Мозаичная плитка своими руками

Обновлено: 02.05.2024

Как сделать мозаику из битой плитки своими руками

Скорее всего, вы неравнодушны к мозаике. Такова уж особенность этого вида искусства. Наверняка вы не раз восхищались неким уличным панно неизвестного художника. Возможно, ваша обитель даже не обделена фабричной мозаикой. Тысячи миниатюрных элементов, собранных заботливой рукой, неизменно радуют глаз, но иногда покусывают карман. И задевают самолюбие – у вас столько блуждающих, но ярких, идей. Почему бы не попробовать самому? Рискните, сделанная мозаика своими руками – вещь незаменимая не только для интерьера, но и для души.

В домашних условиях композиции делают из чего угодно, в ход идут самые невероятные предметы: мозаика из плитки, осколков посуды, гальки, битых бутылок, зеркала и даже деревянные щепки.


Изготовление мозаики разбито на этапы:
  • заготовка плитки;
  • подготовка поверхности;
  • планирование и набросок эскиза;
  • укладка мозаики;
  • затирка швов;

Быстрая навигация по статье

Заготовка плитки

Возможно, у вас уже есть сырьё, но если и нет, не страшно. Любой магазин с радостью продаст за гроши бой и остатки керамики. Хорошо, если имеется знакомый мастер-плиточник, который постоянно сталкивается с необходимостью выбрасывать отходы. Возьмите на себя его «мусор» и окажетесь с неисчерпаемым запасом плитки. Запасайтесь разноцветным сырьём, лучше понемногу разных оттенков, чем много однотонного кафеля. Ещё лучше постоянно держать в голове будущий рисунок, так легче ориентироваться.

 В ход идёт всё: битые тарелки, вазы, старая плитка, красивые камни

В ход идёт всё: битые тарелки, вазы, старая плитка, красивые камни.


Мозаика из битой плитки требует небольших осколков разного формата. Часть кафеля предлагаем нарезать – композиции часто нуждаются в прямоугольных кусочках. Режут керамику стеклорезом или профессиональным плиткорезом. Если планируете регулярно творить, приобретите недорогой инструмент. Высокая точность реза здесь ни к чему. Основную часть плитки попросту разбейте на осколки. Удобней сделать это с помощью тряпки, в которую завернёте бой, и молотка, обёрнутого плотным слоем ткани. Последнее нужно, чтобы излишне не раскрошить материал.

Разбиваем плитку молотком на мелкие кусочки.

Разбиваем плитку молотком на мелкие кусочки.


Набейте кусочки мозаики разных размеров, соблюдать определённый формат несложно. На будущее: не выбрасывайте остатки плитки, разбитую посуду и прочее. Отложите на потом, несостоявшийся мусор однажды станет частью шедевра.

Не подходящие по формату кусочки можно подрезать по месту локально с помощью кусачек для плитки.

Не подходящие по формату кусочки можно подрезать по месту локально с помощью кусачек для плитки.

Подготовка поверхности

Подходящее основание под мозаику – цементно-песчаная стяжка или штукатурка, шпаклёвка и гипсокартон. Они обеспечивают хорошее сцепление с клеем и керамикой. Важно, чтобы поверхность была чистой и ровной. Удалите неровности, заделайте трещины, если таковые имеются. После этого обработайте покрытие грунтовкой, она способствует укреплению основания и увеличивает адгезию.

Подготовка эскиза

Сложные картины выкладываются по эскизу.

Сложные картины выкладываются по эскизу.

Даже намётанному глазу легче с ориентиром. Неопытному художнику при работе со сложным рисунком без него никуда. Чтобы не уйти от размеров, контуров и пропорций, нанесите на основание эскиз карандашом. Если есть художественные навыки, хватит рук и глаз. Не имея такого полезного багажа (мы о навыках), воспользуйтесь методом масштабной сетки, а ещё лучше – перенесите эскиз с помощью проектора.

Распланируйте цветовую гамму и разбейте эскиз на зоны исходя из тональных представлений. Продумайте, как сделать мозаику по вашей схеме оптимально.
Придерживайтесь определённых правил:

  • Начинайте с центра, так композиция получится качественней с точки зрения пропорций и соответствия эскизу;
  • Фоном занимайтесь в последнюю очередь;
  • Абстракцию тоже оставляйте напоследок, сперва люди, животные, растения – то, что имеет сложную геометрию.

Клей для мозаики

Смесь для выкладывания кусочков должна иметь высокую адгезию к тем материалам, которые используете. Лучше всего работать с белым клеем, обычный серый не подходит по эстетическим причинам. Для типичных бетонных оснований подойдёт белый цементный клей (Litoplus K55, Ceresit CM 115, ЮНИС Белфикс, Крепс Усиленный Белый). Для укладки на нестандартное основание (например дерево) лучше использовать реактивный плиточный клей на эпоксидной основе (Litokol Litoelastic), жидкие гвозди или эпоксидную затирку.

Белый плиточный клей.

Белый плиточный клей.

Укладка мозаики

Если планируете использование плитки разной толщины, начинайте с самой толстой. Она послужит ориентиром для остальных. Клей желательно намазывать и на основание, и на керамику, но одна из поверхностей требует только лёгкого промазывания. Такого, которое не увеличит толщину слоя, но положительно повлияет на прочность укладки.

укладка мозаики своими руками

Наносите клей на небольшие участки, которые предварительно выделили на эскизе. Лёгкие зоны промазывайте большей площадью, сложные потребуют замедления. Намазав на основание клей обычным шпателем, удалите лишнюю смесь шпателем с зубьями. Если кусочки мозаики однородны по толщине, работа пойдёт легче. В противном случае разницу нужно компенсировать добавлением клея. Но даже однородность спасает не всегда. Слишком разные по размеру куски требуют разных усилий по приклеиванию, меньшая плитка при одном и том же слое смеси всегда провалится чуть глубже, поэтому ей необходимо больше клея. Гребенка – всего лишь ориентир, доводить до нужной плоскости каждый элемент всё равно приходится индивидуально.

Мозаика из битой плитки на стене не обязана быть в одной плоскости. Исходите из собственных представлений о красоте. Кроме плитки, используйте и другие материалы, которые разнообразят композицию и позволят ей соответствовать задумке. Напольная мозаика должна быть плоской, неровности и шероховатости создадут проблемы при ходьбе по плитке.

Рельефная мозаика из осколков керамики.

Рельефная мозаика из осколков керамики.


Добиться ровного покрытия только с помощью рук и глаз сложно. Используйте ровный лист дерева, пластика или металла, чтобы периодически прижимать выложенные участки и таким образом выравнивать их. Лучше иметь листы разного формата. Принцип простой: сложней рисунок–меньше охватываемая за раз площадь–меньше лист.

Мозаика из битой плитки предполагает укладку кусочков с зазорами. Не кладите плитку вплотную друг к другу. Очень точная подгонка частей не только многократно усложнит работу, но и может вызвать впоследствии повреждение полотна. Швы компенсируют тепловые расширения материалов, возникающих из-за температурных перепадов. Но и делать огромные промежутки тоже не стоит, руководствуйтесь здравым смыслом. Конечный рисунок не должен пострадать. Не кладите рядом куски одного размера. Слишком разноформатные тоже не «класс», отличия должны быть, но в разумных пределах.

Облицовка столешницы

Столик из яркой мозаики.

Столик из яркой мозаики.

Если столешница из дерева — очистите её от краски ацетоном или специальным смывками. Затем дважды пройдитесь наждачной бумагой, вначале грубым абразивом, затем мелким. Эти манипуляции нужны для повышения адгезии, не приступайте к мозаике без подготовки.

Как сделать мозаику на столешнице? Здесь требуется иная схема укладки:

  • Начинайте от краёв, постепенно подбираясь к центру;
  • Уплотняйте полотно максимально;
  • Клей удаляйте сразу, высокая плотность подразумевает большое количество швов; чистка в конце приведёт к лишним временным тратам.

Видео мастер-класс по декору столешницы мозаикой:

Сортировка осколков.

Укладка на столешницу.

Укладка на столешницу.

Затирка швов

Касается и полов со стенами, и столешниц. Затирать можно не ранее, чем через сутки после окончания облицовки. Мозаика должна высыхать равномерно. Если в помещении температура слишком высока, накройте полотно влажной материей. Перед фугованием удалите остатки клея и протрите мозаику влажной тряпкой. Для работы понадобится резиновый шпатель.

Лучше всего для мозаичных панно подходит прозрачная затирка на основе эпоксидной смолы с эффектом хамелеона (Litochrom Starlike Crystal). Она будет подстраиваться под цвет каждого кусочка. Цементная смесь сильно уступает эпоксидной в прочности и может буквально развалиться.

Затирка-хамелеон.

Затирка-хамелеон.

Наносите фугу резиновой тёркой, плотно загоняя её в промежутки между кусочками. Удалите остатки влажной поролоновой губкой. Эпоксидные смеси нужно смывать обильным количеством воды, а налёт удаляется специальными моющими средствами (Litonet gel, Sopro ESE 548).

Что ж, теперь вы знаете, как сделать мозаику в домашних условиях. Надеемся, что мастер-класс послужил отправной точкой. Помните, что мозаика требует регулярного ухода. Не протирайте её веществами, содержащими фосфорную кислоту. Пользуйтесь средствами с малым процентом кислотности, но и после них протирайте мозаику тряпкой с водой.

Не зацикливайтесь на плитке, тренируйте воображение и пускайте в ход необычные и интересные предметы.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 1

Скажу честно, я не читала и не смотрела ничего по этой теме (скорее всего, есть способы сделать всё более правильно и технологично, но я их не изучала). Просто это мой опыт «чайника» и я им делюсь. Сама придумала — сама сделала — сама рассказала.

Что потребуется:

  • кусочки керамики (битая посуда, ненужные остатки керамической плитки);
  • плиточный клей (выбирать соответственно своим условиям — для наружных/внутренних работ);
  • шпатели (у меня был металлический для работы с клеем и несколько небольших резиновых для затирки);
  • затирка для швов (так же для наружных/внутренних работ — соответственно условиям);
  • плотная бумага (для эскиза и трафарета);
  • мел (для переноса рисунка на стену);
  • малярный скотч.

Я давно мечтала о мозаике, но как-то всё не доходили руки. А тут примерно с середины осени появилось моё небольшое хобби — занятие керамикой. И в ходе проб и ошибок и разных экспериментов, конечно, стали появляться изделия, которые треснули, раскололись или просто не отвечали моим требованиям. Я расстраивалась, но бережно складывала мою некондицию в коробочку ждать своего часа.

Ко всему этому дома тоже собиралась небольшая серия тарелочек и другой посуды в трещинах. У меня дома вся посуда цветная, нейтральной нет, поэтому и «материал» для моей мозаики соответствующий.

На фото ниже не всё, что я использовала. Что-то потом принесли друзья — блюдца с отколотыми краями или плитку, оставшуюся от ремонта в ванной. У мамы в сарае нашлась старая, ещё советская, б/у плитка очень классного синего цвета, что стало основой для фона моей картины.

В общем, собирали всё подряд.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 2

Изделия на фото реально с сильными дефектами, но их не все видно.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 3

Прежде, чем думать над сюжетом, я решила посмотреть — а сколько вообще у меня кусочков каждого цвета. От этого и отталкивалась.

Все эти изделия заворачивала в тряпочку и колотила молотком.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 4

Вот они, мои драгоценные кусочки.

Потом ещё добавилась плитка, и оттенков стало больше. Был момент, когда прикупила даже парочку тарелок в фикс-прайсе, когда мне не хватало каких-то цветов.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 5

Дальше я занялась эскизом мозаики.

А вот, собственно, процесс его создания, и прототип главного персонажа :)

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 6

Изначально у меня были наброски в небольшом формате. Здесь я переношу рисунок 1:1.

Размер мозаики 110*85 см.

В цвете эскиз не делала, т.к. всегда цветовое решение держу в голове.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 7

Я делала мозаику на стене веранды частного дома. Веранда кирпичная, стена поштукатурена цементным раствором. Я решила сделать мой рисунок в виде окна — на нем сидит кошка и мечтает о рыбке, рядом стоит ваза с цветами.

На фото ниже видно, какого формата будет моя мозаика. Расположение продиктовано ритмом окошек на стене дома и стенах самой веранды. Это как бы такое фальшивое «окно».

Общего вида не делала, так как дом сам в процессе ремонта.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 8

Вот оно, моё окошечко. И я сразу предполагала, что этот мой эскиз станет одновременно трафаретом для того, чтобы чётко перевести рисунок на стену (поэтому бумагу лучше брать плотную).

Сделала замеры и расположила эскиз на стене. Мелом обвела его границы.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 9

Теперь нужно перенести рисунок на уже подготовленную стену. Я придумала такой способ.

Покажу на примере вазочки.

Как я это делала: вырезала фрагмент из эскиза,

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 10

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 11

Прикладывала весь эскиз обратно к стене, и обводила контур необходимой детали.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 12

Саму деталь тоже не выкидываем.

На вазочке вырезала сердечко. Таким же образом обвела его контур на стене.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 13

А теперь приступаем непосредственно к мозаике.

Поскольку сначала мне было страшновато работать сразу на поверхности стены и подбирать узор из кусочков как бы экспромтом, я придумала следующий способ переноса рисунка.

Плиточный клей быстро схватывается — примерно за 15 минут, а на жаре ещё быстрее.

Берём деталь (в данном случае, сердечко), выкладываем на ней кусочки в порядке, который нам нравится, оставляя небольшие зазоры между кусочками по 2-4 мм.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 14

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 15

Теперь берём малярный скотч и заклеиваем внешнюю поверхность, стараясь не сдвинуть ни один кусочек.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 16

Все кусочки фрагмента сидят на малярном скотче. Теперь нужно взять плиточный клей (предварительно подготовить его, согласно инструкции) и шпателем нанести его на поверхность стены именно на этот участок рисунка (консистенция клея, толщина слоя и так далее — всё это делать согласно инструкции на упаковке).

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 17

Вот клей, который я использовала.

Но их большое множество. Самое главное — подобрать его для тех условий, в которых будет находиться мозаика. Поскольку у меня это наружная стена дома, я взяла плиточный клей для наружных работ, морозостойкий и влагостойкий.

Такой пакет 5 кг стоил примерно 100 р.

Небольшое примечание — сейчас в строительных магазинах есть много видов клея даже специально для мозаики. Этот клей белого цвета. Он заполняет промежутки между кусочками и сразу даёт эффект затирки между швами. Смотрится приятно. Но учитывайте, будут ли хорошо смотреться белые швы в вашем рисунке, если вы выберете такой клей.

Но я собиралась использовать затирку 2-х оттенков. Поэтому клей взяла обычный плиточный, серого цвета. А затирка была отдельным этапом.

У меня остался примерно 1 кг от этой упаковки.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 18

Итак, я нанесла клей на стену и приложила мой фрагмент. Кусочки мозаики прижала рукой и аккуратно стала удалять малярный скотч. Даже если всё приклеилось не совсем идеально — пока клей не застыл, кусочки можно двигать.

Вот, что получается в итоге.

Ниже, на примере кусочка фона, решила более подробно показать этот процесс.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 19

Я вырезала фрагмент фона. Его я делала такими блоками по частям.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 20

На этой заготовке снова расположила кусочки мозаики. Здесь у меня уже несколько их видов.

Когда результат меня удовлетворил, заклеила всё малярным скотчем.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 21

Намазала стену клеем, приложила кусок мозаики, прижала.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 22

И потихоньку снимаю скотч.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 23

Если положили многовато раствора — например, он выдавливается с краёв или между кусочками — лучше излишки снять. Я пользовалась шпателем и тоненькой палочкой.

Вот так выглядит готовый кусок мозаики.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 24

Дальше всё продолжается в том же духе. Думаю, всё понятно.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 25

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 26

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 27

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 28

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 29

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 30

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 31

Рисунок начинает просматриваться, и работать становится веселее.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 32

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 33

Поэтапно я продолжала переносить рисунок на стену с трафарета.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 34

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 35

Постепенно я приноровилась к выкладыванию мозаики и стала работать прямо на стене. Намазывала какой-то участок плиточным клеем и из имеющихся кусочков выкладывала узор на поверхности стены уже без таких заготовок на малярном скотче (в границах, которые очертила с помощью трафарета).

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 36

Дальше можно увидеть, как продвигалась работа.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 37

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 38

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 39

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 40

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 41

На этом этапе я решила, что некоторые элементы рисунка (в основном на мордочке кота) хочу сделать цельными — слепить из глины и покрыть глазурью.

Это совсем не обязательно, но мне так захотелось, и у меня всё для этого было.

МОЗАИКА моих дачных дорожек

Захотелось на даче не скучных бетонных дорожек, а красивых забавных, цветных.

Решила набирать мозаичный рисунок из разноцветного кафеля.

Самое трудное было купить разноцветный бой кафельной плитки.

Покажу как я набираю, фиксирую мозаичный рисунок и отливаю плитки.

Запаслась формами, это пластмассовые тазы

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 1

,

и маленькие квадратные формочки для остатков раствора.

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 2

Заготовила арматуру, обрезала до нужного размера.

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 3

Это мои главные помошники

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 4

Разбила плику молотком

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 5

Разметила глубину налива или толщину будущей плитки внутри тазиков

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 6

Вырезала бумажный кружок с нужным диаметром. На нем нарисовала эскиз будующего рисунка - след ноги

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 7

Буду выкладывать мозаику рисунком вверх

Все готово, можно начинать.

Выложила кусочками плитки контур подошвы и другим цветом заполнила следок

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 8

От случайного сдвига рисунка, малярным скотчем сразу проклеила собранный узор

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 9

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 10

Нужны пальцы. Выложила их из пробок от ПЭТ бутылок - забавно и эксклюзивно, с папиллярными узорами на пальцах

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 12

Будем ходить по цветочным дорожкам - добавлю цветов

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 13


Кусачками формирую осколки в лепестки

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 14

Добавила белую сердцевинку и зеленых листиков

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 15

Выложила бордюр по краю круга

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 16

Заполнила кусочками кафеля оставшиеся пустоты

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 17

Проклеила малярным скотчем весь рисунок

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 18

Художественная часть работы закончена.

Перевернула работу, вот так ее вложила в форму - изнанкой вверх

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 19

Готовлю стандартный, бетонный раствор, заполняю половину объема и вставляю арматуру

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 20

Выкладываю раствор до отмеченного уровня(толщины)

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 21

Оставщийся раствор выкладываю в маленькую формочку.

Готово!
Раствор схватился. Вынимаю отливки из форм, снимаю скотч с рисунка и.

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 22

Радуюсь, Любуюсь, показываю друзьям.

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 23

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 24

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 25

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 26

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 27

МОЗАИКА моих дачных дорожек, фото № 28

Плитка созревает в подвале до лета.

Летом продолжу это увлекательное занятие и сформирую из этих заготовок дачные дорожки.

Мозаика своими руками: изготовление и самостоятельная выкладка, техника, идеи, решения

Что известно о мозаике?

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Немного истории


Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Самостоятельное изготовление мозаики

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаика из ракушек


Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал


Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.


Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

master_klass

Всем привет.
Когда я утверждаю что работа с мозаикой технически легче чем с кафелем многие всерьез удивляются, для кого то мозаика - это фантастика. На самом деле все совсем не страшно.
Ниже разбор полетов.
Я намеренно не усложняю задачу, беря за примеры самые распространенные варианты - стены, кухонный фартук, столешница. Разбор действительно сложных работ- полукруглые стены, арки, поддоны душевых и т.д- оставляю на потом, поскольку это требует особого разъяснения по геометрии.


Итак. Что нужно знать.
Отличия в работе с мозаикой и кафелем.
1. Главное и определяющее: мозаика клеится на идеально ровную поверхность. Если плитка позволяет скорректировать положение относительно вертикали и прилегания к стенке, то мозаика полностью повторяет профиль основания.
Если у вас ямки, провалы, завалы на стене- мозаикой это не скрыть. Поэтому- главное условие-выровнять поверхность идеально. Стена, покрытая фугенфюллером на штукатурку-отлично,прошпаклеванная -устроит, гипсокартон-отлично, столешница-отлично.
2. Для мозаики используется специальный мозаичный клей, обычно светлых оттенков. Белый, серый, сливочный.
Если это столешница- жидкие гвозди, герметик, мастики. Плиточный очень нежелателен.

Дальше. Некоторые, совсем далекие от вопросов ремонта, думают что мозаика вклеивается по кусочку( сегменту). Конечно же это не так, мозаика обычно уже фиксируется пластами сеткой с внутренней стороны, достаточно приклеить их и подвести друг к другу). Исключения -мозаика для художественных работ, различные формы вроде морских камней, ракушек и т.д.
Еще один плюс мозаики относительно кафеля -ее гибкость. То есть при поклейке всегда есть возможность играть со швами, чуть растягивая или наоборот сужая швы. Это очень удобно.


Теперь о видах.На рынке мозаики реально много, отличия не только в материале, но и в формах, длине сегментов, толщине, есть много имитаций мрамора , в том числе и сам мрамор, конечно. Есть все, но суть техники одна.

Различные виды стеклянной мозаики


Имитация мелкой гальки. Здесь как раз видна сетка, в данном случае бумага



А это не мозаика, это мозаичная плитка. Прошу не путать

Варианты для художественных работ



А вот и стена. Ее легко можно облицевать кафелем, но для мозаики она не годится.
Сначала идеальное выравнивание.


Что нужно иметь.
Мозаика, резиновый шпатель для затирки, зубчатый шпатель,губка( тряпки), мозаичный клей, затирка.
Внесу коррективы. Крестики не нужны вообще. Этот зубчатый шпатель для плитки. Для мозаики нужен мелкий зуб -на фото ниже под номерами 1 и 2. Номер 3-обычный шпатель.

Вобщем то на этих двух картинках все показано.
1. Наносим слой клея шпателем, после этого зубчатым шпателем делаем бороздки
2. Прикладываем пласт с мозаикой, сводим швы и прижимаем. Для этого можно использовать что то вроде терки-на рис. 3, но я предпочитаю руки и разглаживаю ладонью. Никакой фиксации не требуется, после разглажки она никуда не уплывет

На рисунке 4- снятие прозрачной пленки- если она есть.
На рисунке 5- зачистка швов щеткой-после того как клей подсохнет .
На рисунке 6 затирка


Еще один вариант терки.

На этом рисунке волны слишком большие, поэтому всегда желательно пользоваться шпателями с мелким зубом.
Это гарантия что каждый сегмент прижмется равномерно и итоговое полотно будет также идеально. При условии, конечно, что ровная поверхность-это я уже писал. И клей-похоже плиточный

Вот здесь очевидно что мозаичный клей и волны соответствуют мозаике.


На столешницу можно нанести силиконовый герметик, размазать тонким слоем и также пройтись зубчатой гребенкой.
Здесь принципиально чтобы излишки герметика не выступали на лицевую сторону. Будут проблемы с затиркой
Удалять излишки герметика ну очень тяжело. При этом клнит он мозаику железно.
И в отличие от клея дает возможность использования на поверхностях подверженных вибрации.

Здесь -обычная проблема- что делать с местом стыка
На рисунке видны торцы-что, в принципе неправильно. Но учитывая что это стекло,-а это очевидно- смотрится не вызывающе



Здесь-ниже- на углу по центру заметно смещение горизонтальных рядов.Это косяк
Впрочем и мозаика косячная, заметны расхождения в размерах

Теперь о затирке
Должно быть так:



Затирается только после полного высыхания клея.Желательно
Затирается мозаика любыми видами резиновых шпателей
Ниже-неправильный инструмент. Никакого металла

Вот классное изображение. На самом деле оптимальное нанесение затирки в швы- по диагонали.
Так правильно.


Затирки
Для начала определиться с цветом. Для этого лучше взять кусочек и поехать с ним в магазин , на рынок.
У каждого производителя есть палитра цветов.



О затирках я еще остановлюсь конкретнее в будущем, здесь нюансов на целую тему.
На рисунке, вобщем то основные представленные на нашем рынке, разве что Сопро уже тяжело найти.
Мапеи- очень крепкая и серьезная затирка, Италия. Беспроигрышный вариант. Минус- короткое время схватывания, за что многие ее недолюбливают, плюс ограниченность в цветовой палитре.
Церезит- ееделает Хенкель. Ну, типа Германия, вобщем то ширпотреб. Самая недорогая и удобная в работе

Лично я по умолчанию люблю Атлас. Это что то среднее между ними, у затирок Атлас своеобразная консистенция, эту затирку можно так выглаживать в швах што она будет гладкая не только на ощупь но и визуально. Плюс, я считаю Белая затирка у Атласа- (бьяла) -это самый белый цвет,, она прктически белоснежная.
Польша.
Дельфин- это пропитка для швов, ею можно дополнительно пропитывать швы после высыхания либо замешивать на ней затирку. Цель- дополнительные водоотталкивающие и биозащитные функции
Подобий этой пропитке сейчас также много, но я предпочитаю проверенное качество


Фишка от Мапеи.
Подобие карандаша, с помощью которого можно освежить и покрасить теряющие цвет швы
Никогда не приходилось использовать, эффект сомнителен

Ну вот.
Если вы вникли в технику, то такие вот, к примеру, стены, вам подвластны


Думаю стоит еще как нибудь отдельно остановится на возможностях работы с битой плиткой и керамике
Можно будет подкинуть несколько идей и решений. Да и мне, вобщем то интересно.



На этом пока все.
Как всегда на все вопросы отвечаю в комментариях
FINE

Мозаика в саду

«Я постоянно ищу технологии с минимальными затратами, потому как если на все мои увлечения покупать материалы, никакой бюджет не выдержит. “Одна, но пламенная страсть” – это не про меня. Страстей слишком много», – под этими словами пользователя FORUMHOUSE air подпишутся многие. Поэтому, наверное, на нашем портале так популярна мозаика – технология, позволяющая создавать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства и украшать ими свой сад.


Самый распространенный материал для садовой мозаики – осколки керамической плитки. Ею украшают дорожки, садовые печи и камины, боковины барбекю, фундаменты и даже фасады домов.

Glafira выкладывает вот такую мозаику для боковины барбекю. За основу она взяла известные многим рисунки Пауэлла для вышивки с разными сказочными домиками, только увеличенные.


Glafira:

– Я выкладываю сначала на лист бумаги, на ПВА, чуть приклеиваю. Потом сверху какой-нибудь широкий скотч приклею, нижний слой бумаги отдеру и приклею целым фрагментом туда, куда мне надо.

Бой плитки можно недорого купить в плиточных ларьках, но не магазинных, а рыночных. В некоторых его просто отдают на условиях самовывоза. Цветовая гамма там скучновата, можно купить немного яркой плитки, разбить и разбавить.

Второй по популярности материал для мозаики – битое бутылочное стекло, битые тарелки и чашки. Вот какие кашпо для летников делает lizaveta: немного фантазии, много мозаики – и старые баки и ведра не узнать!


– Облицовку я делаю из битого бутылочного стекла. Бутылки лучше брать разноцветные. Стекла от прозрачных бутылок я крашу изнутри лаком для ногтей, лучше перламутровым, но цвета могут быть самыми разными. Бутылки раскладываю по цветам в несколько целлофановых мешков и разбиваю молотком или гантелей. Затем аккуратно разбираю стекла и кладу в миску с водой, чтобы осели осколки и отклеились этикетки. Потом раскладываю стеклышки в мелкие коробочки – мозаика готова. Клеить можно на обычный плиточный клей, чередуя цвета. Когда клей подсохнет, затереть белой затиркой пустые места. Тщательно протереть стеклышки – и цветочница готова. Так как она будет стоять не в помещении, места затирки я прокрашиваю краской «Серебрянка» БТ-177. Она продается в бутылках 0,5 л.

В общем, мозаика – это не очень сложно, особенно, если пользоваться технологией, выстраданной главным мозаистом FORUMHOUSE Frau:


– Вначале собираю рисунок на ровной поверхности из наколотой молотком плитки (резать её я пока не научилась). Склеиваю небольшими кусочками прозрачного скотча. Теперь это можно поднимать и примерять куда угодно.

Frau выкладывает на горизонтальной поверхности по примерному контуру будущей мозаики густо размешанный плиточный клей или цемент толщиной в сантиметр и вдавливает туда картинку на скотче. От влажности скотч отмокает и легко снимается.


Спустя сутки можно затирать щели между плитками обычным или подкрашенным цементным раствором.

С большими мозаиками для дорожек технология примерно такая же, только их удобнее вбивать в свежеприготовленный цементный раствор резиновым молоточком. Затирать можно практически сразу после этого.

Скотч поверх собранной мозаики приклеивается небольшими кусочками, один за другим, без пробелов. Можно собирать небольшими фигурками, а фоном заполнять свободное пространство уже в процессе. А можно собрать целым полотном. Фрагментами удобнее – они нетяжелые, легко поднимаются на скотче, их можно много раз переносить с места на место и примерять.


Lali:

– Я сначала заливаю в опалубку цементную смесь. Когда почти застынет, кладу мозаику, потом затирка. Если рисунок сложный, то лучше его заранее выложить на любой поверхности, затем склеить сверху скотчем, который потом легко снимется, так как намокнет. Фон можно выкладывать сразу, но пока цемент полностью не застыл. Если немного не приклеилось – не страшно, затирка все исправит, она тоже немножко затекает под плитку и между плитками, таким образом склеивая все это между собой. Затираю я цементной смесью. Есть специальные порошки-добавки, но если честно – они выцветают. Много их добавлять нельзя, это скажется на качестве цемента. Лучше берите готовые цветные затирки, но они дорогие.


Очень важно не ждать, пока затирка полностью высохнет, сразу убирать сухой молярной кисточкой и вытирать сухой тряпочкой. Иначе потом придется соскребать ее с плиток щеткой и скребком – работы точно хватит на несколько дней.

Есть более профессиональные способы выкладывания мозаики, чем схема со скотчем, например, с использованием тонкой сетки. Сетка кладется целым куском на эскиз, и так как рисунок виден, прямо по ней раскладывается мозаика.


Helga:

– Наклеивается легко и уже с сеткой переносится на место. Остается только замазать швы. Но этот способ работает на небольших площадях.

Начинающие мозаичники просто бьют плитку, как придется. Сделав панно-другое, они уже начинают покупать инструменты. Для резки плитки используется простейший плиткорез или даже кусачки, но ими сложнее сделать прямой край. Округлую форму кусочкам плитки придают на точильном станке, причем точильный камень должен быть с мелким зерном и желательно зеленый – он меньше вырабатывается. Кусочки плитки во время обточки держат специальными щипчиками с резиновыми накладками. Такие щипчики можно сделать и самостоятельно, модернезировав пассатижи.


Мозаика, сделанная по всем вышеописанным технологиям, выдерживает любую зимовку. Напоминаем: затирка делается из цемента или, если речь идет о вертикальных поверхностях, плиточного клея для бассейна. Но, на всякий случай, можно принять дополнительные меры предосторожности.

Solat:

– Очень переживала, как наша мозаика перенесет зиму. У нас и осень сырая, и морозы зимой до -40. Проведя осмотр своей печки, докладываю: замечательно! Всё на месте, ничего не отвалилось, не потрескалось. Швы герметиком не промазывали. Может, и зря, я честно говоря, не знаю. Просто осенью мы полностью обмотали всю печку полиэтиленом и закрепили скотчем, и это уберегло от самого коварного врага – воды.

Мозаика, и правда, способна преобразить любой заурядный предмет. И вот старый, никому не нужный стол начинает новую жизнь – теперь уже, как изюминка зоны барбекю.


Этот бидон, найденный на помойке, скоро станет китайской вазой.


Вот это невероятное панно на бортике бассейна пользователь FORUMHOUSE Aib сделал из битой плитки и битой посуды.


Lali оформила мозаикой бордюры для клумб, пространство между цветниками и превратила ржавое ведро в тумбу под кашпо с летниками.


Lali:

– Хочется, чтобы твой участок не был похож на миллионы других. И не будет! И нужно-то всего лишь немного осколков керамической плитки после ремонта (или полученных в качестве приятного подарка от друзей). Можете использовать разбитую посуду, или добавьте разноцветных камешков, а то и просто бейте разноцветные бутылки! В любом случае, даже если все повторят мой «подвиг», все равно не будет одинаковых бордюров. Дерзайте! Конечно, придется помесить цемент, а не просто выложить узор, но это – мелочи, не правда ли?


Вдохновившись примерами других пользователей FORUMHOUSE, Генина сложила на даче стеночку из камней, чтобы закрыть соседский забор высоким цветником. Чтобы стенка не была скучной, она делает мозаичные вставки. А вдоль стенки идет дорожка, выполненная с помощью ячеистой формы.

Генина:

– И не было бы ни стеночки, ни мозаики, ни дорожки, если бы не вы, дорогие рукастые и головастые форумчане!

Сотни идей для своей будущей садовой мозаики вы найдете тут. Как сшить из ненужных лоскутков красивые вещи для дома и дачи, читайте здесь. Научиться плести из бисера можно вот тут.

Читайте также: