаях, когда мастер хочет добиться интересных рельефных эффектов. Но при простом покрытии потечную глазурь очень тяжело нанести. Она постоянно стекает на плиту, в результате чего изделия прилипают друг к другу.

Термическое расширение

Коэффициент термического расширения определяет относительное расширение единичного объема при повышении температуры на 1 градус. Для мастера не так важен сам коэффициент (КТР), как его соотношение с подобным показателем керамического черепка. Чтобы глазурь не давала цека (паутины трещин), необходимо, чтобы ее коэффициент был чуть ниже КТР поверхности.

Исключением служат ситуации, когда «волосяные трещины» являются частью декора и задумкой мастера.

На практике измерить коэффициент термического расширения очень сложно, поэтому приходится ориентироваться на химический состав глазури. Такие добавки, как каолин или кварцевый песок, снижают коэффициент, в то время как оксид меди, наоборот, его повышают. Без специальных лабораторных условия подбирать состав глазури к тому или иному черепку приходится методом проб и ошибок.

Согласованность

Согласованность с черепком – чисто субъективная характеристика. Она является собирательным образом других характеристик и проявляет себя в следующих показателях:

  • Адгезия глазури к покрытию черепка.
  • Отсутствие цека и отскока в результате согласованности КТР глазури и черепка.
  • Сокрытие под глазурью мелких дефектов поверхности.

Идеального показателя согласованности можно получить при глазуровании фарфоровых изделий. В них глазурь словно является продолжением поверхности, но представлена стекловидным веществом.

Баночки с разными составами

Прозрачность и заглушенность

Каждый мастер выбирает для себя показатель прозрачности или заглушенности глазури. Это две обратно противоположные характеристики, которые определяют степень просматривания фактуры черепка под слоем глазури. Прозрачные глазури бывают не только бесцветными. Они могут колероваться разными цветами, в зависимости от температуры обработки, а также от наличия химических красящих веществ.

Глянец

Глянец – показатель, не нуждающийся в дополнительном толковании. Любая поверхность после заливки имеет ту или иную степень «шершавости». Гладкие и прозрачные поверхности называются глянцевыми. Они подобно зеркалу отражают падающий свет, поэтому обладают своеобразным блеском.

Глазурь с высоким показателем матовости напоминает побелку русской избы. Самыми популярными считаются шелковисто-матовые глазури. Они не так сильно пачкаются и, к тому же, сохраняют водонепроницаемость.

Цвет глазури зависит от множества факторов. Прозрачная глазурь может стать основной для создания цветных полив. Белая эмаль считается цветной глазурью. Мастер «играет» не только пигментом. Нужного цвета он может добиваться за счет поверхности черепка, температуры обжига и среды приготовления состава.

Панно в виде рыбы

Фактура

В керамике, как в искусстве встречаются фактурные глазури. Фактура представляет собой различные эффекты, созданные мастером на поверхности черепка, это могут быть пятна, трещины, крапинки, узоры и даже рельеф. Несмотря на то, что фактура является характеристикой глазури, многое зависит не от состава, а от техники заливки.

Твердость

Наконец, твердость глазури – характеристика для конечного результата. Твердая глазурь востребована при изготовлении посуды. На тарелках и прочей кухонной утвари не должно оставаться следов после контакта с металлическими приборами. Получить твердое покрытие можно при помощи специального химического состава, а также, соблюдая технологию, которая исключает появление в готовом растворе мелких пузырьков.

Характеристики порошков и суспензий

Суспензии, служащие для приготовления глазури, имеют несколько иные характеристики. Связано это, прежде всего, с тем, что они отличаются по консистенции от готовых растворов, поэтому в зависимости от свойств порошков и суспензий мастер может получать глазури с разными показателями.

При изготовлении глазури важно учитывать, как конечное вещество или его компоненты будут реагировать с поверхностью черепка, к примеру, ни один из компонентов не растворяется в воде. Растворимые в воде вещества проникли бы в поры черепка, а этого допускать нельзя. Сырьевой состав суспензии – основной показатель, на который ориентируется мастер. Он получает возможность определить химический состав конечного вещества, следовательно, оперировать теми или иными свойствами. Примечательно то, что разные компоненты могут дать в конечном итоге один и тот же химический состав покрытия.

Тарелка с видами Питера

Гранулы порошка должны быть мелкими. Для этого их пропускают через специальное сито. Несмотря на отсев, часть крупных гранул все равно попадают в порошок, поэтому целесообразно определять их долю по отношению к общей массе порошка. Такая величина называется помолом и выражается в процентах. Обычно значение помола не превышает 0,10-0,15 процентов.

Устойчивость к оседанию – характеристика суспензии, которая информирует мастера о поведении ее консистенции. Всем известно, что частицы в любой суспензии с течением времени оседают на дно. Чтобы восстановить прежнюю консистенцию, необходимо тщательно перемешать раствор.

Для глазурных суспензий такой параметр, как устойчивость к оседанию, показывает, как долго вещество будет находиться в исходном состоянии и насколько легко частицы «поднимутся» со дна при перемешивании.

Если в порошок или суспензию добавить воду, то показатель устойчивости снижается. Вместо воды целесообразно использовать раствор поваренной соли, кальция или хлористого магния.

Для получения стабильного результата важно знать влажность глазури. Этот параметр характерен как для готового покрытия, так и для суспензии. Дело в том, что при нанесении глазури часть ее будет впитываться в черепок. Чем больше влажность, тем большая доля глазури впитается. Необходимо понимать, что влажность не отождествляется с вязкостью, и эти два параметра никак друг с другом не связаны.

Расписанные часы

Техника нанесения и толщина слоя – характеристики, касающиеся работы с глазурью. Бывают универсальные покрытия, которые подходят для любой техники нанесения, однако некоторые виды глазури годятся только для работы определенным методом. К примеру, в глазурь напыления добавляют целлюлозное вещество для исключения потеков, а в глазурях окунания часто используется глицерин. Что же касается толщины слоя, то требования обусловлены тем, что глазури по-разному смотрятся при разной толщине поливы. Поверхности на фарфоровые изделия наносятся тонким слоем, а некоторые бесцветные глазури – толстым.

Как приготовить глазурь

Начинающие мастера, которые желают детально изучить рецепт приготовления глазури, вряд ли здесь найдут исчерпывающие ответы. Дело в том, что основные ингредиенты давно уже известны и не являются каким-либо секретом, однако до сих пор многие керамисты экспериментируют, открывая новые цвета или свойства путем добавления компонентов или вариаций с их пропорциями. Эти открытия они считают личным достижением и не делятся ими с широкой публикой.

Еще одна причина – в настоящее время мало кто занимается приготовлением глазурей, так как во многих интернет-магазинах можно без проблем купить готовые растворы и колеры к ним.

Основной принцип приготовления глазури не так сложен. Необходимо взять битое стекло, нагреть его и поместить в воду. В результате перепада температур стекло покроется трещинами. Данным способом получается фритта, которая и будет являться основой для порошка. Задача мастера – измельчить фритту до состояния муки. В домашних условиях это можно сделать в небольшой ступке.

Декоративная плакетка

Муку просеивают через сито, но некоторые керамисты используют обычный капроновый чулок. Глазурь получится, если смешать стеклянную муку с водой или силикатным клеем. Суспензия принимает белый цвет и сметанообразную консистенцию. Для получения глухой белой эмали в нее необходимо внести дополнительно окись цинка, двуокись олова или сернокислый барий.

Цвета получаются путем добавления разных оксидов. Дополнительные цвета глазури могут приобретать в процессе обжига. В среде мастеров-керамистов получение желаемого результата, то есть глазури с заданными характеристиками, считается верхом профессионализма.

Что такое керамическая плитка в глазури, ее виды, для каких поверхностей применима

Глазурь для керамики придает отделочному материалу прочность, эстетичность, долговечность. Плиты глазурованные используются для оформления стеновых панелей, напольных покрытий, каминов. Качество и дизайн блоков зависят от числа обжигов, изделия выпускаются одно- и двухслойными, прозрачными, глянцевыми, матовыми.

Что такое глазурирование, технология создания такой плитки

Керамика, покрытая глазурью, имеет прозрачный слой, матовый либо с глянцевым блеском. Состав формирует защитный барьер от влаги, механических воздействий. Неглазурованная плитка менее прочная и влагостойкая.

Изделия производятся ручным либо механизированным способом. Глазурь для глины состоит из песка кварцевого, измельченного каолина, силикатных соединений, красящих пигментов и компонентов, улучшающих технические характеристики изделий. Более высокую прочность имеет глазурованный керамогранит.

Методы нанесения декоративного покрытия подразделяются на мокрые и сухие.

Сухой метод покрытия глазурью предполагает нанесение сырья в виде гранул или порошка в процессе формовки плит и последующий обжиг. При нагревании состав глазури становится жидким. После остывания материал затвердевает, создавая прочное сцепление слоя глазури и керамической плиты.

Оттенки материалу придает включение оксидов металла, минеральных компонентов. Матовая глазурь производится из сырья с добавками олова, бария, цинка.

Что такое керамическая плитка в глазури, ее виды, для каких поверхностей применима

Виды глазурованной керамической плитки

Глазурованная керамика выпускается одно- и двухслойной.

Однослойные изделия покрываются глазурью и запекаются. Оттенок расплавленного стекла более насыщенный, чем у многослойных аналогов. Изделия отличаются стойкостью к механическим повреждениям.

Плиты с двухслойным покрытием обжигаются 2 раза (после каждого нанесения глазури). Обработка придает изделиям дополнительную прочность. Оттенки блоков менее интенсивные, припыленные, подходят для оформления интерьеров под старину.

Плиты выпускают с покрытием:

  • прозрачным;
  • матовым;
  • полупрозрачным;
  • непрозрачным;
  • абразивным.

По стойкости к истиранию изделия подразделяются на классы в соответствии со сферой использования:

В соответствии со способом покрытия глазурью на поверхностях создаются графические и рельефные рисунки.

Популярные методы декорирования:

Метод декорирования шелкографией предполагает нанесение красящих пигментов тиснением через трафарет. Для воспроизведения сложных композиций требуется несколько трафаретов. Таким образом создают однотипные плиты для классических интерьеров.

Технология рэндом позволяет воспроизводить оригинальные узоры, создавать на поверхностях структуру натуральных материалов (гранит, мрамор, массив древесины).

Плюсы и минусы, а так же особенности

Глазурованная керамическая плитка приобретает следующие преимущества:

  1. высокая прочность;
  2. водостойкие характеристики внешнего покрытия;
  3. твердая, износостойкая поверхность;
  4. устойчивость к агрессивным химическим составам;
  5. пожаростойкость;
  6. удобство в обработке, нарезке при укладке;
  7. экологичность (глазурь состоит из натуральных компонентов);
  8. разнообразие дизайнерских решений и цветовых сочетаний;
  9. устойчивость к ультрафиолетовым лучам;
  10. гигиеничность;
  11. устойчивость к перепадам температурных режимов;
  12. небольшая удельная масса;
  13. простой ежедневный уход.

Что такое керамическая плитка в глазури, ее виды, для каких поверхностей применима

К недостаткам керамики с эмалью относятся:

  • недостаточная устойчивость к интенсивным механическим воздействиям;
  • большая пористость внутреннего состава блока;
  • небольшой коэффициент трения (глянцевая эмаль);
  • возникновение бликов при включенном свете;
  • небольшая термическая устойчивость (изделия выдерживают 25 минут при +125°С).

Классификация по количеству обжигов

При изготовлении плиты обжигаются 1 либо несколько раз и различаются маркировкой:

  1. Monocottura;
  2. Monoporoza;
  3. Bicottura.

Блоки, прошедшие 1 обжиг, носят название Монокоттура (Monocottura). Плиты производятся посредством прессования материала под давлением 500 кг/м2. Затем продукция проходит глазурование и обжиг. Блоки, покрытые глазурью, медленно нагреваются до температуры +1300°С. После обжига изделия поэтапно охлаждают.

Вид плитки отличается прочностью, небольшой пористостью, морозостойкостью, низкими показателями водопоглощения (3%). В соответствии с требованиями ГОСТ 6787-2001 изделия могут применяться в качестве напольного покрытия либо облицовки внешних стен здания. Однако при эксплуатации возможно выцветание яркого тона.

Плиты Monoporoza проходят 1 обжиг, отличаются способом нанесения глазури. Составом в виде порошка покрывают внешние поверхности блоков на этапе формирования элементов. При изготовлении используется глина с повышенным содержанием карбонатов. Состав позволяет формировать керамические изделия больших габаритов с заданной геометрией. Несколько слоев глазури для глины придают лицевой поверхности повышенную прочность.

Сфера применения

Плиты с глянцевой и матовой глазурью применяются для внутренней облицовки стен, отделки внешних элементов зданий, вертикальных конструкций.

Глазурь для плитки препятствует проникновению влаги, поэтому изделия подходят для оформления стен ванной комнаты, душевых, саун, бассейнов. Повысить водонепроницаемость покрытия можно посредством заполнения эпоксидной затиркой швов между элементами. Необходимо подбирать материалы со специальным нескользящим покрытием либо комбинировать укладку с неглазурованной плиткой.

Популярны глазурованные плиты для облицовки фасадов зданий. Глазурованная клинкерная плитка применяется для отделки каминов, печных дымоходов.

Различаются технические характеристики (конфигурация, размеры, обработка поверхностей) изделий разного назначения.

Плиты для облицовки внутренних поверхностей в зданиях выпускаются фигурными, квадратными, прямоугольной формы. Декоративные покрытия могут быть рифлеными либо глянцевыми, однотонными либо с декоративными вставками. Толщина изделий составляет 3-3,5 мм.

Продукция для отделки пола выпускается разных конфигураций, толщина по стандартам увеличена и составляет 5-13 мм.

Белая и цветная фасадная плитка выпускается средней толщины (4-9 мм), отличается разнообразием покрытий (рифленые, с гравировками, мозаикой).

Нанесение глазури на керамическую плитку

Процесс глазурования керамической плитки не только обеспечивает данному отделочному материалу внешнюю привлекательность, но и улучшает его эксплуатационные характеристики, такие как водонепроницаемость, механическая прочность, гигиеничность, износостойкость. Эти качества глазурованной кафельной плитки особенно ценятся при облицовке поверхностей, подверженных повышенной влажности и сильным загрязнениям – это стены и пол на кухне, в ванной комнате и санузле.

Современная глазурь для керамических поверхностей представляет собой смесь особых видов стекла,фриттов, которые быстро расплавляются, создавая гладкую и ровную поверхность, с различными минеральными пигментами. Для увеличения адгезии глазури производители добавляют в неё наполнители (присадки) в небольшом количестве. Ну а для получения красивого декоративного рисунка – основной эстетической составляющей любого керамического изделия – используются красители и другие наполнители, не подверженные расплавлению, которые наносятся в качестве подглазурного слоя, либо на глазурь уже после обжига.

В настоящее время в строительных магазинах представлена керамическая плитка, глазурованная одним из нескольких основных промышленных способов. Принятая существующими стандартами толщина глазури должна составлять не менее 0,12 – 0,40 мм.

Вид нанесения глазури: полив

Этот способ, который еще называется «мокрым», считается самым древним и до недавнего времени был практически единственным, применяемым производителями облицовочного материала. Процесс обливания, как следует из названия, выполняется с использованием жидкой суспензии размельченных компонентов эмали. Этот вид глазурования применим в основном для декорирования кафельной плитки двойного обжига (бикоттуры) – это майолика, коттофорте, терралья, которыми покрывают стены и вертикальные поверхности внутри помещений.

Вид нанесения глазури: пульверизация

Пульверизация или распыление также относится к «мокрому» способу и является более экономичной по стоимости и расходу материалов технологией, чем описанная выше. Процесс распыления жидкой эмали осуществляется с помощью инструментов – пульверизаторов с форсунками, которые выпускают струи под давлением сжатого воздуха в 2 – 3 Атм. Пульверизация используется для производства плиток однократного обжига, монокоттуры, широко представленных сегодня в магазинах отделочных материалов.

Стоит отметить, что мокрый способ глазурования обеспечивает более яркую цветовую палитру декора и глянцевую поверхность готового изделия, хотя и является достаточно дорогим по стоимости.

Вид нанесения глазури: под давлением

В этом способе используется сухая глазурь. Смесь предварительно подвергается измельчению, сушке, а затем гранулированию до заданных размеров зерен или просеиванию до получения порошка. Порошковая глазурь наносится тонким слоем на поверхность керамической смеси и вместе с ней прессуется и обжигается в печи. Полученная в результате плитка имеет хорошие показатели по прочности и устойчивости к механическим воздействиям, поэтому выбор данного типа глазурования оправдан при производстве напольного керамического покрытия.

Вид нанесения глазури: эмалировка по раскаленному корпусу

В данном «сухом» способе глазурь в виде гранул наносится непосредственно во время обжига – через отверстие в печи на раскаленную поверхность плитки. Затем процесс обжига продолжается при высоких температурах (900 – 1200 градусов по Цельсию) до полного расплавления глазурной смеси. Готовая плитка имеет, как правило, интересную текстурную поверхность и отличную износоустойчивость. Данный способ нанесения глазури считается оптимальным выбором для производства плиток, используемых для покрытия пола в местах с интенсивным движением.

Для того увеличения декоративности готового керамического изделия применяются дополнительные способы глазурования, например:

• Шелкография – узор наносится через отверстия в сетках;
• Деколь – рисунок переносится на плитку с гуммированной бумаги;
• УФ-печать – специальными УФ-чернилами, затвердевающими под УФ-лучами.

Как выбрать лак или краску для плитки из керамики, инструкция по нанесению и техника безопасности

Лак для керамической плитки способен подарить вторую жизнь старому стеновому кафелю или тусклому, потертому напольному покрытию. О том, что строительную керамику можно красить, художественно декорировать и покрывать лаком, знают не многие, а ведь это еще и отличный способ защитить поверхность от бытовых загрязнений, царапин и проникновения влаги. Попробуем разобраться, все ли лакокрасочные материалы подходят для этих целей.

Технические характеристики, состав и сферы применения лака и краски

Понятно, что первая попавшаяся под руку баночка с раствором натуральных или синтетических смол для нанесения на керамику не годится. Для этого строительная промышленность подготовила продукты с особым составом.

Строительные лаки представляют собой растворы синтетических и натуральных смол, склонных к пленкообразованию, в воде или органических составах. Для покрытия керамических поверхностей используют:

  • полиуретановые лаки (растворы уретановых полимеров в алифатических растворителях);

ЛАК

  • акриловые лаки (акриловой дисперсии, растворенные в воде).

ЛАК

Это текучие бесцветные жидкости с небольшим содержанием твердых сухих веществ, защищающие керамику и межплиточные швы от загрязнений, пятен влаги, пыли, механических и химических повреждений.

  1. облегчает уход за кафелем;
  2. предотвращает выцветание;
  3. усиливает блеск и контрастность рисунка.

ПЛИТКА ПОКРЫТАЯ ЛАКОМ

Сфера использования данных покрытий не ограничена одной лишь керамикой. Свойства акриловых и полиуретановых лаков позволяют наносить их на кирпич, штукатурку, натуральный камень, тротуарную плитку.

При плохом состоянии окрашивание кафеля требуется из эстетических соображений. Краска для керамической плитки наносится под защитное покрытие, поэтому к ее составу нет таких жестких требований, как к лаку. Приятным бонусом являются гидроизоляционные свойства отдельных марок.

Для полного или частичного окрашивания, а также ручного нанесения художественного узора на кафель подходят:

  • акриловые краски;
  • алкидные эмали;
  • полиуретановые (латексные) краски;

ПОЛИУРИТАН

  • краски на масляной и эпоксидной основе.

КРАСКА

Чтобы покрасить керамическую плитку акриловыми красками, достаточно ее просто хорошо вымыть и тщательно просушить. Перед нанесением краски реставрируемую поверхность обезжиривают при помощи растворителя.

Лак позволит скучному фактурному, матовому, неглазурованному покрытию стать глянцевым и блестящим, а краска обеспечит ремонт облицовке из керамических глазурованных плиток.

Как выбрать?

Масляные, латексные и эпоксидные краски подходят для сплошного окрашивания керамической плитки. При этом на поверхность предварительно наносится слой специальной грунтовки. Фантазийный узор лучше наносить специальными витражными красками на акриловой основе, предназначенными непосредственно для стекла и керамики.

ПЛИТКА

Перед покраской керамической плитки в ванной специалисты рекомендуют удалить старую затирку и заменить ее герметичным, устойчивым к воздействию влаги составом.

Выбирая защитный лак, следует обращать внимание на следующие показатели:

  1. водонепроницаемость;
  2. степень блеска (может быть матовой, полуматовой, полуглянцевой, глянцевой и высокоглянцевой);
  3. содержание твердых веществ по объему;
  4. класс опасности для здоровья человека и окружающей среды;
  5. содержание органических летучих веществ;
  6. расход материала на обработку 1 м² поверхности (чем меньше расход, тем дороже лак для плитки);
  7. срок высыхания (готовность к эксплуатационным нагрузкам).

Инструкция по нанесению на плитку из керамики

Перед окрашиванием керамическую плитку моют при помощи жесткой щетки и чистящего средства. Особое внимание уделяют швам. При плохом состоянии поверхности кафель можно зашлифовать наждачной бумагой с мелким зерном.

После удаления загрязнений и пыли можно приступать к реставрационным работам:

  • с помощью безворсовой салфетки и специального растворителя обезжирить поверхность плитки;
  • нанести грунтовку;
  • при помощи валика с поролоновой поверхностью покрасить плитку (углы и труднодоступные места обработать малярной кистью);
  • тонким ровным слоем нанести защитный лак (при работе на полу состав можно наносить мягкой тканью).

Роспись керамической плитки можно проводить вручную или же при помощи готового трафарета. Красивые, высоко детализированные рисунки получаются при использовании многоразовых трафаретов промышленного производства. Такие формы имеют клейкую основу, что предотвращает растекание краски и случайный сдвиг трафарета.

Многих интересует, можно ли покрасить керамическую плитку на кухне, где вероятность загрязнений жиром, копотью и остатками пищи особенно велика, а кафельный фартук часто подвержен воздействию горячего пара. Специалисты утверждают, что это допустимо, т. к. пленка защитного лака для керамики устойчива к воздействию моющих и чистящих веществ.

Техника безопасности

Прежде чем раскрасить и покрыть плитку лаком, следует изучить технику безопасности для выполнения работ такого вида. Во избежание попадания пыли в дыхательные пути и глаза на этапе подготовительной шлифовки следует работать в респираторе и очках.

Даже при использовании красок и лаков на водной основе рекомендуется проводить покраску и лакировку:

  1. в проветриваемых помещениях;
  2. в резиновых перчатках;
  3. вдали от источников тепла и открытого огня.
  • курить во время проведения реставрационных работ;
  • выбрасывать остатки лакокрасочных материалов в канализацию.

Попавшую на руки, инструменты и одежду краску можно убрать, воспользовавшись специальным растворителем.

Необходимые материалы и инструменты

РОСПИСЬ ПЛИТКИ

Окраска керамической плитки предполагает наличие следующих инструментов и материалов:

  1. чистящих губок, салфеток и щеток для уборки;
  2. жидкого обезжиривающего средства (растворителя, технического спирта, ацетона);
  3. грунтовки;
  4. шлифовальной сетки, мелкозернистой наждачной бумаги;
  5. резиновых перчаток;
  6. респиратора;
  7. кистей, валиков;
  8. специальной ванночки для краски и лака;
  9. малярного скотча;
  10. трафаретов;
  11. краски и защитного лака.

Художественную роспись на плитке выполняют при помощи профессиональных инструментов: графитовых карандашей, кистей, мастихин, аэрографа (распылителя краски). Это увлекательный процесс, требующий знаний, опыта и мастерства, поэтому при отсутствии необходимой подготовки лучше заказать выполнение рисунка профессионалу.

ПЛИТКА

Защита рисунка

Ручная роспись керамической плитки может проводиться до укладки кафеля на стену или пол. Также техника нанесения красок на керамику популярна среди мастериц в области hand made. Из небольших плит делают картины, панно, ими украшают зеркала, оконные и дверные проемы, создавая оригинальный декор интерьера в помещении.

Читайте также: