Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона

Обновлено: 17.05.2024

Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из "тощего" бетона (приняты распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-459-р)

1.1. Рекомендации предназначены для конструирования, расчета и строительства оснований из "тощих" бетонов под капитальные типы покрытия.

1.2. Такие конструкции дорожных одежд по сравнению с основаниями из несвязанных материалов обладают повышенной долговечностью и обеспечены защитой от образования сетки трещин, просадок и келейности.

1.3. Под "тощим" бетоном понимается тяжелый бетон классов В5; В7,5; В10; В12,5; В15, получаемый из жестких смесей, уплотняемых укаткой.

1.4. Экономичность дорожных одежд с покрытиями и основаниями из жестких укатываемых смесей обеспечивается за счет простоты технологии производства работ, применения местных каменных материалов и вторичных промышленных ресурсов, экономии цемента, а также за счет возможности устройства вышележащих конструктивных слоев дорожной одежды без технологического перерыва, обязательного при строительстве оснований из пластичного бетона.

1.5. Преимуществом "тощего" бетона по сравнению с грунтами и каменными материалами, укрепленными цементом, являются более высокая однородность и прочность таких бетонов при более низком или одинаковом расходе цемента.

1.6. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд с основаниями из "тощего" бетона рассчитывают по методике, изложенной в настоящих Рекомендациях.

2. Требования к "тощему" бетону и бетонной смеси

2.1. Для устройства оснований применяют жесткие бетонные смеси, характеризующиеся удобоукладываемостью 40-90 с, определяемой по прибору типа Вебе или другими методами, указанными в ГОСТ 10181-2000 с применением переходных коэффициентов. Выбор жесткости смеси определяется имеющимся распределяющим и уплотняющим оборудованием.

2.2 "Тощий" бетон по прочности должен иметь показатели прочности, соответствующие следующим классам (или маркам):

- по прочности при сжатии: В5 (М75); В7,5 (М100); В10 и В12,5(М150); В15(М200);

- по прочности на растяжение при изгибе: В_tb 1,2 (P_tb 15); В_tb 1,6 (Р_tb 20); В_tb 2,0 (Р_tb 25); В_tb 2,4(Р_tb 30).т

Класс бетона В15 (М200) применяется для двухстадийного строительства.

Марку бетона по морозостойкости следует принимать по табл. 1.

Проектный
класс бетона
Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для
районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее
холодного месяца, °С
от 0 до -15°С ниже -15°С
В5 50 50
В7,5 50 50/75*
В10 50/75* 50/75*
В12,5 50/75* 50/100*
В15 100 100

* Минимальные марки бетона по морозостойкости при проектировании конструкций дорожных одежд со сроком службы более 20 лет.

2.3. Требования к бетону по прочности и морозостойкости должны быть обеспечены в возрасте 28 сут или 90 сут.

Назначение марки бетона в возрасте 90 сут допускается при применении смешанных вяжущих (цемент + активная минеральная добавка) с целью экономии цемента, при этом в возрасте 28 сут должна быть обеспечена прочность на сжатие не ниже 50% марочной. При этом требуется технико-экономическое обоснование конструктивных решений.

3. Требования к материалам для "тощего" бетона

3.1. В зависимости от наибольшей крупности зерен заполнителей "тощие" бетоны делятся на:

- мелкозернистые - до 5 мм;

- крупнозернистые - до 40 мм.

Наибольший размер зерен ограничен 40 мм из условия обеспечения устойчивости гранулометрического состава щебня в бетонной смеси при уплотнении укаткой.

3.2. Материалы, применяемые в "тощих" бетонах, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-85, ГОСТ 7473-94, ГОСТ 25192-82, ГОСТ 26633-91, ГОСТ 24640-91, ГОСТ 23732-79.

ГАРАНТ:

3.3. Щебень должен подразделяться на фракции 5(3)-10; 10-20; 20-40 мм. Соотношение между ними устанавливается экспериментально по наибольшей плотности смеси. Допускается применение щебня непрерывной гранулометрии фракций 5-20(25) при содержании частиц мельче 10 мм не менее 35-40%.

3.4. Суммарное содержание пылевидных и глинистых частиц в песке и щебне допускается до 10% при условии, что бетоны, приготовленные на этих заполнителях, по прочности и морозостойкости удовлетворяют требованиям п. 2.2.

3.6. Для снижения расхода цемента и регулирования сроков схватывания и твердения в жесткие бетонные смеси рекомендуется вводить химические добавки пластифицирующего действия (приложение 4 ГОСТ 26633-91).

Добавки и их количество выбирают в зависимости от технологии производства работ и проектных характеристик бетона.

Дозировку добавок уточняют при экспериментальной проверке состава бетона.

В жестких бетонных смесях эффективность действия добавок наблюдается при более высоких, чем традиционные, расходах.

Повышенные дозировки добавки применяют в качестве замедлителя схватывания при температуре воздуха выше 25°С.

3.7. Вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-79.

4. Проектирование состава "тощего" бетона

4.1. При проектировании cостава "тощего" бетона необходимо руководствоваться общими положениями проектирования цементобетонных смесей с учетом особенностей технологии строительства. При этом должны быть заданы:

- средний уровень прочности получаемого бетона, принимаемый в соответствии с ГОСТ 18105-86, п. 2.2 и ГОСТ 27006-86, с учетом фактической однородности бетона и планируемых мероприятий по ее повышению;

- требуемая марка по морозостойкости;

- требуемая жесткость бетонной смеси для принятой технологии укладки и уплотнения. Жесткость смеси назначается при выходе из смесителя и на месте укладки с учетом времени транспортировки;

- вид и крупность заполнителей;

- вид и марка цемента.

4.2. Компоненты бетонной смеси должны быть испытаны по стандартным методикам для определения показателей их качества и соответствия их требованиям ГОСТ 26633-91.

4.3. Проектирование состава "тощего" бетона производят в специализированных аттестованных в установленном порядке на этот вид деятельности лабораториях или в научно-исследовательских институтах любыми методами, обеспечивающими при минимальном содержании цемента заданные свойства бетонной смеси, в том числе расчетно-экспериментальным методом абсолютных объемов, а также по методу максимальной плотности. Правильность проектирования должна быть подтверждена результатами испытания контрольных образцов.

4.4. Водоцементное отношение в "тощих" бетонах должно определяться расчетным путем в зависимости от требуемой прочности бетона и активности цемента. Ориентировочный расход воды для жестких бетонных смесей на 1 м3 следует назначать, кг (л):.

120-145 - для щебеночных заполнителей с водопоглощением от 0,1 до 2%;

145-165 - для щебеночных заполнителей с водопоглощением от 2 до 8%.

При использовании в качестве крупного заполнителя гравия расход воды уменьшается на 5-10 л.

4.5. Коэффициент раздвижки зерен крупного заполнителя раствором при проектировании состава следует назначать в пределах 1,3-1,5 для бетона класса В15 и до 1,8 для бетонов класса менее В15.

4.6. Расходы цемента определяются расчетом с учетом п. 1.4.7 ГОСТ 26633-91.

4.7. Расчетный состав бетона должен быть экспериментально проверен по следующим критериям:

- прочности и морозостойкости образцов из бетона заданной жесткости.

5. Конструирование дорожной одежды с основанием из "тощего" бетона

5.1. Дорожную одежду с асфальтобетонными покрытиями на основании из "тощего" бетона следует проектировать преимущественно на дорогах I-III категории с тяжелым и интенсивным движением. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается устройство ее на дорогах IV категории.

5.2. К конструкциям дорожной одежды с основанием из "тощего" бетона предъявляются следующие требования:

- обеспечение требуемой прочности и долговечности под действием движения транспортных средств и влияния природно-климатических факторов;

- обеспечение ровности и получение высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорожных одежд;

- возможность комплексной механизации работ;

- экономичность конструкции и технологических решений.

5.3. Толщину конструктивных слоев рассчитывают с учетом состава и интенсивности движения, модуля упругости земляного полотна и климатических условий района строительства.

Прочностные и деформативные характеристики бетона принимают в соответствии с ВСН 197-91.

ГАРАНТ:

Взамен ВСН 197-91 распоряжением Минтранса РФ от 3 декабря 2003 г. N ОС-1066-р с 1 января 2004 г. введены в действие Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд

5.4. Толщины слоев основания из "тощего" бетона и асфальтобетонного покрытия рассчитывают в соответствии с ВСН 197-91 или приложением 1 настоящих Рекомендаций. Отличительной особенностью расчета по приложению 1 является учет межремонтных сроков службы отдельных слоев и дорожной одежды в целом.

5.5. Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость, а также назначение мер по повышению трещиностойкости слоев с учетом возможности использования местных материалов.

5.6. Расчетный срок службы дорожной одежды в целом устанавливается не менее 25 лет.

Сроки службы верхнего слоя покрытия устанавливаются в соответствии с межремонтными сроками в зависимости от региона строительства и интенсивности движения по ВСН 41-88.

5.7. Толщину основания из "тощего" бетона принимают не менее 15 см. В случае, когда основание в течение длительного времени (но не более 1-го года с момента укладки) используется для движения транспорта, его устраивают из бетона класса В15 толщиной не менее 20 см.

5.8. Толщину асфальтобетонных слоев определяют расчетом в зависимости от категории дороги и толщины основания. При этом, исходя из условия обеспечения сдвигоустойчивости и возможности устройства двухслойного покрытия, суммарная толщина слоев покрытия должна быть не менее 8,0 см.

5.9. С учетом мирового и отечественного опыта избежать появления трещин в таких конструкциях практически невозможно.

Возникновение трещин на покрытии связано с природой материалов основания и сегодня не существует эффективных методов предотвращения появления отраженных трещин, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт.

Речь может идти только о регулируемом трещинообразовании. С этой целью в основании для предотвращения хаотического образования трещин рекомендуется нарезать швы.

Расчетным путем на стадии проектирования определить максимальное расстояние между швами из-за влияния различных факторов не представляется возможным.

5.10. В основании из "тощего" бетона классов В10; В12,5; В15 рекомендуется устраивать швы сжатия через 12-15 м. Расстояние между швами может быть уточнено в зависимости от толщин слоев, качества асфальтобетона и климатических условий района строительства по согласованию с организацией-разработчиком. Швы нарезают в затвердевшем бетоне на глубину 1/4 толщины слоя одним диском минимальной толщины. Заполнение швов мастикой не производится. Армирование швов сжатия не требуется, так как нагрузка с плиты на плиту передается за счет зацепления смежных стенок шва.

Для повышения эффективности такого решения в асфальтобетонном покрытии послойно нарезают швы над швами в основании. Швы в верхнем слое асфальтобетонного покрытия заполняют специальными герметизирующими материалами - мастиками битумно-полимерными типа "Biguma" или "Новомаст".

5.11. С учетом конкретных условий строительства и принятой конструкции дорожной одежды допускается, по согласованию с Заказчиком и проектной организацией, не устраивать швы сжатия.

5.12. Если швы в основании не устраивают, то между слоями основания из "тощего" бетона и асфальтобетонным покрытием при соответствующем технико-экономическом обосновании рекомендуется устраивать трещинопрерывающие прослойки из зернистых материалов, обработанных битумом, или рулонных материалов. Такие решения должны быть технологичными и доказавшими свою эффективность в отечественной практике строительства. С учетом последнего допускается также армирование слоев покрытия сетками из различных материалов.

Зернистые прослойки и рулонные материалы следует укладывать по предварительно подгрунтованному слою.

5.13. Швы расширения в основаниях из цементобетона не устраивают.

В конце рабочей смены и при перерывах в бетонировании более двух часов устраивают рабочий шов. Швы рабочие устраивают с установкой штыревых соединений для улучшения передачи нагрузки с плиты на плиту в соответствии с ВСН 139-80.

5.14. На дорогах I и II категории перед мостами и путепроводами рекомендуется устраивать компенсационные швы, предназначенные для обеспечения в течение длительного срока эксплуатации устойчивости и проектного положения искусственных сооружений, нарушение которых возможно в жаркий период года за счет достаточно высоких напряжений сжатия, возникающих в цементобетонном основании.

5.15. Продольный шов в основании из "тощего" бетона шириной менее 11,50 м не устраивают.

5.16. При устройстве основания из "тощего" бетона с последующей укаткой для повышения качества уплотнения краевых участков и улучшения работы всей конструкции под нагрузкой ширину основания следует увеличивать на 0,25 м с каждой стороны.

6. Технология производства работ при устройстве оснований из "тощего" бетона

6.1. Приготовление и транспортирование бетонной смеси.

6.1.1. Смеси "тощего" бетона рекомендуется приготавливать в смесителях принудительного перемешивания как непрерывного, так и циклического действия и в другом оборудовании, обеспечивающем требуемое качество перемешивания.

При неудовлетворительном качестве перемешивания следует уменьшать скорость подачи компонентов смеси.

Для обеспечения однородности выпускаемой смеси и предотвращения ее расслоения бетоносмесительные установки рекомендуется оборудовать бункерами-накопителями.

6.1.2. В процессе приготовления бетонной смеси дозировка материалов при автоматическом режиме взвешивания должна производиться по массе в соответствии с ГОСТ 7473-94.

6.1.3. Химические добавки в бетонную смесь вводят с водой затворения.

6.1.4. Транспортирование "тощего" бетона осуществляется в соответствии с ГОСТ 7473-94.

При транспортировании смесь должна быть защищена от влагопотери или переувлажнения.

Доставка должна осуществляться по часовому графику, разработанному с учетом производительности укладочных машин.

6.1.5. В случае ведения бетонных работ при температуре наружного воздуха более 25°С во избежание ускоренного схватывания и увеличения жесткости бетонной смеси обязательно введение добавки ЛСТ в количестве до 1% от массы цемента или других замедлителей схватывания.

Время транспортирования смеси "тощего" бетона без добавок-замедлителей при температуре до 20°С не должно превышать 1 ч, с добавками - 1,5 ч, при температуре более 20°С - соответственно 30 и 45 мин.

6.2. Устройство основания из бетонной смеси.

6.2.1. Устройство основания из "тощего" бетона производится по технологическому регламенту, разработанному и утвержденному в установленном порядке.

6.2.2. Работы по устройству оснований из жестких бетонных смесей следует производить при температуре воздуха более 5°С.

6.2.3. Жесткую бетонную смесь укладывают на хорошо уплотненный, спланированный и тщательно очищенный нижележащий слой.

6.2.4. Для предотвращения потерь влаги бетонной смесью и обеспечения качественного уплотнения перед укладкой жесткой бетонной смеси подстилающий слой основания увлажняют из расчета:

- 0,5 л/м2 - при температуре воздуха до 25°С;

- 1,0 л/м2 - при температуре воздуха 25°С и выше.

6.2.5. Жесткую бетонную смесь по подстилающему слою следует распределять машинами, оснащенными автоматической системой выдерживания ровности:

- профилировщиком или бетоноукладчиком из комплекта машин типа ДС-110;

- универсальным асфальтоукладчиком ДО-199 (Николаевского завода "Дормашина"), "Титан" фирмы "АБГ-Ингерсолл Рэнд" (ФРГ-США), фирмы "Блау Нокс" (Англия) и т.п.

Универсальные асфальтоукладчики позволяют обеспечить наиболее высокий уровень качества укладки.

Допускается распределять жесткую бетонную смесь автогрейдерами или щебнеукладчиками с тщательным нивелировочным контролем.

В этих случаях укладку смеси можно производить с предварительной установкой рельс-форм, упорных брусьев и без них. В последнем случае для обеспечения качественного уплотнения распределение смеси производят на ширину, превышающую проектную на 0,25 м с каждого свободного края.

Смесь в основание можно укладывать полосами шириной не более 11,50 м.

6.2.6. Укладку смеси следует вести отдельными захватками длиной 30-40 м, чтобы обеспечить задел для распределяющих и уплотняющих механизмов. Распределенная и спрофилированная бетонная смесь должна немедленно уплотняться. Толщина распределенного слоя должна быть на 15-20% больше толщины в уплотненном состоянии и уточняться по ходу работы.

Дефекты поверхности основания (впадины, разрывы) при укладке смеси должны быть устранены после первого прохода уплотняющих средств.

Интервал от выпуска жесткой бетонной смеси до окончательного уплотнения не должен превышать трех часов, а в случае применения замедлителей схватывания - четырех часов в зависимости от их свойств.

6.2.7. Механизмы для уплотнения бетонной смеси следует выбирать из условия возможности уплотнения смеси преимущественно в один слой.

Уплотнение цементобетонной смеси осуществляется звеном катков.

Состав звена катков и режим их работы определяется пробной укаткой из условия обеспечения скорости движения потока, требуемой плотности и с учетом ограничений по времени, изложенных в п. 6.2.6 настоящих Рекомендаций, количество, тип и режим работы катков определяется по результатам пробного уплотнения.

В зависимости от типа применяемых уплотняющих механизмов разрабатывается технологическая схема уплотнения.

Укатка должна производиться от обочин к оси дороги (рис. 1). Вальцы катков в течение всего времени уплотнения смеси должны быть чистыми. Остановка катков во время укатки на свежеуложенной смеси не допускается.

При такой схеме уплотнения между двумя смежными полосами образуется так называемый "свежий" шов (уплотнение смежной полосы произведено не более чем через 90 мин).

Если смежная полоса будет уложена позднее, чем через 90 мин, то образуется так называемый продольный "холодный" шов (бетон затвердел) (рис. 3, этап I). Перед распределением смеси на смежной полосе вертикальная поверхность края затвердевшего бетона тщательно очищается и смачивается водой (этап II).

При распределении бетонной смеси на второй полосе в примыкающей зоне свежий бетон перекрывает уложенную полосу затвердевшего бетона на ширину 7,5-8 см (этап III). На этой полосе (7,5-8 см) смесь вручную перемещают в сторону свежеуложенного бетона, образуя валик (этап IV), и затем катком (с выключенным вибратором) уплотняют шов, захватывая полосу свежеуложенного бетона шириной 30 см (не менее двух проходов (этап V).

До достижения требуемой плотности уплотнение повторяют по приведенной схеме. В течение процесса уплотнения каток с включенными вибраторами останавливать нельзя. Вибраторы выключают за 1-1,5 м до остановки катка. В противном случае образуются просадки на покрытии. Машинист должен регулировать скорость движения катка (3-3,2 км/ч), амплитуду и частоту колебаний вальца.

После двух проходов катками на пневмошинах рекомендуется сразу же производить уплотнение виброкатком, следом за которым можно использовать легкий двухвальцовый каток.

6.2.8. Вибраторы необходимо включать и выключать за пределами уплотняемой полосы при движении катка.

6.2.9. В исключительных случаях при необходимости остановки катка на уплотняемом слое следует предварительно выключить вибрацию за 1,5-2 м до полной остановки катка.

6.2.10. Очищать и увлажнять вальцы катка следует за пределами уплотняемого слоя.

6.2.11. Во время уплотнения цементобетонной смеси катки должны быть в непрерывном и равномерном движении. Запрещается останавливать катки на неуплотненном слое или резко менять направление движения.

6.2.12. Переезд катка с одной уплотняемой полосы на другую необходимо осуществлять только по ранее уплотненному участку.

6.2.13. Бетонную смесь уплотняют до плотности, характеризующейся коэффициентом уплотнения К=0,98 от полученной при подборе бетона. Ориентировочным признаком окончания уплотнения является отсутствие следа на поверхности слоя при проходе тяжелого катка. Окончательное заключение о достигнутой степени уплотнения следует давать по результатам лабораторного контроля.

6.2.14. Швы сжатия нарезают в затвердевшем бетоне одним диском в соответствии с проектом, ВСН 139-80 и требованиями п. 5.10 настоящих Рекомендаций.

6.2.15. Рабочие швы в конце смены следует устраивать с помощью металлических упорных конструкций на всю ширину и высоту укладываемого слоя. Допускается устраивать рабочий шов с применением деревянных упорных досок. Конструкции или упорные доски следует закреплять штырями. Вдоль рабочего шва смесь необходимо дополнительно уплотнять трамбовками с отделкой поверхности вручную, подсыпая смесь на полосе шириной до 0,50 м. В начале следующей смены доску следует убрать и смесь уложить в стык к ранее уложенной.

Как правило, рабочие швы должны совпадать с предусмотренными проектом швами сжатия.

Допускается в конце смены производить раскатку бетона с образованием пандуса с последующей обрезкой бетона нарезчиком швов и образованием рабочего шва на всю проектную толщину и ширину сечения.

6.2.16. Уход за бетоном из жесткой бетонной смеси следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 п. 12.25; п. 12.26 и ВСН 139-80.

Уход за свежеуложенным бетоном должен осуществляться сразу после окончания уплотнения и продолжаться до набора проектной прочности или до устройства слоев покрытия.

6.2.17. Наиболее эффективно перекрытие основания слоями асфальтобетона сразу после уплотнения и отделки поверхности с перерывом между укладкой слоев не более 4 ч, не допуская высыхания бетона. В этом случае уход за бетоном не производится.

Если по условиям производства работ перекрытие бетона основания сразу после его укладки невозможно, то устройство вышележащих слоев покрытия разрешается производить при достижении бетоном основания прочности не менее 70% от проектной.

6.2.18. Движение построечного транспорта и регулярного транспорта по покрытию, устроенному без технологического перерыва, разрешается после набора цементобетоном 70% марочной прочности.

7. Контроль качества

7.1. Контроль качества жесткой бетонной смеси, бетона, а также качества строительства оснований должен производиться в соответствии с общими требованиями ВСН 139-80 и настоящих Рекомендаций.

7.2. При приготовлении и укладке бетона лаборатория обязана вести техническую отчетность, а также текущий контроль за:

- качеством материалов (наибольшая крупность заполнителя, влажность);

- правильностью хранения материалов;

- качеством приготовления бетонной смеси;

- соответствием прочности бетона заданному классу;

- транспортированием, распределением и уплотнением бетонной смеси;

7.3. Учитывая технологические особенности строительства конструктивных слоев дорожных одежд из "тощего" бетона, лаборатория дополнительно должна проверять:

- степень уплотнения уложенного слоя бетона на полную толщину методом лунки или прибором КП-120 (приложение 2) из расчета трех замеров на 10000 м2 основания с соответствующими записями в журнале контроля производства работ;.

- влажность и жесткость бетонной смеси на месте производства работ (приложение 3);

- ровность уложенного слоя в продольном и поперечном направлении;

- определять сроки нарезки швов;

- качество нарезки швов.

7.4. Качество производства работ оценивают:

- по данным лабораторного контроля на заводе и месте работ (результаты испытания исходных материалов и контрольных образцов, состав бетона, журналы производства работ);

- на основании визуального и инструментального обследований покрытия;

- испытанием бетонных образцов-кернов, взятых из покрытия и основания.

На отобранные керны составляют акты с указанием времени и места их взятия. Керны испытывают в соответствии с методикой, изложенной в приложении 3 ВСН 139-80.

8. Требования безопасности

8.1. К работам по строительству автомобильных дорог с цементобетонным покрытием и основанием из жестких бетонных смесей допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные медицинской комиссией годными к данной работе и прошедшие инструктаж в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79.

ГАРАНТ:

Взамен ГОСТ 12.0.004-79 постановлением Госстандарта СССР от 5 ноября 1990 г. N 2797 введен в действие ГОСТ 12.0.004-90

8.2. Для работы на дорожно-строительных машинах и механизмах следует иметь соответствующее удостоверение, на тягаче с прицепным дорожным механизмом - специальное обучение и практическую подготовку.

8.3. Все работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты.

8.4. При приготовлении смеси необходимо соблюдать Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (М., Транспорт, 1979).

8.5. Подъезд под загрузочный бункер смесительной установки и выезд из-под него автосамосвалов должен происходить только после сигнала машиниста (оператора) установки. Место подъезда должно постоянно очищаться от просыпавшегося материала.

8.6. Застрявшую в кузове смесь выгружают стоя на земле инструментом (скребком, лопатой) с рукояткой длиной не менее 3 м.

8.7. При распределении бетонной смеси автогрейдером скорость его должна быть минимальной, расстояние между бровкой насыпи и внешними (по ходу) колесами - не менее 1 м (расстояние может корректироваться в зависимости от конкретных условий работ).

8.8. При работе катков на пневматических шинах необходимо соблюдать требования указанных выше Правил техники безопасности (п.п. 4.104-4.ПО).

8.9. При нарезке швов в затвердевшем бетоне необходимо соблюдать следующие требования:

- пользоваться защитными очками и исправным защитным кожухом режущих дисков;

- не регулировать и не перемещать машину во время нарезки (при вращающихся дисках), а также не работать при незафиксированном положении диска.

8.10. При работе с химическими добавками (ЛСТ, 135-41, СНВ, 119-215) следует соблюдать меры предосторожности. При попадании добавок на кожу вымыть ее чистой водой с мылом, при попадании в глаза - промыть чистой водой.

8.11. При уходе за свежеуложенным бетоном с применением пленкообразующих материалов соблюдают те же Правила техники безопасности п.п. 5.70-5.78 и 11.27-11.33, а при хранении - п.п. 11.1-11.19.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из "тощего" бетона (приняты и введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-459-р)

Текст документа приводится по официальному изданию Минтранса России (Москва, 2003 г.)

Дата введения 1 июня 2003 г.

1. Разработаны Государственным унитарным институтом Росдорнии

Внесены Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации

2. Приняты и введены в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N ОС-459-р

Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
ИЗ "ТОЩЕГО" БЕТОНА

1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным институтом Росдорнии.

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 N ОC-459-p.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические рекомендации составлены на основании исследований, проведенных ГП "Росдорнии" в 1975-2002 гг.

При разработке Методических рекомендаций учтен и обобщен опыт работы в этом направлении Союздорни, НИИМосстроя и накопленный производственный опыт Центродорстроя, Вологодавтодора, Управления дорог Тюменской области, Магаданавтодора, Алтайавтодора, ПРСО "Росавтомагистраль", Дирекции автомобильной дороги Воронеж-Ростов, при строительстве МКАД.

В Методических рекомендациях учтен зарубежный опыт проектирования и строительства дорожных одежд из "тощего" бетона.

Рекомендации содержат требования к бетону для оснований из смесей повышенной жесткости, материалам для его приготовления, методы проектирования составов бетона, основные положения по конструированию дорожных одежд со слоями из бетона, технологии строительства оснований из смесей повышенной жесткости, а также методы лабораторного и полевого контроля качества.

Приведена методика расчета дорожной одежды с учетом межремонтных сроков службы, дающая возможность варьировать и оптимизировать толщины конструктивных слоев и обеспечивающая проектирование экономичных конструкций.

С учетом накопленного опыта предложено нарезать швы в цементобетонном основании и асфальтобетонном покрытии через 15 м, что обеспечивает защиту покрытия от дальнейшего растрескивания и разрушения трещин и позволяет снизить затраты на содержание швов.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук Л.Б.Каменецким и инж. О.Н.Нагаевской.

Авторы выражают благодарность специалистам Союздорнии и Центродорстроя, Федерального управления автомобильных дорог "Северный Кавказ" и других организаций за замечания, высказанные при рецензировании.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации предназначены для конструирования, расчета и строительства оснований из "тощих" бетонов под капитальные типы покрытия.

1.2. Такие конструкции дорожных одежд по сравнению с основаниями из несвязанных материалов обладают повышенной долговечностью и обеспечены защитой от образования сетки трещин, просадок и колейности.

1.3. Под "тощим" бетоном понимается тяжелый бетон классов В5; В7,5; B10; B12,5; B15, получаемый из жестких смесей, уплотняемых укаткой.

1.4. Экономичность дорожных одежд с покрытиями и основаниями из жестких укатываемых смесей обеспечивается за счет простоты технологии производства работ, применения местных каменных материалов и вторичных промышленных ресурсов, экономии цемента, а также за счет возможности устройства вышележащих конструктивных слоев дорожной одежды без технологического перерыва, обязательного при строительстве оснований из пластичного бетона.

1.5. Преимуществом "тощего" бетона по сравнению с грунтами и каменными материалами, укрепленными цементом, являются более высокая однородность и прочность таких бетонов при более низком или одинаковом расходе цемента.

1.6. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд с основаниями из "тощего" бетона рассчитывают по методике, изложенной в настоящих Рекомендациях.

2. ТРЕБОВАНИЯ К "ТОЩЕМУ" БЕТОНУ И БЕТОННОЙ СМЕСИ

2.1. Для устройства оснований применяют жесткие бетонные смеси, характеризующиеся удобоукладываемостью 40-90 с, определяемой по прибору типа Вебе или другими методами, указанными в ГОСТ 10181-2000 с применением переходных коэффициентов. Выбор жесткости смеси определяется имеющимся распределяющим и уплотняющим оборудованием.

2.2 "Тощий" бетон по прочности должен иметь показатели прочности, соответствующие следующим классам (или маркам):

- по прочности при сжатии: В5 (М75); В7,5 (M100); B10 и В12,5(М150); В15(М200);

- по прочности на растяжение при изгибе: 1,2 (15); 1,6 (20); 2,0 (25); 2,4 (30).

Класс бетона В15 (M200) применяется для двухстадийного строительства.

Марку бетона по морозостойкости следует принимать по табл.1.

Проектный класс бетона

Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С

Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из "тощего" бетона

1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным институтом Росдорнии.

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 N ОC-459-p.

Тощий бетон: состав, популярные марки и характеристика

Тощий бетон: состав, популярные марки и характеристика

При проведении любых строительных работ важно правильно выбрать материалы и технологию возведения сооружений. Для сооружения прочных оснований часто используется раствор тощего бетона. Благодаря особым характеристикам с ним проще работать, а процесс изготовления не занимает много времени и силовых ресурсов.

Тощий бетон — что это такое

Это материал с низким содержанием цемента и воды в составе, но в то же время с повышенным содержанием щебня. По размеру и типу заполнителя он бывает: мелкозернистый или крупнозернистый. Изготавливается бетон из жесткой смеси, при строительстве его равномерно распределяют по поверхности, затем с помощью катка или виброплиты уплотняют.

Благодаря составу смесь стоит относительно недорого, при этом является достаточно прочной для определенных видов работ. Наличие в составе небольшого количества цемента и воды не дает раствору быстро застывать, что позволяет производить транспортировку материала на дальние расстояния.

Технология приготовления тощего бетона довольно простая, его можно замешать сразу на строительной площадке.

Где он применяется

Укладка дороги

Тощий бетон имеет низкую прочность, что определяет сферы его использования. В основном раствор используют при:

  • устройстве основания под фундамент различных строений;
  • заливке основы под тротуары, дорожные полотна и асфальтовые площадки;
  • изготовлении цементных стяжек или бетонных подушек высотой не более 9 см;
  • монтаже основания бассейнов;
  • устройстве перекрытий на грунте.

Материал также используют для сооружения лестниц, плит, блоков и балюстрад. Основная задача материала заключается в стабилизации грунтового покрытия и его упрочнения при начале строительства объектов.

Пропорции компонентов в растворе также влияет на его сферу применения.

Состав тощего бетона по ГОСТ

Точного определения этого материала в регламенте ГОСТ не упоминается, несмотря на то, что эти стандарты определяют правильность изготовления растворов мелкозернистых бетонных смесей. Можно найти термин в «Методических рекомендациях по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона». Этот документ на данное время является рабочим, и был согласован со службой при Министерстве транспорта РФ.

В методическом пособии описаны характеристики бетона:

  1. По прочности сжатия соответствует маркам: В5 — М75; В7,5 — М100; В10-12,5 — М150; В15 — М200.
  2. Может быть мелкозернистым, при размере зерен — до 5 мм, и крупнозернистым — до 40 мм.
  3. Фракции щебня — 5-10; 10-20; 20-40 мм. Соотношение определяется экспериментальным путем, используя наиболее плотную смесь.
  4. Если бетоны замешаны на основании песка и щебня, допускается содержание глинистых и пылевидных частиц до 10%.
  5. Вяжущие вещества, используемые в смесях, — шлакопортландцемент и портландцемент маркой не ниже М300.
  6. Для регулирования времени схватывания бетонных смесей рекомендуется добавлять химические пластификаторы.
  7. Вода при производстве смеси должна отвечать требованиям, описанным в ГОСТ 23732-79.
Вы используете в строительстве тощий бетон?

Коэффициент уплотнения

Как любому материалу, тощему бетону свойственна деформация. При правильной укладке он становится прочным и долговечным. Растворы данного вида укладываются при использовании виброплиты или катка. Этот процесс называется уплотнением. Он помогает распределить раствор по выбранной форме, улучшает сцепление всех компонентов и вытесняет ненужный воздух.

Специалисты при работе в лабораториях способны правильно рассчитать данный коэффициент.

Какие бывают марки тощего бетона

Всего можно встретить 5 марок: М50, М75, М100, М150 и М200. Первые две марки в данное время активно не используются.

Тощий бетон

Популярная марка, которая востребована на российском рынке. Несмотря на низкие прочностные характеристики, она подходит для выполнения конкретных работ: укладка чернового пола, устройство дорожек и тротуаров, площадок для парковки. При этом марка М100 является самой доступной.

При благоустройстве города или загородных сооружений бетон используют для площадок отдыха и малых архитектурных форм. Для создания дополнительной прочности и морозостойкости применяют специальные добавки. Материал замешивается непосредственно на строительной площадке или поставляется с помощью самосвалов. Длительное время схватывания позволяет качественно распределить смесь по поверхности.

Применяется для устройства основания ленточного или монолитного фундамента, а также для придания стабильности грунту. Еще одна довольно распространенная сфера применения — стяжки и полы. Также материал подходит для благоустройства пространств в городе или частном секторе. Тощий бетон применяют для бетонирования пешеходных дорожек и паркинга.

Активное использование материала обусловлено его характеристиками водонепроницаемости и устойчивости к низким температурам.

В строительстве дорог данный материал применяется при устройстве бульваров, жилых улиц, автомобильных проспектов. Автотрассы имеют основание, выполненное из тощего бетона, сверху на которое укладываются более прочные бетонные смеси. В таком случае марка М150 обеспечивает долгий срок службы.

Укладка автострады

Характеристики прочности тощего бетона М200 приближаются к показателям тяжелого, к тому же марка является самой прочной из всех. Учитывая это, материал используют:

  • в качестве основания под фундаменты;
  • для устройства самих фундаментов;
  • в качестве «подушки» полотна автострады;
  • для формирования фигурных плиток тротуара;
  • для устройства стяжек;
  • при возведении различных перекрытий и стен;
  • во время строительства сооружений.

Строительство жилых зданий довольно часто проводится с применением смеси марки М200. Высокий уровень морозостойкости и водонепроницаемости бетона также позволяет использовать материал для благоустройства объектов, расположенных под открытым небом в районах с пониженными температурами в зимнее время.

Цена за 1 м3 разных марок

Стоимость определяется характеристиками марки. В различных интернет-магазинах можно приобрести материал с доставкой. Приблизительные цены бетона на основе гравия:

  1. М100 — 2700-3150 руб.
  2. М150 — 2800-3400 руб.
  3. М200 — 2900-3500 руб.
  4. М250 — 3000-3500 руб.

Цены за 1 куб.м. бетонной смеси на основе гранита немного ниже, чем на основе гравия. Разница в среднем составляет от 100 до 160 руб. на 1 куб.м.

При проведении строительства в зимнее время необходимо отдельно приобрести противоморозные добавки, их стоимость составляет от 150 до 350 руб. в зависимости от марки.

Особенности транспортировки

Транспортировка бетона

Самый малозатратный и простой способ транспортировки — это перевозка с помощью самосвала, благодаря длительному времени схватывания раствора. При транспортировке очень важно обеспечить правильный режим температуры и влажности, чтобы защитить бетон от излишнего переувлажнения или пересыхания. При несоблюдении условий может ухудшиться качество строительного материала.

Лучше всего заказывать готовый бетон у производителей, так как они придерживаются точных пропорций компонентов, используя автоматическое взвешивание. При перемешивании ингредиентов используют специальные смесители, которые имеют непрерывное или циклическое действие смешивания. Для получения однородной смеси без расслаивания бетоносмесители снабжают бункерами-накопителями.

Устройство основания из тощего бетона

Такое основание готовят для укладывания полотна автодороги или при строительстве зданий и сооружений. Работы по укладке проводятся сразу после замешивания раствора.

При температуре воздуха выше 25 о С, в смесь добавляются пластификаторы, которые делают материал более пластичным, замедляя его схватывание.

Перед укладкой основания грунтовый слой необходимо подготовить: очистить, затем выровнять. Следующим этапом производится укладка щебеночно-песчаного слоя. Для этого используют мелкозернистый кварцевый песок и смесь мелкодисперсного щебня (5-10 мм). Используя механизированные или ручные устройства утрамбовки, смесь вдавливают в почву, создавая основу для последующих работ.

Затем укладывается основание из тощего бетона. Бетонная стяжка монтируется по принципу чистового пола с использованием маяков. Однако требования по качеству к бетонной стяжке основания не такие жесткие. Такой порядок укладки используется также для подготовки подбетонки для монолитной плиты жилого здания. Однако при этом размер щебня не должен быть меньше 20-40 мм.

Некоторые строительные работы не требуют высоких показателей прочности от бетонной смеси. Поэтому намного выгоднее использовать популярные марки тощего бетона. Основание под фундамент здания, пешеходные дорожки, паркинги и автострады, выполненные из данного материала, будут прочными и долговечными. К тому же такие конструкции соответствуют нормам и стандартам морозостойкости и водонепроницаемости.

Распоряжение Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N OC-459-p "O введении в действие "Методических рекомендаций по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона"

В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций по повышению долговечности оснований дорожных одежд из тощего бетона и совершенствованию конструктивных и технологических решений при строительстве автомобильных дорог:

1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 июня 2003 г. "Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона" (далее - Рекомендации).

2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (конструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных, на их внедрение при осуществлении работ по проектированию, строительству и реконструкции дорожных одежд.

3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов - Российской Федерации рекомендовать использование Рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение при осуществлении работ по проектированию, строительству и реконструкции дорожных одежд,

4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов ВВ) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке подготовить к изданию и организовать распространение Рекомендаций в организациях, упомянутых в п. 2 настоящего распоряжения,

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Департамент строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Распоряжение Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N OC-459-p "O введении в действие "Методических рекомендаций по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона"

Читайте также: