На круглом невысоком цоколе

Обновлено: 28.03.2024

ss69100

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Типы цоколей:

Т.е. цоколи могут быть разной конфигурации. Но одно правило остается неизменным:

Всегда между цоколем и стеной присутствует слой гидроизоляции.

Это делается для того, чтобы влага из грунта не поднималась вверх по стене и не способствовала таким образом накоплению сырости в помещениях и более быстрому разрушению стен.

Об этом знали и раньше. Отрывки из "Полное собрание законов Российской империи с 1649 года". Издание 1825 года:

Отсюда видно, что предусматривался и другой материал для цоколей/цокольных этажей, и специальный состав для гидроизоляции швов.

Примеры того, кок должен выглядеть цоколь или цокольный этаж:


Примеры того, как выглядит предположительно засыпанный первый этаж:



Тоже самое касается и колонн. Т.е. каждая колонна имеет цоколь:

И если он отсутствует, значит засыпан.

Конечно, здания могли реставрироваться. И цоколь мог быть устроен уже во время реставрации. В таком случае определить на глаз будет сложнее - было так задумано изначально, или переделано позже. Только по чертежам. если они имеются.

Архитектурный архив России находится в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева.
подробнее об этом архиве здесь

Определить засыпано ли было здание можно по его пропорциям. Раньше (да иногда и сейчас) было принято строить первый этаж самым высоким, а все последующие этажи ниже. Обычно даже каждый более верхний этаж на 20-30 см ниже более нижнего этажа.

И если первый этаж здания оказывается меньше, чем второй и последующие, это вполне может означать, что здание было засыпано. Например:

нелогично низкий первый этаж и низкая входная дверь.

тут такое впечатление, что первый этаж практически полностью сидит в земле. Только самые верхушки окон торчат.

МЕНШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ. Гравюра А.Ростовцева. 1716-1717.

Тут первый этаж выглядит намного выше. Правда, и все остальные этажи тоже.

Это самый, пожалуй, наглядный пример. Заглубленного первого этажа. Ни один, даже самый не талантливый архитектор, не согласился бы построить такое осознанно, против всякой здравой логики, верхние колонны длиннее нижний.

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ 28 ИЮНЯ 1762 ГОДА. Рисунок И.К.Кестнера. 1760-е.

Здесь колонны первого этажа выглядят более высокими, чем колонны второго этажа. И если сравнить рост людей, стоящих на балконе второго этажа, с высотой колонн. Хотя опять же, это рисунок, а не фотография.

Сравниваем с нынешней ситуацией:

Вот еще один пример засыпанного первого этажа.

Это музей графических искусств им. Врубеля в Омске.


Вот как выглядит его якобы цоколь после откапывания:

Здесь очень хорошо видно, что никакой это был не цокольный и тем более не подвальный, а самый обыкновенный надземный этаж. А цокольной плиткой его уже потом, после засыпки обложили.

Чем хорош дом без высокого крыльца или один из плюсов фундамента УШП

Часто попадаются комментарии по поводу высоты домов на УШП. Люди пишут, что цоколь чересчур низкий, дом "лежит на земле" и так далее.

Вот так, к примеру, смотрится дом из газобетона в Парголово:

высота цоколя 35 см от уровня утеплённой отмостки, минус плитка/газон высота цоколя 35 см от уровня утеплённой отмостки, минус плитка/газон

Разрез УШП со стороны крыльца, нулевая отметка на поверхности фундамента (черновой пол):

В критических комментариях к подобным фото очень часто приводятся доводы в пользу домов с цокольным этажом, высоким фундаментом и крыльцом со ступеньками.

В ответ, любителям лестниц предлагаю посмотреть ролик-подборку видео с камер видеонаблюдения:

Зима у нас не круглый год - это понятно, но хватит и одного падения чтобы проклятые ступеньки смогли надолго испортить здоровье.

Обледенеть, конечно, может и такое крылечко тоже, но лететь с него всё таки не так высоко и опасно :)

каркасный дом на УШП в Керро, крыльцо при входе в тех.помещение и вход в дом каркасный дом на УШП в Керро, крыльцо при входе в тех.помещение и вход в дом

Кроме того, с возрастом преодолевать любые лестницы становится всё труднее и труднее, что особенно касается двухэтажных домов. Но домашняя лестница хотя бы не скользит, в отличие от уличной.

каркасный дом в Н.Токсово, небольшое крыльцо при входе каркасный дом в Н.Токсово, небольшое крыльцо при входе

При желании высоту УШП можно увеличить: сделать дополнительную подсыпку подушки, добавить утепления, также можно сделать фальш-цоколь и визуально поднять дом выше.

каркасный дом в Смолячково, при входе на крыльцо и террасу есть лишняя ступенька каркасный дом в Смолячково, при входе на крыльцо и террасу есть лишняя ступенька

Однако есть ли в этом необходимость? Вопрос спорный. Каждый выбирает тот вариант, который ему больше по душе.

Если эта заметка вам понравилась, пожалуйста, оцените её! Нужная кнопка 👍 (ну или соседняя, если вдруг) есть тут ↓ или сбоку от текста, где-то слева.

Почему в большинстве случаев не нужен цоколь из кирпича.

Не так давно по соседству со мной начали строить новый дом, я, наблюдая из далека на возведение фундамента, потихоньку приходил в недоумение от того, что они делают. Когда дело дошло до кладки цоколя я подошёл и спросил у их прораба: "Зачем вы на высокий бетонный фундамент перед укладкой шлакоблока выкладываете два ряда кирпича?". Знаете, что он мне ответил. "Мы так всегда делаем." Я его спрашиваю: " ОК, тогда ответьте мне зачем вы так всегда делаете?". Он отвечает: "Так положено цоколь делать.". Вот суть наших строителей они говорят "положено", но кем "положено" и зачем ответить не могут.

Цоколь из кирпича Цоколь из кирпича

Цоколь — это часть основания (фундамента) здания возвышающаяся над уровнем земли, сам цоколь необходим, и минимальная высота его обычно составляет минимум 30-40 см для каменных строений и 60-80 см для домов из дерева. Но вот зачем между бетоном и стеновым материалом прокладывать несколько рядов кирпичей и называть их цоколем? Рассмотрим варианты фундаментов, обоснованность кирпичной кладки цоколя и альтернативные способы устройства цоколя. Но сначала я расскажу о последствиях неправильного выбора материалов цоколя.

Почему в большинстве случаев лучше избежать кладки кирпичного цоколя.

Как всем известно, разные материалы имеют разную степень расширения от воздействия температуры и влаги, именно поэтому и для предотвращения капиллярного подсоса на фундамент пред кладкой кладут слой гидроизоляционного материала с нулевой адгезией (например рубероид). Он служит для того, чтобы материалы были разделены, как бы могли скользить друг по другу в момент их неравных деформациях. Теперь представим, бетонный фундамент с цоколем из кирпича и стенами из газобетона. Вы понимаете, о чём я? Да всё верно, три разных материала, три разных степени расширений, ну и зачем это всё. Любое комбинирование материалов должно быть обоснованное. Чем проще узел, тем он понятней и проще в расчётах. А теперь к вариантам фундаментов.

Фундамент залит выше уровня земли. Это как раз соседский вариант. Цоколем в его случае является сам фундамент, возвышающийся почти на метр относительно уровня грунта, делать дополнительный ряд из кирпичей необходимости никакой нет. Бесполезная трата денег. На такой фундамент можно сразу укладывать хоть шлакоблок, хоть дерево.

Фундамент залит вровень с землёй или имеет незначительное (менее 400мм) возвышение. Да в этом случае необходимо устройство цоколя, но почему именно кирпич. Лет 50 назад, из-за отсутствия такого ассортимента строительных материалов, кирпич был, наверное, единственно пригодным для этого материалом. Но сейчас есть, керамзитобетонный и шлакоблок, заливка тем же бетоном до необходимой отметки обойдётся дешевле, тот же газобетонный блок, хоть это и идёт в противоречие с СП 15.13330.2012, при должной гидроизоляции вполне справится с этим.

Фундамент залит не ровно (более 30мм перепад высот). Это, наверное, единственный случай, когда кирпичная кладка необходима, ведь ни какими блоками такие перепады не выровняться. Хотя я бы даже в этом случае лучше бы выровнял подливкой бетона. Да и зачем делать не ровные фундаменты?

Делайте фундамент сразу до проектной отметки основания стен и возводите стены, а цоколь из кирпича пусть делают кому "положено". На фото ниже цоколь моего дома, бетон и гидроизоляция, ничего лишнего.

На круглом невысоком цоколе

© ООО «Издательство «Вече», 2019

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2019

Глава I. Надпись на стене

Сразу же после окончания войны, в июле, я защитил дипломный проект цеха асбоцементных труб и вместе со своими товарищами по институту ждал назначения на работу.

Из нескольких предложенных мне мест я остановил свой выбор на цементном заводе, расположенном около города К., недалеко от границы с Румынией. Одновременно со мной окончила институт и моя жена, Леночка, и также получила назначение на этот завод.

Я быстро собрался и с небольшим багажом сел в поезд на Киевском вокзале, а через двое суток под вечер уже подъезжал к месту назначения. Еще издали увидел я высокую башню замка, чернеющую на фоне неба. Вскоре показался и сам городок – небольшой, красивый, живописно расположенный по склонам холмов, вдоль берегов широкой, полноводной реки.

Чистенькие улицы, маленькие беленькие домики под черепичными кровлями, окруженные деревьями с ветвями, нависшими над тротуарами, широкие площади, тенистые каштановые аллеи, базар, уставленный повозками, возле которых пережевывали жвачку волы, кофейни со столиками, расставленными на улице, – все это было типично для южного украинского городка.

До завода надо было еще проехать по шоссе двенадцать километров. Я успел послать в Москву телеграмму и занять место в автобусе, который курсировал между вокзалом и заводом. Через минуту автобус уже мчался по прекрасной асфальтированной дороге, обсаженной с обеих сторон тополями. Дорога сделала несколько петель по склону холма, спустилась в лощину, поросшую редким кустарником, круто повернула, и вот перед нами снова открылась широкая гладь реки. Теперь мы ехали вдоль ее берега прямо на запад. Багровый диск солнца, окутанный лиловой пеленой облаков, отражался в зеркале реки вместе с черными берегами. Было совсем тихо. Я молчал, очарованный красотой пейзажа.

Но вот вдалеке показались силуэты трех заводских труб. Из одной шел дым. Еще несколько минут – и в темноте замелькали огни заводского поселка.

Машина повернула на площадь и остановилась у мрачного двухэтажного здания, окруженного строительными лесами. В окнах кое-где были решетки. Единственный фонарь тускло освещал небольшую, прибитую над дверью вывеску. Все это производило гнетущее впечатление, и я, прочитав вывеску, с трудом поверил, что здесь помещается гостиница. Я позвонил. Послышались тяжелые шаги, осветилось окно, и массивная дверь медленно отворилась. На пороге стоял старик.

– Скажите, здесь гостиница? – спросил я.

– Она самая, не беспокойтесь, не тюрьма, – ответил старик, приветливо улыбаясь. – Вот сюда пожалуйте.

Он открыл боковую дверь и впустил меня в контору – только что выкрашенную комнату. Стол, стулья, несгораемый шкаф. На стене за стеклом доска для ключей и большой плакат с правилами… Я передал свои документы.

– Мы поместим вас на втором этаже, – сказал старик, после того как были закончены все формальности. – Его уже отремонтировали, и решеток там нет. Идемте наверх… Да, невеселенький домик, что и говорить! – продолжал он, когда мы поднимались по лестнице. – Здесь ведь при фашистах гестапо помещалось, самое настоящее гестапо, с подвалами. В той комнате, где контора, собаки содержались… Кто сюда попадал, тот уж и прощай! На площади виселица стояла, – добавил он шепотом. – Теперь об этом вспоминаем как о тяжелом сне. Вот отремонтируем помещение, переделаем фасад, и будет у нас гостиница что надо.

Комната, которую мне предложили, была небольшая, но хорошо обставленная, с окном, выходящим в сад.

Пришла девушка, принесла белье, поставила на стол вазу с цветами, постелила постель и ушла, пожелав спокойной ночи.

Несмотря на открытое окно, в комнате было душно и пахло краской. Спал я плохо. Мне чудились какие-то страшные фигуры, смотрящие неподвижными глазами из всех углов и протягивающие ко мне длинные, покрытые броней щупальца.

Впрочем, проснулся я бодрым. Яркое солнце, свежий утренний воздух, веселые голоса строителей, работающих на лесах под окнами, рассеяли все тревоги минувшей ночи. Я привел себя в порядок и пошел в столовую. Она помещалась в уже отремонтированной половине первого этажа. Там было очень мило: чистые скатерти, цветы, новая посуда.

Несмотря на ранний час, за одним из столиков уже завтракал какой-то красивый молодой человек с густой черной шевелюрой, коротко подстриженными усами и в очках. Новенький серый костюм сидел на нем великолепно. Золотые часы замысловатой формы на руке, внушительных размеров автоматическая ручка и карандаш, торчащие из кармана пиджака, расческа в виде золотой рыбки, которую я заметил в бумажнике, когда он расплачивался, говорили о его стремлении быть оригинальным. Он читал газету и только мельком взглянул на меня.

– Кто это такой? – спросил я старика заведующего, когда незнакомец вышел.

– Корреспондент какой-то газеты, – ответил он. – Уже две недели здесь живет.

Позавтракав, я пошел осмотреть ту половину первого этажа, где при гестапо было тюремное помещение. Большинство комнат было уже отремонтировано, но несколько камер остались в прежнем виде. Я зашел в одну из них. В ней царил полумрак. Оба ее окна были на три четверти заложены кирпичом. В оставшейся сверху щели чернели прутья железной решетки. Слабый свет, еле пробивавшийся сквозь пыльные стекла, тускло освещал серые стены, кое-где покрытые пятнами сырости.

Лампа, вдавленная в грязный потолок, деревянные нары вдоль стен, железная дверь с засовом и глазком – вот и все. Вглядевшись, я заметил, что стены во многих местах исписаны. Вот надпись синим карандашом, крупным, твердым почерком: «Товарищи, держитесь!» И дальше: «Мы презираем вас, палачи!» Рядом нацарапанные чем-то острым строки: «Здесь провели свои последние часы Толя Сердобин и Женя Аносов. Товарищи, отомстите за нас!» А ниже почти стертая надпись углем: «Выполнил свой долг перед Родиной и умираю!»

Еще и еще надписи – твердой рукой мужчины, детским и женским почерком – свидетели мужества, героизма и бесстрашия советских людей.

Глубоко потрясенный, я вышел из комнаты. Рядом была другая камера, поменьше. Там было светлее: ремонт кончался, решетку выломали, разобрали кирпичную кладку окна и убрали нары. Потолок и одну из стен уже вычистили. Другую стену рабочий чистил скребком. Я хотел было уйти, как вдруг заметил на этой стене, прямо над полом, несколько рядов чисел, старательно и четко написанных карандашом. Числа были однозначные и двузначные, разделенные промежутками. Что это могло означать?

– А! Вы тоже заинтересовались надписями? – услышал я звучный голос и, обернувшись, увидел того самого корреспондента, который завтракал со мной в столовой. – Я просто потрясен, – продолжал он, – какой ужас! Какие негодяи. Позвольте, однако, представиться: Коломийцев, корреспондент киевской газеты… Очень приятно!

Мы поздоровались. Он был без пиджака, и я заметил на его левой руке, на ладонь выше часов, след от пулевой сквозной раны. Он наклонился к цифрам и внимательно стал их разглядывать:

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)


Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.


Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


Колоннада


Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.


Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


Портал


Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома"

Тема "закопанных домов" стала весьма популярной и всё большее количество людей верит, что дома засыпало в ходе некой планетарной катастрофы, которую, впрочем, почему-то никто не помнит, а власти профессионально скрыли от народа правду. Появилась куча "исследований" от юзернеймов из разных городов России, в коих показываются дома с утопленными в землю окнами или же раскопанные здания, у которых нижний этаж был ниже уровня грунта и задаётся взволнованный вопрос: - Почему, Карлы.

Так почему же имеют место быть подобные факты? Универсального ответа, объясняющего все странности с закопанными зданиями не существует. Причины разные. Каждый пример лучше всего рассматривать отдельно.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Итак, первое и самое банальное - отдельно взятое здание изначально строилось с утопленным в землю этажом - подвалом. Сейчас это звучит невероятно, но раньше, когда не было электрических холодильников, продукты хранили в погребах и подвалах, имеющих свой микроклимат. В подвалах располагались подсобные помещения, склады, кладовки, кухни, котельни, печи отопления, комнаты для прислуги (к слову, сейчас, так же как и раньше, люди строят подвальные и цокольные этажи, которые служат в основном для провода коммуникаций)

Как правило, подвалы (полуподвалы/цокольные этажи) имели/ют узкие окна для естественного освещения в дневное время, но бывают исключения и окна делают вполне полноразмерными, оставляя перед ними приямок.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Иногда, при строительстве на холмистой местности, подвальным этажом компенсируется перепад высот:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Второе: дома не погружаются в землю, а повышается уровень земли относительно дома. Иными словами, нарастает по разным причинам тот самый "культурный слой", который так любят высмеивать альтернативщики-катастрофисты. Якобы, культурный слой - лишь выдумки лживых историков, призванный оправдать закопанность сооружений и скрыть нашу истинную исТОРию, да.

Культурный слой может наращиваться быстро, а может вообще в течение многих десятков и сотен лет не нарасти ни на 1 см. Всё опять же, зависит от условий, в которых находится здание. Повышение уровня полотна дорог и тротуаров рядом со зданием способствуют визуальному восприятию того, что здание якобы "закопано" или "провалилось под землю":

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Повышение уровня дорог и тротуаров происходит примерно так: раньше на улице была грунтовая дорога, потом её застелили деревянным тротуаром, затем деревянный тротуар сгнил и износился, его, засыпав слоем песка и щебня, сменили на брусчатку, позже брусчатку закатали в асфальт, на асфальт впоследствии положили ещё слой и тд.:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

В качестве обратного примера, когда культурный слой с течением времени не повышается, можно привести последний Зимний дворец на Дворцовой площади в Петербурге, где культурный слой, судя по старинным эскизам дворца, совсем не вырос за время от его строительства до наших дней. Здесь, напротив, при реконструкциях площади, старое покрытие демонтировалось и вывозилось, а на его место стелилось новое полотно.

Реконструкция Дворцовой площади 1932 года: было снята старая брусчатка и взамен её уложен асфальт:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Реконструкция Дворцовой площади 1977 года - асфальт снят и взамен его положена брусчатка:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Т.е. объективно, в подобных местах, с определённого момента времени, культурному слою расти нет никаких предпосылок: площадка под площадь давно спланирована и сформирована, свалок на площади нет, покрытия взаимозаменяются, весь мусор от туристов, листву и разбитую тару на праздничных концертах убирают дворники. (Следует понимать, что культурный слой на площади всё же есть, но он находится ниже современной дневной поверхности площади и сформирован ранее, со времени строительства города).

А как вообще сформирован культурный слой с "самого начала"? Археологические публикации дают об этом исчерпывающее представление, к примеру, о. Новая Голландия, СПб:

Заключение о степени сохранности культурного слоя и объектов археологического наследия на острове Новая Голландия:


Проведенные в 2006 г. археологические раскопки. позволили получить ответы на основные поставленные перед началом археологических исследований вопросы.

Основные этапы формирования культурного слоя на территории острова определяются основными этапами его застройки и планировки (включая вертикальную):

1 этап — 1710-е — 1720-е гг. (до 1732 г.);
2 этап — 1732—1765 гг.;
3 этап — 1765—1784 гг.;
4 этап — 1784 г. — конец XIX — начало XX в.;
5 этап — 1920-е — 1940-е/1950-е гг.;
6 этап — 1950-е/1960-е гг. — 1970-е гг. (1971 г.).

В результате раскопок получены ответы на основные поставленные в начале археологических исследований вопросы.

Определены мощность, датировка, характер и структура культурного слоя на территории острова. Очевидно, что исследования не могли охватить всю площадь, но они дают о ней общее представление.

1) Мощность культурного слоя колеблется от 1,5 м до 5 и более метров (последнее — по данным бурения). Участок с минимальной мощностью слоя локален — часть двора к западу от корпуса 17, и связан с древним всхолмлением, на котором росла объявленная Петром I заповедной роща. На большей части территории острова мощность культурного слоя составляет около 3 м (иногда достигая 3,5 м). Существенно больше она на месте засыпанной части пруда, выкопанного в 1710-х гг. (более 4, около 5 м), на части берега р. Мойки (возможно, засыпанное в первой трети XVШ в. мелководье вдоль берега), а также вдоль сооруженной в 1960-е — 1970-е гг. подпорной стенки берега Ковша, когда прибрежная часть водоема была засыпана.

2) Культурный слой на территории острова начал отлагаться с 1710-х гг., однако уверенно выделяются столь ранние (1 этапа) отложения лишь вдоль берега Адмиралтейского канала и на берегу р. Мойки близ их слияния (ширина полосы вдоль берега колеблется от 20 до 30—40 м) и, предположительно, в придонной части засыпанного пруда. Слои этого времени (мощностью до 0,7 м) влагонасыщенные, сохраняют органические остатки (дерево, кожу и пр.) и образовались в результате наличия в северо-западной и западной частях острова жилой застройки 1710-х — 1720-х гг., представлявшей собой, по-видимому, серию усадеб.

Слои 2 этапа представлены почти на всей территории острова, однако мощность и характер их различны. Наиболее мощные отложения фиксируются по берегу р. Мойки (вне линии складских корпусов) и вдоль берега Адмиралтейского канала — до 1 м, на всем мысовом участке в западной части острова (исторически связанном с комплексом тюрьмы) — около 0,5 м, на остальной территории их мощность ниже и по большей части составляет 0,2—0,3 м. Слои этого времени исторически связаны с функционированием построенных в 1730-е гг. складов для леса и шлюпочных сараев. В западной части острова и по берегам Мойки и Крюкова канала (вне линии складских корпусов) они хорошо сохраняют органические остатки, но насыщенность культурного слоя находками ниже, чем в предыдущий период. По берегу Адмиралтейского канала (восточнее мысовой части, в пределах примерно в 30—40 м вдоль берега канала) эти слои плохо сохраняют органику, однако мощность их велика (1—1,3 м).

Слои 3 этапа (времени строительства складских корпусов) в целом на острове наиболее мощные и образованы преимущественно подсыпками. Их мощность достигает 1,5 м. Почти по всей территории острова подсыпки состоят из почти лишенного находок песка. Близ берега р. Мойки в западной части острова значительная часть подсыпки выполнена из культурного слоя, насыщенного строительным мусором и многочисленными вещевыми находками. По берегу Адмиралтейского канала (восточнее мысовой части) мощность подсыпки этого времени незначительна (около 0,2 м), и она также содержит строительный мусор. В верхней части слоя 3 этапа залегает сохранившееся в разной степени на разных участках булыжное мощение (лучше оно сохранилось у берегов водоемов).

Слои 5 этапа четко выделяются лишь у берега Ковша, который был в это время подсыпан, причем вместе с грунтом в земле оказались многочисленные вещевые находки всей первой пол. ХХ в. (в том числе и изготовленные до 1917 г.).
Слои 6 этапа представлены преимущественно мощными подсыпками (в некоторых местах свыше 2 м) по берегам Ковша и Мойки, возможно, Крюкова канала, а также в заполнении ям. Это результаты работ, приведших к существенному изменению линии берегов Ковша и Мойки: как в плане, так и профилей. Слои представлены завалами строительного мусора с песком.

С 5—6 этапами связано мощение значительной части территории асфальтом (часто непосредственно поверх булыжника рубежа XIX—XX вв.).

Как следует из отчетов, в основной своей массе культурный слой Петербурга сформирован искусственными подсыпками, строительным мусором, остатками фундаментов и фрагментами вещевых находок.

Следующий вопрос из серии: "почему, здание ушло под землю на целый этаж. Там же окна и двери, а они были под землей, пока их не раскопали. " Обычно, на этом моменте демонстрируется несколько домов из Омска, Казани и Москвы.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Читаем историю дома:

Врубелевский корпус – это бывший Городской торговый корпус, который был построен в период с 1911 по 1914 год по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. В доме есть большой подвал, который использовался, как складское помещение для магазинов, которые находились на первом этаже. Там же находилась котельная. Вокруг всего корпуса была сделана подземная обходная галерея, вход в которую находился со стороны нынешнего сквера.

Галерея освещалась естественным светом через решетки с призматическими стеклами, расположенными в тротуаре вдоль фасадов, что являлось последним словом в строительной практике того времени.

Также была предусмотрена дренажная система для отведения от здания грунтовых вод. Заложенные двери служили входами на склад, окна предназначались для естественного освещения помещений.

Ответ понятен. Все эти окна и двери выходили не в землю, а в подземную галерею, которая освещалась вот такими вот стеклами в решетках. Позже (после революции) галерею просто закопали.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Такая же ситуация с подобными домами в Новосибирске и Казани, которые имели такие же обходные галереи со складами в подвалах.

Несколько иначе (хотя и очень похоже) с Москвой. Там демонстрируется здание Политехнического музея:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Чтобы разобраться в вопросе со зданием, нужно знать его историю. Политехнический музей строился не сразу целиком, а частями: центральная часть была построена в 1877 правое (южное)крыло в 1896, а левое (северное) в 1907. Вот наглядно, стрелочками обозначено северное крыло, которое и возбуждает катастрофистов:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

А вот фотография музея 1897 – 1903 гг, на которой видно, что слева никакого крыла ещё нет, а соответственно, никаким мифическим потопом, закопавшим здание, оно занесено быть не могло:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Ещё на этой фотографии видны ряд приямков под окнами для освещения подвала через окна - подвальный и первый этажи здания сдавались в аренду под торговые помещения:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

У северного крыла до реконструкции были такие же приямки:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Продают квартиру в цоколе, цена дешевая. Глобальные минусы такого жилья, о которых риелтор точно будет молчать, а клиент знатно "попадет", если купит


Неукротимое желание иметь собственную квартиру порой толкает людей на приобретение не самого лучшего жилья. Люди думают примерно так: главное — сейчас взять то, на что денег хватает, а там уже посмотрим.

В таких обстоятельствах многие допускают одну и ту же ошибку: покупают квартиру в цоколе, едва увидев объявление о выгодной продаже. Но потом, столкнувшись с массой проблем, которые она доставляет, пытаются избавиться от нее. А не получается.


На самом деле продажа квартиры в цоколе — задача, посильная далеко не каждому риелтору, даже матерому. В чем же ее основные недостатки? Давайте разбираться, чего боятся потенциальные покупатели.

"Подвальное" ощущение

Если вы думаете, что цоколь — это фактически первый этаж, то сильно ошибаетесь. Про квартиры на первом этаже люди слагают целые легенды, про цоколь они еще страшнее.

Жить в цоколе — почти все равно, что поселиться в подвале. Во всяком случае, у жильцов возникают именно такие ощущения. А что еще можно испытывать, когда с утра до ночи темно и холодно? К тому же не самые радостные ощущения навеивает регулярно проявляющий себя запах сырости (особенно в период, когда на улице стоит влажная погода). Не забывайте, что кроме этого неприятного запаха могут появляться и другие, которые тоже не доставят много радости.


Хуже всего приходится тем, у кого окна квартир выходят на проезжую часть. В этом случае все выхлопные газы затягивает прямо в окна. Неприятно, особенно в сухой и жаркий сезон.

Правда, жильцы квартир в цоколе все же приводят один кое-какой аргумент в пользу такого жилья, мол, зато летом жарко не бывает. Ну, как сказать! От жары можно спастись с помощью кондиционера или на худой конец вентилятора. А что делать со всем остальным?


Непрошеные "соседи"

Покупая квартиру в цоколе, нужно готовиться к регулярному соседству с непрошенными гостями, наиболее частые из которых — крысы и мыши. Увы, если он прогрызут ходы, отвадить их будет почти невозможно.

В такое жилье частенько заглядывают тараканы и прочие насекомые, а комары и мухи обожают окна цокольных квартир.


Засоры

Жильцам квартиры в цоколе жизнь чаще всего преподносит общий, но очень неприятный сюрприз — канализационные засоры. Разумеется, выгребать их они будут сами. Избежать этого и схалтурить точно не получится.

А что если зальет?

Никогда не угадаешь, какие погодные сюрпризы преподнесет завтрашний день. В случае сильных затоплений жильцам цоколя приходится очень несладко: стены начинают сыреть, а порой и вовсе вода проникает в саму квартиру.


Появляется не только докучающий запах сырости, но еще и самая настоящая плесень, бороться с которой почти невозможно. Да, гидроизоляция решает эту проблему, но она стоит приличных денег. Уж не проще ли накопить на квартиру хотя бы двумя этажами выше?


Главный минус

Квартира в цоколе — это жилье, которое постоянно хочется продать. Даже если человек покупает ее с осознанием, что жизнь в ней сложится более или менее успешно, без описанных выше проблем, со временем все равно захочется подкопить немного денег и сменить ее на более достойный вариант.

Но тут возникает проблема: кому продать? Квартира в цоколе — вариант, от которого открещиваются и покупатели, и риелторы. Обычно продавцы таких квартир радуются, если им удается реализовать жилье за те деньги, за которые оно было куплено. Чаще всего и вовсе приходится неплохо уступать.

Заработать на сдаче такой квартиры в аренду тоже особо не получится. Во-первых, окупаться она будет долго, и, во-вторых, поиск постоянного квартиранта может затянуться на долгое время.

Но есть и одно обстоятельство, когда приобретение квартиры в цоколе — прекрасный вариант. Речь идет о ситуации, если запланирован перевод недвижимости в нежилой фонд, например для открытия магазина, офиса или салона красоты.

Читайте также: