Материал для строительства средневековых домов

Обновлено: 13.05.2024

Жилищный вопрос: замок сеньора и крестьянский дом

Средневековый замок и крестьянский дом – пожалуй, два главных объекта недвижимости эпохи Средних веков. Что же было между ними общего?

Замок Классического Средневековья

XII-XIII вв. в Европе — время расцвета каменного зодчества, а именно — постройки замков романского типа. Постройка имела привычный для нас состав: донжон и крепостные стены.

В Каролингскую эпоху появились бурги — деревянные укрепления на возвышенности, окружённые рвом. Фактически с начала IX века начинается история средневекового замка. Со временем строительство донжона производится только из камня. К концу XII века замки окончательно переходят на камень. Складывается архитектурный ансамбль в целом — можно только посмотреть на Шато-Гайар, который был возведён по велению Ричарда Львиное Сердце у реки Сена. Естественно, стены стали куда выше, а рвы куда глубже. К новому столетию уже отмечается переход к готическому стилю: резцы, декор, уменьшается количество крепостных башен. Постепенно замок переходил в статус резиденции, родового гнезда. Постройку только из камня могли позволить себе исключительно богатые сеньоры: графы, герцоги и, конечно же, монархи.

1.jpg

Шато-Гайар. (Pinterest)

2.jpg

Схема замка XII-XIII вв. Вид сверху. (Pinterest)

Если говорить о внутреннем убранстве и мебели, то внутри донжон выглядел довольно скромно и просто. Окна завешивали тканью или использовали плетеную решётку. К наступлению вечера свет исходил от камина, факелов, сальных свечей и масляных ламп: дыма и тепла хватало для согрева обитателей донжона. Но, к сожалению, этих средств было недостаточно в борьбе с сыростью — главной проблемой любого средневекового жилища. Стены украшались гобеленами, а пол был либо из глины, либо из деревянных досок. Каменные плиты — это уже настоящая роскошь. На зиму его обычно утепляли соломой. Шкаф, буфет, сундук, стулья (или просто доски, поставленные на козлы), стол, кровати и хозяйское кресло — вот и вся мебель в жилых помещениях замка. Камин в спальне старались топить постоянно, кровать заправляли при помощи палки — ведь она была довольно широкой и одному человеку с ней совладать было сложно.

3.jpg

Главный зал донжона замка. Реконструкция. (Pinterest)

В целом повседневная жизнь в замке была монотонной. Бурная деятельность наступала в промежутке между праздником Пасхи и Днём всех святых — ярмарки, сбор винограда, мобилизация войска, суды и выплата оброка. В остальное время хозяин и его подданные, сидя в замке, откровенно скучали. Походы, турниры и охота были настоящим спасением. Женщины занимались вышивкой в огромном зале и очень ждали возвращения своих супругов. Отсюда и такая тяга средневекового социума к гостеприимству — привычный ритм жизни с приездом гостей сразу приобретал новые и интересные черты. Один пир в замке сеньора был настоящим феерическим шоу.

Крестьянский дом: замок сеньора в миниатюре

Рассмотрим средневековую недвижимость рангом пониже: жалкая хижина, которая во всех уголках Европы выглядела почти одинаково. Полностью деревянная постройка — это, безусловно, редкость. Конструкция крестьянского жилища представляла собой каркас из брусьев, который заполнялся саманом — смесью рубленой соломы с глиной. В южных регионах использовали лишь промятую глину. Крыша в большинстве случаев была из соломы, шифер и черепица — удовольствие для зажиточного землепашца. Одна дверь, одно окно с деревянным ставнем. Это было жилище, состоящее из одной комнаты, в которой спали. Также выделялось помещение, где готовили пищу. Кухней или столовой назвать это пространство не поворачивается язык: оно было ничтожно маленьким.

4.jpg

Схема крестьянского дома. (Pinterest)

Абсолютно простая и даже убогая мебель: ларь, по размеру которого определяли насколько хозяин состоятелен, табуретки, две лавки, стол и несколько кроватей. Вместо стола могли использовать старую дверь, которую клали на козлы.

5.jpg

Крестьяне работают у дома. (Pinterest)

Подвалов не делали, а для хранения запасов использовали погреб рядом с домом. Более богатые хозяева использовали гумно. Чердак дома использовали для хранения зерна. Инструменты, посуда и даже домашние животные могли находится в жилом помещении. «Всё смешалось: люди, кони…» — это классическое выражение прекрасно подходит для описания жизни в простом крестьянском доме.

6.jpg

Средневековая деревня. Реконструкция. (Pinterest)

Так что же объединяло эти, с одной стороны, кардинально различающиеся виды недвижимого имущества эпохи Средневековья? Во-первых, скудный интерьер и отсутствие достаточного количества мебели. Во-вторых, монотонная жизнь обитателей замка и крестьянского дома фактически ничем не отличалась (кроме как угощениями на столе).

И, конечно же, крестьяне не проводили много времени дома — зимой и летом их ждали трудовые будни. Сельское население часто перемещалось с места на место, меняя пастбища и поля, тем самым оставляя свой дом надолго пустующим.

Средневековые дома

Средневековый город

«Мой дом – моя крепость». Именно эта пословица как нельзя лучше отражает отношение средневекового человека к своему дому. Самые богатые люди средневековья: короли, герцоги, графы и прочие бароны имели в качестве своих домов крепости и замки в самом прямом смысле, и чем богаче был феодал, тем более неприступным был его дом-крепость. Но какими же были средневековые жилые дома более простых людей, разных ремесленников, селян, купцов, средневековых горожан? Об этом наша сегодняшняя статья.

Дома в средневековой Европе: общее описание

Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.

Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

Великий лондонский пожар

Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

Устройство средневекового дома

В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

Схема средневекового дома

Так выглядит схема средневекового дома.

Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

Средневековый дом внутри

Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

Средневековый дом внутри

А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

Внешний вид средневекового дома, фото домов

Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами. По внешнему виду каждый дом был уникальным, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее был его фасад. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции, само наблюдение за которыми приносило (и приносит) удовольствие всем ценителям прекрасного.

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама, Анже, Франция.

Дом Адама

И сам этот великолепный дом, построенный в XV веке.

средневековые дома

А вот так выглядят средневековые дома Германии, возможно, они не столь богато украшены художественной скульптурой как их французские аналоги этого же периода, тем не менее, они отличаются своей мощностью фасадов и массивностью кронштейнов.

Площа рынок

А здесь фасады средневековых домов Львова, родного города автора статьи. Построенный согласно принципам средневекового зодчества каждый дом имеет свою уникальную изюминку и неповторимый архитектурный стиль.

Дома средневековой деревни

Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.

Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.

средневековый деревенский дом

Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.

Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.

Деревенский средневековый дом внутри

Внутреннее убранство украинского средневекового дома, фото из музея «Шевеченковский гай».

Средневековый замок и его устройство

Средневековый замок

При словосочетании «средневековый замок» наше воображение сразу же рисует нам величественное строение, с высокими башнями, зубчатыми стенами, на которых несут свою стражу суровые рыцари в доспехах. А кто-то, возможно, представит себе даже какого-то дракона, летающего в небе над самим замком и мудрого волшебника с длинной седой бородой, живущего в одной из замковых башен (как правило, самой высокой). Ведь недаром образ замка весьма популярен в таком жанре как фентези, разных сказках и прочая-прочая. Но часто реальная история не менее интересна, чем различные сказочные небылицы, и наша сегодняшняя статья будет посвящена замкам самым что ни есть реальным, их устройству и месту в нашей истории.

История средневековых замков

На самом деле история появления замков берет свое начало даже не средневековье, а в гораздо более ранние времена, возможно, что еще доисторические. И связано появление замков и крепостей как таковых с удовлетворением одной из базовых потребностей человека – потребности в защите. Ведь времена всегда были неспокойные, нет, разумеется, были времена относительно более мирные, но даже тогда где-то велись войны. А по большому счету войны велись всегда, пока существовало человечество. И даже если в какое-то время в каком-то месте они не велись, всегда находилась некая маргинальная часть общества, желающая полакомится добром ближнего своего (да и дальнего также).

То есть замки изначально создавались, как средство обеспечения защиты для себя и своих близких, чтобы в случае нападения, то ли войск неприятеля, то ли просто лихих разбойников и бандитов, можно было, где укрыться и успешно отбить нападение незваных гостей.

Первые замки в истории были совсем не похожи на то, что мы подразумеваем под ними сейчас – они строились из дерева и представляли собой пространство, огражденное деревянным частоколом, и вырытым вокруг этого частокола рвом.

Деревяный замок

Примерно так выглядели подобные деревянные замки. До наших времен они, разумеется, не сохранились.

Прогресс не стоял на месте, и вот на смену строительству из дерева пришло строительства из камня. Первые каменные замки начали строить еще римляне, часто они возникали в местах укрепленных гарнизонов римских легионов. С падением Римской империи и наступлением средневековья дело замкостроительства переняли уже многочисленные графы, бароны, феодалы и, разумеется, короли новообразованных европейских средневековых государств.

осажденный замок Мортон

Осажденный замок Мортон в Шотландии, средневековая миниатюра.

Со временем, в эпоху позднего средневековья, замки из обычных мест убежища и защиты превратились в атрибут роскоши, власти и престижа – бывало, что некий влиятельный и обладающий укрепленным замком феодал мог быть неподвластен даже самому королю. В общем, европейские феодалы частенько мерялись своими замками (привет дедушке Фрейду), на предмет, у кого замок больше и неприступнее.

Устройство средневекового замка

В целом каждый порядочный средневековый замок должен был соответствовать таким базовым требованиям:

  • находится в малодоступной для неприятеля и возвышенной местности, чтобы можно было с высоты обозревать значительные расстояния и издали видеть приближение потенциального врага (за это время успеть подготовится к обороне, закрыть ворота, нагреть смолу для незваных гостей и так далее),
  • иметь внутри источник воды – на случай возможной длительной осады,
  • выполнять репрезентативные функции, то есть всячески подчеркивать богатство и власть хозяина замка, будь-то граф, барон, князь или даже король.

Схема средневекового замка

Схема средневекового замка.

Одной из важных деталей средневекового замка является глубокий ров, вырытый по его периметру, а перед ним – вал вытянутой земли. В идеале, когда ров опоясывает стены замка полностью, но часто это не позволяет ландшафт и форма почвы. Если почва вокруг замка скалистая, то ров или не роют вовсе, или делают его не большим, способным задержать, лишь продвижение вражеской пехоты. Некоторые историки классифицируют виды средневековых замков, в зависимости от наличия у них рва, или наоборот его отсутствия.

Если глубокий ров таки имеет место быть, то вход в средневековый замок осуществляется через специальный подъемный мост, который обычно приводился в движение механизмами, спрятанными в здании над ним. Также в европейских замках часто встречались подъемные мосты, работающие по принципу качелей – одна их половина находилась внутри замка, другая снаружи. При нападение на замок, внутренняя часть моста поднималась, опуская внешнюю, тем самым, сбрасывая нападающих, которые успели на нее залезть, в спрятанную во рву «волчью яму». Также при закрытых воротах попасть в замок можно было через боковую калитку, которая имела также свой маленький подъемный мостик.

Замок тальмберг

Чешский замок Тальмберг, скриншот взят из недавно вышедшей отличной исторической компьютерной игры Kingdom come Deliverance, сделанной Пражской студией Warhorse (о ней еще вспомним).

Ворота средневекового замка – наиболее уязвимая его часть, поэтому нападающие на замок, основные свои усилия направляли на то, чтобы первым делом выбить ворота специальным осадным тараном и ворваться в сам замок. Защитники же замка со всех сил пытались этого не допустить, и именно у ворот во время осады происходили самые яростные сражения. Сами ворота дополнительно укрепляли металлическими решетками, опускающимися за ними и стальными, железными засовами. Сверху же надворотная башня была оборудована так зваными «смоляными носами», через которые на штурмующих ворота, лилась раскаленная смола. (К слову очень действенное средство защиты от врагов в средневековье).

Смоляные носы

Так выглядят смоляные носы.

Стены средневекового замка

Стены замка, пожалуй, заслуживают целого отдельного раздела, ведь, по сути они и формируют сам замок. Итак, первым делом стены средневекового замка должны были иметь глубокий фундамент, для того, чтобы противникам было трудно сделать под них подкоп. Сами стены строились из обработанного камня или кирпича.

Часто в замках имелись двойные стены: высокая внешняя стена и более маленькая внутренняя. Между ними располагалось пустое пространство, получившее немецкое название – «цвингер». Этот цвингер имел существенное значение для защитников замка, дело в том, что если нападавшим удавалось преодолеть внешнюю стену, они оказывались в этом самом тесном «цвингере», зажатыми между двух стен, где становилось отличной мишенью для лучников.

Также практически все стены средневековых замков сверху имеют зубцы, за которыми защитники могли прятаться, например, на время зарядки своих арбалетов. Помимо зубцов на стенах имелись бойницы, через которые лучники, арбалетчики, а в более поздние времена и мушкетеры могли вести огонь по неприятелю.

замок Любарта

Замок Любарта в Луцке.

По углам стен замка находились небольшие, фланкриющие (выступающие наружу) башни, расположенные таким образом, чтобы защитникам замка было удобно вести огонь вдоль стен по двум направлениям.

Средневековый замок внутри

Важной частью внутреннего устройства замка было наличие в нем колодка, а поскольку замки часто строились на скалистых возвышенных местностях, порой колодец приходилось прокладывать на глубину более 100 метров. (Например, колодец замка Кенигстайн в Саксонии был проложен на глубину в 140 метров). По той причине, что вода добывалась с таким трудом, вопросы личной гигиены и санитарии для жителей замка оставляли желать лучшего.

Также в замке находился ряд построек, призванных полностью обеспечить быт его жителей при долгой осаде: пекарня, паровая баня и кухня.

Хозяин замка обычно жил в его центральной башне, которая в зависимости от его богатства и временного периода, могла быть, как роскошно обставленной, так и весьма аскетичной.

палата в замке Марсбург

Так, например, выглядит палата в немецком замке Марксбург.

Также в замке часто имелась тюрьма, она же темница, где содержались разные преступники из простолюдинов, в то время как знатные пленники, взятые в плен с целью получения выкупа (обычная практика в средневековье) содержались в специальных охраняемых «VIP покоях» главной башни замка.

Также обязательным атрибутом замка было наличие маленькой часовни, а то и церкви (если замок побольше). А среди жителей замка всегда был капеллан или священник, который помимо своих священнических обязанностей выполнял роль писаря и учителя (в те времена даже далеко не каждый дворянин был грамотным).

замковый туалет

А вот так интересно выглядит туалет в замке – в виде такой пристройки к стене. Интересно знать, что туалеты в средневековых замках не отапливались, и посещение их зимой было особенно малоприятным действом.

Да и в целом жизнь в средневековом замке, особенно с точки зрения нас, избалованных благами современной цивилизации, была не простой – в первую очередь в каменных замках было очень темно и холодно, частыми гостями там были сквозняки. Окна средневекового замка в силу своего фортификационного характера пропускали мало солнечного света, а часто они даже не были застеклены. Каминное отопление немного выручало, но все равно имейте ввиду, что стены средневековых замков покрывались различными толстыми коврами и гобеленами не только лишь из эстетических побуждений, но и банально, чтобы сохранить больше тепла.

Средневековый романский замок

Средневековый романский замок

Упадок замков

С появлением огнестрельного оружия и совершенствованием пушек средневековые замки утратили свое значение в качестве оборонных сооружений, ведь можно было спокойно расстрелять стены замка пушками издалека. Поэтому многие замки стают просто резиденциями богатых феодалов, часть замков вовсе пустеет. Впоследствии многие замки были разобраны на камень, для строительства уже обычных домов и поэтому не сохранились до наших дней.

Средневековые замки Европы, видео

И напоследок интересный документальный фильм об истории средневековых замков в Европе.

P. S. И почти на правах рекламы, но ключевое «почти», особым вдохновением при написании этой статьи стала недавно вышедшая компьютерная игра Kingdom come Deliverance, которая сделана на основе настоящих исторических событий, некогда происходивших в средневековой Чехии, и представляет собой помимо всего прочего отличный виртуальный экскурс в историю европейского средневековья. Одним словом, наш исторический сайт ее рекомендует всем читателям.

Как в "отсталом" средневековье изобрели каркасные дома. Рассказываем о фахверке

У немецкого слова «Fachwerk» несколько переводов, один из них – «каркас» (также Fach – панель, фрагмент, секция, werk - сооружение). Это и отражает основную особенность домов такого типа. Даже каркас финского дома не сравнится по значимости с этой же конструкцией в фахверковых зданиях. Технология строительства известна территории Германии с XV века, уже тогда строили такие сооружения.

Конструкция каркаса сложная и состоит из вертикальных, горизонтальных и наклонных балок (подкосов). В старые времена для достижения максимальной долговечности их изготавливали из морёного дуба, самой твёрдой древесины в европейских странах.

Пространство между стойками и подкосами заполнялось одним из материалов:

  • саман;
  • кирпич;
  • натуральный камень;
  • дерево (в более поздний период).

Визуальная особенность домов по технологии фахверк – видимые как снаружи, так и внутри элементы каркаса. Современные каркасные дома – финские и европейские – выглядят не так колоритно, ведь каркас закрыт обшивкой.

Краткая история фахверковых конструкций

Массовое строительство в Германии домов по этой технологии началось с XV века, и вскоре фахверк захватил всю Европу и не только. Строения «каркасом наружу» были популярны как в ближайших от страны пива и сосисок государствах, так и в весьма отдалённых местах, например в Британии. Первые сооружения с фахверковым каркасом датируются XIV веком (Кведлинбург – 1347 г). В это время русские князья ещё платили дань ханам Золотой Орды.

По неподтверждённым данным дома с жёстким каркасом, не скрытым внутри стен, встречались в Европейских странах, начиная с XI века, но это уже сложно доказать – фрагменты конструкций недостаточно хорошо сохранились, чтобы утверждать наверняка. Спад популярности фахверка пришёлся на XVIII век, но позже, начиная с середины XX этот стиль и технология снова вошли в обиход. Но уже из-за оригинального дизайна и удобства сборки сооружений.

Прообраз современных строений – дома, где использовались простые столбы и балки-прогоны в качестве несущих конструкций. Причём стойки вкапывались в землю, но это приводило к гниению древесины и поэтому вскоре столбы стали ставить на низкий фундамент. С развитием промышленности круглое бревно сменилось балками и стойками квадратного и прямоугольного сечения, тогда же в конструкцию ввели подкосы для большей жёсткости и устойчивости.

Имитация или полное соблюдение технологии?

Сегодня в дачных посёлках и небольших населённых пунктах за городом часто можно увидеть аккуратные домики со стенами, выкрашенными в светлые оттенки и контрастно выделяющимися тёмными вертикальными, горизонтальными и косыми элементами из дерева. Если внимательно не приглядываться или просто не знать об особенностях технологии строительства фахверковых домов, можно подумать, что это следование средневековым немецким традициям каркасного домостроения. На самом деле это просто подражание характерному внешнему виду домов в стиле фахверк.

Для чего так делают:

  • создание понравившегося дизайна;
  • возможность спрятать некрасивые стыки листового материала;
  • нет необходимости использовать эластичную штукатурку для соединений ЦСП.

Имитацию отличить обычно несложно – недостаточно мощные балки, неправильное их расположение, а вблизи видно, что это просто декорация, нашитая сверху на стены. С помощью такого несложного хода, застройщик или владелец убивают двух зайцев одним ударом – скрывают дефекты или сложные стыки и одновременно получают средневековый аутентичный дизайн.

Настоящая немецкая технология фахверк подразумевает полное соответствие технологии. Это сложная система стоек, балок и раскосов, где каждая деталь находится на своём месте. Более того, для создания фахверкового сооружения требуются особые материалы. Каркас собирают из максимально прочной древесины (морёный дуб сегодня – недостижимая роскошь, но можно использовать клееные балки из прочных пород дерева), а заполнение может быть кирпичным или каменным, глинобитным или панельным. Современные технологии производства вкупе с традиционными методами сборки дают отличные результаты. Те же цементно-стружечные плиты можно ввести в перечень материалов и не прогадать.

Плюсы домов фахверк

Фахверк – та же каркасная технология, поэтому к их плюсам можно отнести все достоинства , свойственные каркасникам.

  • Низкая теплопроводность и пассивная энергоэффективность. Древесина плохо проводит тепло, но для получения по настоящему тёплого дома по технологии нужно обратить внимание на материал для заполнения стен. Дерево, саман или обшивка с утеплителем дадут отличный результат. Применение кирпича или камня потребует дополнительного утепления.
  • Быстрое строительство. Как и все каркасные дома, фахверк не требует много времени на возведение.
  • Длительный срок службы. Историческое сооружение XIV века всё ещё стоит в качестве памятника, а значит, при должном уходе здание может служить не одну сотню лет.
  • Экономия при строительстве. Конечно, выбор материала для стен повлияет на конечную стоимость строительства, но если не делать ставки на натуральный камень и другие дорогостоящие варианты, возведение вполне по карману людям среднего достатка.

Этажные выступы, или дом вверх тормашками

Современные строители и обыватели привыкли к тому, что этажи по площади одинаковы или, в случае с мансардой, верхний меньше. А вот в домах фахверк часто встречается обратное явление – каждый верхний этаж (а их может быть до 3-х) шире предыдущего. С чем связано такое оригинальное архитектурное решение?

Практичность, и ещё раз практичность. Немецкие плотники таким образом защищали стены сооружения от дождя, ведь деревянный каркас боится влаги в больших количествах. Этажный выступ второго этажа, выдающийся на расстояние до полуметра, защищает стены нижнего. Были догадки, относящие это архитектурное решение к попыткам расширить полезную площадь без увеличения пятна застройки, но увеличение незначительно.

Дом фахверк сегодня

При нынешнем уровне технологий и промышленности невозможное ранее становится выполнимым. Вот и технология строительства каркасных фахверковых домов приобрела новые решения. Таким гибридом современности и Средних веков стал дом по технологии фахверк с заполнением стен ничем иным, как рамами со стеклом. Практически весь дом становится одно светопрозрачной конструкцией, а окружающий пейзаж становится частью интерьера. Жёсткая конструкция каркаса позволяет не монтировать дополнительные укрепляющие рамы (в срубах – окосячка, обсада), а врезать рамы со стеклом прямо между стоек.

Более традиционные варианты строительства домов по немецкой фахверковой технологии пользуются популярностью.

Среди сегодняшних материалов заполнения стен:

  • стекломагниевый лист;
  • ОСП;
  • водостойкая фанера;
  • цементно-стружечная плита;
  • кирпичная кладка;
  • газо- и пенобетон и др.

Для утепления стен из листовых материалов используют различные теплоизоляционные материалы, самые популярные из которых – пеноплекс, а также плиты и вата на основе базальтового волокна. Применяют и более прогрессивные материалы – эковату, полиуретановое напыление.

Наружная отделка таких домов проводится в соответствии с традициями – подготовленную поверхность стен красят в белый или светло-кремовый цвет (возможны оттенки), а балки – в коричневый (подходит вся гамма оттенков – от медового до тёмного шоколада).

Как в древности умудрялись возводить огромные сооружения из камня без спецтехники?

На протяжении многих веков ученые задаются вопросом – как древние строители умудрялись создавать огромные сооружения из камня, не применяя современные технологии. У древних архитекторов не было никакой специальной техники, способной поднимать огромные каменные глыбы, однако они строили храмы, которые стоят уже тысячелетия. В сети можно найти самые фантастические версии. Ученые смогли разгадать загадку и ответить на вопрос.

Как перемещали огромные камни?

Даже сегодня можно найти развалины древних храмов, разбросанные по всем континентам. Древние строители возводили храмы их огромных каменных глыб, которые сложно было перемещать просто руками. Стоит отметить, что современные строители не всегда имеют возможность переноса таких камней, не говоря уже об архитекторах из античных времен.

Полигональная кладка из каменных блоков с характерными отверстиями Полигональная кладка из каменных блоков с характерными отверстиями

Если хорошо присмотреться, на некоторых камнях можно обнаружить небольшие выступы и углубления. Ученые считают, такие выступы нужны были для полигональной кладки камня. Было проведено целое исследование, в ходе которого выяснилось, что камни можно легко передвигать, если использовать центр тяжести. В лабораторных условиях удалось переместить глыбу весом более 20 тонн. Причем передвигал камень обычный человек.

Древняя стена, пример полигональной кладки Древняя стена, пример полигональной кладки

Древние архитекторы поняли, что, если балансировать центр тяжести большого камня, его можно легко передвигать с места на место. При этом использовалась сила нескольких строителей.

Храмы из пазлов

Остав из мегалитов с характерными отверстиями Остав из мегалитов с характерными отверстиями

Характерные углубления на камнях, привели ученых к мысли, что их доставляли издалека. Для проверки теории с центром тяжести были созданы опытные образцы. Оказалось, что, если соблюдать правильный баланс центра тяжести, любой камень можно перекатывать усилиями одного человека. Достаточно было установить в отверстия палку, и камень можно было тащить на большое расстояние.

Древняя стена из больших камней разной формы и размера Древняя стена из больших камней разной формы и размера

Такая хитрость позволила древним строителям возводить храмы и сооружения из монолитных камней большого размера. Специальная конструкция камня создавалась не просто так. Каждый камень имел определенные закругления на краях, которые позволяли быстро перекатывать его в любое место. Для упрощения процесса транспортировки использовали деревянные палки, которые выступали в роли ручек.

Руины древнего здания Руины древнего здания

По сути, древние строители возводили храмы из пазлов. Каждый камень становился рядом с другим, при этом они имели минимальный зазор на стыке. Конечно, приходилось рассчитывать форму и размер камней. Однако после таких сложных манипуляций, строение получалось максимально прочными, способным стоять веками.

Пожалуйста 🙏 уделите несколько секунд нашему опросу, поставьте лайк и сделайте репост, если статья вам понравилась. Эти простые действия очень помогут нашему каналу 🤝

Возможно вам будет интересно

  • Топ5 "недостроев" прошлых столетий, куда идут толпы туристов
  • Города-призраки России 💀 и их истории.

Средневековая техника обработки материала и возведения постройки

В раннюю эпоху, на ряду с местным камнем, стремились использовать прекрасный старый строительный материал римской эпохи; таким образом были разнесены многие древние здания. Особенно же привлекали мраморные колонны и капители, как римские, так и византийские (из Равенны), которые с большим трудом перевозили из Италии через Альпы для постройки церквей во Франции и Германии. Этот источник лучших материалов не иссякал очень долго, и еще в ХII в. имели намерение везти мраморные колонны из Рима в Париж.

Местные каменоломни были повсюду; из них поставлялся камень для замков, городских стен и церквей, для романских и грандиозных готических сооружений, строившихся преимущественно из песчаника, известняка, мягких меловых пород. Прекрасный камень добывали около Понтуаза (к северу от Парижа); известен камень из ломок вокруг города Маркиза, вывозившийся из северофранцузского порта Булонь, и камень, обрабатывавшийся в мастерских Турнэ (в нын. Бельгии). В южной Германии добывали красноватый песчаник, в Тюрингии (средняя Германия) — сланцы для черепицы, в горах Оверни (центральный массив Франции) — темный базальт. Для постройки колоссального Кёльнского собора (законченного только в ХIX в.) брали камень из прирейнских трахитовых каменоломен, где добыча строительного материала производилась еще римлянами.

В областях, бедных камнем (северная Франция, Нидерланды,. северная Германия, северная Италия), строили из кирпича,. весьма удобного для готических зданий; глинокопни и печи для обжига кирпича встречались во множестве (до Х1 в.— большие тонкие кирпичи; в Х11 в. — очень крупные с несколькими отверстиями для облегчения обжига). В Италии широко употреблялся мрамор из местных богатейших мраморных ломок (напр., знаменитый каррарский мрамор из карьеров около Пизы). Он шел на нарядную облицовку стен и фасадов полосами из белых, черно-зеленых и красных плит. Таковы фасады соборов в г. Пизе (около устья р. Арно, на западном побережье Италии), во Флоренции и др.

Орудиями в каменоломнях служили кирки и пилы без зубьев, по форме похожие на обыкновенную лучковую пилу. Перевозка материалов к месту постройки производилась по морю, по рекам и каналам и, в случае необходимости, по весьма неудовлетворительным в средние века дорогам, на волах.

Первая обработка камня происходила на месте его добычи; во всяком случае его здесь оболванивали и частично обтесывали. Тонкая обработка (преимущественно капителей, карнизов и т. п.) производилась в специальных каменотесных мастерских, сосредоточенных в городах каменоломных районов (напр. в г. Турнэ), откуда обработанный камень целыми партиями отправляли по рекам или морем к местам стройки. Поэтому не всегда можно считать местной технику обработки камня какого-либо исторического памятника; вместе с каменной резьбой приходил и стиль каменщиков отдаленных мастерских. Камень для кладки стен и сводов, привезенный с ломок, обтесывался окончательно на участке стройки, где ставились легкие деревянные сараи и навесы для склада строительных материалов и для работы над ним.

Инструментами каменотеса были: кирки — либо долотообразные с одним"плоским заостренным концом, либо топорообразные с ровными или зубчатыми краями; теска производилась также зубилом (с киянкой); для проверки правильности придаваемой камню формы употребляли правило и наугольник. Эти орудия, с незначительными видоизменениями концов кирки, служили в течение всего Средневековья (собственно служат и доныне).

Обработка камня - графика витража


Обработка камня (кирка, зубило); проверка кладки отвесом; наугольник, циркуль. Витраж Шартрского собора, Франция (ХIII в.)

Подъем строительного материала на постройку, помимо всегда практиковавшегося подноса его людьми, происходил с помощью обыкновенных двухблочных (иногда — полиспаст) кранов с воротами или с топчаками, приводимыми в движение людьми. Для подъема больших грузов на незначительную высоту, употребляли волчью лапу, состоявшую, как и теперь, из клина с двумя расклинками, заводившимися в заранее вырубленное отверстие на верхней постели камня. Подъем «волком» был удобен тем, что камень можно было сразу уложить на место, а отверстие от клина скрывалось в кладке. Кроме «волка» (особенно в ХIV-ХVI вв.; позднее опять вернулись к волчьей лапе), применяли автоматически зажимающиеся клещи, которые для захвата требовали двух углублений, вырубленных на противоположных сторонах готового камня. Одно из углублений неизбежно оставалось заметным на поверхности кладки — по этому признаку можно определять кладку XIV —, ХV вв. Неудобство клещей состоит в том, что захваченные ими камни нельзя сразу класть на место, а необходимо дополнительно их передвигать.

Для подъема больших грузов на незначительную высоту, с ХIV в. известен деревянный винтовой домкрат. Средневековые постройки — даже самые большие романские и, тем более, готические соборы — не строились из таких громадных каменных частей, как некоторые сооружения античности; песчаниковые и известковые, туфовые и трахитовые плиты и тесаные отдельные камни были гораздо легче и мельче античных тяжелых камней, мраморов, монолитных колонн. Поэтому подъемные механизмы Средневековья меньше и слабее в виду того, что не рассчитаны на слишком большую тяжесть.

Нередко для вытаскивания камня устраивали небольшую наклонную плоскость с помещенным внизу воротом. При постройке круглых башен большого диаметра пользовались спиральной наклонной поверхностью, по которой поднимались даже быки с телегами и на протяжении которой устанавливали несколько воротов, тянувших груз каждый на своем отрезке. Так ст оился в ХIII в стоящий до сих пор донжон Нюрнберг. замка Куси (северовосточная Франция), на стенах которого доныне видны отверстия для балок лесов, идущие спиралью снаружи башни (выс. 60 м). Опоясывавший постройку довольно широкий - по расчету архитектора-археолога до 5.5 м — настил создавал постепенный мягкий подъем, что было существенно для избе- жания разрыва канатов, так как тогда еще не употребляли железных цепей.

Три подъемных крана на постройке


Три подъемных крана на постройке; топчак; захват камня клещами; рабочий с тачкой; кладка стены на растворе. Миниатюра Х1У в.

В средние века не знали кладки правильными квадрами насухо. До готической эпохи редко встречаются гомогенные по кладке стены; они обычно имеют внутреннее ядро из бута„ с большим или меньшим количеством раствора, и облицовку тесаным или полутесаным камнем. В готическую эпоху прекрасно выбирали, обтесывали и складывали — в лучших постройках без бута — камень на малом количестве раствора. Для крепости стены часть облицовочных камней впускалась тычком в бут или пересекала всю толщу стены; с той же целью в стены вкладывались бревна (особенно в романских постройках), снаружи заканчивавшиеся железными скрепами, и железные балки. Все эти приемы для достижения наибольшей прочности и устойчивости стен особенно заметны на военных сооружениях, которые должны были выдерживать удары тараном. Фундамент, в случае ненадежности почвы, покоился на свайном основании.

Два подъемных крана с воротами


Два подъемных крана с воротами; клещи, крюк; мастер с наугольником; архитектор, дающий ему указания; теска камня киркой. Миниатюра Х1У в.

Каменные сооружения строились при помощи лесов для возведения стен и кружал для возведения арок и сводов. В бедных лесом местностях арки и своды умели класть и без кружал. Леса, укреплявшиеся в самой стене по мере ее возведения, снимались по окончании постройки, но связи, стягивавшие стены под сводами, оставались до того времени, пока не установится равновесие, а то и навсегда (ряд примеров в Италии).

Спиральная наклонная поверхность при постройке круглой башни


Спиральная наклонная поверхность при постройке круглой башни.

Ввиду того, что строили руководствуясь только опытом, опираясь на эмпирическое отношение к делу, планы готовых построек получались неожиданно весьма неправильные: то восточно-западная ось оказывалась ломаной, то неф неловко присоединялся к хору (в готическом соборе), то трансепт имел очертания трапеции, вместо прямоугольника, и т. д. При кладке мастер пользовался наугольником и ватерпасом для проверки горизонтального положения и отвесом для определения вертикального направления. Точность в кладке стен как военных сооружений, так и крупных церковных построек была чрезвычайно важна; в средние века множество зданий обрушивалось вследствие сползания стен и недостаточности того примитивного статического расчета, который мог быть сделан в те времена. Роль архитектора при проектировании здания выражалась в том, что он создавал модель, которая служила вместо позднейшего проекта. Такова была модель Миланского собора (ХIV — ХV вв.) и грандиозная модель Брунеллески для купола Флорентийского собора. О моделях более ранних сооружений ничего не известно.

Строительная деятельность, почти не замиравшая в ранний период Средневековья и достигшая большого расцвета в лучших произведениях романского и готического стилей, рано вызвала к жизни образование артелей или товариществ мастеров и рабочих-строителей. Наиболее прославились так наз. мастера из Комо (северная Италия, Ломбардия), которые существовали уже в VIII в. и, пользуясь свободой передвижения (каменщики были такими же сравнительно свободными работниками, как в более поздние века горняки), переносили в другие страны высокую строительную технику. Ко времени развития и экономического расцвета городов (ХIII — ХV вв.), проявивших большой интерес к строительному делу, относятся объединения строителей во Франции и Германии. Это были крепкие организации типа ремесленных цеховых, столь же замкнутые и оберегавшие тайну мастерства, как эти последние. По этой причине, главным образом, не осталось почти никаких документов и сочинений практического содержания, которые могли бы осветить различные стороны техники строительного дела Средневековья, в результатах своих оставившего нам замечательные произведения.

Читайте также: