Материал монтессори коричневая лестница

Обновлено: 14.05.2024

Экскурсия в мир Монтессори-материалов: сенсорный материал «Коричневая лестница»

Продолжаем наше знакомство с миром Монтессори-материалов. В прошлый раз мы рассказали вам о том, что такое «Розовая башня» и как мы с ней работаем. Сегодня поговорим о другом сенсорном материале – Коричневой лестнице.

Коричневая лестница Монтессори

Монтессори-материал «Коричневая лестница» также служит для развития зрительного восприятия размеров, развития моторных навыков, навыков упорядочивания, координации движений и служит для усвоения характеристик объема предметов: «толстый», «тонкий», а также понятий «толще», «тоньше», и превосходных определений «самый толстый», «самый тонкий». Косвенной целью работы с этим материалом является подготовка к обучению математике, поскольку, работая с ним, мы оперируем числами от 1 до 10.

Материал может использоваться и как самостоятельное пособие, и в комплекте с другими Монтессори-материалами (например, с Розовой башней). Работают с этим материалом дети от 2,5 лет. Он состоит из 10 плотных деревянных брусков коричневого цвета (либо из неокрашенного дерева). Длина брусков – 20 см, ширина – от 1 до 10 см.

Основная задача, которая ставится при работе с этим материалом – это постройка лестницы в соответствии с изменением величины брусков, то есть, построение ряда.

Как проходит работа с материалом?

Бруски выкладываются в беспорядке на светлый ковер (чтобы был контраст покрытия и материала), и педагог выкладывает их перед ребенком в порядке убывания, начиная с самого толстого бруска. Лучше, чтобы ребенок сам перенес все бруски с полок на коврик – это поможет ему почувствовать с помощью разных органов восприятия разницу между объемом и весом каждого из них, и это тоже станет частью обучения.

Сначала педагог показывает, как строят лестницу, последовательно выкладывая на коврик все бруски, начиная с самого большого. Параллельно педагог комментирует свои действия и называет размеры брусков: «самый толстый», «тоньше», «самый тонкий». После того, как все бруски будут выложены, они образуют лестницу, и ребенок может потрогать эту лестницу, чтобы тактильно ощутить разницу в толщине и таким образом лучше запомнить ее. Можно сделать так, чтобы ребенок попробовал скатить деревянный шарик с лестницы – детям нравится этот процесс – и, кроме того, он является контролем результата: если лестница будет построена неправильно, шарик скатится не так, как нужно.

После этого мы просим ребенка разобрать лестницу, беря каждый брусок двумя ручками – для того, чтобы он смог в прямом смысле «пощупать» понятия «толстый» и «тонкий», и лучше запомнить их. Потом малыш может работать с материалом самостоятельно.

Убираем материал на место: сначала вместе с ребенком, потом он делает это самостоятельно.

Вариации работы с Коричневой лестницей и усложнение задач

Усложнять задачи можно, комбинируя материалы, или нарушая порядок ступенек в лестнице: например, убирая 1-2 ступеньки и прося ребенка восполнить пробелы, установив нужные бруски на свои места. Можно строить вертикальные лестницы и убирать оттуда 1-2 бруска, чтобы ребенок обнаружил несоответствие и восполнил его.

Кроме того, можно:

  • Выкладывать бруски друг за другом в длину – «змея».
  • Ставить бруски вертикально – «забор».
  • Класть бруски друг на друга горизонтально – «стенка».
  • Строить лестницу, начиная с самого маленького бруска.
  • Комбинировать Монтессори-материалы (например, использовать в работе Розовую башню, деревянные шары, или цветные цилиндры).
  • Проводить совместную работу с другими детьми и решать групповые задачи.
  • Переносить опыт и знания, полученные при работе с этим материалом, на окружающий мир: искать толстые и тонкие деревья, сравнивать длину веток, и так далее).

Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в сад и научился увлеченно и сосредоточенно работать? С удовольствием примем в нашу дружную команду вашего малыша-тоддлера (2-3 года) в Тоддлер-группу. Также еще есть места в группе «Вместе с мамой» для деток 1-3 лет в старшей группе (3-6 лет).

Группы работают по адресу: г. Москва, Волжский б-р, 114 А, к.4. Проезд: Текстильщики, Кузьминки, Печатники.

Занятия Монтессори "Коричневая лестница"

Занятия Монтессори

Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.

Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".

Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место.

Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.

Занятия Монтессори "Коричневая лестница"

Занятия Монтессори

Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.

Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".

Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место.

Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.

Методика Марии Монтессори- упражнения "Различения размеров - розовая башня".

Материал: розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см.
Прямая цель: формирование понятий "большой" - "маленький".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.
Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Место для работы - ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Учитель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

Контроль за ошибками: если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.
Дальнейшие упражнения: - вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях:

Словесный урок:большой - маленький, большой - больше - самый большой маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький, больше, чем - меньше, чем. Этот раздел типичен для всех материалов, где составляются какие-либо ряды.
1-я ступень: Учитель выбирает из 10 кубиков самый большой и самый маленький. Понятие будет выработано при помощи трехступенчатого урока. Самый поразительный контраст наиболее эффективен. Остальные кубики остаются на своем месте, чтобы внимание ребенка было направлено только на эти два кубика. Учитель берет самый большой куб, обхватывает его и говорит: "Из этих двух вот этот большой". Затем он берет самый маленький в руку, говорит:" Из этих двух кубиков вот этот маленький". Так как понятие "большой - маленький" необходимо для дальнейшей работы, продемонстрировать его на других кубиках.
2-я ступень: После того, как на 1-й ступени учитель назвал ребенку сопоставление размеров, он может теперь углубить понятие "большой - маленький". В большинстве случаев переход от 1-й ко 2-й ступени происходит немедленно. Он просит ребенка: "Дай мне из этих двух большой куб! Дай мне маленький кубик!" При этом он пробует использовать возможно большее количество вариаций с другими парами кубиков.
3-я ступень: Когда ребенок совершенно уверен в выборе куба, можно перейти к 3-й ступени. Теперь ребенок должен быть в состоянии назвать, большим или маленьким является один куб по сравнению с другим. Перед ребенком ставят пару кубиков и спрашивают: "Какой этот кубик?" Ребенок отвечает: "Большой". - "А этот кубик" - "Маленький!" "Большой - больше - самый большой". "Маленький - меньше - самый маленький".

Из 10 кубиков учитель выбирает 3 самых больших (1-я ступень). Наименьший из них сравнивает с очевидно меньшим четвертым кубом. Показывает на большой куб и говорит: "Этот большой!" Затем указывает на следующий по величине и говорит: "Из трех этот - самый большой!" Так же прорабатывается понятия "маленький - меньше - самый маленький". 2-я и 3-я ступени урока могут относиться только к предметам, выбранным в порядке увеличения их размеров. Они исходят из основного предмета, в данном случае куба, называемого "большим". Назвать отдельный куб можно, лишь сравнивая друг с другом 3 куба. Учитель просит ребенка расположить кубики по возрастанию или убыванию размеров. "Самый большой - самый маленький". При составлении ряда из нескольких кубиков нужно словесно выделить два внешних кубика. "Из кубиков вот этот - самый большой, а этот - самый маленький!" Ребенок выбирает в другом гармонично построенном ряду наибольший и наименьший кубики. "Больше, чем - меньше, чем. В дальнейшем основываются на точном названии величины куба внутри некоторого ряда, например, 10. Учитель берет куб 5 и сопоставляет его с другими кубиками ряда: "Этот меньше, чем те!" При этом он указывает на кубы 6, 7, 8, 9, 10. "Он больше, чем эти!" При этом он показывает на кубы 4, 3, 2, 1.
Применение:
· предложить найти кубы равного размера;
· перенос понятия "большой - маленький" на предметы;
· предложить найти градации величин других предметов.

Методика Марии Монтессори- упражнения "Различие размеров - Коричневая лестница".

Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.
Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.
Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место. Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.
Дальнейшие упражнения:

2.02 Коричневая лестница

2.02 Коричневая лестница

10 призм из дерева, длиной 20 см каждая, окрашенных в коричневый цвет. Длины ребер боковых сторон ( квадратов ) уменьшаются от 10 до 1 см.

Коричневая лестница – ребенок учится визуально различать площади и объемы при изменении двух измерений при постоянном третьем. Косвенно происходит развитие координации движении, концентрация внимания, подготовка к математике и письму, развивается мускульная память, точность, создается сенсорная база для последующего ознакомления ребенка с понятием «толстый - тонкий».

Возможны разнообразные игры (упражнения) с использованием совместно коричневой лестницы и розовой башни.

Изготовитель:
ООО "Монтессори-Питер"
Россия, г. Санкт-Петербург.

2.02 Коричневая лестница

2.02 Коричневая лестница

10 призм из дерева, длиной 20 см каждая, окрашенных в коричневый цвет. Длины ребер боковых сторон ( квадратов ) уменьшаются от 10 до 1 см.

Коричневая лестница – ребенок учится визуально различать площади и объемы при изменении двух измерений при постоянном третьем. Косвенно происходит развитие координации движении, концентрация внимания, подготовка к математике и письму, развивается мускульная память, точность, создается сенсорная база для последующего ознакомления ребенка с понятием «толстый - тонкий».

Возможны разнообразные игры (упражнения) с использованием совместно коричневой лестницы и розовой башни.

Изготовитель:
ООО "Монтессори-Питер"
Россия, г. Санкт-Петербург.

2.02.1 Коричневая лестница (неокрашенная).

2.02.1 Коричневая лестница (неокрашенная).

10 призм из дерева (бук), длиной 20 см. каждая, покрытая лаком. Длины ребер боковых сторон (квадратов) уменьшаются от 10 до 1 см.

Коричневая лестница – ребенок учится визуально различать площади и объемы при изменении двух измерений при постоянном третьем. Косвенно происходит развитие координации движении, концентрация внимания, подготовка к математике и письму, развивается мускульная память, точность, создается сенсорная база для последующего ознакомления ребенка с понятием «толстый - тонкий».

Изготовитель:
ООО "Монтессори-Питер"
Россия, г. Санкт-Петербург.

Монтессори-клуб "Скворечник" в Минске

Больше всего в Монтессори-среде я люблю зону сенсорики, хотя нет - еще математики, ну и космос, конечно). Но все же сенсорика - это волшебство. Интересно, что когда эти материалы видят случайные люди, они совсем не представляют, что с ними нужно делать. Но думают они так лишь в том случае, если они взрослые, а вот если они дети, то быстро разберутся, что к чему. Мне кажется, нет в Монтессори-среде более интуитивно понятного материала для ребенка, чем розовая башня, коричневая лестница, блоки с цилиндрами и коробочки с цветными цилиндрами. О них я сегодня и расскажу.





Для чего нужны сенсорные материалы? Как сейчас помню ответ на этот вопрос еще со времен учебы на курсах Монтессори - сенсорные материалы нужны для развития и утончения чувств. Размер, длина, объем, форма, цвет - все эти свойства предметов мы способны воспринимать с помощью наших чувств, в данном случае - с помощью зрения и осязания. Монтессори-материалы помогают развивать чувства восприятия до максимальных возможностей. Конечно, цвета и формы ребенок способен выучить без специальных материалов, но Монтессори-материалы помогают не просто научиться отличать большой куб от маленького, а красный цилиндр от зеленого, они помогают развить тонкое чувство восприятия предметов в пространстве и во взаимодействии друг с другом. С помощью Монтессори-материалов ребенок учится находить пары одинаковых или похожих предметов, а также выстраивать сериационный ряд - упорядочивать предметы по определенному признаку (от большего к меньшему, например).

Итак, четыре материала, о которых я сегодня хочу рассказать - это базовые сенсорные материалы, основа основ. Работать с ними можно начинать с 1,5 лет. Просто для малышей они имеют упрощенные вариации.

Розовая башня - символ методики Монтессори. Представляет собой десять деревянных кубов, длины ребер которых уменьшаются на 1 см. Работая с башней ребенок учится визуально различать величину, учится сравнивать предметы по размеру, учится строить сериационный ряд, усваивает понятия "большой" и "маленький"


На этом видео вы можете посмотреть классическую презентацию работы с розовой башней, а также вам продемонстрируют то, как ребенок может проверить себя после ее построения. Еще там рассказывается о том, что если ребенок собирает башню, не соблюдая правильного порядка, в этом нет ничего страшного, это в любом случае взаимодействие с материалом и рано или поздно малыш научится видеть свои ошибки и соберет башню так как следует. Поправлять его не нужно. Во второй половине видео Монтессори-педагог проводит трехступенчатый урок на усвоение понятий "большой-маленький", "большой-больше-самый большой"

Но это только на первый взгляд кажется, что из розовой башни можно строить только собственно башню. На самом деле у этого материала много возможностей.

Читайте также: